|
|
Эволюционный рост сложности ведет к увеличению масштабов организации. Локальные проблемы находят разрешение через взаимодействие и объединение. Сохранение мира, жизни и будущего становится объединяющей заботой человечества. Глобализация видится закономерной и неизбежной. Но смена масштабов иммунных систем, заставляя выходить из привычной обители уюта, вызывает волну недовольства. Разрешение возникающих противоречий предстоит найти в ходе формирования новой целостности. Понятие целостности в новой парадигме приходит на смену понятию полноты. В мире живого полнота недостижима, а мягкость, свойственная целостности, просто необходима. Без нее невозможно примирить тенденции к суверенности и взаимозависимости частей современного мира, невозможно совместить единство целого и свободу частей. В жесткой структуре единение ведет к тоталитаризму. Формированию целостности помогает семантическая формула системной триады рацио-эмоцио-интуицио, задающая координатные ориентиры в смысловом пространстве. Расположение бинарной оппозиции на определенной стороне этого треугольника подсказывает, где, в каком аспекте надо искать замыкающее звено. Так, в паре явление-сущность не хватает рационального элемента и требуется замыкание через структуру; в диаде материя-идея отсутствует эмоциональная компонента и целостность достигается через человека; оппозиция преступление-наказание не содержит интуитивного фактора и может получить разрешение через искупление. Отдельные понятия, тяготеющие к каким-то углам семантического треугольника, тоже могут быть достроены до целостного комплекса. Так, польза, будучи рациональной компонентой ценности, нуждается в объединении с эмоциональной и интуитивной сторонами, которыми могут быть, например, радость и правда. Критерием целостности тернарного комплекса может служить принцип неопределенности-дополнительности-совместности: каждая пара элементов системной триады находится в соотношении дополнительности, а третий задает меру совместности. Количественно эту закономерность нетрудно проследить на примере асимптотической математики, которая определяется триадой точность-локальность-простота. В личностном плане такое же свойство проявляется в триаде долг-любовь-призвание. В социуме существует древняя триада закон-народ-власть и хорошо известны ситуации, когда противоречия между законом и народом разрешаются через власть, между народом и властью - через закон, а между властью и законом - через народ. Мерообразующий фактор замыкает бинарную оппозицию в системную триаду, если он действует на том же уровне общности и вливается в образуемую целостность как равноправный ее участник. В новой компании все понятия, как и люди, проявляют себя по-новому и нуждаются в переосмыслении. Так, образуя триаду вещество-сила-поле, мы должны воспринимать силу как эмоциональную компоненту материи. Образуя триаду дискретность-фрактальность-непрерывность, мы тем самым полагаем фрактальность таким же фундаментальным структурным свойством материи, как дискретность и непрерывность. Природная тяга к целостности есть тяга к жизни. Стремясь к гармонии целого, человек вызывает недостающие компоненты силой воображения. Триада основных цветов желтый - красный - синий заявляет о себе в таких эффектах, как луч заката, синяя ночь у костра, красная дорожка на лугу. По той же закономерности мы в истине хотим видеть добро и красоту, в любви обретаем надежду и веру, в правде чувствуем отблеск радости и пользы. Преодолевая хронический рациоуклон прежней парадигмы, мы отучаемся отвергать с порога непонятное, отвыкаем от подозрительности к новому, перестаем видеть в инакомыслящем врага. Гармония жизни достигается и поддерживается при динамическом балансе всех компонент системной триады. Чрезмерное усиление или ослабление отдельных сторон нарушает ее целостность, ведет к застою и гибели. Экология природы не будет развиваться без экологии культуры и экологии нравственности, а ее охранная миссия может выродиться в стагнацию, если не обогатится динамической и ритмической компонентами. Валеология должна заботиться не только о физическом, но также и о психическом и нравственном здоровье человека. А в гармонически развитом обществе экономическая, политическая и духовная сферы должны поддерживаться в динамическом равновесии . Социальная динамика реализуется в общении. Понятие диалога все явственнее звучит на встречах любого масштаба и уровня. Ориентируясь на семантический архетип системной триады, можно различать следующие аспекты полезного, живого, целесообразного диалога: общая основа - различие мнений - взаимный интерес. Соразмерное сочетание этих компонент обеспечивает действенность, жизнеспособность, целостность диалога как саморазвивающегося организма, ту целостность, которая так нужна для гармонического самоощущения человека среди людей, а в глобальном масштабе - для достойного поведения человечества в этом усложняющемся мире. Неизбежность перехода от бинарных структур к тернарным при стремлении к целостности вполне очевидна. Но, будучи необходимой, является ли системная триада достаточной настолько, чтобы вместе с Т.П.Григорьевой мы могли сказать: "Триединое и есть логика целого"? Ведь существуют и более сложные комплексы: тетрады, пентады и т. д. Конечно, можно сослаться на принцип простоты и бритву Оккама. Можно аргументировать общностью семантической формулы системной триады, которая проявляется во всех основополагающих открытиях науки, в гениальных произведениях искусства, в жизнеспособных религиях мира, в то время как семантика более сложных плеяд весьма локализована и универсальный архетип в них пока не обнаружен. Но, должно быть, существуют и более глубокие основания сфокусировать внимание на тернарных структурах. Природа, в отличие от бравого рассудка, избегает уходить в дурную бесконечность. Формального умножителя всегда настигает коллапс. В синергетике это называют самоорганизованной критичностью. Коридор эволюции достаточно узок. Предполагается, что в истории Вселенной когда-то произошел фазовый переход от начальной многомерности к трехмерному пространству, обеспечивший рост разнообразия структурных форм . В физике еще в 1917 г. П.Эренфест обнаружил, что трехмерность обладает определенными преимуществами, так как при меньшей размерности не могут возникать сложные структуры, а при большей не могут существовать устойчивые атомы и планетные системы. В многомерных моделях физических пространств дополнительные измерения оказываются свернутыми. В 50-е годы прошлого столетия интересное исследование провели американские лингвисты, задавшиеся вопросом о числе измерений смыслового пространства . Взяв в качестве возможных осей множество бинарных оппозиций типа хороший-плохой, большой-маленький, быстрый-медленный и т.п., они предложили разным людям размещать на этих шкалах отдельные слова. Пятьдесят осей, сто человек, двадцать слов образовали сто тысяч суждений. Корреляционный анализ показал, что с точностью до двух процентов все оси можно сгруппировать в три независимых (ортогональных) пучка (комплекса), получивших названия: оценка, сила, активность. Тройка ведущих признаков (управляющих параметров) встречается у многих авторов . Однако линейный способ письма и чтения породил примитивную привычку к одномерному расширению списка кандидатов. Так, к трем агрегатным состояниям вещества, существующим при нормальных условиях (твердое, жидкое, газообразное), иногда добавляют экзотические состояния, реализуемые при условиях экстремальных (плазма, сверхпроводимость и т. п.). К трем видам власти (законодательная, исполнительная, судебная) на правах четвертого добавляют средства массовой информации (СМИ), в то время как этот фактор более органично смотрится в триаде рычагов власти: финансы - силовые структуры - СМИ. Различая области, модальности, уровни, полезно иметь в виду известную пародию Борхеса на классификацию животных, демонстративно попирающую все ориентиры смыслового пространства. Во многих случаях, когда рассматривается более трех параметров, некоторые из них оказываются близкими по смыслу и комплексируются в соответствующую компоненту системной триады. Так, из четырех корней достаточного основания А.Шопенгауэра (логический, математический, физический, этический) два первых легко объединяются в рацио. Из четырех элементов, лежащих в основе психофизической типологии К.Юнга (мышление, интуиция, чувствование, ощущение), два последних очевидно представляют эмоцио. Из четырех видов причин Аристотеля (формальные, материальные, действующие, конечные) первая и последняя сливаются в интуицио, ибо форма и есть цель . Из пяти векторов эволюции (рост технологического потенциала, численности населения, организационной сложности, информационной емкости интеллекта и качества внутренних регуляторных механизмов) три последних комплексируются в триадическую компоненту интуицио. Важность проблемы комплексирования единичных признаков в более сложные была осознана А.А.Любищевым при разработке концепции естественной системы организмов . В ходе комплексирования решается задача ортогонализации осей семантического пространства, формируются синтезирующие структуры, рассматривается проблема реального смысла образуемых комплексов . Показав недостаточность иерархического и комбинативного принципов систематизации, А.А. Любищев ввел понятие параметрической системы, в которой объекты размещаются по немногим ведущим признакам - параметрам системы, а все другие признаки связаны с ними коррелятивно. К 80-м годам прошлого века понятие ведущих признаков возродилось в синергетике под именем управляющих параметров, а коррелятивная связь - в виде принципа подчинения. Вырастая из междисциплинарного комплекса в трансдисциплинарную метанауку над полидисциплинарным полем , синергетика становится сейчас ответственным носителем новой парадигмы. Целостное представление о синергетике складывается путем комплексирования всевозможных признаков в системную триаду нелинейность-когерентность-открытость, где когерентность означает такую согласованность взаимодействия элементов, которая проявляется в масштабе всей системы. В.А.Белавин называет это свойство диссипативностью. Что касается открытости, то имеется в виду обмен веществом, энергией и информацией, происходящий в пространстве, времени и масштабе, причем обмен не вполне контролируемый. В поисках синтезирующих структур синергетика приходит к различным вариантам той же семантической формулы системной триады, которая была открыта в семиодинамике. Так, К.Х. Делокаров, критикуя бинарное мышление, приходит к выводу, что адекватное восприятие сущего "может быть постигнуто только посредством взаимодействия разума, чувства и воли" . О.Н.Астафьева воспринимает целостность "как результат взаимодействия материальной, духовной и художественной подсистем" . В современном мире доминирующее противостояние идеологий двух сверхдержав сменилось множеством столкновений между разными цивилизациями, этносами, конфессиями. Становление ноосферы как целостной планетарной системы происходит в процессе решения многих проблем согласования различных областей, сторон и уровней человеческой деятельности. Оппозиции перемешаны по всем осям жизненного пространства, и построение региональных целостностей, способных к объединению, стало насущным делом человечества. |