|
|
Большая цель помогает Круг обсуждаемых проблем и предлагаемых подходов определяются той реальностью, в которой мы живем. Целями, которые хотим достичь и коридором возможностей, которыми располагает общество. Нынешняя реальность такова, что Россия, мировая сверхдержава в недалеком прошлом, оказалась ввергнута в глубокий экономический и социально-политический кризис и находится в историческом тупике. Еще не так давно экономические и военно-стратегические возможности СССР и США были сравнимы. Сейчас валовой внутренний продукт (ВВП) ограбленной и опутанной долгами России (если рассчитывать по действующему обменному курсу) не превышает 200 млрд. долларов (против 8 трлн. долларов в США), Федеральный бюджет по расходам в 1999 году должен выйти на необычайно низкий уровень 25 млрд. долларов (против 1 трлн. 700 млрд. долларов в бюджете США)
В этой ситуации высокий образовательный уровень значительной части населения, огромные вложения в прошлом, сделанные в "человеческий капитал", большинством экспертов рассматриваются как важнейший ресурс развития, как надежда на выход из кризиса. С этой точки зрения, система образования играет особую роль. Принципиально важно понять, что можно сделать в сфере образования и науки в нынешних сверхтяжелых условиях, чтобы сохранить имеющийся стратегический потенциал и заложить основу для будущего развития. Ранее, в 3994-1995 годах, проводились работы по математическому моделированию и прогнозированию развития высшей школы 3 . В них был сделан вывод о том, что при сохранении образовательной политики, принятой в эти годы, высшая школа России, как целостная государственная система, прекратит свое существование в течение 3-5 лет, что в ближайшие годы резко сократится коридор возможностей в этой сфере и речь придется вести о чрезвычайных мерах. К сожалению, эти и другие сделанные прогнозы оправдались. В частности, на всю систему образования Российской Федерации в бюджете 1999 года планируется ассигновать около 1 млрд. долларов, что меньше бюджета одного американского университета 1 . Если считать, что в той или иной мере с системой образования в России связано около 50 млн. человек, то на каждого будет приходиться в среднем около 20 долларов в год. Этот голодный паек заставляет отказаться от большинства проектов, связанных с проведением научных исследований в высшей школе, техническим переоснащением институтов, существенным пересмотром программ. В центре внимания оказываются проекты не требующие дополнительного финансирования. Значительная часть таких мер связана с реформированием учебного процесса, с изменением организации образования. Кратко охарактеризуем их, не обсуждая аргументы. Часть их приведена в работах 23 . Исторические и геополитические особенности "мира России" порождают ряд цивилизационных императивов. Просторы страны, ее многонациональный состав и неблагоприятные условия хозяйствования в значительной части приводят к возрастанию роли языка межнационального общения, культурно-нравственных и этических представлений, разделяемых большинством населения. Обеспечение возможности независимого выбора страной траектории своего исторического развития исключает конфедеративное устройство, "парад суверенитетов" и ставку на чисто рыночные или правовые рычаги. Многое из того, что жизненно необходимо обществу, в России в течение жизни ближайших поколений не может быть "достойно оплачено" или должным образом регламентировано. Это приводит к возрастанию роли моральных стимулов, коллективных ценностей, способностей к принятию адекватных решений в сложной неблагоприятной обстановке, способностей выделять главное, отвлекаясь от второстепенного. Исходя из этого, и основные задачи, решаемые системой образования, приобретают специфические черты.
Самоорганизация и объективные законы Создавая и применяя компьютеры, очень В физике, химии, ряде других дисциплин мы имеем дело с объективными законами. Опираясь на них, можно действовать разумно и конструировать объекты и системы для решения поставленных задач. Важнейшими достижением науки XX века стало открытие психологами факта существования объективных законов субъективной реальности. Успех применения математических методов при анализе ряда экономических задач показывает, что и здесь оправдан поиск объективных законов. На нынешнем уровне развития науки мы не знаем этих законов и не представляем, в какой мере универсальны выявленние исследователями закономерности. Однако само их существование позволяет не только строить исследовательские программы, но и эффективно опираться на выявленные объективные причинно-следственные связи. Результаты активно развивавшейся с начала 60-х годов области психологии - теории обучения - показывают, что и в процессе обучения есть свои закономерности 1 , большой вклад в понимание которых внесла синергетика. Естественно строить процесс обучения, опираясь на них. С этим кругом задач связана одна из фундаментальных проблем современной синергетики и нейронауки. В самом деле, если сравнить "элементную базу" нашего мозга и персонального компьютера, то результаты окажутся разительными. Время срабатывания нервной клетки - нейрона - в миллион раз больше, чем в компьютере, а скорость передачи информации по нервному волокну в миллион раз меньше. Если обратиться к итоговым параметрам деятельности мозга, то и они окажутся достаточно скромными - человек не может следить более, чем за 5-7 переменными, меняющимися во времени, а также в процессе деятельности плодотворно работать более, чем с 7 людьми. Почему же он подчас с блеском справляется с проблемами, недоступными суперкомпьютерам? Ответ на эти вопросы подсказывает синергетика. Для многих сложных систем характерно явление самоорганизации. Оно приводит к тому, что очень часто для характеристики объекта, который описывается большим или даже бесконечным числом величин, оказывается достаточно всего несколько переменных, так называемых параметров порядка. Эти параметры "подчиняют" остальные переменные, определяя их значения 2 . Исследователям известны механизмы самоорганизации, приводящие к выделению параметров порядка, способы их описания, соответствующие математические модели. Однако, вероятно, наш мозг обладает блестящими способностями находить эти параметры, "упрощать реальность", владеет более эффективными алгоритмами их выделения. Процесс обучения, получения образования позволяет находить в одних случаях удачные комбинации, которые могут быть параметрами порядка в определенных ситуациях, или механизмы поиска таких параметров ("учиться учиться", "учиться решать нестандартные задачи"). С этой точки зрения, фраза Эйнштейна: "Мы ничего не хотим знать, но все хотим понимать" и пословица: "Образование это то, что остается, когда все выученное забыто" представляются очень точными. Более конкретное представление об этом дает развиваемая в рамках синергетики теория русел и джокеров. Руслами называются области параметров нашего сложного многомерного мира, в которых поведение системы определяется его проекцией небольшой размерности. Найти русло в данной ситуации значит удачно упростить. Именно зная русла, можно строить эффективные научные теории, создавать различные технологии, предсказывать на определенный промежуток будущее, зная настоящее и прошлое. Областями джокеров называют такие области в пространстве переменных, описывающих ситуацию, где нет русел, где игровые моменты, случайности, резкие изменения играют решающую роль 1 . Одним из главных результатов обучения является выделение этих областей: "Профессионал знает, чего он не знает и не умеет. Дилетант полагает, что он знает и умеет все". Исходя из этой картины, будем считать, что результатам образования является выделение русел и областей джокеров в ряде общих ситуаций и обучения типичным способам эффективных действий в них. Итак, мы учим упрощать. (В этом контексте "организовать" также значит упростить.) Иллюзия универсальности ... а у наших, у ворот Много было испробовано за последние 7 лет в области реформирования системы образования и "совершенствования" учебного процесса. Кажется, совсем недавно отгремела программа тотального "обуниверситечивания", превратившего скромные технические (или какие-то иные) ВУЗы в величественные "Нефтяные технические (или какие-то другие) университеты", а то и в Академии. Разумеется, это не могло не дискредитировать самой идеи университетского образования. Впрочем, нельзя упрекнуть ректоров в отсутствии здравого смысла. Им-то шепнули,что институты-то может быть и упразднят, а уж университеты точно оставят. Слава богу, что "университеты" потом не превратили в "исследовательские университеты", как планировали. Прошумели "гуманизация", "гуманитаризация", "интеграция", кампания по привлечению внебюджетных источников финансирования и развитию малого бизнеса в высшей школе. Отзвучали заявления иерархов из министерства о том, что надо и дореволюционные традиции активно возрождать, и опыт американский перенимать, и давать основы научной картины мира, и попов к преподаванию привлекать. Все, как классических трудах философов-эклектиков: "С одной стороны так, а с другой - совсем наоборот." Типичный пример - это грустная история с бакалавриатом и магистратурой. Это любимое дитя бывшего Госкомитета, обусловленное "очевидными" благими намерениями. В самом деле, в США, в других странах, "у них", бакалавриат и магистратура есть. Имеет человек деньги и желание - может сразу или с перерывом учиться 6 лет. Не имеет, - может через 4 года может начать работу. Кроме того последние курсы, специализация - самые дорогие. И если не все пойдут в магистратуру, то мы получим огромную экономию. Такой подход, к сожалению, типичен для периода разрушительных реформ последнего десятилетия. Берется часть сложного механизма, хорошо работающая в одной системе, и переносится в другую. Но в другой есть свои причинно-следственные связи, свои приоритеты, свои достоинства. Не последним из которых является то, что она успешно работала в течение десятков лет. Говоря языком синергетики, у нее другие параметры порядка. И из уст компетентных в сфере образования людей мне приходилось не раз слышать: "Откуда у Вас такое неверие в наши реформы? Если у них это работает, значит и у нас все должно получиться". Не должно. Иллюзия универсальности, в частности системы образования, оказалась одной из наиболее разрушительных. В самом деле, давайте разберемся.
