ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
М. Ковалев

До сих пор единое человечество воплощалось в многообразие племен, наций, рас, государств, цивилизаций и т. д. Именно в такой форме находил свое выражение закон единства и многообразия в рамках общества. Именно таким путем обеспечивалось взаимодополнение и взаимообогащение как самих общностей, так и всего человечества как целого. Возникает вопрос: а следует ли преодолевать национальные и государственные различия между людьми? Не приведет ли это к сужению индивидуальных особенностей и многообразия процесса развития в рамках человеческой популяции в целом?

 


Обычно под глобализацией понимают объективный процесс возрастания и концентрации капитала, которому все теснее и теснее становится в рамках отдельных государств, ведущий в конечном счете к формированию единой всемирной экономики.

Действительно, глобализация связана и во многом обусловлена этими процессами. Однако при таком подходе учитывается лишь экономическая сторона этой проблемы и оставляется в тени более фундаментальная основа глобализации, из которой проистекают и ее экономические характеристики.

Прежде всего, следует отметить, что процесс глобализации и глобальные проблемы, вставшие перед человечеством, хотя и тесно между собой связаны, но это далеко не одно и то же. Если глобальные проблемы порождены противоречием между обществом и природой, то процесс глобализации касается, прежде всего, внутреннего состояния общества, его постоянного движения по пути единства во всемирном масштабе. Разумеется, и процесс глобализации, и глобальные проблемы во многом обусловлены состоянием и влиянием уровня развития материального производства, но это влияние в одном отношении ведет к углублению противоречия общества с природой, а во втором обеспечивает сближение и объединение народов и государств внутри самого сообщества. С одной стороны, глобальные проблемы, вставшие ныне перед человечеством, оказывают влияние на процесс глобализации мира и пути его развития. С другой же стороны, и глобальные проблемы, и процесс глобализации развиваются по присущим им специфическим законам.

Глобальные проблемы - результат относительной самостоятельности общества по отношению к природе, его обратного влияния на нее. Процесс же глобализации в конечном счете коренится в его естественном состоянии, в единстве и целостности человечества как своеобразном природно-социальном организме, который растет, развивается и в процессе развития усиливает свое единство и целостность. И это естественно, так как общество - это не некий конгломерат индивидов, племен, наций, народностей, а целостный социально-природный организм, которому объективно нужна не только организованность, но и гармоничность и планомерность развития.

Глобализация - новый, более высокий этап на пути реализации естественно-исторической тенденции к объединению человечества в условиях промышленной и постпромышленной цивилизации. Известно, что каждому способу производства общественной жизни соответствует не только определенная социально-экономическая и политическая структура внутри отдельных стран, но также и определенные этнические общности, а равно и отношения между ними. Так, период собирательства характеризовался первобытно-общинными отношениями внутри социальных общностей и наличием родов, племен и народностей, основанных на кровном родстве, между которыми велись беспрерывные столкновения и войны. Переход к земледельческой цивилизации был ознаменован не только утверждением рабовладельческих и феодальных отношений внутри государств, но и появлением народностей, других этнических образований, могущественных империй, основанных главным образом на силе. Промышленная цивилизация означала новый шаг на этом пути. Она привела к появлению капиталистических отношений, а в международных рамках - к образованию нации и преимущественно национальных государств и распаду империи. Постпромышленная цивилизация также приведет к изменению не только внутренних, но и международных отношений.

В целом же прогресс общества сопровождается переходом его от множества общностей к постепенному единству, усилением тенденции к интернационализации общественной жизни. В древности естественная тенденция к единству человечества нашла свое выражение в слиянии различных общин в племена и народности, позже в преобразованиях племен в нации, наций в региональные сообщества и т. д. Выражением этого объективного процесса выступает и создание европейского сообщества народов Европы с единой валютой. В настоящее время процесс единения человечества затрагивает уже не только национальные и региональные границы, но и вышел на мировую арену, воплощаясь в глобализации мирового развития. Поскольку естественные тенденции к единству человечества реализуются не только непосредственно, но и через процесс производства, обмена, состояние информации, духовные связи между народами, то именно промышленная цивилизация с ее невиданным ростом производства резко усилили этот процесс.

В целом тенденция к единству человеческого рода носит прогрессивный характер и воплощается в усилении естественных связей между представителями различных наций и народностей, в интернационализации производства и обмена, в использовании опыта построения политических структур, в росте информации, обмене духовными ценностями, появлением наднациональных и надгосударственных структур и т. д. Вместе с тем процесс глобализации как внутренние процессы в отдельных странах реализуются не непосредственно и прямо, а через деятельность тех или иных социальных сил, в данном случае через интересы разных наций и государств. После распада СССР в планах построения нового миропорядка борются две тенденции: одна - строить новый мир при гегемонии одной державы (США) и вторая - добиваться утверждения многополюсного мира. Одна тенденция носит авторитарный, а вторая - демократический характер. К тому же вторая тенденция больше отвечает объективным историческим условиям, которые ведут к ослаблению в обществе общего интереса и расширению интересов его частей, причем не только в рамках отдельных стран, но и в масштабах человечества в целом.

Носителем и выразителем господства и подчинения одних народов другим выступают США и государства так называемого "золотого миллиарда". Нынешняя политика империалистических кругов Запада есть продолжение и развитие агрессивного характера промышленной цивилизации. Промышленная цивилизация и возникший на ее основе капиталистический строй по самой своей сути носит агрессивный характер. Этот агрессивный характер и находит свое проявление в действиях НАТО. Агрессивность промышленной цивилизации начала проявляться еще в процессе Великих географических открытий, в результате которых не Восток открыл Запад и Америку, а Запад - Восток, хотя, как известно, в странах Востока - Китае и Индии существовали древние развитые цивилизации.

Особенно ярко агрессивная природа промышленной цивилизации нашла свое проявление в создании колониальной системы империализма, в нашествиях Наполеона и Гитлера на Россию, в двух мировых войнах, в утверждении фашизма в целом ряде стран Европы и т. д. Кстати, теперь некоторые пытаются доказать, что и в России могут возникнуть фашистские порядки. Но ведь фашизм - это теория и практика мирового господства, теория и практика ненависти и истребления других народов во имя якобы высшей расы. Ничего подобного в России не было и не может быть.

Агрессивность промышленной цивилизации и возникшего на ее основе капиталистического строя заложена в самой ее основе, так как она базируется не на природных, а на искусственных компонентах и поэтому, как никакая иная, нуждается для своего функционирования и развития в источниках сырья и рынках сбыта.

В последнее время агрессивность промышленной цивилизации и, прежде всего, стран НАТО усилилась в результате, по крайней мере, двух обстоятельств. Прежде всего, это произошло в результате распада СССР и ослабления России.

Второе обстоятельство связано с обострением глобальных проблем, которые особенно дают о себе знать в странах Запада. И если раньше агрессивность западной цивилизации обуславливалась необходимостью преодоления динамического равновесия между обществом в целом и природной средой, то теперь эта агрессивность усиливается необходимостью преодоления обострившегося неравновесия между искусственной средой, созданной самим человеком, и окружающей природой. Перед воспаленным взором западного предпринимателя светом зеленого светофора еще горят цифры: Россия сегодня - это 30% мировых запасов угля, 40% - нефти, 45% - газа, 44% - железных руд, 30% - мировой добычи драгоценных камней…

После развала Советского Союза и так называемого социалистического лагеря США стремятся утвердить однополюсный мир под своим господством, подмяв под себя Китай, Индию, народы Африки и т. д., последние же стремятся отстоять свою независимость и строить многополюсный мир на демократических принципах, равенстве больших и малых народов. Первая идея переносит на сферу международных отношений антидемократические принципы господства одних народов по отношению к другим. Вторая идея отстаивает принцип демократизма в отношениях между народами на международной арене. В данном случае сталкиваются интересы США и Западной Европы, США и Японии, Китая и Индии и прежде всего интересы так называемого "золотого миллиарда" и развивающихся стран. Растущий разрыв между развитыми и развивающимися странами усиливает тенденции со стороны развитых стран к подчинению развивающихся, а последних - к противостоянию этим грабительским тенденциям. В результате подобной политики сдвиги в мировом капиталистическом хозяйстве привели к расчленению мира на "ядро" и "периферию". Причем за первыми все больше закрепляются контрольные функции, а за последними - производственные. Есть и другие проявления нового империализма. При этом водораздел между Севером и Югом происходит не только в силу углубляющегося экономического неравенства, но и стремления этих стран отгородиться от процветающей в Европе преступности. Схожие последствия имеет и страх перед неконтролируемой миграцией населения и экологическими опасностями.

