Проект "Синергетика в школе"

 

 

синергетика
в школьном образовании


Средняя общеобразовательная школа №363
с лицейскими физическими классами


 

ПРОЕКТ

Департамента образования Москвы представляет исследовательско-внедренческий Проект
"Синергетика в школе"

Стартовая команда разработчиков проекта:
Швецова Ольга Николаевна - Директор школы,учитель физики, автор курса "Мир и человек".
Долицкий Александр Беркович - научный руководитель школы-лаборатории, учитель физики, ЗУ РФ, организатор лицейского физического направления в школе
Комолова Людмила Федоровна - Руководитель Проекта "Синергетика в школе", к.ф-.м.н., доцент кафедры физики твердого тела МПГУ, учитель физики
Сабиров Рустем Харисович - к.ф.м.н.,ст.н.с. кафедры физики твердого тела МПГУ, учитель физики
Шанцер Иван Алексеевич к.б.н., ст.н.с. Ботанического сада РАН
Григорьева Ирина Владимировна - учитель химии, заведующая кафедрой естественно-научного цикла
Куликова Нина Николаевна - учитель биологии
Родин Евгений Александрович - учитель физики

 

Цель Проекта:

показать необходимость и возможность найти и определить место синергетики как междисциплинкрного обобщенного знания о законах развития и эволюции, ее илей и методов в школьной практике,определить возможные пути адаптации сикергетики к школе.

Пути реализации Проекта:

1. Обеспечить учителя и ученика программами, учебной и методической литературой, компьютерными программами.. Эту литературу надо разработать и издать.
2. Определить, как надо строить учебный процесс, строить наиболее эффективно. Опыт показывает, что для этого необходимо, чтобы обязательными компонентами учебного процесса помимо теоретического курса должны быть лабораторный практикум - компьютерный вычислительный эксперимент из различных областей знаний и натурный (реальный физический) эксперимент, семинары обобщающего и иного характера.

Реализуемая программа работы

1. Создание учебной лаборатории синергетики для выполнения лабораторного практикума:с компьютерной базой для выполнения вычислительного эксперимента и лабораторной базой - для выполнения натурного.
Создана, функционирует, наполняется содержанием


2. Постановка классических демонстраций
Поставлены и записаны на видео ячейки Бенара, химические часы.

3. Подборка стендового и раздаточного материалов.
Стендовые материалы содержательно оформляют лабораторию синергетики.

Наполняется подборка раздаточного материала.

4. Создание и апробирование лекционных курсов - теоретических пособий для учащихся и учителей:
Фрагмент учебного пособия "Синергетика или нелинейная динамика",

автор к.ф.-м.н. доцент Л,Ф.Комолова:
Фрагмент учебного пособия "Синергетика для учителя и школьника",
автор к.ф.м.н. Р.Х.Сабиров:

5. Разработка и апробирование учебного пособия для учащихся и учителей "Синергетическая лаборатория"(обязательный или факультативный лабораторный практикум)- сборник модельных и натурных лабораторных задач по различным областям знаний. Авторы: А.Б.Долицкий, к.ф.м.н. Л.Ф.Комолова, Е.А.Родин, к.ф.-м.н. Р.Х.Сабиров, к.б.н.И.А.Шанцер


ДИНАМИКА ПОПУЛЯЦИЙ (Изучение перехода к динамическому хаосу)
Идея задачи взята из книг: И. Пригожин, "" Х.-О.Пайтген, П.Х.Рихтер "Красота фракталов",
Москва,"МИР",1993

КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА (Изучение динамика изменения прибыли).
Идея задачи взята из книги Н. В. Жигулева "Динамика неустойчивостей", Москва, 1996

КРОЛИКИ - ЛИСИЦЫ (Изучение конкуренции популяций)
Идея задачи взята из книги П. Экинса "Порядок и беспорядок в природеде", Москва, "МИР", 1987.

РАБОЧИЕ И КАПИТАЛИСТЫ: КЛАССОВАЯ БОРЬБА
(Модель Гудвина )( Исследование конкурентной зависимости между оплатой труда рабочих и уровнем их занятости в системе "Капиталисты-Рабочие"). Идея задачи взята из книгиВ.-Б. Занга "Синергетическая экономика", Москва, "Мир", 1999

ВОДЯНОЕ КОЛЕСО ЛОРЕНЦА (изучение перехода к динамическому заосу) Идея задачи взята из книги "Хаос" Дж.Глейка, Санкт-Петербург, АМФОРА,2001.

УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ (Управление рыбным промыслом)
Идея задачи взята из книг:
В.И.Арнольд,"Теория катастроф",Москва,"НАУКА",
1990;
В.-Б. Занг "Синергетическая экономика", Москва, "Мир", 1999

 

Методических разработка семинарских занятий и рекомендаций.

Цикл семинаров по биологии, экологии, химии:
1.Эволюция популяций,
2.Конкуренция популяций,
3.Автокаталитические реакции (вставка картинок)

 

Семинар по биологии в X классе
"Эволюция популяций"
Н.Н.Куликова, И.В.Гигорьева, к.ф.м.н.доцент Л.Ф.Комолова

Цель семинара:
Изучение динамики популяции с привлечением компьютерного моделирования
Выявление возможности прогнозирования природной системы на основе модельного эксперимента
Программа семинара:
Выполнение компьютерной лабораторной работы "Динамика популяции"
Формулирование вопросов к обсуждению учителем
Доклад "Популяции, их основные характеристикики"
Доклад "Представление результатов компьютерного моделирования динамики популяции"
Обсуждение докладов: сопоставление, прогнозирование динамики
Заключительное слово учителя: подведение итогов.
6. Разработка и апробирование программы курса "Синергетическая экономика".
7. Разработка и апробирование программы интегративного курса "Нелинейная динамика" на базе физики, химии, биологии, экономики, социологии ,истории и пр.
8. Разработка курса "Фракталы и компьютерная графика для младших школьников".
9. Проведение просветительских лекций и семинаров
10.Проведение курсов повышения квалификации для учителей.
11 Привлечение учащихся к разработке индивидуальных проектов.
"Танцующие песочные часы"
Д.Шанцер, XI класс
"Фрактальная дифракционная решетка",
И.Быков, XI класс
"Водяное колесо Лоренца", IX класс
ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
С.П. КУРДЮМОВА

Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz