Диалог цивилизаций
ПРОФЕССОР
Всеобщие человеческие ценности существуют
во всем многообразии культурных форм,
и их следует найти и выделить
как ведущую силу всего развития и
прогресса.
Иоанн Павел II.
Обращение к Папской академии социальных
наук.
Рим, 2001 год.
При всем многообразии
народов и культур мы - единая семья людей с общей судьбой.
Человек разумный в
равной степени должен быть заинтересован в будущем своей собственной страны и
в будущем единого мира, где местное, государственное, региональное и
глобальное тесно переплетены. И в этом смысле признание общих ценностей может
стать этической основой диалога между цивилизациями.
Мы заявляем с самого
начала, что выступаем в защиту индивидуальных свобод, требуем гарантий основных
прав, а также признания и уважения равного достоинства любого человека. Это -
провозглашенные еще в эпоху Просвещения ценности современного Запада, которые
лежат в основе рыночной экономики, демократии и гражданского общества.
Мы полагаем для себя
необходимым отвергнуть, с одной стороны, безликий универсализм, гегемонистический
контроль и монополистическое поведение, а с другой - слепую приверженность своему
этносу, религиозную исключительность и культурную нетерпимость.
При таком понимании и
подходе самой фундаментальной и широко распространенной ценностью, лежащей в
основе всех общих ценностей, становится гуманизм.
Чтобы глубже понять значение гуманизма, следует начать с усвоения
“золотого правила”. Его можно сформулировать позитивно: “Поступайте с другими
так, как вам хотелось бы, чтобы они поступали с вами”. Или негативно: “Не
делайте другим того, чего не хотели бы получить сами”. В любой из двух
формулировок оно разделяется всеми великими этическими и религиозными
традициями в качестве основного принципа зарождающейся универсальной этики, что
было подтверждено Парламентом мировых религий в 1993 году. Мы верим, что
осознание, признание, приятие и прославление другого, подразумеваемое “золотым
правилом”, помогут нам научиться быть гуманными в процессе самопознания.
Научиться быть
гуманным (или, буквально, вести себя так, как “свойственно человеку”) -
определяющая черта всего классического образования, восточного и западного.
Проблема современного мира состоит в том, чтобы как можно скорее преодолеть
последствия, возможно, самого жестокого века в человеческой истории. Идея
гуманизма, понимаемая с позиций единения и целостного восприятия, применима для
любого человека во всех обстоятельствах.
По мере того как мы
преодолеваем ограничения, связанные с расой, языком, полом, страной, классом,
возрастом и верой, подтверждая свою убежденность в том, что достоинство
человеческой личности неприкосновенно, нам еще нужно научиться вести себя
гуманно с каждым человеком, будь то белый старик-бедняк, китайский торговец,
еврейский раввин, исламский мулла, богатая молодая чернокожая женщина или
кто-либо еще.
Наша
благоприобретенная способность отвергать стереотипы, предрассудки, ненависть и
насилие в религиозной, культурной, расовой и этнической сферах утверждает
ценность взаимности. Взаимность - существенный элемент “золотого правила”,
руководящий принцип, представленный во всех духовных традициях. Однако, строго
говоря, для настоящей взаимности требуется “золотое правило”, изложенное
негативно: “Не делайте другим того, чего не хотели бы получить сами”.
Такое кажущееся
пассивным отношение подразумевает уважение личности другого без навязывания
своей воли, даже если мы и впрямь полагаем, что наш опыт является наилучшим.
Подобное самоограничение основано на вере в то, что лучшее для меня может не
подходить моему соседу. Хотя веру нельзя исключить из принципа взаимности, люди
чаще стараются не навязывать своего мнения, когда речь идет о вкусах или
предпочтениях, а реже - когда говорят о религиозном плюрализме. Диалог никогда
не будет плодотворным, если намерение обратить в свою веру возобладает над
желанием слушать и учиться.
Но и в позитивной
формулировке “золотое правило” вовсе не находится в конфликте с духом
взаимности. В этом случае само правило “Поступайте с другими так, как вам
хотелось бы, чтобы они поступали с вами” также не позволяет нам необдуманно
навязывать свою веру, а лишь учит заботиться о других.
Взаимоуважение,
необходимое для настоящего диалога, позволяет нам привлекать других к
партнерству. Только когда наши партнеры по переговорам чувствуют, что их
понимают и могут оценить по достоинству, наша роль становится активной и мы
вовлекаем их во взаимовыгодное совместное предприятие. Таким образом, “золотое
правило”, изложенное в негативной форме, предусматривает творческое начало, а
изложенное в позитивной - предотвращает от пассивного равнодушия по отношению к
страданиям другого. В любом случае “золотое правило” содействует росту
межличностного доверия.
Доверие позволяет
диалогу состояться, продолжаться и, в конечном счете, приносить плоды. Это суть
подлинного общения. Без доверия мы мало что можем сделать. Однако доверие не
должно быть слепым. Оно является сознательным выбором при вступлении в общение с
другим. Это минимальное условие для преодоления психологии страха.
Пока мы не вырвемся из
сплетенного нами же кокона недоверия и окажемся лицом к лицу с неизвестным, мы
никогда не поднимемся над своим эгоизмом, семейственностью, узостью интересов и
национальной исключительностью. Недоверие мешает любым межкультурным усилиям и
тормозит рост мировой культуры. Доверие лежит в основе постоянно растущего
сообщества и помогает видеть в другом цель, а не средство для достижения
собственных целей.
Доверие никогда не
позволяет заглушить здоровый скептицизм или критический дух и отнестись
враждебно или цинично к настоящему положению дел. Несмотря на напряженность и
конфликты в мире, доверие предполагает готовность исследовать общие точки
соприкосновения и использовать их вместе с теми, кто раньше воспринимался по
привычке как другой. Поэтому доверие - это смелость вступать в совместные
предприятия с незнакомцем, которому по традиции прикрепляется ярлык “врага”.
Доверие - это и
уважение личности другого, и наша цель. Несмотря на то, что человек,
испытывающий доверие, может иногда разочароваться и обмануться. Справедливо и
достойно доверять честности другого. Это - начало настоящего диалога.
Необходимость доверия
при любой деловой операции или контрактном соглашении очевидна, но еще важнее
доверие в межличностном и межкультурном общении. Если ради защиты от
коммерческой ошибки или при нарушении контракта можно обратиться в суд, то при
отсутствии доверия исчезают все возможности общения между людьми и культурами.
Таким образом, чувство
справедливости может породить дух доверия. А доверяя, легко быть справедливым
на деле. И самое главное – человек достоин доверия лишь тогда, когда доверяет
сам.
В основе публикуемых
заметок – материалы интернационального проекта “Преодолевая барьеры: диалог
между цивилизациями”, выполненного под эгидой ООН.
ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
С.П. КУРДЮМОВА