|
|
В этой связи необходимо уделить особое внимание такому важному аспекту
динамики социально-культурных процессов, каким является светско-религиозное
взаимодействие. То, каким образом будет осуществляться глобальное взаимодействие
культур, какие именно идеи и ценности будут приняты за основу и какими
способами они будут воплощаться в реальном социальном бытии общественных
групп, народов и государств, в громадной (и даже, возможно, в решающей)
мере будет зависеть от соотношения религиозного и светского "менталитета" их носителей. И здесь важнейшим фактором является продолжающийся в духовно-культурном
мире Запада секуляризационный процесс.
Основным свойством культурной ситуации постмодерна, по общему мнению ее исследователей, выступает множественность "жизненных миров". Этим она принципиально отличается как от культуры модерна, так и - в еще большей степени - от традиционной религиозной культуры. Соответственно "постмодернизация" культуры выражается, прежде всего, в диверсификации некогда единого и целостного поля этой последней на множество субкультурных образований. Согласно разрабатываемой нами теоретической концепции, культурный моноцентризм является императивом религиозной культурной системы, тогда как полицентризм - императивом светской культурной системы . Доминирование религиозной установки сознания порождает целостное мировосприятие, которое воплощается в культуре через последовательно иерархический принцип "социального конструирования реальности". Смысловой сгусток религиозного отношения образует сакральное ядро культуры, которое формирует категории, пронизывающие весь массив культурных смыслов и символов и стремящиеся к его тотальному упорядочению. Доминирование светской, или мирской, установки, напротив, порождает плюралистическое мировосприятие, которое приводит к деиерархизации и детотализации этого массива. Глобальная динамика социально-культурных изменений (описанная в линейном ключе О. Контом, а в циклическом - П.А. Сорокиным) обнаруживает тенденцию к периодическому чередованию эпох "религизации" и обмирщения культуры. В свете нашей методологической схемы данная тенденция соответствует сформулированному В.П. Бранским закону дифференциации и интеграции. Формулируя данный закон, В.П. Бранский акцентирует тот момент, что теория самоорганизации предполагает существование двух типов предельных состояний, к которым стремится система в своем развитии: простых и странных аттракторов. При этом простые аттракторы он отождествляет с "предельными состояниями иерархизации", а странные соответственно с "предельными состояниями деиерархизации" системы. В соответствии с теоретической моделью Бранского можно говорить о том, что системная самоорганизация культуры религиозного типа направляется простым, а системная самоорганизация культуры светского типа - странным аттрактором. Исходя из этого, периоды модерна и постмодерна в современной истории могут быть представлены как две последовательные стадии единого глобального процесса секуляризации. "Исходная" религиозная христианская культура, доставшаяся Европе в наследство от периода Средних веков, носит, как это свойственно зрелой религиозной культуре, тотальный характер. Затем она вступает в период радикальных трансформаций и постепенно уступает место культуре нового типа - светской культуре модерна. "Исторически начало модерна обыкновенно отождествляется с индустриальной революцией (вычленение экономической системы), возникновением (или вычленением) буржуазно-демократического государства, с буржуазным Просвещением и началом естественных наук, характерных для Нового времени" . Главное отличие новой культуры от своей предшественницы состоит в принципиальной диверсификации ее смыслового ядра. Именно это свойство Юрген Хабермас вслед за М. Вебером считает определяющей чертой модерна: "По Веберу, культурный модерн характеризуется тем, что выраженный в религиозных и метафизических образах мира субстанциональный разум разделился на три момента, которые только формально (путем аргументативного обоснования) могут быть удержаны вместе (курсив наш - С. Л.). Поскольку образы мира распались и традиционные проблемы могли теперь трактоваться лишь под специфическим углом зрения истинности, нормативной правильности, аутентичности (или красоты), то есть могли обсуждаться как вопросы познания, справедливости и вкуса, Новое время пришло к вычленению ценностных сфер науки, морали и искусства" . Этот распад единого целостного ядра первоначальной культуры на три автономных и взаимно "непрозрачных" символических универсума, окончательно оформленный и зафиксированный философией Просвещения, положил начало необратимому процессу дальнейшего дробления культурного пространства. Однако в течение еще, по крайней мере, двух веков действие нового (светского) аттрактора культурной эволюции уравновешивается противодействием старого (религиозного). Как справедливо отмечает А.