НАНОРОССИЯ - СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА
М. А. Ананян - доктор технических наук, академик Российской Академии естественных наук
Генеральный директор Концерна "Наноиндустрия"

Национальная нанотехнологическая инициатива – это будущее, способность понимать и контролировать материю на наноуровне приведет к революции в технологии и промышленности. Для того чтобы приблизить это будущее, ННИ будет способствовать открытиям, развитию и распространению нанотехнологий с целью получения надежных и устойчивых результатов, улучшения качества жизни и обеспечения национальной безопасности

 


В 2003 г. президент США подписал закон 108-153, который называется «Акт об исследованиях и развитии нанотехнологии в XXI веке». Основные положения Акта нашли отражение в Стратегическом плане, подготовленном подкомитетом по науке, инженерии и технологии на наноуровне –подразделением Комитета по технологиям Национального совета по науке и технологиям. Структура плана определяет пути реализации программы «Национальная нанотехнологическая инициатива» (ННИ) на ближайшие 5 – 10 лет.

Стратегическому плану предпослан комментарий директора департамента по политике в области науки и технологий Исполнительного управления президента Дж. Марбургера, в котором обозначена не только важность поддержания высокого уровня разработок ННИ, но также и создания передовой обеспечивающей инфраструктуры и междисциплинарного образования. При этом подчеркивается, что в Стратегическом плане значительное внимание уделяется социальным аспектам, имея в виду развитие технологий, способствующих охране окружающей среды, сохранению здоровья людей, а также необходимости ведения диалога с общественностью, особенно, в части обсуждения потенциальных опасностей нанотехнологий.

В комментарии отмечено, что при самой широкой поддержке правительства США ежегодное бюджетное финансирование ННИ увеличилось в период 2001 – 2005 гг. практически вдвое и достигло миллиарда долларов. Дж. Марбургер пишет: «Идея ННИ была безусловным успехом. Разработки в сфере нанотехнологии привели к значительному увеличению количества научных публикаций, патентов, организации новых рабочих мест, становлению новых видов бизнеса. ННИ стала моделью подобных программ для всего мира».

Заметим также, что количество государственных учреждений США, осуществляющих вложения в исследования и разработку нанотехнологий, возросло с 6 до 11, а общее число участвующих в ННИ агентств, тех, для которых нанотехнологии представляют интерес, с точки зрения их деятельности, увеличилось с 6 до 22.

ВИДЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Национальная нанотехнологическая инициатива – это будущее, способность понимать и контролировать материю на наноуровне приведет к революции в технологии и промышленности. Для того чтобы приблизить это будущее, ННИ будет способствовать открытиям, развитию и распространению нанотехнологий с целью получения надежных и устойчивых результатов, улучшения качества жизни и обеспечения национальной безопасности.

ННИ – многодисциплинарная программа взаимодействия многих заинтересованных организаций, которая поддерживает исследования и разработки, развивает инфраструктуру этой поддержки, включая образование и распространение знаний, коммерциализирует нанотехнологии. Кроме продвижения в новых технологических решениях, ННИ также внедряет в общественное сознание и различные возможности использования нанотехнологий в социальной сфере.

Реализация Национальной нанотехнологической инициативы обеспечит Соединенным Штатам Америки мировое лидерство в военной и экономической областях на многие десятилетия.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН, КАК ИНСТРУМЕНТ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОРЫВА

Стратегическим планом определены следующие цели ННИ:

  • осуществлять программу исследований и разработок мирового уровня, нацеленную на реализацию потенциала нанотехнологий в полном объеме;
  • облегчить передачу новых технологий в производство для обеспечения экономического роста, увеличения количества рабочих мест для пользы общества;
  • развивать образовательные ресурсы, готовить высококвалифицированные рабочие кадры, создавать инфраструктуру и инструментарий, обеспечивающие успехи в нанотехнологиях;
  • поддерживать интенсивное развитие нанотехнологий. При этом, планом определены как текущая деятельность, так и новые тенденции, ориентированные на достижение конкретных целей.


Цель 1: Осуществлять программу исследований и разработок мирового уровня, нацеленную на реализацию потенциала нанотехнологий в полном объеме

Для осуществления планов ННИ необходимо скоординированное правительственное финансирование пограничных тем и дисциплин, включая биологию, физику, химию, материаловедение. В сферу интересов как правительства, так и промышленных кругов входят также энергетика, охрана окружающей среды, здравоохранение, медицина, информационные технологии, оборона, транспорт, сельское хозяйство и продовольствие. ННИ достигла существенного прогресса во всех этих областях, а также во многих других. Прогресс идет повсюду – от фундаментальных открытий до технологического применения и коммерциализации.

Текущая деятельность
ННИ финансирует широкий спектр научно-исследовательских работ (НИР) непосредственно в научных и инженерных дисциплинах и на стыке дисциплин для продвижения открытий и инноваций в нанотехнологии. Университеты и другие исследовательские учреждения осуществляют примерно две трети научно-исследовательских работ ННИ по грантам, кооперативным соглашениям и контрактам с агентствами, финансируемыми ННИ. Примерно одна четвертая часть научно-исследовательских работ ННИ осуществляется в государственных лабораториях. Остальная часть (примерно одна десятая) НИР проводится в небольших лабораториях и финансируется частным сектором.

