|
|
1. Введение Присущий всем теплокровным инстинкт подражания младших старшим являет собой физиологическую основу обучения. У млекопитающих этот инстинкт усложнен до такой степени, что во многих случаях можно говорить о хотя и несознательном, но целенаправленном выделении образовательной фазы в процессе развития индивида, например, в форме обучающих игр. Очевидно, что в мире «братьев наших младших» обучение идет при непосредственном взаимодействии, прямом, так сказать, «мордой к морде», контакте обучающего с обучаемым. При этом, как правило, слово «воспитание» работает и в прямом, и в переносном своих смыслах. Детеныш вскармливается и обучается одновременно, причем в норме это происходит в рамках своего выводка, своей стаи, своего прайда, своего стада. Человек не сводится только к животному началу, а является существом, гораздо более сложным. С самого начала известной нам истории рода людского человека характеризует наличие у него осознанного трудолюбия, неудержимой любознательности и способность ощущать категорическую императивность некоего нравственного закона. Будучи генетически заложены в новорожденное человеческое существо как некая потенция, эти свойства нуждаются в раскрытии и укреплении, в развитии и усилении. В этом, собственно, и состоит образовательный процесс, в этом его цель, в этом его оправдание. В раннем постнатальном периоде в силу естественных физиологических причин только что вошедший в жизнь человечек познает этот мир в прямом контакте с воспитующими его, буквально, с молоком матери. Встав на ноги, растущий человек становится более независимым и способным к диверсификации способов получения знаний. Однако известные нам пять-шесть тысячелетий истории однозначно свидетельствуют о том, что человеческая особь проходя большой и трудный путь развития от детства через отрочество и пубертатный период до обряда инициации, знаменующего полноправное вступление в мир взрослых, образование свое получала в процессе близкодействия, в прямом, непосредственном контакте с носителем знания, с тем или иным наставником, либо с группой таковых. О том же говорят все мало-мальски разумные умозрительные реконструкции процессов этногенеза. Происходящее с человеком повторяет путь, пройденный человечеством. Онтогенез повторяет филогенез. Когда человечество изобрело письменность, оно получило принципиальную возможность передавать познания вне зависимости от персонифицированного их носителя, вне зависимости от конкретного учителя. Так были созданы предпосылки разрыва непосредственного, так сказать, физического контакта между обучаемым и обучающим. Реализация этих предпосылок смогла приобрести ошеломляюще массовый характер после изобретения книгопечатания и создания книги в ее современном виде. Книга, репродуцируя некий текст, делает изучение этого текста всем доступным вне какой-либо зависимости от составителя этого текста. Научившись читать, человек объективно приобретает способность к заочному образованию, удаленному от персонифицированного, живого источника знания. Материальные, предметные предпосылки к этому создают книги и библиотеки. Недаром один из наиболее ярких наших самоучек, А.М. Горький в начале XX века сформулировал четкий призыв: «Любите книгу – источник знания». Но образование не сводится только к получению знаний. Последнее есть условие необходимое, но далеко недостаточное. Можно предположить, что именно поэтому заочное образование и после изобретения печатного станка набирало силу, хотя и неуклонно, но весьма медленно. Тварная, биологическая природа человека делает естественным и потому эффективным образование, т.е. обучение и воспитание, при непосредственном и повседневном контакте наставника и питомца. Надо помнить, однако, что прямой контакт между обучаемым и обучающим естественным образом способствует доминированию в воспитательном процессе консервативного начала. Это, как правило, хорошо, так как образование, по самому смыслу своему призванное приуготовлять молодых людей к ожидающей их жизни, должно вооружать своих питомцев всем накопленным ранее знанием. Вместе с тем, очевидна опасность того, что при регулярном, практически ставшем рутинным образовании подрастающего поколения педагогически наиболее надежное и эффективное непосредственное взаимодействие воспитанников с воспитателем может приводить и часто приводит к стагнации, к застою, а то и к регрессу. Сейчас это недопустимо. Суть дела проста. В течение тысячелетий, в нормальных условиях медленного прогресса за время жизни одного поколения условия жизни и работы, требования к объему знаний и к уровню умений, моральные стандарты и конфессиональные запросы практически не изменялись. Двадцатый век все изменил. Последние десятилетия состав и характер требуемых знаний и умений за время активной жизни одного поколения кардинально обновляется, причем по нескольку раз. Это делает жизненно необходимым создание крупномасштабной системы пере(до)учивания больших масс потенциально ценных работников. Параллельно резко выросла общественно значимая потребность в числе носителей знаний и умений необходимо высокой квалификации. В последней трети XX века человечество явственно осознало жгучую нужду в крутом подъеме уровня инженерной, естественно-научной, экономической, управленческой, правовой, гуманитарной культуры общества. Удовлетворение всех этих потребностей без создания соответствующих образовательных систем невозможно. Образование должно быть сейчас, как никогда ранее, массовым. Это ставит никогда до того так остро не стоявший вопрос о цене, которую общество в целом готово платить за широкомасштабное современное образование всех и вся. Образование должно быть добротным, а действительно добротное образование есть дело весьма дорогостоящее. Из сказанного вытекает обоснованность активно предпринимаемых в последнее десятилетие попыток найти новые методы народного просвещения, отличные от традиционных. 