Рождение-
естественный процесс (взгляд на проблему в рамках модели фрактального устройства человека). Воронов М.В. |
Идеи целостности сущего проникают всё глубже во все виды знания и деятельности. Холодинамическое (целостное) образование, холистическая медицина, холотропные направления в психотерапии, синергетика в философии - это только частичный срез экспансии идей целостности мира в нашу жизнь. Закономерным следствием этого процесса является понимание того, что дробление целого на части - это всего лишь приём, необходимый нашему со-знанию в процессе по-знания. Можно полагать, что в силу своей ограниченности сознание может вместить лишь небольшую часть целого. Вот поэтому оно требует предварительного разделения целого на части, доступные его одномоментному опознанию. Кроме того, сознание может работать только с отдельными блоками целого, сопоставляя их причинно-следственные связи. При этом "единица информации в процессе познания формируется исключительно индивидуально. Она введена для удобства дозирования. Если взглянуть на человека только с одной точки зрения, то он тут же превращается либо в животное, либо в неосязаемый Дух, либо в труп..." /Н.В. Маслова/. В дуальности анализ - синтез перекос в монаде опасно накренил её в сторону анализа. Идеей, стабилизирующей перекос, является идея целостности. Анализ-синтез-целостность составляют системообразующую триаду познания. На эту идею оказывают мощное воздействие получающие всё большее распространение методы рассмотрения структур и функций систем с мета-позиций. Так появилась поведенческая психотерапия, в которой используется мета-подход, при использовании которого были найдены общие для этологии и психологии закономерности. Другим примером мета-подхода гораздо более высокого уровня является синергетика, успешно решающая проблемы поиска закономерностей организации структур и функций открытых динамических и, вследствие этого, саморазвивающихся систем. Существенно, что эти закономерности оказались общими для систем косной природы, живых систем и систем социальных. Рассматривая с мета-позиций динамическую и открытую систему "человек", мы легко обнаружим многие такие закономерности. Какие закономерности в развитии этой системы могут иметь отношение к заявленной в названии теме ? Вот они : 1. Как и всякая открытая система, человек создаётся (зачинается и рождается), некоторое время существует (живёт) и разрушается (умирает). 2. В процессе создания системы "человек" количество элементов (клеток, объединённых в органы и системы) в системе прогрессивно увеличивается, и растёт количество и сложность связей между ними (рост и развитие системы). 3. В процессе жизни системы некоторые элементы и связи добавляются, а другие - исчезают. Их относительное равновесие закономерно нарушается в сторону преобладания процессов уменьшения количества элементов и связей (старение системы). 4. Закономерным итогом существования системы является её разрушение (катастрофа для системы) и распада на первичные элементы (смерть). Все эти банальности привлечены для того, чтобы показать, что зачатие, рождение, жизнь, старение и смерть человека являются естественными этапами развития системы (присущими внутренней природе вещей). Так как целостное мировоззрение не отделяет систему "человек" от всех других систем живого и неживого мира, то в рамках такого мировоззрения указанные процессы следует рассматривать именно в ходе естественного (природного) их хода, исключив цивилизационные и культуральные наслоения различного характера. Это можно сделать, выявив некоторые общие для животных и человека факторы, влияющие на естественный ход рождения, в частности. Другим способом выяснения этих закономерностей является транскультурный подход, который позволяет сравнить различное отношение к родам и раннему воспитанию детей в разных культурах и проследить, как оно скажется на их адаптации к условиям физической и социальной среды. С этой точки зрения нас будут интересовать : * место родов, " способ родов, " "действующие лица", " "ранние действия" по отношению к ребёнку, " этапы воспитательного процесса. С