|
||||||||
Нынешнее развитие России опирается на энергосырьевые ресурсы. Однако, как и триста лет тому назад, оно зависит от кадров, обеспечивающих форсированное усвоение военной техники и промышленной технологии. Пристальное внимание к ОПК со стороны руководителей государства, частое посещение ими ведущих оборонных предприятий, проведение совещаний по проблемам «оборонки» однозначно указывают на то, что стратегические интересы нашей страны состоят в решении двух взаимосвязанных задач: создание современной экономики инновационного типа и обеспечение национальной безопасности. Развитие ОПК зависит от крупных научно-технических идей и разработок, воплощающих их в изделия творческих образованных людей, постоянно совершенствующих свои умения, знания и практические навыки, обладающих лучшей производственной инфраструктурой. Хотя по определению ОПК – отрасль, решающая мобилизационные задачи, от которых зависят суверенитет и безопасность страны, тем не менее, от нее состояния зависит и модернизация всей экономики. В мире известен мультипликативный эффект развития ОПК и широкого применения двойных технологий. При хорошем состоянии ОПК страна достигнет лидерства не только в создании новейших образцов вооружения, но и в умении работать, опережая конкурентов и передавая эффективные двойные технологии в другие отрасли народного хозяйства. Динамика развития ОПК существенно зависит от кадрового обеспечения. Эта проблема отражена в Поручении Президента РФ от 10.12.2007 №Пр-2197 и других документах. В статье мы обсудим некоторые проблемы ОПК, используя материалы работ /1-11/. Некоторые аспекты функционирования ОПК. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что российская оборонная промышленность с высокой долей государственного присутствия далека от воображаемых, модернизированных и конкурентоспособных на мировом уровне предприятий. Сегодняшние ФГУП’ы и корпорации, зачастую формирующие т.н. «моногорода» сами по себе являются проблемой из-за неспособности быстро перестроить свою структуру и деятельность в соответствии с современными требованиями. Ориентированные на полный технологический цикл производства сложной продукции они не смогли обеспечить достаточную гибкость, перестроиться в соответствии достижениями научно-технического прогресса и рыночными условиями. Последние десятилетия привели некоторых из них к тяжелым последствиям, профессиональной деградации кадрового состава, включая и управленческие команды. Отказавшись от отраслевого управления, власть передала весомую часть оборонного производственного комплекса в управление госкорпорации “Ростехнологии”, которая подчинила себе более 500 предприятий и организаций. Наряду с необходимостью лучших научно-технических разработок, технологий и производственной инфраструктуры эта разношерстная конгломерация требует высококлассного ответственного управления. Но вряд ли приходится говорить об эффективности и ответственности, когда управление огромной госсобственностью и бюджетными средствами законодательно выведено из-под госконтроля. Конечно, экономика разнообразна, и полный цикл сегодня это не кустарное производство в средние века, всегда есть место горизонтальным связям. В стране есть поставщики субсистем и компонентов, нужно чтобы их было много, и они конкурировали между собой для поставки своей продукции системным интеграторам, выпускающим конечную продукцию для пользователей. Заказчики должны иметь возможность разнообразить своих поставщиков, чтобы не зависеть от технологий, которые могут быстро меняться. Предприятий - системных интеграторов не должно быть много, но они - лицо отрасли и страны (Тойота, Боинг, Форд, Самсунг и… Автоваз). Поскольку инновации происходят главным образом на уровне подсистем, вертикальная интеграция от производства болта до танка на одном предприятии не лучший выход. Но как реализовать крупный национальный проект гражданского самолета (например, Суперджет-100), если до 70 – 80% его стоимости уходит на приобретение иностранных компонентов и подсистем? А как управляемый государством производитель продукции ОПК может не предпочесть компоненты и подсистемы от государственных поставщиков? Поэтому понятно стремление правительства обеспечить развитие отечественных, в первую очередь государственных, производителей. Но делать это надо без потерь в качестве и конкурентоспособности конечной