ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ХХI ВЕКЕ:
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ

Буданов В.Г.

Трансдисциплинарное образование сегодня лишь начинает свой путь, к его сфере можно отнести множество междисциплинарных предметов: антропология, экология, культурология, концепции современного естествознания, теорию государственного управления и т.д., но методологическое ядро в подходе к их преподаванию по нашему убеждению будет основано на синергетике, науке о жизни в сложном, быстро меняющемся мире


Современный цивилизационный кризис характеризуется ростом объема информации в режиме с обострением, и, как следствие этого, порождает фрагментарность восприятия мира, кризис самоопределения, как личности, так и социальных групп, напряженность в межнациональных и межконфессиональных отношениях, отношениях человека и природы, культуры естественнонаучной и культуры гуманитарной. Ситуация напоминает библейский сюжет о смешении языков начиная уже с уровня научного дисциплинарного знания, и старые подходы в образовании скорее усугубляют ситуацию.

Для противостояния хаосу, выработки стратегий поведения в нем необходимы новые превентивные стратегии образования, новый трансдисциплинарный метаязык горизонтальных связей. Целостность знания, как приоритет новых образовательных подходов должна разрешить проблему двух культур, восстановить гармонию отношений человека и природы, уменьшить социальную дезадаптацию.

Такой подход сформировался в конце прошлого века (Хакен, Пригожин) (1, 2) и представлен в современной науке синергетикой --- междисциплинарным направлением науки исследующим механизмы эволюции, становления реальности, самоорганизации и "управления" хаосом. Ее принципы (1, 7) в равной степени присущи как гуманитарному, так и естественнонаучному знанию, особенно наукам о жизни. Согласно нашему крупнейшему философу науки В.С. Степину (13) синергетика дает основу картины мира постнеклассического периода развития науки, науки человекомерных систем, к которым следует отнести все сложные развивающиеся системы, как природные, так и технические и социо-гуманитарные, к ним естественно принадлежит и педагогика и образование (1-5), эти идеи многие годы проповедует и директор ИПМ РАН С.П. Курдюмов и многие ведущие синергетики России (4,11, 16).

Мы уверенны, что любую ступень образования, следует предварять и завершать лекциями по синергетике, иллюстрируя универсальные принципы новыми дисциплинарными знаниями. Именно так можно подготовить новые поколения к сложностям неспокойного будущего.

Десять лет назад в работе автора (6) предлагались стратегии внедрения синергетики в образование, которые предназначены для подготовки целостного трансдисциплинарного взгляда на мир, причем на уровне сознания большинства граждан, иначе в обществе не возникнет согласованного понимания глобальных проблем и способов их решения.

Подробнее о принципах синергетики можно прочесть в (7), здесь же мы сосредоточимся на приложениях стратегий и принципов синергетики в образовании, которое за десять лет стало наиболее яркой инновационной областью синергетической методологии (9,10).

Согласно (6), введение синергетики в образовательный процесс происходит по трем направлениям:

I - СИНЕРГЕТИКА ДЛЯ ОБРАЗОВАНИИ (SYNERGETICS FOR ): интегративные курсы синергетики в средней и высшей школе по завершении очередного цикла обучения - подготовительная, начальная, средняя школа, цикл фундаментальных дисциплин в высшей школе, цикл специальных дисциплин, аспирантура, факультеты переподготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей, адаптивные курсы и получение второго образования людьми в зрелом возрасте. И начинать надо с создания учебной литературы и специальных потоков ФПК. Это путь спирального восхождения по рубежам осознания целостности мира.

