Пояснительная
записка
Образование, как социальный феномен, а система образования как социальный
институт выполняют функции обеспечивающие воспроизводство и развитие социума.
В этом институте происходит формирование личности, и закладываются предпосылки
ее успешной социализации. В рамках этого института воспроизводится культура
как система отношений, происходит формирование ценностных ориентиров,
определяющих направления будущего развития. В этом смысле институт образования
? это политический институт.
Существенные изменения социально-экономических условий, происходящие в
последнее время в обществе, оказывают значительное влияние на процессы,
происходящие в сфере образования. Прежде всего, это рост потребности в
образовании и, как следствие этого, расширение сферы образовательных услуг.
Происходит формирование и становление системы открытого образования как
системы, способной обеспечить широкую доступность образовательных ресурсов
через многообразие форм учебной деятельности, образовательных программ,
высокий уровень развития информационных технологий, преемственную систему
различных уровней образования, интенсивное развитие новых информационных
технологий и превращение их в мощный фактор развития образования.
В то же время относительно быстро происходящие изменения социокультурных
условий в обществе, с одной стороны, и здоровый консерватизм системы образования,
особенно средней школы, с другой, привели к возникновению противоречия
между новыми условиями и существующим содержанием образования. Поэтому
изменение содержания образования - одна из актуальнейших проблем развития
образования. Однако надо понимать, что проблемы образования ставятся сегодня
гораздо шире, чем только изменение содержания образования. Здесь мы имеем
дело с рядом взаимосвязанных проблем, отражающих глубину тех изменений,
которые происходят в обществе, Это, к примеру, восстановление и развитие
фактически утраченной в сложных экономических условиях системы дополнительного
образования, становление новых экономических механизмов функционирования
образования и системы попечительства, а также возникновения других форм
активного участия общественности в управлении образованием.
В связи с обнаруженной проблематикой становится очевидным, что сегодня,
в условиях неопределенности, поиска путей дальнейшего развития образования
как системы, инновационная деятельность является главным фактором развития
образования. Существующая инновационная деятельность, осуществляемая в
рамках реальной педагогической практики, характеризуется, как правило,
отсутствием научно-методического сопровождения. Современный уровень развития
образования, его организационные формы и образовательные технологии достаточно
сложны. Поэтому инновационная деятельность в сфере образования не может
строиться на ремесленническом подходе. Крайне необходим специалист, способный
организовывать инновационную деятельность, обеспечивающую развитие образовательных
систем с опорой на научный метод, и владеющий методологическими основами
проектирования. Проектирование развития образовательных систем возникает
сегодня как новая предметность в профессиональной сфере педагогов и руководителей,
которая должна стать предметом и содержанием учебной деятельности в рамках
программ повышения квалификации.
Таким образом, цель пособия - оказание методической поддержки для слушателей
ПК, овладевающих методами проектной деятельности в сфере образования.
Введение
Одним из наиболее приемлемых способов осуществления проектной деятельности
является моделирование. Построение модели развития образовательной системы
предполагает формальное описание объекта развития через введение и определение
соответствующих понятий.
Проектирование
- буквально составлять проект (проект - разработанный план, замысел, образ
того, что планируется осуществить).
Образовательные системы - институционализированные формы организации
образовательного процесса и его управления. Причем понятие Институт здесь
используется в широком смысле - как элемент социальной структуры (институционализм
- одно из направлений государствоведения 20 века, рассматривающее политическую
организацию общества как комплекс различных объединений граждан - "институций",
например, семья, партия, профсоюз, … - БЭС). Системообразующим фактором
таких институций являются образовательные цели и задачи.
Проектирование развития - это создание проекта, предметом которого
является развитие систем(ы); в нем заложены механизм и этапы развития
(эволюции) данной системы к "конечному состоянию", отражающие
степень решенности проектных задач; реализация проекта - это этап развития
системы.
Проектирование развития на основе эволюционно-синергетической парадигмы
(ЭСП) - создание проекта, в котором механизмы развития не задаются
в натуральном, готовом виде, а определяются:
- условия, как необходимые предпосылки для формирования механизмов развития
системы в процессе реализации проекта;
- этапы развития системы, в соответствии с универсальными моделями развития
сложных систем;
- механизмы и способы управления развитием на каждом этапе, в соответствии
с этапами развития системы.
Образовательное пространство - это динамическое единство субъектов
образовательного процесса и системы их отношений.
Образовательная среда - продукт отношений между субъектами образовательного
пространства (ОП), в котором образовательная среда сама является субъектом,
что подчеркивает ее активный характер.
Образовательная программа - структурная и функциональная единица
образовательного пространства целью которой является решение конкретных
образовательных задач.
Модель развития образовательной программы (образовательного пространства)
- это образ процесса их возникновения, становления и развития.
Формальное
описание объекта проектирования важный этап проектной деятельности. Это
делает возможным проектирование образовательных систем на любом иерархическом
уровне. А так же, это единственно возможный подход построения инновационной,
проектной деятельности на научной основе.
Проектирование развития и синергетика
Почему синергетика?
Потому что синергетика является универсальной методологической парадигмой,
сформулированной в тех областях естественнонаучного знания, где изучаются
сложные системы, явления самоорганизации и эволюции сложных систем в опоре
на принципы открытости, нелинейности, структурной гетерогенности. Синергетика,
поскольку она исследует универсальные законы развития, может быть применена
не только в сфере естественнонаучного, но и гуманитарного знания, что
сегодня является наиболее актуальной проблемой развития этой парадигмы.
Так, Е.Н. Князева и С.П. Курдюмов считают, что методология синергетики
поможет принципиально изменить трактовку процесса образования: "Процедура
обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя - это
не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение
и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога,
прямой и обратной связи…. Это ситуация пробуждения собственных сил обучающегося,
инициирование его на один из собственных путей развития" [2]. По
их мнению, образование должно рассматриваться как гештальтобразование,
иначе "…стимулирующее, или пробуждающее образование, открытие себя
или сотрудничество с самим собой и другими людьми" [3]. По мнению
В.Г. Буданова, методология синергетики поможет вернуться к фундаментальному
образованию, дающему "…целостное видение природы, человека и общества
в контексте междисциплинарного диалога…" [4].
Определенные положения, выводы и терминологию этого направления мы находим
в научных трудах выдающегося отечественного психолога Л.С. Выготского,
жившего в эпоху крупнейших социальных изменений. Высокие темпы социальной
динамики ставили тогда, как и сейчас, задачу определения роли образования
и воспитания в обновляющемся обществе. Выготский считал воспитание социальным
процессом и переносил на него принципы изменения современного ему общества.
Не отделяя воспитание от развития, он считал, что этот динамический процесс
включает в себя "… момент неустановленности, текучести, роста, самостоятельного
изменения организма" [c. 60] и подчиняется объективным законам.
Синергетика: основные понятия
Синергетика - наука о наиболее общих законах и закономерностях
процессов самоорганизации в живой и неживой природе.
Объектом исследования синергетики могут быть объекты как микро-, так и
макромира, проявляющие свойства системно-целостного и эволюционирующие
в пространстве и времени. Поэтому объектом синергетики может быть человек,
социальная группа, социум, система образования, образование как процесс,
экономическая система...
Синергетика, исследуя процессы самоорганизации, сформулировала ряд принципов,
которые могут быть определены как необходимые и достаточные условия для
возникновения и развития процессов самоорганизации от генезиса упорядоченных
структур, эволюции, до их гибели, разрушения. Синергетика дает нам универсальные
модели развития сложных систем, поэтому видение синергетикой мира и человека
как сложных самоорганизующихся систем, находящихся в ситуации системно-целостного
единства, позволяет использовать принципы синергетики в качестве методологических
оснований в проектировании развития образовательных систем.
Основные понятия:
Открытость, т.е. рассматриваемая нами система обменивается с окружающей
средой энергией, веществом, информацией.
Неравновесность, т.е. система существует, пока есть поток энергии
и вещества через систему.
