|
|
Шквал проблем, обрушившихся на человечество в XX и начале XXI столетий заставляет говорить о «провале» («коллапсе») решений (Дж. Надлер, Ш. Хибино, Дж. Фаррелл), системном кризисе культуры (В. Хексле, Ю. Хабермас, Ф. Хоркхаймер, Т. Адорно, М. Вебер, Д. Лукач и др.), антропогенетическом кризисе (А. Арсеньев, В. Семенов и др.), кризисе «несовершенного общества» (А. Печчеи, Э. Гидденс, У. Бек) и т.д. и т.п. Человек перманентно прибывает в проблемном пространстве в режиме с обострением, преобразовывающемся на наших глазах в пространство катастроф, например, сегодняшний мировой финансовый кризис. Почему теряется управляемость социальностью? В философии существует принцип адекватности методов познания (управления) объекту познания (управления). Сегодня изменилось состояние самого объекта управления – социума, рынка, человека – «распалась связь времён», а методы познания и управления остались прежними, т.е. неадекватными, мы пытаемся открыть «новую дверь» старыми «ключами». При этом теория и практика менеджмента, и образования в том числе, остаются неизменными, основанными на классических принципах тейлоризма (в лучшем случае модернизированного), мы по-прежнему учим студентов накапливать, организовывать и преобразовывать знания, что в существующей ситуации уже явно недостаточно, но никак не генерировать их. Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие. Всё вышесказанное относится не только к общецивилизационным (глобальным) проблемам социально-экономического, политического и технологического развития, но также и к проблемам национального, регионального и организационного развития. Человечеству нужен новый тип мышления - креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью не традиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. Отсюда ключевой задачей профессионального образования становится обучение слушателей креативному мышлению, в том числе и коллективному, а ключевым элементом любой современной технологии профессионального образования становится технология формирования и развития системно-креативного мышления . Сегодня становится важнее правильно думать, чем много знать: «Воображение важнее знания» (А. Эйнштейн) Подобная технология позволяет в течение полутора - двух часов организованного мышления "почувствовать" суть проблемы намного глубже и продвинуться к решению намного дальше, чем за недели, а может быть и месяцы беспорядочных поисков («Независимая газета»). На эту технологию, как на каркас, «одевается» любой предметный материал, в виде учебной дисциплины или конкретной управленческой ситуации. Образование на рубеже XX - XXI веков носит явно кризисный характер и требует неотложной реформы существующих концепций, технологий и методик. Приметы этого многообразны – отставание от потребностей развивающегося информационного мира, устаревшие методики обучения, ориентированные на усвоение и репродукцию знаний, усреднённый подход к учебному процессу, отсутствие эффективных компьютерных технологий ведения занятий, методологическая беспомощность студентов и т.д. и т.п. Сегодня главное не стремиться знать всё, а знать, как получить необходимое знание. Универсализм специалиста сегодня заключается не в объёме полученных знаний и навыков, а в овладении общей системой ориентации в жизни, умение постоянно пополнять и достраивать свою личную систему знаний, уметь находить путь к уже существующему знанию и уметь генерировать новое знание (личностное – М. Поляни). Жить – значит познавать, думать в глобальной системе координат, решая свои локальные проблемы. Сегодня, в эпоху четвёртого, интеллектуального передела, страны делятся на думающие эффективно и неэффективно. Деинтеллектуализация российского общества достигла невиданных размеров (С. Кара-Мурза), идет направленное воздействие на создание искажённой системы ценностей общества потребления, создание структуры квазипотребностей (К. Левин) и системы ценностей, порождающих утрату человеком смысла жизни. В основе успехов лидеров мировой экономики лежит развитое управленческое сознание (мышление), основой которого всё чаше выступает системная креативность. Креативное управленческое мышление в современной России только формируется и первостепенная роль в этом должна принадлежать высшей школе. Концепция формирования и развития системно-креативного мышления и управления предусматривает осуществление следующих этапов:
Реализация концепции в МАЭП и других вузах России осуществляется под эгидой УМО вузов России по образованию в области менеджмента (ГУУ) и Союза негосударственных вузов г. Москвы и Московской области. Для реализации этих этапов в МАЭП была проделана определённая работа, созданы специальные технологии обучения и программные продукты (Рис. 1): Рис. 1 Виды программных продуктов и образовательных услуг для формирования и развития системно-креативного мышления
Системно-креативный менеджмент ( System Managing Creativity ), как реализация синергетической парадигмы мышления, в т.ч. в образовании, позволяет активно внедрять синергетические методы образования в следующем виде (Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов):
Для формирования и развития навыков креативного мышления в ВУЗе необходима серьёзная системная работа, позволяющая связать весь комплекс организационно-управленческих мероприятий, технологий и программных продуктов в единое целое. Виды работ по формированию и развитию системно-креативного мышления в ВУЗе (на примере Московской академии экономики и права) приведены на Рис. 2 Рис. 2 Название новой учебной дисциплины «Креативный менеджмент – системное управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного) С середины 70-х годов XX века произошло необратимое изменение стиля научного (но не управленческого и образовательного!) мышления. Предпосылка его развития была создана с появлением конструкционистского и интуитивистского направлений в логике (А. Марков, Брауэр и др.). Метафорически можно сказать о самоконструировании (проектно-конструкционной деятельности, сценарности) интуиций, как возможных состояний реальности. Креативность – это способность генерации нового знания путём технологически управляемого расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность – это творческое конструирование в режиме самоорганизации процесса мышления. В этом смысле креативность отличается от творчества, как генерации нового знания путём использования уже существующих («слабых» и актуальных свойств, Л. Секей) свойств, связей, отношений, хотя и скрытых. Креативность предполагает ( to create – создавать) «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений). Творчество характеризуется неуправляемой спонтанностью, креативность – управляемым продуктивным воображением (И. Кант). Креативность предполагает необходимое разнообразие знаний, а первоначальный ментальный порядок есть потенциальная целокупность всех возможных порядков (П. Валери). Сценарность креативного мышления близка к модели мысленного экспериментирования, к балансированию «на грани хаоса» (И. Пригожин) – действительного и возможного. Системно-креативное мышление – мышление, активизирующее креативность в процессе решения существующих проблем и поиска новых возможностей. Сегодняшние организации (в т.ч., и прежде всего, ВУЗы) должны найти для себя новые образы и формы, которые помогут им трансформироваться в так называемые интеллектуальные организации. Интеллектуальная организация должна фокусироваться на будущем, которое она хочет создать (проактивный подход). Ее ключевая цель – преуспевать в мире хаоса и неопределенности, воспринимая их не как препятствия, а как новые возможности, там, где основная масса теряет, они находят. Кредо интеллектуальной организации: «Думай глобально, действуй локально» и «Думай из будущего в настоящее». Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления организацией. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений. В настоящее время существуют два основных подхода в разработке теории и практики менеджмента в образовании – Л.Ф. Никулин, Л. М. Андрюхина и др.: Первый подход – неоклассицизм рационалистического толка (посттейлоризм) - в этом стиле написано абсолютное большинство учебников по менеджменту и разработке управленческих решений – характеризуется безличностными процессами трансформации и организации знаний, без привязки к конкретным проблемным ситуациям; Второй подход – эпистемологическая реальность менеджмента осуществляется с собственно человеческой, личностной стороны как «познающего тела» (У. Матурана, Ф. Варела). Отсюда проблемное поле современного менеджмента определяется (Л.М. Андрюхина, Е.Н. Князева и др.):
