К СОЦИАЛЬНОМУ ИНТЕРНЕТ
ЧЕРЕЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ И ПАССИОНАРНОСТЬ

В.М. Сазанов

Рассмотрены возможности качественного изменения сетевого общения путем нарастания его пассионарности и интеллектуальности. Социальные сети различных классов проанализированы с позиций теории массовой коммуникации, накопления и передачи знания. Предложена модель светско-духовного управления и варианты практического построения публичной интеллектуальной сферы. Возможности, предоставляемые Интернет-технологиями, могут быть направлены на обслуживание потребностей тела - развлекательные и игровые порталы и сервисы, и на совершенствование духа, формирование личности, решение цивилизационных проблем. Текущее положение дел в области в сфере коммуникации и, более узко, социального Интернета – общение в «ностальгических» массовых сетях, нарастание мощи и интеллекта в сетях практиков и отдельные попытки построения «умных» и социально-ориентированных сетей. В работе делается заявка на проектирование коммуникационной среды социальной направленности с отличительными признаками интеллектуальности и пассионарности.

 


«Где то там, наверху – есть седьмое небо…»
<В.Третьяков>

Возможности социосетевых технологий

«Странного зверя, которого нет, Он золотой, шестикрылый, молчащий!
<Н. Гумилев>

Соглашения о понятиях \ вводное

Начнем с толкования основных и близких по ассоциациям понятий.

Интернет – коммуникационная среда на основе компьютерных технологий.

Социальный интернет – или интернет второй волны или Web 2.0 - «методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются». О Рейли

Виртуальная реальность - "cyberspace" - изначально рассматривалась как "киберпространство". Впервые понятие возникло в фантастическом романе-техноутопии "Neuromancer" У. Гибсона, где киберпространство изображается как коллективная галлюцинация миллионов людей, которую они испытывают одновременно в разных географических местах, соединенные через компьютерную сеть друг с другом.

В 1989 году Ярон Ланьер ввёл термин "виртуальная реальность" - под которой понимается "внутреннее состояние" субъекта, которое может быть вызвано внешними причинами (природными явлениями, компьютерными технологиями, искусством и др.) или внутренними причинами (например, внутренними ощущениями, соматическим состоянием).

Интеллект – ум, рассудок, мыслительные способности, высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения реальности, совокупный умственный потенциал, который целесообразно используется для адаптации к различным условиям жизни. [Еремин].

Понятие пассионарности по Льву Николаевичу Гумилеву – признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию, способностью к напряжениям, концентрации на себя некоторого количества излишней «энергии» - физической, психической, интеллектуальной.

Мыслящий Интернет – некий виртуальный аналог "мыслящего океана" С. Лема.

Спираль развития социального интернета

Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена), возникшие из военных приложений, позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации. Технологии второй, называемые Web-2.0, ориентированы на горизонтальное взаимодействие и позволяют в социальном срезе консолидировать участников, формировать сообщества, в коммерческом – информировать, соединять и развлекать.

К социально-ориентированным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.

?

Социально-ориентированные

2010

Web 2.0
Социальный
Интернет

Социальные
сети

Профессио-нальные

2002

Блоги , новостные ресурсы

Массовые

1970

Интернет

1982

Персональный ПК

1948

Компьютер

Военные приложения

Бизнес-
ориентация

Бизнес и
социальная среда

Рис.1. Стрела развития

Смена социальной парадигмы и социальные сети

С социотехнических позиций Интернет обеспечивает возрастание интеллектуального взаимодействия на несколько порядков, появление новых качеств за счет эмерджентных свойств «большой» системы.
Принципиальная возможность класса социально-ориентированных проектов – это формирование групп единомышленников и более сложных социальных агрегатов, изменение действующих социальных институтов.
Первая особенность социальных сетей – комбинаторная, топологическая. Организация внутрисетевого межличностного взаимодействия с коммуникационной точки зрения, дает оценку мощности объединения «многие со многими» как 2 в степени N, где N - число участников. В классической трансляционной сети «один ко многим» (собрания, радио и ТВ, проповедь) мощность пропорциональна числу точек (участников). В схеме электронной почты (транзакционной), с двусторонним общением «один к одному» - квадрату числа участников.
Вторая особенность социально-ориентированных сетевых объединений – их эмерджентные свойства (от слова свойства emergence – возникновение). В частности – возникновение «роевых эффектов», исследованных Уиллером [Рейнгольд] в колонии муравьев или пчел, и которым отмечены характерные признаки «интеллекта роя»:

  • отсутствие централизованного управления;
  • самостоятельность и высокая подключаемость субъединиц;
  • паутинная нелинейная обусловленность взаимовоздействия.

Третья особенность – групповая динамика в поведении сети, которая рассматривалась в работах И.Н. Трофимовой. Объясняет в частности, структурные свойства сети и формирование кластеров различного размера, ее поведение во времени.
Рассматривая сетевые ИТ технологии со всех ракурсов, можно предположить, что социально-ориентированные технологии допускают формирование «сетевого» человека, а если заглянуть и поглубже – возможно, изменение социальной и политической организации.

Смена парадигмы

В философском ключе социальные сетевые технологии могут повлиять на смену парадигмы – перехода от властного императива Канта к гармоничному человеку и обществу в идеальной двухконтурной гомеостатической модели – см. далее.

В социопсихологическом аспекте – «сетянин» в рамках социально-ориентированного проекта ощущает себя субъектом, «не стриженым лохом», на котором делают деньги. Ощущается сопричастность к решению сетевых и общественных проблем, которые ставятся и решаются при помощи Сообщества по мере сил и возможностей. Обретение «места под солнцем» и нужного этажа в сетевой иерархии – аналог социального лифта – почти полностью зависит от активности «пассажира».

Еще один интересный аспект – социальная сеть как место общения постепенно социализируется – то есть участники общения - постепенно учатся общаться, создают новые связи и структуры. Что приводит к более активному сетевому и внесетевому взаимодействию - таким путем возможно формирование сообществ единомышленников.

Меняется сама структура сети – связи становятся все более прочными и качественными. Растет человеческий капитал – с ним и мощность и сплоченность сети, способность к согласованным коллективным действиям, называемая иногда асабией [Турчин].

Возможно постепенное изменение, а скорее просто формирование новой структуры общества, изменение его политической ориентации.

В мировом масштабе и глобально – «мечтать не вредно, вредно не мечтать» – можно поднимать вопросы цивилизационного характера, отхода от либеральной идеологии «золотого миллиарда», в которую так или иначе мы втянуты.

Но это - уже на гранью возможного…

Классы – Возможности - Оценки

Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена) позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации. Технологии второй, называемые Web-2.0, ориентированы на горизонтальное взаимодействие и позволяют консолидировать участников, формировать сообщества.

К социально-ориентированным Интернет-технологиям, представляющим интерес, можно отнести сетевые дневники – блоги, социальные сети, новостные ресурсы и RRS ленты.

Сетевые дневники как возможность размещать и комментировать записи с разделением участников на группы и разграничением доступа (Все - Друзья – Личное) могут быть использованы как готовые модульные внешние решения на начальных этапах разворачивания экспериментальных образцов.

Новостные ресурсы и ленты новостей – реально существующая Web2-технология, позволяющая исследовать общественное мнение и проверять возможности технологий.

Пример – сетевой дневник сообщества «Социальные сети и технологии», действующий в рамках национальной сети Mail.ru и его лента - http://blogs.mail.ru/community/it-school/?rss=1

Социальную сеть определяют как совокупность сетевых агентов, вступающих во взаимодействие друг с другом и связи между которыми преимущественно социальные, такие как дружественные отношения, совместная работа или обмен информацией [Бобровский]. Данная социальная технология может быть использована для самореализации и развития духа. Как предельный случай, при количестве участников в десятки и сотни тысяч - изменения социальной структуры общества, решения политических и цивилизационных задач.

Принципиальное отличие социальной сети от близкого по сути и смыслу форума Интернет-технологий первой волны и блогов во второй – масштаб числа участников (миллионы) и качество сети в смысле наращивания человеческого капитала.

Оценки эффективности

Возвращаясь к вопросу оценки эффективности, следует уточнить классы или группы социальных проектов. Большие группы – это коммерческие, профессиональные и общественно-ориентированные, для сравнения и оценки которых применимы различные критерии и методы.

На экспертном уровне о социальной сети можно субъективно судить, пожив-поучаствовав в дискуссиях некоторое время. Средневзвешенное от Экспертов даст "температуру по больничке".

Некоторое представление дает топология. Скажем, у МоегоМира@Mail.ru - она звездчатая, которая строится вокруг сетевых записей – блогов известных деятелей масс-медия и политики, животрепещущих молодежных тем, наиболее популярных фото и т.д. Не факт, что по критерию социального капитала данная сеть имеет преимущество перед Соседями-Конкурентами (Одноклассники и ВКонтакте).

Один из критериев оценки, применимых для сетей практиков и общественно-ориентированных проектов - это совокупный социальный капитал – см. [Шадрин].

Для сети профназначения, порядок участников которой измеряется десятками тысяч, например, Сети Творческих учителей - www.IT-n.ru, представляющую из себя часть мировой сети Microsoft для общения и обмена информационными материалами в образовании, оценкой может служить число ее участников, сообществ и творческих групп. Важен объем полезной информации, тематика обсуждений и их активность. Число кандидатов и докторов наук, в том числе!
Новостную сеть – например www.NewsLand.ru можно оценить числом тем и количеством комментариев в них, получая перемножением – оценку мощности. Скажем, в среднем на текущий момент – 20*100 = 2000, что конечно, немного для социально-ориентированного ресурса.

Для малых социальных сетей с несколькими тысячами участников, как в сети социально-психологической поддержки Марка Сандомирского - http://pempu-re3.ning.com/, построенной средствами Ning-конструктора, важен, скорее Суммарный Функционал Психики - то есть психологическое состояние ее участников.

Для молодой «умной» сети – www.upself.ru, сочетающий в себе элементы корпоративного форума, блоговой поддержки проведения конкурсов, в частности конкурса МодерниЗАция, критерием оценки можно принять человеческий и интеллектуальный капитал.

Для сети преимущественно социальной ориентации, например Социальной Сети Пассионариев, наряду с числом ее участников будет иметь значение топологические характеристики связности, возможность голосований и рейтингования обсуждений, его качество. Подробнее проекты представлены - http://v-school.narod.ru/PAPERS/analiz.doc

Сетевые технологии и гражданское общество

Понятие публичной или общественной сферы принадлежит к категориям римского происхождения [Черных]. В развитом греческом городе-государстве все свободные граждане участвовали в жизни государства, которая строго отделялась от частной сферы как привилегии отдельного гражданина. Общественная жизнь - bios politicos – разыгрывалась на рыночной площади (горе), но не была ограничена только этим местоположением. Общественная жизнь существовала и воспроизводилась у греков в обсуждениях, беседах (lexis), принимала совещательную форму и форму суда, а также совместного действия – praxis.

Концепция «публичной сферы» в сильной степени совпадает с принципами демократии и гражданского общества, потребностями модернизации.

Социальная сеть как новая общественная сфера

В 1962 году для обозначения "грамотного буржуазного общества", Юргеном Хабермасом было вновь введено в научный оборот понятие «публичной сферы» - public sphere. Относилось к независимой от государства сфере информации, куда входили публичные библиотеки, радио и телевидение, музеи и художественные галереи, информационные службы. Публичная общественная сфера возникла на рубеже зарождения капитализма, и затем, по мнению Хабермаса, деградировала под воздействием своекорыстного бизнеса и пришла в упадок в середине и конце прошлого века.

Концепция «публичной сферы» будет использоваться как основа для формирования и понимания виртуального сетевого киберпространства, анализа возможностей социально-сетевых технологий. В сильной степени совпадает с принципами теледемократии и гражданского общества, представленными сводно на основе [Филатова, Соловьев].

Цель теледемократии - Теле демо кратия: tele – удаленная, demos – народ, cratos – власть - состоит в том, чтобы содействовать росту непосредственного участия граждан в политическом процессе и продвинуть структурные реформы на базе технических возможностей средств коммуникации.

Табл. 1. Универсалии демократии и сетевая реализуемость.

Универсалии теледемократии

Реализуемость

Обеспечение равного права граждан на участие в управлении делами государства

+

Систематическая выборность органов власти

++

Наличие механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства

++

Абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти (конституционализм)

+++

Профессиональный характер правления элит

+

Контроль общественности за принятием важнейших политических решений

+++

Идейный плюрализм и конкурентность мнений

++++

Новые возможности, согласно [Филатова] «электронной демократии»;

  • многообразие и частота интерактивных коммуникаций;
  • фильтрование информации и приведение ее в порядок модераторами и цензорами;
  • быстрая и всесторонняя доступность информации и документов;
  • простые и благоприятные условия для передачи и предъявления;
  • возможность находить единомышленников в сети.

Проводя аналогию с текущим моментом, следует упомянуть, что исторически, в Древней Греции, равенство по отношению к власти признавалось только за частью общества, а именно за гражданами. То есть, демократия в то время рассматривалась как форма правления неимущего большинства ради собственного блага.

Последовательно развивая мысль о возможностях социальных сетевых технологий, поднимая ноту, можно сказать, что у человечества есть потенциал развития и что Интернет ведет общество к большей открытости и свободе, может объединить людей в единую сущность, аналогичную фантастическому «разумному» океану С. Лема.

Рассмотрим социальную сеть как средство массовой информации.

Массовая коммуникации и социальная сеть

Человечество в своей истории все время занято созданием новых типов порождения коммуникативных объектов. При этом они проходят один и тот же путь: сначала ими пользуется узкая группа лиц, затем этот механизм получает широкое распространение. <Почепцов Г.Г.>

На настоящий момент преждевременно говорить об социальных сетях как средствах массовой коммуникации, несмотря даже на заявленные десятки и сотни миллионов участников наиболее популярных сетей и блоговых площадок. Однако, по мере нарастания мощи ресурсов, социализации и росте популярности, может стать предметом рассмотрения.
Типовыми функциями массовой коммуникации по Лассуэлу являются мониторинг состояния и координация действий различных частей общества, передача социального наследия от одного поколения к другому (культурная трансмиссия) и развлечения [Черных].

В самом общем виде под коммуникацией понимается акт общения, связь между двумя и более лицами, основанная на взаимопонимании, обмен информацией. Другой подход – переход от говорения Одного к действиям Другого, принуждение другого к выполнению того или иного действия путем перекодировки вербального - невербального канала восприятия [Почепцов].

С позиций способов распространения и передачи информации выделяют коммуникации через средства массовой информации с помощью печатных и электронных средств, коммуникации через организации и коммуникации через межличностные контакты, очные и виртуальные – социальные сети.

Табл. 2. Опосредованное и сетевое общение

Межличностное
общение

Массовая
коммуникация

Социально-сетевое
общение

Отсутствие
опосредованности

Опосредованность
техническим средствами

Частичная опосредованность, обратная связь и «голосование ногами»

В основном отдельные индивиды и группы (клубы)

Общение больших
социальных групп

Возможность формирования групп и вещания на них

Ориентированность социальная, так и индивидуально-личностная

Ярко выраженная
социальность общения

Сочетание социальной и личностной ориентированности

В большей мере спонтанный характер

Организованный,
институциональный характер

Потенциально -
сочетание лучшего

Более свободное общение

Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм

Как модерация, так и немодерируемое общение

Попеременная
направленность

Однонаправленность и фиксация коммуникационных ролей

Разумное сочетание

Индивидуальный характер «коммуникатора»

Коллективный характер «Коммуникатора»

Сочетание

Реципиент – отдельный человек

Массовая анонимная и разрозненная аудитория

Сочетание

Единичность, приватность, непериодичность

Массовость и публичность, соц- актуальность и периодичность

Сочетание

Непосредственное восприятие

Двухступенчатость восприятия сообщения \ преимущественно

Сильная критичность восприятия

Ключевыми для коммуникатора, становятся следующие элементы процесса коммуникации: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации.

Модели коммуникации

Самая первая линейная модель коммуникативного процесса Лассауэлла, сформулированная в 1948 году, совпадет с известной в информатике моделью «Источник – Среда - Приемник». Модель Лассауэлла отражала бихевиористкий подход к коммуникации как прямому воздействию на реципиента, который выступает лишь в роли объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. Лассауэлл считал, что в каждом обществе создаваемые и распространяемые им ценности составляют идеологическую поддержку средств массовой коммуникации в целом, и что некоторые из наиболее серьезных угроз эффективности коммуникации относятся к таким понятиям как власть, богатство и вес в обществе.

Развитие линейной модели Лассауэлла, а именно, введение в процесс обратной связи связано с работами Норберта Винера в области кибернетики [Винер].

Двухступенчатая модель коммуникации, была сформулирована Лазарсфельдом, и учитывает то, что идеи поставляемые прессой и радио усваиваются многими под влиянием находящихся рядом с ними лидеров общественного мнения. Данная модель частично используется в современной трактовке в связке «Радио – Форум», или развивается в сторону интерактивности «Бумажное СМИ – Форум».

В данном подходе следует рассматривать весь комплекс моделей коммуникации, как психологического, так и социологического уровня, модели семиотической коммуникации, аргументирующей и пропагандисткой [Почепцов].

Могут использоваться несколько трансляторов телеканалов, аффилированных с данным каналом нескольких радиостанций со своими Форумами и, возможно общая, независимая «народная» социальная сеть.

Идеи «электронной республики», которые высказывались на ранних этапах развития коммуникационных компьютерных технологий, могут быть трансформированы в концепцию «Виртуального народного вече» и переход к трехступенчатой модели «СМИ – Форум – Социальная сеть».

Группа интересов 1

Группа интересов 2

ГИ 3

С
М
И

ТВ-1

ТВ-2

ТВ-3

Р11

Р12

Р13

Р21

Р22

Р23

Печатные Издания

Форум 1

Форум 2

Форум 3

СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ
Виртуальное народное вече

Рис. 2.

Трехступенчатая модель современной коммуникации

В социальных сетях на данный момент происходит ряд интересных процессов. Массовые социальные сети, возникшие первым, такие как Одноклассники – стабилизировались как ностальгирующие группы одноклассников. Более молодежная, и как мне кажется, контролируемая Властью, среда ВКонтакте – использовалась как коммуникационная для проведения массовых акции. Профессиональные сети – встали на стезю своей ниши и должны планомерно ее пахать, сеять и «окучивать» и собирать урожай, несомненно.

Наиболее интересные на мой взгляд процессы происходят в социальной сети www.facebook.com и ее русском сегменте. В мировом масштабе, самый молодой миллионер Марк Цукерберг, не скрывает планов завоевания информационного мира до масштабов 2 млн. участников, обладая на данный момент влиянием на 560 млн. жителей Земли. В чем у него масса сторонников на всех уровнях.

В русскоязычном сегменте, контролирующем пока менее 30% сетян, идет процесс наполнения сети и выстраивания ее структуры. Мне трудно предугадать куда заведут эти процессы, выгоднее поговорить пока теоретически, на уровне моделей информационного влияния [Губанов].

С учетом влиятельности участников сети – ее агентов вся сеть разделана на группы, сообщества и спутники. Сообществом называют множество агентов, которые не подвергаются влиянию агентов вне его. Группа - сообщество агентов, в котором любые два агента влияют друг на друга прямым или косвенным образом. Спутник – агент, подвергшийся влиянию агентов тех или иных групп, однако не оказывающий влияния ни на одну из них и их «внутренних агентов».

Интерес безусловно представляет структура результирующего влияния. При наличии в сети агентов с ненулевыми довериями, что соответствует сети с неавтономными агентами, из теории марковских процессов следуют важные для приложений социальных сетей выводы, а именно:

  • существует матрица результирующих влияний;
  • мнения агентов стабилизируются
  • результирующее влияние спутника на любого агента равно нулю;
  • итоговые мнения агентов группы также стабилизируются и группа в итоге имеет общее мнение, которое можно считать мнением группы.

Последнее утверждение соответствует наблюдениям социальных психологов о том, что в группы в конце концов приходят к консенсусу.

Эффективность коммуникации

Оценить коммуникацию возможно только договорившись о целях коммуникации и смыслах и ценностях в целом. Так как, скажем локальные «шкурные» интересы отдельных групп интересов и влияния – в сети быстро распознаются и не получают поддержки.

Психологи насчитывают несколько сотен понятий, именуемых ценностями. Совокупность большинства ценностей остается практически неизменной для всех времен и народов, но значимость каждой отдельно взятой ценности различна в одной цивилизации, и у разных народов в одну и ту же эпоху. В отдельных странах, например во Франции, периодически проводятся исследования на тему - а чего хочет народ и что у него в голове.

Сформулировать основополагающие убеждения и ценности у россиян, согласно [Кульпин] не удалось. Поэтому возможно пока говорить о несомненных и измеримых вещах – числе участников, посещаемости. И то в основном – в теоретическом плане, так как статистика большинства весей – она величина коммерческая и, поэтому трудно верифицируемая…

Более интересные процессы и величины – формирование групп, их связность и активность. Пока – в рамках стороннего наблюдателя сетевых процессов – можно делать субъективные выводы, которые состоят в том, что процессы идут, а куды выведут … вопрос.

Глобализация и Интернет-коммуникации

Справка и информация. Современный интернет зародился 40 лет назад, когда в 1969 году первая компьютерная сеть ARPANET (англ. Advanced Research Projects Agency Network) в США объединила четыре компьютера.

Интеренет (англ. Internet, от Interconnected Networks — объединённые сети), очевидно за счет своей интерактивности и способностей к аккумуляции и поиску больших объемов информации захватил лидерство среди информационных технологий по скорости распространения. Так, если для достижения аудитории свыше 50 миллионов пользователей радио понадобилось 38 лет, телевиденью – 13, кабельному телевиденью – 10, то интернету – всего 5 лет. Темпы развития современного Интернета продолжаются с высокой скоростью - за последние 15 лет – десятикратное увеличение количества сайтов (Рис.3). К середине 2008 года число пользователей, регулярно использующих Интернет, составило 1,4 млрд человек (около четверти населения Земли). Стремительное развитие Интернет может выводить его на доминирующие позиции среди других информационных технологий в сфере формирования интеллектуальных функций человеческой популяции.

В настоящее время на 6,4 млрд населения Земли примерно 5 млрд. грамотных (данные ООН), более 2,2 млрд сотовых телефонов, 1,2 млрд телевизоров, 0,7 млрд телефонов, 1,4 млрд компьютеров, 1,4 млрд интернет-пользователей [Еремин].

Нельзя не согласиться с утверждением ряда авторов, что глобализация средств массовой информации трансформирует структуру коммуникационного опыта, возникают новые возможности – социальные сети и технологии сетевой рекламы.

Вместе с тем перенос массовой коммуникации в Интернет-пространство затрудняет контроль над ним со стороны каких-либо социальных институтов.

Наблюдая социально-сетевые ресурсы, можно обратить внимание и на попытки ведения пропаганды со стороны ряда политических и общественных движений, так и сильную критичность среды и опасения крупнейших партий по выходу на широкую неконтролируемую Интернет-аудиторию.

Основные рекламные подходы – за счет привлечения внимания массовой аудитории и целевая контекстная реклама. Реклама на массы возможна в проектах многомиллионниках – Одноклассники, ВКонтакте и Мой Мир. В сетях Практиков – ориентация на целевые аудитории и использование контекстного подхода.

Оценивая социально-сетевые ресурсы как средство пропаганды следует заметить, что они могут в равной степени как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. В условиях устойчивого общества СМИ могут способствовать совершенствованию через формы интеграционного взаимодействия, а в противном случае – наоборот – активно влиять на развитие и углубление социальных конфликтов, на рост негативных процессов на личностном и на массовом уровнях.

Подводя некоторый итог анализу возможностей социально-сетевых технологий, можно заключить, что воздействие пока идет на уровне эмоциональной толпы. Существующие массовые сетевые ресурсы можно охарактеризовать как эмоционально-ориентированные, что совпадает с социологической характеристикой толпы как эмоционального единства.

Сетевая коммуникация как передача знания

В первую очередь – 2 толкования понятия знание.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (Советский энциклопедический словарь, М., 1979)
Знание – состояние, принадлежность знающего что-либо (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка).
Применительно к социальным сетям и общению в них, знание может трактоваться расширенно: не только истинное и проверенное (научное), но и всякого рода мнения и представления, услышанное и увиденное…
Особенности Сетевого обучения
Самостоятельное создание сетевого учебного содержания. Новые сервисы социального обеспечения радикально упростили процесс создания материалов и публикации их в сети, для консультаций и получения дополнительных знаний, для организации дистанционного учебного курса.
Примеры образовательных проектов - Общероссийский образовательный проект Летописи.ру – http://letopisi.ru
«Стрела» модернизации и социальное проектирование
В теории технического прогресса [Громов] предполагается, что для реализации научно-технической идеи требуется выполнение по крайней мере трех основных условий:

  • идея не должна противоречить известным закона природы;
  • в реализации должна быть заинтересована значительная часть общества – «дозреть» социальный заказ;
  • должен быть достигнут уровень технологии общественного производства, который обеспечивает эффективную реализацию заложенных в идею технических принципов.

Стрелу модернизации возможно условно представить как переход от текущего состояния, с учетом предыстории – к новому:

Принципы и
концепции

- >

Технологии и средства реализации

– >

Решения

Предшествующее изложение обосновало техническую возможность – имеются соответствующие как аппаратно-технические, так и программные средства для реализации некоей гипотетической социально-ориентированной сети отличием которой от существующих явилась бы нарастающая интеллектуальность и пассионарность. Причем, под интеллектуальностью понимается высшая ступень познавательной деятельности, активного отражения объективной реальности, совокупный умственный потенциал. Пассионарность – наличие внутри сети некоторого количества участников, обладающих повышенной тягой к действию.

То есть создать такую социально-ориентированную сеть – сложно, но решаемо.

Сложнее – с социальным заказом, определяющим функционал сети, и процессом формирования групп участников такой сети.
Еще интереснее – реализация функционала социальной сети для решения социальных, политических и цивилизационных задач – модернизации общества.

ОБЩЕСТВО

 

Духовная
сфера

ГОСУДАРСТВО

Правительство

ОБЩЕСТВО

ГОСУДАРСТВО

Церковь

Образование и
наука

Производство и
Бизнес

СМИ

Светская
сфера

Иерархическая
модель

Двухконтурная гомеостатическая модель

Рис. 4. Модели общественного обустройства

Приведенная модель позволяет делать объяснения, предположения и предсказания.ерархическая модель, по-видимому, соответствует «властному императиву по Канту». Уместно привести социологическое толкования понятия «власть», олицетворяющее собой насилие и действие «заставить» в рамках негативистского подхода. В позитивистском подходе власть трактуется как законное руководство, авторитет, признанное лидерство и влияние, ассоциируемое с гармонией интересов и групповой солидарностью. Основной метод позитивистского понимания власти – «убедить».

