|
|
Об этом же свидетельствует этимология слова информация. Information (в переводе на русский язык "информация") состоит из двух частей: "in", т. е. "в", и "формация" - формирование, т.е. формирование внутри, "некий алгоритм", "совокупность приемов, правил или сведений, необходимых для построения" сущностей , например, ген человека - "план строения клетки и, следовательно, всего организма" , природные размерности и выражающие их мировые константы. Информация в таком аспекте представляет "запечатленную" историю прошедшего, а также проект будущего, совокупность программ развития материальной сущности, формирующихся с "запасом", задавая возможность вариантов выбора в зависимости от внешних и внутренних условий. Подход предполагает рассматривать информацию как память природы, природную способность сохранять и воспроизводить внутреннее состояние, строение, историю внешнего воздействия, прошедший опыт и проекции будущих событий. Примерами такого сохранения являются сознание человека, ген биологического существа, внутреннее устройство атома или молекулы. Сознание, знание, память человека находятся в теснейшей взаимосвязи и в своей сущности имеют природное основание. Исходное единство, противоположность и дополнительность материального и идеального начал Природы представляет собой источник ее активности и развития. Человек всегда пытался найти источник природной упорядоченности и ее движущую силу: мировой дух, мировой разум - в философии, противоречия в науке, Бога - в вере. Информацию при таком подходе можно обозначить как осознание мира, приобретаемое человеком в результате накопления опыта и научных исследований. В этом смысле словом "информация" мы обозначаем знания, порожденные человеческим интеллектом, который сам являет производным информации как общеприродной сущности. Исходя из этого, следует учитывать, что знания отображают человеческое ограниченное, несовершенное представление о мире, определенное субъективным характером миропонимания, исходящее из выработанных веками представлений человека. Человеческий интеллект не только порождает знания, но и обеспечивает их целенаправленное использование в процессе жизнедеятельности. Знания передаются другим поколениям как прошлый опыт выживания и развития человека. Люди обращаются к прошлому, ища аналоги настоящему. Постижение и осмысление прошлого является одним из решающих факторов приобщения человека к духовной жизни. И происходит это осмысление посредством такого феномена, как память. Мы знаем, что без памяти живое существо не может жить. Память - это в первую очередь восприятие, а оно всегда связано с получением информации. Историческая память является духовным потенциалом любого народа. Рождаясь, каждый человек получает наследство (вне зависимости от его социального положения) - это тот культурный ландшафт, память человеческого рода, оставленная его предками, всем человечеством в целом и той этнической группой, которой он себя соотносит. Формирование человека, его духовности начинается с изучения языка и истории народа (к которому он себя причисляет), его культуры. Это знание о прошлом своего народа, почерпнутое из легенд, преданий, летописей, фольклора и т. д., оценка его, а также поведение людей, связанное с исторической памятью о создании единства территории, Родины. Оценка позволяет определить ценности настоящего и перспективы развития будущего. Мы в жизни сталкиваемся с ситуациями, при которых от состояния прошлого зависит и будущее, в прошлом закладываются долговременные параметры порядка, определяющие развитие будущего. Сегодня мы подошли к моменту, когда движущая сила развития перемещается из энергетической сферы в информационную. Для нас представляет интерес, может ли быть найден информационный "план" построения сущности под названием "социум", своеобразный социальный аналог гена. Расшифровка такой информационной программы позволила бы определить основу для выбора того или иного направления развития человеческого общества. Здесь полезно привести понимание термина "информации" как "инструкции к самоорганизации в процессе эволюции биологических структур" . Человеческая общность является одной из сложнейших форм живой природы, производной самоорганизации. Поэтому логичен вопрос: можно ли выделить информацию, которая представляет собой "инструкцию к самоорганизации" социальных образований? В эти процессы включена сознательная деятельность человека, результаты которой не могут быть в полной мере запомнены для будущих поколений в его биологической структуре, в его генах. В отличие от гена человека, "информационная программа" развития человеческого общества не определяется биологической сущностью, она выходит за рамки обязательности воспроизводства, заданного биологическим геном, не фиксирует единственно возможный путь развития. Дополнительным источником информации, перерабатываемой в процессе морфогенеза и детерминирующей его конечный результат, служат внешние по отношению к геному факторы. Идея о самоорганизации клеточных коллективов позволяет представить, как пространственная упорядоченность развития генерируется в результате группового поведения клеток . Применительно к развитию человеческого общества информация о прошлой деятельности задает социокультурный потенциал, как и ген человека. Потенциал человеческое общество никогда не реализует полностью. Эта своеобразная "информационная программа" развития социума закладывается человеческим сообществом с некоторой избыточностью, как и информация в генах. Способность к восприятию информации определяется уровнем развития человека, его информационной культуры. Он должен для этого владеть языком и знаниями, т. е. обладать соответствующим тезаурусом. Д. Чернавский обращает внимание на определение информации Г. Кастлера, широко используемое в естественных науках: "Информация есть случайный и запомненный выбор одного варианта из нескольких возможных и равноправных" . Главное, что в развивающейся системе необходимость выбора возникает тогда, когда она приходит в неустойчивое состояние. В стабильном состоянии развитие системы достаточно определенно и детерминировано. В периоды неустойчивости человек ищет выход. Он либо заново изучает и переосмысливает имеющуюся информацию, либо начинает творческий процесс генерации новой информации, используя знания (тезаурус), полученные в предыдущий период, но в новой интерпретации или открывает неведомые ему ранее сведения и природные связи. Новая информация позволяет осуществить выбор, сделанный без подсказки извне. В результате образуется новый тезаурус, который позволяет жить в новой упорядоченности. Процесс этого выбора осуществляется людьми, отличающимися от других природных образований наличием сознания, способности мыслить и запоминать. В отличие от других природных биологических образований, новая информация фиксируется не в биологических структурах, а передается другим социальным индивидам, которые могут воспользоваться полученной информацией в своей жизни. За счет этого происходит ускорение процесса развития. Это отличает человека от других биологических образований, которые накапливают такую информацию в генах и могут использовать ее только в воспроизводственном варианте. Вот почему можно говорить о предназначении человека как органа самопознания природы, его познание оказывает непосредственное и опосредованное влияние на саморазвитие и на окружающий мир. Другими словами, человеческое общество отличается от других природных образований тем, что его идеальная составляющая - историческая и социальная память - отделилась от носителя информации, от отдельного человека, воздействуя при этом на процесс информационного выбора, на процесс определения направлений развития того или иного общества. Отделение памяти о познанном ранее обозначило эффект отставания знаний о мире, отпечатанных в книгах или систематизированных в научных теориях, от динамики развития познаваемой нами сущности. Несовершенство знаний влияет на то, что выбор нового пути развития может оказаться неоптимальным. Не случайно древнегреческий философ Платон протестовал против введения письменности, аргументировав свою позицию тем, что письменность лишает человека памяти. Эта память, отделившись от человека, стала жить самостоятельной жизнью, образуя социокультурную основу. Человек таким образом вносит некую новую упорядоченность в систему мироздания. Эволюция человека проявляется эволюцией знаний. Но знание может быть таковым только по отношению к тому, кто его понимает, оно будет ресурсом для субъекта, достигшего определенного уровня развития, который сможет использовать знание в качестве ресурса, в противном случае знания становятся информационным шумом, повышающим энтропию. Как социозащитный механизм в этом случае может выступать ответственность ученого за научные открытия, опережающие готовность людей к их пониманию. В этом аспекте требуется учитывать, что информация всегда несет в себе некий смысл, ценность. Уровень информационной культуры человека можно определять по его умению эту ценность определять или извлекать. Человек, в отличие от животных, способен определять смысл своей деятельности, формировать цели, для достижения которой он включает процесс познания. Ценность информации связывается с определяемой человеком целью, достижению которой способствует полученная информация. Чем выше интеллектуальный и социокультурный уровень человека, тем более достойные цели он формирует. Чем в большей мере информация помогает достижению цели, тем более ценной она является. Общие ценности укрепляют социальное сообщество. Они уходят корнями в культуру, религию, историю, традиции, но по мере развития человеческого сообщества дополняются или обновляются, в том числе в процессе проникновения будущего в настоящее. Поскольку цель в обществе ставит человек или социальная общность, то ценность полученной информации связана с тем, какова была предварительная осведомленность, т. е. тезаурус потребителя информации, а это уже компонент степени развития и культуры человека, его способности воспринимать или создавать информацию. Он может не найти в полученной информации какой-либо смысл в силу своей недостаточной развитости. Это определяет исключительно важную роль тезауруса в процессах развития, который создает базис для выбора в условиях неустойчивости. Без него отсутствует множество, которое определяет многовариантность выбора. Человек практически всегда основывает свои действия на неполной системе знаний. С течением времени он может совершенно по-другому оценить ранее знакомую ему информацию, заново определить ее ценность. Человеческая общность в новых условиях существования вынуждена осуществлять новый выбор направления развития из имеющегося у него социокультурного разнообразия, если конечно оно имеется в обществе. Именно поэтому нужна избыточность знаний, накопленных социальной общностью. Разнообразие обеспечивает "строительный материал" для переформирования социально-организационной структуры, способной выживать в изменившихся условиях. В связи с этим "строительный материал" зарождающихся новых социальных структур не должен быть жестко встроен в существующие социальные структуры. В обществе должна существовать некоторая степень свободы для образования структур, пополняющих социокультурное разнообразие как за счет внутренних, так и за счет внешних ресурсов. В этом можно усматривать главную суть понятия "открытое общество". Изоляция системы или жесткая единообразная ее организация приводит к деградации, к уменьшению разнообразия и дезорганизации, увеличивая внутреннюю энтропию. В таком случае кризис неизбежно разрешается в крайних формах. Стремление к разнообразию одна из базовых потребностей человека, ибо интуитивно он понимает, что более разнообразные и сложные по структуре социальные сообщества исторически более устойчивы. Они способны адаптироваться к изменениям внешней среды. Разнообразие создает основу и условия для выбора новой программы развития общества. Поэтому информационно-культурное разнообразие представляет базовую ценность человечества. В процессе современных исторических изменений происходит не только трансформация времени, но и пространства под совместным влиянием информационно-технологических процессов. Скорость современных изменений столь велика, что личность и культура утрачивают способность их ассимилировать. Человек не успевает за изменениями, которые принудительно навязываются ему извне, и вместе с тем он осознает свою неспособность переломить тенденцию. В такие периоды, когда социальная перестройка неизбежно отстает от сложившихся способов удовлетворения потребностей, острота ситуации определяет стремление к радикальным решениям. При этом одни интуитивно стремятся вернуть старые времена, другие стремятся воспроизвести условия жизни, наблюдаемые у соседей, третьи радикально изменяют условия своей жизнедеятельности. Проблема в том, что в данной коллизии, когда все понимают, что жить надо иначе, каждый предпочитает заставить другого жить по-своему, а не искать компромисса. В современных условиях ускорения всех социальных процессов человеку все чаще приходится осуществлять новый выбор направления развития социальной системы. В связи с глобализацией социальных процессов разнообразие начинает осознаваться социально значимой проблемой. По мере усложнения общества информационно-культурное разнообразие становится все более значимым фактором развития, критерием оценки как личности, так и социума. Исходя из сказанного, информационную культуру, в которой определилось ключевое направление развития при сохранении необходимого и достаточного разнообразия, можно обозначить как базовый параметр порядка развивающейся социальной системы. Почему данные аспекты становятся значимыми в современном мире? Существующая форма информационной культуры складывалась в период всеобщей раздробленности. Страны были менее зависимы друг от друга. Была возможность формировать цели и определять ценность информации для каждой социальной системы отдельно, они были территориально разведены на достаточно большое расстояние. Это позволяло сохранять информационно-культурное разнообразие в глобальном мире для последующего выбора нового направления развития. В настоящий период процесс интеграции охватывает весь мир, все страны. Глобализация является атрибутом нашего непростого времени. Глобальная экономика - это целостная, единая, открытая международная система. Она характеризуется тенденцией интеграции национальных экономик, создания единой мировой экономики, мирового рынка, в конечном счете мирового сообщества, что определяет и процессы соответствующей политической интеграции и еще более усиливает взаимозависимость стран мира. Глобализация в значительной мере обусловлена развитием информационной экономики, в которой промышленность по показателям занятости и доли в национальном продукте уступает место сфере услуг, которая есть преимущественно обработка информации. Технологические изменения стали важнейшими источниками технического прогресса. Налицо формирование нового тезауруса для осуществления выбора нового направления развития глобальной социальной системы. Глобализация сопровождается жесточайшими мировыми кризисами, которые имеют объективный характер. Современная динамика глобального развития социальной системы показывает, что ее состояние становится все более неустойчивым. Этап, когда формировалась современная карта мира, пройден достаточно давно. Глобальная система теперь будет искать более устойчивое состояние, ускоренное достижение которого может осуществляться из одной точки мира. Анализируя современные процессы развития, можно говорить о том, что глобальная социальная система переходит к "заключительной стадии" развития . Это выражается в стремлении одной страны (или группы объединившихся стран) захватить большую часть глобальной среды обитания. Внешне стремление к "захвату" более выражено у США. Это проявляется в системе порядка распределения материально-финансовых ресурсов, в объявлении территорий как "жизненно важных", в участии США практически во всех мировых конфликтах и коллизиях. Превращение одной страны (США) в единую супердержаву обозначило однополярность мира и завершение процесса экономической глобализации. Процветание США строится на эксплуатации всего остального мира. Именно поэтому протестное движение против глобализации неминуемо приобретает вид антиамериканизма. С другой стороны, требуется все же определить, по каким параметрам определить сущность глобального "захвата" - по территории, материальным ресурсам, численности населения? Ведущую роль в глобальных процессах играют транснациональные финансовые, промышленные и информационные монополии. Они превратились в своеобразные виртуальные империи, которые определяют развитие глобального мира. Самые могущественные ТНК по капиталу сопоставимы с ВНП национальных экономик. Они владеют львиной долей производственных фондов, производят более 40% общего валового продукта, осуществляют более половины внешнеторгового оборота и свыше 80% торговли новыми технологиями, контролируют 90% вывоза капитала. Прорывы в экономическом развитии были достигнуты в результате разветвленных кооперационных связей между странами; сочетанием международной конкуренции и международной кооперации. Современной базой такой интеграции являются интегрированные информационные и телекоммуникационные системы. Такое сотрудничество потребовало объединения интеллектуальных и финансовых усилий многих компаний и стран. Образовались общие товарные рынки, глобальные информационные ресурсы, созданы межгосударственные организации и корпорации. Крупные многонациональные компании приобретают все большую власть на рынках, они контролируют потоки денег, информации, рабочей силы, навязывая гражданам стандарты поведения и мышления. Проявилась необходимость в новой организации производства, разделения труда, трудовых ресурсов, сбыта продукции. Это привело к созданию открытой экономической системы. На движение информационных потоков уже не оказывают существенного влияния
государственные границы. Изменилась скорость доставки информации, идет
процесс формирования новых трудовых ресурсов за счет увеличения количества
занятых в информационной индустрии. Новый информационный империализм базируется
на растущей производительности, благодаря эффективности инноваций, и конкурентоспособности
в глобальном мире. Для управления финансовыми глобальными процессами созданы мощные рычаги мирового управления: МВФ, Всемирный банк, ВТО и другие международные организации. С одной стороны, они обеспечивают защиту глобального рынка, а с другой защищают позиции транснациональных корпораций, которые в большинстве своем базируются в США. В настоящее время информационными механизмами решаются вопросы курса национальных валют мира, для изменения которых требуется просто грамотно сыграть на валютной мировой бирже, находясь от нее на значительном расстоянии. Доходы в реальном секторе экономики, денежные потоки оторвались от производства и сформировали свою так называемую виртуальную экономику. Свободная конкуренция становится лозунгом. Она заменяется диктатом ведущих мировых корпораций. Лишь 2,5% мировых финансовых потоков обслуживают реальную экономику. Остальные 97,5% "работают" в сфере финансовых спекуляций, финансовых пирамид, что делает деньги в этой сфере "пустыми" и ведет к росту так называемого финансового пузыря. Глобализация определяется сверхсложной экономической, социальной и политической структурой, которая угнетает и унижает огромные массы людей, теперь уже не только в рамках отдельных стран, но и в мировом масштабе. Роль угнетенных в прошлом классов теперь играют целые страны. По данным ООН, разрыв в уровне благосостояния 20% развитых и 80% отсталых стран к началу 90-х годов возрос в 150 раз. Президент МВФ Х. Колер предупреждает, что "экстремальные неравномерности в распределении благосостояния все больше и больше вырастают в угрозу политической и социальной стабильности". В настоящее время складывается тенденция, при которой цели для нового социального уклада формируются для всего мира в США, так как здесь базируется большая часть ТНК. Мир оказался перед проблемой, когда более быстрое информационно-культурное развитие американского сообщества ведет к широкому распространению и агрессивному навязыванию не самых лучших американских социокультурных норм с европейской точки зрения. Это ведет к снижению информационно-культурного разнообразия в мире и становится опасным для мира, человечества в целом, в том числе и для США. Развитие технологий, продолжающаяся геополитическая трансформация, демографическое "давление", а также усиление обозначившихся экономических и социальных тенденций могут радикально изменить сегодняшние социально управляемые реалии. Новая глобальная финансовая система все активнее диктует свои собственные приоритеты в интересах быстрой денежной отдачи и краткосрочных выигрышей, в противоположность приоритетам производителей, бюджетам и планам правительств отдельных государств. Следствием глобального процесса является всеобъемлющий кризис административного управления. Обозначилась проблема ослабления демократических механизмов и существенного снижения возможностей национальных правительств в управлении обществом. Они все менее имеют возможностей для контроля над информационными и технологическими потоками, распространением войн, болезней, миграцией людей, перевозкой оружия и финансовыми сделками. Это подтверждают и военные аналитики США, которые отмечают, что государства хотя и остаются доминантами международной системы, но в растущей степени будут подвергаться влиянию увеличивающейся мощи ТНК и международных организаций. Такой мир требует для самосохранения введения мировых властных структур. Эффективное управление будет определяться способностью и быстротой налаживания партнерских отношений для взаимовыгодной эксплуатации информационных потоков, новых технологий, а также ограничения влияния ТНК. Особое значение приобретает преобразование информационно-коммуникационной системы управления в русле требований нового глобального мирового порядка. Таким образом, глобализация качественно изменила перспективы развития глобальной социальной системы. Отмечается замедление экономической интеграции на фоне растущей технологической интеграции. Глобальная система находится в неустойчивом состоянии "заключительной стадии" и перед дилеммой выбора дальнейшего пути развития. При этом следует иметь в виду, что устойчивость (или неустойчивость) - это внутреннее свойство системы, а не результат решающего внешнего воздействия. Связь с внешними причинами в том, что проявляется оно при наличии малых неспецифических внешних воздействий. Для возникновения новой информации (которая и обозначает результат нового выбора) необходимо сочетание условий: наличие хаоса (для случайности выбора) и фиксации (запоминания) выбора. Возвращаясь к вопросу, по каким параметрам определить сущность "заключительной стадии" развития глобальной социальной системы: по территории, материальным ресурсам, численности населения, - отметим, что "эффективное" освоение чужой территории в современном глобальном мире происходит за счет изъятия финансов и интеллекта, обеспечивая прогресс более развитого общества за счет деградации "осваиваемого". Масштабы деградации всегда превосходят выигрыш более развитого общества. Созидательное освоение вторых первыми при помощи прямых инвестиций уступает место разрушительному освоению при помощи изъятия финансовых и интеллектуальных ресурсов. Понятие границ в информационном мире становится скорее виртуальным. Завоевание территории становится чаще всего просто ненужным. Такой параметр, как "территория", не является определяющим в современной глобальной социальной системе. Тогда что надо "захватывать", чтобы не быть поглощенным наступлением нового миропорядка? Главное в глобализации - изменение предмета труда. Информация превратилась в глобальный неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации - эпоху интенсивного освоения информационного ресурса. Это является одним из основных противоречий нового мира. Ограниченность идеологии, ее отставание от технологических процессов, определение ценности знания с позиции материального, потребительского подхода приводит к тому, что финансы продолжают направляться преимущественно на обслуживание нового мирового порядка, увеличивая энтропийные тенденции, усиливая кризисные проявления. Сегодня стало совершенно ясно - ценности материального потребительства, как мотивационный двигатель экономики, исчерпали себя в конце прошлого века. Информация нематериальна, изначально бездефицитна и поэтому превращается в главный и универсальный регулятор социально-экономических процессов. Прежние регуляторы, незаменимые в становлении экономического и научно-технического прогресса начинают вытесняться более эффективными информационными. Из этого следует, что реформирование системы государственного управления - процесс, затрагивающий все страны мира. Мир оказался перед лицом необходимости выявить несовершенство существующих форм демократии. Идет стихийный поиск новых направлений государственного развития. В связи с развитием современных технологий и глобальной сети Интернет воздействие каждого человека на культурный ландшафт становится более ощутимым, чем ранее. Создание Интернета обозначило новый период