|
|
Деградация духовности заметно изменила шкалу ценностей и российский менталитет. Не менее важную роль сыграл идеологический кризис, вызвавший пересмотр культурных и нравственных ценностей и, тем самым, подорвавший основу нашей российской цивилизации. Возможно ли её вернуть? Что для этого нужно? Ясно, что путь к возрождению будет трудным и долгим, но его стратегию необходимо разработать уже сейчас. Вопросу о существующих в современном мире цивилизациях и чем их отличают друг от друга, посвящена обширная литература [4,5,6,7]. Из неё следует, что российская цивилизация не похожа ни на западную, ни на восточную, хотя элементы сходства есть и с той и с другой. Подробное обсуждение этого вопроса выходит за рамки этой статьи Обсудим лишь те особенности российской цивилизации, которые в настоящий момент наиболее уязвимы. Российская цивилизация сравнительно молодая. Она сформировалась в течение последнего тысячелетия. Главную роль в её формировании сыграли колонизация средней Руси, монгольское нашествие и последующая колонизация Сибири и Средней Азии Россией. Важно, что во всех случаях культура присоединенных народов не уничтожалась, а, скорее, ассимилировалась. В результате сложился симбиоз, в основе которого были толерантность, веротерпимость и адаптабельность. Последняя особенно важна, поскольку геоклиматические условия в России весьма разнообразны, чего нет ни в одной другой стране мира. Граница между Европой и Азией в России фактически отсутствует (т.е. проводится чисто формально). В цивилизационном аспекте можно говорить о границах России с Западной Европой, Китаем и Южной Азией. Исторически Россия не просто союз народов, а союз народов, объединенных едиными духовными и нравственными корнями. Такой союз возник постепенно и органично в результате симбиоза различных этносов, адаптации их друг к другу и образования единого государственного организма. Возникла общность вне зависимости от принадлежности к конкретному этносу. Таким образом, наиболее характерная особенность российской цивилизации в широте спектра поведенческих реакций. Это важное свойство, и оно заслуживает более подробного обсуждения. В коллективе людей (т.е. в обществе, стране или цивилизации) широкий спектр поведенческих реакций может появиться в двух случаях.
Можно сказать, что имеет место голографический эффект: в каждом представителе общества отражается широта свойств цивилизации в целом. Разумеется, это предельные случаи. В реальных цивилизациях присутствует и то и другое, но в разной степени. Важно, что в российской цивилизации голографический эффект представлен особенно ярко. Каждый представитель российского общества (или, в более широком смысле – российской цивилизации), будучи продуктом симбиоза, несет в себе элементы культуры всех этносов, объединившихся в союз. В каждом представителе российского общества отражается широта свойств цивилизации в целом. В этом, собственно и заключается «загадочность широты русской души». Как видим , ничего загадочного в этом свойстве нет, а возникло оно в результате объективных обстоятельств формирования российской цивилизации. В настоящее время российская цивилизация находится под угрозой распада. Это отмечается как в научных публикациях, так и в СМИ. Вопрос о том, как сохранить нашу цивилизацию имеет два аспекта: Первый относится к современности и зависит от политической ситуации. Его мы обсуждать не будем. Второй относится к будущему – какой будет Россия через 20 – 30 лет (и будет ли вообще). Иными словами, какими будут следующие поколения россиян? В этом вопросе главную роль играют воспитание и образование, а главной фигурой становится учитель (начальной, средней, высшей школы и т.д.) и не только школы. Отметим, что «учитель» играл важную роль во всей истории человечества. Так, Н.Н. Моисеев отмечал, что система «учитель» возникла со времен появления табу «не убий», и впоследствии её значение возрастало [8]. Приведем один из ярких тому примеров. В 1860 г. вспыхнула война между Пруссией и Австрией, тогда ещё могущественной империей, превосходившей Прусское королевство по всем показателям. Война закончилась быстрым разгромом Австрии, что послужило одной из причин превращения Пруссии в Германскую империю. Когда генерал Мольтке, командовавший прусской армией, докладывал королю Вильгельму о военных успехах, Бисмарк произнес знаменитую фразу, ставшую достоянием истории: «Это не прусская армия победила австрийскую, а прусский учитель победил австрийского». В свете сказанного значение и роль учителя в настоящее время в России особенно велики. По общему признанию, в России была создана лучшая в мире система «учитель», которая охватывала все уровни образования. Самое главное – эта система обеспечивала престиж образования. Профессия инженера, и, особенно, ученого относились к самым уважаемым. Корни этой системы были заложены