Нелинейность, т.е. поведение системы описывается нелинейными уравнениями,
как математическое понятие; термодинамически - в системе возможно множество
устойчивых неравновесных состояний, между которыми возможны переходы,
и, как следствие, в этих системах есть выбор, неопределенность. Феноменологически
такие системы демонстрируют сложное поведение.
Нелинейные системы - это системы с круговой причинностью, т.е.
обратной связью.
Структурная гетерогенность, избыточность - это многообразие, как
в структурных элементах системы, так и в характере взаимодействия между
ними.
Понятия, которыми пользуется синергетика, тесно взаимосвязаны друг с другом.
Наиболее важными из них являются: эволюция и необратимость, системность
и целостность, иерархичность и историчность, нелинейность и сложность,
единство и многообразие, порядок и хаос.
Проблемы применения принципов синергетики к системе образования
Применение принципов синергетики в изучении тенденций изменения современного
образования встречает определенные трудности. Методология синергетики
была разработана в сфере естественнонаучного знания. Она оперирует специфическими
понятиями, содержание которых определено для конкретной области знания.
Образование является предметом гуманитарного знания. Для этой сферы необходимо
интерпретировать содержание понятий синергетики, "…чтобы прийти к
соглашению или зафиксировать несогласие по поводу того, что мы имеем в
виду под используемыми терминами" [10]. Эта интерпретация не может
быть однозначной, поэтому перенос понятий из естественнонаучной области
является серьезной проблемой для использования синергетики в гуманитарном
знании. Сам процесс выявляет стремление синергетики к синтезу естественнонаучного
и гуманитарного знания. Отражение данного синтеза в содержании образования
также проблематично. Модель развития, предлагаемая синергетикой, опирается
на определенные параметры и критерии эволюции. Насколько они применимы
к процессу образования, предстоит еще выяснить. Однако, преодолев трудности
переноса, можно надеется, что это послужит хорошим основанием для формирования
метаязыка.
В какой мере принципы и понятия синергетики могут быть использованы в
проектировании развития образовательных систем?
Для того чтобы применять принципы синергетики к анализу процесса образования,
необходимо определить, является ли образование системой вообще и синергетической
системой в частности. В принципе должно произойти соотнесение двух моделей:
модели образования как системы и синергетической модели эволюции и самоорганизации.
Прежде всего, образование как социальный феномен, находится в ситуации
развития, саморазвития и эволюции вместе с социумом и тем миром, в котором
мы живем. Основным вопросом в рамках обсуждаемых проблем необходимо понять,
как устроено это развитие, для того, чтобы, в конечном счете, управлять
этим процессом.
Попробуем показать
то, что система образования может быть описана на языке синергетики и
смоделирована в соответствии с принципами синергетики.
Образование - сложная система.
Основные элементы этой системы, педагог и учащийся, представляют собой
взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие,
позволяющие системе существовать как целому и относительно обособленному
в структуре социума.
Сложность указанной системы определена разнородностью элементов, несводимостью
целого ни к одному из указанных элементов, несводимостью совокупного поведения
системы к поведению любого из ее элементов, характерным типом саморегулирования
и самоорганизации.
Образование - открытая система.
Система образования, обмениваясь информационными, материальными и человеческими
ресурсами, взаимодействует с социальной средой, воспринимает и интерпретирует
в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. Система образования
и общество являются взаимосвязанными, коэволюционирующими системами.
Открытость системы образования, с одной стороны, создает многообразие
интересов, обращенных к школе от государства и общества. С другой стороны,
в системе образования создается разнообразие форм учебной деятельности,
обеспечивающей формирование нового содержания, соответствующей не только
сложившемуся социальному многообразию, но и возможному многообразию будущего.
Открытость делает систему образования способной не только воспринимать
новационные тенденции извне, со стороны изменившегося общества, но и встречать
это внешнее воздействие и внутренними потребностями и возможностями изменить
сложившиеся, но устаревшие формы преподавания учебных дисциплин и управления
образовательным процессом. Эти внутренние потребности играют определяющую
роль в развитии и закреплении новаторских тенденций в образовании. Они
зачастую оформляются в разнообразных методиках и программах, новых формах
организации учебной деятельности. Это позволяет не только откликнуться
на изменения в обществе и подготовить ученика к жизни в данных изменениях,
но и создать преимущественную ориентацию на обеспечение условий для развития
личности, ученика и учителя, и раскрытие многообразия их возможностей.
