СЕТЬ КОГНИТИВНЫХ ЦЕНТРОВ – ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЕЙ
Г.Г. Малинецкий, Н.А. Митин, С.А. Посашков, Е.И. Нейман, А.С. Смоляк

В настоящее время создаются и начинают использоваться новые инструменты государственного управления – когнитивные центры (КЦ). Традиционные ситуационные центры ориентированы на удобное и наглядное представление имеющейся информации лицам, принимающим решения, на организацию «мозговых штурмов», консилиумов, антикризисных штабов, на то, чтобы собрать всех действующих лиц за одни столом. Когнитивные центры в дополнение к этому опираются на развитую систему математических моделей, отражающих динамику управляемого объекта и его наиболее вероятную реакцию на управляющие воздействия. Их неотъемлемой частью являются базы данных и знаний, облегчающие принятие точных и конкретных решений. Кроме того, КЦ используют программные инструменты и алгоритмы, позволяющие прогнозировать чрезвычайные и кризисные ситуации, выявляя из поступающей информации их предвестники. Наконец, когнитивные центры представляют возможность использовать знание экспертов, находящихся как в России, так и за ее пределами . Очень важно, чтобы создание и внедрение КЦ не свелось к смене вывески «ситуационный» на «когнитивный», как это было с «инсти-тутами», в одночасье, превратившимися в «университеты» и со многим другим.

 

 


В настоящее время создаются и начинают использоваться новые инструменты государственного управления – когнитивные центры (КЦ).

Традиционные ситуационные центры ориентированы на удобное и наглядное представление имеющейся информации лицам, принимающим решения, на организацию «мозговых штурмов», консилиумов, антикризисных штабов, на то, чтобы собрать всех действующих лиц за одни столом.

Когнитивные центры в дополнение к этому опираются на развитую систему математических моделей , отражающих динамику управляемого объекта и его наиболее вероятную реакцию на управляющие воздействия. Их неотъемлемой частью являются базы данных и знаний , облегчающие принятие точных и конкретных решений. Кроме того, КЦ используют программные инструменты и алгоритмы, позволяющие прогнозировать чрезвычайные и кризисные ситуации, выявляя из поступающей информации их предвестники. Наконец, когнитивные центры представляют возможность использовать знание экспертов, находящихся как в России, так и за ее пределами . Очень важно, чтобы создание и внедрение КЦ не свелось к смене вывески «ситуационный» на «когнитивный», как это было с «институтами», в одночасье, превратившимися в «университеты» и со многим другим.

Идея когнитивных центров появилась в одном из рассказов Станислава Лема, в котором оружие создавалось, испытывалось и совершенствовалось «мыслящими машинами» на Луне, и позже на Земле решалось, следует ли это производить и использовать или надо ограничивать и запрещать.

При анализе проектов основная традиционная схема сводится к статистической оценке ожидаемой полезности

,

где N – число возможных сценариев, p i – вероятность реализации i - го сценария, x i – соответствующие ему доходы. Работы школы нобелевского лауреата по экономики Мориса Алле показали, что во множестве случаев эта величина оценивается с большой погрешностью:

,

где M – число учитываемых сценариев, h ( p i , x i ) – субъективная оценка i -го проекта, g ( p i , x i ) – его субъективная вероятность. И во многих случаях, если удается от «интуитивной оценки» угроз перейти к объективной, то уже это является важным шагом .

Однако во множестве случае статистики недостаточно и надо рассматривать опасные процессы и явления в их динамике, учитывать синергетические эффекты, а также ограничения времени, отпущенного на принятие решений. КЦ позволяет делать это гораздо быстрее, точнее и достовернее, чем в случае применения более простых технологий.

В настоящее время в области управления риском происходит научная революция. Анализ аварий, бедствий и катастроф показывает, что во многих случаях плотность распределения вероятности ущербов r зависит от величины ущерба x степенным образом:

.

Это типично для землетрясений, наводнений, биржевых крахов, аварий на атомных станциях, ущерба от утечек конфиденциальной информации. Степенная зависимость c a  < 1 приводит к ряду парадоксальных следствий. Например, в этом случае ущерб от одного крупнейшего события сравним или больше ущерба от всех прочих событий. Развитие теории самоорганизованной критичности – одного из разделов синергетики – дает понимание природы такой динамики, алгоритмы ее анализа, а в ряде случае и алгоритмы управления подобными рисками.

Обратим внимание на ряд важнейших сфер применения КЦ, которые, на наш взгляд, сегодня недооценивается.

•  Сеть когнитивных центров может резко повысить эффективность управления регионами, проводить экспертизу проектов более точно, быстро и обоснованно, готовить и поддерживать принятие решений и осуществлять контроль за их исполнением. КЦ позволяют субъектам управления быть более дальновидными и точными и находить компромиссы как в самом регионе, так и во взаимодействиях «регион–регион», «регион–отрасль», «регион–центр». Умные регионы – умная Россия. Заметим, что принципиальную роль играет постановка наиболее важных вопросов администрацией регионов. Опыт показывает, что в этом случае КЦ позволяет получать содержательные, а иногда парадоксальные решения.

•  Важнейшая сфера применения КЦ – стратегический прогноз, проектирование будущего, индикативное планирование. В настоящее время разрабатывается схема инновационного прорыва, совершенствования схемы государственного оборонного заказа, развертывания Государственной автоматизированной системы оборонного заказа (ГАС ГОЗ). В последнем случае есть реальная возможность с помощью этого и ряда других инструментов преодолеть «кризис оценки» и выйти на цены вооружений, обеспечивающие форсированное развитие как оборонной промышленности, так и вооруженных сил России. Имеется большой опыт оценки земельных участков, основанный на сходных технологиях без которого ряд отечественны проектов (в частности, Олимпиада в Сочи) не могли бы быть успешно осуществлены.

•  В настоящее время происходит переход от традиционного императива вооруженной борьбы Клаузевица «главный аргумент в войне – победа в бою» к императиву Сунь-Цзы «одерживать победу, не выходя на поле боя». В этой логике «война – искусство обмана» и, если планы и возможности врага ясны, то это многократно увеличивает возможности оппонентов и позволяет использовать силу без военных конфликтов. Это показывает «первая кибернетическая» война США против Ирака в 1991 г. До начала войны ожидаемые потери оценивались в 35 тыс. чел. Благодаря доминированию в киберпространстве эти потери оказались в 100 раз меньше. По сути, войну выиграли 2000 человек, сидевших за терминалами и не выезжавшие из США.

•  В настоящее время каждый рубль, вложенный в прогноз и предупреждение природных и техногенных катастроф, позволяет сэкономить от 100 до 1000 рублей, которые пришлось бы вложить в ликвидацию или смягчение последствий уже произошедших бед. Но для этого должен быть замкнуты круг мониторинг – моделирование – прогноз – планирование – предупреждение – мониторинг . Принципиальную роль в этом могут сыграть КЦ. В 2002 г. Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН выступил с инициативой создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах . В настоящее время эту задачу можно решить на совершенно другом уровне. На территории РФ находится 50 тыс. опасных и 5 тыс. особо опасных объектов. Инструменты мониторинга с использованием космического сегмента, созданные в ОАО «Российские космические системы» уже позволяют организовать мониторинг всех этих объектов. Это в связке с КЦ может резко повысить безопасность техносферы России.

•  В настоящее время планируется и проводится реформа МВД. Управление в этой сфере становится всё более критичным и для России, и для всего мира. Если население планеты росло в XX в. ежегодно на 1%, то число правонарушений – на 5%. Об эффективности применения КЦ позволяет судить опыт Нью-Йорка. Использование подобной системы позволило за 10 лет уменьшить число угонов машин на 95% и общий уровень преступности на 80% (при среднем американском показателе в 40%). Уже имеющиеся в России разработки, в частности, в РАН и в АФК «Система» позволяет и нам пойти по этому пути.

•  Проверки Счетной палаты РФ показали весьма высокий уровень нецелевых расходов государственными структурами, в которых производились проверки (711 млрд руб. в 2011 г., более 780 млрд в 2012 г.). Использование КЦ и ряда других инструментов позволяет сделать «прозрачными» и финансовые, и материальные потоки, что может иметь огромное значение для России.

По-видимому, развитие и использование этих технологий требует сейчас решения нескольких задач:

  • проработка новых КЦ как на научном, так и на опытно-конструкторском уровне;
  • принятие ряда законодательных актов, позволяющих покончить с имеющей сейчас место «приватизацией информации»;
  • создание структур президентского уровня, способных действовать в сфере информации, прогноза и планирования поверх ведомственных барьеров;
  • организация взаимодействия разработчиков с администрациями регионов, ставящими проблемы развития субъектов Федерации;
  • форсированная подготовка кадров, готовых на разных уровнях работать с когнитивными центрами.

Перед системой государственного управления России благодаря использованию когнитивных и новых информационных технологий открылись принципиально новые возможности. Важно, чтобы они не были упущены.

  Малинецкий Г.Г. Маненков С.К., Митин Н.А., Шишов В.В. Когнитивный вызов и информационные технологии// Вестник Российской академии наук. 2011. Т.81, №8, с.711?716.

  Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика/ Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. – М.: Наука, 2000. – 432 с.

  Бак П. Как работает природа: Теория самоорганизованной критичности/ Пер. с англ./ Синергетика: от прошлого к будущему. №66. – М.: URSS, 2013. – 276 с.

  Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. – М.: ACT, Транзиткнига, 2005.

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
Hosted by uCoz