|
||
Механизм действия стимула в том, что он является носителем информации внешней среды о наличии во внешней среде объекта, в данном случае привлекательного - мяса. Вторая часть этого механизма в том, что объект - привлекателен для внутренней среды (голод). Всё это в той же мере справедливо для стимула, угрожающего целостности любой системы. Механизм действия препятствия в том, что система (в данном случае, собака) может отреагировать на него различным способом :
Возникает вопрос : "Где находилась информация о новом способе преодоления препятствия ?" И тут же следует второй вопрос : "А что такое информация?" Д.С. Чернавский в своей книге "Синергетика и информация" приводит коллекцию из более чем тридцати определений понятия "информация" : "информация - запомненный выбор одного варианта из нескольких запомненных и равноправных". Очень легко ответить на вопрос : "Где находится информация для стереотипных реакций на препятствие?" Нет сомнения, что носителем такой информации являются все, известные нам, виды памяти. Логично предположить, что носителем новой, не известной информации, необходимой для принятия нестандартных решений и приобретения новых навыков, является не известный нам вид памяти. Другое предположение, что новая информация генерируется. Нам необходима модель устройства человека, чтобы провести анализ того, на каком уровне этой системы какие способы получения информации являются более вероятными. Для этой цели мы предлагаем фрактальную модель. Фрактальная модель пространственного устройства сложных систем, основанная на принципе подчинённости периферических структур центральным, плодотворна для описаний сверхсложной структуры, в частности, человека, как с точки зрения сомы (тела), так и с точки зрения психики). Все элементы системы (субструктуры) сохраняют свою уникальность, вместе с тем, появление более сложной структуры в центре системы и её связь с периферической структурой существенно меняет свойства этой периферической субструктуры. В случае, когда каждый из элементов структуры находится в собственном автономном времени ( они не попадают в общий темпомир или отсутствуют резонансные частоты частей и целого), то при развитии каждого из них они попадают в режимы с обострением процесса в разные периоды развития всей системы, что приводит к катастрофе : преобразившаяся в результате "скачка" структура теряет связи с другими, оставшимися в неизменённом состоянии. Рассмотрим на примере усложнения систем от неживой природы до человека (и дальше) фрактальную модель структур и процессов, обеспечивающих приём, хранение и передачу информации. При этом будем иметь в виду 2 общих, обоснованных математиками для данного класса систем, положения :
Рассмотрим минерал - алмаз. Необходимо определённое силовое воздействие на элемент, его образующий, чтобы он "вспомнил" новое состояние (новые свойства) в виде специальной пространственной (кристаллической) организации. Это силовое воздействие - мгновенное резкое повышение давления. При других воздействиях образуется графит или уголь. Для многих других минералов характерно то, что при медленном остывании образуется один кристалл, а при быстром - другой. Уникальность систем мира неживой природы (обозначим его как мир Минералов) в том, что при тех же обстоятельствах (Параметрах Динамического Порядка) они сохраняют ту же структуру. Получается, что общим качеством всех минералов является память - способность запоминать и воспроизводить то состояние, в котором этот минерал находился при определённых параметрах среды. Уникальность этих состояний зависит от свойств минерала, изменение состояний - от воздействий (энергетических) среды. Наблюдая минерал, по его свойствам мы можем судить о том, в каких параметрах среды он приобрёл это состояние. Следовательно, уже на уровне минерала идут информационные процессы, так как информация - запомненный выбор одного варианта из нескольких запомненных и равноправных (Д.С.Чернавский). Для этого уровня эволюции характерен один "конус-аттрактор" (поиск параметров динамического порядка среды) и один "тоннель реальности" (соответствующая этим параметрам структура вещества - кристалл). Где же, в таком случае, находится информация - сведения о форме кристалла, когда системы ещё нет, а есть только хаос. Придётся признать, что информация о будущей структуре хранилась в "памяти" элемента или вещества, находившегося в хаотическом, бесструктурном состоянии. И, следовательно, этот хаос был в определённой степени структурирован тем, что вещество при определённых энергетических воздействиях среды могло принимать строго определённые формы. Вместе с тем, бесконечное усложнение структуры минералов - их эволюция, возможность которой обеспечил углерод с его уникальными способностями организации циклических цепочек и вода с её уникальной памятью, постепенно привёло к тому, что всё более сложные структуры уже не удавалось запомнить, и, следовательно, воспроизвести. Особенно важно то обстоятельство, что усложняющиеся элементы структур должны были формироваться в строго определённом порядке. И тогда конус-аттрактор, в вершине которого находится способ хранения информации - "Память", обнаружил в хаосе возможностей то, что требовалось - способ кодирования состояний, в частности, специфических состояний сложных молекулярных цепочек белков и кодирование последовательностей усложнения . На этом уровне развития систем, кроме усложнения 1-го аттрактора (памяти) появляется принципиально новое направление эволюции (другой аттрактор), которое нацелено на то, чтобы позволить довольно хрупкой системе существовать (расти и развиваться) достаточно долгое время, то есть организация её должна быть такой, что позволит ей получать из среды необходимые элементы и сбрасывать в неё лишние. Выше мы видели, что этот обмен (энергии на информацию) был уже на уровне минералов, на этом же уровне нужен обмен материей (на раннем этапе эволюции) и, что очень существенно, обмен энергии на материю. Это - растительный уровень, обмен был обеспечен аттрактором привлечения такого свойства, как способность реагировать на изменения среды - отрицательный и положительный таксис - стремление к полезному и уход от вредного, задержка полезного и избавление от вредного. Фактически возможность оценки : "плохо-хорошо" - это первичная эмоция, которая есть уже на уровне растения. Когда же в среде стало питательных веществ мало для эволюционирующих и заполняющих жизненное пространство конгломератов белковых молекул, аттрактор обнаружил в хаосе возможность превращения энергии в материю (хлоропласты). Внедрив эти элементы в ранее существовавшие белковые системы, окружив их общей защитой (оболочкой), процесс усложнения благодаря этому аттрактору привёл к появлению мира Растений. Дальше! Полезного в среде становится меньше, среда засоряется продуктами отходов системы - кислородом. Эволюционно подсказанный выход - переход на питание продуктами жизнедеятельности, растения выделяли отравляющий их кислород, а животные стали его утилизировать. Обозначим способность кодировать информацию и поддерживать обмен веществ и энергии как Растительное Знание (Дух растения, по Абдул- Баха). Геометрически можно представить себе уровень растений как результат воздействия 2-х конусов-аттракторов :
Сочетанное действие этих аттракторов : генетическая передача информации о способах усвоения энергии или материи дало возможность выбора из 2-х "тоннелей реальности" : к источнику удовольствия и от источника боли, от "плохо к хорошо" (под тоннелем реальности мы понимаем способ реагирования системы на воздействие среды в тот момент, когда в системе устанавливается порядок - стереотип). В системах растительного типа появляется разница потенциалов между плохо-хорошо и некоторая степень свободы, обеспечиваемая раздражимостью. Мы видим, как цветок подсолнечника поворачивается к солнцу, как закрываются цветы на ночь, как открываются устьица на листьях растений в жару и т.