|
||||||||||||||||||
Изучение здоровья было долгое время прерогативой, главным образом, медицины. Однако данные самой Всемирной организации здравоохранения говорят о том, что здоровье человека только на 10% зависит от здравоохранения, на 20% - от наследственности, 20% - от качества окружающей среды, но на 50% определяется образом жизни . Поэтому развитие социологии здоровья - актуальное направление. Социологи изучают общественное здоровье для того, чтобы понять механизмы, способные регулировать отношение человека к здоровью, его социальную обусловленность и место здоровья в системе ценностей. Вот почему проблема обозначена мною как ценность здоровья и, может быть очень условно, культура нездоровья. Хотелось бы правильнее говорить о культуре здоровья. Но, к сожалению, слишком тревожные данные свидетельствуют о том, что в нашей повседневной практике сформировалась скорее именно "культура нездоровья", чем здоровья. Мы опираемся на данные исследований, которые ведутся в Институте со-циологии РАН несколькими подразделениями - сектором социологии здоровья (рук. И.В. Журавлева), сектором девиантного поведения (рук. М.Е. Позднякова), и на данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения, который осуществляется с 1992 г. по 2003 г. сотрудниками Института социологии совместно с Институтом питания РАМН и Университетом Северной Каролины в Чепел Хилле (с российской стороны работой руководят Козыре-ва П.М. и Косолапов М.С.) Этот мониторинг охватывает 4 тыс. домохозяйств по трем типам выборок - семейной, взрослой и детской. Опрашивается ежегодно 13 тыс. человек. Данные его 12 волн публикуются на сайте. *** Трансформация, которую переживает наше общество, охватывает все сферы жизни - изменения касаются не только политики, экономики, но и социально-психологической сферы. Мне хотелось обратить внимание на то, что здоровье в системе ценностей наших граждан тоже меняло значение. Нельзя сказать, что в традициях российской, русской культуры не было этой ценности. Достаточно вспомнить, что при встрече мы говорим "здравствуйте", а немцы - "добрый день", американцы - "Как дела?". Но совершенно очевидно, что сама ценность здоровья в конкретных исторических условиях приобретала разное значение. Часто мы вспоминаем советские времена как период внимания и к здоровью, и к здравоохранению. Но нельзя сказать, что здоровье было тогда самоценностью. Так это отражалось хотя бы в песнях, которые тогда ориентировали в жизни, а в чем-то и отражали ее. В марше физкультурника человека призывали: "Закаляйся как сталь!". Но почему это нужно было? "Когда настанет час бить врагов, от всех границ ты их отбивай, левый край, правый край, не зевай!" Нужно было быть "готовым всегда и во всем" - для того, чтобы "скорее прийти к нашей цели", прийти "к победе". Целевая установка была - здоровье человека, но его жизнь нужна для государства. Конечно, в повседневной жизни человек понимал ценность здоровья и для себя. Но любопытно, что в социологических опросах разных научных центров, касающихся ценностей, практически не встречалась ценность здоровья. В разных вариантах мы спрашивали "Что важно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым", и, как правило, даже в формулировках-подсказках "здоровье" не встречалось. А не встречалось оно потому, что при пробных опросах - "пилота-жах" люди его в числе первоочередных не называли. И в этом отношении в последнее десятилетие произошли очень примечательные изменения. Здоровье как ценность, согласно данным исследований нашего Института и других отечественных и зарубежных исследований, стало за-нимать 3-4 место после "семьи", "работы" . Но проблема в том, что в условиях настоящей экономической и социальной реальности здоровье выступает инструментальной ценностью, а не ценностью самой по себе во имя человека. Исследование нашего Института, совместно с Финляндией, показало, что молодые респонденты (до 30 лет), отвечая на вопрос "Что способствует достижению жизненного успеха в первую очередь?", на первые места поставили "здоровье", затем - "материальный достаток" и "силу характера". Но среди серии высказываний относительно здоровья чаще всего выбирали "Здоровье - это, конечно, важно, но иногда можно забыть о нем, ради дополнительного заработка или развлечений" . Таким образом, в целевых уста-новках на здоровье: здоровье как средство достижения целей и здоровье как ценность для того, чтобы жить долго и полноценно - приходят в противоречие, и первый, инструментальный, подход доминирует. Для выделения прогнозирующей тенденции мы использовали результаты международного исследования "Здоровье подростков и окружающая среда". Оно проводилось в РФ, Эстонии, Финляндии, и в нем участвовали сотрудники Института социологии РАН - сектор социологии здоровья. Опрашивались под-ростки 15-17 лет в Москве, Оренбурге, Абакане в 1996 г. В ходе этого исследования респондентов просили назвать три заветные желания. У финнов на 1-ом месте была высокооплачиваемая работа, квартира, машина (72%), на 2-ом - хорошая семья (41,7%) и здоровье (41,6%), а у русских подростков на 1-ом месте - образование (69%), на 2-ом - высокооплачиваемая работа, машина, квартира (55%), а затем - любовь, дружба, потом семья и затем только здоровье, которое в числе желаний назвали всего 8% (рис. 1).
