Центр российского динамического развития (РДР-Центр) и
и Академия государственной службы при Президенте РФ

СТРАТЕГИИ ДИНАМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ:
ЕДИНСТВО САМООРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ
"СИНЕРГЕТИКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
XXI ВЕКА - ДИАЛОГ ШКОЛ":
МЕТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА

Д.Чернавский
Г.Хакен
С.Капица
С.Курдюмов
Г.Хакен, В.Кузнецов
В.Степин
Выступает В.Егоров
В.Романов, Г.Малинецкий
К.Майнцер
В.Капустин, Г.Хакен, В.Буданов, В.Эбелинг, В.Курдюмов
В.Аршинов
Е.Князева, М.Лермонтов
По инициативе Российской академии государственной службы при Президенте РФ, Института философии РАН, Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Института социально-политических исследований РАН и Института психологии РАН 16-18 июня 2004 года в РАГС проведена Первая международная научно-практическая конференция "Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления". Организация конференции была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований и Российским гуманитарным научным фондом.
Инициирование конференции было обусловлено следующими предпосылками:
  • необходимостью поиска системных оснований для вывода России на уровень развития, обеспечивающий ее устойчивость и безопасность в условиях глобализации, новых угроз и вызовов внутри страны и вне ее;
  • необходимость поиска принципиально новых подходов к организации и содержанию государственного управления в стране;
  • острой потребностью государства в профессионалах новой генерации, обладающих способностью и умением обеспечивать такой прорыв.
Тематика конференции вызвала большой интерес ученых и практиков страны, ближнего и дальнего зарубежья. В ней приняли участие более 600 человек. В их числе - ученые РАГС, РАН, ВУЗов и НИИ субъектов Российской Федерации, представители различных структур государственного и муниципального управления, бизнеса и гражданского общества. Особый интерес проявлен к организованным в рамках конференции Международному симпозиуму "Синергетика в решении проблем человечества ХХI века: диалог школ", в которой приняли участие ведущие в этой области ученые Германии, Болгарии, США, Беларуси, Украины, а также Международному семинару "Динамическое развитие России в контексте мировых целей тысячелетия" с участием экспертов и консультантов ООН.
Различные мнения и предложения участников конференции в отношении стратегических направлений решения проблемы высоко динамичного и в то же время устойчивого развития России сошлись в следующей посылке. Вхождение не только России, но и глобального сообщества в фазу очередного цивилизационного кризиса - следствие социальной самоорганизации, вышедшей из-под государственного контроля.
Именно в связи с этим и был проявлен высокий интерес к социальной синергетике, исследующей нелинейную социальную динамику. Достаточно отметить, что опаснейшая на сегодняшний день для всего цивилизованного мира угроза террористической войны формируется в прямом соответствии с законами развития нелинейных объектов: "малые сигналы" вызывают грандиозные потрясения больших открытых систем. В этом же контексте на конференции анализировались социально опасные вызовы различных чрезвычайных ситуаций.
Центральный вывод конференции: необходима радикальная смена традиционной парадигмы государственного управления, в основе которой до сих пор сохраняется принцип суперпозиции - большими силами ("фронт против фронта") получить адекватно выраженный результат. Сегодня этот принцип не работает (нет фронта, а угрозы слишком разнообразны и разноплановы).
Анализ докладов и выступлений участников конференции выявляет контуры новой государственно-управленческой парадигмы, соответствующей цели динамического развития и одновременно обеспечения безопасности общества. Ее научным базисом является нелинейная социальная динамика, имеющая на сегодняшний день как философско-методологическое, так и прикладное, оснащенное математическим инструментарием, обоснование. На этом базисе формулируется концепция направляемой социальной самоорганизации.
В настоящее время государственную систему следует определять как органичную компоненту самоорганизующегося общества. Ее функционирование должно основываться на умении поддерживать и стимулировать процесс социальной самоорганизации, направлять его в конструктивное для жизни людей и общества русло, инновационно управлять рисками и кризисами динамично трансформирующегося социума, отвечая собственной самоорганизацией в ответ на вызовы и угрозы.
Зародыши элементов такого рода государственной деятельности наблюдаются в процессе становления новой российской государственности. Однако их вызревание, диффузия в управленческую среду, формирование в систему целенаправленно не обеспечиваются и даже сдерживаются. Главная причина - неготовность нынешнего государственного кадрового корпуса к эффективной социально-организационной деятельности в новых условиях. Решение этой проблемы возможно только путем инновационного обновления содержания подготовки государственных деятелей.
Опираясь на результаты работы конференции, полагаем необходимым безотлагательно осуществить:
  • разработку силами сводного творческого коллектива ученых РАГС и РАН концепции национальной системы антикризисного управления с проектом программы ее реализации.
  • организацию целенаправленной инновационной подготовки кадров государственного управления на основе уже имеющихся наработок в области теории нелинейной социальной динамики и в практике инновационного социального управления. Начать такую подготовку можно в РАГС при Президенте РФ совместно с учеными РАН, другими специалистами в этой области знаний и управленческой практики;
  • создание общественного Центра "Российская динамика развития" (РДР - Центр) для выявления и интегрирования научного и педагогического потенциала страны в интересах разработки и преподавания инноватики государственного управления, координации впредь постоянно действующей международной научно-практической конференции "Стратегии динамического развития России", с акцентированием тематики на проблемы безопасности граждан и общества.
  • подготовку и представление Президенту Российской Федерации проекта Указа "Об инновационной подготовке руководителей в системе государственного управления", имея целью формирование государственного кадрового корпуса, способного к социально-организационной деятельности в условиях глубокой трансформации российского общества, нарастающих опасностей кризисов, необходимостью их предвидения и парирования.
Надеемся на поддержку нашей инициативы.

16-18 июня 2004 г. в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялась 1-ая Международная научно-практическая конференция "Стратегии динамического развития России: единство самоорганизации и управления". В ее работе участвовали более 600 человек - ученых, практиков государственного и муниципального управления, представителей общественных и коммерческих организаций. Германия, Беларусь, Болгария, Киргизия, Молдова, США, Украина, 23 субъекта Российской Федерации - география интереса, проявленного к теме конференции.

На вопросы редакции журнала "Государственная служба" отвечает ученый секретарь конференции, профессор, заведующий кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления РАГС., доктор социологических наук, доктор медицинских наук, специалист в области синергетики, теории организации. Автор 3 монографий, более 20 научных работ по тематике кафедры. Инициатор и организатор научного клуба «Сингрессия» на базе РАГС - Романов Вячеслав Леонидович

- Вячеслав Леонидович, Вы - в числе инициаторов и организаторов конференции. Расскажите, что побудило инициативу и обусловило готовность проведения столь представительного и неординарного по содержанию форума?

- Главный мотив в замысле конференции прямо связан с острой потребностью российского общества в преодолении последствий тяжелейшего системного кризиса, в который сбросили его ни стратегически, ни тактически не подготовленные радикальные политическая и экономическая реформы. При этом имеется в виду, что выход из этого положения не состоится, если будет основываться на принципе постепенного, линейного роста экономических ресурсов страны. Более того, при таком подходе России будет угрожать необратимое отставание от "полета мировой стрелы времени". Накопленные человечеством активности достигли того предела, за которым изменения общественных отношений происходят столь стремительно и непредсказуемо, что устойчивость и, соответственно, целостность национальных сообществ будут реальны только при условии их непрерывного и нелинейного движения в будущее. В отличие от высокоразвитых сегодня стран Россия имеет уникальный для такого движения потенциал. Отсюда и ориентация Президента Российской Федерации В.В. Путина на "амбициозные" темпы развития нашей страны. В синергетике такое развитие определяется как динамическое, поиску механизмов которого посвящена конференция. Синергетика как наука о нелинейных процессах располагает инструментарием этого поиска и реализации его результатов. Как цель конференции, так и подход к поиску могут представляться с традиционной точки зрения неординарными. Но ответ на неординарный вызов должен быть также неординарным. Хотя, что же тут неординарного? Уже давно известно высказывание одного из мудрых: "Для того, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать".

