|
|
" Change of vector of relation for event as the tool of a development of
the personality " Целью настоящего исследования является поиск и разработка технологий воздействия на психику с целью повышения степени её устойчивости. Актуальность вопроса заключается в том, что человек, семья и человеческое общество в целом (системы разного порядка) находятся в состоянии "кризиса из-за ограниченности ресурсов и необходимость изменения моральных и ценностных установок." (Г.Ю.Ризниченко). Человек и общество движутся к результату, далёкому от человеческого и общественного идеала. В тоже время воплощение человеком идеала начинается с его постижения. "Постижение - телеологическая система, … она включает в свой состав в виде частных случаев чувственные, рациональные, медитативные формы, познание и мышление в целом" (Ю.А.Урманцев). Одним из способов постижения сущности явления представляется поиск его системообразующей триады по методу, разработанному Р.Г.Баранцевым. Познание (постижение) человеком мира и себя как явление состоит из следующих частей (элементов) :
Но именно интерес "энергетизирует" голографический образ, возникающий в осознанной или неосознанной психике . Эта энергия отношения собирает в узкий "конус" внимания возможности познания. Для познания (распознавания) неизвестного образа в распоряжении субъекта есть такие эмоции как тревога (готовность поиска опасных элементов), влечение (готовность поиска необходимых для присвоения элементов : воды, пищи, существа другого пола), а также любопытство (готовность поиска элементов, необходимых для развития). Появление образа, хотя бы в какой-то степени знакомого по прежнему опыту, может вызвать отношение к нему в виде страха, печали, гнева, радости, то есть эмоции, ассоциировавшейся в опыте человека с данным образом..
"Третий элемент оказался необходимым для решения проблемы бинарных
противоречий как мера их компромисса, как третейский судья, как условие
существования. Результат синтеза можно представить как вершину тетраэдра,
в основании которого - системная триада". /Р.Г.Баранцев/. Таким третьим
элементом для познания в целом или его элемента в виде мыслеобраза (термин
в понимании Вернона Вульфа) является информация в виде возможного (запомненного)
выбора способа действия (Д.С.Чернавский) по ликвидации напряжения, вызванного
эмоцией или чувством. Длительно существующая эмоция, особенно, если эта
эмоция сильная, разрушительно действует на систему, снижая её адаптивные
возможности к стрессирующим воздействиям среды. Проверка данного утверждения на непротиворечивость показала, что энергия
находится с информацией в отношении бинарной противоположности. Чем сильнее
отношение, тем меньше вариантов выбора действий, чем больше страх, тем
сильнее варианты выбора суживается, при меньшей степени - до 2-х вариантов
(борьба и бегство), а затем - только до одного (бегство). Это противоречие
гармонизируется (примиряется) конкретной формой действия . То же утверждение
справедливо для взаимоотношения формы и информации, а энергия - их гармонизирует,
возвращая систему в равновесное состояние. Таким образом, можно утверждать, что системообразующей триадой мыслеформы
как элементарной единицы познания является образ (отпечаток) - эмоция
(отношение к образу) - план действий, целью которых является снижение
напряжения. По утверждению Вернона Вульфа мыслеформы способны трансформироваться.
Мы поставили своей задачей проследить, как будет трансформироваться мыслеформа
при переходе с одного уровня психики человека на другой.В нашей модели,
как и во многих других, этих уровней семь:
1. На уровне Минерала мыслеформа возникнуть не может, так как отсутствует отношение к воздействию среды, а выбор реакций минерала ограничен
его внутренней структурой и динамическими параметрами среды. 2. На уровне Растения примитивная мыслеформа уже может возникнуть.
Растение воспринимает воздействие среды, имея возможность распознать,
вредно для него это воздействие или полезно (простейшая эмоция "плохо"-"хорошо").
