|
|
Ориентируясь на перспективы развития системы образования, в эксперименте использованы методы математического моделирования для анализа ситуации в гимназии и прогнозирования развития учреждения. Знание «горизонта прогноза» позволяет выполнять программу информатизации гимназии, направленную на совершенствование учебно-воспитательного процесса в условиях функционирования образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Адаптация идей синергетики в содержании обучения в школе, переход от дисциплинарной к синергетической модели содержания образования, направленной на формирование целостных современных представлений о научной картине мира, базируются на серии книг «Синергетика: от прошлого к будущему» издательства URSS и серии сборников «Синергетическая парадигма» издательства Прогресс-традиция, на материалах конференций «Математика. Компьютер. Образование» и «Нелинейный мир», портале С.П. Курдюмова http://spkurdyumov.narod.ru . В процессе эксперимента учителями различных предметных областей совместно с учащимися созданы учебные программы и электронные пособия, охватывающие все ступени обучения в школе:
Синергетический подход к совершенствованию управления учебно-воспитательным процессом в контексте формирования образовательной среды, способствует повышению ее структурного и функционального многообразия и предполагает:
По результатам эксперимента совместно с Межрегиональной Общественной Организацией «Женщины в науке и образовании» проведен научно-практический семинар «Синергетический подход в обучении и воспитании». Его главной задачей стало обсуждение общего подхода к пониманию понятий «синергетика» и «самоорганизация» и применение их в образовательном процессе с целью формирования общественного мнения о возможности использования их в воспитании и обучении в школе. В тоже время ряд понятий, являющихся фундаментальными для рассматриваемой области, которые по-разному определяются в научных работах и энциклопедиях, затрудняют понимание основных процессов в обучении и воспитании. В связи с этим назрела необходимость обсудить общий подход к пониманию этих понятий в образовании. В рамках данного семинара с целью просвещения и популяризации синергетических знаний при участии учителей-предметников проведены междисциплинарные синергетические семинары для школьников, посвященные циклам истории, процессам самоорганизации географических систем, физической картине мира, лингвистической культуре общества, красоте фракталов, синергетическому подходу в обучении и воспитании в начальной школе. Эффективность семинаров во многом определяется принятием идей синергетики педагогическим коллективом и администрацией гимназии. С этой целью в содержание обучения использования ИКТ учителей-предметников на базе образовательной среды гимназии включено: изучение социальных аспектов информатизации общества и образования; освоение учителями-предметниками базовых навыков применения ИКТ, создание информационных объектов для дальнейшего использования их в работе; понимание синергетического подхода к проектированию процесса информатизации учебных предметов. С позиций науки о самоорганизации разработаны методические подходы к воспитательной работе с использованием ИКТ в школе, обеспечивающие: актуализацию изучаемого материала, его связь с проблемами развития глобального информационного общества; психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, предусматривающее индивидуальный подход к учащимся и рефлексию; формирование навыков работы в коллективе; консолидацию усилий и ресурсов образовательного учреждения и местных властей. Таким образом, анализ процессов информатизации образования, опыта использования ИКТ в школе, особенности формирования образовательной среды на основании синергетического подхода показали, что идеи синергетики требуют адекватного отражения в программах, методических подходах и учебных планах гимназии, в системе подготовки учителей-предметников и руководителей образования всех уровней. |