|
|
Глобализация понимается, прежде всего, как процесс, характеризующий мировое развитие, начиная с последнего десятилетия ХХ в. Как показал В.Л.Иноземцев, термин "глобализация" уменьшил частоту употребления терминов "устойчивое развитие" и "постмодернизм". Количество книг, в заглавии которых используется понятие "глобализация", стало лавинообразно увеличиваться в библиотеке конгресса США с начала 90-х годов . Ряд специалистов определяют содержание и сущность глобализации следующим образом: "Термин "глобализация" возник для характеристики транснационального функционирования экономики и информации, которые, резко нарастая в последнее десятилетие, сделали прозрачными для финансово-информационных систем национально-государственные границы и обеспечили преимущество тем (выделено нами. - В. В.), кто вступил в технологически информационную революцию" . Глобализация - процесс лавинообразного формирования единого общемирового финансово-информационного пространства на базе новых, преимущественно компьютерных технологий . И еще одно определение: "Глобализация - это слияние национальных экономик в единую общемировую систему. Она основывается на возникшей в последнее десятилетие ХХ в. легкости перемещения капитала, на новой информационной открытости мира, технологической революции, приверженности развитых индустриальных стран либерализации движения товаров и капитала" . Во всех этих подходах есть нечто общее и важное, а именно подчеркивание достаточно высокого уровня технологического и информационного развития общества и возможность перемещения информации, капиталов и товаров беспрепятственно относительно национально-государственных границ. Поэтому, видимо, заслуживает внимания такая позиция: "Желательность или нежелательность глобализации, таким образом, сегодня не подлежит обсуждению. Она есть. Ее перспективы и угрозы, безусловно, важно исследовать. Но, прежде всего, необходимо сказать о ее сущности: глобализация означает победу капитала и информационной свободы над национальными интересами. Вестфальская система наций-государств, составлявшая основу мирового порядка в течение 350 лет, дала трещину. Филадельфийская система, делавшая демократию мировым институтом, также претерпевает изменение, как более позднее уточнение Вестфальской системы". Таким образом, хотя в качестве ключевых факторов глобализации выделяются информационный, экономический и технологический, человеческий фактор является носителем и субъектом преобразования всех этих процессов. Поэтому для проблемы глобализации и персональной модернизация становятся принципиально важными следующие вопросы:
Главная гипотеза при этом заключается в том, чтобы доказать, что развитие человеческого потенциала является необходимым условием для достижения преимуществ глобализации, что персональная модернизация - важнейший фактор успешного социального развития. Ведь именно от качеств человека как субъекта экономической, технологической, информационной деятельности, от его ценностных ориентаций, знаний, умений, ментальных и нравственных характеристик зависит характер функционирования "человекомерных" систем. Мы используем для анализа материал реального состояния человеческого развития, представленный Всемирными ежегодными докладами о развитии человека, подготовленными по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), и рядом международных документов , а также ежегодными докладами о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации, начиная с 1995 г. Из этих материалов видно, что никогда ранее у человечества глобальное богатство, глобальные связи и технические возможности не были столь большими, чем теперь, но их распределение является крайне неравномерным. Одна из главных проблем современного цивилизационного развития - неравномерность экономического, социального, культурного и образовательного уровня людей, в том числе и по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП) . Даже в одной и той же стране, например России, разница в индексе развития человеческого потенциала между наиболее и наименее благополучными регионами составляет примерно в 1,6 раза. Неравномерность развития особенно видна при обращении к проблеме бедности, анализу которой был посвящен последний доклад о мировом развитии "Наступление на бедность" 2000-2001 гг., изданный Всемирным банком. Обращает на себя внимание само определение бедности. Бедность - это не только низкий уровень доходов и потребления, но и низкий уровень образования, питания, а также отсутствие прогресса в других сферах развития людских ресурсов. По мнению людей, опрошенных в разных странах (60 тыс. человек в 60 странах мира), бедность для них - это бессилие перед обстоятельствами и отсутствие права голоса, ощущение беззащитности и страха. В начале нового столетия и тысячелетия бедность остается глобальной проблемой огромных масштабов. Приводимые данные говорят сами за себя и о масштабе проблемы. Из 6 млрд людей, населяющих нашу планету, 2,8 млрд живут меньше, чем на 2 доллара США в день, 1,2 млрд - меньше, чем на 1 доллар в день. (Это 1/5 населения, из них 44% бедных в странах Южной Азии). Из каждых 100 детей младенческого возраста 6 не доживают до года, а 8 - до пяти лет. Среди тех, кто достигает школьного возраста, 9 мальчиков и 14 девочек из 100 не поступают в начальную школу. Углубление неравенства в мире усиливает ощущение обездоленности и несправедливости. Для большого числа людей совершенно чуждыми до сих пор остаются такие понятия, как социальная мобильность и равные возможности. Кроме того, задачи сокращения бедности будут осложняться демографическими изменениями, которые произойдут в будущем. В ближайшие 25 лет численность населения мира увеличится приблизительно на 2 млрд человек и 97% - за счет развивающихся стран. Такой мониторинг состояния человеческого развития дает основание для выработки перспективных мер, предложенных ООН в рамках Программы развития по борьбе с бедностью. К ним относятся три главных направления: 1) создание экономических возможностей; 2) расширение прав и возможностей; 3) повышение материальной безопасности. Первое направление предполагает расширение для бедных слоев населения экономических возможностей как путем стимулирования общего экономического роста, так и путем наращивания имеющихся в их распоряжении ресурсов, таких, как доступ к земле и образованию и повышению их отдачи посредством комплекса мер рыночного и нерыночного характера. Второе направление нацелено на повышение ответственности государственных учреждений перед малоимущими, более чуткое реагирование на их нужды. С другой стороны, предполагается расширение участия бедных слоев в политических процессах и принятии решений на местном уровне. Предполагается также устранение социальных барьеров, обусловленных гендерными, этническими или религиозными различиями, а также различиями в социальном статусе. Третье направление - уменьшение уязвимости малоимущих в отношении заболеваний, экономических потрясений, неурожаев, переселения по политическим причинам, по причинам стихийных бедствия и насилия. Каждое из этих направлений дополняет друг друга, и на основе этих общих принципов необходима разработка собственной стратегии сокращения бедности в каждой стране и конкретном обществе. Такие меры не всегда получают положительную оценку ввиду проблематичности их исполнения и иного ракурса видения глобального развития. Альтернативная оценка глобализации и сопутствующих ей программ развития предложена, например, немецкими аналитиками Г.П.Мартином и Х.Шуманном . Обращается внимание на такую важную проблему, как занятость людей в общественнополезном производстве. С одной стороны, современное индустриально-информационное общество является обществом безграничных возможностей. Оно обеспечивает высочайшую производительность труда, создает условия для технологического переоснащения производства на базе новейших технологий. Оно развивается на основе современных быстродействующих систем коммуникаций и средств связи, оно способно накапливать и распространять важную для жизнедеятельности людей научную, техническую и иную информацию. Эти достижения сближают страны и создают необходимые предпосылки для обеспечения устойчивого функционирования информационных сетей и интеграции в мировую рыночную систему. Но с другой стороны, для эффективного функционирования этой системы достаточно 20% наиболее квалифицированных работников, ученых и специалистов планеты. Сегодня они уже в значительной степени интегрированы странами, ставшими на путь постиндустриального, информационного развития общества. Какова же будет участь остальных 80%? На этот счет есть и такой ответ: "По-видимому, речь в лучшем случае может идти об оказании благотворительной помощи отсталым народам со стороны стран "золотого миллиарда"… Вряд ли народы мира согласятся с отведенной им ролью. Политика социальной деградации, оттеснение большей части трудоспособного населения на периферию мировой цивилизации обречена на провал. Она будет выступать очагом все новых социальных конфликтов…" Таким образом, наличие альтернативных оценок и подходов к феномену мирового развития, называемому глобализацией, свидетельствует о сложности современного развития, содержащего амбивалентные тенденции. Оно свидетельствует о своеобразном состоянии бифуркации, во многом зависящем от выбора ценностных приоритетов развития и учета так называемых кооперативных эффектов развития - понятия, разрабатываемого в рамках синергической парадигмы. Мир становится единым, взаимозависимым и в силу этого нестабильным. Протекающие в нем процессы самоорганизации, присущие развитию любых сложных систем, могут реализоваться в желательном направлении лишь при условии повышения эффективности управления. Именно эта проблема обсуждалась в десятом Докладе о развитии человека с красноречивым названием "Глобализация с человеческим лицом" . Его тема - рост взаимозависимости между людьми в условиях глобализации в современном мире. "Главная проблема, связанная с глобализацией в будущем столетии, состоит не в том, чтобы остановить экспансию глобальных рынков. Главная задача состоит в том, чтобы найти те нормы и институты (выделено нами. - В. В.), которые бы обеспечивали более эффективное управление на местном, национальном, региональном и глобальном уровне" . Задача в том, чтобы сохранить преимущества глобальных рынков и конкуренции, но и оставить достаточно места для человека, общины, ресурсов окружающей среды так, чтобы глобализация служила интересам человека, а не только увеличению прибыли. Такую глобализацию должны отличать:
Эти программные цели не могут быть реализованы без решения задач, связанных с персональной модернизацией, которая в силу неравномерного развития стран имеет свои особые этапы, характеристики и особенности. Это этапы, соответствующие переходу от традиционного общества к современному, индустриальному, а от него к постсовременному, информационному. В ходе такого процесса изменяется и человеческая персональность, происходит эволюция персональной модернизации. Иными словами, человеческие качества должны постепенно формироваться и развиваться как ответ на вызовы, обусловленные социально-исторической ситуацией. Интересный опыт исследования персональной модернизации представлен в ряде трудов ученых Гарвардского и Стэнфордского университетов . В ходе этого исследования была разработана модель "современного человека", явившаяся результатом социологической программы изучения предполагаемых характеристик человека "современного" в шести развивающихся странах (Аргентина, Чили, Израиль, Нигерия, Бангладеш, Индия). На большом эмпирическом материале доказывалось, что реальные индивидуумы действительно соответствуют модели современного человека, их число значительно и основные сходные качества, характеризующие человека как современного, присущи разным странам и культурам. Таким образом, современный человек - это не просто умозрительная конструкция социологов, а реальный человеческий тип. Какие же основные параметры характеризуют человека современного? Их можно обобщить по четырем основным параметрам. "Это хорошо информированный, принимающий участие в жизни общества гражданин; у него заметно выражено чувство собственной значимости; он крайне независим и самостоятелен в своих отношениях к традиционным источникам влияния, особенно когда он принимает важные решения о том, как ему вести его собственные дела; он открыт для нового опыта и идей, что означает, что он относительно непредвзят и достаточно гибок" . Каждый из этих четырех основных параметров современного человека предполагает определенное содержание.
Эти основные компоненты не исчерпывают перечень качеств, которые, согласуясь друг с другом, представляют так называемый синдром современности. "Современный человек также отличается в своем подходе к понятию времени, к личностному и социальному планированию, к правам людей, зависимых от него… и в применении формальных прав как основы для текущих дел. Иными словами, психологическая современность возникает как достаточно сложный, многоаспектный и многомерный синдром" . Следует обратить внимание на трактовку самого термина "современный". Это не означает что-то новое, модное. Это, скорее, человек, который характеризуется определенными качествами, многие из которых возникли как результат его собственных заслуг и усилий в развитии. Кроме того, важно подчеркнуть, что понятием, соотносительным современному человеку, является современный социум. Современный мир представлен разветвленной системой институциональных моделей. Это подразумевает крупную промышленность, интенсивную урбанизацию, скоростной транспорт, средства массовой информации, систему бюрократических организаций, всеобщее образование и массовую культуру. Социумы, обладающие подобными характеристиками, называются современными. Необходимо также отметить, что общества с подобными характеристиками способствуют развитию определенного типа человека и, с другой стороны, им нужен именно такой тип людей, если они хотят успешно развиваться. Поэтому, на наш взгляд, существуют этапы персональной модернизации и соответствующие им особенности. Такая эволюция персональности происходит при переходе от традиционного общества к современному и от современного к информационному, которое тесно связано с процессами глобализации. Видимо, успешность развития того или иного общества, находящегося на разных этапах своего исторического становления, во многом будет зависеть от содержания, приоритетов и особенностей протекающей в нем персональной модернизации. Видимо, в будущем человеческое развитие все более будет становиться определяющим фактором движения к лучшему, более совершенному состоянию. Поэтому в перспективе адекватным ответом на вызовы глобализации является человек творческий, а мерилом его развития как субъекта творческой деятельности станет его развитая индивидуальность. |