точки зрения "прав человека" первые 3 пункта относятся к правам матери, последующие 2 - к правам ребёнка. Место для родов. Этологи утверждают, что для этой цели многие высшие животные выбирают укромные (безопасные) места. У некоторых, далёких от цивилизации, племён для родов строятся специальные хижины, в которые совершенно не проникает дневной свет (в дальнейшем увидим, что в этом есть глубокий смысл). Очень похожим на эту хижину местом являлась традиционная курная русская баня, в которой издревле было принято рожать (впрочем, как и зачинать). По мере развития цивилизации менялось и место для родов - современный роддом трудно назвать укромным и, главное, безопасным местом. В дальнейшем мы покажем некоторые "опасные" для матери и ребёнка факторы роддома, но на одном из них - эпидемиологическом - следует остановиться здесь. Автор этой статьи много лет работал одним из руководителей в системе здравоохранения, и на его памяти родильный дом в районе закрывался десятки раз в связи со вспышками внутрибольничной инфекции (иногда с очень тяжёлыми последствиями). При этом не только производилась тотальная дезинфекция, проверялся и оздоравливался персонал, срочно делался косметический ремонт, перекрашивались стены, потолки, полы, окна и двери. Не проходило и нескольких месяцев, как стафилококк вновь проявлял агрессивную активность. Многие старые врачи говорили, что нужно менять помещение, но такой возможности не было. Существует ли сегодня альтернатива роддому? Да, это тот дом, в котором живёт будущая мать. Привычная обстановка, привычные люди вокруг, "родные" микроорганизмы, к которым есть иммунитет как у матери, так и у плода (врождённый, полученный от матери) - всё это ближе к естественной обстановке. Однако есть опасность, связанная с возможностями осложнений в родах для матери и ребёнка. Эта опасность реальна, но по многим причинам резко преувеличена. Сегодня в Голландии около 60 процентов женщин рожает на дому, а процент осложнений в родах - намного ниже, чем в странах, где подавляющее число женщин рожает в специализированных роддомах. Конечно, при этом оказывается квалифицированная акушерская помощь и есть постоянная возможность при необходимости быстро получить врачебную помощь (данные Мишеля Одена). Лишение женщины права на выбор места для родов - это нарушение её неотъемлемых прав. Правда, она не несёт никакой юридической ответственности за роды на дому, но эту ответственность несёт врач консультации и патронажная акушерка (согласно соответствующих подзаконных актов - приказов и инструкций они могут быть за роды на дому лишены категорий, влияющих на оплату, и даже работы). Но это не главное : женщина лишена выбора в связи с тем, что у неё отсутствует информация о преимуществах и недостатках того или иного места для родов. Несомненное преимущество родов на дому при нормальном течении беременности, отсутствии показаний для радикальных вмешательств, возможности организации квалифицированной помощи на дому и, при необходимости, госпитализации доказано опытом Голландии. Способ родов. Прежде всего, поза. Трудно представить себе животное, рожающее лёжа на спине. В племенах, далёких от цивилизации, женщины чаще всего рожают на корточках. И это понятно, так как здесь присоединяется сила тяжести, направленная в ту же сторону, что и родовые усилия. Если при этом руки роженицы фиксированы на плечах партнёрши в родах ил специальных приспособлениях, создаются идеальные условия для напряжения необходимых в родах групп мышц. Так почему же принята у "цивилизованных" народов такая противоестественная поза в родах, как лёжа на спине. Даже семантика подсказывает нам ответ : во французском языке глагол "лежать" и существительное "акушер" - однокорневые слова. Это акушер заставил женщину лежать, так как ему это удобней. Удобней оказывать акушерскую помощь. И действительно, трудно представить себе хуже позу для работы акушера, чем роды на корточках. Но кто сказал, что эта помощь нужна всегда? В подавляющем большинстве случаев при качественной подготовке женщины к родам они проходят без всяких осложнений. В этом случае помощь