НОВЫЙ ИНТЕРНЕТ - РЕАЛЬНОСТЬ И ФУТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ
В.М. Сазанов

Рассмотрены возможности качественного изменения сетевого общения. Социальные сети различных классов проанализированы с позиций теории массовой коммуникации, накопления и передачи знания. Предложена модель светско-духовного управления и варианты практического построения публичной интеллектуальной сферы. Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены на обслуживание потребностей тела - развлекательные и игровые порталы и сервисы, и на совершенствование духа, формирование личности, решение цивилизационных проблем. Текущее положение дел в области в сфере коммуникации и, более узко, социального Интернета – общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных сетей. В работе делается заявка на проектирование коммуникационной среды социальной направленности с отличительными признаками интеллектуальности и пассионарности.

 


«Где то там, наверху – есть седьмое небо…»
<В.Третьяков>

«Странного зверя, которого нет,
Он золотой, шестикрылый, молчащий!
<Н. Гумилев>

Немного терминологического занудства

Начнем с толкования необходимых для понимания основных и близких по ассоциациям категорий, терминов и понятий.

Интернет – коммуникационная среда на основе компьютерных технологий.

Социальное – синоним общественного или раскрывая, следуя [Филатова], относящееся к структурам общества, его элементам, условиям существования и социальным процессам, протекающим в этих структурах. Или, с другой стороны, определяя способом от противного – непроизводственное, некоммерческое.

Социальный интернет, называемый также Web 2.0 – часть коммуникационных Интернет взаимодействий, направленных на получение информации, выработку и верификацию идей через виртуальные контакты, социальные (непроизводственные или горизонтальные) связи, отдых и времяпрепровождение. Которые, по словам О Рейли «становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [Губанов]. Также особенностью Web 2.0 является принцип привлечения многих пользователей к наполнению и многократной выверке содержания (контента).

Близкое по смыслу понятие – «киберпространство» или «виртуальная реальность», которое возникло в фантастическом романе-техноутопии "Neuromancer" У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенных через компьютерную сеть друг с другом.

Следуя законам диалектики, можно выделить текущее и будущее или новое. Для построения новой виртуальной реальности выдвигаются два принципиальных отличительных качества – ее пассионарность и интеллектуальность.

Следует в данном месте уточнить и оговориться по поводу понятий «новая» и социальная сеть. Понятие «социальная сеть», по видимому, возникло как противовес техническим сетям из связанных компьютеров (локальным, корпоративным, глобальным). Однако, «сидят» в сетях общающиеся индивидуумы, которые не всегда преследуют общественным (социальным) целям, а скорее, по факту текущего положения дел, превуалируют коммерческие и профессиональные. С этих позиций, можно предложить разделение всех существующих виртуальных сетей и проектов на коммерческие, профессиональные и социально-ориентированные. Следует также оговориться, что и само понятие « social » замылено, и применяется часто в силу моды и не всегда «академически» правильно. Какие только проекты в сети не называются социальными. Один из живых и ярких примеров – Social Media Club со страничкой - _____.

Мыслящий Интернет – некий виртуальный аналог "мыслящего океана" С. Лемма на основе понятия «интеллект», трактуемое как «ум, рассудок, мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения реальности, совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни». [Еремин].

Понятие пассионарности по Льву Николаевичу Гумилеву – признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью к напряжениям, концентрации на себя некоторого количества излишней «энергии» - физической, психической, интеллектуальной.

Гипотетически, социальный интернет можно трактовать как одно из направлений развития технологий человеческих коммуникаций, вовлеченность в которые, вспоминая Facebook с 600 млн. участников, сравнимую с населением крупнейший государств нашей планеты. Или вспоминая Интернет-шутку о странах с наибольшей численностью населения: «Китай, Индия, Facebook , Google…».

Возвращаясь в серьезное русло, к реально существующим и используемым социальным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.

?

