|
|
Меня обратиться к этому же вопросу побудил один случай из клинической практики Харьковского хосписа. В хоспис поступила пациентка в тяжёлом состоянии, после 2-х перенесенных операций по поводу злокачественной опухоли груди, с метастазами в позвоночник, кости таза и мочевой пузырь. Состояние её продолжало быстро ухудшаться, сильнейшие боли привели к необходимости увеличивать дозу наркотических средств ( в сочетании с другими медикаментами) и эта доза составляла 20 мл морфия в сутки. По нашим прогнозам жить ей оставалось сутки-двое. Когда состояние больной стало крайне тяжёлым, меня попросил её лечащий врач провести с ней работу. Это было связано с тем, что в минуты просветления сознания она была очень агрессивно настроена по отношению к родственникам и персоналу, жалуясь, что её плохо лечат, а ей необходимо как можно быстрее выйти на работу. Во время беседы с ней я спросил, давно ли она в последний раз была в церкви. Результат был очень выраженный : бурные слёзы. Когда она выплакалась, то спросила меня, настолько ли она плоха, что есть необходимость направлять её в церковь. В ответ я сказал ей, что её телесным здоровьем занимается хирург, и пусть с этим вопросом она обращается к нему, а меня как психотерапевта интересует её душевное здоровье и, с моей точки зрения, для этой цели стоит хотя бы иногда бывать в церкви. Тогда она с сожалением рассказала мне о том, что она не прошла обряд крещения, хотя смутное представление о Вере и Боге имеет. На мой вопрос, хотела бы она пройти такой обряд, она с большой радостью согласилась. Прибывший через два часа настоятель монастыря крестил её, причастил и соборовал. То, что произошло на следующий день сотрудники расценили как чудо : доза наркотиков была уменьшена с 20 мл до 1-го миллилитра морфия. Этой дозы было достаточно для снятия боли на весь день. Она прожила ещё 21 день, осознавая своё состояние. Она собирала у своей постели родственников и друзей, прощалась с ними, плача и смеясь (да, и смеясь), шутила, обсуждала подробности своих похорон и, закончив все свои земные дела, тихо ушла. Что произошло? Каков механизм самообезболивания и принятия программы окончания жизни вместо яростного сопротивления? Для нас это был вовсе не вопрос теории, нам предстояло иметь дело с такими больными чуть не каждый день. Мистические объяснения меня не устраивали, мне было необходимо получить научное толкование увиденного. Встал вопрос о привлечении психологии для этой цели, однако, научная парадигма психологии не может достоверно объяснить, как психологическое воздействие может повлиять на течение фундаментальных биохимических процессов, проявлением которых в данном случае было самообезболивание. Биохимический процесс ясен - увеличилась выработка собственных наркотиков, эндорфинов. Не ясен механизм процесса перехода явлений из мира идеального (мыслей и чувств) в мир материальный (изменения в теле). Тогда оставался вариант - воспользоваться для объяснения категориями психотерапии, так воздействие и врача, и священника было именно психотерапевтическим. Целью воздействия была терапия, задачей которой было улучшение качества жизни в последний период жизни, а инструментом - воздействие психологическими методами (словом, поведением и ритуалами) на психику пациентки. Психотерапия имеет для данного случая следующее объяснение : у пациентки на удержание в неосознанной части психики мысли о скорой предстоящей смерти уходили все её психические силы. Как только этот блок был снят, у неё появились огромные резервные силы, которые теперь были направлены на увеличение выработки эндорфинов. Наш материальный (тело) и идеальный (сознание и неосознанная часть психики) миры находятся в неразрывной взаимосвязи, и связанная психическая энергия лишает тела энергии физической. Объяснение достаточно убедительное, но как объяснить, что такое "психические силы" и что такое "физическая энергия". То есть мы вступаем в область, где отсутствуют однозначно понимаемые термины, где со 100-процентной вероятностью никогда не может быть повторен результат эксперимента, где не требуются доказательства, а больше нужна вера, то есть мы попадаем в область, где нет науки. Так может быть правы те, кто утверждает, что психотерапия - не наука, а всего лишь набор технических методов воздействия на психику, и специалист в этой области в большей степени занимается искусством, чем наукой. Тем более, что в психотерапии есть ответвление - поведенческая психотерапия, в которой требуется и чистота эксперимента, и чёткое объяснение результата, его полная предсказуемость и воспроизводимость. Всё это так, вот только при тщательном рассмотрении оказывается, что поведенческая психотерапия, основанная на экспериментах И.П.Павлова, это вовсе и не психотерапия, а отрасль педагогики. Пациент был в прошлом неправильно обучен реакциям на стимул, и терапевт (тренер, в терминологии поведенческих психотерапевтов) его может научить правильным реакциям. Получается, что "чистая психотерапия" принципиально не имеет признаков, позволяющих ей считаться наукой. Разве что кроме одного : в ней создаются модели, как структурные, так и функциональные, и на базе этих моделей объясняется реальность и предсказывается возможный результат. Правда, эти модели, в отличие от научных гипотез очень сильно индивидуализированы и зависят от личности терапевта и его принадлежности к различным школам и направлениям (а их сегодня более, чем 1300). Вот почему, когда на междисциплинарной конференции один очень уважаемый математик попросил меня пользоваться общепризнанными терминами и говорить только о том, что я твёрдо знаю, я вынужден был ответить, что в таком случае мне придётся покинуть трибуну и навсегда. Я имею смелость утверждать, что со времён Зигмунда Фройда и до наших дней, психотерапия - это новая постклассическая наука о процессах в неосознанной части психики и её структуре и о способах влияния на эти процессы. В связи со специфической областью объекта изучения, в котором отсутствует пространство и время, эти процессы не могут быть описаны в терминах мира материального. А в связи с отсутствием в этой области причинно-следственной связи (в отличие от сознания, где эта связь имеется) эти процессы не могут быть описаны в терминах логики. Более 100 лет психотерапевты не имели непротиворечивой модели для описания процессов в неосознанном, хотя хорошие структурные модели : Фройда ("оно", "эго" и "супер-эго") и более сложные модели Эрика Бёрна, Стюарта и Джеймса в нашем распоряжении были. Но вот появилась возможность создать функциональную модель неосознанного, базируясь на парадигме синергетики и древних знаниях о последовательности чередования реакций (первоэлементов) в созидательном круге "У Син". Неосознанная часть психики (подсознание, по Фройду), отделена от сознания "полупроницаемой мембраной". Такие мембраны являются необходимыми элементами живых систем, так как одновременно сохраняют границы, не позволяя проникать в систему чужеродным, разрушительным для системы элементам, и, в то же время, дают возможность системе осуществлять "сброс" стоков в среду. Сознание структурировано по принципу "порядка". Порядок обеспечивается логикой и чётким соответствием образа физического или внутреннего мира слову-символу. Так как этот символ в разных контекстах носит различный смысл (многозначность текста), то соответствие образа и символа обеспечивается как "словарным" значением слова, так и контекстом. Это означает, что образы в сознании спрессованы до большой плотности, то есть их концентрация в сознании очень высока. Эти символы отбираются из их множества с помощью естественного процесса обучения по моделям (воспитания) и с помощью образования. Слова-символы легко "диффундируют" через полупроницаемую мембрану в неосознанную часть психики, вызывая в ней появление образов. Кстати, "внутренняя" речь больше связана с идентичностью слов образам, чем речь как средство коммуникации. Из-за различий контекста, базирующегося на индивидуальном опыте, слова будут вызывать у людей с другим опытом вовсе не те образы, на которые рассчитывает человек, передающий информацию. Слова можно сравнить с точками, умозаключения - с линиями, а мышление сознания - назвать линейным. Неосознанная часть психики содержит только образы : зрительные, звуковые, осязательные, образы эмоций и многие другие. Если число слов в разной степени ограничено (от 30 слов "Элочки- людоедки" до 40 000 слов Шекспира), то число образов неизмеримо больше, и их концентрация в "неосознанном" намного ниже, чем в сознании. Если сознанию нужно "защищать" свои "границы" от образов неосознанного (отсутствие или