непосредственно у выхода из родового канала не нужна, а нужны совершенно другие приёмы и методы помощи, детальное описание которых не входит в рамки этой статьи. Свобода выбора женщиной позы в родах нарушается тем, что она не имеет достаточной информации о наличии альтернатив. Здесь необходимо остановиться на широком распространении (добралась таки "мода" и до нас) такого способа родов как "кесарево сечение". Ещё раньше распространение получило "обезболивание родов". Казалось, ну что в этом плохого? Наркоз - проснулась - ребёнок! Вдумайтесь в результаты наблюдений, сделанных этологами. В африканской саване проводились постоянные наблюдения за стадом антилоп. Некоторым из них перед наступлением родов наблюдатель скармливал обезболивающее средство. Роды проходили нормально, но ни одна из антилоп, родивших таким способом, не приняла своего детёныша, их пришлось выкармливать из соски. Похоже, что во время естественных родов происходит выработка механизма родительского поведения. Позднее были обнаружены гормоны, ответственные за такое поведение, и появлялись они только во время естественных родов. Обезболивающие средства механизм выработки этих гормонов подавляли. В дальнейшем статистическими исследованиями было обнаружено, что подобного рода механизм запускается и у рождающегося естественным путём ребёнка. Дети, родившиеся в результате "кесарева сечения" имеют проблемы в общении (аутизм), а родившиеся в результате "родов с обезболиванием" статистически достоверно имеют проблемы в поведении : агрессивность, анорексия (саморазрушительное поведение, связанное с полным отсутствием аппетита), токсикомания и даже самоубийства. Существуют медицинские показания для родов с применением "кесарева сечения" и обезболивания. Но "мода" приходит не просто так. В её распространении заинтересованы определённые силы, которым нет дела до будущего родившихся детей. И эти же силы лишают женщину права на свободный выбор способа родов, не давая ей информации о негативных последствиях "модных" способов родоразрешения. С другой стороны, женщины не знают, что правильная подготовка к родам даёт ей возможность изменить своё отношение к родовой боли. Как результат этого изменения степень боли в родах уменьшается многократно, а некоторые женщины отмечают полное отсутствие боли как таковой. Это связано с уменьшением ожидаемой в родах боли. А ожидание боли рождается из культуральной установки : "Будешь ты рожать в муках своих!". Нет не в "муках", а в "трудах"! И такое изменение установки, грамотно закреплённое, "рождает другие роды". "Действующие лица". Нет сомнения, что главными героями этого величественного "спектакля" являются будущая мать и её рождающееся дитя. И вместе с тем, есть другие действующие лица, которые вовсе не являются статистами. Это оказывающие родовспоможение акушерка или врач. Однако их внимание и усилия направлены на сам процесс родов, а все остальные физические и психические процессы, идущие своим чередом в родах, остаются вне поля их зрения. Помощь в гармоничном течении этих процессов может наилучшим образом оказать тот человек, который пользуется наибольшим доверием роженицы. Это может быть другой врач или психолог, медицинская сестра или просто должным образом подготовленный человек. В Калифорнии даже нашли для этого человека специальный термин - "дула". "Дула" может быть профессией, а может её роль исполнять член семьи роженицы (конечно же, подготовленный, а ещё лучше - проходящий подготовку к родам вместе с ней). С точки зрения многих специалистов наилучшим образом для этой роли подходит муж роженицы. Ещё одна "мода" - участие в родах мужа. Нет сомнения, что прошедший вместе с роженицей подготовку, пользующийся её полным доверием муж может быть и наилучшим её помощником (особенно при родах на корточках, когда жена может именно на его плечах и шее "виснуть" во время родовых усилий). Он же может с помощью особых приёмов помочь ей расслабиться в промежутках между потугами и оказать неоценимую психологическую поддержку. Многие мужья, участвовавшие в родах, отмечают впоследствии особенно трепетное отношение к жене