ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
С.П. КУРДЮМОВА
Сергей Капица ПРОФЕССОР Закон, права и ответственность Без морали законность мертва

(на 30 октября)

Диалог цивилизаций

Сергей Капица

ПРОФЕССОР

 

Закон, права и ответственность

Без морали законность мертва

 

Только терпимость и сотрудничество

могли бы обеспечить столь необходимое для нас высоконравственное руководство.

Нельсон Мандела.

 

 

Правовые нормы, как известно, необходимы для поддержания порядка. Однако закон, как минимальное условие порядка, не может сам по себе создавать гражданствен­ность или чувство ответственности.

Воспитание гражданской этики необходимо людям, которые стремятся жить в гармонии с обще­ством. Поскольку множество традиций направляет мысли и дей­ствия народов мира, законность без морали не в состоянии вдохновлять гражданственность. Правовая система, лишенная гражданской этики, может легко выродиться в сухое сутяжничество.

Благожелательность дополняет правовые нормы и обеспечивает нравственную основу законности. Настоящий диалог невозможен без благожелательности, которая незаменима в межкультурном общении. Воспитанию гражданской этики благоприятствуют такие компоненты благожелательности, как готовность воздерживаться от поспешных решений, умение критически относиться к собственным предположениям, уважать чужое мнение и избегать его предвзятых оценок, всесторонне изучать здравые идеи и предложения, по достоинству оценивать взаимообмен взглядами.

Гуманность дает возможность установить взаимоотношения с другими. Справедливость помогает переносить наше человеческое отношение к другому в практическую плоскость. А благожелательность обеспечивает саму форму межличностного общения. Без благожелательности соперничество превращается в жесткую проблему господства и ведет к напряженности, а состязательность быстро становится враждебной борьбой за власть.

Законы сами по себе могут легко поощрять согласие, но воспитание благожелательности важно для нормального функционирования гармоничного общества. Представляя себе глобальное гражданское общество, в котором взаимоотношения всех культур, включая и недавно возникшие, содействуют взаимному обучению, мы возрождаем надежду на длительный мир.

Формирование глобального гражданского общества подтверждается активными выступлениями членов неправительственных организаций антиглобалистов во время конференций в Рио (по про­блемам окружающей среды и развитию, 1992 год), Каире (по пробле­мам народонаселения, 1994), Копенгагене (по вопросам социального развития, 1995) и Пекине (по проблемам женщин, 1995).

Эти выступления показывают, что новым участникам международ­ной политики, которые способны перешагнуть через этнические, языковые, культурные и религиозные барьеры, требуются новые правила игры во имя помощи людям всей планеты, уставшим от конфликтов и напряженности. Нам нельзя зависеть только от точ­но определенных законов и правил, коль скоро мы движемся по незнакомой территории. Осознание общих правил приличия и гостеприимства, которым обучают все духовные традиции, обеспечивает основу для диалога и общения.

На языке благожелательности дипломатические отношения между странами переводятся в учтивость между отдельными людьми. Как хорошо известно, страх другого порождает нездоровое желание господствовать. Гнев легко приводит к насилию, а подозрительность - главная при­чина агрессии.

Этика вежливости не подменяет собой правовые нормы, но без духа вежливости законопослушные граждане будут оставаться замкнутыми, отчужденными и даже грубыми. Благожелательность содействует гуманизму, взаимности и доверию и в то же время дополняет законность.

Правовое сознание, безусловно, непременное условие для развития самостоятельности, независимости и личного достоинства. Однако идеи свободного выбора и права личности нельзя проповедовать  в отрыве от обязанностей, долга и ответственности самой личности.

Со времени принятия ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека защита последних ста­ла характерной чертой сознания людей. Государственная защита прав человека больше не является прерогативой горстки развитых стран. Дух нашего времени способствует тому, чтобы дискуссии о этом распространились по всему миру, преодолевая расовые, половые, классовые, воз­растные и религиозные барьеры.

Темой для серьезной критики являются утверждения о том, что разные страны могут иметь разные концепции прав человека и не следует требовать, чтобы все народы подчинялись универсальным нормам. Однако то, как координировать и интегрировать политические права с экономическими, социальными, культурными и групповыми, имеет жизненное значение для диалога между представителями разных культур.

В основе необходимости и желательности международного диалога по правам человека лежит проблема ответственности и, косвенно, долга и обязательств всех его участников. В то время как правосознание со всей его многосторонней проблематикой возникло в человеческой истории не так давно, понимание ответственности и чувство долга развивалось в различных духовных традициях с самого начала человеческой истории. Отчасти по этой причине критика, направленная против дискуссий о правах человека, связана с желанием отдельных политических лидеров подчеркнуть уважительное отношение к власти как основе стабильности.

Общеизвестно, что страны с различным уровнем экономического развития или различными историческими традициями и культурным происхождением имеют и различные представления о правах человека, а также по-разному реализуют их на практике. Однако права человека как определяющая характеристика современности не должны подчиняться власти диктаторских или авторитарных режимов. Уделять равное значение правам и ответственности - это сбалансированный подход к процветанию людей и эффективный способ ведения межкультурного диалога.

Моральная сила правозащиты сознания заключается в его обобщенном призыве уважать достоинство личности, противопоставленное принудительной власти государства. Чувство справедливости вдохновляет защитников прав человека на борьбу не ради самих себя, а ради тех, кто оказался на обочине и не имеет возможности высказаться, кто подвластен неподконтрольным ему силам и не способен к самостоятельной защите.

В основе правового дискурса лежит признание того, что все люди тесно взаимосвязаны. Это признание подразумевает чувство ответственности за тех, кто не в состоянии потребовать защиты своих прав. Люди, которые разделяют идею о том, что права личности неотчуждаемы, и руководствуются только собственными интересами, легко становятся эгоистами.

Принцип, который следует из сказанного выше, состоит в том, что привилегия прав влечет за собой обязательства, связанные с ответственностью. И те, в чьих руках власть и влияние, должны больше заботиться о благосостоянии коллектива, который можно определить в этом случае по-разному - от семьи до мирового сообщества.

 

В основе публикуемых заметок – материалы интернационального проекта “Преодолевая барьеры: диалог между цивилизациями”, выполненного под эгидой ООН.

 

ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
С.П. КУРДЮМОВА


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz