|
|
Ну а если говорить серьезно, аутентичная синергетика и существует в области пересечения профессиональной философии, предметного знания и математического моделирования, но это в идеале. В.С. Степин называет синергетику ядром постнеклассической научной картины мира. На практике, помимо аутентичного ядра, в синергетике представлена и ее аура, где тройственный синтез может быть, в той или иной степени не симметричен, а отдельные компоненты ослаблены. Существует и периферия --- метафорическая синергетика на границе предметных и обыденных языков. Подробнее мой подход к методологии синергетики в журналах Вопросы философии. №5, №9, 2006. Все эти области важны, естественны и используются на разных этапах синергетического моделирования реальности, поэтому естественникам и гуманитариям от синергетики делить больше нечего, но давно пора сотрудничать в междисциплинарных проектах. Причем, каждый может провести самоидентификацию, рекогнисцировку на этом междисциплинарном ландшафте, и понять свою роль и зону ответственности, но я сейчас не об этом. Я уверен, что любую ступень образования, следует предварять и завершать лекциями по синергетике, иллюстрируя ее универсальные принципы новыми знаниями для формирования целостного трансдисциплинарного взгляда на мир. Образование востребует синергетику в трех ипостасях, о чем я писал еще в 1996 году:
Здесь мы имеем не просто системный подход к образованию, но учет динамики и механизмов самоорганизации субъектов образовательных пространств, управление образованием в условиях демократии и инициативы образовательных учреждений, единство содержания и воспитания, образование целостной креативной личности. Это направление развивается относительно недавно, созданы интересные синергетические модели управления развитиемя образования страны, региона, учреждения. Однако самый сложный и интересный, на наш взгляд, комплекс задач синергетического формирования целостной личности мы встречаем в школе, эти возможности предоставляет именно школьное образование, где проблемы воспитания и обучения решаются в равной мере, в то время, как в Высшей школе акцент делается на содержательном аспекте образования. поскольку в высшей школе проблемы воспитания уже почти не решаемы, да и многообразие форм обучения меньше. К новым технологиям в школьном образовании приводят использование синергетических знаний о законах самоорганизации, формировании и управлении образовательными пространствами, образовательными инновациями и разнообразием. Синергетика личности, коммуникации, средовых феноменов позволяет иначе подойти к процессам формирования социально адаптивной, целостной личности учащегося. Подчеркнем, что аналоги первых двух модусов синергетики мы обнаружим у любой другой дисциплины, например химии, или литературы, о них много лет пишут в методиках междисциплинарных, межпредметных взаимодействий и при согласовании образовательных программ разных курсов. И только третий модус «Синергетика образования» является уникальным, собственно синергетическим, в силу применимости синергетики к любым процессам развития, в том числе и образовательным, и к феномену, и к институту образования. Не могу не поделиться нашей радостью. В конце года выходит пятый том Синергетической парадигмы, полностью посвященный образованию. Есть там и философия и методология и методика синергетического образовании, есть и классики и труженики, например, огромная статья Э Морена о новом мышлении, есть работы по управлению образованием и междисциплинарному диалогу, ждите, обо всем не скажешь.. Поэтому далее хотелось бы поделиться коротким, но удивительным опытом создания работы одной существенно междисциплинарной образовательной, креативной технологии. Речь идет об эксперименте проводимым мной совместно с педагогами Ижевской гимназии №56 в рамках Открытой синергетической школы: СИНЕРГЕТИКА КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ . Наблюдая за игрой «Что, где, когда», мы восхищаемся оперативностью генерации множества версий и столь же быстрым отбором единственной из них. Принимает решение коллективный мозг на «параллельных процессорах», заметно превышающий мощность индивидуального интеллекта в условиях дефицита времени. В этой игре в основном тренируется ментальная психолого-коммуникативная совместимость в процессах выработки решений. Хотя, при этом желательно иметь и возможно полный спектр дисциплинарных знаний участников. Легко видеть, что все решения носят междисциплинарный характер, т. е. если вопрос задан в области знаний одной из дисциплин, то ответ может находится в области описываемой другой дисциплиной, не обязательно смежной. Мотивация и азарт коллективного публичного действия подогреваются интригой расследования междисциплинарной проблемы. Нами была предложена образовательная практика публичной коллективной постановки и решения междисциплинарных проектов учащимися старших классов различных профилей и специальностей обучения с целью выработки навыков междисциплинарной коммуникации, моделирования решения глобальных проблем современности и сложных задач, требующих коллективных взаимодействий. В этих практиках тренируется не только культура межличностной коммуникации, но и способность оперативного усвоения материала непрофильных дисциплин, а так же понимания нелинейных эффектов взаимодействия дисциплин. Конструирование междисциплинарных моделей и оценка способов их реализаций развивают навыки коллективного творчества и ответственности экспертного сообщества, которые, по-видимому, будут основной ценностью науки ХХ1 века. Все это напоминает организационно-деятельностные игры Г.П. Щедровицкого. Однако, теперь все происходит без тренера, без оргконсультанта, за счет креативной самоорганизации коллектива учащихся. Дело в том, что учащиеся предварительно знакомятся с принципами синергетики и навыками междисциплинарного взаимодействия, и сами способны принимать коллективные решения и прогнозировать последствия. Результаты ошеломляющие, кстати, интерес к проектам у ребят не меньше, чем к участию в КВН. Методически существенно было разъяснение следующих положений, определяющих смысловую структуру подготовки к проекту: Идея междисциплинарности, как вызов культуры техногенной цивилизации. Ее генезис в теориях ХХ века: тектологии, системном анализе, кибернетике и синергетике. Методологические принципы «Бытия» и «Становления» синергетики, как опорные базовые конструкты междисциплинарного языка описания эволюционирующих систем. Диалектика теории катастроф. (Мое видение принципов синергетики и ее методологии можно найти в вашем журнале №1 за 2006) Идеи и методы нелинейного моделирования, позволяющие прогнозировать качественное поведение сложных систем. Границы языков описания систем, категории динамического хаоса и фрактальной геометрии. Механизмы процессов самоорганизации и антикризисные стратегии поведения в хаосе. Идеи междисциплинарных технологий, механизмы коммуникаций и трансляции образов и знаний, синергетика языка, когнитивный анализ и генерация информации. Синергетика в экономике, психологии, образовании, искусстве, истории, социальных дисциплинах. Обсуждением проблемы «синергетика и единство культуры».Одна из главных его задач - теоретическая и методическая подготовка к активному участию в современных процессах междисциплинарной коммуникации. В заключение, хочется сказать, что синергетика не решает всех проблем образования, она помогает управлять, осуществлять и вырабатывать его стратегии, предлагает эффективные образовательные технологии и переосмысление уже известных подходов. Однако, она не может заменить талант и любовь педагога, не может указать, какими ценностями руководствоваться, не может заменить культуру человеческую культурой технологической. Мне кажется Ольга Николаевна правильно начала с культуроцентричности, синергетика не решит основных, ценностных проблем, но поможет их отрефлексировать. Поэтому хотелось бы уберечься от эйфории по поводу синергетической вседозволенности --- раз синергетика может все объяснить, то это все можно и нужно делать в образовании. Не нужно, синергетика как и любая наука вне ценностей, и не надо ставить ее над собой и снимать с себя ответственность за нравственный выбор педагога, которому доверились души человеческие. Свободу выбора синергетика не отменяет, но может помочь предвидеть последствия, тем самым, призывая к еще большей ответственности за педагогические эксперименты. Вот на этой тревожно-оптимистической ноте я бы закончил. |