ЕСТЬ ЛИ КОММУНИЗМУ АЛЬТЕРНАТИВА?
Александр Зиновьев

Я не могу допустить, чтобы наш народ вычёркивали из истории, а страну превращали в колонию. Поэтому я вижу только один путь - борьбы за выживание, завоспитание коллективной морали, за возрождение в народе тех великих идеалов, каких его пытаются лишить. Только так!


Нашим читателям старшего поколения наверняка знакомо имя АЛЕКСАНДРА ЗИНОВЬЕВА. Они могут вспомнить, что в 1978 году из СССР был выслан, как диссидент, известный учёный, входивший по своему вкладу в науку в первую тройку логиков мира. Чрезвычайно и всесторонне одарённый, Александр Александрович написал в те годы и напечатал за рубежом сатирический роман, остро критикующий советский образ жизни.

Александр Зиновьев вернулся на Родину в 1999 году, где его не встретили с распростёртыми объятиями. Ведь он, будучи за рубежом, не принял перестройку, откликнувшись на неё новым произведением - книгой "Катастройка". Да и западный образ жизни Зиновьев критиковал за рубежом не менее, а возможно, и более, чем советскую действительность. Здесь же критикует наш дикий, олигархический капитализм. В Интернете об Александре Зиновьеве говорится: "...редкой яркостью и результативностью его таланта вот уже более полувека занимаются философы, логики, историки, математики, журналисты, тщетно пытаясь разгадать феномен этого явления:

  • и учёного, создавшего свою российскую логическую школу и воспитавшего десятки отечественных и зарубежных специалистов...
  • и социолога - единственного русского лауреата премии Алексиса де Токвиля,
  • и писателя, прогремевшего на всю планету эпохальным романом - "Зияющие высоты" - своим первым шедевром, ставшим нарицательным именем тогдашнего Советского Союза
  • и художника, поэта, автора более сорока книг и сотен статей по перечисленным здесь отраслям человеческого знания и литературы,
  • и лётчика-штурмовика - участника Великой Отечественной войны". Вот такой сайт посвящён в Интернете Александру Зиновьеву.

Ниже мы публикуем интервью, которое взяла у писателя наш корреспондент А.П.Кабанова

 

Верую в единую общую силу рода человеческого творить на Земле добро и в единый коммунистический порядок - спаситель всех народов от вековых страданий через братский труд, свободу и равенство... Чаю пробуждение народов и будущего коммунистического строя во всём мире
Христа Ботев - болгарский просветитель, публицист, поэт XIX века

Если бы я писала об этом удивительном человеке очерк, то назвала бы его так: "Этот высокий дар - быть самим собой". Дар, что во всех превратностях жизни даёт человеку силу лепить, создавать себя и нравственно, и творчески, и интеллектуально в соответствии со своими идеалами, не отступая от них ни на шаг. Такой дар даётся очень немногим, к числу коих принадлежит Александр Зиновьев. Что заставило меня искать встречи с этим знаменитым и, конечно, очень занятым человеком? Нет, не его поразительная судьба, научные труды, литературные произведения, о которых уже немало написано специалистами. С юных лет я мечтала о коммунизме и верила, что он когда-нибудь обязательно придёт.

Придёт не только отсутствием дефицита и изобилием всего, что необходимо, а главное, новыми, я бы сказала, преображёнными людьми, для которых первостепенными будут не их карьерные, эгоистические побуждения, а стремление ко всеобщему благу и братству. Иначе, -спрашивала я себя, - зачем человек приходит на землю? О духовной эволюции человечества я тогда знать не знала... И вот сейчас, когда нашему народу всеми средствами массовой информации внушается, что человек должен заботиться только о себе, о собственном преуспеянии, лелеять страстишки не самого высокого пошиба, я вдруг читаю в статье А. Зиновьева: "Когда-нибудь, когда человечество в интересах самосохранения всё-таки вновь обратится к коммунизму, как единственному пути избежать гибели, XX век будет назван именем Ленина и Сталина".

И это говорит писатель, высланный некогда из СССР за критику советской жизни! Как я могла, узнав такое, не стремиться с ним встретиться, чтобы получить ответ на главный вопрос жизни!

- Так вот, Александр Александрович, почему и как появилась у Вас мысль, что человечество ради
самосохранения должно прийти к коммунизму?

- Я много лет разрабатывал своё понимание реальной советской системы, западной и тех социальных процессов, что происходят на планете. Так что опираюсь на результаты своих научных исследований. Сам я - коммунист по убеждению, хотя не был марксистом, считая, что учение это устарело. Я коммунист скорее идеалистического плана, какие были в моём поколении. Ведь мне уже 81 год. Их в советские времена называли настоящими коммунистами.

- И их было немало!

- Да, немало. Именно благодаря им страна выстояла, подняла народ на победу в войне, на создание мощной сверхдержавы. Эти коммунисты были сродни Томасу Мору, Кампанелле. Они тоже готовы были жертвовать собой во имя своих убеждений. И, естественно, я с юных лет принял идеалы такого коммунистического общества, в котором исчезнет частная собственность на средства производства и эксплуатация, будет экономическое изобилие, а главное - наступит всеобщее братство.

Но, наблюдая советскую действительность, а складывалась она отнюдь не идеально, я рано начал критиковать её недостатки. Даже был членом полудетской группы, которая во имя справедливости хотела убить Сталина. Это, конечно, было мальчишество. Отношение моё к Сталину со временем изменилось. Уже в зрелые годы, отталкиваясь от высшего идеала коммунистического общества, я не мог не критиковать недостатки советской системы. Тем более, что занимался её исследованием. То видение, что навязывала партийная идеология, меня не устраивало, но не устраивало и то, что писали о нас на Западе. Я выработал свою теорию и, когда начал кое-что публиковать, меня обвинили в клевете на советскую действительность. Уволили с работы, лишили научной докторской степени, звания профессора МГУ, воинского звания, отобрали квартиру и выслали в Мюнхен, где я прожил 20 лет, часто выезжая с лекциями в другие страны. Стал публиковать исследования западной жизни, которые тоже, уже на Западе, сочли клеветой. В результате пришёл к выводу, что существуют объективные законы социальной эволюции человечества. И обнаружил, что в XX веке две главные линии этой эволюции -это путь Советского Союза, социалистических стран и путь, что сложился на Западе.

Я назвал его западнистским, т.к. понял, что капитализм и демократия там уже в чистом виде не присутствуют - марксизм устарел. Эти две линии социальной эволюции были открыты для развития, остальные - тупиковые. И весь XX век шла борьба этих двух направлений. К большому сожалению, советская линия была пресечена, но это отнюдь не означает, что путь, предложенный нашей страной, был плохой и бесперспективный. Ничего подобного! В плане социальной организации СССР обогнал Запад, как минимум на 50 лет. Именно эта организация позволила Советскому Союзу в кратчайшие сроки добиться глобальных и беспрецедентных успехов. Считаю, что Запад победил в "холодной войне" и потому, что в борьбе с СССР после Второй мировой войны он очень многое у нас заимствовал. Это значительно укрепило его позиции и внутри самих западных стран, и на мировой арене.

Советский строй по своей социальной организации имел более высокий уровень, чем просто общество, это было уже сверхобщество. Практически, страной управляла идеологическая партийная надстройка, которая концентрировала всю власть в своих руках, что давало ей большую маневренность в управлении. И после гибели СССР Запад сам стал эволюционировать в направлении к сверхобществу. Только там (я имею в виду Европу во главе с США) руководящей надстройкой, направляющей всю его мировую стратегию, стала сверхэкономика или финансовый тоталитаризм. Но, при всей ожесточённой борьбе этих двух линий в XX веке, они во многом развивались по одним и тем же социальным законам.

- А именно?

- Прежде всего, в организации экономики, системы власти и управления. Возьмите, например, планирование. Вы можете представить себе сегодняшнюю западную экономику - главное их достижение - предоставленной самой себе? Это не возможно! СССР они критиковали за наши пятилетки, а сами у нас учились и очень преуспели. А по степени плановости экономики они даже превзошли нас. Как вы понимаете, развитие мощной экономики, научно-технического прогресса, многих социальных структур требует большого числа управленцев. Западные советологи очень критиковали нас за бюрократический аппарат. Так вот, в 1978 году в Вашингтоне я сравнил управленческий аппарат СССР и США. В частности, в СССР в системе управления было занято от 10 до 12% работников, а в США в то же время - от 19 до 20%. Одно федеральное правительство США нанимало больше 16 миллионов человек. А в аппарате ЦК КПСС было всего 2 тысячи человек. Во всём же партаппарате СССР - 150 тысяч. Это данные американских учёных, а не советская пропаганда. Ну и, конечно, они заимствовали у нас многие социальные достижения.

- В таком случае социально-экономические элементы, предпосылки коммунизма должны были присутствовать не только в советском обществе, но и на Западе? Может быть, и в большей степени, благодаря их более мощной экономике, чем была у нас в СССР?

- Безусловно, Когда я в том же 1978 году выступал в Вашингтоне, меня попросили сказать вдвух словах, в чём сходство и различие американского и советского пути. Я ответил: "Русский путь - это американский путь, но в условиях социальной пустыни, то есть в условиях бедности, трудных геополитических условиях, исторических потрясений и борьбы против атакующих могущественных врагов. Американский путь -это советский путь, который я называю социальными джунглями, то есть в условиях невероятного богатства, благоприятной природной среды, выгод исторического процесса, эксплуатации ресурсов всей планеты и т. д." В американском обществе одновременно сосуществует большое число компонентов, сходных с точки зрения социальных законов с советской системой. Не зря западные теоретики в своё время даже выдвинули теорию конвергенции (сближения) капитализма и коммунизма.

- Таким образом, предпосылки коммунизма уже имеются на самом Западе. Так почему же Вы в современной эволюции Запада видите угрозу существованию человечества и возлагаете надежду на коммунизм?

- Предпосылки и элементы коммунизма ещё не означают, что социальная система в целом является коммунистической. Западнистская система в целом является враждебной коммунизму. Кроме того дело не только в социальной системе. Запад исторически оказался в положении, которое я оцениваю как угрозу человечеству - в положении мирового и похального насильника и агрессора, он нацелился на мировое господство и уже на наших глазах начал осуществлять свою стратегию покорения человечества. Югославия, Афганистан, Ирак... и так далее.

Правящими кругами западнистской системы уже давно запланировано сократить население планеты по крайней мере вдвое. Идёт глобализация, в результате которой человечество должно разделиться на "золотой миллиард" Запада и прочую часть, которая будет обеспечивать ему прекрасную жизнь. Уже создаётся генетическое оружие, что позволит тихо, без шума, уничтожать целые народы, неугодные глобалистам. Так, один мой западный знакомый советолог - ярый антикоммунист, заявил мне, имея в виду Россию: "Мы вас уничтожим, только гуманными средствами". Этими гуманными средствами и будет истреблено всё "излишнее" человечество.

- Мы просто сами вымрем?

- Расчёт и на это. Ведь материальный ущерб, нанесённый России развалом Союза и западнизацией нашей страны, по самым скромным подсчётам, в 10 раз превышает потери в войне с Германией.

- В Советском Союзе они были очень быстро восстановлены, и страна стала мировой "сверхдержавой".

- Да, причём в условиях изнурительной "холодной войны". Между прочим, в послевоенные годы население СССР выросло на 104 миллиона! Об этом сейчас почему-то помалкивают, как и о том, что далее во время войны строились новые заводы, выпускалась новая техника, открывались новые учебные заведения, развивалась наука, которую сейчас загнали в угол. И, что теперь? Русское население деградирует и вымирает. Промышленность разрушена, армия разрушена, лучшая в мире система образования - разрушена. Вот так нас "гуманно" уничтожают.

- Но и на самом Западе тоже особый расцвет не наблюдается.

- Более того, там наступила эпоха реакции и эволюционной социальной деградации. После разгрома СССР там потихоньку сворачивают либерализм, демократию, не говоря уже о социализме. Потому не случайно именно в западном мире появилось антиглобалистское движение. Люди начинают чувствовать, что несёт стратегия западнистского тоталитаризма. Думаю, что расцвет благополучия стран Запада уже позади, ведь на установление мирового господства нужны большие средства. Вон Д.Буш уже потребовал от правительства США на подавление Ирака ещё 80 миллиардов долларов. Хватит ли этого?

- Кто на очереди?

- Это зависит от обстоятельств. Сирия, Ливан, Иран, Северная Корея... Но главный объект западнистской агрессии в XXI веке - Китай.

- Почему?

- Почему СССР был Западу поперёк горла? Да o потому, что сужал зону их эксплуатации. Сколько стран шли по нашему пути! Теперь Китай представляет мощную конкуренцию. Даже в самих США, куда ни сунься - китайская продукция. А главное то, что социальные законы объективны и от воли людей не зависят. Раз страны Запада встали на этот путь, они пойдут по нему до конца. Остановить их может только сопротивление. Может быть, антиглобализм, который ещё по-настоящему не оформился. Изучив социальную структуру западного мира, я пришёл к выводу: чтобы человечество выжило, оно должно сохранить свой генетический фонд, природные условия жизни, наладить необходимую структуру управления миллиардами людей. Теми средствами, какими сейчас оперирует Запад, сделать это невозможно. Это под силу только коммунизму с учётом опыта СССР, социалистического опыта западных стран. Я. как социолог, проводящий сложные расчёты по своим методам, не вижу для человечества другого пути.

- Александр Александрович, не кажется ли Вам, что возможность осуществления коммунизма упирается, прежде всего, в человеческий фактор, в нравственный уровень человечества? А он сейчас очень низкий. У нас ведь раньше люди намного лучше были. Ведь как растлевают сейчаснашу молодёжь!

- Да, вы правы. Глобалисты пустили в ход самое страшное оружие - моральное разложение человечества. Это ключевая проблема. Вот если бы сейчас произошло чудо: президентом выбран коммунист, Дума стала на 100% коммунистической, и решили восстановить Советский Союз. Ничего не выйдет прежде всего потому, что не тот человеческий материал. Я беру здесь только один аспект - социальную структуру нашего теперешнего населения. В советские годы основную его массу - 80% (это признаёт и Запад) - составляли социально значимые или производительные слои населения. То есть: квалифицированные рабочие, техники, инженеры, учителя, врачи, агрономы, трактористы, офицеры, учёные. И какова сейчас в России структура населения? Ведь позакрывали предприятия не только потому, что они экономически не выгодны. Уничтожали классы социально значимых людей. Сотни тысяч людей! И что сейчас?

Больше миллиона самых здоровых молодых людей работают в частной охране или у бандитов. Посмотрите, что делается в Москве. Теперь с гордостью говорят: "Как много стало в столице ресторанов, не то, что раньше, а магазинов! В полупу-стых дорогих ресторанах, в таких же пустых бутиках прислуживают здоровые молодые люди, красивые девушки. Зачем им мозги, учёба? У них роль холуев при новых русских. А в ларьках, заполонивших Москву, сколько сидит людей с образованием, которое теперь им ни к чему. Им просто нужно выжить. А какое количество молодых спиваются, становятся наркоманами!

Я читаю лекции в МГУ и других учебных заведениях. Ко мне приходят студенты, которые выросли в горбачёвско-ельцинские годы. Мне страшно становится - они не знают, что такое Советский Союз! У них о нём уже фальсифицированное представление: будто сидели все в тюрьмах, были голодными, необразованными. А что в школах делают! Учат истории России по Соросу! А ведь в СССР был самый образованный народ в мире. Сколько я стран объехал! Мне тоскливо было на Западе, а в России людей, с которыми сутками можно было говорить о самых сложных и высоких проблемах, - пруд пруди. Там же за 20 лет я не встретил почти ни одного такого человека! Да и в России много ли теперь подобных людей!

- Например, в рериховском движении таких людей немало.

- Это прекрасно, это даёт надежду. Я сейчас пытаюсь разработать новую идеологию, пропагандирую свои идеи не только в МГУ и других учебных заведениях. У меня в месяц четыре-пять публичных выступлений. Это нелегко в моём возрасте. Но это мой гражданский долг. Я считаю себя не просто русским, я советский человек. Потому я и критиковал недостатки советской жизни, хотел, чтобы она была лучше, не отступала от провозглашённых идеалов. Наше поколение не разделяло людей по этническому признаку. Теперь же, как поднял голову национализм! Нынешние глобалисты вырабатывали эту программу десятки лет назад. На Западе я имел неограниченный доступ к информации, видел, как это делается. Теперь нам надо всё начинать с нуля, с самого человека, с раннего возраста воспитывать его высокоидейным и моральным. Этот фактор приобретает решающее значение. Даже немного таких людей - это уже победа.

- Роль высокоморальной личности возрастает.

- Да, наблюдая Запад, я пришёл к выводу, что самое уязвимое место у тех, кто им правит - это боязнь сильных личностей. Для них главное - сломить такую личность. Вот мы теперь и должны воспитывать в человеке личность. Пусть таких людей будет не миллионы, хотя бы несколько тысяч борцов за высшие общественные идеалы, когорта людей, спаянных высокой коллективной моралью, готовых на жертву во благо человечества. Такая когорта может повести за собою миллионы людей. Если человечество не даст себя растлить до конца, историческая перспектива всё-таки принадлежит коммунизму. Ведь даже просто логически для планетарного людского сообщества другого идеала кроме коммунистического и быть не может. Многие современные общественные движения дрейфуют в сторону коммунизма. И я хочу на основе научных выводов разработать программу новой идеологии для нашего времени.

- Александр Александрович, Вы утверждаете, что социальные законы объективны. Я совершенно с этим согласна. А вот нравственные законы, на Ваш взгляд, объективны?

- Нет, если социальные законы не зависят от воли людей, то этика - это нормы, которые люди сознательно вырабатывают сами.

- Но разве нравственные законы не влияютна социальную жизнь?

- Влияют, и играют огромную роль. Но моральные нормы таковы, что люди, которые им следуют, должны чем-тожертвовать, во многом себя ограничивая, а это далеко не всем нравится. Вот если бы я не следовал морали, а я думаю, что жил в основном следуя ей, то моя жизнь сложилась бы иначе. Мне неоднократно делали соблазнительные предложения. В советские годы мне достаточно было публично признать себя марксистом, как я сделал бы блестящую служеб
ную карьеру, получал бы награды и материальные блага.

- Вы отказались - и оказались в изгнании, Вы хотели остаться самим собой?

- Правильно. И на Западе мне достаточно было одобрить М.С. Горбачёва и Ю.Н.Ельцина, чтобы стать богатым и почитаемым. Я отказался. Я старался не изменять своим идеалам. Будучи в Германии, когда началась перестройка, я понял, что Горбачёв пошёл на великое историческое предательство. И говорил об этом, даже книгу написал о перестройке - "Катастройка".

- И не завидуете тем, кто сделал карьеру и обогатился?

- Нет, конечно. Наоборот, тут я могу повторить сказанное Есениным:
- Я тем завидую,
- Кто жизнь отдал в бою,
- Сражаясь за великую идею.

- А те, кто сейчас разрушают Россию, подвергая её западнизации, лишили наш народ этой великой идеи.

- Лишили духовного стержня, который оказался у нас слабее, чем мы думали, в силу нашего недостаточно высокого нравственного уровня.

- А Вы знакомы с Учением Живой Этики или Агни Йогой?

- Нет, только понаслышке. Но знаете, фундаментальный принцип нравственности заложен во мне моей матерью. Она была верующей. Когда я был подростком, всех нас в сельской школе проверяли на вшивость - время было такое. Я тогда снял с себя крестик, выбросил и сказал матери, что не верю в существование Бога. Она ответила: "Ладно, сынок, сейчас такое время, что существует Бог в людском представлении, или нет, это не главное. Главное, сын, ты должен всю жизнь вести себя так, словно кто-то свыше наблюдает за тобой и оценивает каждый твой поступок, каждую твою мысль". И я смолоду тренировался исключать дурные мысли и выработалтакую привычку.

- Дисциплина мысли - один из главных постулатов Учения Живой Этики.

-Да. И выработав такую привычку, я чувствую себя защищённым тем материнским благословением. Ну, конечно, я совершал в жизни дурные поступки, но всегда старался их исправить.

- Вот Вы как раз и идёте по пути духовной эволюции, вся Ваша жизнь - пример постоянной работы над собой не только в интеллектуальном, но и в духовном плане.

- Не знаю, может быть.

- И всё-таки, путь России, её будущее, каким Вы его видите?

- Я на это смотрю так: сопротивляться, делать всё, чтобы народ выжил и сохранился в качестве великого народа. Вот меня обвиняли, что критикую и не люблю свой народ. Но я его знаю, потому не могу и не хочу идеализировать. Я сам - часть этого народа со всеми его достоинствами и недостатками. И знаю, что как учёный и писатель я внёс что-то своё в науку и литературу. Но, если погибает весь народ, погибает и всё это. Другой народ меня не примет! Я не могу допустить, чтобы наш народ вычёркивали из истории, а страну превращали в колонию. Поэтому я вижу только один путь - борьбы за выживание, завоспитание коллективной морали, за возрождение в народе тех великих идеалов, каких его пытаются лишить. Только так.

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
САЙТА С.П. КУРДЮМОВА "СИНЕРГЕТИКА"
Hosted by uCoz