информационной культуры, связанный с культурной глобализацией. Интернет является проводником культурного влияния, катализатором объединения людей по интересам. Она создает качественно новую искусственную информационную среду, которая сможет не только обеспечить адекватное отражение текущего состояния общества, но и его саморегулирование, хотя велика вероятность того, что развитие пойдет по иному сценарию. Сеть, делая информацию общедоступной, формирует новые типы человеческого общения, трансформирует прежние ценности (индивидуализм, обособленность, присвоение, собственность, рынок, капитал, потребительские ценности) и предполагает новые ценности (открытость общества и человека, непосредственную связь между людьми в обществе, приоритетное развитие познавательной способности людей и их духовности). Информация обусловливает развитие не только материального производства, но и социальных отношений, культуры, коммуникации, всех эволюционных процессов, радикально изменяющих содержание деятельности человека. Становление информационного общества все более определяет информацию как один из факторов развития общества. В будущем будет проявляться воздействие каждого человека на мировое сообщество, если он этого пожелает. Он может быстро поведать миру о своем новом научном представлении или взгляде на проблему. Социальные, политические, экономические связи пересекают границы государств и вторгаются в судьбы живущих в них людей. В связи с использованием Интернета знания о других культурах, их идеях, мировоззрении, ценностях теперь быстро распространяются по всему свету. И хотя по-прежнему огромные расстояния разделяют страны и континенты, прежней изолированности народов уже нет. Позитивная сторона культурной глобализации заключается в росте разнообразия культурной продукции других стран, доступной интересующимся гражданам. Рост разнообразия культурной продукции других стран, доступной рядовым гражданам, означает расширение возможностей индивидуального выбора, удовлетворения культурных запросов различных социальных, групп населения, способствует преодолению культурной национальной замкнутости и ограниченности мировидения вследствие языковых барьеров. Разнообразие - фактор, который оказывает влияние на повышение эффективности процесса познания человеком окружающей его действительности. В результате создается высокоразвитая информационная среда, которая постепенно сосредоточивает в себе единый "гибридный" интеллект цивилизации, "Коллективный Разум", создавая условия для способности предвидеть и управлять деятельностью человека. Это доказывает усиление влияния на развитие социальной системы такого параметра, как "информационная культура". Вместе с тем в глобальном мире параллельно с интеграцией интеллекта идет процесс уничтожения разнообразия. Например, в глобальной компьютерной сети Интернет большая часть информации размещается на английском языке, а их в мире 2400, что вызвано потребностью взаимопонимания. По некоторым оценкам, в России в настоящее время более 6 млн людей используют Интернет на работе или дома; возрастает число абонентов - жителей малых городов. Из-за слаборазвитого русскоязычного сектора в Интернете и недостаточного числа информационных источников, отражающих социокультурные особенности России, мы упускаем огромную возможность формирования исторического сознания, а вместе с ним и исторической памяти, которая определяет будущее из настоящего, которая является ядром становящейся новой информационной культуры. Если новую информационную культуру мы будем формировать преимущественно на ценностях американской социальной общности, то потеряем возможность формировать свое будущее. Массовое распространение Интернета среди молодого социально активного населения увеличит разрыв поколений и породит множество "иванов, не помнящих родства". Проблема информационного наполнения русскоязычного сектора Интернета социокультурным содержанием и интеграции информационных фондов, связанных с культурным наследием, - задача формирования параметров порядка будущего общества. Эту возможность широко используют другие страны. Не случайно в оценке эффективности деятельности государственных структур происходит все более заметное смещение в сторону факторов социокультурного, духовного развития. Таким образом, для становления демократии и гражданского общества совершенно очевидна необходимость освоения новых научных представлений и их философское осмысление. Целью социального управления является создание условий для раскрытия интеллектуального потенциала человека, мобилизации его мышления, развития его познавательных способностей, творческого потенциала, креативности, разнообразных проявлений духовности, нравственного и физического здоровья. Это будет способствовать становлению информационного общества, более соответствующего самореализации человека по сравнению с материально и энергетически обреченным современным человеческим сообществом. Особо отметим значение в этом процессе информационной культуры и соответственно введем понятие "информационно-культурное общество". |