- Насколько известно, синергетика, несмотря на ее уже полувековую историю, не получила общего признания в научном сообществе и ею занимаются в основном энтузиасты-одиночки и небольшие коллективы. Можно ли рассчитывать на широкое применение на практике ее методов?

- От открытия пенициллина до его широкого применения в медицине прошло также около пятидесяти лет. Примечательно, что перелом в отношении к нему произошел в кризисной для человечества ситуации. Массовые людские потери на фронтах Второй мировой войны от раневой инфекции буквально заставили обратить внимание на это, еще не признанное к тому времени медицинской наукой, средство. Результат известен. Новое утверждается при обострении потребности в нем. Так и с синергетикой. Вхождение человечества в эпоху рисков, кризисов, катастроф - словно бы вызов синергетики как науки о нелинейных процессах. Участвовавший в конференции основоположник синергетики доктор Герман Хакен (Германия) заявил, что в первый свой приезд в Россию (1989 г.) он видел в основном зачатки отечественной синергетики и преимущественно - в естественных науках, а сегодня он встретился с вполне зрелым и широко представленным российским синергетическим сообществом, перешагнувшим рубеж между естественными и общественными науками. И, действительно, если, к примеру, в нашей академии в начале 1990-х годов синергетику представляли одиночки - профессор В.С. Егоров, профессор К.Х. Делокаров, доцент (в то время) О.Н. Астафьева, организовавшие постоянно действующий методологический семинар по синергетике, то в настоящее время профессионально ориентируют на синергетический подход свои исследования и учебные курсы уже несколько кафедр. В числе лидирующих в этом отношении - кафедра организации социальных систем и антикризисного управления, кафедра информационной политики, кафедра теории и практики культуры. В состав кафедры организации социальных систем и антикризисного управления, предметная область которой представлена теорией социальной самоорганизации (социосинергетикой), вошли по совместительству ведущие в России и известные за рубежом синергетики РАН С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, В.Г. Буданов, Е.Н. Князева, В.И. Аршинов. Сложились и крепнут связи РАГС с синергетическими школами Санкт-Петербурга, Томска, Татарстана, Новосибирска и др. Но того, что на безымянное наше приглашение к участию в конференции откликнулось не ожидавшееся нами громадное число синергетиков со всей страны, о которых мы знали по отдельным их публикациям или даже вовсе не знали; того, что пафос большинства докладов на пленарном заседании и выступлений на секциях был синергетическим; того, что для опубликования материалов по социосинергетике потребовалось издание нескольких томов, - думаю достаточно для ответа на поставленный вопрос. Добавлю только, что как синергетика беспокойна своей креативностью для косной рационалистической науки, так и люди, разрабатывающие и продвигающие ее методы в практику, беспокойны в социальном отношении. На одном из объявлений о предстоящей конференции был призыв: "Для тех, кого беспокоит судьба России".

- Судя по названию конференции, поиск механизма динамического развития России осуществлялся в контексте единства самоорганизации и управления. В связи с чем взято именно это направление?

