В настоящее время создаются и начинают использоваться новые инструменты государственного управления – когнитивные центры (КЦ).
Традиционные ситуационные центры ориентированы на удобное и наглядное представление имеющейся информации лицам, принимающим решения, на организацию «мозговых штурмов», консилиумов, антикризисных штабов, на то, чтобы собрать всех действующих лиц за одни столом.
Когнитивные центры в дополнение к этому опираются на развитую систему математических моделей , отражающих динамику управляемого объекта и его наиболее вероятную реакцию на управляющие воздействия. Их неотъемлемой частью являются базы данных и знаний , облегчающие принятие точных и конкретных решений. Кроме того, КЦ используют программные инструменты и алгоритмы, позволяющие прогнозировать чрезвычайные и кризисные ситуации, выявляя из поступающей информации их предвестники. Наконец, когнитивные центры представляют возможность использовать знание экспертов, находящихся как в России, так и за ее пределами . Очень важно, чтобы создание и внедрение КЦ не свелось к смене вывески «ситуационный» на «когнитивный», как это было с «институтами», в одночасье, превратившимися в «университеты» и со многим другим.
Идея когнитивных центров появилась в одном из рассказов Станислава Лема, в котором оружие создавалось, испытывалось и совершенствовалось «мыслящими машинами» на Луне, и позже на Земле решалось, следует ли это производить и использовать или надо ограничивать и запрещать.
При анализе проектов основная традиционная схема сводится к статистической оценке ожидаемой полезности
,
где N – число возможных сценариев, p i – вероятность реализации i - го сценария, x i – соответствующие ему доходы. Работы школы нобелевского лауреата по экономики Мориса Алле показали, что во множестве случаев эта величина оценивается с большой погрешностью:
,
где M – число учитываемых сценариев, h ( p i , x i ) – субъективная оценка i -го проекта, g ( p i , x i ) – его субъективная вероятность. И во многих случаях, если удается от «интуитивной оценки» угроз перейти к объективной, то уже это является важным шагом .
Однако во множестве случае статистики недостаточно и надо рассматривать опасные процессы и явления в их динамике, учитывать синергетические эффекты, а также ограничения времени, отпущенного на принятие решений. КЦ позволяет делать это гораздо быстрее, точнее и достовернее, чем в случае применения более простых технологий.
В настоящее время в области управления риском происходит научная революция. Анализ аварий, бедствий и катастроф показывает, что во многих случаях плотность распределения вероятности ущербов r зависит от величины ущерба x степенным образом:
.
Это типично для землетрясений, наводнений, биржевых крахов, аварий на атомных станциях, ущерба от утечек конфиденциальной информации. Степенная зависимость c a < 1 приводит к ряду парадоксальных следствий. Например, в этом случае ущерб от одного крупнейшего события сравним или больше ущерба от всех прочих событий. Развитие теории самоорганизованной критичности – одного из разделов синергетики – дает понимание природы такой динамики, алгоритмы ее анализа, а в ряде случае и алгоритмы управления подобными рисками.
Обратим внимание на ряд важнейших сфер применения КЦ, которые, на наш взгляд, сегодня недооценивается.
Сеть когнитивных центров может резко повысить эффективность управления регионами, проводить экспертизу проектов более точно, быстро и обоснованно, готовить и поддерживать принятие решений и осуществлять контроль за их исполнением. КЦ позволяют субъектам управления быть более дальновидными и точными и находить компромиссы как в самом регионе, так и во взаимодействиях «регион–регион», «регион–отрасль», «регион–центр». Умные регионы – умная Россия. Заметим, что принципиальную роль играет постановка наиболее важных вопросов администрацией регионов. Опыт показывает, что в этом случае КЦ позволяет получать содержательные, а иногда парадоксальные решения.
Важнейшая сфера применения КЦ – стратегический прогноз, проектирование будущего, индикативное планирование. В настоящее время разрабатывается схема инновационного прорыва, совершенствования схемы государственного оборонного заказа, развертывания Государственной автоматизированной системы оборонного заказа (ГАС ГОЗ). В последнем случае есть реальная возможность с помощью этого и ряда других инструментов преодолеть «кризис оценки» и выйти на цены вооружений, обеспечивающие форсированное развитие как оборонной промышленности, так и вооруженных сил России. Имеется большой опыт оценки земельных участков, основанный на сходных технологиях без которого ряд отечественны проектов (в частности, Олимпиада в Сочи) не могли бы быть успешно осуществлены.