Социально-ориентированные

2010

Web 2.0
Социальный
Интернет

Социальные
сети

Профессио-нальные

2002

Блоги , новостные ресурсы

Массовые

1970

Интернет

1982

Персональный ПК

1948

Компьютер

Военные приложения

Бизнес-
ориентация

Бизнес и
социальная среда

Рис.1. Этапы развития компьютерных и социальных технологий

Сетевые дневники как возможность размещать и комментировать записи с разделением участников на группы и разграничением доступа (Все - Друзья – Личное) могут быть использованы как готовые модульные внешние решения на начальных этапах разворачивания экспериментальных образцов.

Новостные ресурсы и ленты новостей – реально существующая Web 2-технология, позволяющая исследовать общественное мнение и проверять возможности технологий.

Пример – сетевой дневник сообщества «Социальные сети и технологии», действующий в рамках национальной сети Mail . ru и его лента - http://blogs.mail.ru/community/it-school/?rss=1

Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные отношения, совместная работа или обмен информацией [Бобровский]. Данная социальная технология может быть использована для самореализации и развития духа. Как предельный случай, при количестве участников в десятки и сотни тысяч - изменения социальной структуры общества, решения политических и цивилизационных задач.

Принципиальное отличие социальной сети от близкого по сути и смыслу форума Интернет-технологий первой волны и блогов во второй – масштаб числа участников (миллионы) и качество сети в смысле наращивания человеческого капитала.

Интерес для дальнейшего рассмотрения представляют социально-ориентированные сетевые проекты. Однако, приведем обзор истории и положения дел в области сетевых проектов на данный момент.

История и положение дел в области социальных сетевых проектов

Один из первых примеров социальных сетей – это 40 млн. одноклассников, однокурсников и сослуживцев в сети www . Classmates . com , охватившей жителей Америки и Канады. Впечатляют цифры сети знакомств www . Mamba . ru , в которой более 10 млн. зарегистрированных «жаждущих» осуществляют около 1 млн. попыток найти друг друга каждый день.

Лидеры российского сегмента - сети Одноклассники.РУ и ВКонтакте.РУ, которые по данным на весну 2011 года – более 60 млн. участников, то есть – большинство обладателей выхода в Интернет.

Среди сетей мирового значения – Facebook c более чем 600 млн. участников, созданная Марком Цукербергом в 2004 году и благодаря которой он стал самым молодым миллиардером в 16 лет.

Опыт социальной сети МойКруг

Кроме сетей контактов и коммерческих сетей, ориентированных на поиск «умных голов», следует вспомнить и помянуть добрым словом сеть личных и деловых контактов www . MoiKrug . ru , создававшейся в 2005-2006 годах командой во главе с Ильей Широковым и Дмитрием Котеровым, и в которой на период расцвета было до 3 млн. участников.

Общение в данной сети происходило по немодерируемой схеме, на основе свободно предоставленных анкетных данных (учебные заведения, работа, личные интересы, любимые книги и сайты). Схема общения такова. Кроме обычного блога , участник мог заявить для обсуждения тему, сделать «затравку» новой или проблемной информацией, сообщать и обсуждать с другими участниками новости. Действовала схема голосования или рейтингования тем и новостей.

Опыт участия в данной социальной сети показал ее молодежную направленность и полезность с точки зрения изучения поведения участников виртуального обсуждения, которое отличается от обычного личностного или «живого» группового [Чеботарева].

Вместе с тем, уровень «взрослости» обсуждения часто не вызывал доверия. Приведу примеры. В подсети «Информационные технологии» – наиболее богатой и представительной – 6000 участников, обсуждалось 80 тем и 200 новостей, «выставлено» 600 вакансий. Но учебный открытый ресурс Интернет-Университета информационных технологий Шкреда А.В. рекомендовали своим друзьям – 100 человек. Ресурс «Виртуального компьютерного музея» Пройдакова Э.М. с полумиллионом посетителей – всего 3.

В подкруге интересов «Политика» было заявлено 1500 участников. Однако «Столкновение цивилизаций» С. Хандингтона – рекомендовал прочитать только один человек. Такие логические связки могут служить индикатором качества.

Наблюдение процессов социальной сети МойКруг во многом подтверждает критерии успешности формирования социальной группы, зависимость от величины и разнообразия популяции участников, рассматривавшейся в модели Трофимовой И.Н.

К сожалению, данная сеть после смены команды и продажи ее поисковой системе Yandex прекратила дискуссионные обсуждения и переориентирована на подбор персонала.

Массовые ностальгические социальные сети «Одноклассники» и «ВКонтакте»

Близкие по смыслу и назначению социальные сети ностальгической направленности с числом участников за 50 млн, среди которых первой была социальная сеть Одноклассники Альберта Попцова, созданная в 2007 году. Для более поздней социальной сети ВКонтакте, созданной во многом по мотивам и на основе доступных программных модулей Facebook , можно отметить ее молодежную направленность и агрессивную на грани фола маркетинговую политику, реализуемую Павлом Дуровым.

Безусловный мировой лидер - Социальная сеть Facebook

Одним из принципов Facebook заявляется открытость и общая доступность, «позволяющая любым социумно-ориентированным сайтам создавать собственные платформы по модели платформы Facebook».

Когда Facebook впервые представила свою платформу для разработчиков, это вызвало всплеск интереса к социальным сетям и всплеск активности независимых программистов. В ответ Google анонсировала проект OpenSocial — за несколько месяцев до его готовности. Некоторые партнеры OpenSocial, такие как Plaxo, поспешили заявить, что OpenSocial уже приносит плоды. Однако другие предпочитают дождаться, пока код докажет свою стабильность – а это означает, что OpenSocial все еще представляет собой главным образом концепцию, а не конкретное воплощение.

Подводя некоторый итог положению дел в области социальных сетей и проектов можно утверждать, что на данный момент происходит ряд интересных процессов. Массовые социальные сети, возникшие первым, такие как Одноклассники – стабилизировались как ностальгирующие группы одноклассников. Более молодежная, и как мне кажется, контролируемая Властью, среда ВКонтакте – использовалась как коммуникационная для проведения массовых акций. Профессиональные сети – встали на стезю своей ниши и должны планомерно ее пахать, сеять и «окучивать» и собирать урожай, несомненно.

Наиболее интересные на мой взгляд процессы происходят в социальной сети www . facebook . com и ее русском сегменте. В мировом масштабе, самый молодой миллионер Марк Цукерберг, не скрывает планов завоевания информационного мира до масштабов 2 млн. участников, обладая на данный момент влиянием на 560 млн. жителей Земли. В чем у него масса сторонников на всех уровнях.

Вместе с тем, текущее положение дел в русскоязычном сегменте Facebook , можно описать афоризмом Ю.Н.Тынянова, который сказал: «Не нравиться эпоха – охай!»

Смена парадигмы – социально-ориентированные проекты и их особенности

При очень большом числе участников сети и ее сверхорганизованности, как потенциальную цивизизационную возможность социального интернета можно предположить возрастание интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых качеств «большой» общественной системы за счет ее эмерджентных свойств.

Интересная социальная структурная возможность класса социально-ориентированных проектов – это формирование групп единомышленников и более сложных социальных агрегатов, изменение действующих социальных институтов.

Сложные социально-технические объекты имеет смысл рассматривать по принципу «разделяй и властвуй» или с различных точек зрения.

Первая возможная позиция рассмотрения социальных сетей – комбинаторная, топологическая. Организация внутрисетевого межличностного взаимодействия с коммуникационной точки зрения, дает оценку мощности объединения «многие со многими» как 2 в степени N , где N - число участников. В классической трансляционной сети «один ко многим» (собрания, радио и ТВ, проповедь) мощность пропорциональна числу точек (участников). В схеме электронной почты (транзакционной), с двусторонним общением «один к одному» - квадрату числа участников.

Вторая особенность социально-ориентированных сетевых объединений – их эмерджентные свойства (от слова свойства emergence – возникновение). В частности – возникновение «роевых эффектов», исследованных Уиллером [Рейнгольд] в колонии муравьев или пчел, и которым отмечены характерные признаки «интеллекта роя»:

  • отсутствие централизованного управления;
  • самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;
  • паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.

Третья особенность – групповая динамика в поведении сети, которая рассматривалась в работах И.Н. Трофимовой. Объясняет в частности, структурные свойства сети и формирование кластеров различного размера, ее поведение во времени.

Можно предположить, что социально-ориентированные технологии допускают формирование «сетевого» человека – «Сетянина» или «Нетянина», с постепенным формированием новых терминов и понятий, «новой» виртуальной культуры и «нетократии».

При выделении существенных особенностей и формировании категорий, универсалий и императивов, следует вспомнить п онятие публичной или общественной сферы, которое принадлежит к категориям римского происхождения [Черных]. В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь - bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах ( lexis ), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis .

Совсем недавно, то есть в 962 году для обозначения "грамотного буржуазного общества", Юргеном  Хабермасом было вновь введено в научный оборот понятие «публичной сферы» - public sphere. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы. Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.

Концепция «публичной сферы» будет использоваться в дальнейшем как основа для формирования и понимания виртуального сетевого киберпространства, анализа возможностей социально-сетевых технологий. Концепция «публичной сферы» в сильной степени совпадает с принципами демократии и гражданского общества, потребностями модернизации.

Еще один популярный термин, который имеет смысл упомянуть - теледемократия ( tele – удаленная, demos – народ, cratos – власть), смысловую нагрузку которого можно трактовать как содействовующую росту непосредственного участия граждан в политическом процессе и продвижении структурных реформ на базе технических возможностей средств коммуникации.

А если помечтать и заглянуть и поглубже – возможно, изменение социальной и политической организации.

От властного императива Канта к гармоничному Сетянину

В философском ключе социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – перехода от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели, представленной далее.

В социопсихологическом аспекте – «сетянин» в рамках социально-ориентированного проекта ощущает себя субъектом, «не стриженым лохом», на котором делают деньги. Ощущается сопричастность к решению сетевых и общественных проблем, которые ставятся и решаются при помощи Сообщества по мере сил и возможностей. Обретение «места под солнцем» и нужного этажа в сетевой иерархии – аналог социального лифта – почти полностью зависит от активности «пассажира».

Еще один интересный аспект – социальная сеть как место общения постепенно социализируется – то есть участники общения - постепенно учатся общаться, создают новые связи и структуры. Что приводит к более активному сетевому и внесетевому взаимодействию - таким путем возможно формирование сообществ единомышленников.

Меняется сама структура сети – связи становятся все более прочными и качественными. Растет человеческий капитал – с ним и мощность и сплоченность сети, способность к согласованным коллективным действиям, называемая иногда асабией [Турчин].

Возможно постепенное изменение, а скорее просто формирование новой структуры общества, изменение его политической ориентации.

В мировом масштабе и глобально – «мечтать не вредно, вредно не мечтать» – можно поднимать вопросы цивилизационного характера, отхода от либеральной идеологии «золотого миллиарда», в которую так или иначе мы втянуты.

Но это - уже на гранью возможного…

«Стрела» модернизации и социальное проектирование

В теории технического прогресса [Громов] предполагается, что для реализации научно-технической идеи требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:

  • идея не должна противоречить известным закона природы;
  • в реализации должна быть заинтересована значительная часть общества – «дозреть» социальный заказ;
  • должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, который обеспечивает эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.

Стрелу модернизации возможно условно представить как переход от текущего состояния, с учетом предыстории – к новому:

Принципы и
концепции

- >

Технологии и средства реализации

– >

Решения

Рис. 2.

Проализировав технические возможности можно утверждать, что имеются соответствующие как аппаратно-технические, так и программные средства для реализации некоей гипотетической социально-ориентированной саморазвивающейся виртуальной сети с нарастающей интеллектуальностью и пассионарностью.

То есть создать такую социально-ориентированную сеть – сложно, но решаемо.

Сложнее – с социальным заказом, определяющим функционал сети.

Еще интереснее – реализация функционала самодостаточной и развиваемой социальной сети для решения социальных, политических и цивилизационных задач – то есть модернизации общества.

