|
|
Сложилась парадоксальная ситуация: единый мировой рынок уже невозможно поровну поделить между субъектами мирового сообщества, а потому утопичной является надежда на то, что в процессе глобализации начнется выравнивание социально-экономического уровня развития развивающихся и постсоциалистических стран до уровня стран "золотого миллиарда". В настоящее время сохраняется сильное влияние наднациональных финансовых ТНК на экономические и политические аспекты развития большинства стран мира, на их способы самоорганизации общественной жизни. 1. Последствия процесса глобализации для самоорганизации общества Процесс глобализации характеризуется противоречивыми тенденциями развития. С одной стороны, мы видим проявление комплекса геополитического, геоэкономического, геосоциального и геогуманитарного направлений углубления взаимозависимости субъектов мирового сообщества, в ходе которых везде и повсюду создаются благоприятные условия перемещения капиталов, товаров, услуг, распространения новых идей, разнообразной информации и "стандартов" образа жизни. Этот процесс обуславливается транснационализацией производства, развивающегося в свете достижений научно-технического прогресса и компьютерной революции. С другой стороны, глобализация немыслима без развития информационно-технологического, сырьевых, экологического, социального и образовательного ресурсов, которыми располагают разные страны. Активными субъектами процесса глобализации являются ТНК, прежде всего американские. Они пытаются все больше привязать к своим потребностям и целям развития страны, имеющие разнообразные товарно-сырьевые ресурсы, дешевую рабочую силу, недостаточно развитое законодательство по защите окружающей среды, низкие налоги на прибыль и др. Они предлагают большинству стран мира свести на нет роль национального государства в регулировании экономических процессов. Цели и формы воздействия ТНК на субъектов мирового сообщества зачастую принимают антигуманное направление. Понятно, почему во многих странах против этой линии растут антиглобалистские настроения и возникает другая тенденция - регионализация, которая ставит задачу создания защитной самоорганизации в ответ на эти последствия глобализации. Процесс глобализации осуществляется при ведущей роли американских ТНК. Американизм с его "двойным" стандартом стал ведущей парадигмой во взаимоотношениях США с разными странами. Важно отметить, что глобализация представляет собой неравновесный процесс взаимозависимости разных стран. ТНК преследуют цель ослабления государства в развивающихся и постсоциалистических странах и превращение этих стран в зону, обслуживающую "золотой миллиард" населения. Так, в свете мир-системной теории, разработанной И. Валлерстайном, мировое сообщество различается типами общества и государства. Страны постиндустриального общества образуют "центр" мирового сообщества, а остальные страны подразделяются на полупериферийные и периферийные, в зависимости от уровня индустриального развития. В роли "центра" выступают развитые страны во главе с США, в которых занятое население производит высокотехнологичные товары и информационные услуги. Экономика "центра" освобождается от традиционного промышленного производства, загрязняющего природную среду. Оно переводится в другие страны. Полупериферия и периферия остаются на разных ступенях индустриального развития с сохранением традиционных секторов экономики. Важно видеть то, что управление процессом глобализации осуществляется не только государствами стран развитого капитализма во главе с США, но и невидимым мировым правительством, принимающим судьбоносные решения для мирового сообщества. Это правительство "находится" над демократически функционирующей системой разделения властей и не обладает законодательными функциями. Без его ведома и рекомендаций исполнительная власть в зоне "золотого миллиарда" не предпринимает самостоятельного выбора в стратегических решениях по вопросам внешней и внутренней политики. Так, к 1997 г. в США был подготовлен вариант развития мира в первой четверти XXI в., по которому, в частности, Россия не должна стать высокоразвитой страной. Ей предсказывают скорый распад. И стратегическая цель США заключается в том, чтобы приступить к организации "международного освоения природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока", что означает возможность потери суверенитета России над этими территориями в пользу США с их союзниками. 2. Особенности самоорганизации российского общества Что произойдет с Россией в подобной ситуации? Общественный выбор Россией обуславливается мировыми процессами. Он связан с ее местом в мировой системе, отношения в которой задаются развитыми странами. Эти страны, развиваясь в условиях постиндустриальной цивилизации, взаимодействуют в основном друг с другом и в то же время навязывают остальным странам зависимый путь с традиционным индустриальным и товарно-сырьевым секторами экономики и неравенство взаимоотношений с "центром". Примером этого являются международные финансовые кризисы, проявившиеся в ряде регионов мира в конце ХХ в., в Аргентине в 2002 г. и подтверждающие зависимость большинства стран от политики ТНК. "Догоняющая" модернизация в полупериферийных и периферийных странах по образцу "центра" не достигает своих целей. Эти страны вряд ли войдут в число постиндустриальных стран. "Центр" по своему усмотрению дает или не дает согласие на поддержку тех стран, которые выразили готовность войти в постиндустриальную цивилизацию. В этом контексте целесообразно анализировать возможности вступления России в постиндустриальную цивилизацию. А таких возможностей не становится больше, что может вызвать тупиковую ситуацию в условиях неэффективного управления российским обществом. Проанализируем эту вероятность. "Молодые реформаторы" под американским влиянием взяли на вооружение наихудший вариант экономического реформирования общества, проигнорировав встречные программы российских независимых экспертов и подразделений РАН. В то же время первый Президент страны не вникал в суть этого процесса и, будучи некомпетентным, доверился им. Его главной заботой было создание такого политического режима, который обеспечил бы ему всевластие и неподконтрольность со стороны общества. Формирование политической системы в России происходило на основе отбора различных вариантов. Первый Президент страны выбрал западный образец, по которому началось создание новой политической реальности без учета особенностей развития российской цивилизации и положительных сторон организации общества предшествующего типа развития России. По существующей типологии возникшая новая политическая система так и осталась неорганизованной системой. Активным элементом в ней стал авторитарный политический режим Б.