и ребёнку. И вместе с тем, совершенно очевидны "издержки моды". Далеко не все мужчины готовы к этой роли. А исполнитель роли, который к ней не готов, может "завалить спектакль". Не говоря уже о возможных эксцессах в родах, некоторые авторы отмечают в ряде случаев сексуальное охлаждение некоторых мужей, участвовавших в родах. Это можно понять, когда посмотреть на поведение самцов некоторых животных, образующих устойчивую брачную пару. Во время родов самец "охраняет" территорию, так как в этот момент самка и детёныши особо уязвимы. Кстати, на Руси существовал обычай во время родов удалять мужа из дома и заставлять его ходить вокруг него с иконой, охраняя роженицу от "нечистой силы". В связи с этим можно говорить об очередном нарушении прав женщины : права на выбор действующих в родах лиц. С одной стороны, женщина, выбравшая на роль "дулы" мужа, часто не может осуществить своё право, так как далеко не в каждом роддоме мужа пустят в родильный зал. С другой стороны, следующие "моде" супруги могут получить непредвиденные осложнения в отношениях. Как мне кажется, женщина имеет право на полную информацию о возможных последствиях. Кроме того, она может получить от опытного психолога или психотерапевта практически безошибочное заключение о том, готов ли её муж к участию в родах. И, если не готов, пусть "охраняет территорию". В некоторых роддомах разрешают присутствие мужа в предродовой палате, он помогает там жене до родов, во время родов может выполнять различные поручения, а сразу же после родов он может войти в родзал и вторым (после жены) взять на руки ребёнка. И это очень важный "выход" на сцену этого действующего лица, о чём чуть ниже. Теперь о правах ребёнка. Его неотъемлемым правом является право на естественное развитие. Речь сейчас не идёт о внутриутробном развитии, хотя и это его право нельзя сбрасывать со счёта. Здесь мы говорим о ранних или первых действиях по отношению к нему. Рождение - это кризисный момент перехода в другую среду, и необходимо всячески уменьшить интенсивность стрессирующих факторов. Вспомним о тёмной хижине для родов. Ведь свет после многомесячной темноты "бьёт" по глазам ребёнка, вызывая спастические состояния элементов аппарата зрения. Туземцы, у которых дети рождались в темноте, первый раз показывали им свет звёзд, затем - луны и только после этого выносили их на дневной свет и то вначале в предрасветные часы. Как результат такого постепенного процесса люди этого племени видели ночью, как кошки. Мы не можем на это пойти, но уменьшить интенсивность освещения можем (при естественных родах). Первое лицо, которое должен увидеть ребёнок, это лицо матери, а затем - лицо отца. Это обязательное условие связано с тем, что именно эти лица "отпечатаются" в его подсознании навсегда. Этот факт неоспоримо доказан в работах Нобелевских лауреатов Лоренца и Тинбергена, и это явление получило название "импринтинга" - формирование жёстких нервных связей с "первого предъявления". Люди, утверждающие, что у новорожденного ребёнка "мутный, блуждающий" взгляд, ошибаются. Первый взгляд ребёнка очень пристальный! Нет никакой необходимости быстро перерезать пуповину, делая судорожные усилия (в том числе, переворачивая ребёнка вниз головой, шлёпая его) заставить его немедленно сделать вдох. В естественных условиях он нуждается в том, чтобы его сразу же выложили на живот матери. В этом случае он не будет в такой степени страдать от кризиса разрыва с матерью, так как будет ощущать её близкое присутствие. А чего стоит кризис перехода от невесомости к силе тяжести, которая буквально "распластывает" его тело по пеленальному столику! Живот матери будет помягче. Следующее действие - это прикладывание ребёнка к груди матери, которое должно осуществляться тут же. Это не важно, что в этот момент нет молока, и может не быть такого ценного продукта как молозиво. Прикладывать нужно всё равно, так как в этот момент грудь и соски матери "заселены" лактобактериями, необходимыми для формирования микрофлоры кишечника ребёнка. Этот список действий можно продолжать, и отказ от таких действий без крайней необходимости будет