2. Дистанция огромного размера в Интернет-пространстве Одним из получивших последнее время заметную в мире известность, как бы новых способов приобщения широких народных масс к делу приобретения знаний является так называемое дистантное образование. Этот термин достаточно точно передает суть дела, но в нашей практике на сей предмет применяется слово «дистанционное», которое и будет использоваться в дальнейшем изложении. Многие авторитетные правительственные и неправительственные организации, «образовательная» и научная общественность живо обсуждают вопросы дистанционного образования, естественно, в контексте того, как полнее соотнести подготовку кадров с меняющимися экономическими, социальными и образовательно-культурными нуждами общества. При этом как главная цель имеется в виду обеспечение доступности образования, в первую очередь, высшего образования, для возможно большего числа желающих того. Прежде всего, действительно думающие о будущем капитаны большого бизнеса и наиболее прозорливые государственные деятели на Западе, профессионалы высшей школы и ученые-исследователи обеспокоены содержанием и качеством получаемого дистанционно, т.е. заочно, образования. Озабоченность вызывает также проблема сохранения научности и фундаментальности образования в его дистанционном варианте. Проблему обостряет явное стремление предложить дистанционно обучающимся возможно более узко профессионально ориентированные программы. К сожалению, такое же стремление демонстрируют и некоторые близоруко прагматичные руководители традиционных образовательных структур, но в случае дистанционного обучения это делается гораздо более агрессивно. Серьезной проблемой на Западе считается остающаяся неразработанной законодательная база, чему соответствует отсутствие должных ведомственных регуляций вопросов статуса учебных заведений и студентов системы дистанционного образования. Беспокоит специалистов и закономерно встающий вопрос о том, как переопределить роль науки, роль научного исследования в контексте дистанционного образования. Действительно серьезные деятели образовательной сферы прекрасно понимают, что со времен Александра Гумбольдта без заметной научно-исследовательской составляющей педагогическая работа полноценной быть не может. Обеспокоенность понятна. Дело в том, что по некоторым оценкам (1) из 600 млн. студентов, одномоментно имеющихся в мире, 30 млн. обучаются дистанционно, в режиме удаленного доступа к источнику знания. Другими словами, в современном мире огромное количество людей, каждый двадцатый «молодой специалист» получает высшее образование заочно. Это не может не настораживать и, прежде всего, потому, что наблюдаются отчетливые тенденции как роста числа студентов-заочников, так и расширения номенклатуры специальностей, по которым ведется дистанционная подготовка. Советский опыт заочного образования, решавшего совершенно ясные социально-политические задачи, всегда вызывал огромный интерес во всем мире. Этот интерес оправдан. Заслуги системы заочного образования, реализованной в СССР в ходе культурной революции, в деле создания в 30-е годы и в первое послевоенное время тогда остро необходимого государству корпуса специалистов высокой квалификации, действительно велики. Когда динамичное развитие страны сменилось мертвящим застоем, заочное образование постигла судьба многих других завоеваний советской власти. Люди, реально работавшие в СССР в науке, в материальном производстве, в управленческих структурах, отлично знают цену заочному образованию последних десятилетий. Лет 10 – 15 назад на Западе проблема поднятия уровня общей и профессиональной образованности широких масс трудящихся стала решаться путем привлечения к ней электронных средств массовой коммуникации. Было ясно, что на полноценное образование упомянутых масс в полном объеме денег нет, но массы готовы учиться. Для серьезного удовлетворения этой потребности необходимо создание такого электронного образовательного пространства, которое содержало бы в себе как важнейшую составляющую интерактивные системы руководства и контроля. Только решив проблему общения «дистанционного», т.е. удаленного студента непосредственно с преподавателем в течение необходимого времени и наладив соответствующий контроль, можно подойти к качеству преподавания, характерному для «очных» учебных заведений. Возможность успеха обусловлена здесь, по крайней мере, двумя причинами. Первая – это менталитет западного студента, который глубоко и искренне не понимает, как это можно дать «списать» контрольную работу товарищу или самому воспользоваться чужим материалом, обучаясь по собственной инициативе, в своих интересах и за свои деньги. Такому студенту либо просто интересно учиться, либо он серьезно озабочен повышением своей меновой стоимости на рынке труда. В идеале обе эти мотивации совпадают, но в любом случае обучающийся заинтересован в приобретении знаний и в объективной оценке приобретенного, а не только в «корочках» красивого диплома, хотя и этим побудительным мотивом полностью пренебрегать нельзя. Вторая – это реальное существование информационной среды, в которую полностью погружен западно-европейский и северо-американский обыватель и которая исправно функционирует уже не первое десятилетие. Виртуальный мир электронной записи, обработки, передачи, преобразования, оценки и создания информации стал бытовой реальностью после того, как стало всеобщим новое средство платежа – пластиковые кредитные карточки. Они, эти карточки, ввели информационные технологии в область прямых интересов каждого, в область, где, кроме всего прочего, контроль автоматически повседневен и пристрастно тщателен. Став частью повседневного быта, электронные информационные технологии дали среду, удобную для дистанционного образования. Это – главное, именно это создает предпосылки действительно успешной работы тех или иных схем современного заочного обучения. Системы телекоммуникаций, компьютерные средства, базы данных, электронные библиотеки должны функционировать бесперебойно, в режиме круглосуточного доступа и по приемлемым для рядового потребителя этих услуг расценкам. Колоссальный шаг вперед материальное, техническое оснащение дистанционного образования совершило с появлением на мировой арене системы Интернет как глобальной, самоорганизующейся, независимой, всем доступной информационной сети. По существу, Интернет является удачной формой реализации красивой идеи В.