На этом пути есть определенные достижения. Наблюдается "исход" синергетики из Высшей школы. Лекторы университетов адаптируют свои курсы синергетики для старшекласников в школах при научных центрах СГУ, МИФИ, УдГУ и т.д.. Неизменно превосходный результат это дает в физ-мат классах и лицеях, например, более десяти лет работает Саратовский синергетический лицей прикладных наук для одаренной молодежи при СГУ (рект. Трубецков Д.И.). Однако опыт внедрения таких курсов в обычной средней школе, в том числе в гуманитарных классах, пожалуй, имеется только в Ижевской гимназии №56 (директор Харитонова В.А.). Конечно, пока речь идет о старшекласниках, но "синергетика для всех", излагаемая на уровне методологических принципов и слабоформализованных когнитивных схем позволяет надеяться на ее внедрение и в основной школе, в среде гуманитариев в Высшей школе. Например, автор ряд лет ведет курсы "Синергетика" и "Синергетическая антропология" для философов и политологов МГУ и ГУГН.

II - СИНЕРГЕТИКА В ОБРАЗОВАНИИ (SYNERGETICS IN): внедрение в частных дисциплинах материалов иллюстрирующих принципы синергетики в каждой дисциплине, будь то естественнонаучная или гуманитарная дисциплина, можно найти разделы изучающие процессы становления, возникновения нового, и здесь уместно наряду с традиционным использовать язык синергетики, позволяющий в дальнейшем создать горизонтальное поле междисциплинарного диалога, поле целостности науки и культуры. В Высшей школе ярким пример такого междисциплинарного диалога мы находим в базовой дисциплине "Концепции современного естествознания" для гуманитариев, в котором синергетика является синтезирующим началом (8,12).

Создание междисциплинарного пространства в школе, в том числе и в высшей, предполагает принятие синергетической картины мира и синергетической методологии педагогическим, преподавательским коллективом, что в первую очередь требует специальных лекционных курсов и переподготовки преподавателей с помощью специалистов синергетиков. Этот процесс возможен лишь при тесном сотрудничестве с научными центрами РАН и Высшей школой. В Саратовском лицее и гуманитарные дисциплины читают университетские синергетики, чего нельзя ожидать в случае рядовых школ. В частности, в ижевской гимназии №56 последние лет пять эта задача решается чтением курсов синергетики приглашенными специалистами не только школьникам, но и педагогам. С этого начиналась переподготовка преподавателей и на кафедре Антикризисного управления РАГС (зав. Романов В.Л.).

III - СИНЕРГЕТИКА ОБРАЗОВАНИЯ (SYNERGETICS OF): Синергетика, примененная к самому процессу образования, становления личности и знания. Здесь в наибольшей степени сказывается человеческий фактор, постнеклассический характер синергетики, в процессах диалога и развития систем с самоописанием. Высокие примеры педагогического мастерства и авторских методик и есть лучшие образцы приложения целостных синергетических подходов, но сегодня проблема не в том, чтобы создать единую методику, а в том, чтобы научить преподавателя осознанно создавать свою, только ему присущую методику и стиль, оставаясь на позициях науки о человеке.

Здесь мы имеем не просто системный подход к образованию, но учет динамики и механизмов самоорганизации субъектов образовательных пространств, управление образованием в условиях демократии и инициативы образовательных учреждений, единство содержания и воспитания, образование целостной креативной личности. Это направление развивается относительно недавно. В области проблем синергетического моделирования и управления образованием Высшей школы известны работы Малинецкого Г.Г. (11), синергетическая модель управления образовательными учреждения региона строилась и на кафедре Синергетика и образования УдГУ (зав. Буданов В.Г.), в рамках которой осуществляются междисциплинарные образовательные проекты, как в университете, так и в средней школе. Однако самый сложный и интересный, на наш взгляд, комплекс задач синергетического формирования целостной личности мы встречаем в школе, поскольку в высшей школе проблемы воспитания уже почти не решаемы, да и многообразие форм обучения меньше.

К новым технологиям в школьном образовании приводят использование синергетических знаний о законах самоорганизации, формировании и управлении образовательными пространствами, образовательными инновациями и разнообразием. Синергетика личности, коммуникации, средовых феноменов позволяет иначе подойти к процессам формирования социально адаптивной, целостной личности учащегося. Отметим, что эти возможности предоставляет именно школьное образование, где проблемы воспитания и обучения решаются в равной мере, в то время, как в Высшей школе акцент делается на содержательном аспекте образования. Все это позволило проводить широкий педагогический эксперимент по использованию синергетической методологии с привлечением специалистов Высшей школы и Академии наук в ижевской гимназии №56.

