|
|
"Жить - вот ремесло, которому я хочу научить его [моего воспитанника]". Ж.-Ж. Руссо. Эмиль, или О воспитании "Мы хотим стать поэтами нашей жизни, и прежде всего в самых малых и самых незначительных делах". Ф. Ницше В современных условиях, когда на нас лавинообразно обрушиваются потоки информации и появляются все более сложные трансдисциплинарные комплексы знаний, встает насущная задача ориентации личности, поддержания ее собственной идентичности, постоянного создания себя. Обучающийся - это не пустой контейнер, который государственно легитимный авторитет наполняет фактами и данными, а активный конструктор себя и своего окружения. Обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей ученика, кооперативной совместной творческой деятельности учителя и ученика, в результате которой изменяются они оба. Не стремиться всё знать, а знать как учиться Достижение нового качества жизни в XXI веке возможно при неотложной реформе существующих методов образования и воспитания. Как говорил родоначальник современной эволюционной эпистемологии Конрад Лоренц, жизнь есть познание. А научиться жить - значит научиться учиться. Сегодня человек, будь то юноша или умудренный жизненным опытом старик, ежедневно и ежечасно оказывается погруженным в огромные потоки информации, питаемые растущим книжным миром, радио, телевидением, прессой, Интернетом. Этот, захватывающий человека виртуальный мир, порой размывает внутренние стержни личности, нивелирует собственные жизненные предпочтения, он превращает человека в некого робота, в раба, бессознательно и беспрекословно следующего призывам рекламы и пропагандируемым шаблонам "достойной жизни". Поразительно, что даже действуя, казалось бы, по своей собственной воле, человек может неосознанно проявлять себя как часть этого виртуального мира и воплощать в своем поведении тенденции и импульсы этого мира. Эпоха ученых-энциклопедистов и мыслителей-универсалов безвозвратно ушла в прошлое. Универсализм личности состоит сегодня не в объеме удерживаемых в памяти сведений и не в массиве оперируемых знаний из разных дисциплинарных областей, а в овладении общей системой ориентации в океане информации, в создании жестких личностных фильтров - четких способов отбора ценной информации, а также в формировании умения постоянно пополнять и достраивать свою личностную систему знаний. Главное - не знать, а знать как найти, как быстро добывать требуемые знания в современных энциклопедиях или в сети Интернета. Главное уметь находить путь к знанию, путь поиска решения и уметь делать по этому пути первые шаги. Метод естественного, согласованного с природой личности образования и воспитания, к которому призывал Жан-Жак Руссо в XVIII веке, не менее актуален и в наши дни: "Цель моя - не знание дать ему [моему воспитаннику], а научить его приобретать, в случае нужды, это знание, ценить его как раз во столько, сколько оно стоит… С этой методой мало продвигаются вперед, но зато не делают ни одного бесполезного шага" . "Я показываю ему путь к знанию, - правда, легкий, но длинный, неизмеримый, медленно проходимый. Я заставляю его сделать первые шаги, чтобы он знал, как выйти на него, но я не позволю ему идти далеко". Образованный человек отличается от необразованного тем, что может плодотворно вести научные исследования или конструировать, успешно и творчески жить и работать, когда, казалось бы, уже всё забыл. Поразмыслите, много ли знаний хранится у вас в памяти из вашего школьного или даже университетского образования. Может быть, 95% из всего некогда изученного и прочитанного забывается, не используется активно, в лучшем случае лишь хранится где-то далеко, в глубине подсознания. Об этой парадоксальности образования как-то сказал Оскар Уайльд: "Образование - удивительная вещь, но не стоит забывать о том, что ничему, что действительно стоит знать, нельзя обучить". Так что же отличает образованного человека? Что же это за знание, которому нельзя обучить? Скорее всего, это - развивающаяся в процессе образования общая способность мышления и креативность, формирующаяся способность обращать имеющиеся теоретические и практические знания в стратегии решения проблем и методы получения нового знания, в свое собственное, личностное know how. Англо-американский поэт Томас С. Элиот, поэтические сложения которого пронизаны философскими размышлениями, вопрошал: "Где то знание, которое мы потеряли в океане информации, где та мудрость, которую мы потеряли в процессе познания?" Научиться жить - это не просто иметь доступ к базам данных и черпать новую информацию, но и получить глубокие, фундаментальные знания, более того, трансформировать приобретенные знания в мудрость и мудро строить свою жизнь. Эдгар Моран, президент Ассоциации сложного мышления, в своей недавней книге, названной "Хорошо устроенная голова. Переосмыслить реформу - реформировать мышление" (1999), разбирает важнейшие направления современной реформы образования, основанной на внедрении в систему образования всех уровней принципов сложного, нелинейного мышления. Он показывает, что лучше иметь "хорошо устроенную голову", чем "голову, наполненную многочисленными знаниями". В "голове, наполненной знаниями" аккумулирован большой объем знаний, но эти знания лишь сложены в штабеля, а не подвергнуты надлежащей обработке, тщательному отбору, они еще должным образом не организованы. В "хорошо устроенной голове" знания не просто собраны и накоплены, но и связаны в целостную систему. Такого рода голова имеет двоякое преимущество: 1) обладает "общей способностью ставить и решать проблемы" и 2) оперирует "принципами организации, позволяющими связывать знания и придавать им смысл" . Искусство познания, или когнитивное искусство, имеет жизненно-важную ценность. Когнитивное искусство становится витальным искусством, искусством жизни. Когнитивное искусство - не только правильное использование логики, правил дедукции и индукции в мыслительных построениях, но и искусство аргументации, ведения дискуссии, открытого и конструктивного диалога, в котором рождаются новые смыслы, открываются новые горизонты знания. Когнитивное искусство сегодня - это искусство думать глобально, чтобы успешно решать локальные проблемы. Чтобы научится ориентироваться в океане информации и превратить свои знания в жизненную мудрость, нужно не только подняться по ступеням школьного и университетского образования, но и погрузиться в мир литературы, поэзии, театра и кино, которые открывают нам эстетическое измерение нашего существования. Как показывает Э. Моран, "литература, поэзия и кино должны рассматриваться не только и не главным образом как объекты грамматического, синтаксического и семиотического анализа, но и как школа жизни, причем в нескольких аспектах:
интеграция и контекстуализация знаний Планета Земля, феномен жизни, человек являются типичными объектами полидисциплинарных исследований. Планета Земля изучается астрономией, географией, геологией, геодезией и картографией, геофизикой и геохимией, климатологией, экологией и др. дисциплинами. Человек является предметом изучения в антропологии, этнологии, истории, социологии, психологии, философии. Механизмы функционирования человеческого сознания, мышления и творчества исследуются в когнитивной науке, которая, будучи междисциплинарным направлением, базируется на результатах целого ряда научных дисциплин, таких как эволюционная биология, нейрофизиология, когнитивная психология, нейролингвистика, нейрокибернетика и искусственный интеллект, генетическая эпистемология и эволюционная эпистемология, философия. Если мы хотим проследить ход изучения этих сложных феноменов в истории науки, то последняя предстает перед нами историей сближения научных дисциплин и ломки границ между ними, трансдисциплинарного переноса понятий и когнитивных схем, формирования дисциплин-гибридов. Как отмечает президент Ассоциации сложного мышления, французский профессор Эдгар Моран, "тогда как официальная история науки является историей дисциплинарности, другая история науки, связанная с первой и неотделимая от неё, является историей интер-поли-трансдисциплинарности". Именно холистическая тенденция определяет характер науки будущего, где, судя по всему, будет усиливаться интеграция научных дисциплин на полях полидисциплинарного исследования и обретать особую ценность способность ученых нелинейно и целостно мыслить. Поэтому одной из задач перестройки систем современного образования всех уровней является развитие холистического мышления, формирование умения понимать широкий, или иногда даже и глобальный, контекст исследуемой проблемы, т.е. умения контекстуализировать знание. Тренировать холистический, а не аналитический, взгляд на мир становится насущной потребностью современной науки. "Думай глобально, чтобы успешно решить свою частную и локальную проблему!" - вот лозунг сегодняшнего дня. Так, сама сущность современных исследований в области нелинейной динамики сложных систем связана со способностью переносить модели сложного поведения из одной дисциплинарной области в другую, т.е. проводить исследование в конкретной дисциплинарной области, имея общее и глубокое понимание закономерностей сложного поведения самоорганизующихся систем. Важно также использовать возникающее в синергетике понимание общих законов интеграции, коэволюции и взаимосогласованного устойчивого развития различных (геополитических, демографических, экологических и др.) сложных структур в современном мире. Всякий раз здесь идет речь, по сути, о способах устойчивого соединения и совместной жизни структур "разного возраста", т.