продукции, что удается далеко не всегда. Будучи мегаотраслью с большой долей государства, ОПК переносит на экономические отношения жесткую государственную вертикаль, выстраиваемую у нас в политике и общественной жизни, что как раз препятствует формированию единого конкурентного рынка и, в конечном счете, сказывается на качестве. Причем вертикаль может бороться за качество, только укрепляясь, стремясь поневоле к локальному оптимуму, обеспечивающему качество путем максимального контроля всего производственного цикла в вертикально интегрированных структурах, консервируя отставание экономики. Для перехода к глобальному оптимуму нужно разрушить ограничения, дать самостоятельность, провести смену персон и т.д. Проблема действительно непростая, нужен разумный компромисс с учетом политических и экономических реалий. В любом случае процесс модернизации ОПК будет непростым. Поэтому основная сложность формирования заказа на конкурентоспособного специалиста ОПК заключается в том, что сегодня необходимости в нем практически нет, так как не появляются эффективные предприятия, отвечающие современным системам управления и технологическим требованиям. Возникает естественный вопрос, каких специалистов готовить для научно-технологического прорыва, если многие предприятия ОПК и их руководители не могут быть их заказчиками? Оборонно-промышленному комплексу, который должен быть значимой высокотехнологичной частью нашей экономики, необходимо решить серьезные проблемы своего реформирования, чтобы успешно отвечать вызовам глобальной конкуренции XXI века. Сделать это способны только современные высокообразованные специалисты – ученые, инженеры, управленцы, хорошо понимающие проблемы оборонной отрасли. Какие решения способны обеспечить развитие кадрового потенциала ОПК? Ведь именно на модернизацию и переход к инновационной экономике нацелены все решения высшей власти, и их никто не отменял. В стране появились некоторые точки роста, если считать за таковые работающие автосборочные и другие российские предприятия, занимающиеся выпуском зарубежных разработок на основе импортных комплектующих, оборудования и технологий. Этим предприятиям требуются специалисты, способные эффективно обслуживать современное оборудование, обеспечивать грамотную логистику и гарантийное обслуживание конечной продукции. Очевидно, доля отечественного участия в выпускаемой продукции будет возрастать и постепенно появятся собственные разработчики сначала простых, а затем и более сложных узлов и конечных изделий. Российские вузы сегодня еще могут готовить специалистов для работы на таких предприятиях. Уровень образования при невысокой стоимости труда является одной из причин привлекательности нашей страны в качестве места размещения подобных производств. Однако, такое «догоняющее» развитие займет многие годы, не приводя к сокращению нашего технологического отставания от развитых стран. По крайней мере, в высокотехнологичных отраслях за это время пройдет смена моделей и технологий. Что же касается предприятий ОПК, то там этот путь в принципе невозможен. Развитие вооружений должно базироваться на национальной технологической базе, отечественных разработках в техническом оснащении и компонентах. Современные предприятия, выпускающее конечную продукцию, будь то автомобили, самолеты или компьютеры, ориентированы на разработку новейших образцов с учетом последних научно-технических достижений, а затем исключительно на сборку и испытание выпускаемых изделий. Они свободны в выборе поставщиков, поэтому поставка узлов и компонентов обеспечивается конкурирующими между собой инновационными предприятиями-партнерами. Интегратор отбирает лучшие предложения и передовые технологии, при этом не вкладывает свои средства в поддержание и развитие производственно-технологической базы поставщиков. Это поле деятельности науки и инноваций, малого и среднего высокотехнологичного бизнеса, отвечающего за свой научно-технический и технологический уровень, экономическую эффективность, и не требующего «господдержки». Итак, с одной стороны принципиально не способные реформироваться старые предприятия ОПК, а с другой – острая необходимость наращивания высокотехнологичного потенциала государства. Картина, весьма похожая на ситуацию в российской высшей технической школе, в которой после двадцати лет вузы не в состоянии самостоятельно реформироваться