В генетической памяти Растения существует информация о том, как нужно
отреагировать на эти воздействия. Растение может совершать простейшие
действия, открываясь полезным воздействиям, и избегая вредных (от открытия-закрытия
устьиц листьев до сложных действий насекомоядных растений). В случае,
если в распоряжении растения нужных форм действий нет, они имеют возможность
приобрести их благодаря мутациям генов. Как показали эксперименты Г.Ю.Ризниченко,
простейшие растения распознают стрессирующие воздействия среды и генерируют
новую информацию с целью выживания не только одной особи, но и всей колонии
(системы). Человек на уровне растения распознаёт воздействия внешней и внутренней среды при помощи механизма, который выражает отношение к воздействию
в виде боли (в общем виде). В случае недостатка в системе она реагирует
болью удушья (при недостатке воздуха), болью жажды (при недостатке воды),
болью голода и т.д. В случае избытка в системе она реагирует более выраженной
болью. Вспомним распирающую боль в пульповой камере зуба при невозможности
удалить из неё продукты распада тканей. Информация для снижения уровня
боли находится в генной памяти и человек реагирует на боль автоматически,
к примеру, резко убирая руку от огня. Вместе с тем, как и в эксперименте
с водорослями можно полагать, что человек на уровне Растения может генерировать
новые мыслеформы путём мутаций в отдельных клетках, впоследствии распространяющихся
на весь организм. Именно боль может являться начальным механизмом мутаций,
который энергетизирует создание новой мыслеформы (не всегда полезной для
выживания организма, о чём свидетельствует неудержимый рост раковой клетки,
которая в результате мутации приобретает сверхкачество - бессмертие). 3. На уровне Животного мыслеформа приобретает законченный характер. Появляется голографический образ, чётко выраженная эмоция и
значительная степень свободы в выборе действий. Вместе с тем, при всём
разнообразии возможных действий они сводятся к движению к объекту для
присвоения его или борьбы с ним, а в случае опасного для животного объекта
- к движению от него (бегство). 4. На уровне Человека, на первый взгляд, мыслеформа исчезает. Взамен ей появляется умозаключение, осознаются составные части мыслеформы животного уровня :
Человек, в отличие от животного, получает возможность изменить вектор
направленности энергии. У животного этот вектор всегда направлен внутрь
системы - на потребление, ему соответствует действие - "взять".
Человек может не только "брать", но и "давать". Другими
словами, Человек может часть своей энергии дать объекту окружающего мира
: растению, животному, другому человеку, группе людей и даже миру косной
материи, при этом не требуя ничего взамен. А способность "дать",
не требуя платы, это и есть безусловная любовь. Только человек способен
любить бузусловно! Сочетание вектора "потребления" и вектора
"дарения" и есть то самое "сотрудничество", которое
чрезвычайно распространено в природе. Потребление необходимо, без него
зачахнет тело и истощится ум, но это потребление должно следовать принципу
разумного самоограничения. В природе нет явлений или живых существ, которые
потребляли бы больше энергии или пищи, чем это требуется для их существования
и развития. Только человек, используя изощрённые качества своего ума,
создаёт искусственные потребности с целью получения удовольствия при их
удовлетворении. Неразумно предполагать, что человечество сознательно может вернуться во времена первобытной дикости, ничто не заставит человечество отказаться от стиральных машин, холодильников и компьютеров. Вместе с тем, если сделать анализ потребления в развитых странах, то обнаружится, что предметы роскоши, атрибуты престижа и власти и многое другое многократно превышают разумные потребности. Виктор Франкл сделал анализ сексуального потребления и обнаружил, что многие пациенты с сексуальными расстройствами "под давлением "сексуального просвещения" считают себя прямо-таки обязанными стремиться к сексу ради него самого, развивать интерес к сексуальности в его деперсонализированном и дегуманизированном обличье.." О какой уж любви в понимании "отдавания" здесь может идти речь!...Средний человек в обществе потребления "разменивает" счастье на непрерывную череду мелких и крупных удовольствий. Тот же Виктор Франкл своею жизнью и анализом жизни многих других людей показал, что при всей субъективности этого понятия, счастье возможно только тогда, когда выражен вектор энергии и действий во вне, во благо других людей. И тогда счастье приходит как побочный продукт действия этого вектора. 