"Исторические" вехи
|
1952 г - открытие школы 363
1989 г - открыты профильные физические классы и первая учебная физическая
лаборатория
1993 г - открыты лицейские физические классы и вторая учебная физическая
лаборатория
1996 г - присвоен статус "школа-лаборатория"
1997 г - присвоено звание"Школа года"
1998 г - открыта третья учебная физическая лаборатория
2000 г - выступление в кколе профессораС.П.Капицы с просветительской
лекцией "Синергетический подход к анализу и прогнозированию демографического
состояния страны"
2001 г.- сдано в эксплуатацию после реконструкции второе здание школы
2001 г - открыта учебная лаборатория синергетики;
поздравление Нобелевского лауреата профессора И.Пригожина
2002 г - презентация школьного исследовательско-внедренческого проекта"Синергетика
в
школе";
выступление на семинаре чл.-корр. РАН профессора С.П. Курдюмова: "Новейшая
научная парадигма "синергетика"
2002 г - выступление на школьном семинаре заместителя директора института
прикладной математики им. Келдыша РАН профессора МФТИ Г.Г. Малинецкого
с просветительской лекцией "Наука XXI века и выживание человечества"
|
|
|
Нашей школе 50 лет, она была открыта в 1952 г. Возраст
между "молодым" и "зрелым". Есть идеи и есть опыт
их воплощения.
В 1989 г в школе были организованы профильные физические классы и
первая учебная физическая лаборатория. Сегодня таких лабораторий три:
механики и термодинамики, электричества и колебаний, оптики и квантовой
физики. В них учащиеся лицейских IX-XI классов выполняют лабораторный
практикум.
Учебное пособие "Физическая лаборатория" в 4-х выпусках,
разработанное в школе и изданное в МИРОС, служит методическим обеспечением
практикума.
Лицейские физические классы были организованы в школе в 1993 г приказом
департамента образования Москвы.
В 1996 г школе был присвоен статус "Школа-лаборатория" -
статус инновационного учреждения, осуществляющего эксперементальную
деятельность по обновлению содержания среднего образования в рамках
программы "Столичное образование". Тема научно-мектодическая
работы - "Разработка системы фундаментального образования с непркрывным
стержневым естественнонаучным компонентом с I по XI кл. на базе вариативного
лицейского курса физики и курсов "Мир и человек" (I-VI классы)
и "Астрофизика" (XI класс). Итоги этой работы были представлены
на городском семинаре в феврале 2000г.
|
|
Тогда же впервые было озвучено направление продолжения научно-методической
работы школы - адаптация идей и методов синергетики к школьной практике.
Почему синергетика
Вариант:: у изучавших в школе термодинамику, в качестве "сухого
остатка" в мозгу фиксируются понятия "порядок" и "беспорядок",
энтропия, второй закон термодинамики, принцип возрастания энтропии
в изолированных системах... И тогда есть "мостик", по которому
можно перейти от изолированных систем к открытым неравновесным, к
нелинейным дисси-пативным, от больцмановского хаоса к динамическому,
т. е. к синергети-ке, или к нелинейной динамике, или к теории сложности,
или к теории эволюции через самоорганизацию и бифуркации...И все в
школе В лицейских классах школы с 1989 г в разделе "Термодинамика"
присутствует небольшшая тема "Статистические закономерности";
Л.Ф.Комолова и Р.Х.Сабиров в течение нескольких лет завершают курс
термодинамики в этих классах лекцией "Термодинамика окрытых систем"
Мы шли к выбору этого пути более 10 лет и подошли вовремя... Нужна
ли в школе синергетика? Но сначала: каких вупускников мы хотим иметь?
Если с хорошим фундаментальным образованием, адекватным меркам XXI
века, то:
* Синергетика в школе нужна для формирования современной научной картины
Мира, представляющую собой совокупность знаний и представлений о мире,
которую дает нам современная наука. Наш Мир нелинеен. Свойства целого
не есть сумма свойств отдельных его частей, результат суммарно-го
воздействия на систему не есть сумма воздействий. Формирование нелинейного
стиля мышления одна из задач синергетики в школе.
* Синергетика - это новейшее научное междисциплинарное знание. Диалог
двух культур, естественнонаучной и гуманитарной, строится на междисциплинарных
подходах. Синергетика выступает как основа междис-циплинарного синтеза
знания, как основа для диалога естественников и гуманитариев, поскольку
дает нам знание о принципах эволюции и коэво-люции сложных целостных
систем и может предложить новую точку зрения на понимание путей развития
этих систем в экологии, социологии, эконо-мике, психологии, истории,
лингвистике и пр.
* Синергетика вводит в учебный процесс модельный компьютерный эксперимент,
причем в различных областях знаний. Здесь компьютер выс-тупает в новом
качестве, как инструмент исследования, без которого этот процесс невозможен.
Вводя в учебный процесс элементы синергетического знания, мы расширяем
образовательное поле для учащихся.
|
|