ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
Н.С. Мельникова

В результате крупнейшего в мировой истории исследования процессов глобализации, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, было выяснено, что шестеро из каждых десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом .Трактовка и понимание термина "глобализация" еще не успели оформиться в строгое определение, и в таком случае любые исследования на этот счет требуют дополнительных разъяснений. Роль России и системы российского образования как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности нашей страны в формирующихся процессах глобализации оказывается очень заметной и важной

 


Роль образования, которую оно продемонстрировало в прошлом, позволяет надеяться, что в новом глобальном мире оно сумеет сохранить за собой роль ведущего центра. Роль университета как гаранта академического порядка и стабильности может стать даже более важной.

Уже сегодня он должен взаимодействовать с образовательными и другими учреждениями, все более увеличивая открытость образовательной системы. Ее смысл состоит в том, что образование, прежде всего, не только процесс передачи накопленных знаний, но и воспитание творческого подхода, нравственных качеств, внутренней культуры, способности воспринимать и активно участвовать в постоянных изменениях, потребности к самосовершенствованию.

Проблемы образования активно разрабатываются известными организациями. К научным исследованиям привлекаются коллективы ученых из разных стран мира, создаются рабочие группы и комиссии для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества в области образования.

Наиболее крупными проектами, определяющими вероятные пути развития международного сотрудничества в области образования, являются:

  1. 1. В составе ЮНЕСКО: МБП (Международное бюро просвещения), МИПО (Международный институт планирования образования), СЕПЕС (Европейский центр по высшему образованию), КРЕСАЛК (Региональный центр высшего образования в Латинской Америке). Основные направления деятельности в сфере образования: "Содействие укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости законности и прав человека…". Нормативная деятельность по вопросам национальной политики в тесной координации между образованием, подготовкой кадров и занятостью. Укрепление инфраструктур на национальном уровне. Обмен информацией путем распространения специализированных справочников и перечней, бюллетеней исследований, отражающих самые последние тенденции в области образования. Наряду с этим осуществляется деятельность по конкретным проектам: политика, планирование, администрация образования (27,9% проектов), подготовка кадров (14,1%), научное, техническое и профессиональное образование (13,5%), программа УНИТВИН, призванная навести мосты между местными и национальными партнерами, а также между странами, проекты ТОКТЕН и ТАЛВЕН, призванные препятствовать "утечке умов" из развивающихся стран в плане повышения заинтересованности специалистов оставаться в своих странах или поощрения к возврату путем формирования международного сотрудничества Север - Юг и др.
  2. В рамках Совета Европы (Совет по культурному сотрудничеству Council for cultural cooperation - CCC) и в составе Совета: Центр документации по образованию в Европе (Documetation centre for education in Europe). Основные направления деятельности в сфере образования: решение проблем, связанных с взаимным признанием документов об образовании для стран Европейского континента в связи с разнообразием образовательных систем в Европе (англо-американской, германской, испанской и французской). Изучение проблем среднего школьного образования, подготовки молодежи к высшему образованию и получению профессий, к миру труда и мобильности. Поощрение школьных связей и обменов, создание сетей обмена информацией и партнерских связей между странами, исследования и практические рекомендации для учителей и для тех, кто принимает решения. Сбор и обработка информации о состоянии и развитии образования в Европе, международных нормативных актов по образованию. Ответы на информационные запросы министерств и других учреждений государств - членов СЕ, а в пределах возможностей на индивидуальные запросы. Среди конкретных проектов можно обозначить следующие: "Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ к университетским учебным заведениям" (1959), "Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения" (1956), "Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций" (1959). Темы проектов 1995-1997 гг.: Европа и среднее образование, образование взрослых и демократическая гражданственность, сотрудничество университетов Европы, программа реформы законодательства о высшем образовании, изучение языков и европейское гражданство и др. Проекты 1998-2000 гг.: пять крупных проектов по школьному образованию, четыре по организации высшего образования и педагогических исследований. "Построение университета завтрашнего дня: политика и практика высшего образования в Европе", "Высшее образование для демократического общества" и др. Международные программы в области высшего образования: ERASMUS (обмен студентами различных стран), FORCE (продолженное обучение), PETRA (базовое обучение), COMMET (сотрудничество меду университетом и бизнесом), EUROTECHNET (содействие профессиям, связанным с технологическими инновациями), PHARE (развитие дистанционного образования), LINGUA (языковая подготовка).
  3. Лиссабонская декларация (конвенция Совета Европы и ЮНЕСКО 1992 г.). Направления деятельности: переход от общих деклараций о намерениях к конкретным определениям, правилам и четкому разграничению обязательств сторон и участников (например, категории: "доступ", "прием", "оценка", "высшее образование", "период обучения" и др.) Определены различия между терминами "доступ" и "прием", квалификации высшего образования и квалификации, дающие доступ к высшему образованию, термин "признание" определен как вид оценки индивидуальных квалификаций, где под признанием подразумевается транснациональное признание, а не внутри конкретной страны и др.
  4. Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации (совместная декларация Франции, Германии, Италии и Великобритании открыта для присоединения других стран). Подписаны с целью политического подтверждения необходимости глобализации высшего образования и скорейшей "гармонизации" европейского высшего образования с общей структурой образовательных уровней. Создание общего "европейского пространства высшего образования". Установление европейской зоны высшего образования, активизация европейской системы образования в мировом масштабе. К конкретным пректам относятся: содействие трудоустройству европейских граждан на основе более удобной системы уровней обучения. Повышение конкурентоспособности европейского образования в мире. Создание системы зачетных единиц. Устранение препятствий в доступе студентов ко всем образовательным и имеющим к ним отношение услугам. Развитие критериев и методологии оценки качества преподавания и др.

Особый упор в реформировании образования делается на новые формы образования, которые смогли возникнуть только с помощью новых информационных технологий и технологий связи. Применение новых информационных технологий для развития новых форм дистанционного обучения на базе Интернета приводит к новому пониманию "реального значения" международного уровня в образовании. В то время как реальная мобильность продолжает иметь большое значение, она начинает рассматриваться как один из элементов интернационализации. Растущее значение приобретает такое международное измерение в образовательной практике, при котором мобильность осуществляется в виртуальном пространстве или когда целью является создание международных условий для обмена идеями. Поиск новых, усовершенствованных, более рентабельных средств предоставления образования и обучения растет во всем мире. Многие стараются преуменьшить основные трудности развития обучения в системе "он-лайн". Для большей части планеты подключение к системе современного дистанционного образования возможно только после привлечения огромных инвестиций в инфраструктуру современных средств связи. Интернет обладает несоизмеримым потенциалом и огромной силой, однако нельзя позволить, чтобы он стал новым источником мирового неравенства.

По прогнозам растущий мировой спрос на образование будет увеличиваться. Венчурный капитал способствовал развитию дистанционного образования, которое стало большим бизнесом (огромные суммы тратятся на организацию "слияния" образования и Интернета, наряду с электронной коммерцией). Распространение инноваций "подталкивает" рынок, частично из-за того количества средств, которые вложены в информационные технологии. Ритм изменений становится все более быстрым.

Однако специалисты по маркетингу систем обучения в режиме "он-лайн" иногда преуменьшают недостатки и сложности, включая барьеры технологического характера и грамотности, равно как и бизнеса, культуры, языка и стилей обучения.

В результате крупнейшего в мировой истории исследования процессов глобализации, проведенного компанией Environics International по заказу Всемирного экономического форума, было выяснено, что шестеро из каждых десяти человек в мире считают глобализацию позитивным процессом .

Трактовка и понимание термина "глобализация" еще не успели оформиться в строгое определение, и в таком случае любые исследования на этот счет требуют дополнительных разъяснений.

Роль России и системы российского образования как стратегического ресурса повышения конкурентоспособности нашей страны в формирующихся процессах глобализации оказывается очень заметной и важной.

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
Hosted by uCoz