|
||||||||||||
Междисциплинарный методологический семинар по семиодинамике, работавший при Совете молодых учёных ЛГУ, объединял представителей самых разных специальностей: математиков и лингвистов, физиков и философов, биологов и педагогов. Общие закономерности возникновения, развития и отмирания естественных систем в знаковом представлении - так был определён предмет семиодинамики. Интерес к динамике синтеза целостных образований оказался мощным двигателем плодотворной деятельности творческого коллектива. Сборник трудов семинара был представлен в издательство ЛГУ 05.10.82 и получил весьма благоприятные отзывы рецензентов: лингвиста Г.П.Мельникова и философа Б.Т.Алексеева. Однако затем его передали на дополнительное, более "бдительное" рецензирование в Головной совет по философии, откуда пришёл разгромный отзыв В.Г.Иванова с обвинением в покушении на марксистско-ленинскую диалектику. В результате сборник был арестован и до 23.10.87 хранился в сейфе парткома ЛГУ. Опубликовать его удалось лишь в 1994 году за счёт пенсии ответственного редактора [1]. В годы борьбы за право на существование творческая работа не прекращалась, но была значительно осложнена гонениями на предмет и участников семинара Перипетии этой борьбы нашли отражение в ряде газетных и журнальных публикаций [2]. Ситуация несколько разрядилась, когда методологические обретения семиодинамики оказались востребованными в синергетике, более удачливой в общественном признании. Науке о самоорганизации открытых систем потребовалась соответствующая, т.е. тоже открытая методология. Именно такая методология была подготовлена семиодинамикой [3]. Предмет исследований оказался общим - качественные изменения сложных систем. И синергетика, и семиодинамика занимаются изучением механизма синтеза целостных образований [4]. Небольшое различие состоит в том, что семиодинамика по предмету шире, так как не ограничивается процессами самоорганизации, а по методу несколько уже, так как ограничивается знаковым представлением. Но эта узость как раз и обеспечила быстрое продвижение в разработке методов, нужных для синергетики. Сходства между ними гораздо больше. Согласно Ю.А.Данилову [5], синергетика изучает возникновение, жизнь и гибель структур. Эта формулировка почти полностью совпадает с данным выше определением предмета семиодинамики. Но семиодинамика, рождённая в своём отечестве, не нашла понимания и признания, а синергетика, изобретённая за рубежом, стала восприниматься, как новое перспективное направление, способное возглавить смену парадигмы. История не слишком оригинальная, но в очередной раз пройденная и достаточно поучительная в своих деталях, тем более, что сохранились документальные свидетельства этих не столь уж давних событий [6]. Семиотика, как известно, есть теория знаковых систем. Методологически она родственна математике. Изучая знаки, семиотика абстрагируется от их содержания, так же как математика отвлекается от предметного содержания чисел и фигур. Переход от постоянных величин к переменным произвёл в математике настоящую революцию и открыл невиданные ранее горизонты. В семиотике такой переход происходит позднее, потому что мир знаков сложнее мира чисел. Приближение к жизни вносит возрастающие трудности. Благодаря знаковому подходу семиодинамика сумела быстро охватить широкий круг сходных явлений и выработать некоторые методологические принципы, востребованные в синергетике [3]. Это, во-первых, необходимость преодоления бинаризма, во-вторых, принцип неопределённости-дополнительности-совместности, и в-третьих, освоение фундаментального понятия целостности. Эта методология оказалась полезной и при становлении курса "Концепции современного естествознания", дающего целостное представление о мире, о законах, которые являются общими для природы, человека и общества. Общность проявляется в структурных закономерностях, которые изучаются отвлечённо от предметного содержания, так же, как знаки в семиотике, числа и фигуры в математике, причём структуры эти рассматриваются в динамике, в движении, в качественных превращениях. Элементарная структура анализа, диада, позволяет осуществлять операцию дихотомии,
т.е. расщеплять объект на две части. Но бинарными актами невозможно описать
коллективные взаимодействия и объяснить механизм синтеза. Для этого нужна
по меньшей мере тройная связка, триада, причём не одномерная, которая структурно
не богаче диады, и не переходная, которая только заявляет о возможности
синтеза, а системная, состоящая из трёх равноправных элементов одного уровня
общности [7]. В ней каждый элемент может служить мерообразующим фактором
при разрешении спора между двумя другими, опосредуя процесс формирования
синтеза.