Чему учит история синергетики? Путь, пройденный синергетикой в образовании, как в России, так и во всем мире, совсем невелик. Лет 15 назад все начиналось со спецкурсов и научных семинаров на физ-мат и биофизических факультетах МГУ, Физ-теха, Пущино, ИПМ РАН, Саратова и Нижнего Новгорода. В школе о ней просто не знали, и единственным рассадником методов нелинейной динамики среди одаренных школьников был саратовский математический лицей.

Так открывалась эпоха "Синергетики для образования". Остальные два этапа возникнут позже. Сегодня действительно существует сеть научных семинаров по стране, расширяющаяся в основном за счет гуманитариев. Учебных пособий совсем немного, а хороших среди них единицы, в основном читают труды классиков --- Хакена и Пригожина, тиражи мизерные. Профанация синергетической методологии вне научных центров достигла небывалых масштабов, что дискредитирует ее идеи в глазах научной общественности. Никакой системы синергетического образования, никаких ФПК не возникло, все по-прежнему на энтузиазме одиночек.

Выход нам видится один: самоорганизация и институализация сообщества, только это позволит удержать методологическое ядро от размывания и поможет вступить синергетическому сообществу в диалог с образовательными структурами и министерскими чиновниками. В идеале это статус синергетики как выпускающей дисциплины, УМО, специальность в ВАК, так, как это было с кибернетикой и системным анализом во времена расцвета науки. Хотя мы понимаем, что всем трудно и видимо какие то дисциплины будут умирать, но эта-то живет вопреки, а не благодаря чиновникам, значит она нужна людям.

Но синергетика наука междисциплинарная, и ее функции и задачи много шире, чем просто развитие дисциплины о нелинейное моделирование сложных систем. Здесь возникают особые проблемы междисциплинарной коммуникации. С возникновением задачи естественнонаучного образования гуманитариев в новом поколении учебных стандартов 10 лет назад синергетика входит в программы для гуманитариев в базовой дисциплине "Концепции современного естествознания" (6,7). Начинает период "Синергетики в образовании", период использования языка синергетики в различных, в том числе и гуманитарных дисциплинах. Следует отметить большую роль в формировании синергетического мировоззрения так же публикации в журнале Общественные науки и современность, который стал пропагандировать гуманитарную синергетику с середины 90, в Вопросах философии, серии книг издательств РАГС, Прогресс-традиция, ИФ РАН, МГУ, РХД, УРСС. Все это порождает постнеклассическую картину мира, однако это несоизмеримо со значением так и не возникшего ФПК при Министерстве Образования по междисциплинарному курсу "Концепции современного естествознания", содержащего по госпрограмме 12-16 лекций синергетики для всех гуманитарных специальностей в России. А ведь такие курсы создают сейчас и в школе для гуманитарных классов, хотелось бы не повторять ошибки предыдущего десятилетия.

Обсудим теперь блок принципов синергетики, предложенных в (7) и апробированный в образовании гуманитариев.
Два принципа Бытия: 1-гомеостатичность, 2-иерархичность.

Они характеризуют фазу "порядка", стабильного функционирования системы, ее жесткую онтологию, прозрачность и простоту описания, принцип иерархического подчинения Г.Хакена,, наличие устойчивых диссипативных структур -аттракторов на которых функционирует система.

  • Гомеостатичность. Гомеостаз это поддержание программы функционирования системы, ее внутрених характеристик в некоторых рамках, позволяющих ей следовать к своей цели. Корректировка осуществляется за счет отрицательных обратных связей (доля сигнала с выхода системы подается на вход с обратным знаком), подавляющих любое отклонение в программе поведения возникшее под действием внешних воздействий среды. Цель-программу поведения системы в состоянии гомеостаза называют аттрактор (притягиватель). Эти структуры существуют лишь пока в систему подается поток вещества, энергии, информации --- так называемые диссипативные (рассеивающие энергию) структуры далекие от равновесия.
  • Иерархичность. Основным смыслом структурной иерархии, является составная природа вышестоящих уровней по отношению к нижестоящим. То, что для низшего уровня есть структура, для высшего есть бесструктурный элемент хаоса, строительный материал.