- На одном из первых синергетических семинаров РАГС (1992 г.) был задан вопрос: "Почему существует столь концентрированное внимание семинара к идеям самоорганизации и совершенно не обсуждается вопрос об управлении?" Ответ был категоричен: "Хватит, науправлялись до застоя в стране!" Такой уклон корреспондировался с позицией первореформаторов - либералов, утверждавших, что свободные, т.е. самоорганизующиеся, рыночные отношения не нуждаются в государственном управлении. Через восемь лет, когда отчетливо проявилась несостоятельность неолиберальной идеологии, когда "дикая" самоорганизация рынка довела страну до глубочайшего упадка, зазвучало другое: "Хватит самоорганизации, давайте управлять!"
Прислушаемся к голосу участников нынешней конференции.
В.Н. Кузнецов в докладе "Российская идеология XXI века в обеспечении эффективности и безопасности динамично-устойчивого развития России" ориентируется на позицию Гегеля в вопросе о трудностях желательных перемен в обществе людей: "Развитие, таким образом, есть не бесхитростное и безмятежное проистечение, каким оно бывает в органической жизни, а жесткая, яростная работа духа… Оно не сводится к чисто формальным моментам развития вообще, а является достижением определенной содержательной цели". Свобода работы духа и определенность цели - это постулат динамично-устойчивого человеческого развития, раскрывающий не противопоставление, а единство самоорганизации и управления.
С.П. Курдюмов, Е.Н. Князева: "Важно понимать, что для динамического развития сложных социальных структур необходима определенная доля хаоса, т.е. спонтанной самоорганизации, и доля управления, внешнего контроля и что эти две составляющие - самоорганизация снизу и организация сверху - должны быть сбалансированы".
Клаус Майнцер: "Разумное управление должно научиться чуткости в обращении с неустойчивостью и способности определять граничные условия, способствующие самоорганизации желаемой динамики развития".
Цитирование можно было бы продолжать, но это уже задача более глубокого анализа подходов докладчиков к определению по сути общей для их большинства позиций: если в неживой природе все процессы подчинены законам самоорганизации, в живом природном мире - законам самоорганизации и саморегулирования, то в социальной жизни процессы самоорганизации сопровождаются управлением, а в управлении всегда участвует самоорганизация. В этом и заключается всеобщий для развития социума принцип единства самоорганизации и управления.

- Но почему именно это единство самоорганизации и управления может обеспечить динамичность развития общества?

- В ответе на этот вопрос обратимся к рассмотрению феномена стремительного (в историческом масштабе времени) социально-экономического развития США. Кто такие были "пионеры", осваивавшие территорию северной Америки? Это были приехавшие из разных стран люди, одержимые поиском новых возможностей самоутверждения, не боявшиеся риска и изнурительного труда. Именно этими качествами характеризуются предприимчивые личности. В хаосе отношений дикого Запада сформировались структуры социального, в т.ч. государственного управления, которые, однако, не связывали самодеятельность, но устанавливали "правила игры" с поддержкой ими продуктивной для общества самоорганизации. Самодеятельность продуцировала динамизм развития, правила игры обеспечивали его устойчивость. Закрепившиеся в социальной памяти поколений такие общественные отношения и явились корневой основой стремительного взлета США в мировом сообществе. Европа прошла аналогичный путь раньше, начиная с хаоса перемешивания культур Рима, варварского жизнеустройства, жестоких и затяжных войн формирующихся государств. Есть и другие исторические примеры. Теоретические обоснования процесса социальной и экономической динамики в условиях перемешивания и перемежения культур обсуждались многими участниками конференции (В.С. Степин, Д.С. Чернавский, О.Н. Астафьева, Н.Н. Олянишин и другие).

- Но имеет ли Россия подобные исторические основания для динамического взлета? Что предполагает конференция в этой связи?

-
Если внимательно всмотреться в историю России с позиции социосинергетического подхода, то такие основания у нее проявлялись неоднократно. Это самоформирования русской нации в хаосе перемешивания коренных народов на территории будущей России. Это - освоение новых земель казачеством, которое, кстати, формировалось из среды искателей воли, а затем весьма предприимчивых в земельном хозяйствовании людей. Это - мощный рывок России из страшной разрухи после революций 1917 года и гражданской войны с переходом от отсталой аграрной страны к индустриальной державе. Это, наконец, стремительный выход СССР из тяжелейшего состояния после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и образование супердержавы. Беда России в том, что она, по природе ее государственной власти, жестко унитарное государство, и вспышки энтузиазма народа в тяжелейшие для него годы быстро гасились централизованной властью после преодоления кризисов - будь то в эпоху упорно самосохранявшегося монархического режима или в периоде псевдосоветской власти.
В этой связи значительное число выступлений на конференции было посвящено проблеме нового парадигмального подхода к системе традиционного государственного управления, переживающей во всем мире вхождение в кризис. Приведем несколько выдержек из выступлений.
В.М. Головко, В.Н. Папело: "Важнейшей задачей современного этапа российского государственного строительства на федеральной основе является создание такого механизма взаимоотношений между центром, регионами и муниципальными образованиями, который позволил бы двигаться одновременно в двух направлениях: развития финансово-экономической базы и расширения самостоятельности субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, с одной стороны, формирования интеграционных связей между ними и укрепления единого экономического пространства - с другой". Как видим, речь идет о новой практике государственного управления, основа которого - высвобождения потенциала саморазвития регионов при сохранении целостности федерации за счет горизонтальных связей и единого экономического пространства, в создании которого определяется роль государства, но уже не в аспекте прямого контроля, а в создании благоприятной для социально-конструктивной самоорганизации среды жизнедеятельности. Это чисто практическое видение сопряжения социальной самоорганизации и государственного управления, но уже управления не конкретными действиями "на местах", а средой деятельности социальных индивидов. Такой подход имеет и достаточное теоретическое обоснование. В.П. Бранский, например, утверждает, что "с синергетической точки зрения теория управления является не чем иным, как частным случаем синергетической теории социального отбора". Другими словами: самоорганизация продуцирует параметры социального порядка. Эволюционно полезный для общества их отбор и фиксирование государством в структурах и нормах управления снижает риск ошибок субъективно принятых решений. Ю.Г. Карагод: "…социальной системе нельзя навязывать пути развития. Традиционный подход к управлению сложными системами основан на представлении: управляющее воздействие - желаемый результат. Если такое воздействие противостоит собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем, то результат может быть отрицательным. Проблема синергетики сводится к необходимости понимания того, как способствовать тенденциям развития системы и как выводить системы на эти пути". В том или несколько ином варианте представлений о новых основаниях новой парадигмы государственного управления, в том числе и с прикладным значением теоретически полученных результатов, строились выступления и других участников конференции.

- Но кто же будет непосредственно проводить эти научные новации в практику? Ведь известна неудовлетворенность и политиков, и населения уровнем профессионализма российских государственных служащих. Известны их консерватизм, приверженность к авторитарно-бюракратическому стилю служебной деятельности. Не очень чувствительны к новизне и разработчики государственного стандарта по специальности "Государственное и муниципальное управление"

- Вопрос относится к главной проблеме практического обеспечения динамического развития России на новой парадигмальной основе. Не случайно, обсуждение проблем подготовки кадров государственного управления было на конференции особенно оживленным. Руководители секции "Образовательные стратегии профессиональной подготовки кадров для динамического развития общества" - А.И. Турчинов, В.С. Карпичев, Н.Н. Полуденный активно поддержали дискуссию и направили ее в практическое русло. Остро звучал этот вопрос также на организованных в рамках конференции Международном симпозиуме "Синергетика в решении проблем человечества XXI века: диалог школ" и Международном семинаре "Динамическое социально-экономическое развитие России в контексте мировых целей тысячелетия" с участием экспертов и консультантов ООН.
Анализ докладов и сообщений по этой теме вселяет определенный оптимизм. А.И. Турчинов, зав. кафедрой государственной службы и кадровой политики РАГС, в своем докладе "Государственная кадровая политика как фактор динамического развития России в условиях глобализации" представил картину депрофессионализации кадров науки, производства и управления на первых этапах радикальной российской реформы. Вскрывая механизмы этого процесса, он обосновал конкретные меры не только по выходу из создавшегося положения, но и организации подготовки кадров новый генерации. Хочется отметить, что в учебные курсы названной кафедры включена новая дисциплина - "Социальная самоорганизация и государственное управление", разработанная синергетиками кафедры организации социальных систем и антикризисного управления РАГС. Курс этой же дисциплины читается на кафедре государственного управления и правового обеспечения государственной службы и на потоке вечернего отделения академии.
Необходимости широкого междисциплинарного образования в средней школе и вузах посвящен доклад В.Г. Буданова, которым разработана синергетическая модель управления образовательными учреждениями на возглавляемой им кафедре "Синергетика и образование" Удмуртского государственного университета, в рамках которой осуществляются междисциплинарные проекты как в университете, так и средней школе. О преподавании синергетических дисциплин в университетах сообщили Б.Л. Кузнецов, Г.А. Котельников, Н.В. Поддубный и другие. "Российская высшая школа,- отметил в своем выступлении В.И. Казаренков,- стремится перенести акценты с простой трансляции социокультурных норм и готового научного знания на формирование у человека способности ориентироваться в сложном социально-природном мире…" Возможность формирования такой способности в выступлении В.С. Карпичева связывается с методологией и технологией опережающего образования, которые разрабатываются под его руководством и уже применяются в обучении, повышении квалификации и переподготовке государственных служащих. Так что можно констатировать: обозначенная в вопросе проблема есть, и начат процесс ее научного и практического решения.

- Какие еще ключевые проблемы рассматривались на конференции?

- Проблемный подход отражен в формировании секций конференции. Всего работало семь секций: 1) Синергетика как методологическое основание динамического развития общества. Механизмы сопряжения социальной самоорганизации и государственного управления. 2) Условия обеспечения положительной динамики российской экономики и принципы моделирования социально-экономических процессов. 3) Информационные факторы динамического развития общества. 4) Управление рисками динамического развития. 5) Образовательные стратегии профессиональной подготовки кадров для динамического развития общества. 6) Параметры безопасности и устойчивости динамично развивающегося общества. 7) Новые тенденции в психологии человека динамично развивающегося общества.

- Вячеслав Леонидович, достигнута ли, на Ваш взгляд, цель конференции или "продолжение следует"?

- Основная цель конференции заключалась в поиске форм и способов оптимального сопряжения социальной самоорганизации и государственного управления в формировании национальной стратегии динамического развития страны. Вполне понятно, что даже самый продуктивный форум недостаточен для решения этой фундаментальной проблемы. Отдавая себе отчет в этом, мы имели в виду еще и, можно сказать, рабочую цель - выявить пассионарный потенциал страны, т.е. тех ученых и практиков, которые пока разрозненно или в локальных кооперациях разрабатывают и проводят в жизнь социально значимые инновации. Эта цель в первом приближении достигнута. Идея динамического развития России послужила, выражаясь в терминах синергетики, мощным аттрактором - фактором, увлекающим разрозненных авторов в когерентное движение. Вот силами этого движения и можно продолжить достижение основной цели конференции.
В организационном плане начата работа на следующих основных направлениях: создание базы данных о реальных и потенциальных специалистах в области разработки национальной стратегии динамического развития страны; учреждение некоммерческой общественной организации "Российское динамическое развитие - Центр" (НКО "РДР-Центр"), открытой для индивидуального и коллективного участия в ней социально и конструктивно отечественных и зарубежных деятелей; организация сети педагогов для дистанционной подготовки специалистов синергетического менеджмента в интересах систем государственного и муниципального управления, структур гражданского общества и бизнеса; подготовка и регулярное (каждые 2-3 года) проведение на различных площадках страны очередных международных научно-практических конференций "Стратегии динамического развития России" по материалам ежегодного, в промежутках между конференциями, мониторинга реального процесса развития страны.

Шесть книг. Цена: 450 рублей. Заказы по e-mail: vskurdyumov@yandex.ru , zaletov@yandex.ru

Материалы Первой международной научно-практической конференции. Посвящается десятилетнему юбилею Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2004

Том II ( две части )
ОГЛАВЛЕНИЕ
Том III ( три части )
ОГЛАВЛЕНИЕ
       

ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
С.П. КУРДЮМОВА


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz