|
|
1 . Реально проводимая в стране экономическая политика – тарифно-ценовая, налоговая, бюджетная, заработной платы - не содержит никаких предпосылок для перехода к «умной» экономике, наше «примитивное сырьевое хозяйство» находится на нулевой отметке восприимчивости к любым инновациям . Зачем они – эти инновации, если старые, советские нефтеперегонные заводы, с одной стороны, дают глубину переработки нефти около 60% ( против 95-98% во внешнем мире), а с другой - при себестоимости переработки одного литра нефти в 40 копеек и, соответственно, себестоимости одного литра бензина в 1,5-2,5 рубля и цене на внутреннем рынке 25 рублей – обеспечивают норму прибыли в тысячу и более процентов ! Принципиально та же картина в угольной промышленности, металлургии, энергетике. Правда, здесь норма прибыли исчисляется всего лишь (!) сотнями процентов. Начавшаяся в 1992 году так называемая либерализация цен имела в основе своей неафишируемый, но практически последовательно реализованный умысел: путем явного государственного повышения внутренних цен на энергоносители вывести их на уровень среднемировых. В результате, вследствие несопоставимо малой себестоимости нефтедобычи и переработки в сравнении с мировыми ценами, возник беспрецедентный экономический перекос : с одной стороны, возникли гигантские сверхприбыли , присваемые новыми собственниками и государством, и, с другой – исчезли экономические стимулы для какого-либо повышения эффективности производства в самих «энергетических» отраслях, а в остальных отраслях из-за элементарного отсутствия средств. Таким образом, вследствие мнимой «либерализации» у новых собственников и государства появилась возможность присваивать наряду с природной рентой вновь созданную, искусственную ценовую ренту , при этом не нести никакой ответственности перед обществом ни за характер, ни за эффективность использования этих гигантских средств. И дело здесь не в пресловутом « ресурсном проклятии» , а в элементарно безграмотной, тупиковой ( с позиций интересов и перспектив развития всего общества) экономической политике. Лукавство ситуации состоит в том, что официальная статистика не показывает этой немыслимой прибыли – там все в пределах «разумного» - от 0% до 20%. Для преодоления барьера официальной отчетности, т.е. для установления реального соотношения между издержками производства и прибылью, требуются немалые и целенаправленные усилия. Есть, правда, и в официальной статистике удивительные откровения. В отчете Росстата об исполнении ВВП в 2009 году находим: чистый экспорт (экспорт минус импорт) был равен 7,3% ВВП , или 2855,8 миллиарда рублей , что составляет 158% (!!!) к уровню 2008 года . Вот один из явных, но не единственных, источников личных доходов «старых» 32 и 45 вновь возникших в пиковый кризисный год российских долларовых миллиардеров . При этом из той же статистики следует: оплата труда 14,5 миллионов человек , занятых в бюджетной сфере , в последние годы составляет в среднем те же 7,3% ВВП ! Таким образом, наша российская действительность имеет следующую картину: там, где есть деньги, нет нужды в инновациях – в «умной экономике», и, наоборот, - где инновации и умная экономика возможны и необходимы – денег нет ! Государство пытается как-то откорректировать этот перекос, но делает это не в тех масштабах и весьма неэффективно. 2. Инновационный потенциал России. Советский Союз оставил в виде наследства мощную интеллектуальную инфраструктуру. За истекшие двадцать лет это наследство настолько истончилось, что существует реальная угроза его полного исчезновения. Справедливости ради следует отметить, что деградация началась в советские времена, задолго до кончины СССР, особенно это касалось системы образования. Сейчас этот процесс вступил в завершающую фазу. Некоторые меры, принимаемые руководством страны в отношении и науки, и образования, по существу ничего не решают, так как не затрагивают глубинных, коренных основ существования и развития этих сфер человеческой деятельности. О чем идет речь!?