д. Механизмом усложнения (эволюции) мира растений, впрочем, как и мира животных, являются мутации. История развития видов показывает, что эти мутации - не случайны, а направляемы конусами аттракторами. Элементы хаоса среды, привлекаемые на уровне растений информационным и энергетическим аттракторами, выстраиваются в новый порядок ("тоннель реальности"). И этот новый порядок позволяет новому виду освоить новую нишу существования в реальном физическом мире. Постоянная эволюционная сила приводит к тому, что появляются системы, наделённые всё большими степенями свободы. Это увеличивает их адаптивные способности, они могут активно использовать среду путём поиска в ней источников необходимого и ухода от источников вредоносного. Для этого они должны иметь более совершенную память и доступ к ней. Сохраняя качество Минерала, то есть память вообще и качество Растения (кодированная в генах память и обмен веществ) новый мир - мир Животного приводит к их усовершенствованию и должен привести к новому качеству, так как в противном случае это не будет новым классом систем. Память : у животных появляется способ запомнить собственный опыт и даже обучить ему (модели поведения) следующее поколение, это - способность запоминать образы (наглядно-образное мышление). Принцип концентрации информации соблюдается : генная память позволяет помнить опыт предшествующих поколений, заложенный в виде генов, а память в виде образов позволяет сохранить собственный опыт. Можно представить себе, что образ - это очень информационно-ёмкий механизм, позволяющий запомнить множество деталей поступающих из внешней или внутренней среды и детали ответа на этот стимул. Принципиально новым качеством животного является появление способов преобразования материи в разные формы энергии : механическую, электрическую и др. Эволюционируют специфические органы обмена, механизмом которого являются внедрение митохондрий в клетку. Такая клетка в состоянии производить энергию в виде АТФ и использовать её для движения, синтеза других веществ и транспорта через мембраны. В ответ на усложнение эмоций (не только растительное - "плохо-хорошо", но и эмоция потребности в дополнительной информации - тревога, выбора вариантов действий - сомнения, потребности уйти от опасности - страха, необходимости концентрации - злоба и эмоции разрядки напряжения между имеющимся и желаемым состоянием - радостью). У них появляются разные элементы поведения : борьба, бегство, капитуляция. Этот уровень характеризуется дальнейшим структурированием хаоса в виде конусов большего количества аттракторов (3) : память, усвоение энергии и её производство. Уже на этом уровне появляется у многих животных необходимость в объединения в простейшие сообщества. Эти объединения требуют согласованных действий, что заставило некоторых из них "создать" сложную знаковую систему общения. В этой системе присутствует "железная" логика (пример - язык пчёл), не позволяющая никакого произвольного толкования и использования "знака" в контексте.Есть и другие удивительные факты поведения стаи птиц или косяка рыб, свидетельствующие не только о знаковом общении их, но и примитивном уровне коллективного мышления. Каждый внутренний уровень "матрёшечной" структуры отделяется от предыдущего уровня границей - мембраной. Как и все мембраны, которые являются границами всех структур живого, эти мембраны избирательно проницаемы. Их не может не быть, так как в случае отсутствия границ система растворится в среде с более низкой концентрацией информации - перестанет существовать. И в то же время эта мембрана должна пропускать в систему полезные элементы среды и не пропускать вредные. С другой стороны, система должна удалять вредные для системы элементы (отработанные) и не пропускать - нужные. На вход в "тоннель реальности" поступает образ (информация), проникший из внешней среды через 2 мембраны (для преодоления первой необходимо иметь те же возможности, превышающие порог восприятия системы). Тоннель выбирается по подобию имеющихся в памяти образов на входе в него. На выходе - стандартный ответ. Этот ответ может содержаться в генетической памяти в виде стандартно реагирующего на образ набора белков (РАЗДРАЖИМОСТЬ РАЗНОГО УРОВНЯ - БЕЗУСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС), а также в виде импринта (жёсткой связи, формирующейся с одного раза), условного рефлекса и результата научения. Первыми будут востребованы из памяти образы, которые имеют отношение к 2-м основным целям существования любой системы : её выживанию и её автокаталитическому воспроизводству, то есть передача своей генетической информации (выживание вида и продолжение рода). Затем будут востребованы образы раннего детства, которые возникали во время психотравмирующих ситуаций ("импринты"), после этого - условные рефлексы и результаты научения. Следующий эволюционный уровень - мир Человека. Усложнение