|
|
Их реальными носителями являются все члены общества, однако особая роль принадлежит довольно малочисленной социальной категории, основное содержание жизни которой подчиняется идеалам гуманизма, добра, милосердия и т.п. Это люди из самых разных социальных слоев, сфер деятельности и демографических групп и их влияние на других людей осуществляется различными путями, способами и средствами. Изучение данной категории людей, которую можно назвать «нравственной элитой», представляет большой интерес, поскольку позволяет вскрывать механизмы и закономерности формирования нравственного сознания и регуляции поведения значительных масс населения. В данной работе формулируются основные вопросы, предваряющие исследование социально-психологических характеристик «нравственной элиты» и ее воздействия на социальное окружение, поэтому представленное ниже содержание по своему характеру является прежде всего проблемно-постановочным. Актуальность исследования нравственной элиты. Одним из важных результатов активного изучения отечественными психологами адаптации различных групп населения современной России к новым экономическим, политическим и в целом социальным условиям стало выявление и описание множества чрезвычайно интересных социально-психологических феноменов и закономерностей. Некоторые из них являются примерами отношения и социального поведения субъектов, противоречащих как реальным внешним условиям, так и их собственным экономическим интересам (А.Л. Журавлев, Н.А. Журавлева, А.Н. Лебедев, Е.Д. Короткина, А.Б. Купрейченко, Т.А. Нестик, В.П. Позняков, Е.Б. Филинкова, Ф.В. Фоломеева, В.А. Хащенко и мн. др.). Нас заинтересовала та категория российского населения, экономическая дезадаптация которой объясняется приоритетной ориентацией личности не на достижение материального имущественного статуса, а на различные другие формы общественной активности, на самореализацию в профессиональной сфере, саморазвитие, творчество, познание мира, воспитание детей, помогающее поведение, заботу о других людях и т.д. Такая личность сохраняет высокую удовлетворенность жизнью, позитивную самооценку и оптимистический взгляд на мир независимо от уровня ее материального благосостояния. В большинстве таких случаев причиной низкой социальной адаптированности (или даже дезадаптированности) человека к новым экономическим условиям выступает расхождение между главным направлением изменения внешней среды, предъявляющего определенные требования к человеку, и жизненными ориентирами: системой принципов и смыслов, целей и притязаний, ценностей и идеалов личности. Эта система может быть близка к ценностям и идеалам определенного общества или конкретной исторической эпохи, в том числе и тех, в которых человек не жил. Данный феномен, названный нами «эффектом воспроизводства субъектом ценностной системы другой исторической эпохи», проявляется следующим образом. Субъект в ходе своей жизнедеятельности активно ориентируется на ценности, являющиеся типичными для прошедших или будущих периодов не только его собственной жизни, но и жизни общества в целом. В этом случае его принципы, ценности и идеалы не соответствуют ни актуальному жизненному опыту, ни реально сложившейся социальной ситуации. У окружающих людей человек, ориентирующийся на ценности и идеалы прошлых или будущих исторических периодов, может при этом характеризоваться ценностными ориентирами принципиально разного содержания и фактически вызывать прямо противоположные, полярные оценки. Во-первых, он реально может и искренне может ориентироваться на прошлое, причем в самом широком (всестороннем) его понимании, например: на советский период в российской истории, на сталинский период или тем более на историческое время царской России и т.п., и в результате чего – восприниматься и оцениваться его современниками как ретроград, или « человек из прошлого». Это наиболее массово характерно для переходных периодов в развитии российского общества (20-е, 60-е, 90-е годы ХХ века). Во-вторых, человек может ориентироваться на те жизненные принципы и смыслы, ценености и идеалы, нормы и правила и т.д., прошлых исторических эпох, которые фактически являются универсальными человеческими ценностями, переносимыми из одного исторического периода в другой, независимо от экономической, политической, социальной ситуации и в целом от того или иного состояния общества. Именно такой человек реально становится хранителем традиционных жизненных принципов, ценностей и идеалов и может быть образно обозначен как «человек вне времени» - это представитель особой социальной категории, вызывающий очень непростое к себе отношение, однако, об этом будет сказано ниже. Аналогично, конкретный человек может лучше, чем большинство окружающих людей, интуитивно чувствовать и даже прогнозировать тенденции изменения ценностных идеалов общества, тем самым, опережая его развитие. В этом случае он может стать носителем прогрессивных ценностей и идеалов – «человеком будущего». О том человеке, чья система жизненных принципов, смыслов и ценностей наиболее типична для эпохи, в которую он живет, говорят - «человек своего времени», «человек нашего времени» и т.п. Именно выделенные категории людей, в частности, выполняют конкретные и очень важные функции в обществе, обеспечивая реальные возможности для сравнения различных систем жизненных смыслов и принципов, ценностей и идеалов и т.д. и отбора («отсеивания») тех из них, которые постепенно становятся типичными для конкретных исторических периодов, т.е. современными. Несмотря на реальное выполнение полезных функций категорией «людей вне времени», тем не менее, со стороны социального окружения в отношении к таким людям нередко проявляются безразличие, непонимание и даже отвержение. Объясняется это тем, что они воспринимаются непохожими на других, не такими, как большинство, необычными и т.