Горько смотреть, когда ученые с мировым именем из МГУ, МФТИ, других элитарных ВУЗов ломают себе голову над тем, как поломать учебный план на "бакалавриат" и "магистратуру", прекрасно понимая бессмысленность этого занятия. Поставим себя на место ректора, проректора по учебной работе или начальника учебной части, которому "велели" завести бакалавриат и магистратуру. Как ему быть? Первый способ, самый простой и испытанный, ничего не менять, отрапортовать, что все уже сделано и начать писать бумаги по формам, угодным министерству. Обычно тут вспоминают классический афоризм про суровость российских законов, которая компенсируется необязательностью их исполнения. Путь второй - отнестись к делу всерьез и начать ломать учебный план, действительно полагая, что через четыре года из института должен выйти законченный специалист, а если он надумает поучиться еще два года, то будет еще лучше, так что и нельзя сравнить с тем, что было раньше. Кто будет делать эту огромную работу при регулярных невыплатах зарплаты, неблагоприятной структуре профессорско-преподавательского корпуса (средний возраст профессоров, работающих в ВУЗах страны, сейчас близок к пенсионному), отсутствии социального заказа от промышленности? В чем же состоит синергетический подход к учебному процессу? ("Системный подход", "стратегическое планирование", "концептуальное проектирование" и многие другие термины для этого тоже будут хороши.) В том, чтобы сформулировать стратегические цели образования (понятно, что "гуманизация", "интеграция", "компьютеризация" и т.д. таковыми не являются). В том, чтобы затем понять, что и на каких временах оказывается параметрами порядка, определяющими ход процесса. Заметим, что эти параметры порядка не являются универсальными. Они должны определяться здесь и теперь. В США, чтобы представлять динамику системы образования, надо следить за одними показателями, в России - за другими, в Японии за третьими. Затем необходимо определение возможных управляющих воздействий и потребных ресурсов. В результате этой работы, требующей анализа данных, создания моделей, их верификации, прогнозирования, выявления типичных сценариев, возникает простая альтернатива, понятная и лицам принимающим решения, и населению. Например: "Страховая медицина и возможность для 1% населения получить первоклассное медицинское обслуживание, зато деградация государственной медицинской системы, недоступные для большинства цены на лекарства и резкое сокращение продолжительности жизни, по крайней мере в ближайшие S5 лет." "Свобода предпринимательства, вывоза капитала и привлечения иностранных инвесторов в стратегически важные отрасли экономики, зато откат во вторую сотню по величине ВВП на душу населения, деиндустриализация страны и развал сельского хозяйства в ближайшие 10 лет", "Выполнение рекомендаций Всемирного банка реконструкции и развития России в области образования и получение кредита, зато фактическая ликвидация государственной системы и резкое снижение качества образования". Для того, чтобы сформулировать такую альтернативу, методы, подходы, аппарат синергетики, нелинейной динамики, теории принятия решений позволяет уже сейчас дать ответ. Наконец, существует огромный отечественный и зарубежный опыт. Нынешнее состояние науки таково, что на заданные вопросы такого сорта может быть получен обоснованный ответ. Подчеркнем два обстоятельства. Первое. Исследователи, эксперты, специалисты, формулируя такие альтернативы, не вторгаются в область политики, не объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, а только показывают, какова цена принимаемых решений. Второе. Специалисты, имеющие дело с социально-технологическими системами обычно знают, что для того, чтобы найти выход из кризиса, пути ликвидации чрезвычайной ситуации, обычно бывает очень полезно понять, как система входила в кризис, почему рухнули планы, которые строились ранее и не оправдались делавшиеся ранее прогнозы. К сожалению, в литературе, посвященной исследованию высшей школы России, эта важная часть анализа обычно отсутствует. Заметим также, что сейчас идет 1999 год и слова про "взгляды", "мнения", "суждения" относительно хода реформ уже неприменимы. Мы имеем дело с их объективными результатами. На один из них, касающийся подготовки школьников по физике, химии и математике, которой мы всегда гордились, недавно обратил внимание министр образования России В.Филиппов 1 . Материалы ЮНЕСКО, обследовавшей в течение 5 лет 65 наиболее развитых стран мира, показали, что школьники России попали в середину третьей худшей группы. Пока откат назад идет очень быстрыми темпами. Параметры порядка и организация знания Слава героям! В предыдущей части речь шла о проектах, реформах, которые не срабатывают ни в каком случае и многие результаты которых становятся ясны уже на уровне здравого смысла. Когда говорят, что Россия велика - ее не разворуешь, то сразу становится ясно, что для вора нет большего состояния, в чем мы, к сожалению, убедились экспериментальным путем. Когда толкуют про "культуру достоинства вместо культуры полезности", "вариативность образования" и один за другим в учебные программы вводят предметы-паразиты, то становится ясно, что уровень освоения основных дисциплин быстро снизится. Исключительно сложным, интересным и мало изучавшимся процессом представляется самоорганизация знания, - возникновение у школьника, студента, аспиранта системы знаний. При этом выделение основных идей, навыков, концепций выступает как своеобразная самоорганизация, выделение параметров порядка. Создание математических моделей таких процессов в последние годы только начато. Однако большой накопленный опыт показывает, что введение большого количества балласта в учебный план, стремление "объять необъятное" такой самоорганизации не способствуют. Однако есть еще два типа проектов, касающихся учебного процесса и программ при анализе которых концепции синергетики оказываются полезными. Проекты первого типа касаются не частей, а целого. Допустим, что мы не хотим менять или совершенствовать части механизма, а предполагаем перенести образовательную, политическую или какую-то иную систему, успешно выполняющую свои функции в одной социально-экономической среде, в другую среду целиком. Печальный опыт последних лет афористично сдормулирован одним практиком: "Отличные американские рецепты у нас не работают, потому что у нас нет американцев, превосходные японские рекомендации потому, что нет японцев". Другой класс проектов представляется достаточно очевидным, не вызывающим возражений, но остающихся на бумаге в течение многих лет. Обратим внимание на некоторые из них. Сокращение объема аудиторных часов и перенос центра тяжести на самостоятельную работу. Во всем мире обычно на лекциях излагаются наиболее важные, узловые моменты читаемого курса, а на семинарах рассматривается весьма небольшой круг наиболее трудных вопросов. Небольшой, по сравнению с объемом материала, который студент осваивает. Большое количество учебников, задачников, хрестоматий различного уровня, компьютерные технологии, повышение доступности телекоммуникаций позволяют студентам гораздо более активно, быстро и успешно осваивать многие курсы, опираясь на свои силы. К сожалению, в большинстве ВУЗов России ситуация иная. В них огромный объем аудиторной нагрузки не оставляет студентам времени для полноценных самостоятельных занятий. Материал излагается не "в главном", не опираясь на "параметры порядка" данной дисциплины, а целиком. И на экзамене сплошь и рядом нужен незатейливый школярский пересказ того, что читал преподаватель. Для того, чтобы оценить дистанцию, разделяющую "стандартную" нынешнюю лекцию и норму, достаточно пролистать курс лекций по русской истории В.О.Ключевского. В этом курсе факты практически не излагаются, а расставляются акценты, даются оценки, формируется общий взгляд, "выделяются параметры порядка". "Школярская ситуация", в которой оказывается большинство студентов, радикально отличается от положения, в котором находятся специалисты. В положении специалиста именно самостоятельность и инициатива являются основным капиталом. Эффект от такого нововведения может оказаться весьма большим - сотни тысяч студентов перестанут быть "подопытными кроликами" на которых преподаватели методом проб и ошибок, переоткрывают давно открытое. Именно знание, а не незнание канона, дает свободу для творчества. Обучение коллективным усилиям. В последнее время работа выпускников отечественных ВУЗов в зарубежных фирмах или с иностранными партнерами наглядно показала их сильные и слабые стороны. Типичную ситуацию можно сравнить с судьбой известного Левши. Российские ВУЗы, несмотря ни на что, продолжают выпускать много первоклассных специалистов, которые умеют действовать быстро и эффективно в сложных и неожиданных ситуациях ("в области джокера", в терминах этой статьи). Они являются во многих случаях прекрасными солистами, но там, где дело касается согласованных коллективных усилий, они раз за разом проигрывают. Когда речь идет о всем цикле производства