С. Панарин, "…Модерн воевал с религиозной верой, но его кумиры - прогресс, равенство, свобода - сами по себе свидетельствовали о превращенных формах религиозной веры и религиозного вдохновения" . Отсюда двойственность и известная "непоследовательность" культурной ситуации модерна: бросая радикальный вызов традиции прошлого, он в то же время не отрицает духа традиции по существу и активно формирует свою собственную традиционность. Однако на определенном этапе неустойчивое равновесие модерна нарушается, происходит сдвиг в сторону светского аттрактора, и культура переходит в состояние, называемое постмодерном. С этого момента начинается вторая и предельная стадия развития светской культурной системы. Здесь постепенно утрачивается единство традиции, которая дифференцируется до состояния мозаичного агрегата разнообразных жизненных стилей. В своей крайней точке постмодернистская деиерархизация культуры достигает абсолютной границы "делимости" культурного пространства. За данной границей для культуры становится невозможным репрезентирование и поддержание какой бы то ни было социальности в силу того, что такая культура уже неспособна продуцировать ни адекватных знаний, ни сколько-нибудь серьезных и устойчивых ценностей. Как следствие, это означает невозможность ее дальнейшего существования в реальном социальном пространстве и в реальном историческом времени. Исходя из закона дифференциации-интеграции Бранского, данная тенденция культурного дробления должна быть доведена до такой отметки, когда возникает реальная угроза бытию общества, после чего в действие вступает постепенно усиливающийся процесс интеграции. В связи с этим мы выделяем три условные стадии развития светской культуры в состоянии постмодерна:
Итак, секуляризация культуры проходит несколько фаз, характеризующихся различным соотношением влияния на нее религиозного и светского аттракторов, развиваясь в направлении ослабления первого и усиления второго. Данные фазы соответствуют различным уровням культурной самоорганизации: первоначальное нарастание стилевого многообразия и усложнение культурной системы в дальнейшем переходит в свою противоположность - в ее упрощение и нивелировку. Резонно предположить, что реакция светской культуры на религиозную культуру, во многом определяющая их дальнейшее взаимодействие, в существенной степени зависит от той фазы развития, которая характеризует состояние светской культуры в данный исторический момент. Взаимодействие светской и религиозной культур - особый вид межкультурной коммуникации, характеризующийся рядом специфических черт. В качестве наиболее существенных и определяющих его специфику можно назвать следующие особенности: Сосуществование контрагентов в едином социально-культурном пространстве. В отличие от "классической" ситуации межкультурного взаимодействия, когда его стороны четко разделены и локализованы в социальном пространстве - как это имеет место в случае межэтнических, межнациональных и межцивилизационных контактов, - здесь такого разделения, как правило, не наблюдается. При том, что типы религиозной и светской культуры принципиально различны и в известном смысле противоположны друг другу, они существуют бок о бок в одних и тех же обществах, чаще всего связаны традицией культурно-исторической преемственности, и более того, нередко сталкиваются в головах и сердцах одних и тех же людей. Ближайшей аналогией является описанное Ч.П. Сноу столкновение естественно-научной и гуманитарной традиций в духовно-культурной жизни западной цивилизации в первой половине - середине ХХ в. Социокультурное "неравноправие" контрагентов. При всей схожести ситуаций модель "двух культур" Сноу не учитывает всей специфики нашего предмета, поскольку в его случае естественно-научная и гуманитарная культуры взаимодействуют в обществе с приблизительно равных позиций. Применительно же к проблеме светско-религиозного взаимодействия исходить следует из того, что для современного общества характерна ситуация не просто их разделенности и известного противостояния, но и известная "первичность" светской культурной ментальности, существование религиозной культуры "на светской почве". Такие общезначимые социально-культурные области, как экономика, политика и право, информационно-коммуникативная сфера, быт и образ жизни современного человека (в том числе подавляющего большинства верующих), сегодня построены на всецело светской основе, и религиозные легитимации прививаются к ним "извне". Активное взаимодействие инициируется религиозной культурой. Процесс секуляризации сегодня имеет ярко выраженную контртенденцию в так называемом "религиозном возрождении", наиболее масштабно и явно проявляющуюся в течение последнего полувека. Если период модерна в целом характеризовался активной секуляризацией и постепенным "отступлением" религии, то постмодерн совпадает с религиозным "контрнаступлением" с целью колонизации светского культурного пространства при пассивном сопротивлении последнего. Исходя из отмеченных особенностей, общая ситуация светско-религиозного взаимодействия в современных условиях характеризуется преимущественно как "наложение" некоторой системы религиозных идей на исходную культурную матрицу светских смыслов. (В этом современный этап культурной глобализации существенно отличается от модернистского этапа, когда, напротив, религиозная матрица традиционных культур подвергалась "штурму" со стороны светских идеологий.) Упрощая, примем за константу установку религиозной культуры, в соответствии с которой всякая религиозная культура, независимо от конкретной специфики вероисповедания, стремится "овладеть" окружающим социально-культурным пространством и/или сохранить в известных социальных границах свой "суверенитет". Осуществление данного императива предполагает тотализацию и иерархизацию "жизненного мира" социального субъекта в ключе сакрального отношения соответствующей религии. Установка ее контрагента - светской культуры - носит в соответствии со сказанным выше переменный характер и зависит от конкретной стадии секуляризации. Характер установки светской культуры выступает во многом определяющим фактором дальнейшего взаимодействия:
Таким образом, глобализация, трансформируя светскую культурную матрицу в ключе постмодерна, существенно изменяет параметры светско-религиозного взаимодействия в современном мире и повышает степень его неопределенности в исторически обозримом будущем. |