США и страны "золотого миллиарда" исходят из того, что процесс глобализации мира может и должен осуществляться путем распространения и насаждения порядков Запада с его рыночной экономикой и буржуазными отношениями во все регионы и на все народы мира, невзирая на их региональные и исторические особенности. С этой целью США и их союзники используют не только транснациональные корпорации, подкупы, шантаж, но и прямое насилие. В последнее время в целях утверждения глобализма в соответствии с интересами США используется НАТО и его продвижение на Восток, а также борьба с терроризмом. Под видом борьбы с терроризмом США создают военные базы в Узбекистане, Киргизстане и т. д., создавая угрозу Китаю, Индии и другим странам.
Однако в осуществлении принципов глобализации по американскому образцу, помимо того что она осуществляется недемократическими, насильственными методами и попирает права и суверенитет народов, игнорируется, по крайней мере, четыре важнейших обстоятельства.

  • Во-первых, отнюдь не так ясно, как кажется западным глобалистам, беззастенчиво насаждающим свои порядки в других странах, что промышленная форма цивилизации применима и получит распространение во всем мире. Совсем не исключено, что в странах Востока, а тем более Юга может получить развитие новый вид цивилизации, отнюдь не промышленный. А это обстоятельство не только не принимается в расчет, но и полностью игнорируется и попирается западными глобалистами.
  • Во-вторых, даже если основы промышленной цивилизации могут быть применимы в других странах, то совмещение технических структур на цивилизационном уровне не исключает того, что общественные порядки Запада могут не совмещаться в странах Востока и Юга на формационном уровне, как это случалось в России и Китае. Кстати, именно из-за несовместимости формационной структуры Черчилль призывал еще в 1918 г. "задушить большевизм в колыбели", а в 1948-1949 гг. американские империалисты в лице Маршалла были готовы ввязаться в гражданскую войну в Китае на стороне Гоминдана.

В качестве иллюстрации грабительского характера глобализации при игнорировании и попирании формационных особенностей стран и их национальной традиции может служить пример России, а теперь и Аргентины, где внедрение американских порядков привело к глубоким социальным катаклизмам. И это далеко не случайно, так как исторический опыт свидетельствует, что в рамках одной и той же цивилизации могут быть различные формационные структуры, и как результат этого - то, что из общественных порядков применимо на Западе, может быть не применимо и даже вредно в странах Востока и Юга. В данном случае абсолютизируется цивилизационное единство человечества и в то же время недооценивается его различная формационная структура, в том числе и в региональных масштабах.

Разумеется, нельзя абсолютизировать и формационную особенность различных народов, противопоставляя ее цивилизационному единству. И тем не менее при единстве некоторых общих цивилизационных оснований необходимо в то же время строго учитывать возможность в различных регионах наличие различных формационных структур и не попирать их. И. Валлерстайн выделил в мировой экономике три группы стран: господствующее "мировое ядро", зависимую "периферию" и полузависимую "полупериферию". К ядру он относит развитые страны империализма, к периферии - "третий мир", к полупериферии - Советский Союз и Китай. "Роль СССР в мировой экономике совершенно необычна - это сочетание полупериферийной экономики со статусом политической сверхдержавы".

  • В-третьих, нельзя не учитывать также и то, что даже при общности тенденции научно-технического и экономического развития различных стран и народов у них могут быть разными религиозные верования, сложившийся менталитет или то, что называют духовной стороной общества. Как отмечает С. Хантингтон, "народы и страны схожих культур сближаются. Народы и страны различных культур расходятся". А это также требует учета при осуществлении процесса глобализации. Иными словами, необходимо наряду с единством учитывать то, что мир представляет некое гармоничное многоуровневое целое и в нем существуют разнокачественные начала.
  • И наконец, в-четвертых, процесс глобализации по американскому сценарию совершается путем насилия, не считаясь с волей самих народов. Осуществляя глобализацию, а по существу, экспансию империалистическими средствами, США и страны Запада нарушают суверенитет народов и государств, бесцеремонно вмешиваются в их внутренние дела и по сути дела пытаются навязать им новую форму колониализма, что не может не вызывать ответной реакции со стороны этих народов.

Одним словом, при осуществлении глобализации человечество столкнулось со стремлением со стороны развитых стран мира превратить ее в новую, более завуалированную форму колониализма. Однако при этом забывают, что нынешние страны так называемого "третьего мира" - это не то, что было в них в XVII-XVIII вв., когда осуществлялась их колонизация.

Все это требует от прогрессивных сил планеты разработки своей концепции глобализации, которая исходила бы из ее объективных тенденций и в то же время учитывала бы: а) цивилизационные и формационные различия различных народов и государств, их менталитет, традиции, культуру и т. д.; б) осуществлялась бы не в интересах тех или иных стран и их корыстных интересов, а в интересах всего человечества; в) проводилась бы без применения мер насилия, а на путях взаимовыгодного экономического сотрудничества и взаимопомощи со стороны развитых стран странам слаборазвитым.