3. О роли государства в решении проблем модернизации. В истории России известны два эпизода (Петр Первый и Сталин) глобальной конструктивной модернизации страны с нулевым начальным инновационным потенциалом. В обоих случаях государство проводило полную мобилизацию всех внутренних ресурсов и на начальном этапе опиралось на зарубежных специалистов и их технические достижения. Не забыта и горбачевско-ельцинская «перестройка», провалившаяся при наличии далеко не нулевого инновационного потенциала по одной единственной причине – абсолютной некомпетентности её авторов, в данном случае – руководителей государства. В новейшей истории наиболее впечатляющих успехов в модернизации страны добились США, Китай, Япония, Южная Корея, Малайзия и ряд других стран. Наиболее характерные особенности проводимых в этих странах реформ: - Определяющую роль играло государство , как инициатор, главный стратег и практический организатор всего процесса. - Главным средством достижения стратегической цели выбиралась система образования, прежде всего – высшая школа , как система, обеспечивающая подготовку квалифицированных и компетентных специалистов; при этом самый передовой, наивысший уровень достигался путем сочетания приоритетного финансирования и развития науки . Наиболее поучителен пример США (кстати полностью построенный на опыте СССР) – 1958 год, высшая школа «получает» 1,1% ВВП, принимается закон «Об образовании в целях национальной безопасности»; уровень финансирования начинает неуклонно расти: 1960 год – 1,4% , 1970 год – 2,7% , 2005 год – 2,9%, 2010 год – 3,0% ВВП. Как известно, сейчас высшая школа США стоит на первом месте в мире. - Прямое финансовое и иное участие государства в США и ряде других развитых стран в вопросах образования, науки и в целом инноваций составляет не более одной трети . Главная «заслуга», точнее его роль состоит в том, что государством создана правовая, экономическая, организационная (эффективные механизмы), морально-нравственная среда , понуждающая и позволяющая эффективно участвовать и всему обществу, и бизнесу в деле развития этой интеллектуально-экономической области.
Возникло очень ёмкое понятие эффективное государство. В функции такого государства входит его прямая ответственность за качество и темпы экономического развития страны. Государство создает специальные рычаги и механизмы развития добросовестной конкуренции там, где имеют место рыночные отношения, и осуществляет прямое регулирование деятельности предприятий естественных монополий даже там, где у государства нет собственности. Особенно наглядным является пример Великобритании . Во времена Тэтчер там была проведена широкомасштабная приватизация государственного сектора экономики, но государство не ушло из экономики. В отраслях естественных монополий – газовая, нефтяная промышленности, электро- и теплоэнергетика, телекоммуникации, водоснабжение и канализация городов – наряду с преобразованием предприятий из государственных в частные в каждой из перечисленных отраслей были созданы специальные внеправительственные комитеты по регулированию деятельности этих частных предприятий. Комитеты напрямую подчиняются парламенту и имеют собственный, финансируемый государством бюджет. В основе деятельности комитетов лежит закон о защите прав потребителя, закон, в котором в отличие от аналогичного российского закона в понятие «потребитель» входят все, кто приобретает товары или услуги на рынке – от государства до конкретного человека. Полномочия комитета позволяют ему анализировать реальный процесс производственно-экономической деятельности отдельного предприятия и всей отрасли, устанавливать норму прибыли и тарифы, управлять инвестиционным процессом с целью постоянного роста производительности труда. Вот некоторые количественные показатели: четыре комитета по регулированию газовой промышленности, электроэнергетики, водоснабжения и телекоммуникаций в совокупности имеют около 500 сотрудников и годовой бюджет порядка 40 млн. ф. ст., регулируют деятельность компаний с годовым оборотом, в совокупности превышающим 50 млрд. ф. ст., и обслуживающих более 25 миллионов потребителей. Результатом установления такой системы взаимодействия государства и частного сектора явилось резкое повышение экономической эффективности этих отраслей – качество услуг и товара стало неуклонно возрастать, а тарифы – снижаться! Этот пример достаточно ярко и убедительно иллюстрирует один из главных итогов 20-го века – эффективность экономики определяется не формой собственности, а качеством управления ! По существу опыт последних десятилетий существования СССР и нынешней России подтверждает эту же истину.