5. На уровне Коллективных Представлений мыслеформа становится общей для группы людей : семьи, коллектива, страны, религиозной общины, и наконец, всего Человечества. Системообразующая триада коллективной мыслеформы Человечества выглядит, с нашей точки зрения, так : форма (материя) - весь окружающий нас мир, энергия (отношение к этому миру) - потребление, информация (выбор действий) - поставляемые наукой Человечеству технологии приспособления природы, её принуждения в угоду растущим в режиме с обострением искусственно раздуваемым потребностям Человечества. Итак, природа - потребление - технологии потребления. Анализ этой триады на непротиворечивость показывает, что Природа не может уравновесить противоречия между энергией потребления (желаниями) и технологией потребления (возможностями). Значит ли это, что элементы системообразующей триады выбраны неправильно? По нашему мнению, здесь ошибки нет, а есть подтверждение тому, что такая триада ведёт к разрушению системы, которую она образует. Накопление энергии неудовлетворённых желаний, со всей неотвратимостью ведёт к разрушению этой коллективной мыслеформы. И это - прогноз оптимистический! Что должно прийти на смену гибнущей мыслеформе, восемьдесят лет тому назад показал провидец В.И.Вернадский. Если энергия безудержного потребления ведёт к состоянию, которое мы назвали "некросферой", то изменение вектора "взять" на "дать" ведёт к "ноосфере" Вернадского. Некоторые предпосылки для её создания, изложенные в его работах, имеются уже сейчас (например, глобальные средства связи и новые источники энергии), другие - в процессе создания (средства обмена), над третьими предстоит нелёгкая работа (к примеру, отказ от войн как способов решения конфликтов и равенство всех людей ). Под разными флагами и лозунгами всё больше людей объединяются в движения, целью которых является сотрудничество с природой. И здесь речь идёт не столько об экологии, задача которой "не вредить". Сотрудничество - это не мирное сосуществование, сотрудничество - это активная взаимопомощь. Природа активно помогает выделившемуся из неё человеку, хотя выделение касается, скорее, только его отношения к природе, так как природная (минеральная, растительная и животная) сущность человека никуда от него не делась. Пришло время человеку активно выступить помощником природе. Информационная часть коллективной мыслеформы человечества "ноосфера" должна содержать не просто "природосберегающие", но и "природосообразные" технологии. Любое действие человека по отношению к природе должно учитывать законы её развития, в том числе и законы развития собственной природы. 6. На уровне Творческой Интуиции мыслеформа генерируется без прямого участия сигналов, поступающих как из внешней, так и из внутренней среды. В своей книге "Стратегии гениев" Роберт Дилтс описывает, как работала творческая интуиция гениальных людей. В частности, Моцарт вначале получал внешние физические стимуляции в виде поездки в экипаже или прогулки после обеда. Затем у него возникали гастрономические (кулинарные) ассоциации. После этого лакомое блюдо выходило за рамки Моцартовского "Я", то есть сознания, и в соответствии с правилами контрапункта и особым характером звучания отдельных инструментов всплывает на поверхность сознания в виде законченного звучащего образа. Затем при переносе на бумагу этот образ подвергается процессу, обратному укрупнению, с развёртыванием и раскодированием того, что было свёрнуто и закодировано в единое целое на предыдущих этапах. Приведенный анализ показывает, что внешние воздействия и память играют только вспомогательную роль на этом уровне, а знания и навыки только создают возможность донести "находки" твоего внутреннего мира до собственного осознания и для передачи этого знания другим людям. Основной же процесс генерации мыслеформы происходит в таинственных глубинах человеческой психики. Так как бесконечность времени и пространства даёт возможность появлению бесконечного множества возможных сочетаний образов, то можно предположить, что генерация новой информации - это некое "подключение" к информационным потокам, на частоты которых резонируют некие частотные характеристики приёмника - "человек". У Моцарта это были музыкальные частоты. Интересно, что даже Майкл Джексон пишет : "…мне и в голову не приходит называть своими песни, которые я пишу. Я чувствую, что где-то, в каком-то другом месте, всё уже было сделано, а я всего-навсего курьер, который приносит это в мир". Мы предполагаем, что природа всех людей подчиняется одним и тем же законам. И, если ты - человек, то этот уровень (Творческой Интуиции) существует и у тебя. На какую частоту отреагирует он у тебя, тебе предстоит открыть. Но этого мало! Нужно приложить огромные усилия, чтобы осознать открытый тебе образ, и ещё больше сил нужно, чтобы приобрести знания и навыки, нужные для передачи этого образа другим. Фактически на этом уровне открывается предназначение человека, смысл его существования, который всегда выходит за его пределы, пространственные и временные. И это уже вторая часть интуитивного мыслеобраза - информационная. Третья часть - отношение к нему, эмоциональная, как и на предыдущих уровнях (Человека и Коллективных Представлений) может иметь 2 вектора : "взять" и "дать", один - только для себя и второй "и для других тоже". Первый вектор означает только осознание интуитивного образа и использование его в своих целях (потребление), второй - поиски способов донести его для осознания других (сотрудничество). 