иметь последствия для роста и развития ребёнка. Это и есть нарушение его прав. Более отдалённые действия по отношению к ребёнку касаются соблюдения его прав в той части, которая касается возрастных особенностей развития. Моральные установки, навыки и знания он имеет право получить не раньше (!) и не позже (!) чётко очерченных возрастных периодов, естественно, с учётом индивидуальности ребёнка. В период от зачатия до (примерно) двух лет ребёнок нуждается, прежде всего, в любви. И обмануть его нельзя, его безошибочная интуиция подскажет ему, любят ли его и насколько. Эволюционные фазы развития ребёнка. Согласно предложенной нами фрактальной ("матрёшечной") модели человека, ребёнок в своём развитии проходит не только все эволюционные стадии (это факт, известный очень давно). Он ещё и поднимается по эволюционным уровням "матрёшки" (или "опускается" в пространственной модели). Это означает, что он последовательно является Минералом, Растением, Животным и Человеком. Дальше идут духовные уровни : Коллективных представлений, Интуиции и Просветления. (схема "Фрактальное устройство человека" - "Матрёшка"). В понятиях нашей модели будущий плод является Минералом (вернее, двумя Минералами) до момента овуляции. Яйцеклетка и сперматозоид - не являются живыми существами, так как они не могут быть ни в какой степени изменчивы. Изменчивость (в нашей модели - принципиальный системообразующий признак живого) может появиться только в момент деления генетического материала. Как только состоится зачатие, с первым же делением плод становится растением. Он имеет все признаки растения : генный аппарат и способность потреблять энергию для роста и развития. С этого же момента он обладает, как и любое растение, простейшими эмоциями : "плохо - хорошо". Это значит, что он может фильтровать энергию среды (для него средой является материнский организм), реагируя разным способом на "хорошую" (полезную для развития) и "плохую" (вредную). Одной из реакций, возможно, является отторжение оплодотворённой яйцеклетки в первые дни беременности. На 5-6 неделе беременности у ребёнка появляется двигательная активность и начинает функционировать энергетический "реактор" - сердце. С этого момента он переходит на уровень Животного (поведенческий). Основным условием этого перехода является генерация энергии - переход её из потенциальной формы в виде энергонасыщенных соединений в кинетическую. Кроме того, животное может формировать мыслеформы и, (главное!) у него генерируются эмоции. Это - энергетизирующие фильтры информации. Я, вслед за Паскалем, Бергсоном и профессором Войно-Ясенецким (Святой Лука), считаю генератором эмоций и чувств сердце. У меня нет научных доказательств этого, но и нет оснований утверждать противоположное. Есть ощущение, что многие известные факты из анатомии и физиологии нет возможности объяснить другим способом кроме как признать тот факт, что именно сердце является не только насосом, но и "реактором" тонких энергий - энергий эмоций и чувств. А иначе чем объяснить невероятную сложность сердечного нервного сплетения, ведь для обеспечения "насосной" функции сердца достаточно два, ну пусть, четыре провода (нерва). Ведь природа, как известно, всегда выбирает простейшие конструктивные решения. А в ответ на вопрос : "В каком месте рождаются твои эмоции?" разве кто-нибудь, кроме неврологов, покажет на голову. Нет, всякий здравомыслящий человек покажет на сердце. Эксперименты, бесспорно подтверждающие роль лимбической системы мозга в процессе эмоционального переживания информации, доказывают её участие и только. А его никто и не отрицает. Мозг, с моей точки зрения, является "интерфейсом" - переходным устройством между тонкими энергиями эмоций и мыслеформ и грубыми - физического тела. Так вот, с 5-6 недель беременности плод генерирует 5 простых ("животных") эмоции : тревогу, печаль, страх, гнев и радость. Тревога энергетизирует (направляет) процесс рецепции информации в сферу образов будущих событий, опасных для выживания. Печаль - заставляет работать механизм рецепции информации из прошлого (опыта предшествующих поколений или генной