Модель светско-духовного управления

С кибернетических позиций, возможно представить 2 модели общества – иерархическую и двухконтурную гомеостатическую.

Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.

Иерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой

насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».

Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.

Социофилософский конструкт предлагаемого

Мы не можем быть уверены в том, что результат действия будет соответствовать нашим намерениям, напротив, мы вправе серьезно сомневаться в этом. <Э.Морен >

Предлагаемое концептуальное решение, контуры которого обсуждаются в данном разделе, рассматривается, не претендуя на абсолютность,   с социологических и философский позиций.

Образом-аналогией результата развития предлагаемой социально-ориентированной сети может быть «мыслящий океан» Станислава Лема.

Другая позитивная аналогия – общество, построенное на знаниях или когнитивисткое общество и Солнечная виртуальная сеть или Сеть Пассионариев как способ движения к нему.

Социологический аспект

В социологической литературе понятие модернизация используется, как правило, для обозначения превращения традиционного общества в индустриальное.

В современной европейской классической модели модернизация понимается как инновационный процесс на основе традиции и устойчивой основы общества.

В современной России трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды и коренной ломкой общественно-политической формации, происходящим социальными изменениями. Подразумевая   под социальными изменениями происходящие с течением времени изменения в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.

В социологии [Филатова] выделяют несколько моделей социального изменения, а именно, прогрессивно поступательный тип, циклический и бифуркационный.

В прогрессивно-поступательной модели подразумевается, что ни одно из состояний системы не повторяется   ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней и высокой – наблюдается рост экономических и других показателей, характеризующих общество.  

Философский и футурологический аспект

Ваше будущее зависит от многих вещей, но, прежде всего, от вас самих <Ф.Тайгер>

Позиция автора – рациональный конструктивизм, эволюционная эпистемология, социальные инновации.

Конструктивизм – это философская, эпистемологическая позиция, подразумевающая что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что че­ло­век в сво­их про­цес­сах вос­при­ятия и мыш­ле­ния не столь­ко от­ра­жа­ет ок­ру­жаю­щий мир, сколь­ко ак­тив­но тво­рит, кон­ст­руи­ру­ет его [Князева].

Социальный конструктивизм образно возможно описать фразой Гераклита: «Ничто никогда не есть, но все становится!».

Обустраивая, строя свое окружение – изменяется и сам человек. Из представлений конструктивистов о том, что человек создает окружающий мир и самого себя в нем, выводится ряд следствий.

Во-первых, множественность реальностей и проблему их соизмеримости, переводимости и взаимопонимания субъектов, живущих в разных персептивных и концептуальных мирах.

Во-вторых, это проблема ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности разных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми.

И, в третьих, если субъект не отражает сознание, а создает реальность, то по каким законам он ее создает.

На последнее, в контексте разрабатываемого проекта социальной сети Пассионариев следует обратить особое внимание. То есть опираясь только на позиции и подходы философского конструктивизма, следует обратить внимание на данную посылку особо. Активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, субъект не встречает никакого сопротивления от реальности – оно буквально «залипает в реальности».

Радикальный конструктивизм как элемент философии предлагаемого, дополняется элементами эволюционной эпистемологии и нелинейной динамики и синергетики.

Постепенно обосновывая   философскую концепцию предлагаемого – конструируя будущее,   вместе с тем признается, что «творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции»   сложной социотехнической системы.

Аспекты и сущности «виртуального солнечного общества»

«Солнечное» виртуальное общество – безусловная утопия, продолжающая философские традиции «Утопии» Томаса Мора и «Города-Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Пытаясь выстроить новое виртуальное сообщество цивилизационной направленности, имеет смысл попытаться сформулировать систему его ценностей, отталкиваясь от работы [Кульпин].