7. На уровне Просветления мыслеформа как единица познания исчезает. На этом уровне мир познаётся целостно, всё чувственно воспринимаемое, извлекаемое из памяти, сознательное и интуитивное становится Единым, открываются все (или почти все) каналы. Человек чувствует себя единым со всем воспринимаемым и "растворяется" в нём. Важно отметить, что в этом состоянии вектор отношения к воспринимаемому только один - "дать". В какие-то моменты каждый человек попадает на этот уровень, чувствуя безусловную любовь к природе или человеку, "растворяясь" в ней. Если счастливая жизнь человека и выживание человечества возможны только при гармоничном развитии двух векторов отношения, то есть смысл провести анализ существующих технологий по формированию сотрудничества. Как уже упоминалось, этот процесс идёт спонтанно. По всей видимости, именно сотрудничество является ключем к открытию в человеке "сверхкачеств", необходимых для квантового скачка. Без перехода на новый уровень режим с обострением, в котором идёт рост потребления человечеством природных ресурсов, приведёт к гибели системы. Что это будут за "сврхкачества", предсказать трудно. Возможно, предсказанная В.И.Вернадским "автотрофность" - возможность питания без посредства растений и животных. При всей фантастичности этой идеи можно увидеть отдельные элементы проявления автотрофности в экспериментах Г. С. Шаталовой и некоторых феноменах "высоких йогов". Здесь же будет уместно привести уже упомянутый личный опыт Виктора Франкла, который не просто выжил в условиях четырёх самых страшных концлагерей, но и стал здоровее, чем был. При более чем скудном рационе питания, колоссальных стрессовых нагрузках чем иным, кроме появления у него "сверхкачеств", может объясняться его феномен? Вместе с тем, представляется важным содействие ускорению процесса поворота вектора отношения к сотрудничеству. Ведь времени мало и Человечество может не успеть. Личный опыт работы по подготовке беременных к родам, результаты педагогического процесса в "ноосферных школах", психотерапевтическая и духовная коррекция отношения к факту смерти в хосписе дают возможность утверждать, что мы имеем мощное средство изменения вектора отношения Так, перенос акцента внимания беременных с мыслей о предстоящем дискомфорте в процессе родов на мысли о предстоящем появлении желанного и уже любимого существа, приводит к удивительным результатам. Мысли о помощи ему и сотрудничестве с ним приводят к резкому снижению ожидания боли в родах. Это, в свою очередь, даёт возможность качественной релаксации. А она необходима как для генерации так нужной в родах энергии, так и для создания условий, при которых резко уменьшается опасность родовых осложнений и для матери, и для ребёнка. Уже во время беременности и родов как мать, так и ребёнок приобретают опыт сотрудничества. В качестве техник воздействия мы применяем сочетание рациональных методов (логотерапии Франкла, прежде всего) и трансовых воздействий, преимущественно недирективного транса. В трансовых воздействиях используется опыт Мильтона Эриксона, холодинамика Вернона Вульфа и авторский интерактивный транс. Пример работы по формированию вектора "дарения" у школьников можно увидеть на уроке биологии в Боровской "ноосферной" школе. Урок проходил в парке. Детям по очереди завязывали глаза, подводили к одному из деревьев и просили хорошенько изучить его ( погладить, понюхать, послушать, обнять). Затем отводили в сторонку, развязывали глаза и просили найти "своё" дерево. Все дети, проделав вышеуказанные манипуляции с несколькими деревьями, безошибочно находили своё. Что же происходило в это время с их мыслеформами? Менялся вектор отношения. Если дерево звучит и пахнет, если его можно погладить и обнять, значит, оно - живое. И вместо сформировавшегося отношения потребления появляется отношение сотрудничества. Вместо того, чтобы думать, что можно из дерева сделать (получить), появляется мысль, а что можно ему дать. И как результат, каждый год растёт ухоженная аллея, посаженная учениками этой школы. Ещё один пример изменения вектора отношения из опыта работы в хосписе. Меняя акцент с мыслей о скорой смерти на мысли об оставшемся отрезке жизни и необходимости успеть сделать необходимые в этот момент действия, мы уменьшаем страдания человека. В том же случае, когда с помощью священника удаётся сместить акцент на возможный факт существования после смерти, страдания исчезают практически полностью. В таком коротком сообщении нет возможности сделать обзор всех возможных технологий влияния на изменение вектора отношения. Не вызывает сомнения тот факт, что эти влияния могут и должны проводиться на всех уровнях. Особенно важно понять тот неоспоримый факт, что психотерапевтов и психологов (квалифицированных, в особенности) на всех не хватит. Выход в том, чтобы все преподаватели, прежде всего, были подготовлены как психотерапевты своих учеников. Процесс обучения должен быть в то же время и процессом коррекции отношений. Опыт показывает, что это - реально. Литература. 1..Баранцев Р.Г. "Универсальная динамика триадических структур
в науке, искусстве, религии", в сборнике "Языки науки-языки
искусства", Суздаль, М., 2000г. |