Всякий раз элементы, связываясь в структуру, передают ей часть своих функций, степеней свободы, которые теперь выражаются от лица коллектива всей системы, причем на уровне элементов этих понятий могло и не быть. Эти коллективные переменные образуют более высокий иерархический уровень, нежели элементы системы, и в синергетике, следуя Г. Хакену, их принято называть параметрами порядка --- именно они описывают в сжатой форме смысл поведения и цели-аттракторы системы. Описанная природа параметров порядка называется принципом подчинения, когда изменение параметра порядка как бы синхронно дирижирует поведением множества элементов низшего уровня, образующих систему.

Выделенную роль в иерархии систем играет время, и синергетический принцип подчинения Хакена формулируется именно для временной иерархии.

Рассмотрим теперь три произвольных ближайших последовательных временных уровня. Назовем их микро-, макро- и мега- уровнями соответственно. Принято говорить, что параметры порядка это долгоживущие коллективные переменные, задающие язык среднего макро-уровня. Сами они образованы и управляют быстрыми, короткоживущими, ординарными переменными задающими язык нижележащего микроуровня. Последние ассоциируются для макро-уровня с бесструктурным "тепловым" хаотическим движением, неразличимым на его языке в деталях. Следующий, вышележащий над макро-уровнем, мега-уровень образован сверхмедленными "вечными" переменными, которые выполняют для макро-уровня роль параметров порядка, но теперь, в этой триаде уровней, их принято называть управляющими параметрами . Плавно меняя управляющие параметры можно менять систему нижележащих уровней, иногда изменения выглядят весьма бурно, кризисно.

При рассмотрении двух соседних уровней принцип подчинения гласит: долгоживущие переменные управляют короткоживущими, вышележащий уровень, нижележащим.

В заключении подчеркнем, что принцип подчинения справедлив не всегда, его не стоит абсолютизировать. Это свидетельства того, что иерархичность не может быть раз и на всегда установлена, т.е. не покрывается только принципом Бытия, порядка. Необходимы принципы Становления--- проводники эволюции.
Пять принципов Становления:

3--нелинейность, 4--неустойчивость, 5--незамкнутость, 6--динамическая иерархичность, 7-- наблюдаемость.

Они характеризуют фазу трансформации, обновления системы, прохождение ею последовательно путем гибели старого порядка, хаоса испытаний альтернатив и, наконец рождения нового порядка.

Начнем с первых трех принципов, " ТРЕХ НЕ", которых всячески избегала классическая методология, но которые позволяют войти системе в хаотическую креативную фазу. Обычно это происходит за счет положительных обратных связей, усиливающих в системе внешние возмущения.

  • Нелинейность. Линейность --- один из идеалов простоты поведения систем. Замечательно, что это всегда так вблизи положения равновесия системы. Оказывается, что и высшая школа учит решать в основном линейные, развивая у людей линейную интуицию, сея иллюзию простоты этого мира. Гомеостаз системы часто осуществляется именно на уровне линейных колебаний около оптимальных параметров, поэтому так важен простой линейный случай. Он экономит наши интеллектуальные усилия. Определяющим свойством линейных систем является принцип суперпозиции: сумма решений есть решение, или иначе ---- результат суммарного воздействия на систему есть сумма результатов, так называемый линейный отклик системы, прямо пропорциональный воздействию.

Итак, нелинейность есть нарушение принципа суперпозиции в некотором явлении: результат суммы воздействий не равен сумме их результатов. Нельзя складывать результаты действующих причин. Значит ли это, что надо отказаться от быстрого линейного прогнозирования, этого основного стандарта нашего мышления? Нет, просто надо знать область его применимости.

