|
||||||||||||||||
Решение многих проблем общественного развития зависит от уровня образованности общества, от способности людей использовать социальный опыт, выраженный в знаниях, навыках, способах творческой деятельности, для решения социально и личностно значимых проблем во всех сферах жизнедеятельности. Поэтому возникают новые, социальные требования к системе образования. В этой ситуации важное значение приобретает формирование у молодых людей готовности к самостоятельному и ответственному принятию решений, развитие у них способности к сотрудничеству, принятию ответственности за судьбы страны, воспитание уважения к её традиционным ценностям. Развитие образования в современном мире имеет решающее значение не только для развития общества, но и для судьбы каждого человека. В сегодняшнем мире перспективы необразованного человека сомнительны. Но так же сомнительны перспективы человека, получившего образование, не соответствующее современным реалиям. Стратегия модернизации системы образования должна соответствовать не только сегодняшним, но и долгосрочным потребностям общества. В Концепции модернизации российского образования сформулирована главная задача образования: обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным потребностям личности, общества и государства. В статье описана модель модернизации системы образования, разработанная муниципальной стратегической командой г. Дубны в рамках Областной Целевой Программы «Развитие образования Московской области на 2001-2005 годы». 2. Социальный заказ города Основные направления обновления содержания школьного образования могут быть рассмотрены с различных точек зрения: как педагогическая реальность, как образовательный проект и как научная концепция. В данной статье мы ограничимся описанием образовательного проекта, воплощённого в педагогическую реальность. Перспективы развития образования школ г. Дубна, как и любой образовательной системы, определяется двумя группами факторов – потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы образования, её готовностью к изменениям. Это определяет АКТУАЛЬНОСТЬ настоящего проекта.Основа современной образовательной политики города - социальная адресность и сбалансированность интересов образовательной системы с наукой, культурой, здравоохранением, другими заинтересованными ведомствами, родительской общественностью и работодателем. 2.1. Ключевые направления социального заказа. Социальный заказ жителей города Дубны включает три ключевые направления:
2.2. Общественный запрос на профили образованияОтделом по работе с населением Администрации города, психологами школ и кафедрой социальной работы Международного университета «Дубна» на основе социологического исследования, раскрывающего отношение человека к своему городу, составлена социальная модель портрета молодёжи. Большая её часть - 62% - связывает своё будущее с жизнью в нашей стране; 54% опрошенных связывают своё будущее с нашим городом. Они достаточно высоко оценивают свои возможности в получении хорошего образования и профессии (95%) в учреждениях общего и профессионального образования родного города. Учащиеся к III ступени обучения отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, и углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. В 2003 году удовлетворенность потребностей учащихся и их родителей на профессионализацию составила третью часть от всего числа выпускников. По этим исследованиям на 2003-2004 учебный год предпочитают профессионализацию на III ступени обучения – 75% выпускников 9-х классов, 14% поддерживают традиционную позицию общеобразовательного обучения и 11% не определились в выборе. 3. Предпосылки для формирования модели сети профильного обучения 3.1. Статус г. Дубны. На основании Указа Президента РФ от 20.12. 2001 № 1472 Дубна является наукоградом. В этом Указе образование определяется как фактор развития, обеспечивающий становление рыночной экономики, формирование в социуме новых культурных ценностей, свободы выбора, самостоятельного действия, предприимчивости, ответственности за состояние общества. Система образования признана важнейшим фактором социально-экономического развития города, и на этой основе формируется новый заказ отрасли. 3.2. Материально-техническое обеспечение. Отличительной особенностью является неуклонное усиление позиции образования в социально-экономической жизни города. Это во многом определяется политикой, проводимой Администрацией города. Образование является одним из приоритетных направлений её деятельности, что привело к увеличению бюджетных расходов на образование до 29,0%. Инновационные процессы в системе образования проходят в условиях реализации целевой программы развития единой образовательной информационной среды, а также обучения педагогов и руководителей образования использованию информационных технологий. В рамках реализации программы «Наукоград Дубна» проведено планомерное оснащение общеобразовательных учреждений современной вычислительной техникой и обеспечение выхода в ИНТЕРНЕТ каждого общеобразовательного учреждения. К началу нового учебного года произошло пополнение фонда школьных библиотек, в том числе учебниками на сумму 380 тысяч рублей. При создании Единой информационной образовательной сети «Дубна»:
3.3. Наличие сформированной системы непрерывного образования. Она включает учреждения дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Всего 67 учреждений разного типа и вида, где в текущем учебном году получают образование 20 324 воспитанников и обучающихся. В Дубне создана адаптивная модель образовательной среды и воспитательного пространства путём оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Она включает различные типы и виды образовательных учреждений. Всего успешно функционируют 19 общеобразовательных учреждений, в которых обучается и воспитывается более семи тысяч учеников. Социальный заказ способствовал развитию в городе общеобразовательных учреждений повышенного статуса. 3.4. Опыт профильного обучения. В школах города Дубны сформирована основа для расширенного внедрения профильного обучения учащихся:
4. Условия формирования модели сети профильного обучения Однако реалии сегодняшнего дня сложившиеся в системе общего образования как всего государства, так и конкретно города Дубны требуют расширения системы профильного обучения в старших классах. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образования процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для развития школьников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. 4.1. Нормативные документы. Формирование модели сети ведется в контексте законодательства Российской Федерации в области образования, нормативных и правовых документов Министерства образования Московской области, Управления народного образования г. Дубны с учётом потребностей и возможностей наукограда. К документам муниципального уровня, регулирующим функционирование модели сети профильного обучения, относятся:
Важнейшим вопросом организации профильного обучения в системе образования является обоснование структуры сети и направлений профессионализации. Социологические исследования показывают, что сегодня постоянно растёт число выпускников школы, для которых высшее образование ценно как таковое, а не как способ получения знаний, компетенций в конкретной сфере профессиональной деятельности. 4.3. Направления профилизации. При формировании портфеля основных профилей следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников (и сделать как можно большее число различных профилей). С другой –факторы сдерживающих процессы такой, во многом стихийной дифференциации образования: обеспечение профильного обучения соответствующими кадрами, необходимость стабилизации учебников, возможное введение стандартов профильного обучения и ЕГЭ, финансовые ограничения. Рассматривая направления профилизации и развитие содержания образования в старшей школе, следует иметь в виду, что по социологическим данным 49,8% старшеклассников намерены получить высшее техническое образование, примерно 45,3% – гуманитарное, 4,9% – военно-спортивное. Учитывая потребности рынка труда города Дубны на ближайшие три года, исходя из вышеизложенного и возможностей муниципальной системы образования, предлагается следующий набор основных профилей:
Данный набор носит рекомендательный характер и не исключает возможности для общеобразовательного учреждения организовать на старшей ступени другие варианты организации профильного обучения. В пределах каждого профиля предусматривается возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечить гибкую систему профильного обучения. Анализ возможностей общеобразовательных учреждений показывает, что только 68% учащихся, желающих получить профильное обучение, могут его получить на базе своего общеобразовательного учреждения. Для обеспечения потребностей остальных 32% предполагается функционирование ресурсного центра, структуры, существование которой также предполагается Концепцией профильного обучения и эффективность деятельности которого усиливается с учётом потенциала наукограда. 5. Модель сети профильного обучения. Модель сети профильного обучения – совокупность образовательных учреждений (общеобразовательных, учреждений дополнительного образования, учреждений профессионального образования) и их социальных партнёров, осуществляющих предпофильную подготовку учащихся и реализующих в старших классах профильное обучение различной направленности. 5.1. Структура модели. Разнообразие видов образовательных учреждений города позволили нам использовать различные подходы при организации профильного обучения. На базе больших школ (№3, №6, №7, лицей «Дубна»), имеющих в параллели несколько (три и более) классов, формируется многопрофильность. Это может быть сделано и для меньших школ, где в параллели не более двух классов: профильность при этом «распределяется» между разными школами, имеющими свой профиль углубленного обучения. Опыт работы муниципальной системы образования города по реализации профильной подготовки в условиях среднего по численности населения города, имеющего значительный интеллектуальный и научный потенциал, позволяет выдвинуть идею создания модели сети профильного обучения в городе данного статуса. При формировании модели профильного обучения мы использовали те структурные единицы, которые предлагаются Концепцией: Профильная школа, Школа с профильными классами, Общеобразовательная школа, а также и «ресурсный центр». Функционирование модели сети профильного обучения осуществляется на основе Договоров ГОРУНО со своими социальными партнёрами, кроме того, нормативно–правовое регулирование дополняется пакетом документов, заключённых общеобразовательными учреждениями с учреждениями профессионального образования. Предлагаемая нами модель имеет ряд степеней свободы, обеспечивающих ее вариативность и возможность адаптации к разным условиям и типам школ. Суть данной модели состоит в следующем. Из пятнадцати муниципальных общеобразовательных учреждений в модели сети профильного обучения задействовано 13, реализующих среднее образование. Классы, реализующие профильное обучение, создаются на базе девяти общеобразовательных учреждений. Структура сети профильного обучения г. Дубны включает:
География модели сети профильного обучения обеспечивает равный доступ всех учащихся, независимо от места их проживания, к обучению в классах, реализующих профильное обучение. Ориентируясь на реальные возможности общеобразовательных учреждений по реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в структуре модели сети профильного обучения запланировано функционирование ресурсного центра. Схематическая модель сети выглядит следующим образом: Модель обеспечивает реализацию потребностей учащихся и выполнение учебного плана. На базе общеобразовательных учреждений реализуются курсы базового компонента. В школах, где наряду с общеобразовательными классами формируются классы профильного обучения, параллельно с предметами базового компонента реализуются дополнительные предметы и, по мере возможности, элективные курсы. В такой модели обучения предполагается использовать интеллектуальный и ресурсный потенциал образовательных и научных организаций города, а также других социальных партнёров, объединённых в «ресурсный центр». Кадры вышеназванных организаций могут непосредственно работать как в общеобразовательном учреждении, так и учащиеся школы могут приходить на занятия к ним по месту их работы. В практике города такая форма организации занятий называется «межшкольным факультативом». В этом случае коллектив учащихся временный (на период программы курса), возможно, разновозрастной, программы разноуровневые, организация занятий «безотметочная». Основная их функция – обеспечение предпрофильной подготовки. При осуществлении задач профильного обучения на базе ресурсного центра возможно ведение предметов как профильного компонента (в этом случае коллектив постоянный, одновозрастной; для оценки знаний обучающихся используется пятибальная система), так и предметов по выбору (элективных курсов и ученического компонента). Содержание образования определяется законодательством, нормативными документами федерального и областного уровней. Учебные курсы делятся на общеобразовательные, профильные, элективные. Инвариантная часть учебного плана обязательна для всех видов общеобразовательных учреждений. При определении механизмов формирования содержания образования мы исходим из признания необходимости вариативности содержания образования, рассматривая ее как условие, обеспечивающее:
В целях усиления вариативности образования, исходя из положительного опыта, приобретённого в ходе реализации эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, учебные планы профильных классов расширены до 40 часов: 4 часа отводится на ученический компонент для развития навыков проектной и исследовательской деятельности. При этом максимальная учебная нагрузка на одного ученика соответствует нормативам. Заключение Предлагаемая модель сети профильного обучения создана для конкретного города, имеющего определённый статус и социальный заказ. Творческий подход к анализу данной модели, учёт специфики своей территории позволяет применить её и в других муниципальных системах образования. Заинтересованность всех социальных партнёров и финансовая поддержка – залог успеха при создании сети профильного обучения. Общеобразовательная школа – школа, не имеющая профильных классов. Школа с профильными классами – общеобразовательная школа, лицей, гимназия, имеющие в своей структуре наряду с профильными классами и общеобразовательные. Профильная школа – школа, в которой все классы имеют профильную направлен ность. |