Деятельность в рамках НИР осуществляется одной из трех категорий специалистов:

  • Самостоятельные исследователи. Работы, которые ведутся самостоятельными исследователями, являются ключевым компонентом научно-исследовательского портфеля ННИ и считаются очень важными для постоянного генезиса и развития инновационных концепций, которые приведут к прорыву в нанотехнологиях. Финансирование самостоятельных исследователей позволяет ННИ поддерживать широкий круг новых идей, а также предложений «высокого риска», которые в случае своей успешности могут привести к большим открытиям.
  • Команды исследователей. Исследования на стыке традиционных дисциплин являются требованием для быстрого прогресса как в понимании феномена наношкалы, так и развития применения нанотехнологий. Следовательно, финансирование команд исследователей, занимающихся различными дисциплинами, позволит поднять уровень экспертизы отдельных вопросов исследования или проблем технологии до необходимого высокого уровня. Участвующие агентства используют различные механизмы для такого типа капиталовложений. Например, Национальный научный фонд (ННФ) в настоящее время тратит 20% капиталовложений в ННИ на междисциплинарные исследовательские команды.
  • Центры. По тем же самым причинам ННИ вложила значительные средства в становление больших междисциплинарных исследовательских центров (обычно их стоимость порядка 2 миллиона долларов в год на период от 5 до 10 лет). ННФ организовал 17 таких исследовательских и учебных центров, Министерство обороны (МО) – 3 исследовательских центра, Национальное управление по аэронавтике и космическому пространству (НАСА) - 4 центра.
    Эти центры обладают значительными возможностями и могут собрать вместе большую группу исследователей для проведения более тщательной экспертизы. Некоторые центры направили капиталовложения ННИ на организацию дополнительных лабораторий, приобретение инструментария и оборудования, тем самым обеспечивая более масштабные возможности для НИР по нанотехнологиям.
    Команды исследователей и центры, объединяющие представителей различных научных специальностей, способствуют воспитанию ученых, которые могут оценить комплементарность различных дисциплин. Ученые, которые уже давно занимаются нанотехнологиями, а также их более молодые коллеги, развивают культуру междисциплинарных исследований, которой 10-20 лет назад еще не существовало в научном сообществе.
    ННИ также стимулирует взаимодействие между специалистами, работающими в секторе нанотехнологий, различными способами, включая планирование совместных научных направлений, совместной деятельности, финансирование программ многоцелевых агентств, грантов по рабочим группам. ННИ приветствует проведение НИР в сотрудничестве с промышленностью и международным исследовательским сообществом.

Планы
В силу того, что нанотехнология находится в стадии становления, существует необходимость постоянной финансовой поддержки ННИ, ее программного развития и фокусирования на технических вопросах. Целевые капиталовложения и принятые участниками обязательства очень важны для ускорения получения социальных и экономических выгод, основанных на продвижении и коммерциализации нанотехнологии.

ННИ планирует продолжить и строить текущую деятельность на основе принятия следующей стратегии:

  • поддерживать финансирование исследований, ведущих к открытию и разработке новых идей. Такие исследования включают исследования фундаментальных явлений, свойств, процессов, структур, построений на наноуровне, а также разработку экспериментальных и моделирующих инструментов с пространственным и временным разрешением;
  • продолжить финансирование исследований в сопредельных дисциплинах, а также через все три описанные выше варианта финансирования (самостоятельные исследователи, команды исследователей и центры). Использовать существующие возможности сети центров для поддержки междисциплинарных проектов и генерирования новых концепций промышленного производства и образования;
  • в рамках бюджетных ограничений продолжить финансирование НИР по нанотехнологиям, как приоритетному направлению, и снижать количество отказов по предложениям в области нанотехнологий;
  • установить четкие цели для НИР внутри каждой из областей применения нанотехнологий;
  • обеспечить знание проблем и вовлеченность в международные НИР со стороны американских исследователей. Стратегия реализации этой задачи включает программу широкого международного обмена студентами и аспирантами, поддержку международной активности, спонсирование участия США в международных конференциях по нанотехнологии, ослабление визового режима, который может затруднить участие в международных обменах

Цель 2: Облегчить передачу новых технологий в производство для обеспечения экономического роста, увеличения количества рабочих мест для пользы общества

Для получения 100%-ной выгоды от результатов НИР, финансируемых ННИ, важно переводить идеи в продукты. Технология переноса может осуществляться различными способами, включая, например, прием на работу недавних выпускников и лицензирование интеллектуальной собственности, получаемой в результате исследований, финансируемых государством. Основной аспект переноса технологий – взаимодействие тех, кто осуществляет НИР, с теми, кто производит и продает товары и услуги. ННИ ориентируется на многоцелевые подходы для облегчения успешной коммерциализации нанотехнологии.

Текущая деятельность
ННИ планирует использовать ряд подходов для переноса открытий в нанотехнологии из лабораторий в сферу коммерческого применения и общественного блага. Эти подходы следующие:

  • организация групп «Наука, инженерия и технология на наноуровне» (НИТН) для связи промышленности с коммерческим сектором с целью обеспечения обмена информацией по исследовательским программам ННИ. Над созданием групп подобного плана работают в химической промышленности, промышленности по производству полупроводников и электроники, а также в фармацевтической и автомобильной промышленности;
  • организация встреч между представителями академий, правительства и промышленности для обмена информацией по результатам исследований;
  • обеспечение взаимодействия между промышленностью, академическими кругами и правительством для разработки нанотехнологий в интересах всех секторов экономики. Необходимо, чтобы все финансируемые ННИ центры по наноисследованиям имели в качестве партнеров промышленные предприятия. Такие связи позволяют оперативно реагировать на возникающие потребности промышленности на самых ранних этапах и повысить вероятность того, что новые идеи будут разработаны до конца и коммерциализированы;
  • поддержка вновь принимаемых решений по нанотехнологиям при помощи программ «Инновационные программы в малом бизнесе» и «Передача технологий малому бизнесу»;
  • участие в деятельности по разработке стандартов, включая взаимодействие с Национальным институтом стандартов и технологий (НИСТ) и Группой стандартов по нанотехнологиям, образованной в 2004 году. Вопросы стандартизации в нанотехнологии включают, например, номенклатуру, терминологию, метрологию, проверочные тесты.