Вместе с тем, оставаясь по позициях познаваемости мира, возможности его прогнозирования и предсказания, и в конечном итоге изменения, для построения «нового» Интернета – «Солнечного виртуального общества» - можно упомянуть следующие категории, сущности и универсалии:

Таблица 1. Ценности – Сущности - Универсалии

Традиционные
общества

«Солнечное
виртуальное общество»

Запад

Китай

Япония

Сущности

Универсалии

Ценность объект

ЛИЧНОСТЬ

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО

•  Справедливость

•  Знание

•  Развитие

• 

 

•  электронная демократия

•  публичная сфера

•  Виртуальное народное вече

 

Ценности 2-го уровня

СВОБОДА
РАВЕНСТВО
БРАТСТВО

МИР
ПОРЯДОК
ТРАДИЦИИ

ЗНАНИЕ
ПОРЯДОК
МИР

Ценности 3-го уровня

ТРУД
ЭКВИВАЛЕНТ
СОБСТВЕННОСТЬ

ИЕРАРХИЯ
РИТУАЛ
ПРОШЛОЕ

СЛУВЖЕНИЕ
ЗАКОН
ПРАВО
ТРАДИЦИИ

Ценность - вектор

РАЗВИТИЕ

СТАБИЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ

Использовано: Кульпин Э.С. Становление системы основных ценностей Российской цивилизации.

ОРИЕНТИРОВОЧНО И
ПОДЛЕЖИТ КОНСТРУИРОВАНИЮ

При наличии интуитивно признаваемой значительным количеством реального и виртуального общества системы принципов и ценностей, можно предложить модель распространения информационного влияния даже в рамках существующих социальных сетей и проектов.

Трехуровневая модель и равновесное итоговое состояние

Процесс распространения информационного влияния опирается на теорию коммуникации. Самая первая линейная модель коммуникативного процесса Лассауэлла, сформулированная в 1948 году, совпадет с известной в информатике моделью «Источник – Среда - Приемник». Модель Лассауэлла отражала бихевиористкий подход к коммуникации как прямому воздействию на реципиента, который выступает лишь в роли объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. Лассауэлл считал, что в каждом обществе создаваемые и распространяемые им ценности составляют идеологическую поддержку средств массовой коммуникации в целом, и что некоторые из наиболее серьезных угроз эффективности коммуникации относятся к таким понятиям как власть, богатство и вес в обществе.

Развитие линейной модели Лассауэлла, а именно, введение в процесс обратной связи связано с работами Норберта Винера в области кибернетики [Винер].

Двухступенчатая модель коммуникации, была сформулирована Лазарсфельдом, и учитывает то, что идеи поставляемые прессой и радио усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними лидеров общественного мнения. Данная модель частично используется в современной трактовке в связке «Радио – Форум», или развивается в сторону интерактивности «Бумажное СМИ – Форум».

В данном подходе следует рассматривать весь комплекс моделей коммуникации, как психологического, так и социологического уровня, модели семиотической коммуникации, аргументирующей и пропагандисткой [Почепцов].

Могут использоваться несколько трансляторов телеканалов, аффилированных с данным каналом нескольких радиостанций со своими Форумами и, возможно общая, независимая «народная» социальная сеть.

Идеи «электронной республики», которые высказывались на ранних этапах развития коммуникационных компьютерных технологий, могут быть трансформированы в концепцию «Виртуального народного вече» и переход к трехступенчатой модели «СМИ – Форум –

Социальная сеть».

Группа интересов 1

Группа интересов 2

ГИ 3

С
М
И

ТВ-1

ТВ-2

ТВ-3

Р11

Р12

Р13

Р21

Р22

Р23

Печатные Издания

Форум 1

Форум 2

Форум 3

С ОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ

«Виртуальное народное вече»

Рис. 4. Трехступенчатая модель современной коммуникации

В русскоязычном сегменте, контролирующем пока менее 30% сетян, идет процесс наполнения сети и выстраивания ее структуры. Мне трудно предугадать куда заведут эти процессы, выгоднее поговорить пока теоретически, на уровне моделей информационного влияния [Губанов].

С учетом влиятельности участников сети – ее агентов вся сеть разделана на группы, сообщества и спутники. Сообществом называют множество агентов, которые не подвергаются влиянию агентов вне его. Группа - сообщество агентов, в котором любые два агента влияют друг на друга прямым или косвенным образом. Спутник – агент, подвергшийся влиянию агентов тех или иных групп, однако не оказывающий влияния ни на одну из них и их «внутренних агентов».