памяти и собственного опыта). Пауль Шильдер назвал этот механизм необходимостью повторения, с точки зрения синергетического подхода это - стремление к порядку (стереотипу). Страх - энергетизирует механизмы мобилизации. Гнев - заставляет концентрировать энергию в нужном направлении. Радость - единственная эмоция, которая не предшествует действию, а следует за ним как награда за преодоление препятствия. Фактически - это эмоция, которая заставляет включиться все остальные механизмы, так как направлена на преодоление механизма напряжения (фрустрации). Напряжение это возникает из-за отсутствия необходимых системе элементов и связей или из-за скопления отработанных элементов. Стремление к радости (удовольствию) - основной механизм, заставляющий систему продвигаться по направлению к цели своего существования. Вот почему "животная" цель доставляет "животную" радость, а цель духовная - чувство благодарности. Перечисленные эмоции сопровождают 5 фаз преодоления препятствия, их созидательный порядок показан на схеме "Фазы преодоления препятствий". Весь период беременности можно рассмотреть как последовательную смену этих фаз. 1. Фаза накопления информации - новых состояний и ощущений, связанных с зарождением новой жизни. 2. Фаза принятия решения - состояться ли этой новой жизни (в этой фазе может быть ранний срыв беременности). 3. Фаза капитуляции - расслабления (накопление энергии). 4. Фаза концентрации - формирование "кумулятивного жала" необходимого для преодоления препятствий родовых путей. 5. Фаза экспансии - роды, которые также проходит через все 5 фаз. Важно отметить, что плод проходит в своём развитии и в процессе родов те же фазы, и очень важно, чтобы они проходили синхронно, как у матери, так и у ребёнка.. Сегодня мы имеем наблюдения (целые кинофильмы из жизни плода, отснятые с помощью ультразвуковой техники), которые неоспоримо свидетельствуют о богатой эмоциональной жизни плода. Мы видим его реакции на стимулы (информацию), и по этим реакциям судим о его эмоциях. Выясняется, что плод реагирует на два вида внешней информации : информацию, которую он получает от матери (через мать) и непосредственную информацию из внешней для матери среды. Следовательно, он автономен (относительно независим) и эта автономность будет сохраняться ещё долго, по крайней мере, до тех пор, пока ребёнок не перейдёт на стадию Человека. Видно, что плод испытывает те же эмоции, что и мать : он плотно съёживается в комочек, когда мать испугана, и реагирует двигательным возбуждением в ответ на радостные эмоции матери. И вместе с тем, видно, что он реагирует на звуки из внешней среды (вплоть до ритмических движений в такт музыке). Вторым источником информации является внутренняя среда плода : можно видеть, как он беспокойно ведёт себя, испытывая голод, даже в тот случае, если мать голода не ощущает. Конечно же, можно возразить, что звуки он принимает из среды как неосознанную реакцию матери, да и реакцию на голод объяснить неосознанными её эмоциями. Пусть даже так, такие рассуждения лишают плод автономности, делая его абсолютно зависимым. В любом случае ультразвуковые наблюдения доказывают наличие у плода эмоций с 5-6 месяцев беременности. И всё же собственные наблюдения автора и свидетельства многих других лиц, работающих с беременными по подготовке к родам, свидетельствуют в пользу автономности плода. Эта автономность растёт по мере приближения срока родов. Вот эти наблюдения. Мы, как и голландские специалисты, с 6-7 месяца беременности устраиваем будущим детям "сеансы встречи с отцом". В строго определённое время в спокойной обстановке отец садится рядом с матерью, прижимает ладонь к её животу и тихим голосом разговаривает с ребёнком. Желательно, чтобы он находился в медитативном состоянии, то есть отключился от всех мыслей, сосредоточившись на любви к своему ребёнку и радостном ожидании его прихода в этот мир (этому нужно научить). Продолжается сеанс от 15 минут и больше, если есть желание. После трёх-четырёх таких сеансов, если отец не появится в назначенное для встреч время, (напоминаю, что оно строго определено) ребёнок будет особенно сильно стучать в живот матери, как бы требуя уже ставшей ему необходимой информации. Второе наблюдение : беременные, обученные в медитативном состоянии общаться с собственным плодом, практически единодушно подтверждают наличие обратной реакции. После таких сеансов общения плод ведёт себя спокойней, не требовательно "стучит" ножками, а мягко "гладит". Истины ради нужно признать, что контрольной группы беременных, которые проводили бы медитацию без общения с плодом у нас не было, и нельзя исключить чисто медитативное воздействие. Мы не имеем права на организацию контрольной группы, так как центр подготовки к родам, в котором я работаю, функционирует на коммерческой основе и обязан предоставить всё, что мы можем, "по максимуму". По нашим убеждениям, мы нарушим права женщины, если лишим её информации о возможных позитивных результатах общения с плодом. Третья группа наблюдений нуждается в тщательной проверке не из-за отсутствия доверия к авторам, а из-за "фантастичности" полученных результатов. Специалисты из Днепропетровского центра подготовки к родам доложили, что у них запротоколировано несколько случаев, когда мать "уговорила" ребёнка сделать поворот на головку при тазовом (неблагоприятном для родов) предлежании плода. Имеется много случаев, когда ребёнка "уговаривают" родиться в определённый день. Все эти случаи можно объяснить совпадениями, поэтому необходима строгая статистика, которую в ближайшее время вряд ли удастся получить из-за малого распространения психотерапевтических и психокоррекционных методов (терминологическая разница связана с участием врачей или психологов) подготовки беременных к родам. Учитывая, что в любом случае плод испытывает эмоциональные воздействия разной силы (вплоть до эмоциональной травматизации), права плода следующие : 1) право на рациональное и сбалансированное питание (это сомнений не вызывает и диктуется специальным рационом беременных), 2) право на рецепцию гармоничной (сбалансированной) информации от матери и среды, это означает, что ему нужны все эмоции, однако акцент должен быть на самую стеничную (мобилизирующую) эмоцию - эмоцию радости. И, так как питание и эмоции плода невозможно "оторвать" от питания и эмоций матери, права матери и её будущего ребёнка связаны воедино. Ребёнок переходит на уровень Человека только в 2-3 года. Этот переход чётко определён тем моментом, когда у него появляется абстрактное мышление. Этот момент фиксируется тогда, когда у него формируется "символ" Я, когда он называет своё отражение в зеркале не в 3-м лице (по имени), а уверенно заявляет : "Это Я!" С этого момента он разделяет мир на себя и других, а, вернее, на себя и другое. До этого момента он, как Минерал, Растение и Животное себя от мира не отделял, ощущая свою целостность с ним. Нужно заметить, что при нормальном развитии ребёнка он ощущает себя центром этого целостного мира : вокруг него, как планеты вокруг Солнца, вращаются родные и другие, ухаживающие за ним, люди, а весь остальной мир существует для того, чтобы обеспечить ему питание, тепло, защиту, развлечения, в общем, все удовольствия. Это значит, что до момента перехода на уровень Человека ребёнка "любовью перекормить" нельзя. И право на любовь и только на любовь - это право ребёнка этого возраста. С момента перехода на уровень Человека наступает момент первичной социализации ребёнка, начинают устанавливаться правила и запреты. Более глубинные (или высокие, духовные) уровни у ребёнка с этого момента начинают осознаваться, и процессы познания и осознания этих уровней будет у некоторых людей идти, по крайней мере, до смерти. У других - же эти процессы вообще идти не будут. Пойдут они или нет - одно из проявлений Свободы Воли Человека. Литература. 1. Воронов М.В."Управляющие системы в свете теории последовательности преодоления препятствия", Moсква, 2001 2. Лоренц Конрад "Агрессия", Mюнхен, 1994 3. Маслова.Н.В. "Ноосферное образование", Москва, 2002. 4.Оден М. "Новые причины и пути изучения физиологии родов".Primal Health Research Center, London, UK, Международный журнал гинекологии и акушерства 75 (2001) стр. 39-45 |