механизмов памяти - появление возможности "вторичного" - осознанного кодирования - речи, где с помощью элементов кода - символов кодируется информация о собственном опыте для передачи её членам сообщества ( это не принципиально, есть у пчёл и других общественных животных), для их побуждению к действию (также не принципиально) и о собственном опыте для себя. Что такое кодирование образа для собственного использования? Это отображение в виде символа входящего образа, образа исходящего (действия) и связи между ними. Всё это характерно для мышления человека, называется логикой и проецируется человеком на весь видимый (физический) мир. Зачем это? Для увеличения степеней свободы, так как усложнение среды и способов реакции на неё стало таким, что реальный перебор возможных вариантов стал невозможен. Тогда усложнение системы "мышление" привело к символизации образов, что позволило совершать абстрактную работу с образами и их сложными сочетаниями. Появилась возможность оперировать не только словами-символами (ярлыками) образов, но и словами-идеями. Это значит, что ярлыки оторвали от образов и стали обращаться с ними так, будто они существуют сами по себе. Это и есть абстрактное мышление, свойственное только человеку. Вершиной этой способности стала возможность осознания образа себя, своего отличия от других, своей связи не только с миром природы, но и с другими людьми во всём многообразии этих связей. Появилась возможность "оторвать" идею "Я" от образа "Я". Но человеческое сознание этим не ограничивается. Эмоции животных на этом уровне усложняются до человеческих чувств - своего осознанного отношения к событиям в среде (здесь необходимо заметить, что для сознания внешней средой являются все предыдущие слои - уровни "матрёшки", то есть побуждения животного уровня являются внешней средой для сознания). И если побуждения животного находились только на уровне инстинктов, обеспечиваемых генной (безусловные рефлексы) и индивидуальной (условные рефлексы и результаты научения) памятью, то на уровне человека побуждениями (мотивами) могут быть осознанные действия против инстинктов. Эта способность и есть специфическое качество человека - воля, свобода которой как раз и состоит в возможности осознанного (свободного) выбора мотивов : животных (инстинктов) либо каких-то других. Геометрически : символ - это точка. Точка многозначна, так как в контексте один символ может соответствовать множеству явлений. Одна точка - символ причины, вторая - следствие. Связь между ними - линия, при "хорошей" логике - прямая, при нарушенной - любая кривая или ломанная, при очень плохой - циклическая (круг или другая, замкнутая на себя, линия). Логика применима при описании законов видимой природы (до определённого предела). Отсюда возникает мысль, что в сознании отсутствует этап хаоса, необходимый для саморазвития системы. В сознании существует только порядок, исчезновение или нарушение логики мышления приводит к нарушению этого порядка, лишает человека возможностей достоверного прогнозирования состояния и поведения системы, что резко снижает возможности его адаптации к флюктуациям среды. В сознании - только "тоннели" реальности, сознание не выстраивает конус-аттрактор для работы в хаосе. Любое прикосновение сознания к хаосу делает его нелогичным, а следовательно, дефектным. Саморазвитие - усложнение системы, это усложнение информационной составляющей :
Дальнейшее развитие мы представляем себе в виде движения внутрь ("матрёшка"), с увеличением концентрации информации, в сторону создания управляющей внутренней сферы новой системы. Казалось бы, с точки зрения геометрии мы попали в тупик - что может быть меньше (концентрированней) идеальной точки и как двигаться внутрь её. И здесь на помощь приходит модель ленты и сверх-тора (перекрученной "баранки") Мёбиуса, которая объясняет возможность движения внутрь с одновременным разворотом пространства наружу. В данном случае можно представить себе конус, обращённый вершиной к сознанию и воронкой в хаос неосознанных образов. Переворот пространства может означать, что конусы от сознания вглубь "матрёшки" обращены в будущее (новые, ранее не известные состояния), конусы периферических уровней - обращены в прошлое. "Человек - это нечто, что должно быть преодолено. Человек - это мост, а не итог" (Фридрих Ницше). Следующий фрактальный уровень выходит за пределы личности, являясь уровнем следующей ступени развития - общества. В данном случае понятие "общество" трактуется как множество людей (минимум - два, максимум - человечество), без которого развитие человека невозможно. Мы знаем, как печально заканчивается в реальности красивая сказка о Маугли. На этом уровне появляется аттрактор, в конус которого попадают элементы хаоса, позволяющие дать ответ на экзистенциальный вопрос : "Почему?" "Почему нужно поступать так, а не иначе?", "Почему человек живёт и почему умирает?", "Почему гремит гром и дует ветер?" Ответы на эти вопросы отражают не личные, а коллективные представления людей. В бытовой жизни люди пользуются логикой, а в решении вопросов экзистенциальных - следующим уровнем - Коллективными представлениями - проявлениями которых является мораль, разрешающие и ограничивающие убеждения, суеверия и предрассудки, мифы и религиозные верования. Ключевое слово этого уровня - Вера. Элементы хаоса на данном уровне могут отсутствовать, так как Вера создаст идеальный порядок (стереотип), который будет вне всякого влияния логики. Это будут характерные для конкретной группы людей (семьи, общины, этноса ) убеждения. Предельной концентрацией информации этого уровня является Вера в Бога Единого (или в теорию саморазвития систем, что, с моей точки зрения, является синонимом). Мы наблюдаем на этом уровне как бы возврат к тому коллективному мышлению, которое в зачаточном состоянии было свойственно животным. Принципиальное отличие в том, что оно может быть осознано, а объект Веры может быть выбран сознательно. Дальше по направлению к центру находится уровень, на котором бесконечное количество информации в хаосе сконцентрировано способом её получения. Можно полагать, что это - мгновенный доступ к имевшейся в прошлом информации (архаический путь) и такой же мгновенный к возможным состояния будущего. Это - уровень творческой интуиции. Неосознанный процесс мгновенного установления связи событий и состояний даёт возможности построения прогноза более высокой степени вероятности, чем коллективные представления или логика сознания. У коллективных представлений - тоннель реальности основаны на Вере, а у логики - нет конуса доступа в хаос будущих изменений. Связь явлений на этом уровне система устанавливает с помощью интуиции, которую можно представить себе в виде всё более расширяющегося (по мере развития интуиции) конуса. Это уровень, обеспечивающий творчество. Следующий (и последний в развитии этой системы) уровень - предельная концентрация информации, которое приводит к появлению шара ("вспышки") мгновенного осознания связи всех явлений в среде, в системе и между средой и системой. Можно полагать, что при проникновении через мембрану этого уровня, режим концентрации информации идёт с обострением, что позволяет проявиться сверхкачествам. Состояние, при котором человек приобретает эти сверхкачества, носит название - Просветление. В своих прежних работах я показывал, что чередование реакций преодоления препятствий росту и развитию системы носит универсальный характер. Конструктивный (созидательный порядок чередования такой :
Представленные модели дают возможность осознать последовательность созидательных процессов в различных элементах ("мирах") структуры - Человек. Вместе с тем, появляется возможность обоснования механизмов психосоматики как следствия нарушений созидательной последовательности этих процессов. И, что особенно важно, становится понятным, на каком уровне (в каком "мире") нарушена последовательность, и какой уровень требует вмешательства и какого. Так, при нарушениях в "мире Минерала" (структуре тела) мы вмешиваемся в структуры тела с помощью хирургических и химических методов воздействия.
Таким образом, на языке представленных моделей в дополнению к принятой
в медицине классификации диагноз может звучать примерно так : "Застой
в фазе "Накопления" на "поведенческом" уровне".
Кстати, этот диагноз характерен для начальной стадии "Алиментарного
ожирения". И отсюда же план лечения : коррекция "поведенческого"
уровня и переход на "сознательный" уровень и "выше". 1.Воронов М.В."Управляющие системы в свете теории последовательности
преодоления RESUME |