И. Вернадского, Е. Ле-Руа и Тейяра де Шардена (2) о ноосфере как саморазвивающейся интеллектуальной, умственной, нравственной, умелостной «оболочке» Земного Шара. Став глобальной распределенной информационной системой, эта оболочка начала развиваться и жить по своим собственным законам вне воли людей, ее создавших. И действительно, за последние десять лет бурно развивающаяся паутина Интернета всерьез опутала мир, сплетя интерактивную информационную сеть, плотно покрывающую Вселенную человеческих исканий и вожделений, страстей и опасений, жажды знаний и умений. В современном обществе отчетливо видны две тенденции, противоположные по ценностной ориентированности и, соответственно, по содержательному интересу, но сращенные воедино техническими средствами своей реализации. В России, как настойчиво это подают скользящие по поверхности проблемы очень массовые средства массовой информации, Интернет для многих является всего лишь средой ленивого препровождения времени, средой развлечений, зачастую низкопробных. Сквозь зубы признается информационная значимость «плаванья» в сетях и нарастающий масштаб разного рода коммерческих сделок, совершаемых по Интернету. На последние при этом довольно деликатно набрасывается несколько игривое покрывало легкой жуликоватости. Вместе с тем непредвзятому наблюдателю ясно, что и в России появилось совершенно новое поколение, появился слой молодых людей, которым Интернет дает выглядящее виртуальным и тем привлекательное некое особое пространство. Это пространство вполне ощутимо создает среду интеллектуального обитания, активное существование в которой, в частности, позволяет получать достаточно добротное образование, признаваемое таковым в нашем реальном мире, где на самом деле и живут упомянутые прагматически мыслящие молодые люди. Применение Интернета в образовательных целях более чем естественно. Коль скоро создана информационная среда, погружение в которую доступно многим, дистанционное образование становится, вообще говоря, технически общедоступным. Неудивительно поэтому, что в мировом образовательном сообществе появилось множество трубадуров, бродящих в сетях мировой информационной паутины и заворожено распевающих разного рода увлекательные песни о виртуальном кампусе нового тысячелетия. Чтобы понять, в чем состоит основа привлекательности концепции виртуального кампуса, надлежит отвлечься от разговоров высокого интеллектуального уровня о духовном самосовершенствовании, о духовной свободе, о самовыражении и самореализации. Тогда придется признать, что эту основу составляет стремление возможно более полно в возможно более короткое время и за минимально возможные деньги удовлетворять требованиям рынка труда, требованиям достойного трудоустройства и сейчас, и в будущем, а вовсе не естественная любознательность и инстинктивная тяга пользователя к обучению. Реалиями жизни объясняется наличие на виртуальном кампусе множества «образовательных упаковок» типа содержащих вводное описание подготовки высокообразованных специалистов по туризму путем дистанционного изучения таких курсов как «Работа с коллегами и клиентами», «Современное состояние индустрии туризма и ее развитие», «Процедуры обеспечения безопасности и здоровья клиентов и персонала» или «Травы и масляные эссенции». Нельзя закрывать глаза на достаточно широкую распространенность финансово и организационно небезуспешных реализаций дистанционных методов образования по широкому спектру специальностей. Рынок образовательных услуг этого толка в настоящее время достаточно богат. Предложениями рекламного характера заполнены средства массовой информации и страницы Интернета. Всевозможные центры и институты дистанционного образования, виртуальные университеты, территориальные ассоциации и межвузовские объединения наперебой предлагают программы получения степеней бакалавра и магистра путем заочного обучения. Наиболее часто среди этих предложений встречаются и выглядят наиболее полно разработанными так называемые MBA -программы, т.е. программы получения степени магистра делового администрирования, дающие специализацию в важных областях человеческой жизнедеятельности, долгое время в России находившихся в полном небрежении. В их числе такие как экономика, финансы, деловое право, бухгалтерский учет, логистика, маркетинг, менеджмент операционный, информационный, офисный, гостиничный, курортный, ресторанный и тому подобный… Все это достаточно разумно, остро злободневно и, по крайней мере, неопасно. Весьма интересны предложения, обещающие дополнительное образование уже образованным людям. По существу речь идет о дистанционной схеме переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров, в основном, инженерного плана. Это, несомненно, является делом, весьма достойным. Лучшие из соответствующих образовательных институций проводят заочное обучение, комбинируя различные дистанционные технологии с возможностью обращения в живую к тьюторам-консультантам при очном, явочном контроле усвоения знаний. Серьезность отношения к вопросу сертификации знаний дистанционных выпускников наиболее полно характеризует образовательное учреждение. В лучших из них получение диплома магистра предполагает очную защиту дипломной работы, а диплому бакалавра предшествует очное тестирование соискателя. Все это представляет практически уже сложившимся специалистам жизненно важную для многих возможность точнее и полнее адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям нового рынка труда. В любой образовательной системе главное – это учиться. Вместе с тем учиться, серьезно и последовательно в течение длительного