|
|
Теоретической основой технологии синергетического тренинга выступает синергетический подход ( Г. Хакен, 1980; И.Р. Пригожин, 1985; С.П. Курдюмов, 1990 и др. ). Синергетика (от греч.« sinergena » - содействие, вместедействие, совместное действие ), занимаясь изучением динамических образований, в числе основных выделяет понятия системы и ее самоорганизации. При этом система характеризуется динамичностью, открытостью, нелинейностью, вариативностью, неравновесностью. В свою очередь, самоорганизация включает понятия действия (флуктуации), энергии, распределения (диссипации), положительных обратных связей, энтропии (хаоса), асимметрии, изменения состояния (бифуркации), вместедействия (кооперации), порядка. Процесс самоорганизации, как явствует из теории синергетики, сводится к следующему. Формирующаяся в результате движения, действий (флуктуаций) элементов энергия распространяется по микроуровню элементов системы (диссипативный процесс), приводя к росту энтропии (хаосу). На этом микроуровне также формируются механизмы коллективного взаимодействия – обратные связи. Только положительные из них, в отличие от отрицательных связей, обладают особенностью не подавлять, а, наоборот, усиливать индивидуальные движения. И если положительные связи преобладают, то малые действия, движения элементов, незначительные прежде, выходят на макроуровень. В результате могут возникнуть новые свойства, новая организация, новый порядок, новая структура в исходной системе (этот процесс называется бифуркацией). Рассмотрим технологию синергетического тренинга (далее ТСТ) с позиции теории синергетики.
Синергетическая тренинговая установка (далее СТУ) выступает в роли технической подсистемы. СТУ не вписывается в общепринятые рамки понимания технических средств обучения (ТСО): это электронизированный технический класс-трансформер. Установка состоит из множества элементов симметричной архитектоники, объединенных в сложное целое, и характеризуется их вместедействием, поведением как целостного образования, мягким управлением, равномерным распределением воздействия на все части, одной скоростью продвижения. В частности, устройство включает некоторое число кабинок, оснащенных несколькими комплектами различных технических, электронных и учебных средств, функционирующих одновременно, но по разным схемам (например, обучающие системы). Устройство быстро модифицируется по структуре, по техническому оснащению. Данная подсистема является инструментально-технической. Ведущая роль в управлении ею принадлежит электронике и обучающим. Второй подсистемой является дидактическая, включающая следующий методический аппарат: принципы, содержание, методы, приемы, формы, модели и способы обучения с помощью тренинговой установки. Данная подсистема характеризуется как инструментально-педагогическая. Функция управления в ней принадлежит обучающим. Способы обучения предполагают организацию интенсивной тренировки учебного материала по принципу синергетики - ц елостно, многосторонне, практически направленно, в режиме интенсивной коммуникации, в информационной и логической связи по всем аспектам изучаемой дисциплины, с учетом у ровней обученности, психологических и культурных особенностей обучаемых, с привлечением технических средств обучения и обучающих систем, в условиях непрерывного и равномерного воздействия на всех обучаемых, обеспечения, тем самым, единовременного приращения качества знаний и динамического развития предметно-практических навыков и умений у каждого обучаемого. Субъектная подсистема включает субъектов ТСТ – обучающих и обучаемых. При этом представление субъектов идет сквозь призму учебно-педагогического взаимодействия (общения), психологического и личностного аспектов учебно-познавательной деятельности и процесса самовоспитания, моделей и способов самовоспитания. Причем к числу обучающих относятся ведущий специалист и его ассистенты. Данная подсистема является управляющей: обучающие и обучаемые соуправляют в ней по принципу паритетности.
Сама синергетическая тренинговая установка (техническая подсистема) обладает достаточным количеством элементов, взаимодействующих между собой в автоматическом режиме, – технических, электронных и других учебных средств, на основе которых и формируются обучающие системы. Означенному требованию способствует открытость данной подсистемы, позволяющая вводить новую и модернизировать старую технику. Благодаря связям элементы дидактической подсистемы формируют целые методические (дидактические) комплексы – модели и варианты обучения, синергетический учебно-дидактический комплекс (СУДК), модули, учебники и т.п. Субъектная подсистема. Обучение с помощью установки носит полигрупповой характер, т.е. оно обеспечивается группой ассистентов, обучающих поочередно несколько групп учащихся. В этом случае обучение осуществляется не по традиционной схеме «преподаватель – учащиеся», а новой динамической нелинейной – «совокупность обучающих – группы обучаемых». Таким образом, данная подсистема обладает достаточным количеством взаимодействующих субъектов, взаимодействующих прямо или опосредствованно (посредством техсредств), между собой или с внешней средой, т.е. имеет большое число схем связей субъектов.