«Ядром», в котором происходят процессы как обучения (учебный креативный ситуационный центр (учебный КСЦ), классы (студии) управленческого мышления в ВУЗах), так и управления (профессиональный КСЦ) в интеллектуальной организации, является креативный ситуационный центр организации (КСЦ) – специальный учебно-игровой и/или профессиональный управленческий комплекс, оборудованный средствами визуализации, обработки и генерации информации, включая работу с базами данных, графическими редакторами и специальными программными приложениями. Креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначен для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления организацией, в т.ч. ВУЗом. Создание креативных ситуационных центров (КСЦ) является сегодня одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности. В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров работающих в режиме реального времени. Принципиальным отличием КСЦ, разработанного в НИЦ креативного мышления МАЭП от обычного ситуационного центра, которые находят всё большее применение в управлении (прежде всего государственном – в России ситуационные центры функционируют в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, аппаратах уполномоченных представителей Президента РФ, МЧС, ФСО, МВД, МО, ОАО РЖД, РАО ЕС и др. ведущих организациях) , является использование в процессе разработки, организации и реализации управленческих решений специальных технологий системно-креативного мышления (управления), основанных на нелинейных принципах мышления (управления). П одобные обучающие структуры: классы (студии) креативного управленческого мышления (управления), учебные КСЦ (см. www . ewrikasmc . ru ) начинают активно внедряться и в образование (Московская академия экономики и права, Орловский государственный технологический университет, Академия ФСО г. Орёл, Белгородский государственный университет, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Институт прикладной информатики и управления г. Москва, Корпоративный институт ОАО «ГазПром», Институт современной экономики г. Москва, Институт социальных наук г. Москва, Северо-западная академия госслужбы филиал г. Калуга и др.). Проведены десятки корпоративных тренинг-семинаров с использованием программного комплекса “ТТРП-ЭВРИКА”, спецкурс по креативному управленческому мышлению успешно использовался в программах МВА и магистратуры ведущих российских вузов: Государственный университет управления, Московский государственный университет экономики статистики и информатики (МЭСИ), Академии народного хозяйства при правительстве РФ, Международной высшей школы бизнеса (МИРБИС), Высшей коммерческой школы и др. Вузы видят внедрение у себя подобных классов (студий) и технологий как одну из новых форм преподавания, которая может внести принципиальные изменения в существующую образовательную модель, а также помочь в решении сложных внутривузовских проблем. Именно такая технология, разработанная на базе класса-мастерской управленческого мышления Московской академии экономики и права в виде программного комплекса Технология творческого решения проблем «ТТРП-ЭВРИКА» , уже сейчас активно используется в учебном процессе нескольких московских и региональных вузов. В Московской академии экономики и права с 2006 года действует учебный КСЦ, на базе класса-мастерской управленческого мышления. Основная цель учебного КСЦ – формирование и развитие практических навыков управленческого проектирования у студентов. В рамках проведения организационно-мыслительных и организационно-деятельностных (деловых) игр, студентами МАЭП разработаны несколько десятков реальных управленческих проектов (программ): «Россия на перепутье XXI века» (программа), проекты - «Народосбережение», «Работа ОАО Морской порт Санкт-Питербург», «Доступное жильё», «Транспортные проблемы мегаполиса», «Материнский капитал», «Оптимизация работы оптового склада», «Эффективность использования времени студентами», «Разработка системы онкологического обслуживания в России», «Проблемы миграции в России», «Мотивация участников учебного процесса в целях повышения качества образования (на примере МАЭП)» и др. (см. Рис. 3) Рис. 3 Управленческие проекты студентов ПК ТТРП-ЭВРИКА позволяет:
Проведение занятий по креативному менеджменту осуществляется в учебном КСЦ с помощью технологий управленческого проектирования в среде ПК «ТТРП-ЭВРИКА». Основная цель этих занятий – выработать «чувствительность студентов к реальным проблемным ситуациям, связать их знания в единую систему с помощью методов Action learning и Case - study . В заключение следует отметить, что современный подход к обучению становится необходимым условием выживания ВУЗа, а сам процесс обучения становится основой его развития и изменения. |