|
|
Глобализация по своей интенции стремится сформировать свой мир, который является нелинейным и описывается более полно на языке нелинейной динамики. Естественно, что этот тезис требует дополнительного обоснования, поскольку глобализация - это процесс, который еще находится в развитии и не приобрел четких параметров. Вместе с тем представляется, что уже на этой стадии развития процесса глобализации можно говорить о нелинейном, сложноэволюционизирующем характере данного процесса. Потому в общем случае глобализационные процессы концептуально созвучны с немарковыми процессами, которые нелокальны и являются процессами с памятью . Будучи открытым, многомерным явлением глобализация включает в себя как процессы организации мирового сообщества по определенным рецептам ведущих индустриально развитых стран современной цивилизации, так и процессы самоорганизации мирового сообщества, связанные с потребностями эффективного функционирования современной цивилизации. Поэтому, если попытки новой системы организации в форме глобализации неолиберальных представлений о мире восходят в явной форме к моменту окончания "холодной войны" и поражения социализма в этой войне, то процессы самоорганизации происходили с разной степенью интенсивности на протяжении всей мировой истории, поскольку каждый социальный организм, каждая культура развивалась во взаимодействии с другими социальными системами и социокультурными традициями. Вот почему становление нелинейного глобального мира опирается не только на процессы организации "сверху", но и на процессы самоорганизации "снизу". Другой аспект проблемы глобализации в том, что в конце XX и начале XXI в. глобализация в том смысле, как ее трактуют индустриально развитые страны Запада и особенно США, начинает "задавать тон" и привлекает повышенное внимание исследователей . Глобализация как американизация, а в более общей форме как вестернизация представляет собой пример стихийного или сознательного использования идей синергетики для разрешения тех проблем, с которыми встречается современная западная цивилизация. Суть ситуации в том, что индустриально развитые страны, и в первую очередь США, достигли значительного уровня благополучия в сфере экономики, технологии, получения, хранения, переработки информации, т. е. создали определенный порядок, который требует поддержания за счет усиления беспорядка во внешней среде. При этом индустриально развитые страны, или так называемый "золотой миллиард", мало интересуются, если вообще интересуются, последствиями возрастания энтропии во внешней по отношению к развитым странам среде. Таким образом, если до недавнего
времени порядок в этих странах существовал преимущественно за счет организации
внутренних возможностей этих стран (об этом свидетельствуют достижения
в области технологии, науки, экономики), то со временем во многом иссякли
возможности поддерживать низкую энтропию за счет внутренних ресурсов вещества,
информации и энергии. Именно это обстоятельство вынуждает эти страны торопиться
с распространением на весь мир неолиберальных ценностей и открытого рынка. Каждая страна живет своими проблемами. Решение проблемы означает поддержание порядка и уменьшение напряженности в функционирующей социальной системе. На языке И. Пригожина такой процесс представляет собой поддержание стабильного состояния системы с помощью "всасывания" энергии, вещества и информации низкой энтропии. Если система не может обмениваться со средой необходимой энергией, веществом и информацией, то начинается возрастание энтропии, что в конечном итоге приводит к кризису. При этом сложность длительного нормального функционирования социальной системы связана с тем, что со временем ("вдали от равновесия") система нуждается во все больших количествах вещества, энергии и информации для сохранения энтропии на более низком уровне. Вот почему категориально значим вопрос о природе и сущности порядка и беспорядка, роли их в социальном и индивидуальном развитии. Далее, не менее интересен вопрос, о порядке чего идет речь. Такой вопрос правомерен, поскольку существуют порядки, которые достигнуты с большим трудом, "недалеки" от точки равновесия и обладают значительным запасом прочности. Но есть порядки, которые находятся вдали от равновесия, исчерпали свой позитивный потенциал и поддерживаются извне, внешними связями . В этой связи встает вопрос о том, не исчерпали ли свои цивилизационные возможности те социальные организмы, которые построили свое благополучие, свой порядок не только на интеллектуальном, технологическом, экономическом и т. д. потенциале своих стран, но и на ресурсах других стран? Не об этом ли свидетельствуют все более актуализирующиеся глобальные проблемы вообще и разрушение природных основании бытия человека в особенности?! По мнению известного американского исследователя П. Кеннеди, "чем дальше заходит процесс глобализации - американизации, тем больше вероятность ответного наступления" . Тем самым глобализация как американизация усиливает напряженность в мире, поскольку "ответное наступление" означает стремление стран, поставляющих ресурсы, энергию, интеллект, остановить усиление энтропии и сохранить порядок. Вот почему не будет, видимо, преувеличением тезис о том, что в основе нынешнего этапа глобализации лежат в конечном итоге экономические интересы. В целом глобальные цивилизационные трансформации в мире осложняются многими обстоятельствами. Отметим два из них.
|