|
||||||
Инновационная деятельность в сфере образования вызвана необходимостью изменения содержания и организации образования и направлена на поиск новых способов структурирования его системы. Поэтому возникает новая предметность в научно-практической деятельности педагогов и руководителей – инжиниринг образовательного пространства, составляющей которого является проектная деятельность по изменению структуры образовательного пространства. Цели и задачи проектной деятельности направлены на совершенствование структуры образовательных систем и их функций. Формальное описание объекта проектирования важный этап проектной деятельности. Такой подход делает возможным проектирование образовательных систем на любом иерархическом уровне. А также это единственно возможный способ построения инновационной проектной деятельности на научной основе. Поэтому слушатели должны освоить следующие понятия: Проектирование буквально составлять проект (проект – разработанный план, замысел, образ того, что планируется осуществить) Проектирование развития – создание проекта, в котором:
Проектирование развития на основе эволюционно-синергетической парадигмы (ЭСП) – создание проекта, в котором не задаются в натуральном, готовом виде механизмы развития, а определяются:
Образовательное пространство это динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Образовательная среда продукт отношений между субъектами образовательного пространства. Образовательная среда сама является его субъектом, тем самым подчеркивается ее активный характер. Образовательная программа структурная и функциональная единица образовательного пространства, целью которой является решение конкретных образовательных задач. Модель развития образовательной программы (образовательного пространства) это образ процесса их возникновения, становления и развития. Освоение понятий слушателями не должно ограничиваться знанием определений этих понятий. Они должны быть способными их раскрыть. Это можно осуществить в рамках семинара – тренинга. Методологические основания проектирования развития образовательного пространства Процесс образования – это процесс последовательного изменения отношений между субъектами образовательного пространства. Поэтому предметом проектной деятельности являются отношения, их изменение, развитие, эволюция. В качестве методологического основания проектной деятельности выбрана эволюционно-синергетическая парадигма. Синергетика дает нам универсальные модели развития сложных систем, какими являются образовательные системы. Изменение структуры образовательного пространства, а значит, изменение структуры отношений между его субъектами носит характер эволюции и, в соответствии с синергетикой, является процессом нелинейным. Периоды устойчивого развития перемежаются периодами неустойчивости, с характерными признаками кризиса в системах. Универсальные модели синергетики позволяют понимать, что происходит в реальных системах, определить этап, на котором находится система в данный момент времени. Обнаружить характерные признаки кризиса в системе. Найти и определить управляющие параметры системы, чтобы на основе этого строить эффективную систему управления развитием. Проектирование развития образовательного пространства на основе синергетики имеет свои особенности. Описание образовательного
пространства, определение его субъектов - важная часть проекта Темы семинаров:
Образовательная
программ как структурно-функциональная единица образовательного пространства Если образовательная программа появляется в структуре образовательного пространства как новый вид деятельности или функциональное новообразование, она так или иначе вступает во взаимодействие не только с другими программами, но и с образовательной системой в целом, которая обладает определенной устойчивостью. Мера этой устойчивости в динамике развития образовательного пространства может сильно меняться. От этого будет меняться характер складывающихся отношений между новым и существующим. Темы семинаров и практических занятий:
Образовательная среда в структуре образовательного пространства Образовательное пространство представляет собой структурированное многообразие отношений между субъектами образовательного процесса. Отношения между субъектами образовательного пространства обусловлены процессами трансляции информации. Поэтому для определения структуры образовательного пространства используем понятие информационного поля как множества источников информации и среды, в которой она распространяется. Информация рассматривается здесь как характеристика меры упорядоченности отношений элементов в системе, как мера снятой неопределенности их поведения. Информационное поле является фрагментом транслированного в образовательное пространство информационного пространства общества, которое представляет собой многообразие форм упорядоченности социальных отношений, законов их функционирования и развития. Образовательное пространство может рассматриваться как сфера взаимодействия трех его субъектов: учителя, ученика и среды между ними. Вывод Л. Выготского о трехстороннем активном процессе (активен учитель, активен ученик, активна среда между ними) позволяет рассматривать трехкомпонентное взаимодействие субъектов образовательного пространства как единый процесс целенаправленного формирования личности ребенка. В этом процессе взаимодействие субъектов образовательного