слабость таких границ приводит к нарушению функции "отражения" сознанием материального мира, то есть к психическим заболеваниям), то "неосознанному" это не нужно - в нём могут быть любые фантастические образы. Для того, чтобы образы "неосознанного" проникли в сознание, то есть прошли через мембрану против градиента концентрации, требуется большая затрата энергии. Вот мы и пришли к понятию "психической" энергии как силы, необходимой для осознания образов неосознанного. "Неосознанное" обеспечивает системе возможность саморазвития, так как оно может находиться как в состоянии порядка, так и в состоянии хаоса. "Порядок" обеспечивается "тоннелями" реальности, о которых будет говориться ниже. Этот образ "тоннеля" возникает во время транса или сна у очень многих пациентов. Кроме того, широко известен феномен "тоннеля" у многих людей, побывавших в клинической смерти. Тоннель (или цилиндр) - фигура, образованная движением линии, параллельной самой себе, вокруг оси. Эта фигура не допускает выхода за её пределы - каким бы большим не был радиус движения прямой. "Хаос" обеспечивается конусами-аттракторами. Их назначение - найти в хаосе элементы порядка, которые будут в поле "притяжения" данного конуса. Они будут привлечены для формирования нового "тоннеля реальности", когда система вновь возвратится к "порядку". Этим обеспечивается процесс творчества, в широком смысле. Впоследствии "тоннель" может быть осознан, и тогда он превратится в линию. Так будет выглядеть словесное описание любого образа (представьте себе слова, которые описывают музыку) - "мысль изречённая - есть ложь", по всей видимости, здесь Тютчев имел в виду не мысль, а мысле-образ. Что касается "конуса", то он может быть образован прямой линией, неподвижной в одном её конце (точке), с любым углом вращения. Это значит, что он может быть очень узким (направленным), но может быть и с углом вращения более 90 градусов, и по мере увеличения угла может приближаться к шару. Это даёт возможность предположить, что в отдельных случаях "конус аттракции" может приобретать форму "шара", что приводит к иной форме восприятия реальности - "просветлению". Не напрасно многие творческие люди описывают момент "озарения" как вспышку "везде" - это и есть шар или сфера. Итак, от "тоннеля реальности" (у каждого - своей), к "конусу аттракции" (а может быть, и к "шару озарения"), и назад - через "тоннель" - к линии и точке. Парадоксы времени в разных частях психики 1. Сознание : система с помощью своих следящих устройств определяет наличие значимого сигнала, к примеру, запах дыма. Сигнал идентифицируется и осознаётся (приобретает символ - слово). Слово - это точка. Из этой точки может быть проведено сколько угодно прямых линий, (решений, обеспеченных "железной" логикой), но только в одном направлении - в направлении будущего. Последовательность событий определена : от причины к следствию, от прошлого (мой или коллективный опыт), через настоящее - в будущее. Таким образом, время в сознании не отличается от времени физического. Это понятно, так как сознание является осознанным инструментом отражения мира физического (или, по другой модели, наоборот). Вместе с тем, из точки может быть проведена не только прямая линия. Это может быть любой формы кривая (решения, легко меняющиеся под воздействием обстоятельств). Это может быть совершенная кривая - круг (циклическое мышление, при котором логика отсутствует). К примеру, любая попытка доказать существование Бога рациональным путём рано или поздно доказывается тем…, что он существует. Возможен и вариант выхода линейного типа мышления в пространственный уровень, например, спираль, когда циклическое мышление завершается выходом на более высокий уровень принятия решений. И всё же в любом случае можно определить начало линии и её вектор в любой момент времени, и последовательность событий на этой линии будет всегда в одном направлении. 1.Неосознанное : здесь возможно несколько вариантов :
Фрэнсин Шапиро пишет, что, применяя "Десенсибилизацию и переработку травм движением глаз", она наблюдала, как психотравмирующий образ у взрослого человека приводит к появлению воспоминаний раннего детства, связанному с такой же травмой. Дальше эти образы и, главное, эмоции могут быть источником разного рода изменений, о которых будем говорить ниже.
"Импринт" может не только вызвать эмоциональную реакцию, но и быть причиной конкретного симптома (телесного или поведенческого проявления). Например, фрустрация при виде сексуального объекта вызывает неосознаваемый человеком психотравмирующий образ, на который он реагирует архаическим способом очень раннего детства : это могут быть судороги, понос, эмбриональная поза или её аналоги. Как в первом, так и во втором случае возникают неосознанные "тоннели реальности". Интересно о "реальности" высказывался Альберт Эйнтштейн : "Если законы математики соотносятся с реальностью, они не точны. Если они точны, они не соотносятся с реальностью". А как могло бы быть иначе, если математика - линейное мышление сознания, а реальность - создаётся в неосознанном. Бросаются в глаза аналогии в механизмах функционирования зрения обычного и "внутреннего зрения". Существует термин "тоннельное зрение" и в офтальмологии и в психиатрии (это - один из симптомов шизофрении). Концентрация внимания - это взгляд в одну точку, "конусное видение - взгляд в никуда" - "свободно-плавающее сознание" и т.д., вплоть до понятия - "мировоззрение". Так вот, я вспомнил своё состояние во время профузного кишечного кровотечения. В этот момент перед глазами появился только небольшой участок потолка - "небо показалось в овчинку", это и есть - "тоннельное зрение". По всей видимости, именно так "суживается" внутреннее зрение, если перед ним возникает неосознанный психотравмирующий образ далёкого прошлого. Как движется время в "тоннелях реальности"? Если следовать приведенным выше рассуждениям, то образ или напряжение возникает в настоящем, затем оно практически мгновенно вызывает образ прошлого, на который опять практически мгновенно следует реакция в настоящем. Люди, побывавшие в клинической смерти, описывают в этом "тоннеле" с огромной скоростью проносящиеся воспоминания прошлого. Проф. Войно-Ясенецкий (Святой Лука) пишет, что никакой материальный носитель такую скорость обеспечить не сможет. И это понятно : в неосознанном мире говорить о скорости как движении в единицу времени бессмысленно, так как время (категория физического мира и отражающего этот мир сознания) в нём исчезает. Базирующаяся на открытии Элейна Аспекта модель Дэвида Бохма показывает, что нет ни реальности, ни действительности, а есть - гигантская голограмма. И как в любой голограмме в каждой частице её есть информация о целой картине. А если говорить о направленности движения? "Фрустрирующий объект" в среде, сигнал о нём фиксируется мною, вызванный сигналом "импринт" тоже во мне, но в прошлом или даже в далёком прошлом человечества (архетипический), а реакция на него - поведение в реальном мире. Что касается движения времени в конусах-аттракторах, в них даже подобия последовательности уловить не удаётся, да и какая последовательность может быть в хаосе! В нём присутствуют "привлекательные" для него элементы порядка (в воронке конуса), цель ("фокус притяжения") у его вершины, возможное действие - "вспышка озарения" - везде. И всё это без всякой последовательности, одновременно. Итак, возрастает напряжение системы или регистрируется сигнал, напоминающий
образ прошлого. В ответ автоматически включается стереотипная реакция
("тоннель реальности") - мы имеем ответ, который очень часто
не является адекватным. Из этих "мутных" теоретических рассуждений есть вполне конкретный практический вывод для специалистов в области общения, психологов и психотерапевтов, прежде всего. Рациональная работа - общение на уровне сознаний, использующая логическое линейное мышление. "Я провожу "линию", показываю её тебе, ты - проводишь свою, и мы смотрим, где они пересекаются - где и в чём совпадают наши точки зрения". Так ищут компромисс. И вместе с тем, мы понимаем, что таким способом "переубедить" человека не удаётся, так как его убеждения находятся на уровне неосознанного, где линейная логика отсутствует. Так можно создать новый "тоннель" реальности, когда рациональный вывод перейдёт на неосознанный уровень, но "тоннели-импринты" вытесняют новые, когда напряжение становится чрезмерным. Как установить контакт на уровне неосознанных частей нашей психики? Если говорить о "тоннелях реальности", то у каждого человека
- они индивидуальны, и этот механизм для целей общения использовать не удаётся, по крайней
мере, мне не удаётся. Я думаю, что это связано с тем, что у меня, и моего пациента
время (или что-то, что его заменяет) движется (функционирует) не одинаково. А вот в "конусах привлекательности" у всех время, по всей видимости,
функционирует одинаково (его просто нет). Если мы оба (я и пациент) находимся в состоянии "свободно плавающего сознания" - транса, наше внутреннее
зрение из "линии или тоннеля" расширяется до "конуса" (в
идеале - до "шара"). И в это время между нашими неосознанными частями исчезает одно из препятствий общения
- по-разному функционирующее время. Это позволяет, используя образы-метафоры, свою модель видения мира передать другому человеку. У него появляется
ещё один Мысли эти появились у меня вчера (7 января), а уже сегодня я провёл эксперимент с пациентом - подростком 16 лет с компьютерной зависимостью.
