|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Во времена СССР оборонные потребности обладали безусловным приоритетом. В 90-е годы во время либеральных реформ ситуация кардинально изменилась, государственный оборонный заказ (ГОЗ) уменьшился в 10 раз, началась быстрая деградация оборонно-промышленного комплекса (ОПК), боеспособность армии резко упала. В начале 2000-х годов серьезность сложившейся ситуации была осознана, стали предприниматься меры по выходу из кризиса. Особенно много стали говорить о возрождении ОПК в последний период, была создана Военно-промышленная комиссия (ВПК) при Правительстве РФ, увеличилось финансирование оборонных программ. Однако, как показывает анализ, это связано в первую очередь с появлением у государства дополнительных финансовых средств (вследствие высоких цен на экспортируемую нефть); обоснованная методология определения объемов ГОЗ на основе математического моделирования и оптимизации макроэкономических и социальных показателей по-прежнему отсутствует. Как обстоит дело за рубежом? Военные расходы присутствуют в государственных бюджетах подавляющего большинства стран мира, их величина варьируется от страны к стране и составляет от 0,5% до 10% внутреннего валового продукта [1] . Процесс формирования военного бюджета имеет свои особенности в каждом государстве. Наибольший интерес представляет анализ бюджетного процесса в США, военные расходы которых в настоящее время составляют около половины совокупных военных расходов стран мира [1] . Бюджетный процесс в США проходит с большой тщательностью и занимает почти год [2] . Этот процесс подразумевает проведение большого количества макроэкономических оценок и прогнозов, выполняемых различными аналитическими группами, что обеспечивает объективность анализа и позволяет снизить риски ошибок. Единой информационной базой для этих исследований является доклад Бюджетного управления конгресса, выпускаемый ежегодно в конце января и содержащий инерционные прогнозы состояния экономики на ближайшие несколько лет. При проведении экономических прогнозов Бюджетное управление конгресса использует широкий арсенал математических моделей, основными из которых являются [3] : T extbook G rowth M odel, Life - Cycle Model , Infinite - Horizon Model , M acroeconomic Advisers' and Global Insight's Models. Данный методический аппарат позволяет делать как краткосрочные (на несколько лет), так и долгосрочные (на десять и более лет) прогнозы. Модели долгосрочного прогнозирования используется Бюджетным управлением конгресса для экономической оценки оборонных программ Администрации ( FYDP – Future years defense program ), разрабатываемых на четырехлетний срок. При этом Бюджетное управление делает макроэкономический прогноз военных расходов и на более длительный период, выходящий за рамки FYDP . На рисунках 1 и 2 представлены результаты оценок Бюджетного управления конгресса , проведенных в конце 2006 года в отношении общих военных расходов и расходов на разработку, испытания и закупку вооружений и военной техники [4] . На рисунках по оси абсцисс – годы, по оси ординат – расходы в млрд. долларов, вертикальными линиями отмечены временные рамки FYDP . Рисунок 1 – Прошлые и прогнозируемые военные расходы США Рисунок 2 – Прошлые и прогнозируемые расходы на разработку, испытания и закупку вооружений, военной техники и оборудования Обозначения: Operation And Support , Military Consnruction , and Family Housing - боевые действия и обеспечение, военное строительство и обеспечение жильём семей военнослужащих; Investment - разработка и закупка вооружения и военной техники; Supplemental Appropriations - дополнительные ассигнования; Contingency Cost Risk - непредвиденный финансовый риск; Total Cost Risk полный финансовый риск; Research , development , testing and evaluation - исследования, разработки, испытания и оценки; Other procurement - другие поставки; Missiles and munitions - ракеты и оснащение; Missile defense - противоракетная оборона; C 4 ISR ( command , control , communications , computers , intelligence , surveillance and reconnaissance ) - командование, управление, коммуникации, компьютеры, сбор и обработка данных, наблюдение, разведка; Ships - флот; Aircraft – авиация; Ground combat – наземные боевые действия. Что касается оценок влияния военных расходов на развитие экономики, то здесь однозначных ответов не существует. В западных странах очень активно исследуются различные аспекты, связанные с военной экономикой. По этой тематике имеются тысячи публикаций, только по вопросам конверсии по состоянию на 1978 год было более 3000 публикаций. На 1995 год в одном из обзоров упоминалось 460 экспертов в 50 государствах, занимающихся военно-экономическими вопросами. Наибольшее внимание этим вопросам уделяется в США, Великобритании, Западной Европе в целом. Стали появляться аналогичные работы и в России. Анализ имеющейся информации на эту тему показывает следующее. Для наиболее крупных государств в ХХ веке имели место как интенсивный экономический рост при высоких военных расходах, так и и не менее интенсивный рост при низких расходах. Примеры приведены в таблице 1 . Таблица 1 - Примеры экономического роста при высоких и низких военных расходах
Самый свежий пример: массивная закачка денег в военно-промышленный комплекс США после вторжения в Афганистан и Ирак стала, по мнению многих экономистов, важнейшим фактором, позволившим Америке выйти из кризиса «новой экономики» рубежа веков и обрести в 2003-2006 годах положительную экономическую динамику (см. таблицу 2) . Таблица 2 - Бюджет США и расходы на оборону в 1995-2006 финансовых годах
(В настоящее время, правда, очевидны политические и экономические проблемы последствий военной агрессивности США, однако это уже другая сторона медали.) Таким образом, существуют как неблагоприятные, так и благоприятные факторы воздействия военных расходов на экономический рост. В таблицах 3 и 4 приведен обобщенный анализ наиболее часто обсуждаемых в научной литературе неблагоприятных и благоприятных факторов вместе их критикой отдельными специалистами. Таблица 3 - Неблагоприятные факторы воздействия военных расходов на экономический рост (вследствие так называемого «эффекта вытеснения»)
Таблица 4 – Благоприятное воздействие военных расходов на экономику
Приведенная в таблицах информация свидетельствует, что на основе только логического анализа невозможно в конкретных случаях сделать однозначные выводы о воздействии военных расходов на экономический рост. Анализ количественных исследований с использованием математических моделей (в основном, использующих эконометрические методы и факторный анализ) приведен в [5] . Основные р езультаты анализа:
Недостатками рассмотренных количественных исследований являются следующие:
В целом, многочисленные эконометрические исследования не показывают ни ясной и убедительной поддержки мнения об отрицательном воздействии оборонных расходов на экономический рост, ни ясного опровержения гипотезы о положительной зависимости между расходами на оборону и экономическим ростом . В Российской Федерации ситуация в отношении рассматриваемых вопросов следующая. С начала двухтысячных годов в России возродился интерес к оборонным проблемам и к военной экономике, находившейся к этому времени в тяжелейшем кризисе в результате проведения либеральных реформ предыдущего десятилетия. Однако, несмотря на принятие федеральных целевых программ, направленных на развитие ОПК, реальное финансирование оборонных программ проводилось очень осторожно. На финансирование статьи «Национальная оборона» выделялась практически неизменная доля от ВВП и федерального бюджета (см. таблицу 5 ), то есть финансирование Вооруженных Сил по существу осуществлялось «от существующего», с сохранением установившихся в середине девяностых годов пропорций. Таблица 5 - Доля расходов на национальную оборону и ГОЗ в федеральном бюджете и ВВП
Из таблицы 5 видно, что расходы на оборону механически зафиксированы на уровне 2,6 - 2,7 % от ВВП, финансирование ГОЗ не превышает 1,0 % от ВВП, несмотря на катастрофическую нехватку современных вооружений в войсках. Периодически звучащие высказывания о чуть ли не возрождающейся милитаризации экономики – не более, чем миф, выгодный определенным кругам. Реально в отношении военных расходов реализуется «инерционная стратегия». Необходимый методический аппарат по обоснованию рациональных объемов финансирования военных расходов с позиций согласования потребностей военной безопасности и необходимости оптимизации макроэкономических показателей пока отсутствует. В условиях мирного времени развитие военной организации государства должно осуществляться с учетом потребностей экономического развития страны. Слишком большие военные расходы разорительны для экономики. Однако при определенных условиях военные расходы могут помогать решению сугубо экономических проблем (повышение занятости, активизация потребительского спроса, усиление научно-технического прогресса и т.п.), способствовать экономическому росту (увеличение ВВП), стимулировать развитие гражданских отраслей промышленности. Более того, слишком низкий уровень гособоронзаказа может привести к деградации наукоемкого сектора промышленности [6] . Таким образом, необходимо иметь специальный методический аппарат, позволяющий оценивать влияние военных расходов на экономическое развитие и оптимизировать макроэкономические пропорции, чтобы военный заказ, выполняя функцию обеспечения обороноспособности страны, давал к тому же максимальный макроэкономический эффект. Н еобходима специализированная макроэкономическая модель, предназначенная для обоснования объема военных расходов федерального бюджета и позволяющая осуществлять:
Согласование военных потребностей и экономических возможностей государства должно реализовываться в ходе долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования военного строительства, прежде всего, в процессе формирования государственной программы вооружения (ГПВ) и государственного оборонного заказа (ГОЗ). Определение рациональных размеров ГПВ и ГОЗ должно осуществляться путем итеративного решения двух задач: оценка влияния размеров ГПВ и ГОЗ на макроэкономические и социальные показатели развития страны (поиск диапазонов объемов ГПВ и ГОЗ, обеспечивающих благоприятные макроэкономические пропорции); варьирование в этих диапазонах составом и возможными способами применения вооруженных сил с целью обеспечения выполнения требуемых военных задач (см. рисунок 3 ). Рисунок 3 - Схема синтеза показателей военной и экономической эффективности ГПВ и ГОЗ Экономическая оптимизация (первая из указанных задач) имеет ключевое значение при долгосрочном и среднесрочном планировании - на стадии обоснования концепций строительства Вооруженных Сил и формирования ГПВ - и затем задает ресурсно-финансовые «рамки» для формирования ГОЗ и краткосрочного планирования. Это связано с тем, что экономическая оптимизация осуществляется исходя из долгосрочных планов обеспечения военной и экономической безопасности одновременно с формированием (и/или уточнением) экономической стратегии государства. Смысл экономической оптимизации отражен на рисунке 4. Рисунок 4 - Экономическое обоснование рациональных объемов военных расходов федерального бюджета Базовая математическая модель, предназначенная для определения влияния военных расходов на макроэкономические показатели, в настоящее время разработана; ее описание изложено в [6, 7] . С помощью этой модели возможна оценка изменения ключевых социально-экономических показателей – ВВП, уровня инфляции, параметров социально-экономической структуры общества, уровня потребления и др. – при изменении объемов и структуры военных расходов для различных сценарных условий. Модель описывает материальные и финансовые потоки согласно схеме на рисунке 5 . Рисунок 5 - Схема расчетной модели функционирования ОПК в составе экономики страны Основными особенностями модели являются следующие:
Рисунок 6 – Макроструктура экономики и населения страны Модель включает в себя несколько десятков дифференциальных и алгебраических уравнений, моделирующих:
В основе модели лежат предположения о рыночном механизме формирования цен на продукцию ВОС (за счет баланса спроса и предложения) и рыночном характере производства (за счет использования оборотных средств их владельцами). Схема использования модели для анализа влияния военных расходов на экономическое развитие представлена на рисунке 7 . Рисунок 7 – Схема использования модели для анализа влияния военных расходов на экономическое развитие Моделирование влияния военных расходов на макроэкономические параметры проводится на основе параметрических расчетов при различных сценарных условиях. Алгоритм расчетов следующий. Сначала определяются параметры состояния экономики в предположении, что гособоронзаказ отсутствует: Q опк = 0, где Q опк - объем ГОЗ. Затем величину гособоронзаказа при проведении расчетов ступенчато увеличивают и, решая динамические уравнения модели в новых условиях, рассматривают, как изменятся параметры равновесных состояний экономики страны. Особое внимание должно уделяться изменению величины ВВП и параметров экономической структуры общества. Результаты моделирования оформляются в виде графиков, аналогичных графику на рисунке 4 . Увеличение Q опк целесообразно до тех пор, пока не будет наблюдаться ухудшение макроэкономических показателей. Дальнейший рост расходов на оборону не рационален (возможен только в случае непосредственной военной опасности), поскольку наносит вред развитию экономики. Меньшие расходы неразумны, поскольку при правильной государственной политике вложения в ОПК – это по сути вложения в развитие высоких технологий, в науку и человеческий потенциал, которые дадут отдачу некоторое время спустя. Иное использование этих средств может привести к их «проеданию», аккумулированию их у «элиты» с дальнейшим уводом за границу на счета иностранных банков и т.п. Кроме того, снижение ГОЗ ниже критического уровня приведет к деградации ОПК, повышению безработицы, усилению социальной нестабильности и другим негативным последствиям. Соответственно, зная рациональную величину расходов на оборону (исходя из оптимизации общих макроэкономических показателей), можно более обоснованно подходить к формированию ГПВ и ГОЗ, стараясь выдерживать наиболее благоприятные для экономики страны пропорции. При этом с помощью модели можно оценить рациональные пути финансирования Q опк – посредством перераспределения расходов и/или разумной налоговой политики и/или безинфляционной адресной эмиссии с целью увеличения оборотных средств предприятий и т.п. На рисунке 8 представлены результаты расчетов изменения индекса ВВП* (объема конечной продукция внутри-ориентированного сектора включая ОПК) и индекса инфляции в зависимости от изменения ГОЗ и денежных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу. Рисунок 8 - Изменение индекса ВВП * и индекса инфляции при одновременном увеличении ГОЗ ( Q опк ) и денежных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу ( Р ) (Количественные данные на рисунке приведены в относительных единицах. Значения Q опк = 0,1 и Р = 0,8 соответствуют существующему уровню финансирования ГОЗ и денежных выплат военнослужащим и гражданскому персоналу.) Результаты расчетных оценок показывают, что в современной ситуации увеличение размеров ГОЗ в 2,5 – 3,0 раза и пропорциональное увеличение других расходов по статье «Национальная оборона» не приведет в краткосрочном плане к ухудшению экономического развития России. Данные, приведенные на рисунке 8 , отражают качественную картину влияния военных расходов на экономику страны. В ходе моделирования проводился также анализ конкретной ситуации – последствий увеличения ГОЗ на одну треть от запланированного уровня на период до 2010 года. Информационной базой расчета являлись данные МЭРТ, приведенные в документе «Сценарные условия социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год» [8] и соответствующие второму варианту прогноза (основного для составления бюджета на 2008-2010 годы). Рассчитывалось изменение ВВП, ежегодного прироста ВВП, а также индекса потребительских цен в результате указанного увеличения ГОЗ. Считалось, что дополнительное финансирование ГОЗ осуществляется за счет целевой эмиссии денежных средств без изменения других статей бюджета (то есть путем уменьшения бюджетного профицита). Результаты расчетов представлены на рисунке 9 в ценах 2006 года. Рисунок 9 – Сравнение экономических показателей при планируемой и увеличенной на одну треть величиной ГОЗ (НО и НБ – расходы по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность») Из результатов расчетов, представленных на рисунке, видно, что увеличение ГОЗ способствует экономическому росту, при этом инфляционное давление оказывается несущественным. Наблюдаемый положительный эффект связан с более полным и эффективным использованием производственных мощностей ОПК, активизацией функционирования обрабатывающей промышленности, улучшением экономической структуры общества (распределения населения по накоплениям) за счет повышения доходов работников высокотехнологического сектора промышленности. Таким образом, ежегодное дополнительное увеличение ГОЗ в 2008-2010 годах на одну треть от планируемого в настоящее время объема финансирования за счет целевой эмиссии денежных средств (без изменения других статей бюджета) приведет к увеличению ВВП (в абсолютных величинах с учетом дефлирования) при несущественном увеличении инфляции (около 0,15% в абсолютном выражении, составляющего около 2% от общего роста инфляции). Указанное увеличение ГОЗ будет способствовать экономическому росту, нормализации экономической структуры общества, не окажет существенного влияния на инфляцию, позволит ускорить перевооружение армии и повысить обороноспособность страны. При существующем уровне загрузки производственных мощностей в ОПК (около 30%) возможно безболезненное для экономики увеличение ГОЗ от нынешнего уровня ? 1% ВВП до ? 2% ВВП. Ограничивающим фактором здесь является появление диспропорций в функционировании ОПК при быстром наращивании финансирования ГОЗ и, соответственно, неэффективное использование выделяемых средств. Поэтому целесообразно не резкое, а постепенное наращивание финансирования с одновременным устранением возникающих «узких мест». В принципе, при ежегодном увеличении ГОЗ в реальном выражении на 25 - 30% можно за 3 - 4 года достичь уровня ГОЗ в 2% ВВП, который представляется рациональным в условиях современной России. Были также проведены численные оценки влияния увеличения ГОЗ на макроэкономические показатели в период после 2010 года. Информационной базой расчета являлись данные МЭРТ, приведенные в документе «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» [9] и соответствующие третьему (инновационному) варианту прогноза на период до 2020 года. Результаты расчетов показывают следующее:
Таким образом, оценки на основе моделирования показывают, что на период до 2020 года увеличение ГОЗ (по отношению к заложенным в прогнозах МЭРТ цифрам) дает положительный экономический эффект. Величину ГОЗ целесообразно поддерживать на уровне 2% ВВП. При значениях ГОЗ выше 2,5% ВВП возможно негативное влияние «эффекта вытеснения». В заключение следует отметить важный момент. Проведенные расчеты свидетельствуют о том, что существует достаточно широкий диапазон военных расходов, при которых значимого изменения макроэкономических показателей не происходит (см. рисунки 4, 8 ). Отсутствие ярко выраженного максимума на графике зависимости ВВП от величины военных расходов делает задачу оптимизации неопределенной и неоднозначной, требует учета дополнительных показателей и критериев. Необходим переход к макропоказателям, обладающим интегрирующими свойствами, позволяющим учитывать экономические, политические, технологические факторы и рассматривать проблему в целом. К таким макропоказателям относится геополитический статус (ГПС). Величина геополитического статуса характеризует «вес» государства в мировой системе; изменение ГПС в результате тех или иных событий (войн, экономических и политических кризисов и т.п.) характеризует последствия этих событий для государства [10] . В геополитических исследованиях используются разные способы количественной оценки ГПС, однако все они однотипны: это, как правило, мультипликативные свертки частных показателей различных аспектов «силы» государства с учетом определенных весовых коэффициентов. Одним из наиболее известных является способ количественной оценки ГПС на основе выражения [11] : где N - количество населения в государстве; Y - валовой внутренний продукт (ВВП); W - расходы на оборону. Можно показать [12] , что если использовать ГПС в качестве основного показателя для определения рациональных размеров военных расходов, ситуация становится значительно более определенной. Зависимость ГПС от величины оборонных расходов приобретает вид, изображенный на рисунке 10. Рисунок 10 - Влияние уровня военных расходов на геополитический статус государства Видно, что в отличие от рисунка 4 на рисунке 10 наблюдается ярко выраженный максимум, что позволяет достаточно точно определять объемы финансирования расходов на оборону, максимизирующие геополитический статус страны. Конечно, при этом остается неопределенность в определении численного значения ГПС (см. уравнение (1) ) , не снимается актуальность вопросов эффективного расходования выделенных средств и т.д. Однако, несмотря на эти моменты, предложенный подход позволяет переместить дискуссии о размерах финансировании оборонных расходов с поля столкновения субъективных мнений отдельных лиц (пусть и имеющих значительный политический вес) на поле конкретных количественных оценок с четко определенными критериями. Литература 1. Ежегодник СИПРИ 2005: вооружения, разоружение и международная безопасность. – М.: Наука, 2006. 2. Роберт Райшауэр. Доклад на Международной общественной конференции по проблемам финансов (Вашингтон, 3-5.12.97) 3. http://www.cbo.gov/showdoc.cfm?index=4454&sequence=0 4. Long-Term Implications of Current Defence Plans Summary Update for Fiscal Year 2007. Congressional Budget Office. October, 2006. 5. Keith Hartley, Defence Spending and its Impact on the National Economy: A review of the literature and research issues, Centre for Defence Economics, University of York, YORK, YO10 5DD, 2005. 6. Малков С.Ю., Чернавский Д.С., Ковалев В.И., Коссе Ю.В., Старков Н.И. Экономика России и обеспечение военно-стратегической стабильности // Стратегическая стабильность, 2005, №1, c.67-74. 7. Чернавский Д.С., Малков С.Ю., Старков Н.И., Коссе Ю.В. Оборонно-промышленный комплекс и развитие экономики России // Стратегическая стабильность, 2004, №1, с.37-47. 8. Сценарные условия социально–экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год. – М.: МЭРТ, 2007. 9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. – М.: МЭРТ, 2007. 10. Коняхин Б.А., Подкорытов Ю.А., Винокуров Г.Н. Методический подход к исследованию некоторых аспектов глобальной стратегической стабильности на основе математического моделирования динамики геополитических статусов государств // Стратегическая стабильность, 2006, №1, с.9-16. 11. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и связь, 1993. 12. Малков С.Ю., Ковалев В.И., Коссе Ю.В. К вопросу об определении оптимальной величины оборонных расходов государства // Стратегическая стабильность, 2007, №2, с.72-76. |