изделия, о товарах массового спроса, а не об уникальных объектах, о потоке задач, а не только о "самых сложных", "самых интересных", то группа сереньких западных профессионалов сплошь и рядом оказывается впереди. По существу, наши выпускники и специалисты не владеют элементарными приемами "самоорганизации", необходимой в процессе трудовой деятельности. Это не их вина, а их беда. В частности, коллективные студенческие проекты, где люди проходят дорогу от учебников к профессиональной жизни, к активному поиску коллег и партнеров, являются в практике западного образования гораздо более распространенными, чем у нас. Эта проблема представляется весьма общей. Попытки исследователей в области синергетики построить вычислительные системы, имитирующие архитектуру мозга, так называемые нейрокомпьютеры, показали, что центральным моментом здесь являются алгоритмы обучения нейронных сетей, алгоритмы самоорганизации. В зарубежной литературе их часто называют "искусственной психикой". Точно так же важнейшей неотъемлемой чертой различных цивилизаций являются алгоритмы социальной самоорганизации, которые понимаются и принимаются в ее рамках. Другая важная особенность - механизм отбора и упорядочения событий, фактов, впечатлений. Эта самоорганизация отвечает за создание шкалы ценностей, за формирование внутреннего мира. Понятно, что такая самоорганизация является важнейшим элементом культуры. Хочется надеяться, что представления синергетики, новые подходы в области образования помогут найти эффективные для мира России механизмы самоорганизации в новых исторических условиях. Проблема тиражирования уникального Среди исхоженных путей В науке, искусстве, спорте, особую роль играют высшие достижения. На них равняются. Исходя из них, оценивают себя и корректируют стратегию профессиональной деятельности. Очевидно, схожее положение должно иметь место и в образовании. Значение курса теоретической физики Ландау и Лифшица или Фейнмановских лекций по физике трудно переоценить. Сборники олимпиадных задач Шклярского, Ченцова и Яглома, выпущенные в довоенное и первое послевоенное десятилетия, многие эксперты называют одним из важнейших факторов, предопределивших взлет отечественной математической школы. У нас в России есть много блестящих преподавателей, отличных курсов, новых научных идей. Чтобы представить, каким богатством мы располагаем, достаточно полистать "Соросовский образовательный журнал". Однако о курсах, идеях, высших достижениях, мы знаем недопустимо мало. В любой парадигме, при любых правилах игры, это представляется грубой ошибкой. И с "американской точки зрения": "Знания - это товар". Если о товаре не знают, то его не покупают. И с "бэконовской": "Знание - сила само по себе". Если мы любуемся кусочками целого, принося им в жертву систему, то, неизбежно скатываемся в знахарство, магию, дилетантизм, цеховую ограниченность. И с традиционно "русской точки зрения": "Знание - это свет и надежда". Если света никто не видит, то тем, кто светит, приходится очень нелегко. По-видимому, это одна из острых проблем в отечественном образовании, решение которой не требует существенных денежных средств. Это одно из главных направлений, где появляющиеся телекоммуникационные возможности могут быть использованы "в мирных целях". Еще один камень преткновения в отечественных элитарных ВУЗах можно назвать "утратой видения целей". Когда разговариваешь на собеседовании с абитуриентами Физтеха, то убеждаешься, что они хотят заниматься крупными и важными проблемами. Вместе с тем на шестом курсе вопросы: "Чем следует заниматься в той области, которую Вы выбрали? Каково место того, что Вы делаете в российской науке? За что в Вашей области будут давать Нобелевские премии?", обычно вызывают непреодолимые трудности. Их можно и нужно преодолевать. Автору этих строк довелось в 1998 г. читать междисциплинарный курс, посвященный наиболее важным нерешенным проблемам современной науки, которые остануться в наследство XXI веку. Сдать курс можно было, рассказав, за что Вы получите свою Нобелевскую премию, и представив набросок исследовательской программы. Пришло пятеро. Один рассказал про то, как он решит проблему бессмертия человека, другой - про свою будущую теорию антигравитации, третий - про новый синтез нейронауки и психологии, четвертый - про "быструю биологию", которая позволит не строить, а выращивать дома и многое другое. Мы имеем завидную возможность работать с очень талантливыми людьми. И это следует иметь в виду, размышляя об учебном процессе. |