Общее направление развития достаточно ясно выражено в одном из документов ЮНЕСКО ( «Всемирная декларация о высшем образовании для 21 века», Париж, октябрь 1998 года) «…в конечном счете целью высшего образования должно быть создание нового общества, не знающего насилия и эксплуатации, члены которого высоко и нравственно развиты, полны энтузиазма, руководствуются любовью и мудростью». 4. Еще раз о нашей российской действительности. Планы правительства до 2023 года:
консолидированный бюджет: 4,1% ВВП – 2010 год; 4,8% ВВП – 2023 год; федеральный бюджет: 1,0% ВВП – 2010 год; 1,1% ВВП – 2023 год ; Высшая школа финансируется преимущественно из федерального бюджета, в настоящее время это составляет 0,6% ВВП, возможная перспектива – 0,7% ВВП;
Таким образом, уровень вложений во всю систему образования в нынешней России составляет 5,3 – 5,4% ВВП, через десять лет он может составить 6,4 – 6,9% ВВП, т.е. существенно меньше уже имеющегося сейчас уровня вложений в крупных частных собственников (> 7,3% ВВП)! Для сравнения : в США уже в течение нескольких десятилетий этот уровень составляет - для высшей школы более 2,5% ВВП, для остальной системы образования не менее 5,0% ВВП! Надо иметь в виду, что у нас основной вклад в образование делает население, по крайней мере, в высшей школе платное обучение приносит не менее 30 – 40% доходов, в США доля платы студентов за обучение не превышает в среднем 14% бюджета вуза.
5. Заключение Оценивая состояние нашей «примитивной сырьевой экономики», проводимую и планируемую финансово-экономическую политику, можно сделать однозначный вывод – призывы к модернизации носят пока чисто декларативный характер, не учитывают реального мирового и отечественного опыта. Этот опыт требует одновременного решения нескольких ключевых вопросов:
Где взять средства! ? Анализ практически реализуемой в России финансово-экономической политики показывает, что делается попытка ускоренными темпами якобы повторить опыт США – ограничить долю государства в распределении ВВП на минимальном уровне, достигнутом в ХХ столетии наиболее развитыми странами, – 32-33% (при среднем уровне около 50% ВВП) и создать относительно широкий класс крупных собственников; считается, что сочетание этих двух факторов и обеспечит необходимый прогресс: государство уходит из экономики, обеспечив тем самым необходимую свободу остальным участникам процесса, а крупные собственники, воспылавшие путем нравственного совершенствования социальной ответственностью, организуют и возглавят инновационный процесс. Но опыт США этим не исчерпывается. Более того, именно США впервые в мире в лице президента Ф. Рузвельта решительно развернули политику в сторону усиления роли государства и ограничения влияния крупного капитала. Доля государства США в использовании ВВП не эквивалентна его роли в финансово-экономической политике в целом. Мировой Банк в своем отчете за 1998 год «Государство в современном мире», скрупулезно изучив историю и состояние вопроса, опираясь в значительной мере на опыт США, сделал несколько принципиальных выводов:
Таким образом , с нашей точки зрения, основанной на изучении мирового опыта, нашему государству необходимо, исходя из интересов всего общества и не уповая на сомнительную социальную ответственность толстосумов:
А) часть направить в бюджетную систему для решения задач развития науки и образования**; Б) оставшиеся, по примеру остального мира, через специально разработанные механизмы и законы направить целевым образом на решение прямых задач модернизации;
*имевшее место в текущем десятилетии повышение оплаты труда с 58% до 66% в системе среднего образования принципиально не могло ничего изменить , т. к. с позиций данной постановки вопроса только равенство или превышение среднего уровня зарплаты может иметь заметные социальные последствия ; Что касается высшей школы и науки, то во времена СССР такой разрыв действительно обеспечивал решение проблемы; сейчас, когда Россия стал открытой, этот разрыв видимо не решит полностью проблему, нам необходимо ориентироваться на реальный уровень оплаты труда за пределами России. ** простая логика подсказывает, казалось бы, очевидное решение – коль скоро мы серьезно отстали от «развитого» мира, и наш ВВП гораздо скуднее, чем у наших конкурентов, то следовало бы увеличить долю ВВП, направляемую на решение ключевых задач модернизации, в сравнении с «ними»; «мы» же, осознавая это, открыто делаем все наоборот ! приложение К ВОПРОСУ - об ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ В серьезно развитой науке для оценки качества состояния или направленности процессов используется система безразмерных параметров и критериев. В нашей экономической науке более или менее привычным стало применение в качестве оценочного параметра доли используемых на те или иные цели средств либо из бюджета, либо из ВВП. Пробивает себе дорогу и признание другой параметр – относительный уровень оплаты труда. В последние годы государством активно внедряется «подушевой метод финансирования», т.