пространства, учителя и ученика, представлено как активное отношение со средой, которую можно рассматривать как информационный компонент образовательного пространства, структурированного так, что он сам оказывает активное воздействие на других субъектов образовательного пространства. Эта структура может быть определена по Л. Выготскому как «идеальная форма среды». Активное взаимодействие субъектов образовательного пространства приводит к формированию «среды совместной деятельности», ее «отчуждению» от них, превращению ее в субъект образовательного пространства. При этом происходит формирование и оформление ее собственных целей, как системообразующего фактора. Признаками реализации принципов синергетики в развитии структуры образовательного пространства являются ? сильно выраженная его структурная и функциональная вариативность и наличие активного взаимодействия между субъектами образовательного пространства. Такое развитие приводит к появлению в системе нового качества, определенного В.Н. Дружининым как «обогащенная среда с многовариантным выбором». Тема семинара: Моделирование развития образовательного пространства Моделирование развития образовательного пространства осуществляется на основе универсальных законов и закономерностей эволюции сложных систем. В синергетике с учетом этих законов разработаны универсальные модели, которые могут быть положены в основу деятельности по проектированию развития образовательного пространства. Темы семинаров – тренингов и практических занятий:
Этапы проектной
деятельности Постановка
проблемы Определение
и формулировка проектной задачи Построение модели развития на основе методологии синергетики Определение
этапов реализации проекта Определение
системы мониторинга Определение
управляющих параметров Реализация проекта (защита проекта) ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Методические материалы Приложение 1 Модель развития
образовательного пространства Руководитель образовательной программы – Пермякова Надежда Викторовна. Пояснительная записка Сейчас уже никого не надо убеждать в том, что экологическая ситуация на планете очень тревожна. В условиях усугубляющегося экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого: он может сохранить биосферу, если сумеет изменить стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую направленность. Только преодоление антропоцентризма в общественном плане и эгоцентризма в личностном плане создает возможность избежать экологической катастрофы. А это возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, переоценки ценностей материальной и духовной культуры и формирования новой – экологической культуры. Культура – это проявление сознательной деятельности и, как отмечает Э.В. Гирусов, «Культуру принято определять через противопоставления ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел». Экологическая культура представляет собой компонент культуры общества и характеризует своеобразие взаимодействия человека с природой. Она включает в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое мышление и экологическую деятельность. Сейчас, в начале нового века, несмотря на осознание обществом кризисного состояния природной среды, нетрудно видеть насколько мы и в сознании, и в действии пассивны, а то и безразличны в социальном отношении. Экологические проблемы оттеснены на задний план политическими страстями и социальными кризисами, и в целом мировоззренческий уровень понимания экологических проблем очень низок. Важнейшим социальным институтом формирования экологического мировоззрения и воспитания нового типа экологической культуры у человека является школа. Именно школа призвана заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе. В то же время, многие ученые отмечают кризис в современной системе образования. Этот кризис является следствием «манипулятивной» парадигмы, где учащийся выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. «Кризис современной системы образования также лишь часть глобального кризиса, в немалой степени обусловлен узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствием этого разграничения являются не только фрагментарность видения реальности, но и ее деформация, что не позволяет людям адекватно реагировать на обостряющийся экологический кризис. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящихся для нашего сегментированного сознания в разных областях» (В.Г. Буданов). И, хотя на смену старой парадигме в школу приходит новая, основанная на принципах гуманистического и демократического образования, можно говорить о кризисе сознания и недостаточно высоком уровне культуры населения. Кризис сознания выражается не только в отсутствии нравственных основ поведения, но и в жизненной потребительской позиции. Все эти явления привели к тому, что к началу XXI века термин «экология» превратился в политический лозунг и обозначает определенный тип мировоззрения. «Экологическое мировоззрение, которое интуитивно было присуще людям и в древние времена, сейчас, к концу XX века, снова возникло и укрепилось в связи с угрозой исчезновения человека как вида и необходимостью осознания роли человека в мире» (О.П. Мелехова). В связи с этим особую актуальность приобретает экологическое образование, без которого воспитание у подрастающего поколения экологической культуры остается чрезвычайно трудновыполнимой задачей. Под включением системы экологических знаний в содержание образования следует понимать прежде всего подготовку педагогов смежных с экологией специальностей (учителей биологии, географии, химии, астрономии, природоведения), а также вовлечение в этот процесс учителей гуманитарных и технологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей, социальных педагогов, психологов и др. Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу. При проектировании модели образовательного пространства учитывались следующие факторы:
Цели и задачи формирование экологического мировоззрения и воспитание экологической культуры у школьников. Задачи:
Этапы проектной деятельности
Проектирование развития образовательного пространства необходимо начинать с его описания, определения того, что или кто являются субъектами образовательного процесса, какие отношения предполагаются между ними. В данной программе субъекты образовательного процесса ученики, учителя, дети детского сада, отдельные классы, параллели классов, группы детей кружковцев, члены экологического отряда, преподаватели школы, вузов и т.д. При этом часть обозначенных субъектов, уже существует, другая может возникнуть в процессе реализации проекта. При проектировании отношений между субъектами образовательного пространства под отношением понимается любой характер взаимодействия между субъектами образовательного пространства. При построении модели развития важнейшим условием на начальном этапе реализации программы является возникновение состояния неустойчивости образовательного пространства. Чтобы система стала неустойчивой, необходимо создать условия для возникновения многообразия в системе, то есть создать избыточность в формах, методах и средствах достижения поставленных целей. В нашей программе это достигается организационной и управленческой деятельностью, направленной на создание условий для возникновения многообразных форм деятельности субъектов образовательного процесса, а также условий для их взаимодействия. При этом взаимодействие субъектов образовательного пространства уже само по себе предполагает создание информационной среды как среды совместной деятельности. Деятельность, направленная на ее оформление, повышает активность среды, формируя в ней источники саморазвития, поэтому является необходимым элементом проектирования. 3. Мониторинг
и управление. 4. Реализация
проекта. Этапы реализации
программы Первая ступень включает учеников и педагогов детского сада, начальной школы (1, 2, 3 классы). Информационное пространство первой ступени представляет собой набор знаний о живой и неживой природе, основных экологических факторах и их взаимодействии, некоторых экологических проблемах, наиболее значимых для детей данного возраста. Уже у дошкольников происходит формирование навыков гигиены и культуры быта. В начальных классах происходит развитие и закрепление знаний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целостного представления о природе, формируется отношение к природной среде на основе знаний о ней, осознается необходимость ее охраны, усваиваются нормы поведения. На второй ступени предполагается создание образовательного пространства, представленного параллелями 5, 6, 7, 8, 9 классов. На этой ступени глубже раскрываются проблемы экологии, развиваются навыки общения с объектами природы. Основная цель воспитания детей данного возраста (11 – 14 лет) – формирование позитивного отношения к окружающей среде. Это происходит на уроках биологии, географии, химии, физики, литературы и др. На этой ступени целесообразно преподавание интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Экология человека», «Природа и культура», и др. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. Субъектами образовательного пространства третьей ступени являются ученики и педагоги 10, 11 классов. На этой ступени формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знаниях об окружающем мире. Именно на этом этапе огромное значение приобретает экологическая практика. Именно на этапе социализирующейся личности практическая деятельность будет способствовать формированию активной гражданской позиции по отношению к проблемам экологии. Модель структуры образовательного пространства представляет собой своеобразный «слоеный пирог», каждый «слой» которого представляет структурированную систему, в рамках которой решаются обучающие, воспитательные, развивающие задачи. Причем структурирование предполагает не только создание разнообразных форм внеурочной деятельности, но и широкий вариативный компонент учебного плана. В учебном плане для 5-х классов, кроме основных базовых дисциплин, предлагается введение дополнительного теоретического курса по экологии, а также варианты факультативов по естественнонаучным дисциплинам. Во внеурочной деятельности в параллели 5 классов организуется научное общество учащихся, кружковая работа, экологические праздники, экологический лекторий, экологические акции, работа в экологическом отряде и т.д. Таким образом, горизонтальная структура модели предполагает многообразие в содержании образования. В такой ситуации дальнейшее структурирование зависит от самоопределения объектов данного образовательного пространства, то есть любой горизонтальный «срез» представляет сложную, постоянно меняющуюся, развивающуюся и потому нестабильную систему, в отличие от вертикальной структуры, которая более упорядочена и менее динамична. Программа тесно связана с другими образовательными программами гимназии. Так, многие формы внеурочной деятельности на каждой ступени строятся на принципах развивающего обучения:
Программа «Интеграция основного и дополнительного образования» рассматривается нами как эффективное средство повышения уровня экологической культуры школьников, под которой подразумевается прежде всего экологическая грамотность, информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования. Именно наличие экологической культуры обеспечивает гармонию человека и природы, ответственное отношение к природе, обществу, самому себе. Элементы культуры ученики получают не только через кружки, спецкурсы, но и в рамках профориентационной деятельности по направлениям «эколог», «валеолог», «фитодизайнер». В рамках научной деятельности учащимися большое место уделяется национально - региональному компоненту. Экологические проблемы города, республики, микрорайона отражены в тематике научно-исследовательских работ учащихся. Совместно с экологическим факультетом УдГУ создается экологическая лаборатория. Через программу «Непрерывное образование» создаются экологические классы, в Положении об организации которых предусмотрены совмещенные экзамены на экологические специальности УдГУ. Кроме этого, уже в ходе реализации модели экологической программы внутри нее возникают новые образовательные программы. Созданы проекты и начали свое развитие образовательные программы по организации экологических классов, валеологических классов, экологического разновозрастного отряда, экологической школы. Таким образом, программа «Формирование экологического мировоззрения школьника» находится на начале второго этапа реализации проекта. Она является открытой системой, находящейся во взаимодействии с другими образовательными программами гимназии, способной к принятию новых субъектов и созданию новых отношений.
Приложение 2 Модель развития
образовательного пространства Руководитель образовательной программы – Сорокина Светлана Анатольевна. Пояснительная
записка В рамках традиционной структуры содержания образования получаемые знания носят фрагментарный характер и не ведут к формированию целостной картины мира. Понятно, что без целостности знания нет целостности восприятия, мировоззрения, а, следовательно, и полноценной личности осознающей свою ценность, место и роль в мире. В рамках метапрограммы в Ижевской гимназии 56 создан проект образовательной программы «Формирование целостной естественнонаучной картины у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы». Почему использовалась синергетическая парадигма? По мнению В.Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному образованию, «…дающему целостное видение природы, человека и общества в контексте междисциплинарного диалога». Синергетический подход эффективно выводит за узкие рамки отдельных наук и предметов, формирует перекрывающиеся «поля» не только в области естественных наук, но между естественными и гуманитарными дисциплинами. Цели и задачи
образовательной программы
Этапы реализации Рассматривая образовательную программу как сложную и нелинейную систему, мы определяем соответствующие этапы ее развития: I этап Теоретические семинары для учителей разных предметов. Коллективно создавая образовательную программу, учителя, решают проблемы интеграции, преемственности, непрерывности. Синергетический подход способствует эффективному совместному поиску «полей перекрытия» предметов не только в области естественных наук, но и между естественными и гуманитарными дисциплинами. Интегрированные уроки и зачеты с использованием понятий эволюционно-синергетической парадигмы. Цель данных урок – интеграция знаниевого содержания по предметам. Тем самым преодолеваются границы между предметами учебного цикла, процесс направлен не на увеличение количества информации, а на построение и изучение их универсальной модели развития. Спецкурс для старшеклассников, на котором происходит знакомство с основными принципами синергетики: нелинейность, открытость, неравновесность и др. Актуализация получаемых знаний слушателей, осуществляется перенос их на другие области знаний. Процесс общения учителя и ученика носит коллегиальный характер. Творческая группа «Лаборатория самоорганизующихся систем для старшеклассников», где происходит экспериментальное и вычислительное моделирование процессов самоорганизации сложных систем, получение в качестве результата наглядной модели, которую можно распространить на другие области знаний. Новая форма деятельности – беседы руководителей образовательных программ с родителями учащихся синергетических классов, знакомство с методологией синергетики в образовании. И как результат - участие родителей в формировании содержания образовательной программы и создании условий для ее реализации. ЕНОТ (Естественнонаучный образовательный турнир) – новая форма деятельности учащихся и учителей. Турнир охватывает целый комплекс задач, которые относятся к актуальным проблемам современного школьного образования, а именно:
Поэтому данную форму можно считать наиболее приемлемой и адекватной современным условиям и требованиям к междисциплинарной подготовке учащихся. Таким образом, деятельность на первом этапе реализации образовательной программы направлена на накопление многообразия форм деятельности и содержания. II этап Участие в международных, российских, районных, предметных олимпиадах.