отражающей природную способность человека мыслить одновременно и понятиями, и образами, и символами. Эта формула позволяет осознанно ориентироваться в смысловом пространстве, достраивая монады и диады до целостных тройных комплексов. Так диада "материя-идея" разрешается в области эмоцио через человека, а оппозиция "порядок-хаос" - в области интуицио через творчество. Трихотомия понятий путём различения указанных аспектов ведёт к их тернарной дефиниции [8]. Например, система - это элементность-связанность-целостность, асимптотическая математика - это точность-локальность-простота, синергетика - это нелинейность-когерентность-открытость [9]. Тернарный опыт человечества достаточно богат и интерес к нему возрастает. В двух томах Международной библиографии тринитарной литературы [10] собрано около шести тысяч работ по триадическим структурам типа nosse-velle-esse, т.е. cognition-acting-being, или
соответствующего нашей семантической формуле. Целостные триады, сложившиеся в разных культурных традициях, состоят из слов, привязка которых к предлагаемому эталону не всегда очевидна. При смене структурной парадигмы содержание понятий приходится переосмысливать в новой системе отношений. И тогда открывается удивительная общность семантической формулы системной триады, которая проявляется во всех основополагающих открытиях науки, в гениальных произведениях искусства, в жизнеспособных религиях мира [11]. В социальной сфере на эту гомологию обратил внимание В.В.Иофе ([12], с.297-305). Проблема "Восток-Запад" - это проблема сближения, единения, синтеза двух культур, и роль России здесь чрезвычайно велика. Интуицио Востока и рацио Запада могут быть совместимы лишь через эмоцио России [13]. В наших внутренних проблемах ведущую роль тоже играет эмоциональная компонента. Человеческий фактор, замыкая старые оппозиции типа "рацио-интуицио", становится штурманом синергетики на пути к целостности сквозь системные триады. Через человека разрешается пресловутый "основной вопрос" философии. С помощью красоты обретают целостность истина и добро. Человеческий потенциал составляет основную долю национального богатства страны [14], так что главной проблемой становится нравственное воспитание людей. Различая три компоненты образовательного пространства: информационное, воспитательное
и развивающее, М.Т.Громкова пишет: "Субъект впитывает то, что интересно
и возвышает разум… Воспитание отличается от впитывания, как восхождение
от хождения, воспевание от пения и т.п. Осознание - проникновение бытия
в сознание… Процесс осознания меняет внутренний образ и, следуя семантике,
может называться образовательным" [15]. Таким образом, системная триада
образования, выполняя синтезирующую роль, должна включать в себя и передачу
знаний (рацио), и воспитание стиля (эмоцио), и развитие умения (интуицио).
Целостно образованный человек ощущает себя понимающим ("счастье - это
когда тебя понимают"), участвующим ("без меня народ не полон"),
творящим (синергия - соработничество человека с Богом). Появление семиодинамики именно в России видимо не случайно. В русской тройке коренная лошадка - эмоцио. А эмоциональная доминанта означает приоритет структуры, динамики, жизни. Геометрический образ системной триады в виде правильного горизонтального треугольника - двумерный. Однако в динамике жизни каждая компонента может меняться самостоятельно по своей оси, так что проявленная триада имеет три измерения. Также и диада: фиксированная - одномерна, действующая - двумерна. Неизбежность перехода от бинарных структур к тернарным при стремлении к целостности вполне очевидна. Но,будучи необходимой, является ли системная триада достаточной настолько, чтобы вместе с Т.П.Григорьевой [17] мы могли сказать: "Триединое и есть логика целого"? Ведь существуют и более сложные комплексы: тетрады, пентады и т.д. [18]. Конечно, можно сослаться на принцип простоты и бритву Оккама. Можно аргументировать общностью семантической формулы системной триады, которая проявляется всюду, в то время как семантика более сложных плеяд весьма локализована и универсальный архетип в них пока не обнаружен. Но существуют и более глубокие основания сфокусировать внимание на тернарных структурах. Природа, в отличие от бравого рассудка, избегает уходить в дурную бесконечность. Формального умножителя всегда настигает коллапс. В синергетике это называют самоорганизованной критичностью. Коридор эволюции достаточно узок. В истории Вселенной когда-то произошёл фазовый переход от начальной многомерности к трёхмерному пространству, обеспечивший рост разнообразия структурных форм. [19]. В физике ещё в 1917 г. П.Эренфест обнаружил, что трёхмерность обладает определёнными преимуществами, так как при меньшей размерности не могут возникать сложные структуры, а при большей не могут существовать устойчивые атомы и планетные системы. В многомерных моделях физических пространств дополнительные измерения оказываются свёрнутыми. Создавая новую парадигму в облике синергетики, семиодинамика принадлежит не столько прошлому, сколько будущему, являясь методологической опорой для решения имманентных проблем теории саморазвития [9]. Будучи предтечей, она всё больше раскрывается и как перспектива [20]. 1. Семиодинамика.
Труды семинара. СПб, 1994. 192 с. |