е. в системе образования работает следующая схема: сумма выделенных в бюджете, например, на высшую школу средств делится на общее количество «бюджетных» студентов, тем самым определяется «подушевой» расход, а вуз получает объем средств в зависимости от количества «душ». Конечно работает некая система поправочных коэффициентов. В нынешней российской действительности эта система, призванная якобы повысить эффективность расходования бюджетных средств, в лучшем случае не дает никакого эффекта, на самом деле приводит к обратному эффекту – вуз должен максимально увеличивать число «душ» и в конечном счете выдавать дипломы специалиста тем, кто заведомо таковыми не являются. Однако этот подход имел бы иной результат, если бы был дополнен следующим образом (обычным для «точных» наук – например, в газовой динамике – переход от дозвукового течения к сверхзвуковому происходит при числе Маха, равном единице; переход от ламинарного течения к турбулентному при некотором критическом значении числа Рейнольдса и т.д.):
Критические значения остальных параметров, характеризующих состояние системы образования следовало бы иметь также. Мировой опыт свидетельствует:
Z o * = 1 ,0 и Z во * = 1,3; (2) Относительный уровень «подушевого» финансирования, т.е. отношение затрат на одного учащегося к ВВП на душу населения (параметр F ):
F о * = 0,25; F во * = 0,5; F мво * = 2,0; (3) Ясно, что параметры эти взаимозависимы: если условие (1) не выполнено, то условия (2) и (3) могут быть выполнены либо частично, либо полностью невыполнимы. Применяя этот подход к оценке состояния системы образования, а, главное, к оценке эффективности принимаемых руководством страны мер, мы приходим к однозначному выводу: российская система образования находится в закритическом состоянии, а принимаемые меры никаких принципиальных положительных результатов дать не могут. Действительно, в настоящее время значения указанных параметров равны следующим значениям: D o =< 5,3-5,4%; D в o =< 1,0%; Z o = Z во =< 0,7%; F o =< %; F во =< 0,3%; F мво =< 0,5%; Планируется через 10-15 лет выйти на следующие показатели: D о = 6,4-6,9%; D во = 1,0-1,5%; Z о = ?; Z во =?; F о =?; F во = ?; F мво = ?; т.е. по большинству параметров ничего не планируется , а по двум первым параметрам не планируется даже выход на уровень, уже достигнутый развитыми странами . Таким образом, практически все меры по изменению состояния отечественного образования, принимаемые правительством, не подкреплены серьезной экономической политикой. И потому, хотя, на первый взгляд, они носят даже системный характер ( детские сады, начальное образование, новая школа, одаренные дети, информатизация, федеральные и исследовательские университеты, наука и вузы, и т.д. и т.п.) все это не может привести к фундаментальным сдвигам в жизни общества. В 2006 году в Чувашской Республике величина норматива подушевого финансирования для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, составляла 5897,2 руб. В 2007 году она возросла на 18% и составила 6961,3 руб. С учетом введения новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и увеличения доли учебных расходов в нормативе до 8,0% в 2008 году и до 10% в 2009 году, по прогнозным данным, в 2008 году величина норматива подушевого финансирования для общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, возрастет на 50,9% по сравнению с 2006 годом и составит 8899 руб., а в 2009 году возрастет на 81,4% по сравнению с 2006 годом и составит 10698 руб . Следовательно, величина параметра F o равна 11тыс.руб./300тыс.руб =< 0,04 =< 4%; возможно в среднем по России и с учетом дополнительных, внебюджетных источников финансирования эта величина несколько больше. Примем ее равной 0,1, т.е. на одного на учащегося в России расходуется около 30 тысяч рублей в год, что существенно меньше, чем в странах ОЭСР – 0,25 (США – 10 тыс. долларов в год на одного учащегося). Соколов В.С. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- * Применительно к проблемам образования критическое значение всех параметров означает следующее: если реальное значение параметра ниже критического , то система не просто не развивается, она деградирует, если же значения выше критического , то она имеет возможность развиваться и прогрессировать . |