времени изучать нечто такое, сиюминутная полезность чего далеко не очевидна, как правило, трудно, пугающе тяжело. И при наиболее благоприятных обстоятельствах это требует глубокой мотивации, серьезного планирования, способности анализировать и применять позитивное содержание преподаваемого. Выше шла речь о взрослых людях, желающих получить дополнительное образование. Их мотивация очевидна, она проста и потому прочна. Они умудрены жизнью, эти люди, и потому они хотят учиться. А как было сказано очень давно, «Начало премудрости есть искреннейшее желание учения» (3). Но когда обучение ведется откуда-то издалека, сила желания постепенно падает в силу того, что обучаемые, пусть даже имеющие общие интересы и одинаковый уровень подготовки, пространственно разобщены и непосредственно не общаются друг с другом, равно как и с преподавателем. Последнее обстоятельство носит фундаментальный характер. Оно определяет эффективность образования и создает для преподавателя ряд дополнительных затруднений, обусловленных практическим отсутствием обратной связи в реальном времени преподавания. Это, равно как и необходимость удерживать внимание большой совокупности удаленных друг от друга и от преподавателя «молодых людей», ставит совершенно новую проблему в одной из самых консервативных из известных человеку профессий – в педагогике. Общее решение этой задачи, если оно и существует, пока не найдено. Поэтому такой большой интерес привлекают к себе удачные частные решения. Как и следовало ожидать, и общим проблемам дистанционного образования, и проработке конкретных вопросов его технологии и методик большое внимание уделяется именно в Интернете. Эти темы живо и всесторонне обсуждаются, причем, как правило, диспутанты видят прежде всего положительные стороны процесса получения образования дистанционным образом. В целом же внимание участников этих обсуждений обращено, главным образом, на техническую, финансово-организационную и правовую стороны дела. Вопросы качества образования, вопросы контроля надежности усвоения знаний, не говоря уже о том, какие науки и кому можно, а какие и кому нельзя преподавать дистанционно, обсуждаются в гораздо меньшей мере. 3. Проблемы и ограничения Сколь бы ни были изощренными техника интерактивных коммуникаций и методика дистанционного преподавания, только сознательный интерес социально, граждански зрелого человека может обеспечить ответственное отношение к процессу получения серьезного образования на расстоянии, причем в течение длительного времени. Отсюда вытекает, что это образование может быть только высшим или ему эквивалентным, но отнюдь не средним. Атомистичность учащихся при дстанционном обучении, их физическая изолированность друг от друга препятствуют образованию корпоративных связей и затрудняют формирование, а затем и усвоение нравственных категорий профессиональной чести и достоинства. Опыт показывает, что для учащихся более важно отсутствие социального взаимодействия между ними по сравнению с отсутствием такового в отношениях с преподавателями. Вместе с тем, для взрослых, зрелых людей, имеющих семью и работу, задача социализации через опыт школярской или студенческой жизни уже не столь актуальна. Это немаловажное обстоятельство несомненно следует принимать во внимание. Общественный интерес в первую очередь представляет регулярное, должным образом сертифицируемое образование, дающее и право, и возможность претендовать на получение хорошо оплачиваемой и увлекательной работы. Под правом и возможностью следует понимать признаваемый на рынке труда диплом и соответствующий ему набор знаний и умений. Здесь весьма существенна содержательная сторона вопроса. Всюду там, где требуются позитивное знание и умение, основанные на объективных закономерностях внешнего мира, процесс научения не может идти вне повседневного взаимодействия по схеме «учитель – ученик(и)». Точные и инженерные науки вкупе с науками о живом сделали человека великаном, дали человечеству неслыханное могущество. Подготовка специалистов, поддерживающих и создающих это могущество, им управляющих, требует трепетного к себе отношения. Слишком мощные силы, легко могущие при кажущихся пустяковыми ошибках стать деструктивными, попадают в руки соответствующих специалистов практически автоматически по получении ими диплома. Поэтому так важны полнота и фундаментальность их профессионального и общенаучного образования в совокупности с воспитанием адекватного возможностям чувства долга и ответственности. Врачи, инженеры, естествоиспытатели, люди, специализирующиеся в точных науках, по большому счету опасны, очень опасны, если они получили свое высшее образование, свои дипломы дистанционно. Вместе с тем, в жизни человечества важную роль играет деятельность, не основанная непосредственно на объективных закономерностях внешнего мира. Речь пойдет о духовной жизни человека и о межличностных взаимодействиях людей, т.е. о том, что зиждется на очень важных, но условных, чисто человеческих категориях законного, прекрасного, должного и справедливого, категориях, быть может, Боговдохновенных, но придуманных и продуманных человеком. Соответствующие этим категориям науки принято называть гуманитарными. Они естественным образом делятся на науки об обществе и науки о духе. Науки об обществе существуют как науки и интересны только в той мере, в которой существует и интересно человеческое общество. Сюда относятся история, политология, правоведение, экономика, социология, педагогика, менеджмент, маркетинг и т.п., а также их всевозможные варианты и их комбинации, их обобщения и их конкретизации. Науки о духе важны для человека, живущего как в обществе, так и вне его. Они трактуют вопросы духовной жизни человека как такового, человека, взятого в его уникальной экзистенции единства души и тела. Сюда относятся теология, философия, филология, искусствоведение, их переплетения и их модификации. Различие между науками, инженерными и естественными с одной стороны и гуманитарными с другой состоит еще и в том, что потрясающие по своим масштабам свершения точных наук, драматически изменившие образ жизни человека, относятся к последним двум – трем сотням лет. Особенно в этом смысле замечателен уходящий век. С другой стороны, гуманитарные науки, науки об обществе и о духе как таковые имеют многовековую, чтобы не сказать – многотысячелетнюю, историю очень постепенного, хотя в целом плодотворного развития. Книги и уединенное размышление всегда играли важнейшую роль в их постижении. Гуманитарные науки могут изучаться дистанционно. Серьезное дистанционное образование, способное на долговременной основе и в массовом масштабе действительно позитивно, без негативных побочных явлений повлиять на рынок квалифицированного труда, есть образование университетского уровня в гуманитарных науках, т.е. в науках об обществе и о духе. При этом не надо забывать, что заметное увеличение числа сограждан, регулярно образованных в науках этого плана, резко повышает уровень культурности общества, что всегда хорошо. Следует, однако, неустанно повторять, все время держать в уме, что неизбежная ущербность дистанционного образования, связанная с отсутствием непосредственного контакта между участниками образовательного процесса, может сильно сказываться на судьбе так подготовленных гуманитариев и социальных работников. Поэтому именно здесь особенно важна разработка специфической методики преподавания, эффективно сводящей на нет этот недостаток, имманентно присущий дистанционному образованию. Подводя некие итоги, можно сделать следующие утверждения. Дистанционное образование, как правило, не может служить основным способом усвоения обязательной программы средней школы, призванной обеспечивать выполнение требований предписываемого законом образовательного стандарта. Дистанционное образование может рассматриваться как базовое профессиональное только в том случае, если оно имеет характер высшего образования, посвященного наукам об обществе или наукам о духе. При этом сама собой разумеется должная сертификация как учебного заведения, так и «дистанционного» выпускника. Науки о живом, точные и инженерные науки не должны быть предметом базового высшего профессионального образования, преподаваемого дистанционно. Такие науки могут преподаваться дистанционно людям, уже зрелым и имеющим высшее образование в близкой области знания, с целью помочь образованному человеку, дав ему возможность несколько изменить, уточнить или просто повысить свою квалификацию. 4. Средняя школа Распространенное мнение о неблагополучии нашей средней школы в значительной мере справедливо. Сложившуюся ситуацию необходимо менять и менять решительно. Вместе с тем школе как социальному институту присущ устойчивый иммунитет по отношению к любым новациям, что разумно ограничивает размах и темп педагогических преобразований. Стремление не навредить скоропалительными и резкими мерами при применении новых «обучательных» технологий заслуживает, вообще говоря, всяческого уважения. Подпадает под такое отношение к новому и дистанционное образование. Никто не возражает против современных информационных технологий. Но осмотрительная постепенность, имманентно присущая школьной педагогике, предполагает известную плавность перехода от дистанционной помощи очному образованию до более или менее полной атомизации педагогического процесса путем глубокого погружения индивидуального ученика в Интернет. Именно недостаточная индивидуализация обучения является самой серьезной отрицательной стороной российской образовательной парадигмы, в целом весьма здравой в ее ориентации на учителя как на центрального фигуранта в деле образования, н только передающего учащимся знания и умения, но и воспитующего их. Поэтому серьезное компьютерное телекоммуникационное образование школьного уровня не встречает в российской педагогической практике искренней поддержки со стороны учительского сообщества в целом и рядового аппарата управления народным просвещением. Неудивительно поэтому, что успешно проходят лишь первые опыты по дистанционному тестированию, разного рода дистанционные олимпиады да имеют хорошую прессу учебные программы дополнительного образования по риторике и политесу или по менеджменту в сфере культуры (4). Плохо, конечно, что препятствия глубокой психологической природы, затруднения идейные приходится преодолевать в обстановке отнюдь не благостной в смысле организационно-финансовом, когда материальное положение российской средней школы вопиет к небесам. В целом создается впечатление, что серьезное дистанционное обучение с помощью Интернета в силу большой совокупности причин еще не достигло в российской массовой средней школе сколько-нибудь заметных масштабов, а предсказания того, что скоро виртуальная школа заменит реальную традиционную школу, не выдерживают мало-мальски серьезной критики. Многим очень хочется верить, что компьютеры взорвут школу, что в обозримо ближайшем будущем школы как таковые исчезнут из нашей социальной жизни (5). Однако история показывает, что сами по себе новые технологии обучения ничего не меняют. Применяя их, учителя склонны воспроизводить существующие традиции образовательной практики. Заметное место в традициях учительства занимает практика наставничества, в которой существенную роль играют межличностные отношения в системе ученик-учитель. Эти отношения выстраиваются и реализуются в широком социальном контексте школьного класса. Несомненно, жизнь в микросоциуме школьного класса в заметной мере готовит школьника к социальной жизни взрослого человека со всеми ее непрямолинейностью, алогичностью, неочевидностью причинно-следственных прямых и обратных связей, неопределенностью мотиваций и мастерски выполняемым камуфлированием истинных интересов действующих на этой сцене лиц. В такой постановке вопроса становится очевидной незаменимость учителя. Замена учителя компьютером разрушает систему тонкого учебного воздействия, обращенного к специфическим человеческим особенностям