Под кризисом
понимают резкое изменение количественных и качественных характеристик
объекта, затрудняющее или делающее невозможным исполнение им своих функций
в системе, частью которой он является.
С конца 90-х годов Россия вошла в состояние системного кризиса. В соответствии
с концепцией академика Н.Н. Моисеева в этом состоянии
- утрачиваются системообразующие смыслы, цели, механизмы и части системы
начинают решать свои собственные задачи, как правило, в ущерб целому;
- решить возникший комплекс проблем нельзя мерами, решения, реформами
в какой-то отдельной области.
Системный кризис приводит, как и предсказывалось [1,2] к ряду кризисов
в отдельных регионах, системах жизнеобеспечения, отраслях, в аппарате
управления. Такую системную неустойчивость демонстрируют банковский кризис
1998 г., энергетический кризис в Приморье, гибель "Курска",
затопление и восстановление Ленска. Если сравнить системный кризис с тяжелой
болезнью общества, с неизбежными метастазами техносферу, биосферу и других
сферы жизнедеятельности, то аварии, банкротства, чрезвычайные ситуации
и катастрофы выглядят как приступы, обострения этой болезни. "Купирование"
этих приступов представляет собой важную задачу, хотя и несравненно более
простую, нежели задача выхода из системного кризиса.
Что же здесь может быть взято в качестве прообраза, прототипа парирования
локальных кризисных явлений, их прогнозирования и предупреждения? Именно
этот круг вопросов и рассматривается в настоящем докладе.
Таких прототипов, "образцов для подражания" существует, на наш
взгляд три.
- В последнее десятилетие в связи с быстрым изменением условий хозяйствования,
внутренней и внешней экономической ситуации происходили многочисленные
банкротства, закрытие банков и предприятий, изменение форм собственности
и смена хозяйствующих субъектов. В этой связи была развита концепция антикризисного
управления компаниями, банками, предприятиями. Ее использование показало
весьма высокую эффективность. Оно позволило в одних случаях не допустить
вывода из хозяйственного оборота значительной части основных фондов, в
других – не допустить разворовывания активов ряда предприятий и их деградации.
Этот набор принципов, методов, приемов и алгоритмов "управления в
форс-мажорных ситуациях", по-видимому: является достаточно общим
и полезным в новой экономической реальности. Разумеется, знание концепций
не гарантирует успеха, а требует необходимой правой поддержки и энергич-ной
работы квалифицированных специалистов.
- Ряд крупных операций, в которых участвовало МЧС России, связанных с
ликвидацией последствий природных и техногенных катастроф (восстановление
Ленска, ликвидация острого энергетического кризиса в Приморье и др.),
позволил сформировать своеобразную "идеологию" действий в кризисных
ситуациях и увидеть необходимые организационные решения [3]. Во многих
чрезвычайных ситуациях оказывается, что традиционные экономические критерии
неэффективны, особенно когда речь идет о жизнях людей или о необратимых
изменениях в государственной структуре или массовом сознании. Поэтому
и критерии, и методы, и механизмы должны быть иными (если батареи отопления
больше взять негде, то их действительно надо везти из Москвы самолетом)
Нынешний этап развития России, тяжелая социально-экономическая ситуация,
недостаток ресурсов заставляют основное внимание уделять прогнозу и предупреждению
кризисов. И здесь также опыт МЧС России представляется общезначимым.
- Классический пример действий в условиях кризиса дает организация управления
снабжением в условиях военного времени, других чрезвычайных ситуаций.
Здесь накоплен огромный опыт, проведен всесторонний анализ [4]. Однако
он сплошь и рядом остается невостребованным.
Хотелось бы надеяться, что развитие обсуждаемых разработок и их применение
окажется упреждающим, а не запаздывающим.
Литература:
1. Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г.,
Посашков А.С. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие,
синергетика. – М.: Наука, 2000 – 432 с.
2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г.
Синергетика и прогнозы будущего/ Сер. "Кибернетика: неограниченные
возможности и возможные ограничения". – М.: Наука, 1997. – 285 с.
3. Катастрофы и общество. – М.: Контакт-Культура,
2000. – 332 с.
4. Переслегин С., Переслегина Е, Тихоокеанская
премьера. – М:, 2000 – 780 с.
|