Таким образом, откликаясь на многообразие действительности, образование
само превратилась во внутренне многообразную систему.
Образование - неравновесная система. Противоречие, как источник развития.
Открытость системы образования социуму приводит к появлению в ней новаций,
увеличению степени внутреннего многообразия. Это обстоятельство формирует
ряд внутренних противоречий в системе образования. Так, противоречие между
устойчивостью и изменчивостью вызвано тем, что система образования, призванная
транслировать культурные образцы, по необходимости обладает консерватизмом,
и в то же время, будучи элементом социальной системы, образование не может
не изменяться в связи с изменениями социума. Противоречие между единством
и многообразием выражается в необходимости поддерживать педагогические
новации и одновременно сохранять единство и общность требований к результатам
образовательного процесса, к содержанию образования, представленного,
например, образовательными стандартами. Противоречие между индивидуализацией
и унификацией процесса образования проявляется в стремлении обеспечить
каждому учащемуся условия для развития его личности и в то же время наличия
единых требований к успешности обучения, выраженных, например, в отметочной
системе оценивания.
Перечень противоречий можно продолжать, но специфика синергетического
подхода состоит в том, что эта противоречивость понимается не как недостаток,
а как внутренний источник изменения и развития системы образования. Наличие
многообразных и взаимоисключающих тенденций в системе образования делают
ее (систему) чувствительной к воздействиям социума, способной к эволюционным
изменениям.
Образование - нелинейная система
Реакция системы образования на изменения в обществе не является однозначно
детерминированной. Многообразие потенциальных состояний выражает неопределенность
будущего, благодаря чему система образования имеет несколько вариантов
своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему обществу.
Так, система образования не просто отражает изменения в обществе, а производит
определенную их селекцию. Поскольку система образования обеспечивает будущее,
ее изменения отражают не столько актуальные, сколько потенциальные состояния
общества. В соответствии с принципами синергетики будущее социальной системы
воздействует на настоящее состояние образования.
Неравновесность, нелинейность определяет чувствительность системы к внешним
воздействиям, которые служат причиной развития неустойчивости с соответствующими
периодами реформирования, реорганизации. Периоды неустойчивого развития,
характеризующиеся резким возрастанием многообразия в системе (увеличение
хаоса в системе), перемежаются периодами устойчивого развития. За счет
возросшего многообразия, избыточности, система обеспечивает себе возможность
адекватного выбора своего состояния и, тем самым, адаптивность, динамику,
развитие. Поэтому синергетика постулирует хаос как необходимый творческий
момент становящейся, самоорганизующейся реальности (порядок и беспорядок
представляются неотделимыми друг от друга).
Модель развития образовательной системы
Образовательные системы - институциализированные формы организации
образовательного процесса и его управления.
Образовательная программа - структурная и (или) функциональная
единица образовательного пространства, целью которой является решение
конкретных учебных, педагогических, образовательных или воспитательных
задач.
Образовательное пространство - это динамическое единство субъектов
образовательного процесса и системы их отношений.
Образовательная среда - продукт отношений между субъектами образовательного
пространства (ОП), в котором образовательная среда сама является субъектом,
что подчеркивает ее активный характер.
Введение нами таких понятий, как образовательная программа и образовательное
пространство, позволяет использовать моделирование как универсальный способ
проектирования развития образовательных систем. Под образовательным пространством
(ОП) может пониматься любая, определенная (описанная) нами система отношений
между его субъектами, которая определяется целями и задачами проекта.
В качестве объекта проектной деятельности может быть образовательное пространство
ученика, класса, школы, социальной группы…
Образовательная программа, как структурно-функциональная единица ОП, так
же, как и ОП, может иметь различные масштабы: от образовательной программы,
решающей, например, какие-либо учебные задачи в определенной предметной
области, до образовательных программ реализуемых в рамках учебного заведения.