В технической подсистеме функционирование автоматических устройств основывается на принципе отрицательных обратных связей, т.е. на получении обратных сигналов от технических средств с тем, чтобы определить относительное положение системы и, в последующем, скорректировать это положение управляющими устройствами. Эти отрицательные обратные связи являются в технологии синергетического тренинга устойчивыми, стабильными образованиями. Старый порядок в дидактической системе, акцентуация на жесткой схематизации в организации ее элементов говорят о наличии отрицательных обратных связей. Однако при помещении элементов системы в динамическую среду, каковой является работающая СТУ, их обратные связи обретают положительное значение, поскольку динамика ведет к неустойчивости, а неустойчивость - к изменению старого порядка в данной подсистеме и зарождению ее новых качеств, к числу которых относится положительное свойство связей. Поскольку субъекты не подавляют действия технических устройств (и, наоборот, действия технических устройств не подавляют действия субъектов), то между ними и устройствами возникают положительные обратные связи. Действия субъектов не устраняются, а накапливаются, что приводит к возникновению новых свойств субъектов и субъектной подсистемы, обеспечивая в совокупности с другими подсистемами обновление системы в целом.
В СТУ самостоятельными элементами являются прежде всего звукоизолирующие кабинки, а в целом – рабочие части установки, обладающие способностью периодически перемещаться в заданном режиме. Самостоятельными могут быть также технические и электронные средства, обучающие системы, равно как и их компоненты (например, процессоры) и др. В способах обучения некоторые элементы (принципы, методы, приемы, формы и др.) являются компонентами универсального педагогического опыта, что делает их относительно самостоятельными. Нельзя забывать и о самостоятельности субъектов учебного процесса – обучаемых и обучающих, каждый из которых имеет свои особенности, личностные свойства, определенный уровень обученности или уровень профессионализма.
В техническом устройстве, как отмечалось ранее, свойство динамичности обусловлено его способностью двигаться и модифицироваться. Установка и ее компоненты на протяжении занятия периодически перемещаются и трансформируются. Чтобы обеспечить существенное приращение качества знаний, предметно-практических навыков и умений субъектов, необходимо правильно рассчитать время-темп и объем модификаций. Способу обучения динамичность придают его интенсификация (ускоренное продвижение) и периодизация (временнoй регламент), а также адаптивная модификация методов и приемов обучения (например, ускорение за счет учета особенностей обучаемых). Динамичность субъектной подсистемы обусловлена осознанным активным целенаправленным поведением субъектов учебного процесса, прилагающих усилия в достижении поставленных учебных целей и задач, а также интенсивной изменчивостью связей между обучающими и обучаемыми. При этом личные и профессиональные свойства субъектов также являются динамическими образованиями, поскольку они в условиях обучения и работы с устройством-трендом постоянно развиваются. По этой причине данная подсистема является самой динамичной, благодаря чему становится катализирующей доминантной среди подсистем ТСТ.
Открытость технической подсистемы выражается во введении (выведении) техники, учебных средств в СТУ, а также внешнем управлении с пульта, расположенного вне установки, с помощью которого регулируют движение частей устройства, управляют его трансформацией, системами обучения, системой освещения, программным обеспечением учебного процесса и другим. Открытость способов обучения проявляется в возможности введения новых методов, приемов и форм обучения, а также элементов СУДК – информационных блоков, на основе которых формируются варианты модулей, учебников. Открытость субъектной подсистемы выражается в возможности в течение занятия осуществлять свободный ввод (вывод) обучаемых в нее, смену обучающих (ассистентов). Свойство открытости в данной подсистеме проявляется также на индивидуальном уровне субъектов в форме постоянного обретения обучаемыми и обучающими новых личностных и профессиональных качеств.
Если говорить об установке, то нелинейность в ней проявляется в континуально-концентрической организации учебного пространства за счет придания устройству формы круга, что изначально обусловило ему свойство тренда, т.е. объекта, имеющего большой модификационный потенциал (многовариативность), который только усиливается при введении новейшей сверхчувствительной электроники. Это нелинейный (континуальный) электронный класс. Дидактическая подсистема. Обычная линейность введения учебного материала, распространенная в традиционной методике, при обучении с помощью синергетической установки нарушается за счет периодизации обучения, позволяющей постоянную коррекцию/модификацию блоков учебного материала, а также введение жесткого мониторинга особенностей/способностей обучаемых и качества усваиваемых ими знаний или формируемых предметно-практических навыков и умений. Периодизация становится возможной за счет периодического перемещения части СТУ. Все это делает процесс обучения прерывистым. Субъектная подсистема изначально характеризуется полигрупповой - нелинейной - сеткой связей, поскольку в обучении участвуют несколько групп, каждая со своим ассистентом. В процессе обучения при вращении части установки эти связи меняются несколько раз, т.е. до тех пор, пока учащиеся не пройдут обучение у всех ассистентов поочередно. Иначе говоря, количество взаимодействий на занятии увеличивается в несколько раз, тем самым увеличивая нелинейную сетку связей.
Постоянная модификация установки есть множество вариантов ее структурной и содержательной организации. Варианты структурной модификации – выбор типа установки. Варианты содержательной модификации – выбор необходимых для обучения учебных, электронных и других технических средств обучения, который определяется текущими целями и задачами обучения; последние, в свою очередь, - уровнем подготовки обучаемых. Возможны три варианта реализации процесса обучения на основе СТУ: а) традиционный вариант, который осуществляется в рамках экстравертированного учебно-педагогического общения между обучающими и обучаемыми (обучаемые + обучающие) или интровертированного взаимодействия посредством одной из обучающих систем (электронной, лингафонной, тренажерной); б) нетрадиционный вариант, реализующийся в интровертированной форме учебно-педагогического общения посредством поливариантной обучающей системы; в) синергетический вариант, который представляет собой симбиоз традиционного обучения с преподавателем и нетрадиционного варианта посредством обучающей системы. Варианты субъектных характеристик выражаются в психологических, личностных и профессиональных свойствах обучаемых и обучающих, а также вариантах их сочетания на индивидуальном уровне. Вариантами учебно-педагогического общения, реализуемыми на занятии во внешней (прямое общение обучаемых и обучающих) или внутренней (коммуникация посредством технических средств или самокоммуникация) формах, являются:
В технической подсистеме модификация самой структуры устройства, частое введение новых технических и учебных средств на протяжении всего занятия являются причиной некоторой неустойчивости и нарушения равновесия в данной подсистеме. Неравновесность дидактической подсистемы обусловлена периодизацией (прерывистостью) учебного процесса и частой сменой учебных блоков. Частая смена субъектов взаимодействия и разность уровней их подготовки – причина неустойчивости и неравновесности в субъектной подсистеме. В условиях неравновесности система просматривается целиком в мельчайших деталях и становятся сверхчувствительной и восприимчивой к вторичным воздействиям и факторам. Даже качество работы деталей установки и небольшие ошибки, сбои, недоработки в способе обучения становятся значимыми и ощутимыми.
На уровне технической подсистемы речь идет о новизне, исправности и качестве работы пульта управления, управляющего установкой извне, а также самого устройства, учебных и технических средств, использующихся в нем. «Неудачи» при модификации устройства или подборе технических средств также ведут к регрессу. На уровне дидактической подсистемы имеется в виду эффективность вновь вводимых и уже использующихся способов обучения, информационных блоков синергетического учебно-дидактического комплекса и программ обучающих систем. Они также не застрахованы от «неудач». Чаще всего это - неопытность обучающих, приводящая к тем или иным ошибкам методического плана. На уровне субъектной подсистемы речь идет о личных свойствах обучаемых, уровне их подготовленности, а также профессиональных качествах обучающих, вновь входящих в систему и уже действующих в ней. Чем меньше «неудач», тем больше шансов получить синергетический эффект в обучении и, наоборот, чем их больше, тем менее значим будет конечный результат.
Синергетическая тренинговая установка в нерабочем состоянии является статичным образованием, но при активации ее посредством служебных, обучающих и других программ электронных средств пульта управления и сенсорных и интерактивных устройств самой установки она превращается в квазисамоорганизующуюся техническую подсистему, поскольку способна периодически вращаться, модифицироваться, обновлять средства и связи внутри подсистемы, а также активно взаимодействовать с обучающими и обучаемыми. Синергетический тренинг Модель обучения, в принципе, является некоторой теоретической заготовкой, но ее практическое осуществление – нечто иное: это процесс трансформации и развития модели в один из конкретных вариантов реализации обучения как следствие соблюдения требований конкретных учебных ситуаций. Вследствие разности свойств субъектов субъектная подсистема является самой неоднородной. Воспроизвести ее в первоначальной форме невозможно, поскольку идет непрерывный процесс формирования некоторых новых связей и свойств субъектов (обучаемых и обучающих) в учебном процессе, обеспечивающих субъектной подсистеме роль катализирующей доминанты. При этом система в каждый период учебного процесса изменяется, что позволяет определить периоды как зоны преобразований (бифуркаций) в ТСТ. Таким образом, сколько будет периодов обучения, столько будет зон преобразования.
Известно, что в технической системе исходной основой является симметрия структуры, нарушить которую сложно. Как отмечалось выше, это становится возможным в случае, если придать динамическое свойство установке, т.е. сделать ее периодически вращающейся и модифицирующейся, а также использовать сверхчувствительную (полисенсорную) интерактивную электронику. При этом симметрия исчезает уже в первый период обучения. В менее технически оснащенном устройстве модификация идет медленнее, а при наличии большого числа саморегулирующейся полисенсорной техники – интенсивнее, т.к. такие средства быстро реагируют на все воздействия. Поскольку организация обучения в рамках ТСТ во многом зависит от состояния субъектной и технической подсистем, то появившаяся в них асимметрия проявится также в дидактической подсистеме и, в частности, в способах обучения. Выражается она в виде разности использующихся методических средств как результат разности диагностированных свойств обучаемых и разности введенных в соответствии с этим технических средств. Субъектная подсистема в большей степени подвержена асимметрии. Это можно проследить на примере процесса самовоспитания. Поскольку данный процесс осуществляется на фоне специфических психологических и личностных свойств обучаемых, то он носит сугубо индивидуализированный характер. В связи с чем сколько будет учащихся в группе, столько будет и вариантов реализации процесса самовоспитания. Т.е. идентичности (симметрии) нет даже в рамках группы. Также учебно-педагогическое общение (связи) в процессе обучения в разных группах реализуется по-разному: в одних группах - во внешней прямой форме диалога или монолога, в других (в это же время) – во внутренней опосредствованной форме интерактивного мультимедиа полилога или аудиомонолога. И эти варианты все время разнообразятся. При этом асимметрия начинает проявляться уже в первый период обучения на СТУ. Параллельности и идентичности в реализации процесса обучения в группах нет: каждая из них имеет свою схему и свой график продвижения. Процесс отличается единовременностью и мощью.
При достижении предела адаптации, устанавливаемого свойствами обучаемых, получивших развитие, потребность в дальнейших адаптивных модификациях содержания кабинок (введение электронных и других технических средств) отпадает. Техническая подсистема возвращается к симметрии использования техсредств и синхронности их функционирования. Данное явление происходит во второй половине занятия, как правило, в рамках последнего периода. Схема установления равновесия и, соответственно, порядка в дидактической подсистеме и, в частности, в способах обучения, та же самая, что и в технической подсистеме. Разность только в том, что в способах обучения речь идет о методическом аппарате – методах, приемах, формах обучения. Достигнув предела разнообразия в течение предшествующих периодов, данный методический аппарат возвращается к синхронности и симметрии реализации учебного процесса в рамках последнего периода, когда все группы проходят итоговое тестирование. При таких условиях согласованность действий обучающих и обучаемых также возрастает. Индивидуальные действия обучаемых и обучающих сливаются в групповые, групповые в полигрупповое (корпоративное) поведение – вместедействие мегаколлектива.
Техническая подсистема включает в себя синергетическую тренинговую установку, оснащенную электроникой и другой техникой. Данные технические средства, управляемые программами, способны осуществлять громадное количество автоматизированных согласованных действий. Причем действия управления могут быть как внутренними, осуществляемыми техсредствами самой установки, так и внешними, реализуемые на пульте управления в целях общего или частичного регулирования работой установки. Поэтому достижение порядка в технической подсистеме не представляет трудностей. Изменение состояния (бифуркация) дидактической подсистемы проявляется в повышении уровня качества и эффективности обучения. Это становится возможным при условии тщательного отбора методов, приемов и форм обучения и эффективной их последующей реализации посредством совокупности действий. Причем это действия по предъявлению учебного материала, его тренировке и применению. Действия могут быть также регулирующими (контроля и коррекции) и осуществляться как обучающими-ассистентами на самой установке, так и ведущим специалистом и техассистентом с пульта управления. Как очевидно, данная совокупность действий предполагает некоторое разнообразие, из которого на основе принципа согласованности формируется эффективно работающая система методических действий, обеспечивающая качество реализации обучения. Изменение состояния (бифуркация) субъектной подсистемы есть формирование новых знаний, предметно-практических навыков и умений, свойств обучаемых, что обеспечивается интенсивным осуществлением обучаемыми большого числа учебных действий (восприятия, тренировки, применения, самоконтроля, самовоспитания), хорошо согласующихся с действиями обучающих. В данной случае важно, чтобы действия со стороны обучающих были профессиональными, а обучаемых - осознанными и активными.
Совокупность состояний в дидактической подсистеме обнаруживается на полигрупповом уровне обучения - нескольких групп одновременно с учетом аспекта, этапа обучения, других особенностей обучаемых, - что ведет к созданию нескольких взаимосвязанных микросред, каждая со своей спецификой. При такой ситуации хаотичность в учебном процессе мегаколлектива снижается. Система активнее стремится к порядку.
Таким образом, поведение системы приобретает характер поведения целостного, иерархически организованного образования с «живыми» связями, мягким управлением, равномерным распределением воздействия на все компоненты, однотемповым вместедействием. Таким образом, ТСТ как динамическое системное образование обладает рядом характерных признаков:
Литература:
|