е. структур, находящихся на разных уровнях развития и эволюционирующих в разном темпе. Основное правило нелинейного синтеза частей в сложное эволюционное целое таково: интеграция относительно простых эволюционирующих структур в более сложные происходит благодаря установлению общего темпа эволюции во всех объединяемых частях (фрагментах, подструктурах). Структуры "разного возраста" начинают сосуществовать в одном темпомире, они начинают развиваться с одной скоростью. Существуют различные, но не произвольные способы нелинейного синтеза простого в сложное. Избирательность, квантованность способов объединения частей в целое связана с накладываемым требованием существования в одном темпомире, т.е. развития с одним моментом обострения. Холистическое видение существенно и в применении моделей нелинейной динамики в когнитивной науке. В концепции воплощенного, инактивированного, или ситуационного, познания, которую разрабатывает Ф.Варела, познающий организм рассматривается в комплексе со своим окружением, познавательный акт расширяется в некую ситуацию, обладающую определенными топологическими свойствами. Имеет место нелокальность, глубокая взаимная детерминация внешнего и внутреннего. "Мир, который меня окружает, и то, что я делаю, чтобы обнаружить себя в этом мире, неразделимы… Глобальное является одновременно причиной и следствием локальных действий" . Способность видеть целое прежде составляющих его частей, способность к мыслительному синтезу - важнейшая особенность когнитивной и креативной деятельности человека. Лишенный таких способностей человек видит только части, отдельное, единичное, он "зациклен" на них. Не зная контекста, значение какой-то непонятной части (не говоря уже о значении целого) остается для него неведомым. Настоящий творец начинает писать свою книгу, когда он знает, какой она должна быть в целом. Последняя фраза книги может быть даже у него готовой заранее. Он держит в своей голове весь ритм книги, общую архитектонику всего текста. Эта топологически распределенная цель ведет его в творчестве. Неслучайно поэтому, что одна из семи неотложных задач в реформировании системы образования будущего связывается Э.Мораном с необходимостью развития холистического мышления. Свою программу он изложил в документе ЮНЕСКО, переведенном на ряд языков и широко распространяемом в мире. "Познание мира как мира целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью. Универсальная проблема, затрагивающая каждого гражданина нового тысячелетия такова: как получить доступ к информационным сведениям о мире и как сформировать умение последовательно излагать и организовывать эти сведения? Как воспринимать и понимать Контекст, Глобальное (отношение целого и частей), Многомерное и Сложное? Чтобы выражать и организовывать знания и тем самым осознавать и познавать проблемы мира, необходима реформа мышления… Это фундаментальный вопрос для образования, поскольку он касается нашей способности организовывать знания. Эта универсальная проблема встает перед образовательными системами в будущем, ибо наши разъединенные, раздробленные, распределенные по дисциплинарным областям знания глубоко и чудовищно неадекватны для постижения реальностей и проблем, которые становятся все более глобальными, трансдисциплинарными, полидисциплинарными, многомерными и планетарными. Из-за этой неадекватности становятся невидимыми Контекст, Глобальное, Многомерное, Сложное". и трансдисциплинарные стратегии исследований "Междисциплинарность" означает, прежде всего, кооперацию различных научных областей, циркуляцию общих понятий для понимания некоторого явления. "Полидисциплинарность" является характеристикой такого исследования, когда какой-либо феномен или объект (планета Земля, человек и т.д.) изучается одновременно и с разных сторон несколькими научными дисциплинами. "Трансдисциплинарность" характеризует такие исследования, которые идут "через", "сквозь" дисциплинарные границы, выходят "за пределы" конкретных дисциплин. Трансдисциплинарные исследования характеризуются переносом когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую, разработкой совместных проектов исследования. Последний термин используется главным образом французскими научными центрами по исследованию сложных самоорганизующихся систем и сложного мышления, в первую очередь Центром трансдисциплинарных исследований (социология, антропология, история), возглавляемом Эдгаром Мораном и Николь Лапьер. Разводя эти понятия, целесообразнее говорить о полидисциплинарных исследовательских полях, междисциплинарных исследованиях и трансдисциплинарных стратегиях исследования. Любопытно рассуждение по этому поводу Э.Морана, который несколько заостряет различие между близкими понятиями "междисциплинарность" и "трансдисциплинарность": "Междисциплинарность может означать только и просто то, что различные дисциплины садятся за общий стол, подобно тому, как различные нации собираются в ООН исключительно для того, чтобы заявить о своих собственных национальных правах и своем суверенитете по отношению к посягательствам соседа. Но междисциплинарность может стремиться также к обмену и кооперации, в результате чего междисциплинарность может становиться чем-то органическим… Что касается трансдисциплинарности, здесь часто идет речь о когнитивных схемах, которые могут переходить из одних дисциплин в другие, иногда настолько резко, что дисциплины погружаются в состояние транса. Фактически, именно интер-, поли- и транс-дисциплинарные комплексы работают и играют плодотворную роль в истории науки; стоит запомнить те ключевые понятия, которые здесь привлекаются, а именно кооперацию, точнее говоря, соединение или взаимосвязь или, выражаясь еще более точно, совместный проект". Необходимо, чтобы каждая научная дисциплина, входящая в поли- и транс-дисциплинарный комплекс, была одновременно и открыта, и замкнута. Открыта по отношению к новым когнитивным схемам, переносимым из смежных и более отдаленных научных дисциплин и имеющим для нее эвристическую значимость; готова к кооперации с другими научными дисциплинами, к реализации совместных исследовательских проектов. Замкнута, ибо она должна стремиться сохранить своей специфический предмет и ракурс исследования, развивать свои прогрессивные и наиболее продвинутые исследовательские методы и стратегии. Надо экологизировать "дисциплины", т.е. рассматривать их в широком контексте, включая культурные и социальные условия, всегда учитывать среду в которой они возникают, развертывают постановки исследовательских проблемы, теряют гибкость и затвердевают или, напротив, быстро прогрессируют, постоянно самообновляясь. Синергетика является трансдисциплинарным направлением научного исследования, ориентированным на изучение законов эволюции и самоорганизации сложных систем разной природы. Синергетика может быть использована как общая исследовательская установка, подход, когнитивная схема исследования. Роль синергетики в перестройке системы образования двояка. Речь может идти о синергетическом образовании, о распространении синергетических знаний, об изучении открываемых синергетикой законов самоорганизации и коэволюции сложных систем, а также о синергетических способах организации самого процесса обучения и воспитания. В первом случае синергетика выступает как содержание образования, а во втором - как его метод. Сначала рассмотрим синергетическое знание и его методологическую и эвристическую ценность. Структура как процесс. В синергетике изучаются механизмы локализации быстрых эволюционных процессов в сложных системах (на открытых нелинейных средах). Структура (или организация) рассматривается здесь не как нечто стационарное, а как процесс, локализованный в определенной области непрерывной среды. Этот процесс имеет определенную геометрическую форму и способен как-то развиваться, реконструироваться, перемещаться по среде. Другими словами, структура есть пятно организации, блуждающее по среде. Открытая нелинейная среда покрывает себя пятнами организации. Парадоксально, что тепло (горение) может поддерживать себя в форме определенных структур, в форме "кристалла тепла" ("кристалла горения"). Этот феномен изучен научной школой академика РАН А.А. Самарского и члена-корреспондента РАН С.П. Курдюмова и назван феноменом инерции тепла. Удалось установить механизмы формирования структур-процессов в открытых нелинейных средах. В результате изучения относительно простых математических и вычислительных (компьютерных) моделей получен результат фундаментальной важности: непрерывная нелинейная среда потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов (различные типы структур). Среда выступает в качестве носителя различных форм будущей организации, в качестве поля возможных путей эволюции. Ожидай неожиданного! Или, иначе, нет ничего невероятного. Благодаря нелинейности имеет силу важнейший принцип "разрастания малого", или "усиления флуктуаций". В условиях неустойчивости (в точке бифуркации или вблизи момента обострения) нелинейность может усиливать флуктуации - делать малое отличие большим, макроскопическим по последствиям. В нелинейном мире возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий. Нелинейность означает возможность неожиданных изменений направления течения процессов. Нелинейность процессов делает принципиально ненадежными и недостаточными весьма распространенные до сих пор прогнозы-экстраполяции от наличного. Ибо развитие совершается через случайность выбора пути в момент бифуркации, а сама случайность (такова уж она по природе) обычно не повторяется вновь. Как показывают исследования, картина процесса на первоначальной или промежуточной стадии может быть полностью противоположной его картине на развитой, асимптотической стадии. Скажем, то, что сначала растекалось и гасло, может со временем разгораться и локализоваться у центра. Причем такие бифуркации по времени могут определяться не изменением параметров, а ходом процессов