Любая граница целостности объекта, его разрушения, разделения, поглощения, предполагает нелинейные эффекты. Можно сказать, что нелинейность "живет", ярко проявляется вблизи границ существования системы. В общем случае, чтобы перейти от одного состояния гомеостаза к другому мы вынуждены попасть в область их совместной границы, сильной нелинейности.

Сами человеческие отношения носят крайне нелинейный характер, хотя бы потому, что существуют границы чувств, эмоций, страстей, вблизи которых поведение становится "неадекватным". Кроме того, коллективные действия не сводятся к простой сумме индивидуальных независимых действий. В этом и состоит психологическая сложность, нелинейность задачи подбора коллективов фирм, кафедр, компаньенов по бизнесу из профессионалов формально гарантирующих успех. Нелинейна всегда и задача принятия решения, выбора.

Линейные стратегии мышления экономны и эффективны, но лишь в умеренных рамках гомеостаза, вне которых они обманчивы, а порой и опасны.

В кризисных ситуациях, повсеместных в наше время, востребуются именно нелинейные методы, нелинейное мышление.

  • Незамкнутость (открытость) Для замкнутой системы справедливы фундаментальные законы сохранения (энергии, импульса, момента импульса), радикально упрощающие описание простых систем. Но самое главное для нас: в замкнутых системах с очень большим числом частиц справедлив второй закон (второе начало) термодинамики, гласящий, что энтропия (мера хаоса) со временем возрастает или остается постоянной, т.е. хаос в замкнутой системе не убывает, он может лишь возрастать, порядок обречен исчезнуть.

Сами же живые системы и общество системы открытые, потребляющие вещество, энергию для них второе начало не применимо, и энтропия может уменьшаться. Именно открытость позволяет эволюционировать таким системам от простого к сложному, разворачивать программу роста организма из клетки-зародыша. Это означает, что иерархический уровень может развиваться, усложняться, только при обмене веществом, энергией, информацией с другими уровнями. В неживой природе диссипация (преобразование системой поступающей энергии в тепловую) тоже может приводить к упорядоченным структурам. Например, эволюция Солнечной системы, или дорожка водоворотов за веслом на быстрой воде. Именно с описания таких систем в химии и теории лазера и началась синергетика.

  • Неустойчивость. Последнее из трех "не" (нелинейность, незамкнутость, неустойчивость) содержит в себе два предыдущих. Переход от устойчивого состояния к неустойчивому возможен только в нелинейной системе. Оказывается, что при переходе от одного положения гомеостаза к другому, система становится обязательно открытой в точках неустойчивости. Это свойство всех обучающихся систем, всех ситуаций выбора или генерации ценной информации. Таким образом, в точке неустойчивости система (даже замкнутая) действительно становится открытой, является чувствительным приемником воздействий других уровней бытия, причащается Универсуму, получает информацию ранее недоступную ей.

Такие состояния неустойчивости, выбора принято называть точками бифуркаций (буквально двузубая вилка, по числу альтернатив, которых может быть и не две), они непременны в любой ситуации рождения нового качества и характеризуют рубеж между новым и старым.

Значимость точек бифуркации еще и в том, что только в них можно несиловым, информационным способом, т.е. сколь угодно слабыми воздействиями повлиять на выбор поведения системы, на ее судьбу, это точки рождения ценной информации.

  • Динамическая иерархичность (эмерджентность). Это обобщение принципа подчинения на процессы становления --- рождение параметров порядка, когда приходится рассматривать взаимодействие более чем двух уровней и сам процесс становления есть процесс исчезновения, а затем рождения одного из них в процессе взаимодействия минимум трех иерархических уровней системы, здесь, в отличии от фазы бытия, переменные параметра порядка, напротив, являются самыми быстрыми, неустойчивыми переменными, среди конкурирующих макрофлуктуаций.

Это основной принцип прохождения системой точек бифуркаций, ее становления, рождения и гибели иерархических уровней. Этот принцип описывает возникновение нового качества системы по горизонтали, т.е. на одном уровне, когда медленное изменение управляющих параметров мегауровня приводит к бифуркации, неустойчивости системы на макроуровне и перестройке его структуры. В точке бифуркации коллективные переменные, параметры порядка макроуровня возвращают свои степени свободы в хаос микроуровня, растворяясь в нем. Затем в непосредственном процессе взаимодействия мега- и микро- уровней рождаются новые параметры порядка обновленного макроуровня, в отличие от фазы бытия, здесь в конкурентной борьбе побеждает быстрейший параметр порядка.

"управляющие сверхмедленные управляющие параметры верхнего мега-уровня" +
"короткоживущие переменные низшего микро- уровня" =
"параметры порядка, структурообразующие долгоживущие коллективные переменные мезо(макро)уровня"
Мгновение между прошлым и будущим --- точка бифуркации, на микроуровне является целой эпохой перемен-трансформаций. Именно здесь происходит выбор, точнее, эволюционный отбор альтернатив развития макроуровня, которому уделяется особое внимание в теории динамического хаоса.

  • Наблюдаемость. Именно последние два принципа включают принципы дополнительности и соответствия, кольцевой коммуникативности и относительности к средствам наблюдения, запуская процесс диалога внутреннего наблюдателя и метанаблюдателя.

Принцип, наблюдаемости подчеркивает ограниченность и относительность наших представлений о системе в конечном эксперименте. В частности, это принцип относительности к средствам наблюдения, ярко заявивший свои права в теории относительности и квантовой механике. В синергетике это относительность интерпретаций к масштабу наблюдений и изначальному ожидаемому результату. С одной стороны, то что было хаосом с позиций макроуровня, превращается в структуру при переходе к масштабам микроуровня. Т.е. сами понятия порядка и хаоса, Бытия и Становления относительны к масштабу-окну наблюдений. И целостностное описание иерархической системы складывается из коммуникации между наблюдателями разных уровней.

В заключении отметим ограниченность самой схемы разбиения реальности на бытие и становление в чистом виде. В последние десятилетия активно изучаются системы, в которых хаотическое поведение является нормой, а не кратковременной аномалией, связанной с кризисом системы. Это прежде всего турбулентность, климатические модели, плазма. Это означает перекрытие разных иерархических уровней на одном масштабе наблюдения, присутствия неустойчивости, хаотичности на уровне бытия --- так называемые странные аттракторы, аттракторы с хаотической компонентой. Т.е. следует различать хаос бытия и хаос становления. Примером хаоса бытия является разнообразие форм жизни биосферы, гарантирующее ее устойчивость; наличие легкой хаотичности ритмов сердца, являющееся признаком хорошей адаптивности сердечно-сосудистой системы, необходимый для устойчивости элемент стихийности рынка и. т.д.. Для таких систем вполне применим образ ---- бытие в становлении.

На наш взгляд апология синергетики может быть оправдана лишь после введения в рассмотрение проблематики наблюдателя, человекомерных систем, самореферентных систем, тем самым расширяя методологию синергетики на область целостной культуры.

СИНЕРГЕТИКА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Наблюдая за игрой "Что, где, когда", мы восхищаемся оперативностью генерации множества версий и столь же быстрым отбором единственной из них. Принимает решение коллективный мозг на "параллельных процессорах", заметно превышающий мощность индивидуального интеллекта в условиях дефицита времени. В этой игре в основном тренируется ментальная психолого-коммуникативная совместимость в процессах выработки решений. Хотя, при этом желательно иметь и возможно полный спектр дисциплинарных знаний участников. Легко видеть, что все решения носят междисциплинарный характер, т. е. если вопрос задан в области знаний одной из дисциплин, то ответ может находится в области описываемой другой дисциплиной, не обязательно смежной. Мотивация и азарт коллективного публичного действия подогреваются интригой расследования междисциплинарной проблемы.

Нами предлагается образовательная практика публичной коллективной постановки и решения междисциплинарных проектов учащимися и студентами различных профилей и специальностей обучения с целью выработки навыков междисциплинарной коммуникации, моделирования решения глобальных проблем современности и сложных задач, требующих коллективных взаимодействий.