Идеальная двухконтурная гомеостатическая модель предполагает не только смену постмодернисткой парадигмы и привнесения в экономику капитализма «невидимой руки» по Веберу, но и поиск новой идеологии, философской схемы жития.

Социофилософский конструкт предлагаемого

Мы не можем быть уверены в том, что результат действия будет соответствовать
нашим намерениям, напротив, мы вправе серьезно сомневаться в этом. <Э.Морен >

Предлагаемое концептуальное решение, контуры которого обсуждаются в данном разделе, рассматривается, не претендуя на абсолютность, с социологических и философский позиций.

Образом-аналогией результата развития предлагаемой социально-ориентированной сети может быть «мыслящий океан» Станислава Лема.

Другая позитивная аналогия – общество, построенное на знаниях или когнитивисткое общество и Сеть Пассионариев как способ движения к нему.

Социологический аспект

В социологической литературе понятие модернизация используется, как правило, для обозначения превращения традиционного общества в индустриальное.

В современной европейской классической модели модернизация понимается как инновационный процесс на основе традиции и устойчивой основы общества.

В современной России трансформация совпала по времени с революционными изменениями информационной среды и коренной ломкой общественно-политической формации, происходящим социальными изменениями. Подразумевая под социальными изменениями происходящие с течением времени изменения в организации общества, образцах поведения и мышления составляющих его групп и индивидов.

В социологии [Филатова] выделяют несколько моделей социального изменения, а именно, прогрессивно поступательный тип, циклический и бифуркационный.

В прогрессивно-поступательной модели подразумевается, что ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней и высокой – наблюдается рост экономических и других показателей, характеризующих общество.

Философский и футурологический аспект

Ваше будущее зависит от многих вещей, но, прежде всего, от вас самих <Ф.Тайгер>

Позиция автора – рациональный конструктивизм, эволюционная эпистемология, социальные инновации.

Конструктивизм – это философская, эпистемологическая позиция, подразумевающая что то, с чем имеет дело человек в процессе познания и освоения мира, – это не какая-то реальность, существующая сама по себе, которую он пытается постичь, а в каком-то смысле продукт его собственной деятельности (коллективной познавательной деятельности, или деятельности трансцендентального субъекта, по Канту). Конструктивисты считают, что человек в своих процессах восприятия и мышления не столько отражает окружающий мир, сколько активно творит, конструирует его [Князева].

Социальный конструктивизм образно возможно описать фразой Гераклита: «Ничто никогда не есть, но все становится!».
Обустраивая, строя свое окружение – изменяется и сам человек. Из представлений конструктивистов о том, что человек создает окружающий мир и самого себя в нем, выводится ряд следствий.

  • Во-первых, множественность реальностей и проблему их соизмеримости, переводимости и взаимопонимания субъектов, живущих в разных персептивных и концептуальных мирах.
  • Во-вторых, это проблема ситуационных детерминантов познания, которые делают реальности разных субъектов принципиально иными, несоизмеримыми.
  • И, в третьих, если субъект не отражает сознание, а создает реальность, то по каким законам он ее создает.

На последнее, в контексте разрабатываемого проекта социальной сети Пассионариев следует обратить особое внимание. То есть опираясь только на позиции и подходы философского конструктивизма, следует обратить внимание на данную посылку особо. Активно создавая реальность и строя самого себя во взаимодействии с ней, субъект не встречает никакого сопротивления от реальности – оно буквально «залипает в реальности».

Радикальный конструктивизм как элемент философии предлагаемого, дополняется элементами эволюционной эпистемологии и нелинейной динамики и синергетики.

Постепенно обосновывая философскую концепцию предлагаемого – конструируя будущее, вместе с тем признается, что «творческая деятельность человека имеет естественные ограничения в виде собственных путей эволюции» сложной социотехнической системы.

Планы социосетевого строительства

Поверяя философскую гармонию сетевой алгеброй далее предлагается последовательная схема построения сетевой общественной сферы, а именно:

  • Школа Социального Проектирования - Школа Разработчика и Интеллектуальный Клуб;
  • Виртуальное народное вече;
  • Движение Пассионариев.

На первом этапе деятельности формируется команда, и, следуя теории «малых дел» - создаются спортивные и военно-патриотические секции, литературно-музыкальные клубы, проводятся виртуальные научные беседы и психологические консультации.

В итоге – возникает сетевое и реальное ядро единомышленников, способное разрабатывать и проводить в жизнь новые решения во многих сферах.

Кирпичики Нового - Школа Разработчика и Интеллектуальный Клуб

«Будущее не придет само, если не примем мер». <Вл. Маяковский>
Школа Разработчика преследует цели возрождения создателей ИТ-технологий – Разработчиков, Аналитиков и Экспертов.
Предполагается поэтапное разворачивание системы подготовки уникальных специалистов – Разработчиков Решений, востребованных ситуацией.

Уникальность предлагаемого решения – проектная деятельность с Преподавателем-Исследователем (Мастером), активное использование смешанного очно-дистанционного обучения, построенного от Носителя Знаний, обучение в сетевых дискуссиях.

Направления деятельности - основное и дополнительное образование, экстернат:

  • исследование социально-ориентированных систем;
  • дистанционное обучение и разработки аппаратных и программных средств, открытое программное обеспечение;
  • менеджмент и организация обучения;
  • издательская деятельность и пропаганда ИТ-достижений.

На первом этапе формируется информационный сайт, включающий поддержку обучения, электронные учебные материалы и Интернет-обсуждение.

Этапы разворачивания деятельности – согласование предложения, формирование управленческой команды и интеллектуального ядра, создание информационного сайта, подготовка и проведение семинарских заседаний и конкурсов по информационному направлению, организация Интернет-дискуссий.

При успешном функционировании Школы возможно постепенное формирование интеллектуального стратегического центра – как места генерации «знаний, не зависящих от слов других людей». В идеале рассматриваются как возможность консолидации общества, формирования идеологии новой России.

Мировая практика интеллектуальной стратегической деятельности знает как государственные, так и коммерческие и общественные интеллектуальные образования.

Римский клуб, созданный в 1968 году, считает своей основной задачей привлечение внимания мирового сообщества к глобальным проблемам посредством своих докладов. Заказ Клуба определяет лишь тему и гарантирует финансирование научных исследований, но ни в коем случае не влияет на ход работы, ее результаты и выводы. Известная «фабрика мысли», действующая в США 60 лет - это некоммерческая корпорация RAND (Reseach And Development), лозунг которой: «Объективный анализ. Эффективные решения».

В современной российской практике известен как государственный президентский центр – Институт современного развития - www.riocenter.ru, так и ряд академических и коммерческих центров, анализ которых можно найти на сайте В.Е. Лепского - www.reflexion.ru.

Существующие стратегические центры действуют в условиях сложившейся социальной и политической системы, которую некоторые авторы характеризуют как патологическую.

Уровень независимых общественных центров на данный момент не заполнен.

Деятельностью общественного стратегического центра в научной сфере может быть накопление и систематизация информации, прогнозирование развития. Технологическое направление - доступ к информации в электронном виде.

Практические формы - семинары и конференции, издательская и просветительская деятельность, образование.

Разворачивание стратегического интеллектуального центра возможно в 3 этапа.

Табл. 3. Этапы создания Стратегического Центр

Принципы

Техноло-гически

Прим.

I . Разворачивание Интеллектуального Клуба отработка социально-сетевых технологий и формирование команды.

Возрастающая коммуникативность

Сайт ,
E-Library, Форум

Текущее

II . Кристаллизация «интеллектуального ядра», выработка концепций, созидание Стратегического Общественного Центра .

Ротация элит,
самообразование,
сетевые дискуссии

Социальная сеть

Новое

III . Консолидация активной части общества, взращивание Сети Пассионариев .

Сетевая
самоорганизация

Класте-
ризация

Прорыв

Интеллектуальный Клуб строится вокруг регулярных семинаров, материалы которых представлены в электронном виде, обсуждаются на Форуме, накапливаются в электронной библиотеке и обобщаются в сборниках трудов. Формами деятельности также могут быть студенческие конкурсы и кружковая работа.

Подпитка интеллектуального ядра «молодой кровью», обучение и самообразование позволяют надеяться на формирование прогностического направления.

При успешном развитии проекта возможна консолидация активной части нации и создание Сети (Движения) Пассионариев, которую философски можно рассматривать как элемент построения когнитивистского общества.

Концепция интеллектуального центра

Основная идея или концепция - это формирование сообществ единомышленников на основе ядра интеллектуалов средствами Интернет-технологий.

Технологии первой волны (гипертекст и протоколы обмена) позволяли создавать сетевые представительства и обеспечивали вертикальные коммуникации. Технологии второй волны – Web-2.0, к которым относят Интернет-дневники (блоги) и социальные сети - ориентированы на горизонтальное взаимодействие и позволяют консолидировать участников, формировать сообщества.

Интеллектуальный клуб как Интернет-сообщество может быть построено вокруг ядра интеллектуалов и электронного доступа к научной и общественно-значимой информации – проведением регулярных очных встреч (семинаров) и накоплением электронной библиотеки (или электронных журналов и сборников).

Другая важная компонента концепции стратегического общественного клуба – дискуссионное обсуждение в Интернет-форуме или социальной сети.

Опыт участия в форумах и социальных сетях показал, что обсуждение затухает через 2-3 недели, что определяет периодичность вбрасывания новой информации.

Поиск и воспитание «молодых профи – JP» как подпитки интеллектуального ядра может осуществляться организацией очного и дистанционного обучения, путем студенческих конкурсов и школьных кружков.

Таким образом, интеллектуальный стратегический клуб, содержит 2 части: очную – управленческую команду и интеллектуальное ядро носителей знаний. И виртуальную - информационный сайт со стандартным статическим наполнением и интерактивной составляющей в виде электронной библиотеки и дискуссионной части.

Очная
«живая» часть

Управление и «интеллектуальное ядро»

Семинары

Конкурсы

Кружки

Сборники

Вирту-альная
часть

Информационный сайт

Статическая часть

Интерактивные компоненты

Стандартное
информационное
обеспечение

(О проекте, новости, контакты)

Электронная библиотека

Дискуссионный форум
(Социальная сеть)

Сетяне ® Сеть Пассионариев

Рис. 5. Структура общественного стратегического клуба

 

По мере становления клуба, дискуссионная часть может быть развита в социальную сеть, позволяющую формировать мировоззрение и общественное мнение.

Как сверх-задача, интеллектуальный центр может консолидировать общество, изменить социальную структуру, например, созданием Движения Пассионариев.

Проект "Виртуальное народное вече" - направлен на создание в Интернет-пространстве социально-сетевого ресурса для публичного обсуждения социальных инициатив и частных проблем, формирования общественного мнения, выработки идей и концепций, их оценки.

Технологически - использование социальных возможностей Web 2.0, развитых программных платформ и существующих технических решений.

Функционально Интернет-ресурс - это " виртуальная площадь" с сотнями тысяч и миллионами участников (народность) для сетевого обсуждения, на которой любой желающий может заявить-поднять свою тему, которая затем обсуждается, критикуется и рейтингуется. "Виртуальная площадь" окружена информационными стендами инициаторов и участников - блогами в Интернет-терминологии, а также каталогами профилей.

На "площади" ведется множество дискуссий, наиболее яркие и активные из которых выталкиваются наверх путем голосования и рейтингования, что формирует некоторую "пирамиду общественного интереса", основа для построения которой - круги электронных друзей, «облака» интересов и параметры активности обсуждений.

Описание проекта и его обоснование выполнено в книге «Социальные сети и технологии» - www.v-school.narod.ru\BOOK\cc-public.doc

Отличия предлагаемого решения от существующих популярных социальных сетей и блогов - социальная направленность, формирование "пирамиды общественных интересов", консолидация общества и формирование социальных групп.

В процессе реализации проекта, который Автору представляется инновационным и социально-значимым, нарабатываются социально-сетевые технологии, формируются новые элиты. Отрабатываются административные и юридические схемы сложных социо-технических систем для решения задач модернизации общества.

Проект представляется полезным для Общественной палаты Российской федерации, создания перспективных сетевых платформ, решений на уровне муниципалитетов.

Основные цели и задачи проекта. В процессе реализации проекта нарабатываются социально-сетевые технологии, формируются новые элиты. Отрабатываются административные и юридические схемы сложных социо-технических систем для решения задач модернизации общества.

Механизм и поэтапный план реализации. На первом этапе решаются задачи формирования команды и создания экспериментального образца социально-ориентированной сети. Ориентировочная продолжительность – 1 год.

На втором этапе отрабатываются механизмы наполнения и управления. Срок – 1 год.
На третьем этапе – исследуются возможности социальных преобразований. Срок – 1 год.

Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта. В результате реализации проекта будет создан исследовательский стратегический центр социально-сетевых технологий, создана команда, обладающая знаниями, опытом и навыками в данной области, исследованы возможности осуществления социальных преобразований с привлечением сетевых инструментов.

Гипотетическая сеть Пассионариев

Проект Сети Пассионариев направлен на определение целей и задач, примерной структуры и состава социально-ориентированной сети, отработки схем продвижения.

Цели - Задачи - Функции - Интерфейс

Локальные задачи \ Социальные, психологические, научные, технологические

Текущее положение дел в области социальных сетей отражает состояние общества. Потенциальная возможность - некоторые проблемы Общества, могут быть разрешены в социальных сетях, с дальнейшим переносом в реальную Среду.

Одна из таких общечеловеческих и «системных» задач – преодоление своекорыстия, которое было сформулировано еще в 17 веке Гарретом Хардином в статье "Трагедии общинной собственности», а именно "как преодолевая соблазн своекорыстной выгоды, люди умудряются сотрудничать".

Другая научная и практическая проблема – стратегия и тактики сотрудничества в сети, соотношения альтруизма и кооперация, изучение которых восходит к работам Аксельрода, моделировавшем на компьютерах игровую задачу, известную как Дилемма Заключенного - http://blogs.mail.ru/community/it-school/2B6E7D0A1C6E978F.html

Общение в сети, ввиду его разнообразия и специфики, позволяет преодолеть некоторые недостатки культуры и психологии общения, схемы типа «Сам дурак», получить беспристрастную оценку своего мнения, идеи, теории - решить задачу обсуждения сложных тем в Сети и жизни.

Глобальные задачи \ Изменить социальную структуру!

  1. Как управлять сетью из десятков и сотен тысяч активных участников?
  2. Как распространять влияние и как отслеживать воздействия?
  3. Как вырастить в сети – Пассионария?
  4. Как вырастить саму социально-ориентированную сеть?

Функции социально-ориентированной сети

В сети общего назначения характерным является общение, поиск старых знакомых и обретение новых, поддержание контактов, поиск работы и развлечений. В сетях практиков ценность – это возможность поиска единомышленников, обмен мнениями и информацией.

Для сети социальной направленности важнейшим функциями становятся:

  • консолидация участников и формирование сообществ;
  • обсуждение важных общественных явлений и инициатив, выработка позиций;
  • разработка и обсуждение концепций развития
  • рейтингование и голосование решений
  • налаживание управления, модерация и репутации участников
  • защита от отрицательных информационных воздействий (информационные войны).

Консолидация в социально-ориентированной сети основывается на желании участников создавать общественное благо. Следовательно, структура и интерфейс, политика руководства сети ориентируется на предоставлении и поощрении такой возможности.

Как частные шаги, в отчете об исследовании социальных сетей (Сообщество.РУ ) рекомендуется информировать других участников об уникальности вклада, поощрять дискуссии и споры (расхождение во мнениях), использовать признание индивидуального вклада через «Виртуальные Доски почета», модерировать и ставить цели развития, мотивировать активность.

В «правильной» сети активности тем и рейтинги участников позволяют выталкивать наверх активные темы и лидеров общественного мнения

Вход

Регистрация

Обсуждения

Индикаторы
активности

По темам

По интересам

По друзьям

=========

Новости

Блоги

Заметки

Круги Друзей

1 Круг
2 Круг – 3 Круг

----------------

Облака интересов

Политика и Социология

Техника

Спорт и Развлечения

Книги

Рейтинг
темы

+ 100

Как построить

социальную сеть

Пассионариев?

«Мы полагаем, что
все это будет носиться,
и полагаем, что все
это - следует шить!»

Б.Окуджава.

О проекте Контакты

Рис. 6. Интерфейс и Заставка Идеальной сети

По функциям, которые «хорошая и умная» сеть может принять на себе – это средство массовой коммуникации и передача знаний, выработка идей и их пропаганда, диалог поколений.

Однако надо отметить, что социальная сеть имеет и ряд особенностей и преимуществ, первое из которых – независимость от власти. И, конечно, надо сразу сказать, что ресурс со значительной частью Сетян – не может оставаться бесконтрольным…

По текущему положению дел - большие группы социальных сетей – это коммерческие, профессиональные и общественно-ориентированные, для разработки, оценки и сравнения которых применимы различные критерии и методы.

Информацию можно найти в книге «Системотехника «Виртуального общества» - http://v-school.narod.ru/BOOK/cvo.doc.

Программно-технические средства построения

Построение социальной сети потеряло ареол исключительности, доведено до типовой технологии и стало темой курсовых работ студентов Университетов.

Основные подходы для программно-технической реализации социальной сети:

  • конструкторский, (предлагаемый например www.Ning.com )
  • на основе стандартных решений существующих сетей, заинтересованных в масштабе влияния (www.Facebook.ru),
  • классический командно-программистский, с его преимуществами и недостатками.

Очевидным шагом в разворачивании социальной сети представляется использование «конструкторского» подхода, не требующего программисткой квалификации и ориентированного на типовые функции социально-сетевого взаимодействия.

Ознакомление возможно - http://ning.com/

Пути и методы реализации Проекта

Среди возможных бизнес-путей реализации Проекта можно перечислить следующие: государственный, частный и смешанный, в частности, социальное предпринимательство.

Первые 2 способа требуют денег и связей, которых пока нет. Возможным способом представляется государственно-частное партнерство.

Социальное предпринимательство как способ

«Социальные предприниматели не довольствуются тем, чтобы просто дать честному человеку рыбы, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль». <Б. Драйтон>

Социальное предпринимательство рассматривается как процесс создания ценности путем сочетания ресурсов новыми способами. В обзоре [Баталина] указывается, что «социальное предпринимательство рассматривается как новый этап в развитии некоммерческого сектора, находящегося в поиске альтернативных стратегий финансирования и изыскивающего новые схемы управления для получения социального блага»

Социальным предприятием (social enterprise) называют любое бизнес-предприятие, созданное в социальных целях и для создания социальной ценности – призванное смягчить или уменьшить социальную проблему, либо провалы рынка, - функционирующее на основе финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения бизнеса, установленного в частном секторе.

Социальное предпринимательство не следует смешивать с социально ответственной практикой коммерческого бизнеса.
Наиболее известный пример СП – банк «Грамин» (Бангладеш), Секемская инициатива (Египет), кооператив Модрагон Корпорасьон, Испания). Личность–герой – Махаммуд Юнус, лауреат Нобелевской премии 2006 года – борьба с бедностью и обеспечение занятости.

Межсекторное сотрудничество необходимо в тех сферах, которые не приносят прибыли и, таким образом, являются непривлекательными для рыночной экономики.

Идея социального предпринимательства, подогретая лозунгами инноваций, задевает за живое надеждой организовать междисциплинарное сотрудничество частного и государственного капитала в области исследований и разработок, научных изысканий, влекущих за собой социальные преобразования.

Грегори Гизом сформулированы 5 факторов СП, а именно:

  • принятие на себя миссии создания и поддержания социальной ценности (блага);
  • выявление и использование новых возможностей для реализации выбранной миссии;
  • осуществление непрерывного процесса инноваций, адаптации и обучения;
  • решительность действий, неограниченная располагаемыми ресурсами;
  • высокая ответственность за результаты своей деятельности.

Из изложенного можно предположить возможных партнеров для организации социального предпринимательства:

  • частный капитал;
  • государственный сектор;
  • сфера образования;
  • инновационные и венчурные фонды.

Юридическая форма – возможно некоммерческая организация – НКО.

С социальным предпринимательством тесно связана концепция социального капитала, который может быть описан как реальные и потенциальные активы (ресурсы), которыми располагают люди, будучи участниками социальных отношений.

Среди российских инициатив можно упомянуть информационно-аналитический портал «Новый бизнес: Социальное предпринимательство» - http://www.nb-forum.ru/

Этапы разворачивания и продвижения

Фаза 1 . Пропаганда

Фаза 2 . Организационная

Фаза 3. Рабочая

•  Выступление на конференциях

1.2. Выпуск статей

1.3. Издание книги «Социальные сети и технологии»

2.1. Оформление партнерств и формирование команды

2.3. Получение Гранта

2.4. Разворачивание
Сети Пассионариев

3.1. Консолидация участников

3.2. Кристаллизация Центров Знаний

3.3. Выработка концепций

Как наполнить социальную сеть и сделать ее интеллектуальной

Построение социальной сети – непростая управленческая, научно-техническая и общественная задача.

В первую очередь следует разграничить создание социально-значимой некоммерческой сети от других привычных уже методов и подходов, а именно от разворачивания окупаемых за счет рекламы коммерческих проектов социальных сетей, и «деловых», спонсируемых сетевых проектов, например в умной сети www.UpSelf.ru .

Вместе с тем, для всех видов социальных сетей и ресурсов имеются общие моменты и сервисы. Например – социальносетевые услуги (по определению Wikipedia) – способствующие поддержанию социальных кругов – подразумевают распространение объявлений и оповещений в кругах электронных друзей.

Приемы поддержания сетевой группы включают также сетевой «грумминг», приветствия и поздравления, общие сетевые мероприятия…

Следует также сказать, что многие проекты, заявляющие себя как национальные, к сожалению, обладая богатыми техническими возможностями и сетевыми сервисами (блоги, музыкальные, фото и видеоархивы, удобные службы оповещений и поздравлений – вместе с тем не выходят пока на создание сообществ единомышленников и их консолидацию.

Как сделать сеть интеллектуальной? Если одной фразой – то селекцией…

Заключение - прогнозы и перспективы

Текущий период истории можно, по-видимому, охарактеризовать как переходный от административно-командной системы через «смуту и отчаяние» к …

Предшествующая пятилетка развития социальных сетей показала что «история повторяется…». Можно вспомнить коммерческие, к счастью для стратегического направления, неудачные проекты типа www.тор4тор.ru, ориентировавшиеся на модную «звездную» тусовку, новостные или молодежные проекты, также не набравшие нужной мощности для признания их социально-значимыми.

Замахиваясь с большой руки, можно предположить, что социально-сетевые технологии способны изменить общество, решить некоторые текущие и цивилизационные проблемы России. Приведенная двухконтурная модель позволяет рассуждать о смене категорических императивов по Канту.

Заканчивая рассмотрение возможностей социальных сетевых технологий для разворачивания духовной деятельности, консолидации общества, можно сказать, что существующие программные технологии допускают эффективное решение задачи.

Представляет общественный интерес разработка и распространение типовых решений.

Предлагаемая 3-х уровневая модель «Клуб – Центр - Движение» допускает расширение на духовую сферу, малые формы общественных объединений, такие как ассоциации любителей авто, туристов, представителей малой авиации.

Вопросы, которых больше чем ответов,

  1. Время, за которое появляется интеллектуальная система?
  2. Какие новые технологии могут претендовать на роль в формировании глобального интеллекта?

Исследовательский ресурс проектов – www.v-school.narod.ru

ЛИТЕРАТУРА
1. Бобровский С. Про Web 2.0, 3.0 и 4.0 PCWeek/RE #48/2006 – http://pcweek.ru/?ID=622472
2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Библионика, 2006. – 208 с.
3. Гоулмен Д. Эмоциональный интеллект. – М.: Лаборатория СВМ, Подшивка статей «Социальные сети и технологии» №24 - http://ntl-cbm.narod.ru/IT-News/COZ-NET/soc-net_10.doc
4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993 - 336 с.
5. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Физматлит, 2010 – 227 с.
Копия - http://socioline.ru/files/5/136/sn59.pdf
6. Еремин А.Л. К интеллектуальному интернету
- http://www.i-intellect.ru/articles-of-intellect-theory/by-intelligent-internet.html
7. Ермолин А.А. Человеческий капитал: кто и как подготовит его для страны?
- http://www.ustream.tv/recorded/9726806
8. Интернет как виртуальная реальность общества – сайт Аllbest
-
9. Князева Е.Н. Конструирование будущего. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/knyaz55.htm
10. Лем С. Солярис. М.: Лаборатория СВМ, E-Liblary
- http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/LEM/colajris.doc
11. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — 656 с.
Копия - http://ntl-cbm.narod.ru/E-LIBRARY/POCHEPZOV/Theory_of_kommunication.mht
12. Сазанов В.М. Социальные сети и технологии \ Мыслящий Интернет
М.: Лаборатория СВМ. – http://v-school.narod.ru/BOOK/cc-public.doc
13. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов - М.: АспектПресс, 2006. – 359 с.
14. Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения. Сайт С.П. Курдюмова «Синергетика» - http://spkurdyumov.narod.ru/Trophimova9.htm
15. Trofimova I.N. Sociability, diversity and compatibility in developing systems: EVS approach. Сайт «Синергетика» В.С.Курдюмова - www.spkurdyumov.narod.ru/Obrazo.htm#Ob740
16. Турчин П.В. Историческая динамика. На пути к теоретической истории: Пер. с англ. / Под общ. Ред. Г.Г. Малинецкого, А.В. Подлазова, С.А. Боринской. Предисл. Г.Г. Малинецкого. – М.: ЛКИ, 2007. – 368 с.
17. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 464 с.
18. Черных А.И. Социология массовых коммуникаций. Учеб пособие. Гос. Ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 451 с.
19. Умная сеть www.UpSelf.ru
20. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. Пер с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; Под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект-Пресс, 2004. – 400 с.
21. Шадрин А.Е. Информационные технологии: вклад в социальный капитал. - http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/934453dfc4aea737c3256d57003ea714
22. Что такое социальное проектирование - http://society.polbu.ru/engineering_philosophy/ch38_i.html
М.: Лаборатория СВМ, Сборник «Социальные сети и технологии» №24
- http://ntl-cbm.narod.ru/IT-News/COZ-NET/snet-7_10.doc

Об Авторе Сазанов Владимир Михайлович – кандидат технических наук, исследователь.
Закончил Московский авиационный институт в 1974 году и получил ученую степень кандидата технических наук в 1984 году \ МЭИ. Научный и практический опыт - кафедра Вычислительная техника МЭИ, ИНститут Электронных Управляющих Машин – ИНЭУМ и НИИ радиоприборостроения. Опыт преподавания. Текущие интересы – технологии социально-ориентированных проектов.Автобиография - www.v-school.narod.ru/MAIN/avto-bio.doc

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
брендовая детская одежда . новый контейнеровоз продажа (Kassbohrer C6, 27т.) в Санкт-Петербурге . заказ цветов с доставкой . Студия Indigo - создание web сайтов в сети. . Компания Доктор Лазер. Лазерная эпиляция город Киев.