Н. Ельцина, который не позволил развиться демократическим элементам и свободе в обществе. Возникла жесткая "вертикаль власти". В неорганизованной политической системе произошло слияние власти и собственности, позволившее проводить экономическую и политическую реформу не в интересах большинства общества, а в интересах олигархов и бюрократии. Отсутствовала научно обоснованная стратегия отбора кадров на руководящие должности. Кадры расставлялись по принципу верности главе государства, а не соблюдения законов страны. В невиданных размерах началась коррумпированность в структурах власти и ее сближение с мафиозными структурами. Реформирование общества осуществлялось без открытого целеполагания и управлялось неэффективно. По рецептам международных организаций, и прежде всего МВФ, в стране осуществилась капиталистическая революция на нецивилизованной основе. Демократические процессы не стали доминирующими в самоорганизации российского общества. В обществе стали усиливаться регрессивные и застойные процессы, и им не противодействовала сложившаяся "вертикаль" власти. Правоохранительные органы и судебная система не подверглись реформированию,
и они остались в ситуации, которая не позволяла им выполнять в полном
объеме свои функции по обеспечению правопорядка в обществе. Большинство
населения перестало доверять органам власти в центре и в субъектах РФ,
что способствовало усилению разрыва между властью и обществом. Разнообразные
слои общества остаются неохваченными в деятельности партийных или общественных
организаций, хотя последних насчитывается достаточно много. Общество остается
расколотым условно на три части: приверженцев правой, левой и центристской
ориентации. Тем самым возникли нежелательные условия для проведения консолидации
власти и общества. Одним словом, в России для перерастания политической
системы в организованную систему еще не сложились необходимые предпосылки.
Распределение благ западной цивилизации осуществляется в основном среди "новых русских" и бюрократии. Закрепляется западный стандарт
жизни среди немногих на фоне роста нищеты и бедности большинства населения. 3. Пути самоорганизации российского общества Проблема сохранения и укрепления
независимости России может быть решена только на государственном уровне. Задача укрепления обороноспособности Российского государства ставит на первое место разработку политики власти, направленной на ускорение научно-технического прогресса и технологическое обновление ведущих секторов экономики и ВПК, а также на развитие социальной сферы. Развитие последней имеет прямое отношение к самоорганизации политической системы и накоплению предпосылок улучшения образа жизни различных слоев населения с последующими попытками консолидации власти и общества в целях обеспечения национальной безопасности страны. Развитие самоорганизации российского общества во многом определяется прогрессирующими изменениями в политической культуре правящей элиты и населения. При существующей "вертикали власти" возможны исторические циклы прогрессивного и застойного развития политического режима. Можно ожидать, что по мере изменений в политической культуре правящей элиты неизбежна политическая борьба между ее частями по проблемам сохранения экономической, продовольственной, экологической, социальной, политической и международной безопасности России. По мере социально-экономических успехов и развития политической культуры населения в обществе, вероятнее всего, могут обостриться два рода политических конфликтов. Прежде всего, возможно обострение внутриэлитных конфликтов из-за понимания задач закрепления прогрессивных тенденций в развитии политического режима. Возможно обострение политических конфликтов между властью и обществом из-за отрицательных итогов проводимых экономической, социальной и политической реформ. В центре внимания политических сил станут проблемы обеспечения и развития законности и правопорядка в обществе и развитие экономической и социальной сфер, эффективность которых напрямую сказывается на самоорганизации политической системы общества. Произойдут изменения во внутренней среде, прежде всего изменения в пользу интересов рождающегося гражданского общества и его организаций и политических партий. И по мере укрепления законности и правопорядка в стране начнется изменение во взаимоотношениях между "вертикалью власти" и гражданским обществом. Без развития гражданского общества и демократических принципов управления государство не может быть сильным и выполнять в полном объеме свои функции. Будут усиливаться прогрессивные процессы в различных сферах общества. Возникнут условия для оформления сближения по интересам граждан, политических партий и организаций, органов власти в центре и на периферии и произойдет снижение раскола между властью и обществом. Будут приняты общие "правила игры" между различными субъектами политики. В результате можно будет предположить, что ускорятся процессы самоорганизации различных элементов политической системы общества. А улучшение уровня жизни всех поколений людей и научно обоснованная национальная политика власти позволит занять достойное место России в процессе глобализации, не позволяющее ей отставать от развитых стран. |