В настоящее время происходит переход от традиционного императива вооруженной борьбы Клаузевица «главный аргумент в войне – победа в бою» к императиву Сунь-Цзы «одерживать победу, не выходя на поле боя». В этой логике «война – искусство обмана» и, если планы и возможности врага ясны, то это многократно увеличивает возможности оппонентов и позволяет использовать силу без военных конфликтов. Это показывает «первая кибернетическая» война США против Ирака в 1991 г. До начала войны ожидаемые потери оценивались в 35 тыс. чел. Благодаря доминированию в киберпространстве эти потери оказались в 100 раз меньше. По сути, войну выиграли 2000 человек, сидевших за терминалами и не выезжавшие из США.
В настоящее время каждый рубль, вложенный в прогноз и предупреждение природных и техногенных катастроф, позволяет сэкономить от 100 до 1000 рублей, которые пришлось бы вложить в ликвидацию или смягчение последствий уже произошедших бед. Но для этого должен быть замкнуты круг мониторинг – моделирование – прогноз – планирование – предупреждение – мониторинг . Принципиальную роль в этом могут сыграть КЦ. В 2002 г. Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН выступил с инициативой создания Национальной системы научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах . В настоящее время эту задачу можно решить на совершенно другом уровне. На территории РФ находится 50 тыс. опасных и 5 тыс. особо опасных объектов. Инструменты мониторинга с использованием космического сегмента, созданные в ОАО «Российские космические системы» уже позволяют организовать мониторинг всех этих объектов. Это в связке с КЦ может резко повысить безопасность техносферы России.
В настоящее время планируется и проводится реформа МВД. Управление в этой сфере становится всё более критичным и для России, и для всего мира. Если население планеты росло в XX в. ежегодно на 1%, то число правонарушений – на 5%. Об эффективности применения КЦ позволяет судить опыт Нью-Йорка. Использование подобной системы позволило за 10 лет уменьшить число угонов машин на 95% и общий уровень преступности на 80% (при среднем американском показателе в 40%). Уже имеющиеся в России разработки, в частности, в РАН и в АФК «Система» позволяет и нам пойти по этому пути.
Проверки Счетной палаты РФ показали весьма высокий уровень нецелевых расходов государственными структурами, в которых производились проверки (711 млрд руб. в 2011 г., более 780 млрд в 2012 г.). Использование КЦ и ряда других инструментов позволяет сделать «прозрачными» и финансовые, и материальные потоки, что может иметь огромное значение для России.
По-видимому, развитие и использование этих технологий требует сейчас решения нескольких задач:
- проработка новых КЦ как на научном, так и на опытно-конструкторском уровне;
- принятие ряда законодательных актов, позволяющих покончить с имеющей сейчас место «приватизацией информации»;
- создание структур президентского уровня, способных действовать в сфере информации, прогноза и планирования поверх ведомственных барьеров;
- организация взаимодействия разработчиков с администрациями регионов, ставящими проблемы развития субъектов Федерации;
- форсированная подготовка кадров, готовых на разных уровнях работать с когнитивными центрами.
Перед системой государственного управления России благодаря использованию когнитивных и новых информационных технологий открылись принципиально новые возможности. Важно, чтобы они не были упущены.
Малинецкий Г.Г. Маненков С.К., Митин Н.А., Шишов В.В. Когнитивный вызов и информационные технологии// Вестник Российской академии наук. 2011. Т.81, №8, с.711?716.
Владимиров В.А., Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., Посашков С.А. и др. Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика/ Кибернетика: неограниченные возможности и возможные ограничения. – М.: Наука, 2000. – 432 с.
Бак П. Как работает природа: Теория самоорганизованной критичности/ Пер. с англ./ Синергетика: от прошлого к будущему. №66. – М.: URSS, 2013. – 276 с.
Тоффлер Э., Тоффлер Х. Война и антивойна. – М.: ACT, Транзиткнига, 2005. |