В этих практиках тренируется не только культура межличностной коммуникации, но и способность оперативного усвоения материала непрофильных дисциплин, а так же понимания нелинейных эффектов взаимодействия дисциплин. Конструирование междисциплинарных моделей и оценка способов их реализаций развивают навыки коллективного творчества и ответственности экспертного сообщества, которые, по-видимому, будут основной ценностью науки ХХ1 века.

Следует пояснить подробнее, что мы понимаем под навыками междисциплинарного взаимодействия, классификация которых предложена в (14). Предлагается выделять пять типов междисциплинарных стратегий коммуникации и, соответственно, пять типов использования термина междисциплинарность

  • Междисциплинарность как согласование языков смежных дисциплин. Речь идет об общей для "соседних" дисциплин феноменологической базе, в которой каждая использует свой тезаурус. Таковы отношения физики и химии, биологии и химии, психологии и социологии и т.д.
  • Междисциплинарность как транссогласование языков не обязательно близких дисциплин. Речь идет о единстве методов, общенаучных инвариантах, универсалиях применяемых самыми разными дисциплинами. В первую очередь это методы математики --- языка естествознания, но так же и системный анализ и синергетика, которые зачастую более адекватны для гуманитарных дисциплин, чем математика.
  • Междисциплинарность как эвристическая гипотеза аналогия, переносящая конструкции одной дисциплины в другую поначалу без должного обоснования. Незавершенность и креативность таких гипотетических переносов понуждает к дополнительным процедурам их обоснования в рамках данной дисциплины, либо к пересмотру оснований последней. Например, гипотеза волны-пилота в квантовой теории, введенной для объяснения феноменов корпускулярно-волнового дуализма, не прижилась, но вероятностные волны, общепризнанные сегодня, полностью перевернули представления нашего здравого смысла о квантовой онтологии.
  • Междисциплинарность как конструктивный междисциплинарный проект организованная форма взаимодействия многих дисциплин для понимания, обоснования и, возможно, управления феноменов сверхсложных систем. Сегодня это экологические проблемы, глобалистика, антикризисное управление, социальное конструирование, проблемы искуственного интеллекта, интегральной психологии и медицины, освоение космоса и т.д. В физике, например, это моделирование эволюции Вселенной в рамках космологического антропного принципа. Расследование любой серьезной аварии это междисциплинарный проект подтверждения гипотезы-версии причины аварии.

Основные проблемы организации и осуществления междисциплинарных проектов являются коммуникативные: капсулирование языковых и эпистемологических пространств дисциплин, их недостаточное взаимодействие, своеобразный дисциплинарный снобизм и агрессия, что естественно, т.к. есть опасность нарушения защитного пояса гипотез дисциплины. Проект всегда строится как мост между островами дисциплинами, как маршрут в сложном ландшафте дисциплинарных дискурсов, и если его целью является эвристическая гипотеза и если его целью является поисково-исследовательская, описательная деятельность. В любом случае используются все три предыдущих типа междисциплинарной коммуникации. Следует подчеркнуть, что выполнение междисциплинарного проекта требует множества второстепенных гипотез согласования на каждой границе взаимодействия дисциплин, и на первый взгляд нарушает принцип бритвы Окама. Отметим так же, что цена проверки эвристической гипотезы, ошибки на стыках дисциплин или ошибочности самой гипотезы в междисциплинарном проекте много выше, чем в одной дисциплине.

  • Междисциплинарность как сетевая коммуникация, или самоорганизующаяся коммуникация. Именно так происходит внедрение междисциплинарной методологии, трансдисциплинарных норм и ценностей, инвариантов и универсалий научной картины мира, так развивается синергетика и системный анализ, мода и слухи в научном социуме. Это сети научных школ и ассоциаций.