Поэтому развитие образовательной программы, как реализации проекта, так
или иначе, предполагает изменения в структуре ОП, его развитие. Чем больше
та или иная образовательная программа представлена в структуре ОП, тем
более проект развития такой образовательной программы может рассматриваться
как проект развития ОП.
В нашем случае, в качестве примера, субъектами мы называем активных участников
образовательного процесса, своими изменениями влияющих на состояние образовательного
пространства. Эти субъекты: учитель, ученик и среда между ними.
Человек, как и любые другие живые системы, как элемент социума, сам по
себе является открытой системой, способной вступать в сложные многообразные
отношения с другими людьми и со средой, способной к восприятию нового.
Также и нелинейной системой, т. е. обладает неоднозначной, собственной,
исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, способной
к новациям, творчеству. В этом и заключается активность данного субъекта.
Среда, как система отношений между субъектами образовательного процесса,
может рассматриваться в качестве и сложной системы, содержащей в себе
многообразие форм и способов отношений между субъектами, и открытой системы,
имеющей информационный, ресурсный обмен с системой социальных отношений
более высокого порядка, и нелинейной системы.
В соответствии с универсальными моделями развития, предлагаемых синергетикой,
изменение отношений субъектов образовательного пространства может быть
представлено следующей схемой:
Этап 1
- развитие неустойчивости, возникновение многообразия, выбор путей развития.
Прежние устоявшиеся отношение в образовательном пространстве, благодаря
его открытости, пришли в противоречие с изменившимися социально-экономическими
и культурными условиями, что привело к развитию неустойчивости, появлению
образовательных новаций, накоплению множества различных образовательных
программ. Возникающее в этот период многообразие в способах, подходах,
решениях насущных образовательных задач, применительно к новым условиям,
является, по существу, моментом поиска в системе таких состояний структуры,
которые были бы адекватны новым условиям ее существования. Кроме того,
именно так система откликается на появившееся многообразие социально-экономических
и культурных отношений в обществе и становится способной включить его
в содержание образования.
Накопление новых образовательных программ приводит к разрушению устоявшегося
прежнего порядка в отношениях между субъектами образовательного процесса,
генерации неустойчивости. С точки зрения синергетики рост неустойчивости
необходим для перевода системы образовательного пространства в новое состояние.
Этот рост может иметь не только стихийный, но и управляемый характер.
Управление ростом неустойчивости осуществляется системой управления образовательным
пространством через демократизацию своих институтов. Это приводит к эскалации
неупорядоченности, росту энтропии в системе отношений. Это обеспечит не
только потенциальные возможности развития системы, но и создаст условия
развития неустойчивости прежнего состояния, которое обладает, в определенной
мере, устойчивостью, проявляющимся в консерватизме.
Этап 2 -
структурирование, рост упорядоченности, начало периода устойчивого развития.
Признаки данного этапа состоят в следующем. В определенной мере уменьшается
многообразие. Появляются устойчивые формы новых отношений между субъектами
образовательного пространства, предпосылки статусного закрепления реализующихся
образовательных программ. Иначе говоря, происходит выбор актуальных, для
решения проектных задач, функциональных схем организации образовательного
пространства. На этом этапе, как и на первом, может еще происходить естественное
новообразование в системе в виде образовательной программы, новых форм
отношений между субъектами образовательного пространства, не предусмотренных
в проекте развития системы. Такие эффекты в реализации проекта, являясь
признаком сформировавшихся источников саморазвития в системе, требуют
особого отношения к себе со стороны системы управления. Новообразования
могут играть важную роль в реализации проекта как необходимый этап развития
или найденная самой системой и единственно возможная форма организации
образовательного пространства, в рамках которой возможно достижение образовательных
целей проекта.
На этом же этапе происходит качественное изменение "среды",
как субъекта образовательного пространства, ее отчуждение, как системы
отношений между субъектами образовательного пространства, и превращение
ее самой в субъект образовательного пространства. В этот момент в системе
происходит формирование, становление целей ее развития, саморазвития.
