|
|
Фактически тот вопрос, который поставил Пригожин, затрагивает чрезвычайно глубокие основы человеческого бытия, которые философы давно сформулировали в форме так называемой эсхатологической и экзистенциальной проблем. В популярной форме, быть может, лучше всех суть этой проблематики выразил французский художник Гоген в своей знаменитой картине "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?" Напомним, что под эсхатологической проблемой подразумевается вопрос: будет ли конец социальной истории на Земле, или же такого конца может и не быть? Другими словами, есть ли предел у культурного развития человечества или же развитие культуры будет бесконечным? Экзистенциальная проблема заключается в вопросе о смысле индивидуальной жизни и индивидуальной смерти. Поскольку решение экзистенциальной проблемы зависит от решения эсхатологической проблемы, то всякая новизна в решении эсхатологической проблемы ведет к нетривиальным выводам и в отношении экзистенциальной проблемы. Ключевую роль в рациональном решении эсхатологической проблемы играют такие фундаментальные понятия социальной синергетики, как суперотбор (отбор самих факторов отбора) и суператтрактор (глобальный аттрактор, к которому стремится множество локальных аттракторов). Подчеркнем, что эти понятия появляются только в социальной синергетике. В физической же синергетике (теории диссипативных структур И. Пригожина) их нет. Напомним, что писал Пригожин в своих трудах, посвященных физической синергетике, в которых он выразил сомнение в возможности существования суператтрактора: "Сложность в природе невозможно свести к некоторому принципу глобальной оптимальности. Пределов для структурной устойчивости (т.е. для системы аттракторов диссипативных структур. - В.Б.) не существует". Так писал Пригожин в 80-х годах XX в. Но в самом конце века в интервью, данном журналу "Эксперт" (декабрь 2000 г.), у основоположника современной теории самоорганизации появляется новая нотка: "…Потеря свободы человечеством (из-за формирования так называемого "сетевого", т. е. подобного хорошо организованному муравейнику общества. - В.Б.) кажется нам не лучшим выходом из новой бифуркации (информационно-технологический бум в конце XX в., подобный, согласно Пригожину, бифуркации при переходе от палеолита в неолит. - В.Б.); правда и мир, в котором все решает случай (т.е. индивидуальное волевое решение. - В.Б.), вряд ли кого устроит. Где лежит компромисс? Возможна ли иная траектория? Точного ответа дать не может никто, но, глядя на сегодняшнее человечество с позиций теории неравновесных процессов (т. е. синергетики. - В.Б.), вот что можно сказать наверняка: глобализация и сетевая революция ведут не только к большей связанности людей друг с другом, но и повышению роли отдельного индивида в историческом процессе". Нетрудно заметить, что речь идет о двух противоположных тенденциях в развитии современного человечества: рост порядка (глобализация, тяга к тоталитаризму) и рост свободы (индивидуализация, тяга к анархизму). Говоря простым языком, Пригожин ставит вопрос о преодолении противоречия между этими тенденциями. Следует сразу же подчеркнуть, что компромисс никогда не решает (не преодолевает) такие противоречия. Компромисс означает лишь временное смягчение противоречия и откладывание его решения на неопределенный срок в будущем. Решением проблемы
может быть только такой синтез порядка и хаоса, при котором исчезает само
различие между ними. Последняя фраза в приведенной цитате содержит намек
на такой синтез, но только намек, не больше. Очевидно, что, обсуждая указанное
противоречие, Пригожин вплотную подходит к понятию суператтрактора. Но он
не формулирует его, по-видимому, по той причине, что его физическая синергетика
не требует этого понятия. А не требует она его потому, что ограничивается
только отбором и не затрагивает механизм суперотбора. Этот механизм специфичен,
видимо, именно для социальной синергетики.
Бесконечность движения к суператтрактору в конечном счете обусловлена его связью с преобразованием объекта субъектом (трансформизм), составляющим саму специфику социальной деятельности. Биохимическая и биологическая эволюция потому конечна, что она основана на приспособлении к объекту (конформизм). При приспособлении (адаптации) меняется только субъект, а объект остается неизменным. В противном случае само приспособление потеряло бы смысл. Напротив, при преобразовании объекта начинается взаимодействие между изменениями объекта и изменениями субъекта, а этот процесс потенциально бесконечен. В конечном счете движение к суператтрактору должно быть бесконечным, потому что преодоление старых социальных противоречий порождает новые противоречия, которые дают новый импульс к развитию. Обе взаимоисключающие тенденции в эволюции человечества - к достижению максимальной устойчивости и к новой изменчивости - могут быть совмещены лишь при условии минимизации возникающих противоречий, т.е. тенденции к их постепенному "смягчению" и "затуханию". Если принять во внимание все перечисленные выше черты суператтрактора, то становится ясно, что именно в этом понятии содержится решение описанного Пригожиным противоречия между тенденцией к росту порядка и тенденцией к росту свободы (и тем самым беспорядка, хаоса). Благодаря научно-техническому прогрессу постоянно расширяются возможности человечества по преобразованию окружающего мира (в том числе космическая инженерия) и самого себя (в том числе биологическая инженерия). Открывая новые законы макро-, микро- и мегамира, человек в своей деятельности противопоставляет одни законы другим. Благодаря этому он нейтрализует действие какого-то закона и "освобождается" от него, обретая большую свободу, чем та, которую он имел раньше. Например, длительное время он был узником "гравитационной тюрьмы", не имея возможности в силу закона земного притяжения покинуть Землю. Но, обнаружив закон реактивного движения, он противопоставил его закону земного притяжения и освободился от "гравитационной тюрьмы". Этот процесс мог бы иметь и очень опасные последствия. Ведь последовательное "освобождение" от различных законов могло бы увлечь человечество в бездну неограниченной свободы как безответственного произвола. Перспективы были бы не менее мрачными, чем и перспективы превращения в идеально и тотально запрограммированный "муравейник" (Пригожин). Однако те, кого страшит чрезмерный научно-технический прогресс, не учитывают другого параллельно протекающего процесса, каковым является этико-эстетический прогресс, предполагающий совершенствование этических и эстетических норм и приближение их к абсолютному (общечеловеческому) идеалу. Этот процесс раньше называли "духовным прогрессом" или "совершенствованием нравов". Но более удачным термином, принимающим во внимание связь этого процесса с законом дифференциации и интеграции идеалов, оказывается "социокультурная инженерия". Ведь это она определяет направление научно-технического прогресса. От того, каким будет характер социальных идеалов, зависит способ использования новых научных открытий и технических изобретений. Потенциально весьма опасные космическая и биологическая инженерии находятся в действительности под неусыпным контролем такого сурового ментора, как социокультурная инженерия. Таким образом, в отдаленной перспективе социальная самоорганизация человечества должна представлять собой сложное переплетение космической, биологической и социокультурной инженерий. Так как суператтрактор представляет собой продукт реализации абсолютного идеала, то составляющие его люди, обладая гигантскими возможностями в преобразовании окружающего мира и самих себя, в то же время выбирают из этих возможностей только те, которые соответствуют этическим и эстетическим нормам, продиктованным абсолютной моралью и абсолютной красотой. Стало быть, конфликт между свободой и порядком разрешается с помощью реализации абсолютного (общечеловеческого) идеала. Дело в том, что абсолютная свобода оказывается не безответственным произволом (как это себе представляли философствующие анархисты всех веков), а возможностью выбора в рамках абсолютной морали и абсолютной красоты, определяемых абсолютным идеалом. Или, другими словами, противоречие, констатируемое Пригожиным, исчезает в рамках суператтрактора потому, что составляющие это общество люди, обладая абсолютной свободой (вследствие близости к абсолютной истине), в то же время руководствуются во всех своих действиях не множеством разнообразных частночеловеческих идеалов (которые могут противоречить друг другу), а единым общечеловеческим идеалом, сформировавшимся в результате интеграции бесконечного разнообразия всевозможных частночеловеческих идеалов. То духовное единство, которое достигается в суператтракторе, принципиально отличается от тоталитарного единства тем, что это не частночеловеческое единство, насильственно возведенное в абсолют, а естественное единство, существующее в абсолютном многообразии и стихийно сформировавшееся в недрах этого многообразия. \ Как известно, в середине XX в. на смену классической диалектической концепции развития (Гегель, Маркс, Спенсер и др.) пришел так называемый универсальный эволюционизм (В.И.Вернадский, Н.Н.Моисеев, А.Д.Урсул и др.). Новизна последнего состояла в том, что он соединил идею внутреннего взаимодействия элементов развивающейся системы (так называемый системный подход) с идеей отбора, в результате чего отбор приобрел универсальный характер как "движущая сила" развития не только биологических (как это было в дарвинизме), но и любых природных и социальных систем. В применении к развитию общества это привело к заключению о постепенном приближении человечества к такой глобальной организации, при которой вся деятельность членов этой организации протекает по строго рациональным законам. Другими словами, это означает полное господство "коллективного разума" во всех общественных и личных делах (ноосфера). Всякий беспорядок, связанный с возникновением в обществе неконтролируемых и непредсказуемых чувств, исключается благодаря строгой рационализации всех сторон жизни и строгой регламентации всякой деятельности. Не случайно академик Н.Н.Моисеев назвал один из своих главных трудов, посвященных универсальному эволюционизму, "Восхождение к Разуму" (1993). Под этим выражением последователи ноосферного мышления обычно подразумевают рациональную глобализацию социальной жизни. Именно к ней в свое время призывал академик В.И.Вернадский. Однако после возникновения общенаучной теории самоорганизации (Пригожин, Хакен и др.) обнаружилась одна серьезная трудность, с которой неизбежно сталкивается концепция универсального эволюционизма. Как уже отмечалось, эта трудность заключается в парадоксальном сочетании в общественном развитии двух взаимоисключающих тенденций:
Мы назвали столкновение этих тенденций парадоксом Пригожина (Пригожин, 2000). Как показывает синергетическая акмеология (общая теория самоорганизации индивидуума и социума), решение этого парадокса возможно только в рамках концепции синергетического историзма. Концепция универсального эволюционизма оказывается не в состоянии решить указанный парадокс. Причиной этого является то, что концепция универсального эволюционизма ограничивается понятием отбора в качестве фундаментальной "движущей силы" развития, тогда как концепция синергетического историзма обобщает обычное понятие отбора до понятия суперотбора. Это сразу приводит к понятию суператтрактора, которое дает сравнительно простое и в то же время очень изящное решение парадокса Пригожина. Даваемое концепцией синергетического историзма решение парадокса Пригожина приводит, в свою очередь, к следующему очень важному результату: на смену ноосферному мышлению приходит эстетосферное мышление, или, другими словами, на смену ноосферной стратегии устойчивого развития человечества является эстетосферная стратегия такого развития. В отличие от ноосферного мышления, которое строится исключительно на основе философии науки, эстетосферное мышление опирается на глубокий синтез философии науки и философии искусства. Если для ноосферного мышления с синергетической точки зрения характерен односторонний культ порядка, то для эстетосферного - гармонический синтез порядка и свободы ("хаоса"). Раскрывая новизну синергетического историзма по сравнению с универсальным эволюционизмом, синергетическая акмеология в то же время показывает и их реальное соотношение: синергетический историзм, будучи закономерным развитием и обобщением универсального эволюционизма, включает в себя универсальный эволюционизм как аспект, но не сводится к нему. Это особенно наглядно проявляется в том, что понятие эстетосферы содержит в себе понятие ноосферы, но не может быть редуцировано к этому последнему понятию. Ведь эстетосфера - это не только сфера господства во всех общественных и личных делах "коллективного разума", но и "коллективного (общезначимого) чувства" (харизматическое сопереживание). Синергетическая акмеология убедительно показывает, что глобальное акме (вершина самоорганизации) как индивидуума, так и социума заключается в превращении всего человечества в шедевр искусства для человека вообще, т. е. не только в абсолютное (общечеловеческое) техническое, но и в абсолютное (общечеловеческое) художественное произведение. Таким образом, в ходе движения к глобальному акме "Восхождение к Разуму" оказывается лишь одной из ступеней "Восхождения к Идеалу". |