Пилотные проекты по развитию навыков междисциплинарной деятельности реализуются в рамках работы "Открытой синергетической школы" учащихся старших классов гимназии №56 г. Ижевска (Дир. Харитонова В.С.) и открытой кафедры "Синергетика и образования" Удмуртского Государственного Университета (зав. Буданов В.Г.) (15).

Реализация проекта ОСШ как явление самоорганизации обогащает образовательную среду. Синергетическая модель в реальном образовательном эксперименте показала, что в сложной системе за счет действия нелинейных связей возникают процессы коэволюции, характерные тем, что общий темп развития сложной системы становится выше темпа самой развитой из ее частей. То есть коллективное творчество гармонизирует среду, где выигрывают и сильные, и слабые студенты. Для учащегося, оказавшегося в этой среде, порождающей и подкрепляющей творческое поведение, создается оптимальное сочетание условий достаточных для самоактуализации его как творца. Чем больше он вовлечен в совместную образовательную проектную деятельность, тем выше становятся его творческие способности.

Модель "Открытая синергетическая школа" может быть использована при проектировании образовательного пространства учреждений инновационного типа. В частности именно этот стиль можно было бы привить в образовании государственных служащих РАГС.

Деятельность ОСШ построенная на принципах открытости и сетевого взаимодействия предполагает сотрудничество с другими образовательными учреждениями через проведение семинаров, научно-практических конференций, дистанционных мероприятий в сети Интернет организованных на Интернет-сайте ОСШ. и коллективной деятельности между преподавателями и студентами, мы получаем насыщенную активную самоорганизующуюся среду, в которой формирующую креативную личность.

Трансдисциплинарное образование сегодня лишь начинает свой путь, к его сфере можно отнести множество междисциплинарных предметов: антропология, экология, культурология, концепции современного естествознания, теорию государственного управления и т.д., но методологическое ядро в подходе к их преподаванию по нашему убеждению будет основано на синергетике, науке о жизни в сложном, быстро меняющемся мире.

1. Хакен Г. Синергетика как мост между естественными и социальными науками. Синергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. М. Прогресс-традиция. 2003. С.106-123
2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. Мир.1987.
3. В.С. Степин. Философская антропология и философия науки.М. Высшая .Школа.1992.
4. С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. Москва. 1 981
5. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. ИФ РАН, 1999.
6. Буданов В.Г. Синергетические стратегии в образовании. Синергетика и образование. РАГС. 1996
7. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики. Синергетическая парадигма. М. Прогресс-традиция. 285-305. 2000
8. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно синергетический подход. Высшее образование в России. №4, 1994. Примерная программа дисциплины "Концепции современного естествознания" для гуманитарных направлений бакалавриата. (Авторы: Буданов В.Г., Мелехова О.П., Суханов А.Д., под редакцией академика Степина В.С.) Гос. Ком. Вуз. России, М. Февраль 1995.
9. Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегии развития и синергетика. Синергетика и образование. Хрестоматия. УдГУ, Ижевск, 2003, с. 366-384
10. Синергетика и образование. Хрестоматия. (Составители: Харитонова В.А. и д.р..). УдГУ, Ижевск. 2003
11. С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г.Малинецкий Синергетика и прогнозы будущего. М. Наука.
1997
12. Мелехова О.П. Синергетика как общая методология современного образования в области наук о жизни. Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск, 2003, с.359-366
13. Степин В.С. Проблемы описания развивающихся систем. Вопросы философии. № 8 , 2003
14. Буданов В.Г. Синергетика коммуникативных сценариев. Синергетическая парадигма. М. Прогресс-традиция, 2004.
15. Буданов В.Г., Харитонова В.А., Совина Л.П., Сорокина С.А. Синергетика коллективного творчества в междисциплинарных образовательных проектах. Опыт открытой синергетической школы. Труды Х11 международной конференции "Математика, компьютер, образование - Дубна 2004". Ижевск, РХД. 2004.
16. Д.С. Чернавский Синергетика и информация. Динамическая теория информации. Серия "Синергетика от прошлого к будущему" М. УРСС. 2004. 288с.

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
Hosted by uCoz