Мы вместе вошли в транс (вернее, я его ввёл, а сам вошёл в транс) примерно
одной глубины. Глубину транса я контролирую с помощью цвета или образа, появляющихся в трансе перед закрытыми глазами. В трансе мы стали обсуждать фантазии
на темы его снов. Сны часто содержали образ "тоннеля". Когда сны перешли
в фантазии Таким образом, я для себя получил доказательства того, что эффективное общение как результат эмпатии является следствием совместного трансового состояния, причём для целей терапии и обучения этот совместный транс должен проводиться интерактивно. Вот в чём заключается проблема качественного ученичества : ученику нужно войти в состояние "неума" (свободно-плавающего сознания), и тогда появляется возможность подключиться к видению учителя - его "тоннелю реальности". Технически это происходит тогда, когда при общении время "останавливается", то есть когда у них обоих сформированы "конусы-аттракторы" - идёт поиск в хаосе элементов порядка. Интерактивное общение - взаимная информация о этих элементах позволяет сблизить внутренний мир настолько, что становится возможным максимально приближённо показать своё видение другому. Таким учителем может быть для "ищущего" весь мир, как великолепно показал это в своей притче Ошо. Ученический колпак Когда великий суфийский мистик Хасан умирал, его спросили: - Хасан, кто был твоим Мастером? Один был вором. Однажды я заблудился в пустыне и, когда добрался до деревни, было очень поздно и все было закрыто. Наконец я встретил одного человека, который пытался проделать дыру в стене дома. Я спросил его, где я мог бы остановиться и он сказал: "В такое время ночи это будет трудно, но ты можешь остаться у меня, если ты можешь остаться у вора". Этот человек был прекрасен - я остался на месяц. Каждую ночь он говорил мне: "Я отправляюсь на работу. Ты отдыхай, молись". Когда он возвращался, я спрашивал: "Добыл ты что-нибудь?" А он отвечал: "Сегодня - нет". Он никогда не был в отчаянии, он всегда был счастлив. Когда я годами медитировал, но ничего не происходило, много раз наступал момент, когда я был в таком отчаянии, без надежды, что я думал бросить всю эту глупость. И вдруг я вспоминал вора, который каждую ночь говорил: "Бог милостив, завтра это должно случиться". Моим вторым Мастером была собака. Я подошел к реке, умирая от жажды, и туда же подошла собака. Она тоже хотела пить. Она заглянула в реку и увидела там другую собаку - это было ее отражение - и испугалась. Она залаяла и отбежала, но жажда была столь сильна, что она вернулась. Наконец, несмотря на страх, она просто прыгнула в воду, и отражение исчезло. И я знаю, что это послание пришло мне от Бога: однажды надо прыгнуть в ярости на все страхи. А третьим моим Мастером был ребенок. Я вошел в город, а ребенок нес горящий светильник. Он шел в мечеть и нес свечу туда. Шутя, я спросил мальчика: - Имеешь ли ты светильник в себе? Мое эго было потрясено, мое завершенное знание было потрясено. В тот момент я потерял мою глупость. После этого я отбросил все мои ненужные знания. Это правда - у меня не было Мастера. Но это не значит, что я не был учеником. Я принял все Существование моим Мастером. Мое ученичество было большим, чем ваше. Я доверял облакам, деревьям... Я доверял Существованию, как таковому. У меня не было Мастера потому, что у меня были миллионы Мастеров - я учился из всех возможных источников. Быть учеником - есть обязательство на Пути. Что значит быть учеником? Это значит быть готовым учиться, быть в состоянии учения, быть открытым Существованию. С Мастером ты начинаешь учиться, учиться... ты видишь точку, медленно, медленно ты попадаешь в такт, и, постепенно, где на том же Пути ты попадаешь в такт со всем Миром. Мастер - это лягушатник, где ты можешь научиться плавать. КОГДА ТЫ ОБУЧЕН - ВЕСЬ ОКЕАН ТВОЙ!!! Функциональная модель неосознанного. Что же может сделать человек, перед которым находится препятствие на пути удовлетворения желания. У него есть 5 возможностей, 5 видов реакции.