в высококлассные университеты. Проблемы развития кадрового потенциала ОПК. В Советском Союзе подготовка кадров для оборонной промышленности была важной задачей высшей школы и всей системы профессионального образования. В «девятке» министерств оборонной промышленности существовали хорошо развитые системы дополнительного профессионального образования (ДПО), действовали институты повышения квалификации (ИПК), хорошо оснащенные преподавательскими кадрами, учебно-лабораторным и производственно-технологическим оборудованием. ИПК обобщали передовой опыт ведущих научных организаций и промышленных предприятий ОПК и распространяли его в образовательных программах. Большое значение в профессиональном становлении молодых кадров играли учебные центры на производствах, которые реализовывали краткосрочные программы повышения квалификации для уровней начального и среднего профессионального образования. Поскольку оборонная промышленность считалась заведомо приоритетной, подготовка специалистов высшей квалификации велась в основном в специализированных технических вузах, которые не могли жаловаться на недостаток внимания. Распад отраслевой системы управления народным хозяйством в 90-е годы привел к значительным изменениям в этой системе. В 1998 году постановлением Правительства РФ были фактически ликвидированы ИПК бывшей в СССР «девятки» оборонных министерств. Многие технические вузы и учреждения ДПО, осуществлявшие ранее подготовку кадров только для ОПК, в значительной мере утратили научно-техническую активность. Они не очень заинтересованы в развитии технических и технологических направлений, связанных с вооружением и военной техникой, выживая в основном за счет «коммерческих» специальностей и платных образовательных услуг. Снизился уровень их оснащенности, произошла переориентация на менее затратные, но востребованные на рынке образовательных услуг направления подготовки, в значительной мере утрачена возможность оперативной постановки программ по направлениям, востребованным высокотехнологичными производствами ОПК. Сокращение заказов со стороны крупных предприятий, ничтожное государственное и региональное финансирование ДПО ОПК, привело к кризису многих из них. Ряд учреждений перешли к краткосрочным программам обучения, были реорганизованы, присоединены к вузам, переданы на региональный уровень и т.д. В итоге сложилась система высшей школы и ДПО, которая представляет собой симбиоз остатков советской и элементов образовательной системы рыночной экономики. Результаты обучения специалистов и руководителей в 2006/2007 учебном году, представленные на рис. 1, показывают, что в системе ДПО не было слушателей по направлениям «Оружие и системы вооружения» и «Авиационная и ракетно-космическая техника». Это не удивительно, т.к. ликвидированное указом Президента РФ 06.03.2010г. Рособразования готовило сведения по форме 1-пк лишь по подведомственным учреждениям ДПО. На рис.2 приведены данные возрастной структуры кадрового состава ведущего российского концерна ПВО «Алмаз – Антей». Возрастная структура кадрового состава концерна ПВО «Алмаз-Антей» в 2006 г. Как следует из рис.3, 48% респондентов считают неудовлетворительной подготовку кадров в ПТУ и техникумах, и 39% - в учреждениях ДПО ОПК. Критически оценивают подготовку кадров в вузах лишь около четверти опрошенных. Это следовало ожидать, учитывая, что большая часть респондентов из системы высшего образования. Тем не менее, среди работников предприятий ОПК неудовлетворительную подготовку в вузах отметили более 50% респондентов! Можно утверждать, что «потребители» весьма критически оценивают в целом качество системы подготовки кадров для ОПК. Причем, негативные оценки системы среднего и высшего профессионального образования работниками «оборонки» на 15-20% выше средних значений по выборке говорят об особой тревоге потребителей кадров состоянием их подготовки. Рис.3. Оценка работы учреждений образования по подготовке кадров для ОПК Разнообразие и масштабы современных задач диктуют необходимость формирования кадровой основы ОПК по широкому спектру специальностей в прикладных областях науки, техники и технологии, воспроизводства высококвалифицированных специалистов нового поколения, способных решать сложные научно-технические проблемы, быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям. Это требует создания единой системы подготовки (переподготовки) кадров с использованием для образовательных целей научно-промышленной базы ОПК; совершенствования государственного планирования и экономического стимулирования подготовки (переподготовки) и закрепления специалистов на приоритетных направлениях оборонного комплекса. Не случайно около 90 % опрошенных считают целесообразным осуществить кардинальные изменения в подготовке кадров для «оборонки» (рис.4). Рис.4. Оценка целесообразности изменений в подготовке кадров для ОПК Основные направления совершенствования системы подготовки кадров для ОПК опрошенные видят в укреплении материально-технической базы образовательных заведений, повышении требовательности к преподавателям и руководителям образовательных учреждений, изменении образовательных программ и повышении стипендии студентам и зарплаты преподавателям. При ответах на вопросы об институциональных изменениях (рис.5) были поддержаны сценарии 1 и 2, связанные с реформированием системы ДПО и созданием исследовательских (или федеральных) университетов ОПК. По проблеме ДПО ОПК отмечалось, что практически отсутствует общефедеральная система управления ДПО ОПК, не проводится мониторинг его состояния, нет целостной нормативно-правовой базы функционирования и развития, низка инвестиционная привлекательность. Неудовлетворительно состояние информационной среды и уровня использования современного оборудования и технологий обучения. Внутрипроизводственные центры и курсы повышения квалификации, решающие кадровые проблемы конкретного предприятия, не обеспечивают современный уровень подготовки. Различается отношение респондентов к сценарию 3, предлагавшему ничего не реформировать, а оставить существующие структуры, улучшая их качество. Если представители высшей школы высказались за улучшение существующей системы, то работники промышленности высказались за институциональные реформы (более 50%). Практически не получил поддержку сценарий 4, предлагавший передать вузы в корпорации ОПК. Даже перспективы получения дополнительных инвестиций от корпораций не привели к поддержке данного сценария. Очевидно, вузы предпочитают сохранить свою автономию, а не превращаться в подразделения крупных бизнес структур ОПК. Отметим, что и представители ОПК не считают целесообразной передачу вузов в структуры предприятий (по типу заводов-втузов). Рис 5. Сценарии институциональных преобразований. Возрастная структура ППС ведущих технических вузов. На рис. 4,5 приведены диаграммы возрастного состава профессоров и преподавателей двух ведущих технических вузов Санкт-Петербурга: СПбГПУ и БГТУ «Военмех». Динамика изменений за 1990 - 2006 г.г. (рис.4) и 2001 - 2009 г.г. (рис.5) показывают рост старшей возрастной категории.
Особенно остро проблема стоит в Москве и Санкт-Петербурге, где имеется много хорошо оплачиваемых вакансий вне высшей школы и сферы ОПК. Отсутствие действенных механизмов притока и закрепления молодых кадров на предприятиях ОПК привело к старению кадров, потере преемственности поколений и практических навыков, особенно в конструкторско-технологических областях деятельности. Такая же ситуация в ведущих технических вузах, где «дедушки учат внуков». В значительной мере утрачена возможность оперативной постановки новых образовательных программ по направлениям, востребованным высокотехнологичными производствами ОПК. Это усложнило адаптацию обороной промышленности к новым условиям разработки приоритетных образцов ВВСТ и их кадрового обеспечения. Поэтому понятна позиция представителей промышленности, поддержавших необходимость институциональных преобразований в системе подготовки кадров. Научно-инновационная активность ППС является неотъемлемой частью решения задачи оптимизации кадрового потенциала вузов. Для ведущего вуза соотношение доходов преподавателя от видов деятельности может иметь следующие параметры: образовательная деятельность: научная работа: инновационная деятельность = 0,33:0,33:0,33. Как правило, в консолидированном бюджете ведущих вузов сегодня до 60% составляют поступления из федерального бюджета на образовательную и научную деятельность, не менее 30% дохода составляют поступления от платной образовательной и иных видов деятельности и не более 10% - поступления от хозрасчетной научно-инновационной деятельности вуза. Опыт зарубежных вузов показывает, что при активной научно-инновационной работе профессора его годовая учебная нагрузка не превышает 250 часов. Необходимо на правительственном уровне решить проблему учебной нагрузки профессора ведущего российского вуза, при этом должны быть четко сформулированы соответствующие требования к его научной и инновационной работе. Тогда в вузе можно планировать активную работу ППС в научной и инновационной сферах. Структура нагрузки должна обеспечивать активную научно-исследовательскую работу профессора и его группы, в первую очередь, из студентов, аспирантов и докторантов, и ее участие в инновационных проектах. Выполнение НИР объемом не менее 4-5 млн. руб. в год для научной группы численностью до 10 человек, позволяет, как минимум, удвоить оплаты труда преподавателя. Известно, что реальная интеграция науки, образования и промышленности дает большой эффект, не требуя огромных капитальных вложений, поскольку строится на системно-организационном, а не финансовом принципе. В 90-е годы произошел и до сих пор не ликвидирован разрыв между промышленностью, наукой и высшей школой. В большинстве вузов практически свелись к нулю хоздоговорные НИР, серьезные проблемы возникли с базами практик студентов на предприятиях, трудоустройством после окончания вуза и т.д. Нынешнее доминирование бюджетного финансирования вузовской науки привело к утрате наработанных связей с промышленностью, а государство в лице чиновника не стало эффективным заказчиком бюджетных НИР, отсюда ничтожна реальная отдача от них. В последние годы предприняты некоторые меры по развитию кадрового потенциала, но кардинального изменения ситуации не произошло. Значительная степень несоответствия заявляемых задач полученным результатам свидетельствует о системном характере проблемы. Многолетние реформаторские усилия Минобрнауки РФ не дали положительного, а тем более, мультипликативного эффекта в промышленности. Определенная консервативность представителей высшей школы обусловлена усталостью от перманентных преобразований без ясных целей и результатов. Существующие во многих вузах подходы к организационному развитию не учитывают цикличность развития внешней среды и самого вуза и не могут обеспечить его развитие в долгосрочной перспективе. Разрыв поколений сказался не только в индивидуальном масштабе, но и захватил целые коллективы. Жесточайший дефицит квалифицированных кадров привел к руководству не только кафедр, факультетов и институтов, но нередко и университетов, заведомых середняков. Из двух типов нынешних научно-педагогических коллективов: эволюционирующих и деградирующих, последний тип, к сожалению, доминирует. В результате значительная часть контингента вузовских преподавателей, представляющих национальную интеллектуальную элиту, вынужденных бороться за свое выживание, превратилась в одну из наиболее консервативных групп населения. Естественно, это мешает университетам концентрировать вокруг себя развитие новых научных идей, малый бизнес, инновационные структуры. В результате новые проблемы не заслоняют, а обостряют старые. В сборнике публикаций к заседанию НТС ВПК при Правительстве РФ 13.01.2009 дана оценка развития в России базовых технологий по сравнению с развитыми странами. Показано, что практически по всем технологиям наблюдается отставание от мирового уровня. На протяжении последних 10 лет спад производства, сокращение научных исследований, конверсия оборонных отраслей привели оборонно-промышленный комплекс (ОПК) страны и промышленность в целом в кризисное состояние. Резко снизился кадровый потенциал, положение усугубляется тем, что высшие учебные заведения не имеют возможности готовить полноценных специалистов оборонного профиля и находятся на грани утери научных и научно-педагогических школ. Очевидно, понимание руководством страны кризисной кадровой ситуации, необходимости обеспечить подготовку конкурентоспособных специалистов привело к реформированию российской высшей школы путем ее селекции и создания параллельных структур - федеральных и исследовательских университетов, инновационных компаний при вузах и научных организациях и т.д. Подобные причины приводят современных политологов к предложениям о формировании параллельной властной вертикали, как важнейшему элементу модернизации государства. В феврале 2010 года проведены сборы руководящего состава вузов Министерства обороны, где были даны оценки конкретным путям и механизмам перехода военных вузов к инновационной модели развития. В обсуждении приняло участие более 120 офицеров и генералов – руководителей вузов и органов военного управления, поддержавших следующие направления: Подготовка военно-научной элиты на базе ведущих военных вузов, сохранивших уникальные научные школы (70% респондентов); открытие при них аспирантуры и докторантуры для лиц гражданского персонала (более 80 %); внедрение реальных механизмов материального стимулирования инновационной деятельности профессорско-преподавательского и научного состава (86% участников); стимулирование инновационной деятельности военного вуза, в том числе, на основе организации при вузе «предприятий малого бизнеса» (54%); создание военных научно-образовательных центров (ВНОЦ) на базе ведущих вузов путем интеграции с научными организациями оборонно-промышленного комплекса (более 60% участников сборов); создание технико-внедренческих зон на базе ВНОЦ (более 47%). Задачи и пути модернизации ОПК. Динамику развития оборонно-промышленного комплекса ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий, меньшие - на совершенствование основных производственных фондов. При создании точек инновационного роста инвестиционные затраты, (до 70%) должны идти на развитие кадрового потенциала (в первую очередь, на научные, конструкторские и технологические кадры), и не более 30% должны составлять затраты на технику. Нужно прекратить бесперспективное вливание огромных бюджетных ресурсов в уже неживые ОАО и ФГУП’ы, селективно поддерживая только точки роста нового российского ОПК. Для опережающего развития надо создать конкурентоспособные в соревновании с мировыми лидерами предприятия с эффективной системой управления, современными технологиями и кадрами. Задача подготовки конкурентоспособных кадров для ОПК фактически разбивается на две: 1) подготовка кадров для предприятий модернизированной экономики; 2) формирование кадрового состава, способного провести модернизацию. Очевидно, что это две задачи, требующие разных подходов и методов решения. Решать их надо одновременно, поскольку реальный учебный цикл подготовки высококлассных специалистов (в том числе кадров высшей научной квалификации) занимает не менее десяти лет. В то время, пока идет подготовка специалистов, которые должны работать в уже новом современном, «модернизированном» ОПК, надо провести модернизацию силами специалистов-«модернизаторов», которых предстоит подготовить для этого гораздо быстрее. Этих специалистов предстоит найти в сегодняшней инженерно-технической и управленческой среде и организовать для них соответствующую краткую, но интенсивную переподготовку в рамках ДПО, сформировать эффективные команды управленцев и специалистов, быстро начать реформирование этого сектора экономики. Первая задача выглядит существенно более понятной для высшей школы. Важнейшим этапом ее решения должно стать создание федерального университета оборонных технологий (ФУОТ), формирование образовательных стандартов высшего технического образования и отраслевых рамок квалификаций - профессиональных стандартов для отраслей ОПК. Подготовка специалистов для оборонных отраслей требует тесного взаимодействия с военными пользователями систем вооружений. Учитывая, что эти вопросы планируются и проводятся в жизнь централизовано в рамках государственного оборонного заказа, то и подготовку специалистов целесообразно организовать как единую федеральную сеть центров, направленных на развитие науки, оборонных технологий и подготовку специалистов. Основными задачами ФУОТ будет развитие приоритетных научных направлений в интересах обеспечения российских вооруженных сил новейшими видами и системами вооружений и подготовка специалистов – исследователей, разработчиков и эксплуатационников современной военной техники. Сегодня практически диверсифицированы все ведущие вузы, ранее готовившие кадры для ОПК, они стали университетами широкого профиля, хотя многие из них ведут подготовку специалистов для ОПК в незначительных объемах. Поэтому могут быть различные организационные решения формирования ФУОТ. Мы считаем возможным и целесообразным создание ФУОТ распределенного типа с использованием базы и кадров ведущих ГНЦ и институтов РАН, ориентированных на ОПК. В университете должна осуществляться послевузовская подготовка (магистратура, аспирантура, докторантура) и ДПО, в нее будут активно включены лучшие научные силы страны. Эффективная подготовка специалистов ОПК высшей квалификации требует больших усилий, чем в обычном вузе. Важным вопросом при этом является возможность привлечения в новый университет действительно ведущие научные силы, известных ученых и преподавателей, работающих на мировом уровне. В сегодняшней российской высшей технической школе их не очень много. Без активизации институтов РАН и ГНЦ российские вузы с этой проблемой не справятся. В институтах РАН и ГНЦ еще сохранились сильные научные группы, возглавляемые крупными учеными. В США при наличии университетов широкого профиля, связанных с военными разработками, например, MTI, Texas Unniversity, CalTech, активно работает Университет военного снабжения (Defense Acquisition University - DAU). Это американский центр обслуживает 130 тысяч сотрудников Минобороны и их партнеров из ОПК в направлениях снабжения (С), техники (Т), логистики (Л), включая подготовку руководителей и менеджеров. В 2008 финансовом году университетские курсы закончили около 350 тыс. выпускников. Американцы придают огромное значение логистике, считая, что системы снабжения войск и логистик должны функционировать как швейцарские часы. В свое время из этих задач родилась такая наука, как "исследование операций". Задача DAU – обеспечить практическое обучение, профессиональный рост и служебную подготовку специалистов. Предлагаемый ФУОТ должен отличаться большой численностью аспирантов и докторантов, прекрасной базой научных исследований, хорошо развитыми связями с промышленностью. Основным структурным элементом – неким аналогом традиционной вузовской кафедры в ФУОТ будет являться учебно-научно-инновационный центр (УНИЦ). Для динамичного развития ФУОТ надо нормативным правовым актом придать ему статус федеральной экспериментальной площадки на 10 лет для отработки опережающей системы подготовки кадров, новых организационных форм реализации цепи «исследования-разработки-инновации». Современное оружие представляет собой системы, в которых сконцентрированы лучшие научные результаты и высокие технологии. Обучение в университете должно основываться на научных достижениях и современных направлениях развития науки и техники – математики, физики, химии, механики, электроники, оптики, программирования, медицины, биологии. Университет станет ключевым элементом успешного решения задач инновационного развития оборонных отраслей, ускоренного переоснащения российской армии самыми передовыми средствами ведения военных действий. Он будет не только готовить специалистов по актуальным направлениям научно-технического развития, в которых они могут выполнять высококачественные работы мирового уровня. При создании ФУОТ и его мозгового центра в виде головного института на принципиально новых структурно-функциональных и организационных принципах, запуске механизма самоорганизации он может стать эффективным механизмом прорыва в новый технологический уклад и достойным русским ответом не только DAU и Санта-Фе. Конечно, вопрос о формировании ФУОТ требует рассмотрения различных сценариев его создания и развития, но главное - он требует принятия политического решения. Государство может и должно стать главным режиссером «кадровой революции» в сфере ОПК. Вспомним, как принятие стратегического решения И.В. Сталиным о создании МИФИ и МФТИ позволило в свое время быстро решить проблему кадров для ОПК. Да и сейчас их выпускники активно проявляют себя в бизнесе и инновациях. Наряду с лучшими научно-техническими разработками, технологиями и производственной инфраструктурой эффективность управления - ключевой фактор развития и реализации масштабных проектов, в том числе и в ОПК. Если главная задача Правительства РФ – создание стабильной и процветающей экономики, то Президента РФ как Верховного главнокомандующего – комплексное обеспечение безопасности страны, в том числе за счет создания суперсовременного оружия, высоких темпов перевооружения армии, внедрения новейших научно-технических достижений и кадрового обеспечения ОПК. Координатором работы по созданию ФУОТ может стать аппарат Совета Безопасности Российской Федерации. При системном управлении изложенные подходы могут дать синергетический эффект, который приведет к динамичному развитию не только ОПК, но и страны в целом. Исторически у России выбора нет: либо мы создадим страну, лидирующую в конкурентном мире, либо мы все время будем проигрывать и в итоге – ее потеряем. Кризис – самое подходящее время для важных решений. Проспим еще раз – отстанем навсегда. Выпускники ФУОТ к 30-ти годам должны уметь руководить крупными национальными проектами. Это и есть главная цель ФУОТ – создание в стране университета выше мирового уровня и системы опережающей подготовки интеллектуальной элиты не только для ОПК. Именно на научно-педагогический состав ФУОТ ляжет двойная нагрузка обучения новых и переучивания специалистов, составляющих костяк сегодняшнего инженерного корпуса предприятий ОПК. Используя базу и кадры ГНЦ и институтов РАН, можно развернуть сеть филиалов ФУОТ для региональных предприятий ОПК. Это позволит сформировать единую сеть подготовки кадров, решающую, в том числе, важнейшие вопросы дополнительного и послевузовского профессионального образования для ключевых оборонных предприятий. При этом подготовка на всех уровнях и во всех регионах будет вестись по единым планам и программам. Решением второй задачи должна стать система ДПО. И если в первом случае окончательное формирование облика специалиста нового типа растянется на несколько лет, то вторую задачу нужно решать быстро и сразу. Потому что на этих «кризисных менеджеров» ляжет основная тяжесть модернизации целой отрасли и перевода ее на современный путь развития с наименьшими кадровыми, производственно-техническими и социальными потерями. Наверстывая упущенное время, ответственное министерство (Минпромторг РФ) должно реализовать пилотные проекты современных центров ДПО ОПК (межрегиональных и межотраслевых), создать инструменты их прямой и косвенной государственной поддержки. Придя на предприятия после обучения в центрах, специалисты ОПК, должны провести модернизацию предприятий. Корпоративное взаимодействие ФУОТ, ведущих вузов, центров ДПО и предприятий – важнейший ресурс обеспечения современной подготовки специалистов ОПК. Сегодня важен подбор и переподготовка преподавателей и специалистов, мотивированных на работу по модернизации «оборонки», чтобы их знания, умения и компетенции наиболее точно соответствовали современным и перспективным требованиям производства ВВСТ. Очевидно, что дальнейший путь развития кадрового потенциала ОПК должен идти путем становления ответственных профессиональных структур, нормативное правовое закрепление их роли, функций, прав и ответственности. ФУОТ может взять на себя часть функций органов межрегиональной и межотраслевой координации в сфере ОПК. Для формирования целостной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации надо разработать единые подходы и требования, выработать новые формы отношений между заказчиками и исполнителями проекта, организовать эффективную систему мониторинга, организовать работу по профессиональным стандартам. Сегодня в ОПК нужны носители знаний с умениями их трансформировать в новую технику, материалы, высокие технологии, нужны современные управленцы. Если есть профессиональный стандарт, и он предусматривает наличие таковых навыков и умений, то вопрос о показателе и оценках системы планирования переподготовки кадров снимается. Если же подобного соответствия нет, то объективность оценок становится сомнительной. Профессиональные стандарты помогут предприятиям поддерживать высокий профессиональный уровень рабочей силы; подбирать кадры и проводить «внутрифирменное» профессиональное обучение; снизить затраты на подбор кадров и повышение их квалификации; проводить проверки, аттестации и сертификации квалификаций и т.д. Стандарты помогут работникам определять необходимые умения и знания, оценивать потребности и возможности в профессиональной переподготовке; реализовать пути карьерного роста и т.д. Особенно это касается отраслей современного высокотехнологичного бизнеса (авиастроение, наноиндустрия, информационные технологии и др.) Наши предложения позволяют подключить к решению кадровых задач задействованный сегодня далеко не в полной мере на образовательной ниве мощный потенциал РАН и ГНЦ, конструкторско-технологических организаций, обеспечивающих выполнение ГОЗ. На наш взгляд это будет гораздо полезней, нежели бесконечное обсуждение недостатков российской науки и предложений по реформированию РАН… путем ее ликвидации. Литература 1. Б.А. Виноградов «Некоторые аспекты подготовки кадров для ОПК», Инновации №7, 2008 |