самоструктурализации данной среды. Наконец, могут происходить изменения (вынужденные или спонтанные) самой открытой нелинейной среды. А если среда становится другой, то это приводит к качественному изменению картины процессов ее эволюции. На более глубинном уровне происходит переделка, переструктурализация поля возможных путей эволюции среды. Дискретный спектр возможных путей в будущее. В синергетике изменяется представление о будущем. Будущие состояния сложных систем ускользают от нашего контроля и предсказания. Будущее открыто, оно неоднозначно. Но в то же время в нелинейной среде скрыт, предсуществует как непроявленное спектр "целей" развития, будущих возможных структур. Не любой произвольный путь эволюции реализуем на данной среде, но только определенный набор эволюционных путей. И этот спектр "целей", структур-аттракторов эволюции определяется исключительно внутренними, собственными свойствами открытой нелинейной среды. Таким образом, будущее открыто в виде спектра преддетерминированных возможностей. Детерминация их будущего. В синергетике возникает одно из наиболее парадоксальных представлений - представление о влиянии будущего, или конечной причинности. Будущее преддетерминирует настоящее, структуры-аттракторы детерминируют ход исторических событий. Будущее оказывает влияние сейчас, в некотором смысле оно существует в настоящем. Структуры-аттракторы как будущие состояния пред-даны, пред-заданы (свойствами данной нелинейной среды). Они существуют "as a ready-made". Паттерны самоорганизации и эволюции наличествуют до самих процессов эволюции. Аттракторы выглядят как "память о будущем", как "воспоминание будущей активности". Все воздействия, попытки построить организацию, которые выходят за пределы области притяжения ("конуса" аттрактора), оказываются тщетными. Все, что не соответствует структурам-аттракторам, будет смыто, уничтожено диссипативными процессами. Например, человек может стремиться действовать против тех сил, которые "тянут его" из будущего, действовать наперекор своим неосознанным установкам. Но все попытки такого рода обречены на провал. Хаос как способ самообновления. Хаос не есть нечто негативное. Это -"сила", выводящая на структуры-аттракторы эволюции, а также способ синхронизации темпов развития подструктур внутри сложной структуры. Хаос - это путь к инновации. Периодически погружаясь в хаос, система самообновляется. В мире должна быть определенная доля хаоса, разрушения. Хаос, флуктуации на микроуровне играют существенную роль в определении наличных тенденций, "целей" процессов на макроуровне. Хаос предстает в качестве механизма выхода на структуры-аттракторы эволюции. Макроорганизация строится благодаря беспорядку, хаосу на микроуровне. Добро и зло, порядок и хаос, организация и дезорганизация - все в мире уравновешено. Стало быть, бессмысленно бороться против хаоса, стремиться полностью вытеснить негативные, деструктивные элементы из мира. И живое, и не живое подвержено ритмам жизни. Не может быть резкого роста без угрозы падения и разрушения. Существуют некоторые законы ритма, свойственные как живой, так и неживой природе, законы периодической смены состояний: подъем - спад - стагнация - подъем и т.д. Только подчиняясь этим "ритмам жизни", режимам колебаний, сложные системы могут поддерживать свою целостность и динамично развиваться. Этот механизм самодвижений, автоосцилляций глубоко аналогичен восточному образу инь-ян. Инь - это полная потенциальность и устремленность, это, так сказать, подсознание, нечто невербализованное и непроявленное. Ян - это реализованное, вербализованное, проявленное. Согласно используемым синергетическим моделям, периодическая смена HS- и LS- режимов с обострением, которая возможна для открытых сред с сильной нелинейностью, может рассматриваться в качестве математической аналогии смены инь-ян, чередования двух дополнительных элементов мира. HS- режим - это режим "неограниченно разбегающейся волны", когда нет локализации, и все структуры, неоднородности размываются. LS- режим с обострением - это режим "сбегающейся волны горения", режим локализации и интенсивного роста процессов в более или менее узкой области около максимума. Темпомиры. Синергетика открывает конструктивные принципы объединения простых структур в сложные, принципы устойчивого коэволюционного развития. Объединение "разновозрастных", развивающихся в разном темпе структур происходит через синхронизацию их темпа жизни, скорости развития. Синтез простых структур в одну сложную осуществляется посредством установления общего темпа их эволюции. В результате объединения структуры попадают в один темпомир, начинают развиваться с одной скоростью. Пробуждение внутренних сил через малые влияния. Задача моделирования и предсказания развития сложной системы является по существу задачей определения возможных путей развития, спектра структур-аттракторов эволюции открытых нелинейных систем. Оказывается, что управляющее воздействие должно быть не энергетически мощным, а правильно топологически организованным, резонансным. Не вкладываемая энергия, не интенсивность воздействия, а его топологическая конфигурация, симметричная "архитектура" наиболее существенны. Слабые, но правильно организованные - резонансные - воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Сложные организации оказываются селективно топологически чувствительными. Они демонстрируют неожиданно сильные ответные реакции на релевантные их внутренней организации, резонансные возмущения. Самообразование. Самоорганизация - одно из ключевых понятий синергетики. В аспекте образования это означает самообразование. Лучшее управление - это самоуправление. Еще даосисты говорили, что хорош тот правитель, который управляет как можно меньше. Переформулируя эту мудрость Востока, можно сказать, что хорош тот учитель, который учит, вернее поучает, как можно меньше. Ведь главное - не передача знаний (всего передать невозможно!), но овладение способами пополнения знаний и быстрой ориентации в сложно организованных базах данных и разветвленных системах знания, способами самообразования. А в передаче этого know how может помочь учитель. Нелинейный диалог. Парадигма самоорганизации: или синергетическая парадигма, влечет за собой новый диалог человека с природой. Она приводит также к новому диалогу человека с самим собой и с другими людьми. Нелинейная ситуация, ситуация бифуркации путей эволюции или состояние неустойчивости нелинейной среды, ее чувствительности к малым воздействиям, связана с неопределенностью и возможностью выбора. Осуществляя выбор дальнейшего пути, субъект ориентируется на один из собственных путей эволюции сложной системы, с которой он имеет дело, а также на свои ценностные предпочтения. Он выбирает наиболее благоприятный для себя путь, который в то же время является одним из спектра путей, определяемых внутренними свойствами этой сложной системы, т.е. одним из реализуемых в ней путей. Синергетику поэтому можно рассматривать как оптимистический способ овладения нелинейной ситуацией. С синергетической точки зрения процедура обучения, способ связи обучающего и обучаемого, учителя и ученика может быть представлена следующим образом. Это - не передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, но создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самим обучающимся, его активное и продуктивное творчество. Это - нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения, попадания - в результате разрешения проблемных ситуаций - в один и тот же, самосогласованный темпомир. Последнее означает, что благодаря совместной активности в такого рода ситуации учитель и ученик начинают функционировать с одной скоростью, жить в одном темпе. Обучение становится интерактивным, как об этом пишут Хумберто Матурана, Гордон Паск и Франциско Варела . Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя, они становятся кооперирующими друг с другом сотрудниками. Учитель должен научиться видеть, что скрывается за учеником и научиться понимать его. В процессе обучения незнающий превращается в знающего, а при этом изменяется и сам учитель, подобно тому как в процессе психотерапии больной превращается в здорового, или хотя бы в выздоравливающего, но вместе с тем и сам доктор претерпевает изменения. Пробуждающее обучение. Главная проблема заключается в том, как управлять, не управляя, как малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития, как обеспечить самоуправляемое и самоподдерживаемое развитие. Проблема также в том, как преодолевать хаос (неорганизованные и спонтанные устремления обучаемого), его не преодолевая, а делая симпатичным, творческим, превращая его в поле, рождающее искры инноваций. Синергетический подход к образованию заключается в стимулирующем, или пробуждающем, образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и с другими людьми. По-видимому, существуют определенные конфигурации ситуаций познания, обучения или жизни. Чтобы действовать наиболее эффективно, надо действовать в нужное время и в нужном месте. Речь идет о так называемых резонансных, топологически правильно организованных и своевременных воздействиях. Результаты их могут быть весьма неожиданными и многообещающими. Такого рода ситуация, когда точные резонансные влияния пробуждают внутренние наклонности личности, изображена в романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Лорд Генри, олицетворяющий образ автора, оказывается способным всего несколькими словами пробудить в красивом юноше, с которого пишет портрет его друг-художник, глубоко затаенные импульсы и желания. " - Всякое желание, - рассуждает лорд Генри, - которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. ... Единственный способ отделаться от искушения - уступить ему. А если вздумаешь бороться с ним, душу будет томить влечение к запретному, и тебя измучат желания, которые чудовищный закон, тобой же созданный, признал порочным и преступным. ... Да ведь и в вас, мистер Грей, даже в пору светлого отрочества и розовой юности, уже бродили страсти, пугавшие вас, мысли, которые вас приводили в ужас. Вы знали мечты и сновидения, при одном воспоминании о которых вы краснеете от стыда... - Постойте, постойте! - пробормотал, запинаясь, Дориан Грей. - Вы смутили меня, я не знаю, что сказать... Минут десять Дориан стоял неподвижно, с полуоткрытым ртом и странным блеском в глазах. Он смутно сознавал, что в нем просыпаются какие-то совсем новые мысли и чувства. Ему казалось, что они пришли не извне, а поднимались из глубины его существа. Да, он чувствовал, что несколько слов, сказанных этим другом Бэзила, сказанных, вероятно, просто так, между прочим, и намеренно парадоксальных, затронули в нем какую-то тайную струну, которой до сих пор не касался никто, и сейчас она трепетала, вибрировала порывистыми толчками". Обучение как адаптивная модификация. С точки зрения эволюционной эпистемологии, которая использует эволюционные, в том числе и современные нелинейные, синергетические модели для понимания процессов познания, творчества, а также приобретения нового знания в процессе обучения, обучение предстает как "адаптивная модификация" (К.Лоренц 1965) генетически врожденного поведения. Сама возможность обучения означает существенное преимущество человеческого существа в достижении того, для чего в ходе обычной дарвиновской эволюции потребовалось бы тысячелетия неопределенных мутационных изменений. Культурная эволюция, в противоположность историческому развитию биологических видов, является ламаркианской по своему характеру, т.е. выражаясь на биологическом языке, приобретенные индивидом в течение его жизни изменения, его знания и накопленный опыт, наследуются, передаются следующим поколениям. Обучение имеет резонансную природу: осуществляется ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знания и поведения. Грубо говоря, происходит "штамповка", матричная передача целостных образцов знания, что составляет основу для последующих творческих изысканий индивидуального разума. Обучение как фазовый переход. В результате процесса обучения глубоко перестраивается личность обучающегося. С синергетической точки зрения, как показывает Скотт Келсо, обучение протекает как "специфическое видоизменение уже существующих образцов поведения в направлении той задачи, которую предстоит решить" . Хотя мы не знаем точно, что происходит в мозгу человека, но есть определенные основания предполагать, что обучение не только усиливает следы памяти и уже существующие синаптические связи, но и радикально перестраивает всю конфигурацию структуры-аттрактора. "Изучаемый образец модифицирует внутреннюю динамику. Обучение является процессом, в результате которого образец попадает в память. Мы говорим, что образец поведения усваивается в той степени, в которой внутренняя динамика изменяется в направлении того образца, который предстоит изучить. Когда процесс обучения завершен, отпечатавшийся в памяти образец определяет аттрактор, стабильное состояние (теперь модифицированной) динамики образца". Длительный процесс обучения или самообразования, творческой работы вообще связан с целой серией событий качественной перестройки аттракторов, своего рода фазовых переходов. Человек становится иным. Развивая основы диалогического мышления и способа жизни, немецкий философ экзистенциального направления Мартин Бубер совершенно с другой стороны приходит к аналогичному выводу: "Связь есть взаимность. Мое Ты воздействует на меня, также как и я оказываю воздействие на него. Наши ученики влияют на нас, наши работы строят нас". Гештальт-образование. Открывая принципы сборки сложного из простого, синергетика строит новый холизм. Синергетический подход к человеку - это холистический подход. Если речь идет об образовании, то это гештальт-образование. Процесс обучения, связь обучающего и обучаемого, предстает как их "синергетическое приключение", при котором в самом обучаемом обнаруживаются скрытые потенции, установки (структуры-аттракторы) на перспективные тенденции собственного развития. "Гештальт" означает в переводе с немецкого "форма" или "конфигурация". Гештальт-психологи полагают, что восприятие образа не может быть разбито на примитивные ощущения, возникающие от частей этого образа. Восприятие образа возникает в целом, и оно неделимо. Следуя этой традиции, гештальт-образование можно истолковать как передачу целостных блоков информации, качественную смену схем, образцов мышления, а также как перестройку самой конфигурации ситуации обучения. Научиться мыслить синергетически - значит научить мыслить нелинейно, мыслить в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах. |