Как видно из приведенных характеристик реакций на препятствие, все они могут быть позитивными, если адекватны ситуации, и они же могут быть негативными, если ей не соответствуют. Когда выяснилось, что эти реакции, чередуясь только в том порядке, который приведен выше, приводят к позитивному результату, стало ясно, что мы вышли на универсальную систему последовательности реакций, которые с древности известны как созидательные связи системы 5-ти первоэлементов "У -Син". Наблюдая за ходом реакций пациентов хосписа на информацию о предстоящей смерти, мы увидели, что только такой ход чередования реакций является созидательным, от шока капитуляции к принятию реакции смирения. Если этот универсальный порядок чередования процессов нарушается, система становится не стабильной или, по крайней мере, функционирует не устойчиво. Самоорганизующаяся система, примером которой может служить любой живой организм, семья, фирма или государство, только тогда функционирует устойчиво, когда на возмущение окружающей среды следует адекватный ответ системы. Адекватным является только тот ответ, при котором минимально затраченная энергия приводит к восстановлению устойчивости системы или повышает эту устойчивость. На пути развития или существования системы в окружающей систему среде появляются разного рода препятствия, грозящие стабильности системы. bПервой реакцией на флюктуацию среды является реакция распознавания и накопления сигналов, которые может быть опасными для системы или полезными. Для этой цели органы системы, принимающие информацию из внешней среды, должны быть настроены таким образом, чтобы необходимый для безопасности системы или ее роста сигнал был:
Вторая реакция. На этом этапе информация переходит от стадии распознавания сигнала к процессу сравнения и принятия решения. В этом блоке характер и интенсивность возмущающего сигнала сравниваются с сигналами подобного рода, которые приходили из внешней среды в прошлом. Если подобный сигнал в прошлом был, и он был вредоносным, принимается решение одного рода; если он был полезным - другого, если он был индифферентным - решение не принимается, вернее, принимается решение не производить ответных действий. В нашей модели процесс принятия решения выглядит следующим образом :
Это и будет одним из механизмов сексуальных расстройств. Выбор одного из четырёх способов реагирования система вынуждена делать у "точки бифуркации", после которой её развитие пойдёт разными путями. Возможен вариант, когда в прошлом опыте системы подобных сигналов было, в этом случае - в блоке памяти отыскиваются похожие сигналы и решения принимаются на основе "перекрестного" сравнения. Оно осуществляется с явлениями (сигналами), которые по каким-то признакам относятся к тому же виду сигналов, которые обнаружены впервые. Так организм, впервые встретив новый штамм вируса, включает неспецифическую защитную реакцию к вирусам подобного рода в виде реакции воспаления или реакций связывания комплемента. Принципиально важным является то, насколько существенны те признаки, на основе которых ведётся сравнение. Третья стадия. Решение принято, начинается процесс выполнения решения. Это - этап внутренних изменений. На этом этапе внешне никаких проявлений не происходит. Однако, большая энергия затрачивается на подготовку к предстоящим действиям. Так, при мышечном сокращении на то, чтобы мышца расслабилась, необходимо "загнать" вызывающий сокращение мышцы кальций в цистерны его хранения. А на это уходит большая энергия, которая нужна на транспорт кальция градиента концентрации. Четвертая стадия. Сколько бы не было сил и средств, результат не будет получен, если они не будут сосредоточены в нужных направлениях. Пятая стадия. Собственно говоря, это и есть управленческое действие, направленное на преодоление препятствия, сигнал о котором поступил на первой фазе. Ошибки управления на стадии распознавания сигнала могут касаться:
Вывод для первого этапа: необходима предварительная работа по рациональной настройке фильтров и установке адекватного порога восприятия. Ошибки управления на стадии сравнения и принятия решения:
Задачи этой стадии: иметь большой блок памяти, четкий механизм работы с ним, а "перекрестное" сравнение проводить только по существенным признакам. На этапе внутренних изменений могут быть ошибки двоякого рода:
Задача на этом этапе: определить оптимальное количество ресурсов, в том числе, ресурса времени, необходимого для внутренней перестройки. Ошибки на этапе концентрации заключаются в :
