|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Продвижение инновационных проектов является непростой задачей во многих отношениях и содержит скрытые от многих специалистов проблемы. Например, задача разработки опытного образца, на чем сейчас сконцентрированы усилия большинства специалистов в инновационной деятельности, более простая по отношению к другим проблемам. И хотя, опытный образец является поводом для будущего бизнеса, его разработка часто бывает не самым сложным этапом в инновационном бизнесе. И это парадокс. Наверно сложно что-то обобщать в этом смысле, но с очевидностью просматриваются определенные закономерности. Довольно часто самое сложное – это правильный и реальный выход инновации на рынок в новых условиях интенсивного развития экономики и общества, которые сложились в настоящее время. В принципе, специалисты научились строить инновационные инкубаторы и выходить на этап получения опытных образцов, или даже опытной промышленной серии. Но современный рынок стал очень интенсивным и агрессивным. С другой стороны, сейчас существует некоторый переизбыток новых технологий и технологических решений, так еще и не реализованных на рынке. Современный рынок далеко не исчерпал имеющийся багаж новых технологий. Но их уже теснят еще более свежие инновации. На еще неосвоенные технологии накатываются более перспективные технологии. Поэтому, постановка задачи для специалистов, занимающихся продвижением современных инноваций, - еще более интенсивное ускорение инноваций. И это еще один парадокс инноватики – чтобы адаптироваться к быстрым изменениям, нужно еще более ускорять темп. Особенно в таких условиях сейчас продвижением инновационных проектов должны заниматься специальные менеджеры инноваций - драйверы инновационных проектов. Именно эти специалисты знают не только рынок, но и умеют туда вывести новый продукт. Сейчас в области продвижения инновационных проектов во многом работает человеческий фактор и правильно выстроенные бизнес-коммуникации - информационная матрица неформальных отношений. В работе приведена схема на основании реальных проектов и рабочий вариант предварительного плана методики оценки перспективности инновационного актива изобретения и его рыночный прогноз. Содержание.
1. Описание проектов. Все начинается с описания проекта. Это его паспорт, его отправная точка продвижения в сторону бизнеса. Имеются самые различные подходы, но автор рекомендует следующую стратегию. Описание проекта, как обычно принято в большинстве форм проектов.
На этом уровне имеются общие презентации проекта и проспекты. Возможно, имеются опытные образцы (в зависимости от масштабности проекта). Сделаны первичные оценки потенциального рынка на примере действующих там реальных компаний-производителей, то есть, найдены прототипы-конкуренты (конкретные фирмы, продукты, услуги и т.п.). В принципе, уже имеется достаточное количество моделей форм описания проектов. Основная сложность: на их заполнение со стороны авторов проектов уходит много времени, поэтому они не очень желают заполнять сложные формы. Нужен определенный компромисс – первичная упрощенная форма дается автору проекта, а дальнейшие детали (если проект по первичным данным признан перспективным) выясняются экспертной группой совместно с автором. Для оптимизации деятельности по поиску, сбору, хранению и сопровождению базы данных инновационных проектов необходим штат квалифицированных экспертов с соответствующей финансовой и организационной поддержкой. В принципе, на этом уровне нет принципиальных проблем. Описание инфраструктурных элементов проекта и его кадрового обеспечения.
Обычно этот элемент описания проектов во многих структурах, занимающихся поддержкой инновационной деятельности, отсутствует. На этом уровне важно понимать, имеется ли у проекта (в лице его автора) научная школа (публикации, ученики, успешные проекты, деловые качества, организационная грамотность и т.п.). Необходимо четко понимать, какова ситуация со специалистами, обеспечивающими деятельность проекта. Для этого нужно составить описание и характеристики всего ведущего персонала и групп поддержки - менеджеров и исполнителей проекта. Важно знать уровень финансовой поддержки проекта, каким реальным капиталом (материальными и нематериальными активами) проект обладает. Еще очень важно знать реальную позицию на рынке организации и лиц, поддерживающих проект. 2. Бизнес-модели деятельности по продвижению инноваций. Эффективность механизма драйверов (менеджеров инноваций) и экспертов Для продвижения инноваций (от идей и образцов до продукта и внедрения его на рынок) необходима профессиональная организация. Это конвейер по продвижению инноваций, обладающий различными ресурсами, моделями и технологиями продвижения инноваций, опытным персоналом и обширными внешними связями. Такая организация должна обладать значительно более мощной и глубокой бизнес-моделью, чем традиционные инновационные инкубаторы, выращивающие “стартапы”. Кроме внутренней организационной структуры для реального инновационного центра необходима обширная инфраструктура с внешними связями, которые обеспечивают драйверы (управляющие проектами по внедрению инноваций), эксперты-инсайдеры (выполняющие функции информационного обеспечения и лоббирования) и эксперты-“опендоры” (выполняющие функции рекомендующих экспертов с высоким кредитом доверия у клиентов, потребляющих инновации). Для более четкого представления бизнес модели, по которой будет реализовываться экономическая, финансовая и организационная политика превращения проекта в бизнес, необходимо иметь хотя бы несколько вариантов таких бизнес-моделей. Продвижением инновационных проектов должны заниматься специальные менеджеры инноваций - драйверы инновационных проектов. Именно драйверы знают не только рынок, но и умеют туда вывести новый продукт. Сейчас в области продвижения инновационных проектов во многом работает человеческий фактор и правильно выстроенные бизнес-коммуникации. Быстрое принятие управленческих решений, владение информацией, и самое главное — обмен информацией из множества источников помимо официальных иерархических «каналов» и связей. Только информационная матрица неформального общения, наложенная поверх бюрократии, позволяет ноу-хау и ноу-ху (знаю кто) проходить через официальные структуры, даже когда формальные «каналы» и «источники» перегружены. Ситуация обычно разворачивается по такому сценарию: специалист-изобретатель, случайно или в процессе обсуждения обращает свое снимание на одну из проблем, связанную с перспективным направлением развития в модной области, например: игровые приставки, портативные компьютеры, технологии экологического мониторинга или медицинская компьютерная диагностика. Часто, обладая базовыми знаниями в одной из смежных областей, творческий человек, в силу своей креативности порождает новую идею, которая на фоне имеющихся технических решений выглядит довольно привлекательно. Часто такие новые идеи возникают у специалистов, которые профессионально занимаются в какой-либо области науки или производства, но организация, в которой они совершают свое изобретение не занимается продвижением инновационных проектов. Далее, в результате творческого порыва изобретатель пытается развить свою идею. Тем более что имеется образец менее эффективного решения или конструкции от известного производителя. Понимая, что в данной сфере бизнеса, например, новый 3- D дисплей, новый метод оперативной диагностики загрязнения воды или новая игра типа “Тетрис”, вращаются большие деньги. Поэтому стимулы заниматься данным проектом сильно возрастают. Затем после разработки решения, возможно с получением патента или даже опытного образца, возникает проблема: как это продать. Имеется два основных варианта коммерческой реализации проекта:
Как правило, такие “спонтанные” изобретатели предпочитают второй вариант. Обычно ход рассуждений следующий: вы находите проблему, в течение короткого времени находите ее решение, патентуете свое изобретение и продаете лицензию за крупную сумму одной из крупных компаний, действующих на этом рынке. Компания сама проводит маркетинговые исследования, доводит продукт до рыночного уровня (конструктивные доработки, испытания, сертификация, маркетинг, продажи, защита от конкурентов и т.д.). Преимущества такой бизнес-модели: новые решения, полученные таким способом, как правило, интереснее и перспективнее, чем у действующих на рынке компаний-производителей. Сложности такой бизнес-модели: найти компании, которые смогут запустить изобретение на рынок. При этом возникает невероятно большая сложность - выйти на лиц принимающих решения в таких компаниях, заинтересовать их своим решением и сделать их своими сторонниками. Как правило, данная задача для изобретателей практически не разрешима. Эта деятельность принципиально отличается от деятельности изобретателя. Функционально нужно решить следующую задачу – состыковать цепочку, как минимум, из трех лиц:
Еще одна принципиальная сложность такой бизнес модели – цикличность благоприятных ситуаций во времени. Не во все времена можно установить такую цепочку – существуют периоды времени, когда лица принимающие решения в принципе не готовы на контакт, так как заняты другим проектом, конкурирующим с новым. Старый проект уже раскручен, на него затрачены время, деньги, силы. При отказе от старого проекта в пользу нового для компании будет очень высокий ущерб, даже, несмотря на высокую перспективу нового проекта. Только при особых условиях может произойти замена старого проекта на новый проект, если новый сулит очень высокие выгоды ( killer application ). Все другие варианты сопряжены с достаточно большими трудностями вывода нового продукта на рынок или внедрению новой технологии в производстве (что еще сложнее). 4. Бизнес-модель - “Решение под заказ”. Современный рынок далеко не исчерпал имеющийся багаж новых технологий, которые ждут своего часа. Но их уже теснят еще более свежие инновации, еще более интересные, перспективные, качественные. Одна из серьезных проблем инновационного бизнеса - на еще неосвоенные технологии накатываются еще более перспективные технологии. При некотором избытке инновационных решений возникает еще одна стратегия инновационного бизнеса: поиск решений под конкретные проблемы конкретного рыночного производителя. Такой вариант модели в настоящее время становится все более частым. Для изобретателя (кому повезет) это, с одной стороны, более благоприятный вариант – почти гарантированное внедрение. С другой стороны, здесь тоже имеются свои минусы. Изобретатель менее мотивирован – так как свою творческую работу ему приходится выполнять почти всегда за конкретную и не самую высокую зарплату. Исчезает романтика изобретательства и дух здорового авантюризма. К работе привлекаются сотрудники, которые напрямую связаны с поставленной рынком задачей, конкретной, привязанной к текущей ситуации. Такой подход не очень-то гарантирует инновационных прорывов. Естественно, у изобретателей мотивация ниже по сравнению с моделью “Раскрутка изобретения”. Поэтому качество такого изобретения обычно тоже ниже среднего. И сами авторы в роли изобретателей обычно ниже среднего по отношению к изобретателям-романтикам. 5. Бизнес-модель - “Изобретение под заказ”. Чтобы преодолеть такое противоречие, можно попытаться соединить эти две модели и из каждой взять их преимущества. В этом варианте такой синтетической модели потребуется определенная организационная структура, которая сможет заняться таким объединением. Нужны специалисты, которые обладают связями c производственными структурами, которые занимают прочные позиции на рынке. Эти специалисты должны обладать пониманием тенденций развития данного рыночного сегмента (сегментов) и обладать соответствующими связями, которые поддерживаются в “горячем” состоянии. Модель “изобретение под заказ” сохраняет весь энтузиазм изобретателей, работающих по модели “раскрутка изобретения”. Что необходимо сделать, чтобы бизнес-модель - “Изобретение под заказ” заработала. Данная задача организационного строительства инновационного бизнеса должна содержать следующие компоненты:
Часть 2. Примерный план содержания работ по оценке инновационного актива изобретения и его рыночному прогнозу. Приведенный план можно рассматривать в качестве некоторого пособия или шаблона. С другой стороны – это информация к размышлению, основанная на опыте 2005-2006 года. Конечно, необходимо дать некоторую корректировку на динамику нашей жизни. Сейчас изменения происходят очень быстро, особенно в сфере инновационного бизнеса. Мы видим, как за очень короткие промежутки времени происходит множество изменений, особенно в мире инноваций. 1. Подход к сбору материалов и их анализу для предварительного маркетингового анализа рынка по рассматриваемому инновационному проекту . В предварительных исследованиях рынка по рассматриваемому инновационному проекту ставятся задачи: собрать имеющиеся материалы и классифицировать их; провести патентный анализ по заявителям, авторам и направлениям; произвести поиск компаний – условных конкурентов и действующих субъектов рынка в данном сегменте рынка. Затем на основании собранных материалов определить структуру существующего рынка, выявить основных производителей, определяющих: а) производственную сферу и б) сферу сбыта и понять их основные рыночные связи. В задачу также входило выявление конкретных компаний, попадающих в кластеры, формирующих сегменты производства и сбыта. Эти задачи частично решалась патентным анализом. Еще одной важной задачей являлось выявление тенденций данного рынка с целью определения сегментов:
Для выявления устойчивых и динамично развивающихся сегментов рынка, например, передач (трансмиссий) использовались: 1) патентный анализ 2) анализ деятельности компаний 3) анализ новостей. Патентный анализ проводился со следующими целями:
В каждом случае должны применяться разные методики поиска, в зависимости от специфики инновационного проекта. Поиск и анализ должны проводиться в несколько этапов:
Обычно составляется и систематизируется список патентов по следующим параметрам:
Информационный поиск компаний должен производиться по разным источникам в основных базах данных, связанных по теме с инновационным проектом. Простой поиск через стандартные поисковые системы обычно оказывается не эффективным для решения конкретных задач анализа, но показывает эффективность при поиске самих баз данных. Необходимо выявить источники информации второго уровня (в ранге баз данных со своими поисковыми механизмами) и на этом этапе работ определить их конкретно. Поиск должен производиться по ключевым словам, фразам, сочетанием слов на основе созданного словаря терминов, тезауруса, которые в течение поиска динамически расширяются. Более подробные детали изложены в разделе “3. Методика поиска и анализ информации”. 2. Тезаурус, основные понятия и преимущества инновационного проекта (с примерами). Очень важно для группы сопровождения инновационного проекта прийти к единому пониманию терминологии с точки зрения технологий, рынка, целей и менеджмента проекта. Для этого рекомендуется проработать следующие темы и собрать сопутствующую информацию (это следует рассматривать как вариант, детали могут изменяться в зависимости от конкретного проекта):
2.1. Основные понятия, термины в концепции инновационного проекта.
(данные пункты прорабатываются одновременно с разделом 2.2) 2.2. Концепция и преимущества инновационного проекта. Здесь необходимо изложить основные понятия и положения и технические детали инновационного проекта, связанные с его содержанием, применением, производством, эксплуатацией и пр.
2.3. Конкурентные преимущества перед другими технологиями. Необходимо сформулировать критерии качества с использованием понятий, терминов и концепций, перечисленных и сформулированных в разделах 2.1 и 2.2. Далее в порядке очередности по важности перечислить конкретные преимущества. Замечание : Звездочками *** будем помечать продолжение перечисления в зависимости от конкретности рассматриваемого проекта.
2.4. Ключевые слова и фразы в патентах инновационного проекта. Термины, общие для всех заявок 2.5. Ссылки на полезные ресурсы 2.6. Каталог линейки продуктов, связанных с инновационным проектом. 2. 7. Глоссарий инновационного проекта ( Project Glossary ). Например :
2. 8. Ассоциации (организации) по тематике инновационного проекта ( Project Associations) . Например, здесь приведены конкретные организации, которые были актуальны на момент проведения анализа – 2005 год. Каждый раз, когда проводится конкретная экспертиза, данный список организаций должен анализироваться, проверяться на актуальность и расширяться.
2.9. Перечень кодов Альфа-2 стран мира 3. Методика поиска и анализ информации. Этот раздел работ является уникальным (то есть, сильно зависит от опыта экспертов, особенностей проекта и ситуации – положения разработчика инновационного проекта, его связей и положения на рынке, состава руководства компании и т.п.). Все во многом и очень сильно зависит от конкретной ситуации. Но в принципе существует некоторые (возможные) универсальные элементы в предлагаемом подходе, но к нему нужно отнестись критически и с творчеством. Одна из сложностей выявления (идентификации) промышленных компаний, которые могут иметь интерес к тематике инновационного проекта - в отсутствии четко выраженных отличительных классификационных признаков самих компаний или их продукции на языке технологии в области предлагаемой продукции нового поколения. Для этого необходимо перейти с языка инженерных терминов инновационного проекта на язык отношений производителей и рынка. При поиске таких отличительных классификационных признаков были применены различные методики, в том числе и патентный анализ. При неблагоприятной ситуации может оказаться, что предварительный патентный анализ может показать, что тематика инновационного проекта не образуют отдельных кластеров продукции или сегментов рынка. В этом случае у экспертов появляется значительно больше сложностей и работы, что потребует дополнительного времени и привлечения экспертов более высокого класса. Для эффективного осуществления поиска потенциальных конкурентов в области инновационного проекта (или заинтересованных компаний) обычно формируется план “2. Тезаурус, понятия, преимущества, ссылки”, в котором представлены следующие разделы:
Обычно со временем содержание этого раздела дополняется и развивается в зависимости от потребностей экспертизы потенциального рынка для продукции инновационного проекта. Основными терминами и кластеро-образующими названиями интересующих сегментов рынка, являются термины: <перечислить – их может быть 2-7 шт.. С другой стороны, необходимо учесть действующих лиц на рынке, подразделяемые на категории: изготовителей (производителей), поставщиков, дистрибьюторов. В результате можно построить следующую таксономическую таблицу (см. Рис. 3.1). Компании разделяются на разные категории для произведения поиска в информационном пространстве - на компании производителей, поставщиков и дистрибьюторов. С другой стороны, компании разделяются на компании, занимающиеся Т1 и Т2. После этого произвести поиск и определить, кто чаще всего по запросам находятся, какие компании из классов 1, 2, 3, 4, 5, 6. Определить свой интерес – указать компании из данного списка. Сделать выводы по производителям, которые позиционируются на рынке
Для дополнительного взгляда на потенциальный рынок инновационного проекта, необходимо проведено эмпирическое исследование других рынков. Определить, какие предприятия позиционирующиеся на рынке Т1 и Т2 для этих рынков (в лице производителей, дистрибьюторов), можно отнести либо к конкурентам (если самим выпускать продукцию для рынка), либо к потенциальным партнерам инновационного проекта (если продавать им лицензии и/или вести совместные разработки). Мы уже подчеркивали сложность идентификации промышленных компаний (и продукции) возможного интереса к возможной продукции инновационного проекта. Полученный вывод необходимо сопоставить с концептуальным анализом патентной классификации (см. раздел “4. Патентный анализ ”). Дополнительным подтверждением или опровержением сложности такой идентификации являются материалы международной классификации по соответствующему классификатору. Для этого достаточно познакомиться с соответствующими классами и разделами классификатора. Для проведения экспертизы потенциального рынка инновационного проекта необходимо произвести патентный анализ (см. раздел “4. Патентный анализ”). Обычная ситуация на современном рынке, например, в автомобилестроении, электронике, связи и т.д. - пока не очень интересуют отдельные инженерные различия и нововведения, которые они используют. Это объясняется тем, что вся современная продукция во многих отраслях в настоящее время имеет достаточно высокое качество и во многом удовлетворяет большинство сегментов рынка. Ситуация на рынке в большинстве случаях сейчас такова, что существует мощная группа производителей, специализирующихся на поставках отдельных узлов, частей, компонентов, которые имеют свои подразделения, производящие все, что им необходимо. При этом с высоким качеством, упреждающим потребности рынка. Анализ новостей на рынке потенциального интереса инновационного проекта представлен в разделе 5 “ Обзор индустриальных новостей в области интересов рассматриваемого инновационного проекта”. 4. Патентный анализ. Задача данного отчета - провести первичный анализ имеющихся в обозрении патентных документов. За основу были взяты различные подходы к анализу информации о патентах (названия выбраны условно по отношению к источникам информации о патентах):
Первый список “Заявители конкурирующих патентов” обычно не отражает имена заявителей, активно действующих в качестве бизнес-субъектов в данном секторе рынка. Как правило, этот список отражает факты публикации патентов на изобретения различными частными лицами, небольшими компаниями. Второй список “Патенты в области инновационного проекта” отражает частное мнение специалистов-инженеров инновационного проекта о том, что данные патенты, например, относятся к той или иной научной школе. Сразу отметим, что второй список, также как и первый, обычно не показывает конкретных действующих бизнес-субъектов на исследуемом рынке, а подчеркивает инженерную сторону содержания патентов. Эксперты и аналитики, занимающиеся продвижением инновационного проекта должны понимать, что основное назначение патента – юридическая защита компаний-производителей, реализующих свои инновации в условиях рыночных отношений. С другой стороны – патент позволяет превратить изобретение в конкретный рыночный актив (нематериальный). Этот актив может иметь определенную рыночную стоимость. Но не все так просто. Например, совершенно недостаточно для успешной предпринимательской деятельности в современных рыночных условиях России изобрести что-либо актуальное и запатентовать свое изобретение. Это является только необходимым, но не достаточным условием. Так как у нас в России еще отсутствует открытый рынок интеллектуальной собственности (в частности патентов и лицензий), то при оценке нет ясности и точного механизма в определении стоимости патента, например, исходя из цен совершенных сделок с аналогичными объектами. Не так часто эти сделки происходят, поэтому нет достаточной статистики. Сейчас сложно провести сопоставление с рыночными ценами предложений на покупку или продажу в виду отсутствия такого рынка. Основными подходами при оценке патента являются:
Самое сложное – понять, каким образом можно реализовать имеющийся потенциал, заложенный в активах, основанных на патентах. Например, часто приходится видеть патенты, защищающие очень перспективные инженерные мысли и изобретения, но так и не появившиеся на рынке в виде конкретной продукции по самым разным причинам. Таким образом, при использовании патентного анализа для прогноза рыночных перспектив того или иного изобретения или комплекса технических решений, нужно не только оценивать их потенциал, но и еще дополнительно выявлять реально действующие компании в анализируемом сегменте рынка и определять их патентную активность в данной области. Изобретатели могут делать новые изобретения и получать на них патенты, но компании, ведущие бизнес в данной сфере имеют свои планы, часто не совпадающие с изобретателями, и не горят желанием еще кого-то пускать в область своих интересов. Поэтому часто разгораются настоящие патентные войны. Следует иметь в виду еще один фактор, стимулирующий к разработке патентов в заданной области – привлекательность формулировок содержания патентов для инвесторов. Не секрет, что в зависимости от той или иной патентной политики, проводимой компанией, могут появиться на свет самые различные варианты патентных заявок и, следовательно, количество и качество патентов. Еще одна особенность патентования изобретений – это прохождение их жизненного цикла. Как и любая система, каждое изобретение имеет три фазы прохождения жизненного цикла – начальное, основное и завершающее. Патентные стратегии на разных этапах жизненного цикла достаточно сильно различаются в зависимости от их принадлежности к той или иной фазе. Когда мы обращаемся к такой модели этапов развития с учетом страны, фирмы или профиля и качества изобретения, мы встречаемся с одной и той же проблемой - проблемой приспособления. Эта проблема и ее важность для рассматриваемых систем хорошо разработаны и описаны Стаффордом Биром и носят название “логистических кривых” (см. Рис. 4.1). На рисунке показана типичная кривая роста, отражающая процессы развития.
Очевидно, что на других фазах интерпретация будет совсем иной. Ниже представлена примерная диаграмма количества поданных патентов (см. Рис. 4.3), которая показывает, что точка максимального развития данного кластера патентов уже прошла. Если интерпретировать проблематику примера на этапе последней фазы (а сейчас это достаточно типичный случай), то мы должны определить из имеющегося материала (см. списки A и B ), которые показывает, какова новизна предлагаемых решений. Либо ситуация такова, что изобретения просто теряется на таком большом фоне (завершающий этап), либо наоборот, начальная ситуация – и поляна еще не истоптана. Это также должна подтвердить насыщен или нет рассматриваемый класс изобретений. Предварительный анализ патентной информации включал работу по поиску ключевых слов в аннотациях патентов с помощью специальных алгоритмов, позволяющих строить семантические сети при помощи моделей нейронных сетей (например, программа GoldFish ), что дает возможность выделять для каждой компании свои списки ключевых слов (по патентам США, Европы и других стран, по всему миру). Такие результаты необходимо представлять в соответствующих таблицах. На Рис. 4.3 показан пример, как выглядит типичное распределение патентов по годам. Данный пример показывает, что конце 20-х годов прошлого века был всплеск интереса, затем помешала вторая мировая война. Начиная с 70-х, появляется устойчивый интерес. Достигается пик интереса в конце 60-х. Затем видно, что интерес не пропадает.
Рис. 4.3 Максимальный темп роста количества патентов приходится на конец 60-х. 5. Первичные результаты поиска компаний на рынке интересов инновационного проекта. 5.1. Обзор компаний-заявителей конкурирующих патентов (список получен экспертами на основании ссылок на конкурирующие патенты) Из 9 компаний-заявителей списка A (см. раздел 4. Патентный анализ) оказалось только 3 реально действующих, то есть, только эти компании имеют информационные ресурсы в Интернете (веб-сайты), или попали в профессиональные базы данных, или о них имеются упоминания в СМИ, специализированных изданиях и т.п. Здесь приводятся примеры конкретных компаний, чтобы увидеть, как это выглядит. Эти компании имеют патенты в классе F и подклассах F 16 F 16 H . Диаграмма 5.1.1 Патентная активность компаний. На диаграмме показаны соотношения количества патентов в классе F 16 H и общее количество патентов этих трех компаний. Видно, что SPINEA, Ltd (SK), имея самое большее количество патентов, проявила меньший интерес к классу F 16 H .Компания Synkinetics, Inc. ( US ) обладает большей патентной активностью, чем компания Compudrive Corp . ( US ), но у них примерно одинаковый интерес к классу F 16 H . 5.2. Список компаний потенциального интереса (взят из материалов переписки разработчика) Данные компании вообще не имеют патенты в классе F и подклассах F 16 F 16 H . И только Pacifica Group Technologies PTY LTD ( AU ) имеет патенты, но совершенно в другом классе. 5.3. Список компаний, полученный в результате первичного поиска в Интернете при помощи стандартных поисковых систем ( Google , Yahoo !) Данная задача имела своей целью выяснить, насколько полно можно найти интересующие экспертов компании-производители (по тематике инновационного проекта). Практика показала, что данный подход не может являться основным для сбора информации о компаниях, так как из результатов такого “свободного” поиска гарантированно выпадает множество интересных компаний для инновационного проекта, в том числе и наиболее крупных. С другой стороны, в обзор попадает множество мелких компаний, занимающих мелкие и неинтересные сегменты рынка. В результате требуется много времени и усилий для отбраковки такой информации. Поэтому такой полученный список является предварительным. Он получен после выборочного поиска именно для первичного анализа. Первое, что необходимо сделать в ходе работы - выделить наиболее активные регионы: например, Europe , North America , Australia ( AU ), Canada , China ( CN ), France ( FR ), Germany ( DE ), Italy ( IT ), Russian Federation ( RU ), Taiwan ( TW ), United Kingdom ( UK ), United States ( US ) и т.п. Конечно, для данного поиска нужно некоторое время, так как этот этап работ требует переработки очень больших массивов информации. Такую работу нужно проводить по согласованной политике совместно с авторами инновационного проекта. В примере, в таблице 5.3.1 показаны результаты такого метода поиска. Для того, чтобы понять хотя бы приблизительную и качественную картину в мире, какой имеется интерес к новым разработкам плана инновационного проекта, определяющим класс, например, F 16 F 16 H , совершенно очевидно посмотреть какова доля таких патентов у найденных компаний. Еще раз – это качественная оценка. В таблице 5.3.2 показан пример распределение количества патентов по компаниям в классе F и подклассах F 16 F 16 H 5.4. Поиск наиболее крупных и активных производителей товаров и услуг (по профилю инновационного проекта) в мире по ссылкам, указанным в профильных порталах Для поиска наиболее крупных компаний-производителей использован следующий эмпирический подход. Из самых различных источников в Интернете по методу “раскрутки” собирались различные материалы о специализированных источниках информации. Особую помощь при таком подходе оказывают профессиональные сайты. Они обладают ресурсами о ссылках на крупнейших производителей, профессиональные ассоциации, поставщиков, дилерские сети и т.п. В качестве первичных источников информации такого типа были задействованы сайты порталов, например:
Информация, полученная из этих источников, проверялась при помощи простого контроля в виде поиска ссылок на указанные организации и события, с ними связанные. При этом также анализировались сайты компаний-производителей. В результате было найдено некоторое множество интересных компаний (см. “Список компаний, найденных по ссылкам на специализированных сайтах”). Другим способом поиска компаний-производителей – является анализ крупных баз данных. При этом мы предполагаем, что если в базе достаточно полно представлены продукты, услуги и компании различных стран, то на основании различных запросов (например, по производителям) можно делать полезные выводы о приоритетах той или иной страны по различным направлениям. 5.5. Список компаний, найденных по информации из специализированных сайтов Следует подчеркнуть, что данные методы поиска профильных компаний, представляющих интерес для продвижения инновационного проекта, нужно будет совершенствовать в виду сложности данной области (о причинах сложности говорилось в разделе “4. Патентный анализ”). В следующих разделах показаны альтернативные варианты поиска компаний – более перспективные (по сегментам рынка и в базах данных). 6. Обзор ведущих компаний. 6.1 Выбор наиболее интересных сегментов промышленности для инновационного проекта В самом начале исследования рынка инновационного проекта, как очевидным фактом, предполагалось, что компании на массовом рынке в зоне интересов инновационного проекта являются очевидными объектами интереса. Но обычно, даже на уровне предварительного анализа, может оказаться, что все не так просто. Этот путь, с точки зрения поиска “точек входа” для продвижения технологий в области инновационного проекта оказался не самым рациональным. В результате предварительного анализа могут быть найдены другие модели “точек входа” (подробнее об этом см. ниже). С другой стороны, аналогично очевидному сегменту рынка, связанного с инновационным проектом, можно попытаться искать “точки входа” и в других отраслях. Но и этот путь оказался не самым эффективным из-за сложности сегментации современного рынка. Например, в г лобальной базе данных “ Kompas ” (http://www.kompass.co.uk), содержащей около 1.9 миллионов промышленных и коммерческих компаний в более 70 странах, раздел “ машинное оборудование, машины” (machinery) подразделяется на 411 категорий. Естественно, в таком большом количестве категорий должна быть упорядоченность относительно поставок комплектующих деталей и узлов по всем направлениям. Что на самом деле и подтвердилось. Поэтому предварительный анализ компаний на массовом рынке в зоне интересов инновационного проекта в большей степени является моделью и по другим сегментам рынка. Поясним этот факт. В процессе работы по сбору и первичному анализу информации с целью исследованиях рынка наиболее вероятной продукции или услуг, могут быть сделаны неожиданные выводы. Если до проведения анализа могут считаться перспективными и самыми привлекательными конкретные отрасли, то даже первичный анализ может опровергнуть данные предположения. Обычно в начале изобретатели ориентируются на устоявшийся рынок конечной продукции. А основная часть продукции на современном рынке в настоящее время уже достигла своей высшей фазы развития и качества. Такие продукты давно уже стали эффективными, надежными, удобными, относительно дешевыми, красивыми и т.д. Так что многие граждане различных стран имеют возможность их приобрести. Для выпуска такой продукции с технической точки зрения сейчас нет серьезных проблем. Во всех основных компонентах продукции уже давно используются самые современные и качественные материалы, хорошо продуманные и доведенные до совершенства конструкции, которые, в принципе, перекрывают современные потребности. Поэтому все разработчики рассматриваемых нами продуктов сами эти узлы не разрабатывают, а используют унифицированные детали, которые изготавливают и поставляют разработчики-производители этих деталей. Возможно, с появлением нового типа рассматриваемой нами обобщенной продукции когда-либо возникнут потребности в новых деталях на этом сегменте рынка. Но даже и в этом случае, их партнеры и производители деталей узнают первыми об этих изменениях и первыми будут реагировать на изменения. Конечно, данный вывод не является догмой, а отражает факт, что на многих сегментах рынка производственные и коммерческие отношения вполне устоялись. Но следует отметить - лишь появление принципиально новых видов товарной продукции на потребительском рынке может нарушить устоявшийся порядок. 7. Анализ новостей и тренды развития в области интересов рассматриваемого инновационного проекта. В дополнительных материалах отчета обычно полезна информация, где представлены новости из области интересов инновационного проекта. Новостной материал даже при беглом анализе позволяет для специалистов находить интересные тренды в технических решениях, рыночных ситуациях, перспективах. В ходе работы над инновационным проектом данный мониторинг новостей, техническая экспертиза и анализ бизнес-ситуаций должны вестись регулярно, непрерывно и продолжаться с накоплением рабочих материалов. Для этого рекомендуется создать сетевую структурированную информационную базу с результатами анализа интересующих специалистов проекта просто информационных и аналитических материалов. Такая работа требует серьезной подготовки специалистов и определенной информационной культуры коллектива. К сожалению, силами неподготовленных в этой области специалистов, очень сложно построить такую информационную базу и эффективно ею пользоваться. Это отдельный ИТ-проект. 8. Заключение. Мы увидели, что современный инновационный бизнес во многом имеет неопределенности и непредсказуем по своей сути. Ученые, занимающиеся обоснованием прогнозов, утверждают, что инновации в принципе непредсказуемы. С другой стороны, именно в инновациях, высказанный прогноз может фактом своего существования повлиять на реализацию того, что он предсказывает. В некоторой степени в этом виноваты необузданные фантазии изобретателей. Будущее всегда будоражит умы активных людей-романтиков. Возможно, именно фантастические рассказы, предсказывающие будущее, сделали, например, Королева тем, кем он стал. Своей силой воли в реализации задуманной цели и инновационной неудержимостью он заставил полететь ракеты в космос. И это еще один парадокс инноватики. Прогнозы будущего влияют на настоящее. Из показанного в настоящей работе плана-разработки инновационного проекта, в смысле его продвижения, мы видим, что это является действительно непростой задачей. Теперь мы знаем некоторые из “подводных камней”, которые лежат на пути у специалистов по продвижению инноваций. Конечно, существует еще великое множество других скрытых проблем на этом пути. Это парадокс, когда задача разработки опытного образца, на чем сейчас сконцентрированы усилия большинства специалистов в инновационной деятельности, является более простой по отношению к другим проблемам в области инноватики. Это парадокс сложности. Из-за того, что современный рынок стал очень интенсивным и агрессивным, и существует некоторый переизбыток новых технологий и технологических решений, возникает еще один парадокс инноватики. Чтобы адаптироваться к быстрым изменениям, нужно еще более ускорять темп. Для этого необходимо применять самые последние инновационные разработки в области информатики и телекоммуникаций. Для того чтобы продвинуть какую-либо инновацию на рынок, группа поддержки и продвижения этой самой инновации должна быть не менее креативной и изобретательной чем авторы инновации. И самый интересный парадокс данной ситуации заключается в том, что теперь группа поддержки, для того, чтобы реализовать инновацию на современном рынке, должна изобретать в своей сфере деятельности еще больше, чем автор проекта, кто сам послужил поводом для бизнеса. Это парадокс драйвера инновационного проекта. Именно менеджеры инноваций - драйверы инновационных проектов и их группа поддержки сейчас находятся на переднем пике изобретательства. Поэтому в области продвижения инновационных проектов сейчас во многом работает человеческий фактор. А это, прежде всего, правильно выстроенные бизнес-коммуникации - информационная матрица неформальных отношений самого широкого круга специалистов. Но это уже отдельная тема. 9. Литература.
|