Основатель синергетики Г. Хакен, описывая процессы самоорганизации, отмечает, что выбор конфигурации возникающих из хаоса структур является результатом конкуренции возможных форм структур, заложенных в системе. При взаимодействии разнообразных форм, методов, способов, подходов в организации деятельности по реализации ОП, происходит формирование относительно устойчивых форм отношений между субъектами образовательного пространства. Цели программы выступают в качестве системообразующих факторов. Кроме того, при реализации проекта возможно новообразование. В частности, в рамках реализации нашей программы произошло:
Современная социальная среда делает запрос на личность, способную вступить во взаимодействие с ней. И не просто вступить, но из всех возможностей свободы, что среда предлагает личности, выбрать ту, которая оптимально приближает личность к получению полезного для нее результата, не вступая в конфликт со средой. Предварительные результаты показывают, что образовательные программы в синергетических классах, дают возможность развивать самые разные познавательные интересы учащихся, активизировать их мировоззренческий компонент, расширить их адаптивные возможности. Именно этим они отличаются от профильных классов. Такие формы организации, как проблемный семинар, творческая группа способствуют обращению учителя к науке, и инновационной деятельности. Итогом второго этапа реализации образовательной программы являются следующие результаты:
Одним из показателей успешности реализации и эффективности вносимых изменений в содержание образовательной программы являются победы и активное участие учащихся в Международных, Российских, Республиканских олимпиадах. Высокий уровень качества знаний выпускников по всем предметам – эффект «выравнивания». На сегодня реализация образовательной программы «Формирование целостности естественнонаучной картины мира у учащихся на основе эволюционно-синергетической парадигмы» находится на втором этапе развития. III этап Чтобы сохранить способность к развитию, на данном этапе мы предполагаем расширить границы нашей программы, за счет активного включения учителей гуманитарного цикла в деятельность по развитию образовательной программы, а также новых форм деятельности и связей между субъектами образовательного пространства. Это фактически будет означать управляемое возмущение в системе (она открыта для внешних информационных потоков), вновь развитие неустойчивости в ней и переход развития на новый этап. Таким образом, развитие образовательной программы, в соответствии с принципами синергетики, является динамическим процессом чередования устойчивого и неустойчивого состояния. Взаимодействие
с другими образовательными программами ОП «Развивающее
обучение в среднем звене» ОП «Взаимодействие
основного и дополнительного образования» ОП «Формирование
экологического мировоззрения учащихся» Список литературы Ершов М.Г. Глобальная эволюция мира и роль человека в ней. Пермь, 2001. Меньшиков И.В. ЕНОТ \\ Республиканский естественнонаучный образовательный турнир. Ижевск, 2000. Хакен Г. Синергетика. М: Мир, 1980. Приложение 3 Положение
о синергетическом классе Цели и задачи ОП
1.2. Научно-методическое руководство ОП осуществляется научным институтом развития образования, кафедрой инновационных образовательных технологий и систем УдГУ. 1.3. После окончания 11 синергетического класса в период, установленный для итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования, для учащихся организуется проведение единых экзаменов для поступления в УдГУ. 2. Организация образовательной деятельности. 2.1. Учебный план для синергетического класса разрабатывается авторским коллективом в составе естественнонаучного комплекса совместно со всеми участниками реализации ОП. 2.2. Учебный план для синергетического класса обсуждается и утверждается на Экспертном совете гимназии. 2.3. В рамках экспериментальной деятельности выполнение требований государственного образовательного стандарта выступает в качестве обязательного минимума. 2.4. Экспериментальная деятельность нацелена на изменение содержания образования, форм и методов, которые обеспечивают более эффективное и качественное усвоение учащимися учебного материала по всем предметам, способствует формированию естественнонаучной картины мира. 2.5. Прием в синергетические классы проводится по заявлению учащихся 8-11 классов по результатам собеседования. |