На этапе преодоления препятствия могут быть такие ошибки :
Задачи этого этапа: выбор адекватной силы ответа управляющей реакции на изменения в среде. Таким образом, мы утверждаем, что все пять элементов процесса управления ( распознавание и накопление -1, сравнение и принятие решения -2, внутренних изменений -3, концентрации -4 и преодоления препятствия -5) универсальны для любой самоуправляющейся системы. Последовательность реакций должна быть представлена именно в порядке, приведенном выше. Нарушение последовательности приведет к ответу на воздействие среды, который будет в той или иной степени не будет адекватен силе или характеру воздействия. Кроме того, на каждом из этапов управленческих действий нарушения в процесса управления могут быть связаны с недостаточной или избыточной реакцией каждого этапа. Задачи каждого этапа управления - разные и условия их выполнения на каждом этапе - специфические. С этой точки зрения рассмотрим сегодня первую фазу распознавание и накопление сигналов возмущений окружающей среды. Известно, что мы получаем ежесекундно около 4-х тысяч сигналов, из которых мы воспринимаем единицы. Оказывается, остальные тысячи тоже никуда не исчезают. Литературные данные и личный опыт свидетельствуют о том, что многие (если не все) сигналы остаются в подсознательной (я предпочитаю термин - неосознанной) памяти. При особых обстоятельствах воздействие этих сигналов будет влиять на формирование неосознанных убеждений (наиболее ярким примером этого явления является открытый Конрадом Лоренцом импринт). Кроме того, они влияют на характер сновидений, интуитивные решения, творческие процессы и многое другое, что относится к функциям неосознанного. Вопрос : если материальный объект среды (микроб, вирус, канцероген) повреждает материальное тело и процесс повреждения становится осознанным, то повреждается ли в этот момент неосознанная часть психики, обязательно ли такое повреждение для развития болезни, если повреждается, то чем и как? Гипотеза : "Для развития болезни необходимы две компоненты. Одна - материальная, другая - неосознанная эмоциональная. Только одна из них заболевания не вызывает, так как у системы управления остаются резервы для принятия адекватных решений, ведущих к преодолению препятствия. Здоровое заболеть не может". Система развивается, если находит адекватный ответ на действия обеих повреждающих компонент. Система переходит в состояние стагнации, если будет повреждающее воздействие одной из компонент. Систему ожидает катастрофа, если действуют оба повреждающих фактора и адекватного ответа система не находит. Доказательства : смертность среди детей первого года жизни, лишенных материнской ласки, особенно в виде телесного контакта. ВИЧ - инфицированность - годами, а болезни (СПИД) нет, так как нет второй составляющей. Онкозаболевания : атипические клетки вследствие разного рода причин появляются непрерывно, однако заболевания нет до тех пор, пока не появляется вторая компонента (работает процесс сдерживания). Что же это за вторая составляющая ? Это повреждающий эмоциональный фактор. В случае с онкологией - это безнадежность, отчаяние. Статистически достоверно, что за 1-2 года, а иногда и за 6-12 месяцев до проявления заболевания у онкобольного происходит тяжелая, воспринимая как невосполнимая, потеря (человека, дела, крушение идеи). Включается неосознанная программа : "Жить мне ни к чему!" Реализация ее - в виде апоптоза (генетически запрограммированной реакции уничтожения клеток, в данном случае, иммуннокомпетентных клеток). А повреждающих материальных факторов хоть отбавляй, канцерогенов полно на каждом шагу. В связи с тем, что любая система функционирует по аналогичным схемам управления, то согласно вышеприведенной гипотезе при повреждающем воздействии окружающей среды также должны иметь место две компоненты. К примеру, война средствами уничтожения и война идеологическая (осознанная) должна сочетаться с повреждениями в системе убеждений жителей воюющих стран, к которым приводит страх, уныние, отчаяние, разочарование в идеалах и т.д. Без второй компоненты победить народ невозможно (справедливости ради, нужно заметить, что уничтожить можно). Цели, которые преследует психотерапевт :
Выводы. Предлагаемая модель объясняет многие процессы функционирования неосознанного. На её основе выработана конкретная техника воздействия на эти процессы. Дальнейшее развитие модели связано с развитием парадигмы синергетики. Резюме. |