ещё в дореволюционные годы в форме земских школ, гимназий, высших учебных заведений. В более поздние времена (вплоть до конца прошлого века) эта система совершенствовалась и расширялась. Тому способствовала необходимость в освоении новых областей знания, новых технологий и вообще развития науки. Система образования в России до недавнего времени была адекватна российской цивилизации. Это значит, что образование охватывало широкий круг дисциплин. В науке особым уважением пользовались фундаментальные направления и среди них междисциплинарные исследования. В мире российская наука занимала почетное место, а советские ученые считались генераторами идей. Здесь уместно сказать несколько слов об особенностях научных школ. Широко известно утверждение о том, что наука интернациональна. Действительно, законы природы, открытые и в результате экспериментальных исследований и оформленные в виде уравнений в результате усилий теоретиков, не зависят от того, где они получены, и в этом смысле интернациональны. Однако цели исследований и пути получения результатов в разных научных школах различны. В американских и английских научных школах в основном преследуются прагматические цели. Главный вопрос – как получить практически важный эффект. Главное достижение – know how (знаю как). В европейской науке (когда она ещё была самостоятельной) главное – понять и сформулировать причину каждого отдельного явления (вскрыть причинно – следственные связи). В российской научной школе главной целью было – увидеть мир в целом, связать все явления друг с другом. В рамках этой цели главную роль играют фундаментальные междисциплинарные исследования. Это не случайно, можно сказать, что в этом тоже проявляется характерный для российского общества голографический эффект («широта русской души» – стремление «объять необъятное»). Иными словами, в российской научной школе каждый крупный ученый не замыкался в своей специальности, а стремился быть сразу и физиком и химиком и биологом. Можно привести много примеров тому от Ломоносова до Менделеева и Верндского. Широта системы образования в России немало тому способствовала. Во время так называемых реформ (экономических, социальных и пр.) основы российской системы образования и системы организации науки были расшатаны. В настоящее время и то, и другое действительно нуждаются в реформировании. В научной среде и в образовании идет активная дискуссия о том, по какому пути должны быть направлены реформы. Реально обсуждаются два варианта:
Очень важно и приятно отметить, что в руководстве страны существует понимание важности этих проблем. Об этом свидетельствуют слова Президента Российской Федерации В.В. Путина, произнесенные им в ряде выступлений.
И как бы в подтверждение и согласие со словами Президента, приведем цитату из выступления лауреата Нобелевской премии Ж.И. Алферова на том же съезде Российского Союза ректоров [9]. «Самое главное в нашей жизни – наука и образование. Что касается науки, то я полностью согласен с тем, что это не рыночная категория. Как-то, совсем недавно, мне пришлось обсуждать эти проблемы с зарубежными учеными и они мне сказали, что российская наука больше должна заниматься бизнесом. На что я сказал, что, вы знаете, что российская наука – это первый класс, а не бизнес - класс. Но вот работать вместе с промышленными компаниями нам обязательно нужно, а о рыночных принципах тоже не нужно забывать». Из этих цитат следует, что Президент, и вместе с ним ведущие ученые страны предпочитают первый путь дальнейшего развития науки и образования в России. Это важно и для ответа на вопрос: как спасти российскую цивилизацию, в которую всегда очень активно входили понятия «учитель», «обазование» и, естественно, «воспитание» А самый главный вопрос – «как не потерять образование, которое мы можем потерять». Слова, взятые в кавычки, являются названием книги – сборника содержащего материалы VII съезда Российского Союза ректоров и ряд других выступлений об образовании и науке [9]. Авторы книги, по словам её редактора акад. В.А. Садовничего, надеются, что в XXI веке образование в России сохранит свой высокий уровень, широту и фундаментальность и будет достойно отвечать вызовам времени. По существу речь идет о возрождении российской, именно российской, системы науки и образования, т.е. реформированию их по первому пути [9]. В заключение остановимся на самом актуальном вопросе: какие именно конкретные меры можно предложить для достижения поставленной цели? В последнее время этой теме был посвящен ряд научных конференций и тематических сборников. Отметим некоторые из них.
Мы привели эту выдержку (с купюрами) как пример конкретного предложения и для демонстрации того, что таковые существуют. Реально каждое из таких предложений требует серьёзной разработки, на что и должны быть направлены усилия ученых. Литература. |