Именно в этот критический период возникает круговая причинность в системе
(обратная связь). Цели выступают в качестве системообразующих факторов
развития системы. "Среда", как субъект, начинает активно детерминировать
поведение других субъектов образовательного пространства в соответствии
со своими целями.
Этап 3 -
достижение определенного предела упорядоченности, период устойчивого развития.
По Пригожину, критерием эволюции открытых систем является экономичность
их функционирования, т.е. в таких системах постоянно, самопроизвольно
идут процессы, направленные на минимизацию затрат поддержания ее структуры
и выполняемые ею функции. Поэтому по мере развития системы происходит
спонтанное повышение меры ее упорядоченности. При этом в качестве управленческого
решения важно сохранить определенную степень многообразия, демократичности
в системе, чтобы избежать критичности в упорядоченности системы образовательного
пространства, которая может стать фактором, сдерживающим само развитие,
и быстро привести к кризисным явлениям. Сохранение демократичности в системе,
энтропии (как меры неупорядоченности в системе) позволит сохранить потенциал
развития и выход ее за собственные пределы, к переходу на новый этап развития.
Одним из факторов, способных выступать в качестве управляющего параметра
может быть открытость системы. Открытость системы, сохранение в ней многообразия
обеспечит сохранение темпов инновационной деятельности, соответствующих
темпам изменения социальных условий. Однако процесс накопления упорядоченности
в развитии систем - процесс непрерывный. И это вновь приведет к противоречию,
возникновению неустойчивости и повторению всего цикла, т.е. переходу к
первому этапу. Таким образом, развитие образовательных систем, как и любых
других, представляет собой динамический процесс с чередованием этапов
устойчивого развития и неустойчивости. Это способ развития сложных систем,
и он является для них законом.
Знание закономерностей развития сложных систем принципиально меняет подход
к проектированию и проектной деятельности, где объектом является сложная
самоорганизующаяся эволюционирующая система, каковыми являются образовательные
системы.
Проектирование развития
В соответствии с методологическими основаниями синергетики, проектирование
развития - это:
- определение и анализ текущего этапа развития системы, ее собственной
эволюции.
Этап развития можно определить по признакам, характерным для каждого этапа,
соответствующим универсальной модели развития. На основе анализа определяются
проектные задачи развития системы.
- Определение необходимых условий для развития системы в соответствии
с целями проекта.
Необходимые и достаточные условия определяются в соответствии с принципами
синергетики.
- Построение модели развития; определение этапов развития.
Построение модели развития образовательной системы строится на основе
универсальных моделей развития, предлагаемых синергетикой. На основе этих
же моделей определяются этапы развития системы и тем самым этапы реализации
проекта.
- Определение управляющих параметров системы.
Наиболее сложный и ответственный этап в проектировании развития систем.
От того, насколько верно будут определены управляющие параметры, настолько
эффективно будет осуществляться управление развитием системы, а значит,
и реализацией проекта.
- Мониторинг развития.
Нелинейность процесса развития систем определяет характер его мониторинга.
В соответствии с универсальной моделью развития способы и средства мониторинга
должны соответствовать этапам развития. Для каждого этапа будут свои критерии
и показатели, по которым будет осуществляться мониторинг развития системы,
на основе чего будет строиться управление.
Таким образом,
синергетика дает нам иное видение характера проектирования, которое так
актуально сегодня в инновационной деятельности в сфере образования. Это
принципиально другой взгляд на систему образования, на сам процесс образования.
Поэтому следует ожидать значительных результатов от научно-практической
деятельности в образовании, построенной на основаниях синергетики.
Литература
Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. С.-Петербкрг,
1999
Большой энциклопедический словарь. М. "Большая Российская энциклопедия",
С-Петербург "Норинт". 1997. С 451.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //Вопр.философии,
1997, №3
Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании http://ns.iph.ras.ru/~mifs/stbudan.htm
Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск, 1996. 296 с.
Гольдштейн Д. Вавилонская башня в нелинейной динамике: о терминах / В
сб. Синергетика и психология. М., 1997. С.332.
Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегия
развития и синергетика. //Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск.2001
|