В современных условиях возникла острейшая потребность перераспределения материальных ресурсов в мировом масштабе. Такая потребность в конечном счете вытекает из закона обеспечения гармонического соответствия и равновесия всех частей социума как определенной целостной системы. Эта необходимость стала, может быть, сильнее и острее, чем это было накануне двух мировых войн и революционных преобразований. Тогда в перераспределении материальных ресурсов возникла необходимость в региональном масштабе, чем в рамках отдельных стран. Теперь такая необходимость так или иначе затрагивает все страны мира. И это естественно, так как, с одной стороны, произошло гигантское увеличение числа населения, выросли его производственный потенциал и материальные ресурсы, а с другой - уменьшились природные запасы. На этом фоне произошло резкое обострение неравномерностей между развитыми и развивающимися странами. Такая неравномерность в соответствии с законом динамического равновесия структур системы рано или поздно должна быть устранена, но только не путем насилия.

Процесс глобализации совершается в условиях, когда человечество переживает глобальный конфликт в рамках способа производства всей общественной жизни. Если в развитых странах мира углублялся конфликт между так называемой "второй" созданной природой и окружающей природной средой, а равно и самим человеком, то в развивающихся странах нарастает и углубляется конфликт между народонаселением и наличной материально-производительной основой, а также и природной средой, которая все больше и больше истощается.

Помимо этого, в каждом из регионов существуют свои внутренние, присущие только им специфические противоречия. Наконец, в современных условиях обострился конфликт между развивающимися и развитыми странами мира. На развитые страны ныне приходится более 83% мирового дохода и менее 23% населения. А беднейшие 20% жителей Земли едва выживают, располагая 1,4% мирового дохода. Это вопиющим образом контрастирует с тем фактом, что XX в. - время небывалого за всю историю человека раскрепощения производительных сил (мировой валовой продукт с начала столетия возрос в 15 раз), технического и технологического рывка. В последнее время произошло также перемещение мировых центров силы, что также обостряет динамическое неравновесие в мире и может привести к конфликтным ситуациям и породить кризисную ситуацию в мировом сообществе. Перемещение центров силы имело место на протяжении всей человеческой истории. В конечном счете это связано с изменением различных компонентов способа производства общественной жизни - интенсивное увеличение числа народонаселения и изменения человеческого потенциала, развитие орудий труда в тех или иных регионах, изменение географической среды обитания и т. д.

Как известно, на заре человеческой истории имело место противостояние Юг - Север. Это было связано прежде всего с тем, что в силу благоприятной природной среды на Юге зародились многие цивилизации, там же происходил и интенсивный рост народонаселения, которое по мере использования природной среды стремилось распространиться на новые территории, порабощая жившие там народы, прежде всего в регионы умеренного пояса. Затем в силу ряда причин в авангард развития вышли страны Западной Европы и Северной Америки, которые стремились поработить народы, расположенные на юге, что и привело к колонизации этих стран. XX в. ознаменовался усилением борьбы колониальных народов за свое освобождение, что и завершилось крахом колониальной системы империализма.

В XX в. имело место противостояние не только между колониями и метрополиями, но и между Западом и Востоком. До конца XX в. граница между Востоком и Западом проходила по линии стран, вставших на рельсы промышленной цивилизации, и стран, отставших в своем развитии или развивающихся особым путем в силу их геополитических особенностей. В последнее время в связи с ускорением промышленного развития России традиционное общество отступает дальше на Восток и положение в этом регионе приближается к западным стандартам. В современных условиях рост населения в странах Юга, с одной стороны, а с другой - ослабление конфликта между двумя способами производства в рамках общественной жизни в странах умеренного пояса привели к напряженности между народами Юга и Севера. Причем если раньше колонизация и захваты шли главным образом с севера, то теперь опасность колонизации может поменяться местами - с севера на юг.

В результате этого основное противостояние переместилось с отношения Восток - Запад к отношению Север - Юг. И это понятно, так как именно на этом рубеже продолжают оставаться основные геополитические и демографические разломы между народами и странами. При этом положение между странами Юга и Севера как бы поменялось местами. Нынешнее противостояние Север - Юг еще раз показывает, что большинство разломов и противостояний между народами происходило на основе геополитических и демографических особенностей их развития. Многовековая граница между западным и восточным христианством до 1989 г. была границей между современным и развивающимся обществами. "Расширение пространства" для демократии и рыночной экономики после 1989 г. можно сравнить с модернизацией небольшой части восточной территории.

Основная особенность противостояния Север - Юг заключается в том, что на одной стороне находятся сравнительно развитые и богатые страны, а на другой - развивающиеся, бедные страны с огромной численностью населения. Положение в мире напоминает нечто аналогичное тому, что имело и продолжает иметь место внутри отдельных стран - богатое меньшинство противостоит бедному большинству. Но в данном случае произошло нарушение динамического равновесия не только внутри отдельных стран, но и в глобальном масштабе. Все это может вызвать неизмеримо более острый глобальный катаклизм, чем это происходило в отдельных странах между отдельными классами или народами в прошлом.

К концу XX и начала XXI столетия мир оказался в состоянии гигантского глобального неравновесия. В одних регионах мира сосредоточены громадные запасы созданной человеком искусственной или так называемой "второй природы", а в других - громадные толщи населения. На одном полюсе сконцентрирован мир невиданного богатства, на другом - нищеты. В результате - огромное давление на человека, с одной стороны, его искусственной природы, с другой - нищеты и, как следствие всего этого, огромная нагрузка на природную среду обитания человека.

Таким образом, современное мировое развитие, с одной стороны, ведет к усилению взаимозависимости различных народов и государств, а с другой - обостряет противоречия между ними.

В современных условиях происходит не только обострение глобальных проблем, но и меняется их соотношение к коренным социальным проблемам. Если на первоначальных этапах развития промышленной цивилизации в связи с обострением внутреннего конфликта между способом производства материальных благ и способом производства собственной жизни на первый план выдвигались социальные проблемы и необходимость их решения, то в современных условиях происходят существенные изменения в этой области. Прежде всего, в связи с тем что в развитых странах мира в результате развития промышленной цивилизации общество продвинулось далеко вперед на пути создания условий, достойных человеческой природы и адекватных ей, сужается удельный вес социальных проблем в общем балансе общественных проблем, стоящих перед народами этих стран.

Далее, в результате обострения отношений между компонентами в рамках способа производства общественной жизни увеличивается удельный вес глобальных проблем в общем балансе проблем, которые встали ныне перед человечеством. Более того, в современных условиях, вероятнее, всего, именно эти проблемы все больше и больше будут выдвигаться на первый план, по крайней мере в развитых странах мира.

Наконец, все это ведет к тому, что общественные проблемы и пути их решения в современных условиях следует анализировать с учетом как тенденции, вытекающей из социальных, так и глобальных противоречий, взятых в их совокупности. В этой связи чрезвычайно важным представляется анализ того, как повлияют глобальные проблемы на решение коренных социальных проблем: ослабят они или, напротив, усилят их остроту, - и в то же время какое влияние окажет решение социальных проблем на состояние глобальных, и наоборот. Учет этих обстоятельств имеет большое принципиальное значение для анализа положения в развитых странах мира.

Для преодоления борьбы между народами, как показывает опыт стран Западной Европы, требуется достижение высокого экономического уровня развития. Не случайно на Западе многолетняя ожесточенная борьба и войны между государствами сменяются их интеграцией. Кроме того, сближение и слияние нации на основе естественного смешения также способствует этому процессу.

До сих пор единое человечество воплощалось в многообразие племен, наций, рас, государств, цивилизаций и т. д. Именно в такой форме находил свое выражение закон единства и многообразия в рамках общества. Именно таким путем обеспечивалось взаимодополнение и взаимообогащение как самих общностей, так и всего человечества как целого.

Возникает вопрос: а следует ли преодолевать национальные и государственные различия между людьми? Не приведет ли это к сужению индивидуальных особенностей и многообразия процесса развития в рамках человеческой популяции в целом?

Разумеется, при всех условиях единое человечество будет выступать в многообразии своих проявлений и структурном образовании. Однако такое многообразие не обязательно должно проявляться через его демографические и государственные общности, порождающие нередко взаимные раздоры и столкновения. Исторический опыт свидетельствует о том, что формы проявления целостности через многообразие менялись на протяжении предшествующего развития. Сначала единое человечество воплощалось в родах, затем в общинах, потом в племенах, нациях и т. д.

По всей вероятности, и в будущем единое человечество будет реализовываться в различных общностях, но и они будут основаны на иных принципах, чем до сих пор. Вероятнее всего, это будут общности, основанные на своеобразии исторических типов личности, на общности их интересов, на многообразии форм исторической деятельности людей, а не только на демографических принципах.

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
Hosted by uCoz