Планы
Для ускорения внедрения нанотехнологий в области экономики и социальных отношений ННИ планирует продолжить и, где возможно, расширить активность в описанных выше подходах. Дальнейшая стратегия в поддержку выполнения поставленной цели заключается в следующем:

В области промышленности

  • обеспечение доступа потребителей на предприятия, которые обладают современным инструментарием и консультантами;
  • расширение связей через подкомитет по науке, инженерии и технологии на наноуровне с теми секторами промышленности, которые еще не вовлечены во внедрение нанотехнологий. Такая активность устанавливает каналы для обмена информацией и может привести к взаимовыгодному партнерству между федеральными агентствами и представителями промышленности;
  • продолжение финансирования междисциплинарных исследовательских команд, в которые входят исследователи из промышленности и университетов, через такие программы, как «Предоставление возможностей для связи академической науки с промышленностью», «Центры науки и инженерии на наноуровне», «Партнерство для инноваций», «Совместные исследовательские
    центры в промышленности и университетах», «Исследовательские, инженерные и технологические институты» (программа НАСА), «Дочерние исследовательские центры университетов» (программа Министерства обороны);
  • обмен специалистами между университетами и промышленностью для того, чтобы ученые могли проходить практику в промышленных лабораториях и наоборот;
  • содействие лучшему использованию программ «Инновационные программы в малом бизнесе» и «Передача технологий малому бизнесу» для коммерциализации нанотехнологий.
    В области производства
  • создание центров, работающих в сфере нанопроизводства, к чему призывает Акт. Объединение усилий агентств, программ и бюро, проявляющих интерес к производству, например, Министерства обороны, Национального научного фонда и Национального института стандартов и технологий;
  • поддержка НИР, направленных на безусловные приоритеты в нанопроизводстве, включая репродуктивность и контроль за производственными процессами;
  • координация с Национальным советом по науке и технологиям, который определил нанопроизводство как приоритетную область ННИ.

Дополнительная деятельность

  • поддержание связи с региональными и локальными нанотехнологическими программами для ускорения экономического развития и обмена информацией с помощью таких механизмов, как круглые столы и электронные средства;
  • формирование новых механизмов поддержки передачи технологий через лицензирование интеллектуальной собственности, полученной в ходе исследований, профинансированных ННИ. Такие механизмы предусматривают образование консорциумов из университетов и других исследовательских организаций для объединения интеллектуальной собственности и/или создания упрощенной или единообразной процедуры передачи технологий;
  • поддержка усилий Совета по патентам и торговым знакам США в защите изобретений, проведении новых технологических разработок и коммерциализации нанотехнологий, включая усилия по установлению нанотехнологической классификации, идентификации патентов на изобретения в области нанотехнологий;
  • информирование Министерств торговли, обороны, внутренних дел, государственного департамента с учетом связи между нанотехнологией и политикой ограничения экспорта-импорта, военными технологиями и визовым контролем;
  • участие в международном сотрудничестве, круглых столах, конференциях для продвижения достижений в нанотехнологиях по всему миру

Цель 3: Развивать образовательные ресурсы, готовить высококвалифицированные рабочие кадры, создавать инфраструктуру и инструментарий, обеспечивающие успехи в нанотехнологиях

Хорошо образованное население, высококвалифицированная рабочая сила и поддерживающие инфраструктуры (инструментарий, оборудование) являются важной основой ННИ. Образование в области нано– науки, инженерии и технологии может помочь (1) вырастить новое поколение исследователей и новаторов; (2) обеспечить рабочий и технический персонал будущего современными и перспективными технологическими навыками; (3) подготовить население к принятию взвешенных решений в постоянно меняющемся, с точки зрения технологий, обществе. ННИ использует несколько подходов, чтобы удовлетворить потребности в нанотехнологическом образовании на всех уровнях и для всех возрастов. Правительство независимо от ННИ всячески поддерживает эти усилия.

Текущая деятельность
С 2001 года ННИ разработана углубленная образовательная программа, целью которой является нанонаука и нанотехнология для колледжей, университетов и общественности. Также ННИ организовывает географически распределенную инфраструктуру, которая обеспечивает представителям из академических институтов, промышленности и правительства доступ к современным возможностям нанотехнологий. В настоящее время предпринимаются следующие меры в области образования и инфраструктуры:

  • стажировка студентов и аспирантов в университетах, федеральных лабораториях и других исследовательских организациях через широкую программу исследований;
  • выделение через участвующие агентства стипендий и грантов, что дает возможность получающим их студентам проявлять большую гибкость в выборе областей исследований, особенно, если они находятся на стыке дисциплин;
  • поддержка развития образовательных программ, нацеленных на подготовку технических работников, знания и опыт которых соответствуют растущим запросам промышленности по мере того, как нанотехнология находит все большее применение в продуктах и услугах;
  • введение преподавания основ нанонауки в процесс обучения для всех возрастов. Существующие образовательные структуры опираются на:
    1. Программу Национального научного фонда (ННФ) – обмен опытом исследований для преподавателей и студентов-выпускников, в которой ежегодно участвуют тысячи обучающихся;
    2. Программу ННФ, нацеленную на обучение нанонауке и наноинженерии, включая гранты по нанотехнологии для специалистов, повышающих квалификацию;
    3. Образовательную деятельность, поддерживаемую лабораториями Министерства энергетики, такими, как Национальная лаборатория в Беркли (Калифорния), которая проводит серию бесплатных лекций по субботам для студентов и преподавателей различных специальностей;
    4. Поддержку в развитии научных центров и выставок, видеопродукции и других подходов для обучения вне стен учебных заведений;
    5. Организация и поддержка географически развитой сети, обеспечивающей всех исследователей доступом к прогрессивному оборудованию для производства, описания, моделирования, воспроизведения наноструктурированных материалов, приборов и систем на наноуровне.
    В настоящее время ННИ поддерживает следующее:
    1. Пять исследовательских центров по нанонауке, которые находятся в стадии развития и впоследствии будут сотрудничать с уже имеющимися по всей стране лабораториями Министерства энергетики. Они будут предоставлены также для работы в них широкому кругу исследователей;
    2. Сеть национальной нанотехнологической инфраструктуры, объединяющую возможности 13 университетов-партнеров и обеспечивающую производство, описание, инструментарий и экспертизу проектов;
    3. Сеть вычислительной нанотехнологии, состоящую из семи университетов, которые поддерживают исследования в области вычислительной техники, а также образования, моделирования, инструментов визуализации;
    • поддержка дополнительных инфраструктур внутри федеральных лабораторий, осуществляющих НИР в области нанотехнологий, включая Морскую исследовательскую лабораторию и Лабораторию прогрессивных измерений при Национальном институте стандартов.

Планы
ННИ будет продолжать активно развивать многодисциплинарное образование, подготовку преподавателей, разработку программ и учебных пособий. Будут исследоваться дополнительные механизмы для лучшей подготовки специалистов по проведению НИР в сфере нанотехнологий и поддержки потребностей промышленности в этой области. Это включает следующие компоненты:

  • использование имеющихся программ и исследование новых путей сотрудничества для привлечения как можно большего числа студентов и преподавателей в исследовательские лаборатории. Сведение вместе исследователей-нанотехнологов со специалистами в области образования обеспечит взаимовыгодное сотрудничество в повышении качества образовательных программ и обеспечит идеи в исследовательских перспективах;
  • создание в ближайшие 5 лет первого в США Центра изучения и обучения нанонауке и наноинженерии с бюджетом в 15 миллионов долларов, выделяемым Национальным научным фондом. Центр займется подготовкой ученых-преподавателей, которые смогут ввести концепцию нанонауки и наноинженерии в среднюю и высшую школы, а также в аспирантуру. Это будет первое в стране место для отработки и обкатки программного материала и методов обучения в рамках нанотехнологического образования;
  • развитие партнерства между промышленностью и образованием. Финансируемая на федеральном уровне система подготовки квалифицированных рабочих кадров должна обеспечить нанотехнологические компании необходимыми сотрудниками, которые могут периодически проходить курсы повышения квалификации. Инициатива Президента «Работа на 21 век» также предусматривает совместную работу промышленности и колледжей.

Цель 4: Поддерживать интенсивное развитие нанотехнологий
Поступательное развитие нанотехнологии означает, что федеральное правительство должно не только поддерживать усилия, описанные в разделах ННИ «Цель 1 … Цель 3», но и разрабатывать социальные аспекты новых технологий. Социальная компонента включает в себя различные вопросы: доступ к благам, которые получаются в результате применения нанотехнологий, их влияние на рынок труда, изменения в области медицины, прогнозы возможного влияния на здоровье и окружающую среду, вопросы конфиденциальности, возникающие в силу наличия сенсоров, реализованных на основе нанотехнологий. Поступательное развитие нанотехнологий означает также, что федеральное правительство устанавливает каналы для коммуникаций, обеспечивая передачу и прием информации от населения по вопросам, касающимся ННИ. Такая связь позволяет общественности и правительству принимать хорошо проработанные решения и работает на установление доверия между всеми участниками процесса. Понимание и принятие новых технологий очень важно для реализации экономических и других общественных достижений. Дальнейшее развитие нанотехнологий предусматривает работу с международным научным сообществом в областях, представляющих взаимный интерес.

Признавая, что технологические инновации могут принести обществу как блага, так и определенные риски, ННИ занимается исследованиями и в этой области, которая отнесена к числу приоритетных.

Текущая деятельность
Окружающая среда, здравоохранение, вопросы социального развития

ННИ поддерживает широкий спектр исследований для оценки влияния нанотехнологии на окружающую среду, здравоохранение, социальные проблемы. Уровень поддержки ННИ этих вопросов вырос с открытием новых наноструктур и наноматериалов и разработкой новых технологических продуктов. ННИ продолжает свою деятельность в:

  • изучении потенциальных рисков, которые могут нанести наноматериалы здоровью. Конкретными программами занимаются 6 федеральных агентств: Национальный институт здоровья окружающей среды – подразделение Национального института здоровья, принимающее участие в Национальной токсикологической программе, Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья, Управление по охране окружающей среды, Министерство обороны, Министерство энергетики и Национальный научный фонд. Эту работу поддерживает Национальный институт стандартов и технологий путем разработки соответствующих стандартов;
  • обеспечении связи между агентствами в части идентификации и определении приоритетов в исследованиях, необходимых для поддержки принятия решений и лучшей коммуникации между федеральным правительством, промышленностью, исследователями в университетах и других научных учреждениях. Эта деятельность координируется подкомитетом по науке, инженерии и технологии на наноуровне – одной из структур Национального научно-технологического совета, рабочей группой «Применение нанотехнологий для охраны окружающей среды и здравоохранения» с участием агентств, которые поддерживают исследования в нанотехнологии, а также регулируют порядок использования продуктов на основе нанотехнологий;
  • международном диалоге по окружающей среде, здравоохранению и социальным проблемам. Начало этому диалогу было положено в 2004 году на заседании международной рабочей группы, спонсируемой Национальным научным фондом, и завершилось совместной декларацией участников из 25 стран и Европейского сообщества, в которой поддерживалось поступательное развитие нанотехнологии;
  • проведении исследований, касающихся дальнейшей судьбы и транспортировки произведенных материалов, их влияния на окружающую среду, и в развитии технологий оценки полного жизненного цикла наноматериалов.

«Наномир», основанный при участии ННИ
Ежегодно в США 120 миллионов человек посещают научные музеи и центры. Поэтому ННИ поддерживает выставки как эффективный способ привлечь внимание публики. Самая большая нанотехнологическая выставка на сегодняшний день «Это Наномир» привлекла за 2004 год почти 800 тысяч посетителей.

Рассчитанная на аудиторию с элементарной школьной подготовкой, выставка была организована в соответствии с Программой неформального научного образования при Национальном научном фонде. Передвижная часть выставки в настоящее время перемещается по всем штатам США. Успех разработчиков был поддержан дополнительной материальной помощью от Национального научного фонда для подготовки новой экспозиции, которая будет называться «Слишком малы, чтобы их было видно». Выставка рассчитана на 8-13-летних подростков и будет путешествовать по большим и малым городам по всей стране.

Этические, законодательные и другие социальные аспекты
Проводимые ННИ исследования, ориентированные на изучение социальных аспектов нанотехнологии, включают следующие направления:

  • поддержка усилий для создания условий ведения междисциплинарного диалога по нанотехнологии;
  • оценка и анализ того, как общественность понимает нанотехнологию и относится к ней. Компонентом этого исследования может стать широкая пропаганда нанотехнологий и обратная связь с общественностью;
  • анализ влияния нанотехнологии на экономический рост, стандарты жизни, компетентность общества;
  • объединение усилий по социальному влиянию в нанотехнологических центрах на базе университетов. Такая активность показывает, что развитие происходит с осознанием социального статуса новой технологии с целью вовлечения широких кругов общественности в обсуждение этой темы.

Планы
В своем развитии ННИ уделяет внимание вопросам охраны окружающей среды, здравоохранения, проблемам безопасности, этическим, законодательным и социальным аспектам:

  • необходимо расширить поддержку исследований по применению нанотехнологий в интересах окружающей среды и нужд здравоохранения. Финансируемые ННИ исследования: (1) дадут фундаментальное понимание того, как материал наноразмеров взаимодействует на молекулярном и клеточном уровне через эксперименты и модели in vitro и in vivo; (2) обеспечат фундаментальное понимание взаимодействия наноматериалов с окружающей средой; (3) помогут понять жизненный цикл, способ транспортировки, трансформацию наноматериалов в окружающей среде и сроки их существования; (4) дадут возможность идентифицировать и характеризовать потенциальное воздействие наночастиц на человеческий организм и развить соответствующие методы контроля воздействия при работе с наноматериалами;
  • ННИ окажет содействие в разработке и распространении эффективных процедур безопасной работы с наноматериалами. Рабочая группа по применению нанотехнологий в охране окружающей среды и здравоохранении и Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья будут совместно выпускать руководящие указания для развития безопасной практики работы при производстве и передаче наноматериалов. Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья, другие структуры ННИ и агентства будут следить за тем, чтобы эти директивы доходили до исследовательских организаций. Эта информация будет также распространяться на соответствующих сайтах. Деятельность подкомитета по здравоохранению и окружающей среде должна быть скоординирована с соответствующими агентскими подкомитетами и рабочими группами;
  • в процессе развития нанотехнологий ННИ будет поддерживать диалог с общественностью, обсуждая воздействие нанотехнологий на решение социальных вопросов. Ключевыми аспектами исследований являются связи нанотехнологий с экономикой, этикой, законодательством, культурой, а также с проблемами образования, повышения качества жизни и национальной безопасности. Некоторые примеры исследовательской работы включают определение и оценку:
    1. Потребности образования и подготовки рабочей силы;
    2. Выделения дополнительных средств для эффективного вовлечения общественности в решение технологических проблем;
    3. Преодоления барьеров против распространения нанотехнологий в коммерции, здравоохранении и защите окружающей среды;
    4. Этических проблем в выборе приоритетов при исследованиях в сфере нанотехнологий.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Общее управление программой «Национальная нанотехнологическая инициатива» осуществляется в рамках Национального совета по науке и технологиям. Рис. 1 (см. Приложение) отражает организационную структуру ННИ и взаимосвязи входящих в нее учреждений, правительственных органов и неправительственных групп. Имеет смысл кратко отметить основные блоки и их функциональное назначение.

Подкомитет по науке, инженерии и технологии на наноуровне (НИТН)
НИТН является органом, который непосредственно координирует, планирует и воплощает ННИ, устанавливает цели и приоритеты, осуществляет сбалансированное финансирование всех участвующих агентств, обменивается информацией с академическими институтами, промышленными предприятиями, а также с региональными структурами, которые работают в сфере нанотехнологий. Под эгидой НИТН существует несколько рабочих групп: группа по применению нанотехнологий в охране окружающей среды и здравоохранении, группа по связям с промышленностью и т.д.

Понимая, что создание базы нанопроизводства в США будет зависеть от координированных усилий множества агентств и других структур, НИНТ создал специальный комитет по нанопроизводству. В этой сфере особенно активны Национальный научный фонд, Национальный институт стандартов и технологий, а также Министерство обороны:

  • Национальный научный фонд организовал 3 центра по науке, инженерии и технологии на наноуровне, особое внимание которых обращено на нанопроизводство; планируется в 2005 г. создать еще несколько таких центров. Являясь по сути своей междисциплинарными образованиями, Центры создают экспертные советы, привлекая специалистов из различных институтов и департаментов, а также партнеров из промышленности;
  • задачами Национального института стандартов и технологий являются поддержка и развитие стандартов, технологий измерения и метрологического обеспечения в пределах наношкалы. Это является жизненно важным для тех отраслей промышленности, перспектива которых связана с развитием нанопроизводств;
  • программа Министерства обороны «Технология производства» поддерживает развитие производственных мощностей, которые имеют большое значение для осуществления миссии Министерства. По мере того, как будут решаться вопросы внедрения нанотехнологий в свете задач Министерства, программа «Технология производства» станет как раз тем механизмом, при помощи которого в США будут решаться проблемы производства в глобальном плане. Кроме того, в рамках программы по междисциплинарной университетской исследовательской инициативе Министерство обороны планирует организовать ряд центров, которые занимались бы переводом нанопродуктов в плоскость военного использования

Национальное нанотехнологическое координационное бюро (ННКБ)
ННКБ создано в 2001 году в соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным восемью агентствами, с целью технической и административной поддержки деятельности подкомитета по науке, инженерии и технологии на наноуровне. В его задачи входит также осуществление контактов с нанотехнологическими организациями федерального уровня, проведение работы с общественностью, содействие коммерциализации результатов НИР в сфере нанотехнологий. В соответствии с Актом об исследованиях и развитии нанотехнологии, ННКБ совместно с Национальным советом по науке и технологиям обязано каждые три года проводить обзор деятельности ННИ и передавать свою оценку результатов в Конгресс США.

Исполнительное управление президента
Участие в программе ННИ соответствующих организационных структур в рамках Исполнительного управления президента помогает координировать и воплощать в жизнь приоритеты нанотехнологий на уровне правительства. После учреждения ННИ департамент по политике в области науки и технологий и департамент по управлению и бюджету стали активными участниками подкомитета по науке, инженерии и технологии на наноуровне, обеспечивая, при необходимости, решение вопросов напрямую через Исполнительное управление президента.

Неправительственные организации
В дополнение к Национальному совету по науке и технологиям, его подкомитетам и другим субъектам в рамках исполнительной власти существуют две неправительственные организации, имеющие мандаты на равноправное участие в деятельности ННИ. Это – Национальный нанотехнологический координационный совет (ННКС) и Национальный исследовательский совет при Национальных академиях.

ННКС это консультативный орган, созданный в июле 2004 г. в качестве аппарата советников по науке и технологиям при президенте. Его задача – периодически оценивать федеральную программу НИР по нанотехнологиям и докладывать результаты каждые два года.

Национальный исследовательский совет является частной некоммерческой организацией, которая осуществляет консультации по вопросам политики в области науки, технологии и здравоохранения под эгидой Конгресса. В дополнение к докладу ННКС, Национальный исследовательский совет должен делать обзор деятельности ННИ раз в три года.

Темы, которые должны быть отражены в каждом докладе и обзоре, указаны в Акте об исследованиях и развитии нанотехнологии в XXI веке. Отметим две из них – оценка технической возможности молекулярной сборки для производства материалов и приборов на молекулярном уровне и необходимость разработки стандартов, планов и стратегии для обеспечения надежного и стабильного развития нанотехнологий. Первые отчетные материалы должны быть представлены в июне 2005 года.

Подкомитет по науке, инженерии и технологиям на наноуровне и участвующие агентства будут использовать открытия и рекомендации ННКС и Национального исследовательского совета, чтобы усилить движение вперед Национальной нанотехнологической инициативы.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Таким образом, в США на полную мощь запущена ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА, призванная поставить точку в безусловном мировом экономическом, технологическом и военном превосходстве. Несмотря на сопоставимый объем затрат на развитие нанотехнологий, Европейский Союз проигрывает эту гонку, так как оказывается не в состоянии столь же четко (и амбициозно) сформулировать цели своих программ и создать соответствующую этому направлению технологического развития инфраструктуру.

Отставая по уровню разработок от США и Японии, вторым фаворитом этого соревнования является Китай. Начав «почти с нуля», китайская нанотехнологическая программа сделала поразительные успехи, обеспечив, в частности, уверенное третье место в мире по количеству патентов в сфере нанотехнологий. Сегодня в Китае над развитием этого направления трудятся более 800 фирм и свыше100 научно-исследовательских институтов, причем, значительная часть разработок направлена в область военных применений.

А что же Россия? Объективно, научный уровень отечественных разработок в сфере нанотехнологий вполне соответствует мировому уровню, а порой, и превосходит его. Россия располагает (пока еще) колоссальным кадровым потенциалом для развития нанотехнологического направления. Однако этот потенциал ни в коей мере не востребован государством, не ориентирован на решение практических задач. Из числа технологически продвинутых стран, Россия – единственная – до настоящего времени не имеет программы развития нанотехнологий федерального масштаба. Исследования в этом направлении проводятся в рамках академических институтов, частично ВУЗов, входят отдельными разделами в отраслевые программы, но, как правило, не завершаются практическим внедрением результатов. Более того, даже осуществить зарубежное патентование отечественных изобретений, как правило, не удается, так как государство в этом не заинтересовано и никакой финансовой поддержки авторам изобретений не оказывает.

Растворение проблематики нанотехнологий в отдельных разделах федеральных и отраслевых программ не позволяет даже оценить, сколько средств выделяется государством на их развитие. По существующим оптимистическим оценкам – несколько десятков миллионов долларов США. Капля в море! При этом сотни высококлассных российских специалистов, которые могли бы составить цвет отечественной нанотехнологии, вынуждены работать за рубежом.

Отсутствие Федеральной программы, четкой целевой установки на промышленное внедрение разработок, неготовность отраслей к восприятию достижений нанотехнологии, убогость финансирования – все это является следствием недальновидности государственной политики в этом стратегически важном направлении.

Причем, чиновники объясняют нежелание создать программу государственного масштаба тем, что «и так много Федеральных программ». Очевидно, недостатки образования не позволяют им понять, что есть программы и Программы, которые определяют стратегию и статус государства, его защищенность в этом неспокойном мире. И это, несмотря на поручение Президента России от 22 мая 2003 г., несмотря на рекомендации секции по научно-технической и инновационной безопасности научного совета при Совете Безопасности РФ (протокол от 30 сентября 2003 г.), рекомендации Комитета Совета Федерации ФС РФ по науке, образованию, здравоохранению и экологии в части создания технологической базы наноиндустрии, внедрения разработок, выполненных на основе нанотехнологий, в отрасли промышленности, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.
И что в остатке?:

  • практически полное отсутствие современного специализированного технологического оборудования для создания изделий наноразмерного масштаба;
  • неразвитость метрологической базы нанометрового диапазона;
  • пустопорожние разговоры об отечественной наноэлектронике;
  • практически полное отсутствие требований к развитию и внедрению нанотехнологий со стороны отраслей российской промышленности;
  • несоответствие существующей системы образования требованиям подготовки специалистов в сфере нанотехнологии и т.д.

Казалось бы – ну, ведь все же понятно: во всем мире идет беспрецедентная технологическая гонка в области развития и практического внедрения нанотехнологий.

Казалось бы – должны быть в России какие-то ответственные руководители, чтобы немедленно сформировать Государственную программу действий, ориентированную на исправление сложившейся ситуации.

Однако – тишина и спокойствие – в результате годовых (в течение 2004 г.) усилий большой группы ученых мужей была создана не программа, а лишь «Концепция государственной политики поддержки приоритетного развития нанотехнологий в Российской Федерации». Сегодня – июнь 2005 г., а Концепция эта так и не утверждена, впрочем, это не причинит государству ущерба, так как ее содержание представляет собой компиляцию информации из Интернета и протокола о намерениях и не содержит главного – конкретной постановки задачи.

А ведь нанотехнологии – это не автомобильная промышленность и даже не вычислительная техника – это гораздо серьезнее. Такое отношение к ней – сочетание благодушия, а, порой, и некомпетентности – закладывает основы стратегического отставания России от технологически развитых стран.

Что делать?
По нашему мнению, стратегические интересы государства требуют формирования специализированной Федеральной программы, глобальной целью которой должно быть создание в России промышленности нового типа – наноиндустрии. Эта программа должна содержать базовые блоки, обеспечивающие ее функциональную полноту. Среди них приоритетными являются три таких блока. Первый из них – создание специализированного технологического оборудования для производства наноструктур. Второй блок – развитие методов метрологической оценки нанопроцессов и наноструктур и разработка широкой гаммы метрологического оборудования. Третий блок – подготовка нового поколения специалистов, обладающих междисциплинарными инженерными знаниями. При отсутствии одного из этих трех компонентов бессмысленно вообще говорить о серьезном продвижении нанотехнологий в России.

Следующий важный момент – необходима преимущественная ориентация программы на решение системных задач, реализация которых, кроме непосредственно практической пользы, неизбежно порождает сумму новых технологий, включая затем механизм все ускоряющегося научно-технического прогресса и активного импортозамещения.

По нашему мнению, существенной частью программы должна стать и организация широкого международного сотрудничества в этой области знаний. Что может дать такое сотрудничество России?

  • Во-первых, получение обеспеченных финансированием заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, выполнение которых позволило бы:
    • консолидировать деятельность разрозненных сегодня российских научных групп и дать им реальный шанс выйти из состояния нищеты, не выпрашивая подачки у государства;
    • получить представление о существующем мировом уровне требований к нанопродукции со стороны промышленности, так как российская промышленность сегодня такие требования сформулировать не в состоянии;
    • приобрести опыт ПАРИТЕТНОГО общения с зарубежным научным сообществом.
  • Во-вторых, достижение достойного уровня информационного обеспечения, завязывание прямых контактов с заинтересованными в развитии нанотехнологии фирмами и инвесторами, создание мощной инвестиционной базы для данного научно-технического направления. В конечном итоге - привлечение в Россию внешних финансовых ресурсов, достаточных, в том числе, для решения любых задач развития и внедрения нанотехнологии в непосредственных интересах России. При достижении такой ситуации с государства будет снята серьезная финансовая нагрузка, которая, к тому же, сегодня для него, вообще, неподъемна.
  • В-третьих, значительное ускорение работ в области нанотехнологии в самой России, что связано с возможностями:
    • участия в международных инвестиционных программах, для чего, как правило, необходимы зарубежные партнеры;
    • получения доступа российских ученых и специалистов к работе на современном специализированном технологическом и метрологическом оборудовании, что дает необходимый опыт и позволит в дальнейшем успешно создавать подобную или более передовую технику в России;
    • развития российских образовательных структур с целью подготовки значительного числа высококвалифицированных специалистов и нового поколения рабочих кадров.
    Как ни странно, но вопреки всем спекуляциям на эту тему, дело вовсе не в том, что в России не хватает средств на реализацию такой программы. Деньги можно заработать. Вопрос заключается в наличии политической воли. Единственное, что требуется – реальная государственная поддержка. Что нам кажется необходимым?
    1. Пересмотреть деятельность существующей системы экспортного контроля в сторону резкой либерализации. Дело в том, что вся область нанотехнологий, в принципе, относится к сфере технологий двойного назначения, и надо определиться, готова ли Россия стать полноправным участником мирового рынка нанотехнологий или нет.
    2. Организовать специализированный таможенный пост для экспортно-импортных операций, связанных с нанопродукцией и обеспечивающим производство технологическим и метрологическим оборудованием. Только таким способом можно преодолеть безумие таможенных (личных) поборов и торможение всех этапов получения и отправления грузов.
    3. Разработать и внедрить систему преференций и налоговых льгот организациям всех видов собственности, работающим в сфере наноиндустрии, связав это, в частности, с проектом Закона «Об особых экономических зонах».
    4. Поручить разработку и реализацию Федеральной целевой программы по развитию отечественной наноиндустрии на период 2006-2010 гг. группе конкретных специалистов, обеспечив ее независимость от ведомственной принадлежности и управления со стороны чиновников. Работа этой группы должна осуществляться на основе системного подхода, с проведением постоянных консультаций со всеми министерствами и ведомствами, с ежегодным отчетом о ходе реализации программы перед палатами Федерального Собрания и Президентом России. Отечественная история свидетельствует о том, что наибольшие результаты (атомная проблема, освоение космоса) достигались именно тогда, когда соответствующие программы возглавляли конкретные личности, а чиновники выполняли лишь обеспечивающие функции

Это, пожалуй, основные необходимые условия, которые могут быть реализованы путем административных решений.

И есть одно условие неадминистративного порядка – вся эта деятельность должна осуществляться под патронажем одного (или нескольких) высших должностных лиц государства (например, в США так называемая Национальная нанотехнологическая инициатива реализуется под патронажем президента).

Не претендуя на полноту, перечисленные меры, кроме всего прочего, позволят значительно активизировать и консолидировать деятельность специалистов – реальных носителей современных технологий наномасштаба, снять множество бюрократических препон, вывести страну на мировой рынок нанотехнологий и, в конечном итоге, внести существенный вклад в обеспечение национальной безопасности России

1 - Исполнительное управление Президента
2 - Национальный нанотехнологический координационный совет (советники по науке и технологии при Президенте)
3 - Национальный совет по науке и технологиям
4 - Департамент по политике в области науки и технологий
5 - Департамент по управлению и бюджету
6 - Комитет по технологиям Национального совета по науке и технологиям
7 - Комитет по науке
8 - Подкомитет по науке, инженерии и технологии на наноуровне
9 - Национальный нанотехнологический координационный офис - ?
10 - Национальные академии
11 - Рабочая группа по применению нанотехнологии в охране окружающей среды и здравоохранении
12 - Рабочая группа по связи с промышленностью
13 - Рабочая группа по нанопроизводству
14 - Тип организации
15 - Правительство: Исполнительное управление Президента
16 - Неправительственные организации
17 - Правительство: Национальный совет по науке и технологиям
18 - Исполнение Национальной нанотехнологической инициативы
19 - Департаменты и агентства, участвующие в подкомитете по науке, инженерии и технологии на наноуровне:

Комиссия по безопасности продуктов потребления, МВД, МО, Министерство энергетики, Министерство торговли (Бюро промышленности и безопасности, Национальный институт стандартов и технологий, Совет по патентам и торговым знакам, Технологическая администрация), Министерство юстиции, Гос.департамент, Министерство транспорта, Министерство финансов, Управление по охране окружающей среды, Министерство здравоохранения и социального обеспечения (Управление по контролю за продуктами и лекарствами, Национальный институт здоровья, Национальный институт профессиональной безопасности и здоровья), Международная торговая комиссия, Инновационный центр по высоким технологиям, НАСА, Совет по ядерным исследованиям, Национальный научный фонд, Министерство сельского хозяйства? - Национальный нанотехнологический координационный офис обеспечивает поддержку и работает под эгидой подкомитета по науке, инженерии и технологии на наноуровне. Директор офиса отчитывается перед представителем Белого дома, который является сопредседателем Комитета по технологиям Национального совета по науке и технологиям

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
Hosted by uCoz