Таким образом, молодежь понимает - без здоровья успеха не может быть, но желания у них иные. Естественно, ценность здоровья чаще осознается людьми в старшем возрасте - после 40-50 лет, и в среде работников интеллектуального труда, как показывают данные РМЭЗ, чаще, чем физического труда. Но поскольку эта ценность осознается теперь прежде всего как ценность для достижения чего-то, то далеко не всегда она программирует самосохранительное поведение человека. Так, по данным недавно закончившегося исследования Института социальной политики, в котором наши сотрудники (Чирикова А.Е., Шилова Л.С.) принимали участие, представители высших слоев (высший средний класс - бизнесмены, предприниматели), воспринимая ценность здоровья как необходимое условие жизнедеятельности, далеко не всегда принимают превентивные меры для его сохранения. Поэтому жалобы на здоровье находящихся в высшей группе по благосостоянию на протяжении 1990-х и в 2002 г. были чаще, чем в низшей группе (рис.2). А занятые умственным трудом жалуются на здоровье чаще, чем работники физического труда (рис. 3). И обращения за медицинской помощью, среди имеющих проблемы со здоровьем, среди находящихся выше черты бедности ненамного меньше, чем среди бедных людей (рис. 4). А среди работников умственного труда высокой квалификации обращения за медицинской помощью были практически почти такие же по частоте, как у бедных слоев. В 1998 г. (критический год) 41% обращались среди находящихся за чертой бедности и 44% - среди высококвалифицированных работников умственного труда. В 2002 г. 31% у первых и 29,9% у вторых (рис. 5).
Доля обратившихся за медицинской помощью из разных слоев населения, как видно из рис. 4, в 2000-х годах упала на 10%, а жалобы на здоровье сократились всего на 3-4%. Это - совсем незначительные изменения. Конечно, произошло оно по разным причинам. Бедные реже обращаются из-за недостатка средств или медицинской безграмотности, а обеспеченные люди совсем не потому, что стали здоровее (судя по опросам их 45%), а потому, что часть из них халатно относится к своему здоровью, им просто некогда. Многие из них - трудоголики. Почему состояние нездоровья характерно более чем для трети населения, а у женщин почти половина жалуется на здоровье (45-46%). (Мужчины, час-то в силу своих представлений о мужественности, жалуются реже) - рис. 6.
Проблема нездоровья - сложная. Она, совершенно очевидно, не сводится к состоянию медицинского обслуживания. В структуре факторов, формирующих здоровье, в последние десятилетия возрастало значение среды, экономического и социально-психологического состояния общества, самосохранительного поведения. Это связано с распространением сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов дыхания, онкологических заболеваний, отравлений, травм связанных со стрессом, обусловленных образом жизни, повседневным поведением человека. Исследования самосохранительного поведения начались на Западе в на-чале 1970-х годов и велись в русле политики обеспечения здоровья (health promotion). Она была ориентирована на формирование у граждан осознания собственной активной роли в создании условий, способствующих сохранению здоровья. Эта политика должна была заменить существовавшую ориентацию на пассивное потребление лекарств. У нас в стране исследование самосохранительного поведения началось в 1980-х годах совместными усилиями социологов Института социологии и МГУ (А.И. Антонов, И.В. Журавлева). Изучение отношения к своему здоровью как раз и показало, что вместо культуры здоровья, здорового образа жизни, нам приходится фиксировать культуру нездоровья. Не хочется использовать слово "бескультурье". Начинается она с того, что отсутствуют социальные нормы и традиции сохранения здоровья у большинства населения. Исследования показывают, что уровень информированности о генетических предрасположенностях своего организма, о наборе полученных в течение жизни прививок, о факторах риска наиболее распространенных заболеваний, о методах заботы о здоровье и даже просто знание своей группы крови распространено не более чем у трети населения, и то - городского населения. Мы терпим экологические нарушения, допускаем сверхзанятость работой, не заботимся об активном отдыхе, миримся с бытовыми лишениями и неудобствами, особенно в селах и небольших городах. Мы часто говорим о влиянии на здоровье экономических трудностей в стране, дефектах в медицинском обслуживании, но многое зависит от норм в обществе, в конкретной социальной среде. Самое простое и доступное - занятие физзарядкой. По регионам и социальным группам 60-70% ею не занимаются, между тем, хорошее здоровье среди тех, кто ею занимается, отмечают более 40%, а среди тех, кто не занимается, - 25% (рис. 7) и данные эти устойчивые .
Серьезнейшая причина нездоровья, зависящая от самих людей, - куре-ние. По данным РМЭЗ среди взрослых (старше 18 лет) у нас курит 65% мужчин и 16% женщин. И страшно, что среди подростков (14-18 лет) 16% курящих. Особенно много курящих среди работников физического труда - более 70%, но и среди занятых умственным трудом их 51% (рис. 8). Известно, какая жесткая политика ведется в отношении курильщиков в США, в европейских странах. У нас она ограничилась нормами в авиасалонах и тех офисах, где руководители серьезно подходят к этой проблеме, и надписями на рекламах сигарет. Другой наш больной вопрос - алкоголизм. В 2002 г. на пьющего мужчину приходилось 45 г (а в верхнем квинтиле - 149 г) спиртного в день. Потребление алкоголя из года в год растет (рис. 9). Большую роль играют укоренившиеся питейные традиции и обычаи, обрядовый характер, употребление алкоголя как социальная норма. Пьют спиртное во всех странах, но беда в том, что у нас растет злоупотребление алкоголем. Фиксированных больных алкоголизмом - около 5 млн человек (3,4% населения), но это - только официально зарегистрированных. К концу 1990-х гг. алкоголизация как причина смертности вышла на 1-е место . Это реальная угроза. Беда в том, что морально-психологическая атмосфера не содействует социальному контролю, а главное, чрезмерное употребление алкоголя не воспринимается как вред здоровью.
Опасно изменяется социальный феномен - наркомания. В социальном плане наркомания - это образ жизни, стимулятором которого является напряженность потребностей и влечений, сочетающихся с невозможностью социально-приемлемых и эффективных способов их удовлетворения (Позднякова М.Е., 2001). В отличие от потребления алкоголя наркотическая субкультура не имеет серьезных исторических корней в нашей стране. Тем не менее, она быстро распространяется, коснулась всех социальных слоев, особенно страшно ее распространение в молодежной среде. В 2000 г. на 100 тыс. подростков приходилось 159 наркоманов, в 2001 г. отмечалось, впервые за ряд лет, снижение показателя до 138, что связано с эффективностью борьбы правоохранительных органов против наркоторговли и профилактическими программами. И в каждом регионе, как показывают исследования сектора девиантного поведения в Институте социологии и Социологическом институте СПб (исследования под руководством Я.И. Гилинского) , сформировалась своя наркотическая субкультура (технология приготовления и введения наркотиков). А показатели распространения по регионам наркотизации отличаются в десятки, сотни раз. Изучая ценностные ориентации в разных культурах, я, как исследователь, столкнулась с таким явлением, как стремление русских матерей в Татарстане приобщить мальчиков к исламу во имя предупреждения увлечения их алкоголем и наркотиками. Сейчас мы уже имеем дело с разными моделями приобщения к наркотикам. Это не только молодежная субкультура формирования "наркоманического сознания": потребность в жизненном успехе, наслаждение, избегание неудач в сексе, коммуникации, рассматриваемые неотрывно от наркотического "кайфа". Новая наркоситуация, как фиксируют специалисты, состоит в рассмотрении употребления наркотиков как значимой и целесообразной деятельности - формы негативной солидарности некоторых групп населения. Социально-благополучные слои, подключаясь к потреблению наркотиков, не выпадают из общества и какое-то время остаются социально-сохранными, формируя представление "социально-приемлемого риска". Новым стала наркотизация в старших возрастах, приобщение новых групп - предпринимателей, домохозяек, пенсионеров, расширение круга зависимых среди женщин. С 1990 по 1999 гг. число только учтенных наркоманов выросло в 6,5 раз . Важным фактором роста наркозависимости стала маргинализация населения. Растет число наркозависимых людей из семей с высокой материальной обеспеченностью при низком уровне образования и общей культуры, из криминогенной среды и в более опасных зонах наркоторговли. Известно, что эта болезнь сопутствует распространению гепатита, СПИДа, в том числе в армии и на флоте (Я.И. Гилинский, 2000). В России на июль 2002 г. ВИЧ инфицировано примерно 0,14% населения страны или 0,3% взрослого населения в возрасте от 15 до 49 лет. Но уже 4 тыс. детей заражены этой болезнью . В немалой мере это тоже результат бескультурья населения, халатного отношения к своему здоровью. К сожалению, политические баталии последних месяцев внесли новые опасности. Используя актуально воспринимаемый населением лозунг необходимости роста рождаемости, политические лидеры выдвигали идею сокращения превентивных способов предупреждения беременности. И это в то время, когда у нас в 2002 г. было самое большое число рожденных детей с этой страшной болезнью - СПИДом! Еще Э. Дюркгейм и Р. Мертон связывали подобные социальные болезни с "анемией" в обществе, разобщенностью индивидов, отсутствием заинтересованности в укреплении государства, нечеткостью социальных норм, ценностных ориентиров. Отсутствие в нашей современной повседневной культуре умения преодолевать
страхи, фрустрации - значимая причина нездоровья во всех социальных слоях
общества. Умение переключения, активный отдых с физической нагрузкой,
различные хобби должны входить в повседневное поведение людей.
Я не буду останавливаться на правительственных программах "Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации до 2005 г.". Ее подготовкой занимался по традиции Минздрав. В ней не участвовали ни Минобразования, ни Госкомитет по делам молодежи, ни Госкомитет по физической культуре, ни Академия наук. В ней есть некоторые шаги вперед, но в целом она ориентирована на характерную для российского менталитета "надежду на чудо", которое совершится без материальных и организационных усилий. Ее, конечно, надо дополнять. Изучив материалы, я убедила себя в том, что мое здоровье, прежде всего, зависит от собственного самоохранительного поведения. Остается надеяться, что такое представление появится и у тех, кто познакомится с этим текстом. |