Интерес безусловно представляет структура результирующего влияния. При наличии в сети агентов с ненулевыми довериями, что соответствует сети с неавтономными агентами, из теории марковских процессов следуют важные для приложений социальных сетей выводы, а именно:

  • существует матрица результирующих влияний;
  • мнения агентов стабилизируются;
  • результирующее влияние спутника на любого агента равно нулю;
  • итоговые мнения агентов группы также стабилизируются и группа в итоге имеет общее мнение, которое можно считать мнением группы.

Последнее утверждение соответствует наблюдениям социальных психологов о том, что в группы в конце концов приходят к консенсусу.

Вместе с тем перенос массовой коммуникации в Интернет-пространство затрудняет контроль над ним со стороны каких-либо социальных институтов.

Наблюдая социально-сетевые ресурсы, можно обратить внимание и на попытки ведения пропаганды со стороны ряда политических и общественных движений, так и сильную критичность среды и опасения крупнейших партий по выходу на широкую неконтролируемую Интернет-аудиторию.

Основные рекламные подходы – за счет привлечения внимания массовой аудитории и целевая контекстная реклама. Реклама на массы возможна в проектах многомиллионниках – Одноклассники, ВКонтакте и Мой Мир. В сетях Практиков – ориентация на целевые аудитории и использование контекстного подхода.

Оценивая социально-сетевые ресурсы как средство пропаганды следует заметить, что они могут в равной степени как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМИ могут способствовать совершенствованию через формы интеграционного взаимодействия, а в противном случае – наоборот – активно влиять на развитие и углубление социальных конфликтов, на рост негативных процессов на личностном и на массовом уровнях.

Подводя некоторый итог анализу возможностей социально-сетевых технологий, можно заключить, что воздействие пока идет на уровне эмоциональной толпы. Существующие

массовые сетевые ресурсы можно охарактеризовать как эмоционально-ориентированные, что совпадает с социологической характеристикой толпы как эмоционального единства.

Механизмы, перспективы, пути и планы социосетевого строительства

Поверяя философскую гармонию сетевой алгеброй далее предлагается некая идеальная последовательная схема построения сетевой общественной сферы, а именно:

  • Школа Социального Проектирования - Школа Разработчика и Интеллектуальный Клуб;
  • Виртуальное народное вече;
  • Движение Пассионариев.

На первом этапе деятельности формируется команда, и, следуя теории «малых дел» - создаются спортивные и военно-патриотические секции, литературно-музыкальные клубы, проводятся виртуальные научные беседы и психологические консультации.

В итоге – возникает сетевое и реальное ядро единомышленников, способное разрабатывать и проводить в жизнь новые решения во многих сферах.

Деятельностью общественного стратегического центра в научной сфере может быть накопление и систематизация информации, прогнозирование развития. Технологическое направление - доступ к информации в электронном виде.

Практические формы - семинары и конференции, издательская и просветительская деятельность, образование.

Интеллектуальный Клуб строится вокруг регулярных семинаров, материалы которых представлены в электронном виде, обсуждаются на Форуме, накапливаются в электронной библиотеке и обобщаются в сборниках трудов. Формами деятельности также могут быть студенческие конкурсы и кружковая работа.

Подпитка интеллектуального ядра «молодой кровью», обучение и самообразование позволяют надеяться на формирование прогностического направления.

При успешном развитии проекта возможна консолидация активной части нации и создание Сети (Движения) Пассионариев, которую философски можно рассматривать как элемент построения когнитивистского общества.

Как наполнить социальную сеть и сделать ее интеллектуальной

Построение «Солнечной социальной сети» – непростая управленческая, научно-техническая и общественная задача.

В первую очередь следует разграничить создание социально-значимой некоммерческой сети от других привычных уже методов и подходов, а именно от разворачивания окупаемых за счет рекламы коммерческих проектов социальных сетей, и «деловых», спонсируемых сетевых проектов, например в умной сети www . UpSelf . ru .