п. (в каком-то смысле, это может рассматриваться как защитная психологическая реакция). Необходимо также отметить, что независимо от того, обращена ли структура жизненных смыслов и ценностно-нравственных ориентаций субъекта в прошлое, в будущее или находится «вне времени», его социальная адаптация к текущей жизненной ситуации обычно затруднена или в полной мере невозможна. Адаптация к социальной среде не является целью для таких групп людей, так как их действительные цели состоят в отстаивании и поддержании, сохранении и воспроизводстве универсальных ценностей (общественных основ) или в преобразовании существующей действительности с ориентацией на перспективы, на будущее. Разные типы ориентаций (на ценности будущего – опережающие, перспективные ориентации, идеалы прошлого – ретроспективные ориентации, или на универсальные и непреходящие принципы ценности и идеалы различных эпох) выполняют весьма важные для общества функции, особенно в кризисные периоды. В эти периоды личность как бы «освобождается» от всего преходящего, наносного, и в определенном смысле она отступает на более надежные и проверенные временем позиции – к базовым ценностям, «стержню» самоопределения – главному смыслу жизни, идеалам, принципам и т.п. или может быть ценностям предыдущего этапа жизни или предыдущего социально-экономического уровня своей жизнедеятельности. Некоторые социально-демографические группы, исходя из оцениваемой ими ограниченности своих возможностей (ограниченный физический статус, связанный со здоровьем, низкая активность и мобильность, невысокая способность к переобучению и т.д.), могут использовать такое социальное поведение как психологическую защиту. Другие же субъекты, в силу традиционного распределения социальных ролей в обществе, выступают в качестве хранителей культурных и духовных ценностей , носителей нравственных идеалов . К ним, прежде всего , относятся мудрецы и старцы, талантливые наставники и воспитатели, священнослужители и духовные учителя, ученые и писатели, художники и поэты, а также другие, самые различные, но именно в нравственном отношении авторитетные общественные фигуры. Когда применительно к перечисленным категориям людей говорится, что они относятся к «нравственной элите», то роль при этом не идет о какой-то их абсолютной исключительности. К нравственной элите, естественно, могут относиться и самые обычные (по роду своих занятий) люди. И этот смысл хорошо передает известная поговорка «Не стоит село без праведника!». «Нравственная элита» - это, скорее, социальная функция, которая обязательно должна реализовываться, или, другими словами, социальная ниша в сообществе, которая должна заполняться. Если же такого нет, то это, скорее, исключительная ситуация, чем закономерность в жизнедеятельности того или иного сообщества. Такие люди не только не стремятся изменять собственные ценности и идеалы, жизненные принципы и ориентиры, но и транслируют их другим социальным группам, для которых эти основополагающие жизненные ценности и нормы должны оставаться ориентирами в любых социальных условиях, пусть даже в ущерб своему текущему экономическому, административно-управленческому или политическому положению (статусу и т.п.). Традиционными советчиками во всех культурах являются представители старших поколений. Разумеется, сам по себе возраст не определяет большую или меньшую нравственность человека и его авторитетность в вопросах разрешения моральных противоречий. Определяющими являются другие характеристики - содержание нравственных принципов и смыслов, ценностей и идеалов и т.д. Однако в таких людях есть то, что зачастую приходит в зрелом и пожилом возрасте – знание жизни, опыт в разрешении жизненных проблем и, наконец, взвешенность суждений, рассудительность и мудрость. Не следует также считать, что для нравственной элиты обязательной является ориентация на ценности и идеалы прошлого. История знает немало примеров, когда представители именно молодого поколения транслировали большим социальным группам или обществу в целом прогрессивные нормы и ценности. Так, примерно с середины 20-го века наши современники ведут борьбу за переход от замкнутого на групповых ценностях поляризованного нравственного сознания, характерного для периода идеологических противостояний различных государств и культур, к толерантному и гуманистическому «планетарному мышлению». Такое направление изменения жизненных ценностей и приоритетов является внешне детерминированным и рациональным перед лицом общих цивилизационных рисков и угроз. И хранители ценностей предыдущих эпох, и прогрессивная молодежь выполняют одну и ту же функцию – транслируют окружающим универсальные нравственные принципы и ценности, которые по тем или иным причинам (сложные внешние условия, отсутствие необходимого этического воспитания, утрата нравственных ориентиров и попрание гуманистических идеалов, приоритет ближайших и легко достижимых целей по сравнению с целями долгосрочными и требующими продолжительных волевых усилий) оказываются на определенное время забыты или замещены более частными и искаженными в угоду краткосрочным целям и узким интересам отдельных социальных групп, в том числе и больших. Представители этой категории, придерживаясь нравственных устоев и не допуская забвения обществом универсальных нравственных ценностей, дают интерпретацию событий жизни своих современников и общественных тенденций с позиций вечных, абсолютных, гуманистических истин. К обозначению этой категории людей, по нашему мнению, применим термин «нравственная элита». Имеющиеся в словарях значения термина «элита» как избранного, лучшего по каким-либо качествам, а также обладающего высокими духовными способностями и т.п. позволяют распространить его и на высоконравственных членов общества. Под элитой понимается социальная категория людей, характеризующаяся наиболее высоким уровнем развития тех или иных совокупностей качеств, свойств, способностей и успешно проявляющая их в конкретных сферах жизнедеятельности общества. В таком смысле вполне уместно говорить о разных видах элиты, что и встречается в современных публикациях: политическая и управленческая, бизнес-элита и научная, интеллектуальная и творческая, спортивная и художественная, культурная и духовная и др. В этом ряду целесообразно рассматривать и нравственную элиту , относя к ней тех людей, которые достигли высокого уровня развития нравственных качеств и которые успешно проявляют их в сфере человеческих отношений, в жизни реальных социальных групп, в человеческих сообществах, а также оказывают существенное влияние на их нравственную атмосферу. С большой долей уверенности можно утверждать, что данный вид элиты практически не исследован в современных социогуманитарных науках, в том числе в традиционных социальной психологии и психологии личности и в становящейся отрасли – духовно-нравственной психологии (или психологии нравственности) [5, 10, 11]. Признаки нравственной элиты. Использование термина «нравственная элита», естественно, потребует детального обоснования того, что выделяемая категория людей в полной мере отвечает основным признакам элиты, составляя при этом ее отдельный вид. В данной работе мы сознательно уходим от подробного анализа понимания термина «элита» по современным публикациям, так как это представляет собой большой и специальный вопрос. Первым шагом такого обоснования выступает определение совокупности признаков , которым должны соответствовать высоконравственные члены различных сообществ, чтобы быть включенными в эту категорию. В ряду таких признаков важное место занимают следующие необходимые свойства и качества личности:
Кроме того, представители нравственной элиты могут выступать активными поборниками, защитниками моральных устоев, способными нравственно поднимать других людей, возвышать их и т.д. Такие люди и их жизненный путь зачастую являются реальными примерами для подражания, эталонами нравственного поведения для социального окружения. Возможны и другие направления их активного участия в сохранении и повышении уровня нравственности различных сообществ людей. Так, представители нравственной элиты могут целенаправленно создавать благоприятные условия и даже искусственные среды, «социальные оазисы», облегчающие и ускоряющие процесс нравственного становления прежде всего подрастающего поколения [9]. Особо следует сказать о роли душевных переживаний, страданий, нравственных мучений и т.п. в определении нравственной элиты. Их обязательное наличие может «претендовать» на один из важных признаков нравственной элиты. Ее представители, особенно те, кто воспринимается в таком качестве на уровне российского общества в целом, в своем личном опыте, как правило, сталкивались с их отверждением социальным окружением или официальными властями, различного рода социальными ограничениями и искусственно чинимыми препятствиями, гонениями и преследованиями, с необходимостью преодолевать непомерно тяжелые жизненные трудности, барьеры и т.д. В том числе этот смысл передают ставшими крылатыми слова Н.В.Гоголя: «Страдание – мать Добродетели». Вопрос о внесении или не внесении описанного признака в качестве обязательного для квалификации представителей нравственной элиты остается пока открытым, как и в целом, вопрос о совокупности необходимых и достаточных признаков, который потребует дальнейшей глубокой разработки. Выделенные и возможные другие признаки и смыслы «нравственной элиты», во-первых, являются взаимодополняющими содержательными компонентами . Во-вторых, они могут одновременно характеризовать людей, относящихся к нравственной элите: эффективно влиять на других может тот, кто сам строго следует нравственным нормам, и т.д. В-третьих, они представляют собой не только признаки, смыслы и компоненты, но и характеристики (прежде всего способности), а также функции нравственной элиты. Можно предположить, что возможность причисления к нравственной элите определяется не только наличием позитивных характеристик, но также отсутствием ряда свойств, препятствующих нравственной самореализации личности. Помехой, например, может выступать высокая приверженность конвенциональным нормам конкретного сообщества, сверхзначимость личностных или узкогрупповых целей. Это же относится к подверженности личности страстям и порокам. Властолюбие и алчность, корыстолюбие и сладострастие, высокая агрессивность и жестокость, склонность к алкоголю, наркотикам, азартным играм и т.п. являются свойствами, перечеркивающими многие нравственные достоинства выдающейся личности. В то же время, можно допустить, что, по мнению многих людей, на определенных этапах своей жизни, представитель нравственной элиты могут быть подвержен каким-то порокам, однако за этим должен был последовать решительный отказ от них и необходимое в российской традиции покаяние и искупление. Это предположение в дальнейшем может быть проверено в ходе конкретных эмпирических исследований. В этой связи возникает ряд этических проблем, усложняющих выделение признаков нравственной элиты и тем самым ее более-менее строгое определение. Во-первых, проблема относительности нравственных норм отдельных социальных групп, культур и обществ, к которым принадлежит данная личность, а также исторических периодов, в которые она живет. Во-вторых, проблема приоритета в ее жизнедеятельности ценностей краткосрочных, среднесрочных или относящихся к далекой перспективе. В-третьих, различный уровень нравственности субъекта в отдельных системах отношений личности – профессиональных, семейных, дружеских и т.д. Совершенно очевидно, что трудно найти человека одновременно успешно разрешающего противоречия между ценностями своей малой и большой группы, общества и человечества в целом, умело определяющего приоритеты достижения краткосрочных, среднесрочных и стратегических целей и, кроме того, высоко нравственного во всех сферах своей жизнедеятельности. Решение личностью большинства названных проблем, как правило, предполагает неизбежные нравственные компромиссы. И, наконец, упорство в борьбе за абсолютные нравственные принципы и ценности может граничить с фанатизмом, а методы борьбы при этом - переходить границы допустимого, согласно известной формуле: «Цель оправдывает средства». В таком случае возникает закономерный вопрос – может ли существовать в реальности личность, соответствующая выделенным выше признакам и удовлетворяющая всем перечисленным требованиям, и не является ли «нравственная элита» мифом или недостижимым идеалом? Однако, доверяя воспитание своих детей, собственное физическое и психическое здоровье, судьбу и жизнь педагогам, врачам, психологам и консультантам, священнослужителям и правозащитникам, деятелям науки и культуры, представителям различных ветвей власти и другим категориям людей, несущим социальную ответственность, большинство из нас рассчитывает, что они окажутся, не только Профессионалами, но и Людьми с большой буквы, т.е. представителями «нравственной элиты». Историческая память народа хранит множество примеров подвижников и праведников из числа представителей многих названных групп. Кроме того, в общественном сознании существуют социальные представления о таких людях не только из прошлых эпох, но и наших современниках. Можно привести имена лишь некоторых не так давно ушедших нравственных авторитетов: старцы Паисий Святогорец и Николай (Гурьянов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и мать Тереза, Д. Лихачев и А. Сахаров, С. Королев и Н. Моисеев, М. Ульянов и К. Лавров, Б. Окуджава и мн. др. Следует отметить, что некоторые из перечисленных фигур вполне могут быть спорными, поскольку для кого-то из них, возможно, характерны отмеченные выше противоречия. Так, одни представители нравственной элиты отстаивали традиционные, проверенные временем, консервативные ценности, другие – прогрессивные ценности будущих периодов жизни человечества. Глубокая включенность многих представителей нравственной элиты в систему управленческих и иерархических отношений, занимаемые руководящие и формальные лидерские позиции нередко вынуждали их идти на нравственные компромиссы. Кроме того, самоотверженное служение избранному делу нередко приводило к забвению ими обязательств перед самыми близкими людьми и делало их подверженными обычным человеческим слабостям и порокам. И, наконец, каждый из представителей нравственной элиты в разной степени оказывался способным осуществлять перечисленное выше многообразие ее функций: разрешать нравственные противоречия, служить эталоном и образцом для подражания, различными способами оказывать влияние на нравственное поведение окружающих и др. В общем контексте рассмотрения данной проблемы очень важно понимать, что нет принципиальной необходимости определять тех, кто относится к нравственной элите, так как это в каждом конкретном случае устанавливается самими членами сообщества, группы и т.п. Приводимые и возможные другие примеры фактически ничего не подтверждают и не опровергают, они лишь иллюстрируют (но это очень важно!) наличие такой категории людей. Главное состоит совсем не в том, что какие-то конкретные люди будут вызывать неоднозначные оценки в качестве нравственных авторитетов, эталонов и т.п., а даже не в том, что для одних групп или отдельных людей нравственными примерами будут служить одни, а для других – совсем другие, а именно в том, что такие нравственные эталоны и образцы существуют в человеческих сообществах. Проведенный анализ позволил предположить, что, во-первых, нравственная элита является важнейшим и необходимым компонентом общественной жизни (потребность основных масс населения в ней чрезвычайно высока). Во-вторых, сочетание всех выделяемых признаков нравственной элиты в одном человеке практически невозможно, и это не является обязательным условием его отнесения к данной категории. В этой связи важную исследовательскую задачу представляет определение наиболее существенных и необходимых, а также недопустимых признаков нравственной элиты и условий, которые определяют совокупность таких признаков. То есть, не только наличие, но и не случайное отсутствие каких-то конкретных свойств, качеств, состояний и т.п. может, причем достаточно надежно, характеризовать представителей нравственной элиты. В качестве иллюстрирующего примера можно привести отсутствие самоуверенности и заносчивости, недоброжелательности и агрессивности, высокомерия и нетерпимости и многих других. Однако из приведенного общего положения о требованиях к человеческим качествам нравственной элиты неизбежно должна формироваться специальная задача по выделению и систематизации совокупности характеристик, недопустимых для их проявления представителями анализируемого вида элиты. В-третьих, возможно также выделение различных типов нравственной элиты, выполняющих те или иные роли, функции и обладающих той или иной совокупностью характеристик. Например, можно выделить представителей нравственной элиты, оказывающих наиболее сильное влияние на других людей собственным примером, а также самоотверженных хранителей традиционных ценностей или же борцов за прогрессивные идеи и, наконец, людей, заслуживших звание нравственных лидеров благодаря своей способности разрешать сложные проблемы и давать ответы на злободневные жизненно важные вопросы и т.д. (ниже мы специально остановимся на анализе возможных ролей и типов подробнее). Сложность в этой связи представляет дифференциация феноменов и соответствующих им понятий «нравственная элита» и «нравственный авторитет», «нравственный идеал» и «нравственный эталон» и т.д., имеющих много общих характеристик. Можно также предположить, что убеждения (например, консервативные или прогрессивные) представителей различных типов нравственной элиты могут вступать в противоречие. В этом случае общество нередко становится свидетелем и участником конфронтации и даже открытой борьбы между ними. Интересной и вполне решаемой задачей эмпирических исследований может стать выявление идеального образа нравственной элиты в представлениях различных групп населения современной России. В этом направлении уже сделаны значительные шаги. Так, М.И. Воловиковой и ее учениками выполнены исследования социальных представлений о порядочном человеке и представлений русских о нравственном идеале в истории российского общества [4, 6]. В то же время, на сегодняшний день перед исследователями нравственной элиты больше стоит нерешенных вопросов. Например, что в сознании людей отделяет просто порядочного человека от нравственной элиты, насколько четко очерчена и преодолима эта грань? Скорее всего, нравственная элита – это некоторое новое качество, а не просто достижение высокого уровня нравственного сознания или поведения [1, 2, 7, 8]. Важно также понять основные жизненные смыслы и ориентиры, потребности и интересы личности, относящей тех или иных своих современников к нравственной элите. Изучение отношений различных социальных групп к современной нравственной элите позволит выявить много интересных феноменов, в частности, упомянутые выше различные роли и соответственно типы нравственной элиты. Например, различными группами населения чаще всего относятся к нравственной элите следующие категории людей: создающие высоко духовные, насыщенные глубокими смыслами и вечными истинами произведения Художники (поэты, писатели, режиссеры, актеры, скульпторы, живописцы, архитекторы и т.д.); ищущие новые пути развития человечества и социально ответственные за последствия своей деятельности Мыслители и Исследователи (ученые, изобретатели, первопроходцы, конструкторы, испытатели и т.д.); воплощающие прогрессивные идеи устройства общества в конкретные социальные и материальные формы Созидатели и Подвижники (государственные, общественные, религиозные деятели, руководители разного уровня и т.д.); активно противодействующие аморальным общественным тенденциям и явлениям Защитники и Борцы (журналисты, правозащитники, миротворцы, общественные деятели, представители властных структур и т.д.); создающие условия для нравственного развития людей, наставляющие и ориентирующие их в различных системах ценностей и идеалов Учителя, Просветители и Проповедники (педагоги, воспитатели, священнослужители, духовные лидеры, наставники и т.д.); заботящиеся о физическом и психологическом благополучии людей Врачеватели и Благодетели (медики и психологи, опекуны и благотворители, представители общественных и государственных организаций); демонстрирующие пример высоконравственной жизни Праведники (представители самых разных категорий). Выделенные и возможные другие роли не реализуются только исключительно представителям нравственной элиты, реально они могут относиться и к творческой, научной, интеллектуальной, художественной, культурной, духовной видам элиты. В настоящее время фактически не могут быть проведены какие-то строгие и тем более жесткие границы между некоторыми видами элит, по меньшей мере, по выполняемым ими ролям, в том числе и описанным выше. Поэтому в начале организуемых исследований вполне допустимо более широкое истолкование содержания понятия «нравственная элита», ее социальных ролей и функций в соответствующих сообществах. В дальнейшем перечисленные и заново выделенные роли должны быть разделены по более строгим критериям (или основаниям), в частности, по тому, какого содержания недостатки и представителям каких видов элит прощаются или не прощаются социальным окружением при выполнении ими какой-то конкретной роли, и др. То есть, специфические роли собственно нравственной элиты могут быть постепенно выделены через ужесточение критериев, дифференцирующих разные виды элит. В результате будут определены и описаны нравственные роли в узком смысле, наиболее характерные именно нравственной элите, однако, это задача будущих конкретных исследований. Не следует также думать, что к нравственной элите могут быть отнесены лишь известные или выдающиеся общественные фигуры, так как зачастую ее составляют самые обычные люди, ведущие скромную, но нравственно достойную жизнь. В их ряду, несомненно, можно найти и Хранителей традиционных ценностей (духовных, нравственных, культурных, эстетических и др.), Мудрецов и Советчиков, людей, являющихся воплощением Гуманизма, Милосердия, Заботы и Доброты, а также многих других, отличающихся особой душевной Красотой. Психологическое воздействие высоконравственных людей, «живущих по соседству», может быть более значительным, нежели влияние удаленных выдающихся личностей, поскольку носит постоянный и долговременный характер, задавая нравственные ориентиры в реалиях повседневной жизни. В то же время, воздействие выдающихся личностей, являющихся нравственными примерами, эталонами, идеалами, необходимо для более успешного жизненного и нравственного самоопределения личности, эффективного построения стратегии ее жизни. Названия ролей, которые могут выполнять представители нравственной элиты, пока еще достаточно условны, поэтому будут, так же как их количество, уточнены в ходе будущих исследований. Скорее всего, рядом наших современников, которых респонденты в процессе исследования сочтут возможным отнести к нравственной элите, будут выполнять сразу несколько упомянутых выше ролей. Более того, может оказаться так, что достойными быть причисленными к нравственной элите сочтут только тех, кто объединяет в себе две или три роли, например: Учитель-Мыслитель-Праведник, Хранитель-Мудрец-Подвижник, Созидатель-Защитник, Художник-Борец, Врачеватель-Проповедник и т.д. Каждый из возможных типов современной нравственной элиты характеризуется определенной совокупностью признаков – наличием позитивных нравственных свойств и обязательно отсутствием негативных. Так, общественное мнение может простить Художнику, Исследователю или Борцу негативные черты характера (например, несдержанность или даже проявления гнева), пренебрежение интересами близких людей и некоторые пороки (в частности, склонность к алкоголю или слабость к представителям противоположного пола и т.д.). Однако большинство людей сочтет эти недостатки совершенно недопустимыми для таких типов нравственной элиты как Учитель, Проповедник, Праведник и др., которые перестанут быть таковыми при наличии указанных негативных качеств. Интересно также проверить предположение, что для различных культур и исторических периодов развития конкретного общества характерны особые наиболее предпочитаемые типы людей, заслуживающих причисления к нравственной элите. В то же время, несмотря на многообразие характеристик и функций представителей различных типов нравственной элиты, можно выделить определенную совокупность их общих свойств. Важно еще раз подчеркнуть, что практически в каждом более-менее крупном сообществе (например: поселениях различных типов, этнических и профессиональных группах, общественных организациях и т.п.) имеются его члены, выступающие нравственными ориентирами для других людей. Именно они реально помогают ответить на вопрос о том, как правильно поступить в конкретной ситуации, как решить ту или иную жизненную проблему, сделать моральный выбор и т.д. Нравственная элита характеризуется высокоразвитыми способностями решать сложнейшие нравственные задачи, и в этом смысле она обладает высоким «нравственным интеллектом», «нравственной одаренностью» и т.п . Последние нельзя пока считать признанными терминами, но именно они способствуют пониманию характеристик, особенностей нравственной элиты. В этой связи целесообразно сделать несколько уточняющих комментариев. Во-первых, развитие этого вида интеллекта и одаренности принципиально различно у разных людей, как и всякого интеллекта (общего, социального, эмоционального, психомоторного и т.д.). Вполне допустимо, по нашему мнению, нравственный интеллект рассматривать в качестве частного варианта социального интеллекта, однако, выявление их соотношения – это дело будущих исследований. Во-вторых, решение нравственной проблемы может быть текущим, т.е. иметь актуальный характер и сниматься как проблема в результате соответствующего решения. Однако то или иное решение вполне может иметь и так называемые отсроченные эффекты, причем достаточно серьезные, которые также необходимо предусматривать в процессе выработки решения. Социальная способность прогнозировать подобные отсроченные эффекты при решении нравственных проблем – это важнейшая характеристики нравственного интеллекта. В-третьих, можно предполагать, что на проявление нравственного интеллекта человека оказывает влияние общий интеллект со всеми многочисленными свойствами, однако, влияние при этом не может быть прямым, оно, бесспорно, представляет собой более сложную закономерность [3]. Хорошо известно, как представители подобных групп высоконравственных людей во все исторические периоды приносили свое материальное благополучие и даже собственные жизни в жертву не ради каких-то абстрактных идей, а ради сохранения конкретных ценностей и идеалов в качестве жизненных ориентиров как для современных им, так и для последующих поколений. Что же выступает для таких групп показателем успешной социальной адаптации? Назовем лишь некоторые возможные показатели, которые являются одновременно и свойствами нравственной элиты. Во-первых, социальная ответственность , которую они воспринимают и переживают как свой долг , служение или просто неотъемлемое содержание своей жизни. Во-вторых, стойкость личности перед лицом жизненных трудностей и социальных изменений, которая всегда считалась большим достоинством человека. В-третьих, важным качеством является отношение личности ко времени, в частности такой показатель, как видение временной перспективы . В-четвертых, необходимым свойством представителя нравственной элиты закономерно является нравственная зрелость . Социальная ответственность, стойкость личности в отстаивании жизненных принципов, ценностей и идеалов, а также видение ею широкого временного горизонта являются конкретными свойствами подлинной субъектности человека. Следует также отметить, что строгое следование нравственным нормам и правилам в течение всего жизненного пути требует от человека значительных волевых усилий , поскольку нравственный выбор - это, чаще всего, выбор не выгодный с точки зрения удобства и комфорта жизни индивида. Таким образом, нравственная жизнь, противостояние и противодействие новым легковесным, узкогрупповым или сиюминутным принципам, ценностям и идеалам есть сознательно выбранный способ (и тип) самоопределения индивидуальных или групповых субъектов. Показательным в этом отношении является высказывание Е.А. Камбуровой, прозвучавшее на встрече с почитателями ее творчества в телепередаче «Линия жизни» (телеканал «Культура»): «Изучаю дух времени, чтобы от него защититься…» Это, прежде всего, свидетельствует о неизменности, устойчивости ее нравственной позиции. Ценности данной категории людей выступают как бы «центром кристаллизации» - основой сохранения и воспроизводства, передачи и формирования норм и правил, ценностей и идеалов разных, в том числе и новых социальных групп в изменяющемся обществе. Придерживаясь абсолютных нравственных ценностей, переносимых через исторические времена, такие люди дают интерпретацию и моральную оценку происходящих событий и новых общественных явлений, объясняя окружающим хорошо это или плохо, полезно или вредно, допустимо или не допустимо в данных условиях для конкретной личности, группы, общества, человечества и т.д. На основании сказанного, встает важнейший вопрос об основной социальной функции нравственной элиты в обществе – это сохранять и поддерживать, воспроизводить и транслировать новым поколениям абсолютные, универсальные, наиболее устойчивые, стабильные и проверенные историческим временем нравственные регуляторы (нравственные принципы и смыслы, ценности и идеалы, нормы и правила и т.д.) жизнедеятельности человека в обществе. Необходимость и реальное выполнение данной функции наиболее ярко видны в условиях общественных (экономических, политических и т.п.) кризисов. Представители нравственной элиты традиционно ведут себя наиболее устойчиво и последовательно, вне зависимости от изменяющихся внешних социальных условий, демонстрируя другим людям, социальным группам и обществу в целом их главные жизненные ориентиры – нравственные принципы и ценности, к которым общество, в случае социальных отклонений, обязательно должно вернуться. Именно нравственная элита не позволяет, даже в сложнейших кризисных условиях, утратить важные нравственные регуляторы общественной жизни, сохраняя в себе нравственное начало как самое святое, в том числе и при инволюционных его изменениях в конкретном обществе или социальной группе, проявляя своим примером достойные образцы саморегуляции, эталоны произвольного поведения и т.п. Абсолютные, универсальные нравственные ценности являются наиболее устойчивыми, по сравнению с экономическими, правовыми, политическими, социальными и др. По нашему мнению, можно постулировать высокую независимость сознания, самосознания и социального поведения представителей нравственной элиты от внешних социальных условий. однако, лишь в строго определенном смысле: независимость от изменения этих условий, в том числе и радикального. В целом же можно с большой уверенностью утверждать, что нравственная элита тесно связана и взаимодействует с социальной средой и тем самым проявляет от нее зависимость и даже в нескольких значениях. Во-первых, нравственная элита в процессе реализации своих социальных функций в сообществах всегда обращена к окружающим людям, группам и т.п. (либо непосредственно, либо через ее восприятие окружающими). Во-вторых, у представителей элиты зависимость от социальной среды может возникать в виде обостренных нравственных чувств или определенной модальности нравственного отношения к возникающим обстоятельствам, происходящим социальным событиям, поведению конкретных окружающих людей, различного рода общественных лидеров, руководителей и т.д. Специфика нравственной элиты относительно других видов элит. Следует остановиться специально на выделении специфики влияния нравственной элиты на других людей, социальные группы, по сравнению с влиянием других видов элит. Первая особенность заключается в том, что практически все упоминавшиеся выше виды элит в общественном разделении труда всегда стремятся производить что-то новое или, по меньшей мере, что-то совершенствовать, вносить реальные изменения в соответствующих сферах жизнедеятельности (экономике или политике, науке или образовании, бизнесе или спорте и т.д.). Нравственная же элита воспроизводит и транслирует, прежде всего, уже известные человечеству нравственные принципы и нормы, ценности и идеалы, однако, стремится сделать это в более широких масштабах, насколько это возможно или насколько это получается, наполняя их конкретным содержанием в соответствии с требованиями современности. Вторая особенность нравственной элиты состоит в том, что ее жизненные принципы и ценности для большинства людей представляют собой идеал , к которому могут и должны стремиться фактически все. Нравственные вопросы волнуют практически всех людей, а то, в чем наиболее ярко проявляет себя нравственная элита, имеет отношение тоже ко всем людям. И это принципиально отличает ее от других видов элит, к нормам и правилам жизнедеятельности которых реально могут и тем более должны стремиться лишь отдельные представители социальных групп современного общества. Тем самым нравственная элита не противопоставляется основным массам населения – она их авангард , хотя и труднодостижимый, но эталон, образец, пример для них и т.п. Важно подчеркнуть то, что речь в таком сравнении идет лишь об общественной необходимости и возможностях отдельных людей, а не о возможности всех достичь ценностей и идеалов нравственной элиты или даже всем приблизиться к ее представителям. Среди характеристик нравственной элиты важно выделять и раздельно представлять, во-первых, функциональную рациональность, которая была описана выше и которая выражается, прежде всего, в пользе для социальной группы и общества (например, общественно-полезной активности, бескорыстной помощи другим людям, благотворительности, альтруистическом поведении, жертвенности и т.д.), во-вторых, некоторую идеальность нравственной элиты, которая сопровождается трудностями достижения их жизненных принципов, ценностей, образа жизни в целом, но одновременно и магнетическим действием, вызывающим намерения и стремления большого числа людей достигнуть такого состояния, которое не всякому человеку возможно достичь реально. Функциональная рациональность нравственной элиты может целенаправленно формироваться в обществе различными способами, причем многочисленными, в том числе и с помощью ее культивирования государством, властными структурами, разными административно-управленческими органами и т.д. Идеальность как свойство нравственной элиты, по нашему мнению, формируется чаще всего стихийно , через конкретные и, как на деле оказывается, трудоемкие и далеко не всегда заканчивающиеся соответствующим результатом попытки достижения образа жизни нравственной элиты или хотя бы отдельных его составляющих. Третья особенность нравственной элиты состоит в том, что ее представители реально встречаются в любой сфере жизнедеятельности общества: науке и образовании, политике и экономике, спорте и управлении, искусстве и культуре и т.д., так как во всех них функционируют и человеческие отношения, и социальные группы, в которых наиболее ярко и может проявляться нравственная элита. В этом смысле она характеризуется тесно связанными свойствами: с одной стороны, универсальностью своего проявления, а с другой – интегрированностью с другими видами элит. Поэтому в одном человеке могут одновременно сочетаться характеристики (или признаки) разных элит, по меньшей мере, любого вида элиты в сочетании с нравственной, например: научной и нравственной, художественной и нравственной, спортивной и нравственной и т.п. Именно в этом состоит особый (и универсальный, и интегрирующий) характер нравственной элиты, который во многом и позволяет объяснить причины, хотя бы частичного «наложения» нравственной элиты и таких ее видов, как: интеллектуальная, научная, творческая, а особенно – духовная и культурная. Какой бы, однако, не была специфика влияния нравственной элиты на социальное окружение, его реальная степень, или интенсивность определяется огромным множеством разнообразных факторов , выделение и конкретное изучение которых представляет собой важную и теоретическую, и эмпирическую задачу социально-психологического исследования. В контексте данной работы необходимо кратко отметить несколько таких факторов. Во-первых, в любом конкретном сообществе принципиально важен процент (или доля) людей, реально способных сохранять, воспроизводить и тем более изменять в позитивном направлении нравственную атмосферу жизни этого сообщества. Конечно, таких людей может быть и не так много, но достаточно, чтобы положительно влиять на общую атмосферу в сообществе. Во-вторых, нужно при этом понимать, что, несмотря на существенное значение количественных показателей, определяющую роль чаще всего будет играть качественное содержание сохраняемых или транслируемых нравственных принципов, ценностей, идеалов и т.д. К анализу перечисленных нравственных регуляторов (принципов, ценностей, идеалов, норм, правил и т.п.) необходимо подходить дифференцированно, например, учитывать степень строгости следования им, возможности их переноса на других людей и т.д. В-третьих, представители нравственной элиты своей жизнедеятельностью фактически создают вокруг себя пространство нравственно-психологических отношений, границы которого сложно не только прогнозировать, но и точно описывать и определять, тем более, что такое пространство является не физической, а социально-психологической реальностью. Стараясь выделить наиболее яркие особенности Я-концепции представителей нравственной элиты, при всей их разнородности, можно отметить следующее: их главные ориентиры вынесены в сознании за пределы (или границы) пространства сиюминутных человеческих отношений или проблем, будь то проблемы отдельного человека, какой-то конкретной группы, общества или человечества в целом. Фактически речь должна идти об известном феномене трансценденции субъекта , его выхода за границы только человеческого существования. В трансцендентности нравственной элиты наиболее ярко проявляется ее гуманизм , хотя он, безусловно, качественно отличается от традиционного гуманизма. Дело заключается в следующем: чтобы решать эффективно многие важные и сложные жизненные проблемы, человеку необходимо и полезно выходить за пространство непосредственного и привычного его существования, где и на самом деле могут находиться решения человеческих проблем. Следовательно, важнейшая функция социального конструирования трансцендентного субъекта принадлежит именно нравственной элите. В связи с анализом реального положения нравственной элиты в современном обществе, целесообразно поставить вопрос об отношении к ее представителям со стороны других людей – ее современников. Вполне можно утверждать, что в отношении к нравственной элите может проявляться вся возможная психологическая шкала: от оценки как идеала, превознесения и обожания ее представителей до агрессивного и враждебного отношения, не говоря уже о возможной недоброжелательности и критических оценок. В социально-психологическом смысле не совсем понятно и то, что в некоторых сообществах, конкретных группах высоконравственные люди вызывают насмешливое отношение, разного рода мелкие издевки и т.п., выражающиеся на уровне обыденного сознания, прежде всего, в таких высказываниях, как: «тоже мне нравственный нашелся», «смотри, а то скоро крылья вырастут», «все «простите» да «пожалуйста» - противно слышать» и т.п. (приводится из протоколов эмпирических исследований). Вопрос об отношении к представителям нравственной элиты по большому счету еще ожидает своего специального и подробного исследования. Проблема формирования нравственной элиты. Если все-таки допустить, что термином «нравственная элита» можно обозначать особые категории высоконравственных людей в социальных группах или современном обществе, то закономерным и принципиально важным вопросом становится неизбежное формирование (или культивирование) соответствующей нравственной элиты, как и всякого другого ее вида (политической, управленческой, научной, художественной, спортивной и т.д.). В необходимости и возможности последнего не только уже никто не сомневается, но и во многих современных обществах, в том числе российском, существенно продвинулись в целенаправленной подготовке самых разных упоминавшихся выше элит. В связи с формированием нравственной элиты возникает интересный и специальный вопрос о том, возможны ли в принципе специализированные формы подготовки (или воспитания) высоконравственных людей или такое формирование всегда включено в другие, самые разные формы обучения и воспитания, а также в процесс общей социализации, прежде всего, молодых людей. Помочь ответить на этот непростой вопрос, по нашему мнению, может специальный анализ опыта подготовки служению другим людям и обществу, накопившегося в истории нашей страны. Совсем не претендуя на такой анализ, здесь можно привести лишь отдельные известные исторические примеры эффективной подготовки высоконравственных людей в России: воздействие старчества как духовного явления русского православия; воспитание российского дворянства, система подготовки российского офицерства, подготовка священнослужителей, воспитание в институте благородных девиц и т.д. Именно служение Богу и Родине, стране и народу, государству и отечеству, обществу и человечеству составляло главную цель вышеперечисленных систем подготовки (обучения и воспитания) в российской истории, что во многом вселяет надежду на нахождение и разработку подобных, но современных ее форм. В контексте данной работы принципиально важно признать, что аналогичное, по сути, возможно, не забывая при этом, что высоконравственный жизненный путь есть результат осознанного выбора, жизненного и нравственного самоопределения человека. Поэтому, в конечном итоге, принципиально важно и необходимо говорить о создании окружающих условий, социально-психологических пространств и социальных сред, способствующих формированию будущих представителей нравственной элиты. Заключение. Таким образом, в российском обществе существовали всегда и существуют в настоящее время категории людей, которые целесообразно обозначить термином «нравственная элита» и которые выполняют важнейшие полезные функции в жизнедеятельности современного общества. Кроме того, существует высокая потребность больших масс людей видеть ее представителей на ключевых позициях во всех сферах общественной жизни. Проектирование будущего развития России, по нашему мнению, должно обязательно предусматривать проект развития и целенаправленного формирования нравственной элиты российского общества, предполагающей высочайшую не только нравственную, но и психологическую культуру бытия, как отдельного человека, так и его многочисленных общностей. Материалы Международной конференции Литература Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М.: ИП АН СССР, 1988. С. 36-42. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 6-13. Брушлинский А.В., Темнова Л.В. Интеллектуальный потенциал личности и решение нравственных задач // Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИП РАН, 1993. С. 45-56. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. 2-е изд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 4. С. 26-37. Дикевич Л.Л. Обыденные представления о порядочном человеке: Дис… канд. психол. наук. М., 1999. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. Купрейченко А.Б. Проблемы нравственно-психологической регуляции экономической активности // Проблемы экономической психологии. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. Т.2. С. 17-65. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России и Санкт-Петербурга. СПб., 2000. Психологический универсум образования человека ноэтического. Томск: Водолей, 1999. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: Дис … канд. психол. наук. М., 2005. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. |