|
|
Нами предлагается образовательная практика публичной коллективной постановки и решения междисциплинарных проектов учащимися различных профилей и специальностей обучения с целью выработки навыков междисциплинарной коммуникации, моделирования решения глобальных проблем современности и сложных задач, требующих коллективных взаимодействий. В этих практиках тренируется не только культура межличностной коммуникации, но и способность оперативного усвоения материала непрофильных дисциплин, а так же понимания нелинейных эффектов взаимодействия дисциплин. Конструирование междисциплинарных моделей и оценка способов их реализаций развивают навыки коллективного творчества и ответственности экспертного сообщества, которые, по-видимому, будут основной ценностью науки ХХ1 века. Следует пояснить подробнее, что мы понимаем под навыками междисциплинарного взаимодействия, классификация которых предложена в (1). Предлагается выделять пять типов междисциплинарных стратегий коммуникации и, соответственно, пять типов использования термина междисциплинарность
Основные проблемы организации и осуществления междисциплинарных проектов являются коммуникативные: капсулирование языковых и эпистемологических пространств дисциплин, их недостаточное взаимодействие, своеобразный дисциплинарный снобизм и агрессия, что естественно, т.к. есть опасность нарушения защитного пояса гипотез дисциплины. Крупнейший физик ХХ столетия Ричард Фейнман был назначен главой комиссии по расследованию гибели космического челнока «Шатл» после старта. Его выводы --- нарушение согласования понимания языков многочисленных технических служб, коммуникативные разрывы. Пример успешного междисциплинарного проекта длинной почти в столетие, правда еще не завершенного, это Теория гелиоземных связей А.Л.Чижевского, которая рождалась как «сумасшедшая», по мнению научного сообщества, эвристическая гипотеза о влиянии Солнца на земные био-социальные феномены, и которая потребовала тридцатилетнего подвижничества ученого для установления сотен корелляций этих феноменов с Солнечной активностью. Только в конце ХХ века мы стали понимать природу междисциплинарных цепочек этих корреляций: от вспышек на Солнце и потоков протонов, к ионосфере, магнитосфере и магнитным бурям, к биосферным механизмам восприятия аномальных излучений и частот, к психофизиологическим механизмам этих воздействий. Проект всегда строится как мост между островами дисциплинами, как маршрут в сложном ландшафте дисциплинарных дискурсов, и если его целью является эвристическая гипотеза и если его целью является поисково-исследовательская, описательная деятельность. В любом случае используются все три предыдущих типа междисциплинарной коммуникации. Следует подчеркнуть, что выполнение междисциплинарного проекта требует множества второстепенных гипотез согласования на каждой границе взаимодействия дисциплин, и на первый взгляд нарушает принцип бритвы Окама. Отметим так же, что цена проверки эвристической гипотезы, ошибки на стыках дисциплин или ошибочности самой гипотезы в междисциплинарном проекте много выше, чем в одной дисциплине.
Особо можно рассматривать коммуникации в деятельностных триадах «субъект-средство-объект» и образовательных пространствах «учитель-среда-ученик». Процедура последовательных попарных согласований в когнитивных графах этих триад приводят к двум рефлексивным уровням отвечающим коллективным взаимодействиям -- условным коммуникациям. Таким образом возникает комбинаторика коммуникативных сценариев достижения целостности коммуникативного пространства. Эти стратегии могут быть так же применены как в межличностном общении и психотерапии, так и в процессах автокоммуникации. Пилотные проекты по развитию навыков междисциплинарной деятельности реализуются в рамках работы «Синергетической школы» учащихся старших классов гимназии №56 г. Ижевска и открытой кафедры «Синергетика и образования» Удмуртского Государственного Университета «Открытая синергетическая школа – модель коллективного междисциплинарного творчества учащихся» Суть инициативы заключается в создании в гимназии модели Открытой синергетической школы (ОСШ) как формы коллективного творчества учащихся в решении сложных междисциплинарных проблем, требующих синтеза естественнонаучного и гуманитарного знаний. Проектируя многообразные формы творческой и коллективной деятельности между педагогами и детьми, мы получаем насыщенную активную самоорганизующуюся среду, в которой формируется саморазвитие ребенка. Задачи эксперимента:
Актуальность«Наш мир слишком сложен. В нем поразительным способом сочетаются случайности и закономерности. И чтобы разобраться в нашем мире, очень полезно строить другие миры Причудливые, необычайные, парадоксальные. При этом дистанция между неведомым и очевидным подчас оказывается поразительно малой.» Эти слова вполне соотносимы к той ситуации, которая имеется в современной школе. Сегодня предлагаются различные формы дополнительного образования в рамках средней школы. Введение дополнительных предметов нарушает структурность преподавания, осложняет установление межпредметных связей. Высокая степень загруженности порождает постоянный недостаток времени на уроках для сообщения как можно большего количества информации, сокращает время на самостоятельное принятие решения учащимися, утверждает автократический стиль преподавания. Путь преодоления этих трудностей учебного и педагогического плана многие практические педагоги видят не в увеличении объема сообщаемой ученикам информации, а в новых способах ее структурирования, обновленных методах преподавания, опирающихся на самостоятельную познавательную активность, направленных на приобретение способности самостоятельной отработки иных взглядов, хода мысли, самостоятельной постановки и решения проблем прежде всего в коллективной работе, групповой дискуссии и т.п. Эта способность подразумевает прежде всего обнаружение сложности и многовариантности ситуации, нестабильности состояния как исследуемой системы, так и самого процесса исследования, привлечение для этого некоего интегрированного комплекса методов, реализующих как абстрактно-логические, так и образно-интуитивные познавательные способности учащегося. Наконец, способность увидеть проблему и избрать вариант ее решения требует видения целостности ситуации, взаимосвязи и единства различных ее аспектов, направленности ее собственного развития, вариативности воздействия на нее. На этом пути необходим синтез естественнонаучного и гуманитарного знания, новый интегрированный подход к преподаванию школьных предметов этих циклов. Появившееся в недавнем прошлом новое методологическое направление в науке, синергетика, может быть использовано и в механизмах инновации методологии и методики преподавания, как в средней, так и в высшей школе. Синергетика, как наука и как методология в гимназии №56, за последние пять лет прошла сложный эволюционный путь: от отторжения и непонимания до появления содержательных и структурных изменений на основе ее принципов. Примером может служить открытая синергетическая школа для учащихся. Предпосылки возникновения ОСШЕдиничные ссылки учителей на новое направление в науке – синергетику - на уроках естественнонаучных циклов, попытка учащимися самостоятельно использовать синергетический подход в проектной деятельности, в частности, проект «Ученическое самоуправление - школа будущих лидеров», участие в эвриканском семинаре по созданию «Международной конституции» вызвали интерес к новому научному направлению и у учащихся гимназии. Интерес в определенной степени нашел реализацию в спецкурсах по синергетике в 10-11 классах, которые читали преподаватели Удмуртского государственного университета, на занятиях факультатива «Лаборатория самоорганизующихся систем» под руководством молодого ученого П.К. Галенко. Семинары по синергетике для педагогических работников гимназии и в свободном присутствии учащихся, удачное выступление группы, состоящей из учителей и учащихся гимназии на международной конференции в г. Саратове «Нелинейные дни для молодых», явились поводом для новых форм занятий по синергетике, проводимых специалистами. В результате возникновения коллективного междисциплинарного творчества учащихся на занятиях по синергетике при их активном участии возникла модель открытой синергетической школы. Можно констатировать появление ОСШ как явление самоорганизации, развивающееся во времени в обогащенной образовательной среде, формирующейся в гимназии. Реализация проекта ОСШ предполагает как обобщенный результат переход учащихся этой школы на новый качественный уровень, когда количество лекций, семинаров, коллективного творческого обсуждения актуальных проблем развития переходит в новое качество знаний и навыков. Изменяются место и роль учителя в этой школе. Обсуждая и дискутируя по той или иной глобальной проблеме с использованием разных подходов, но с позиции синергетики (принципов, положений, выводов). Принципиальное отличие ОСШ от традиционных учебных занятий (уроков) заключается в том, что в ОСШ учащиеся свободны в своем творчестве, они не детерминированы рамками учебной деятельности (программа, учебники и т.д.). Поэтому ОСШ является особо привлекательной для интеллектуально одаренных учащихся. Однако, это не противопоставление, а, скорее, «две стороны одной медали», т.е. «регламентируемую и не регламентируемую» Участвуя в работе ОСШ, у учащихся появляется возможность самостоятельно поставить задачу, предложить множество ее решений, проявив при этом высокий уровень познавательной активности и, кроме того, они не ограничены во времени. Основные отличия ОСШ от уроков:
Этапы реализацииРассматривая открытую синергетическую школу, как модель образовательной системы, определим соответствующие этапы ее развития. I этап. Развитие неустойчивости, возникновение многообразия, как необходимый этап развития любой системы. При построении модели развития важнейшим условием на начальном этапе является возникновение состояния неустойчивости образовательного пространства. Чтобы система стала неустойчивой необходимо создать условия для возникновения многообразия в системе, т. е. создать избыточность в формах, методах и средствах достижения поставленной цели. В нашей школе это достигается организационной и управленческой деятельностью, направленной на создание условий для многообразия форм деятельности. На этом этапе деятельность строится по следующим направлениям: 1) ведение экспериментальной работы в едином методологическом пространстве на едином теоретическом основании (теоретические семинары для всех субъектов образовательного процесса, спецкурс «Введение в синергетику для учащихся, беседы с родителями по методологии синергетики в образовании»). 2) использование коллективных форм деятельности, развитие умения работать коллегиально, что дает средовой фактор, формируются источники саморазвития. 3) использование проектной деятельности. Выполняя коллективные проекты, учащиеся должны согласовывать результаты с другими членами сообщества естествоиспытателей, предварительно спланировать исследовательскую работу. Мы выделяем следующие этапы проектной деятельности:
Таким образом, проектируя многообразные формы деятельности между субъектами школы, мы получаем насыщенную образовательную, самоорганизующуюся среду, в которой идет саморазвитие ребенка. 2 этап. Структурирование, рост упорядоченности, начало периода устойчивого развития. Синергетическая школа как открытая система, в которой при накоплении многообразия создаются условия для активного взаимодействия не только между учащимися школы, но и социумом (другими образовательными учреждениями, субъектами). В ходе реализации этапов развития внутри синергетической школы возникают новые образовательные проекты, что указывает на ее открытый характер, на ее сложную, нелинейную систему, находящуюся во взаимодействии с другими моделями образовательного пространства, способную к принятию в свою систему новых субъектов и созданию новых отношений. 3 этап. Достижение определенного предела упорядоченности в период установления развития. Представляет необходимость придания статуса и нормативного оформления найденных форм, методов и содержания образования. Создание условий для сохранения в структуре образовательного пространства как системы отношений многообразия, избыточности, демократичности. Это позволит сохранить устойчивость отношений в сложившейся синергетической школе и высокие темпы ее развития. Прогнозируемые результатыРеализация проекта ОСШ как явление самоорганизации обогащает образовательную среду. Синергетическая модель показала, что в сложной системе за счет действия нелинейных связей возникают процессы коэволюции, характерные тем, что общий темп развития сложной системы становится выше темпа самой развитой из ее частей. То есть коллективное творчество гармонизирует среду, где выигрывают и сильные, и слабые обучающиеся. Для ребенка, оказавшегося в этой среде, порождающей и подкрепляющей творческое поведение, создается оптимальное сочетание условий достаточных для самоактуализации ребенка как творца. Чем больше ребенок вовлечен в совместную образовательную проектную деятельность, тем выше будут его творческие способности. Использование методологии синергетики в проектной деятельности позволяет выбрать объект и проводить его исследования междисциплинарным образом, сохранив изначально целостность восприятия мира и показав общность рационального подхода. Предложение по возможному распространению инициативыМодель «Открытая синергетическая школа» может быть использована при проектировании образовательного пространства учреждений инновационного типа. Деятельность ОСШ построенная на принципах открытости и сетевого взаимодействия предполагает сотрудничество с другими образовательными учреждениями через проведение семинаров, научно-практических конференций, дистанционных мероприятий в сети Интернет организованных на Интернет-сайте ОСШ. и коллективной деятельности между педагогами и детьми, мы получаем насыщенную активную самоорганизующуюся среду, в которой формируется саморазвитие ребенка. Литература 1.Буданов В.Г. Синергетика коммуникативных сценариев Синергетическая парадигма. М. Прогресс-традиция, 2004. (в печати) 2. Буданов В.Г. Тансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики. Синергетическая парадигма. М., Прогресс-Традиция, 2000. 3. Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В. Образование: стратегии развития и синергетика. Синергетика и образование. Хрестоматия. УдГУ, Ижевск, 2003, с. 366-384 4. Синергетика и образование. Хрестоматия. (Составители: Харитонова В.А., Санникова О.В., Меньшиков И.В.). УдГУ, Ижевск. 2003/ 5. Дружинин В.Н. Когнитивные способности. – М.: ПЭР СЭ; СПб: ИМАТОН-М, 2001. – 224 с. |