Вместе с тем, для всех видов социальных сетей и ресурсов имеются общие моменты и сервисы. Например – социальносетевые услуги (по определению Wikipedia ) – способствующие поддержанию социальных кругов – подразумевают распространение объявлений и оповещений в кругах электронных друзей.

Приемы поддержания сетевой группы включают также сетевой «грумминг», приветствия и поздравления, общие сетевые мероприятия…

Следует также сказать, что многие проекты, заявляющие себя как национальные, к сожалению, обладая богатыми техническими возможностями и сетевыми сервисами (блоги, музыкальные, фото и видеоархивы, удобные службы оповещений и поздравлений – вместе с тем не выходят пока на создание сообществ единомышленников и их консолидацию.

Как сделать сеть интеллектуальной? Если одной фразой – то селекцией…

Выводы

Текущий период истории можно, по-видимому, охарактеризовать как переходный от административно-командной системы через «смуту и отчаяние» к …

Предшествующая пятилетка развития социальных сетей показала что «история повторяется…». Можно вспомнить коммерческие, к счастью для стратегического направления, неудачные проекты типа www .тор4тор. ru , ориентировавшиеся на модную «звездную» тусовку, новостные или молодежные проекты, также не набравшие нужной мощности для признания их социально-значимыми.

Замахиваясь с большой руки, можно предположить, что социально-сетевые технологии способны изменить общество, решить некоторые текущие и цивилизационные проблемы России. Приведенная двухконтурная модель позволяет рассуждать о смене категорических императивов по Канту.

Заканчивая рассмотрение возможностей социальных сетевых технологий для разворачивания духовной деятельности, консолидации общества, можно сказать, что существующие программные технологии допускают эффективное решение задачи.

Представляет общественный интерес разработка и распространение типовых решений.

Предлагается некая ориентировочная 3-х уровневая модель «Клуб – Центр - Движение», которая допускает расширение на духовую сферу, малые формы общественных объединений, такие как ассоциации любителей авто, туристов, представителей малой авиации.

Исследовательский ресурс проектов – www . v - school . narod . ru

ЛИТЕРАТУРА

•  Бобровский С . Про Web 2.0, 3.0 и 4.0 PCWeek/RE #48/2006 – http://pcweek.ru/?ID=622472

•  Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993 - 336 с.

•  Губанов Д. А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010 – 227 с.
Копия - http://socioline.ru/files/5/136/sn59.pdf

•  Еремин А.Л. К интеллектуальному интернету
- http://www.i-intellect.ru/articles-of-intellect-theory/by-intelligent-internet.html

•  Князева Е.Н . Конструирование будущего. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/knyaz55.htm

•  Лем С. Солярис. М.: Лаборатория СВМ, E -L i blary
- http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/LEM/colajris.doc

•  Почепцов Г.Г . Теория коммуникации. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
Копия - http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/POCHEPZOV/Theory_of_kommunication.mht

•  Сазанов В. М. Социальные сети и технологии \ Мыслящий Интернет
М.: Лаборатория СВМ. – http :// v - school . narod . ru / BOOK / cc - public . doc

•  Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов - М.: АспектПресс, 2006. – 359 с.

•  Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http :// spkurdyumov . narod . ru / Trophimova 9. htm

•  Trofimova I.N . Sociability, diversity and compatibility in developing systems: EVS approach. Сайт «Синергетика» В.С.Курдюмова - www . spkurdyumov . narod . ru / Obrazo . htm # Ob 740

•  Турчин П.В . Историческая динамика. На пути к теоретической истории: Пер. с англ. / Под общ. Ред. Г.Г. Малинецкого, А.В. Подлазова, С.А. Боринской. Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: ЛКИ, 2007. – 368 с.

•  Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.

•  Черных А. И. Социология массовых коммуникаций. Учеб пособие. Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 451 с.

•  Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 400 с.

•  Шадрин А.Е. Информационные технологии: вклад в социальный капитал. - http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/934453dfc4aea737c3256d57003ea714

 

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
Hosted by uCoz