растущего и взрослеющего организма. Конечно, компьютер, а в еще большей степени их мощная совокупность в форме Интернета способствуют самостоятельности обучения в силу обеспечения этими техническими средствами открытого доступа к обширным информационным ресурсам. Но тут остро встает вопрос, по сути дела, вопрос вопросов любой системы педагогики: а с какой, собственно, стати обычный, так сказать, «массовый» ребенок заинтересуется «Поучением» Владимира Мономаха или законом Ома с правилами Кирхгофа или же историей Великой Хартии Вольностей и законом электромагнитной индукции? Кроме желания, должно существовать еще и умение правильно задать вопрос базе данных. Такое умение не появляется само собой, ему надо научить, равно как и умению анализировать и систематизировать получаемую информацию. Это должен делать учитель, не только знающий учебную психологию и характер мотиваций ученика, но и отчетливо представляющий себе уровень его знаний. Коренное преобразование образования не может произойти без серьезных изменений в условиях жизни общества и в целевых установках абсолютного большинства его сочленов. Пока же опыт показывает, что при дистанционном обучении, несмотря на самую совершенную технику передачи знаний, учащиеся прекращают учебу гораздо чаще, чем при традиционных формах образования. И дело здесь не в содержательно-информационной, когнитивной составляющей образовательного процесса. Дело в мотивационной стороне проблемы, дело в отсутствии повседневного стимула к трате времени и сил на учение как таковое. Сказанное особенно ярко проявляется у детей, абсолютно здоровых, нормальных детей, которые очень часто искренно не понимают, а для чего, собственно, они должны учиться. Поэтому главным в начальном и среднем образовании является групповое, классное, школьное сообщество, которое и дает возможность нашим детям за 8-12 школьных лет в заранее оговоренном объеме надежно освоить знания, соответствующие выбранному образовательному стандарту, и получить поведенческую, социальную и эмоциональную подготовку к ожидающей их жизни. Из всего этого следует, что массовая средняя школа не должна подвергаться преобразованию в виртуальную Интернет-школу дистанционного образования. Следует подчеркнуть, однако, что речь при этом идет о регулярном обучении основного массива школьников. 5. Одаренные дети Другое дело – одаренные дети. Судьбу потенциально даже очень высоко одаренной личности определяет способность к неустанному, изматывающему, длительному и тяжелому умственному труду. Дистанционное образование оказывается мощнейшим средством обнаружения одаренных детей, прежде всего, по этому признаку, и прекрасным способом их стимулирующей поддержки, позволяющим прослеживать развитие одаренной личности во времени. Конечно, предметные олимпиады школьников и им подобные состязательные формы выделения способной молодежи являются прекрасным средством комплектования корпуса интеллектуальной элиты (6). Но этот очевидно популярный и несомненно полезный метод должен быть существенно усилен, дополнен, а в некоторых случаях, быть может, и заменен более плавной, более спокойной, более кропотливо растянутой по времени, менее броской, менее зрелищной, менее сенсационной, но более основательной, более тщательной повседневной работой по внимательной, избирательно индивидуальной и длительной подготовке одаренных молодых людей. Очевиден и способ выполнения такой работы – заочное, т.е. адресное дистанционное образование. Как уже говорилось, регулярное школьное образование в норме не может быть заменено заочным. Иное дело образование дополнительное, призванное в помощь тем, кто, будучи юн и неопытен, обуреваем страстным стремлением к знанию, кто способен быстро и надежно усваивать знание в объемах, заметно превышающих средние, в помощь тем, кто хочет, действительно хочет, и может, действительно может, серьезно превзойти средний уровень среднего образования. В этом деле в такой большой стране, как наша, нельзя обойтись без заочных методов обучения. Новые технические возможности предоставляет для этого Интернет. Интернет великолепен и функционально удобен. Но он дорог и далеко не всюду и не всем доступен. Следует, однако, надеяться, что этот технический недостаток преходящ и в обозримом будущем будет преодолен. Более существенно другое. Интернету внутренне присуще свойство поддерживать проявления однобокости, односторонности развития, всегда имеющиеся в психике одаренного подростка. Часто эти проявления принимают демонстративные формы, когда нежелание подростка знать нечто, как ему кажется, «ненужное, принудительно навязываемое чуждым миром взрослых», становится вызывающим и опасным для него самого. Интернет, ускоряя кристаллизацию способностей ребенка по одной из граней его творческой личности и замедляя рост по другим, провоцирует асинхронность, дисгармонию психического и умственного его развития. Часто это сопровождается излишне глубоким погружением в виртуальный мир собственной компьютерной конструкции и нежеланием взаимодействовать с реальным внешним миром. Кроме того, надлежит опасаться того, что сам процесс поиска информации, само «блуждание по Интернету» может полностью заслонить образовательные цели обращения к этой технике. Сказанное не должно рассматривать как негативную характеристику Интернета, принципиально препятствующую его применению при дополнительном заочном образовании школьников. Просто эти стороны явления надо серьезно учитывать, купируя их в реальной работе специально на сей предмет разработанными педагогическими приемами. Тем более, что позитивная составляющая Интернет---образования чрезвычайно сильна. Прежде всего, Интернет предоставляет технические возможности для индивидуализации обучения, так нужной одаренным учащимся. Возможность самостоятельного выбора темпа освоения учебного материала, широты охвата и глубины проникновения в суть предмета, уровня постижения изучаемого открывает многообещающие перспективы в деле интеллектуальной поддержки одаренных детей. При «компьютерной» индивидуальной подаче дополнительно изучаемого материала процесс сверхобучения происходит не демонстративно. Отсутствует нарочитое, бьющее в глаза отделение более одаренного подростка от его сверстников. Тогда одаренный ребенок может чувствовать себя вполне комфортно даже в стенах весьма средненькой средней школы. Несомненным достоинством компьютерных методов интерактивного дистанционного образования является возможность создания и реального применения различных гибких форм нетрадиционного обучения тех детей, которые в таковом нуждаются. При этом может быть резко расширена сфера коммуникативных контактов, расширен мир, доступный детскому пониманию. Информационные технологии вообще и Интернет в частности по самой сути своей адекватны высокой познавательной мотивации одаренных детей. Важно и то, что Интернет не только служит неиссякаемым источником знания, отвечающим практически на любой вопрос, но и учит правильно задавать этот самый вопрос. Поиск, обнаружение, поддержка, развитие и обучение особо одаренных детей требуют точечно адресной, индивидуализированной работы. Интернет при условии надежного и не дорогостоящего доступа к его информационным возможностям как ничто иное способен содействовать индивидуальному развитию одаренности. В этом состоит главное обещание дистанционного образования на основе применения Интернета. Следует, однако, помнить, что реальную жизнь никогда не заменит жизнь в Интернете, как бы ни была последняя завлекательна. Интернет не может быть самоцелью, его задача – улучшать качество жизни, в частности, облегчая одаренным детям и подросткам подготовку к грядущему. 6. Пример ЗФТШ Последнее время средства массовой информации старательно делают вид, что только компьютерная революция недавних лет и ее информационные последствия сделали реально привлекательным, а тем самым и действительно возможным дистанционное дополнительное образование подростков школьного возраста. К счастью, это далеко не так. Уже свыше трети века при Московском физико-техническом институте успешно функционирует Заочная физико-техническая школа Министерства образования Российской Федерации (ЗФТШ при МФТИ). МФТИ посредством этой школы, используя бумажные носители и регулярную почту, удалось создать дополнительную образовательную среду для старшеклассников, серьезно интересующихся физикой и математикой, среду, способствующую развитию интеллектуального потенциала выявляемых при этом одаренных молодых людей. Первая по важности функция ЗФТШ как учреждения довузовского дополнительного образования есть функция выявления из числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях тех, кто действительно интересуется физикой и математикой, на самом деле желает углублять и совершенствовать свои знания по этим наукам и, что главное, к тому способен. ЗФТШ рассчитана на учащихся 8-х, 9-х, 10-х и 11-х классов современной российской средней школы. В 1999-м – 2000-м учебном году заочное дополнительное образование в ЗФТШ получали 16,5 тысяч человек. Оценка нынешнего демографического состояния России говорит, что общее число подростков, по возрасту могущих обучаться в четырех старших классах средней школы, не превышает 15 миллионов человек. Это означает, что по порядку величины ЗФТШ охватывает своей активностью десятую долю процента (0,1%) соответствующей возрастной когорты, что на самом деле немало. Интересно, что для участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады по физике и математике состязательно отбирается, грубо говоря, один школьник из десяти тысяч (6), что хорошо корреспондирует данным Института морфологии человека РАМН, в соответствии с которыми «реальным творчеством, а не комбинаторикой занимается примерно один на десять тысяч человек»(7). В этом аспекте важен тот факт, что из общего числа участников заключительных этапов Всероссийских олимпиад по физике половину и по математике треть составляют ученики ЗФТШ. В сопоставлении с относительным весом учеников ЗФТШ в общем числе российских школьников сие означает, что этой школе дополнительного дистанционного образования удается плавно и спокойно, путем индивидуальной и кропотливой, внимательной и длительной подготовки предварительно отобранных одаренных молодых людей серьезно стимулировать плодоносность того возрастного слоя населения России, из которого рекрутируются когорты будущей интеллектуальной элиты страны. Не входя в детали того, как устроена ЗФТШ, целесообразно указать, что обучение в школе бесплатно, что для зачисления в школу необходимо выполнить вступительное задание, а после зачисления ежегодно выполнять 6-7 объемистых заданий. Предмет этих заданий находится в строгом соответствии с программами старших классов средней школы. Задания содержат теоретические проработки отдельных вопросов программы, о которых по опыту известно, что они трудны для восприятия, и задачи, более сложные и интересные чем среднешкольные. В течение учебного года преподаватели, аспиранты и студенты МФТИ рецензируют и оценивают свыше 100 000 выполненных заданий. Многолетняя переписка, замечания и советы, регулярный контроль и мотивированная оценка серьезно стимулируют стремление ребят развивать заложенные в них способности, причем развивать в должном направлении. ЗФТШ ведет заочное, по переписке, т.е. дистанционное, обучение каждого своего ученика индивидуально по системе все усложняющихся заданий. За 33 года работы через ЗФТШ успешно прошло около 60-и тысяч молодых людей, 10 тысяч из них стали студентами МФТИ. Несомненно должен быть подчеркнут этот факт, свидетельствующий о том, что заочная физико-техническая школа как учреждение дополнительного образования работает не только на МФТИ, но и на другие вузы естественно-научного и инженерного профиля. По существу, за эти 33 года создана, практически отработана и доведена до известной степени совершенства Всероссийская общефедеральная система отбора и обучения талантливой молодежи путем довузовского дополнительного дистанционного образования, система, доступная всегда, всюду и всем, кто того хочет. 7. Заключение Знания должны приобретаться во благовремении и в должной упорядоченности, в соответствии с их внутренней логикой и историей их постижения и становления. Способность усваивать знания так, чтобы они могли составлять прочный фундамент повседневной, жизненной мудрости и цементировать основания мудрости более высокого порядка, возрастнозависима. Если до 8-и лет не научить человека бегло читать на родном языке, то как его потом ни учи, в течение всей последующей жизни он будет читать, шевеля губами, морща лоб и оставаясь функционально неграмотным. Если русский человек до завершения пубертатного периода не прочел «Евгения Онегина», «Героя нашего времени» и «Войну и мир», не понял необходимости помнить наизусть хоть по нескольку строк наших великих поэтов, он навсегда останется эмоционально глух. Человек, в отрочестве не изучавший алгебру и Евклидову геометрию, став взрослым, не сможет последовательно и логично мыслить ни по какому поводу. Доводы такого рода можно множить и множить, да нужды нет. Очевиден вывод. Правильное образование должно быть получаемо в правильное время. Но, как известно, корень учения горек, а виртуальная сладостность его плодов в детстве далеко не очевидна. В охотку учиться во имя будущего обычный ребенок не способен. Поэтому необходимо принуждение, пусть мягкое, даже нежное, максимально уважительное и любовное, но принуждение. Дистанционное образование по своей природе не может быть дисциплинарно вынуждаемым, оно не совместимо с принуждением. Следовательно, регулярное школьное образование, начальное и среднее, не может быть дистанционным. Неадекватность методов дистанционного обучения задачам школьного образования становится еще более очевидной, если принять во внимание особенности возрастной психологи, требующей удовлетворения потребности подростка следовать примеру, носитель которого жив, реален, непосредственно и повседневно ощущаем. «Во плоти» объектом подражания с небольшой примесью обожания часто становится школьный учитель, наставник, руководитель. На самом деле хороший учитель всегда обожаем. Этого не может быть при любой форме дистанционного образования по смыслу слова «дистанционное». Напротив, дистанционное высшее образование, которому подвергаются достаточно взрослые, зрелые люди, сознательно того желающие, вполне возможно при условии тщательной сертификации. Оно может носить весьма массовый характер и обеспечивать получение регулярного и уважаемого диплома, но только по гуманитарным специальностям и специальностям из области наук об обществе. Все остальное слишком опасно, а потому недопустимо. Однако одним регулярным обучением по схеме «начальная – средняя – высшая» школа мир образования не исчерпывается. Людям, в свое время получившим высокую квалификацию, зачастую приходится доучиваться и даже переучиваться. Потребность в дополнительном образовании для уже образованных людей ощущается все сильнее. Она в значительной мере может и должна удовлетворяться средствами заочного, т.е. дистанционного обучения. Новые информационные технические возможности и, в частности, Интернет драматически изменили технологию заочного обучения, сделав его во многих случаях действительно образованием. Тем самым стало вполне мыслимым, технически возможным и в принципе организационно доступным дополнительное (второе) высшее образование по дистанционной методике открытого университета. Большинство людей заинтересовано в регулярном, надежном и добротном образовании, соответствующем тому или иному государственному стандарту. Те же, кого стандарт не удовлетворяет, могут дополнительно шлифовать свою образованность с помощью разного рода схем дистанционного образования. Так, одаренные дети, как правило, не вписываются в стандарты средней школы, их запросы, их возможности выходят за пределы стандартов. Таким детям дистанционное образование, идущее параллельно регулярному школьному, создает замечательную возможность самореализации, тренирует, обучает и воспитывает их. Здесь есть место любым видам заочного обучения, как самым технически изощренным, а потому дорогостоящим и далеко не всем и не всюду доступным, так и простым по форме, предельно дешевым в реализации, но содержательно богатым методам дополнительного образования по переписке, осуществляемой по обычной почте и на бумажных носителях. Успешный опыт ЗФТШ при МФТИ наглядно о том свидетельствует. Методы обучения при удаленном доступе к источнику знания, т.е. заочные, дистанционные методы обучения могут хорошо работать только тогда, когда необходимость образования твердо осознана учащимся и его работодателем. Но для тех, кто ощущает в себе внутреннюю склонность к учению, для тех, кого неудержимо влекут к себе знания, для тех, кто одарен способностью к наукам, дистанционное образование представляет великолепную возможность проявить свою одаренность, развить свой талант, достойно оснастив его самыми совершенными орудиями познания. Авторы признательны Ю.А. Самарскому и Т.А. Чугуновой, предоставившим ценные сведения о работе ЗФТШ. Литература 1. А.А. Ракитов, А.Д. Иванников, А.О. Кривошеев. Выступление на семинаре центра «ИСТИНА» по дистанционному образованию. Вестник РАН 1998 том 68 №6 с.с. 520-524 2. В. И Вернадский. Биосфера и ноосфера, в книге “Научная мысль как планетарное явление”, М. 1977, с.с. 139-150 Мысли о ноосфере, там же, с.с. 178-191. 3. Ветхий Завет, Книга Премудрости Царя Соломона, VI, 17. 4. Сборник трудов VII конференции ассоциации научных и учебных организаций – полльзователей сетей передачи данных RELARN, ``RELARN – 2000``, Самара, 29 июня – 4 июля 2000 г., «Самарский Университет» 5. А.Е. Войскунский -- ред., Гуманитарные исследования в Интернете, М., «Можайск- терра», 432с. 6. Н.В. Карлов, Н.Н. Кудрявцев, Много званых, мало избранных, Вестник РАН, 2001, том 71, вып. 1, с.с. 7. “Известия”, 8 декабря 2000 года, 30 граммов на всю цивилизацию, |