СИНЕРГИЗМ
- МИРОВОЗЗРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМА Г.И.Кархин |
Нынешнее положение и обозримое будущее нашей Родины проясняются с учетом разумных представлений о сути современной смены цивилизаций: на рубеже нового миллениума мир, веками поднимавшийся от земледелия к машинной цивилизации, а от нее - к электронной, вступил в новую эру приращения знаний о природе, человеке и обществе. Распад мировой системы социализма и ее лидера Советского Союза произошел на историческом перепутье - совпал с третьей за последние два века революцией в познании Вселенной (ускоряющееся возвышение по ступеням классического, неклассического и постнеклассического естествознания), изменившей судьбы всех жителей Земли. Лихолетье 90-х годов - повергнувшее русский народ в вымирание, распад столетиями собираемой Державы, крушение мечты о величии Москвы и надежды на светлое будущее, немыслимый разгул коррупции, невосполнимый развал крупнейшего за все времена военно-промышленного комплекса, техническое отступление на десятилетия назад - по времени пришлось на десятилетие ускоренного продвижения стран "золотого миллиарда" и их лидера США в цивилизацию новых информационных отношений. Исторический вызов в том, смогут ли ее нынешнее и входящие в жизнь поколения соотечественников возместить потерянные завоевания советских тружеников, сохранить Родину и создать новое общество - самобытную цивилизацию XXI в. В России есть все необходимое для возрождения евразийского величия. (Более того, исходные условия для этого более благоприятны, чем при разрухе после мировой и Гражданской войны. Задел вдохновения и организованности технического творчества 50-х и 60-х годов до сих пор обороняет нас от забот новых "друзей", гарантируя суверенность федеральных интересов.) Дело за "малым": нет вдохновляющих Идей, не потому, что оскудели таланты, а в силу того, что при отсутствии научно обоснованного мировоззрения тлетворная рыночная корысть по своей природе не способна предложить современной общественности ничего, кроме обычаев наживы, обезображенных разгулом вседозволенности, доведенной до абсурда. Вдумаемся в суть нового всемирно-исторического феномена. В конце 60-х годов было доказано, что научно-техническая революция изменяет характер труда: простой труд уступает место сложному, творческому, что ведет к принципиальным социальным сдвигам (изменения Образа жизни, форм и методов централизованного планирования, управления и права на интеллектуальное участие человека в процессах развития общества). К концу 80-х с массовым нашествием персональных компьютеров сложный творческий труд окончательно оттеснил труд "средней умелости" на почетный ветеранский покой, интеллект занял достойное место среди главных факторов производства в качестве основного стратегического ресурса цивилизованного развития. Труд (физический и умственный) - использование, расточительное или экономное расходование вещно-силовых возможностей природы. Творчество (психологическое и эмоциональное) - наращивание разумности природопользования и жизнеустройства. Вплоть до конца XX в. интеллект, мысль, дух проявлялись в осознании материально-энергетической картины мира. Сначала было познано различие земного вещества и энергии горения. Потом классическое естествознание наглядно объяснило механику причинно-следственной связи вещества и энергии в координатах пространства и регламенте времени. Затем неклассическое естествознание установило единство вещества и энергии и смоделировало принципиальную картину поведения микромира и космоса в относительном пространстве и времени. А на рубеже XXI в. успехи постнеклассического естествознания завоевали общественное признание единства вещественных, энергетических и информационных свойств мира. В отличие от классической и квантово-релятивистской картины не классического естествознания произошел отказ от образа мира, состоящего из элементарных частиц - "кирпичиков" материи, в пользу представлений о мире как совокупности нелинейных процессов В новой картине мироздания снято вечное противостояние материального и идеального начал и постулировано их взаимодополнение, рождающее творческую синергию бурного движения в ноосферу естественного и искусственного интеллекта. Представления о силах Природы и Духа сомкнулись с осознанием жизненной сути Разума, Слова, Света, качественных свойств бесконечно сложной информационной системы. В результате извечное идеологическое противостояние материализма и идеализма сменяет синергизм как единое мировоззрение о первозданном смысле мира. Непоколебимая уверенность в предопределенности явлений и событий - научная закономерность или божественное предначертание уступила место признанию непредсказуемости нелинейного поведения самоорганизующегося хаоса как безначального и неограниченного реального и виртуального потенциала саморазвития мира и земного бытия. В результате диалектику как научную методологию наследует синергетика в той мере, в какой постнеклассическая парадигма развивает классическую механику. В итоге творчество как высшее проявление духовных сил обретает фундаментальные теоретические и научные методологические опоры поиска путей и способов приращения разумности. Далеко не все современники по достоинству оценивают глубину охвативших планету перемен. С точки зрения здравого смысла отношения неопределенности кажутся абсурдом. Представления о непредсказуемой самоорганизации хаоса еще не вошли в обиход. Тем не менее синергетический стиль мышления бурно прогрессирует; активизируется системный анализ принципиально новых особенностей жизнедеятельности, что инициирует поиск новых методов оптимизации саморазвития ее важнейших сфер: экономики, науки и социального устройства. Прежде всего, принципиально меняются социально-экономические и политические доктрины. На смену материалистической концепции экономического детерминизма в жизнеобеспечении человека приходит признание первоосновы нематериальных сил прогресса. Казавшиеся вечно незыблемыми вероубеждения о добре и зле, противостоянии человека и природы, борьбе труда и капитала уступают место многомерным представлениям о социальной динамике, предопределяемой не формой производства и обмена, а первородными достоинствами Разума и условиями творческого проявления индивидуальных дарований и склонностей. История на глазах резко разделяется на прошлое, когда человек был рабом материальных интересов, и на будущее, которое начинается не с победы пролетариата, как писал К. Маркс, а "будет - как верили русские мыслители эмигранты - целиком определяться активностью социального человека, которая может совершить чудесное перерождение общества". На смену "абсолютной истины" пролетарского социализма приходит признание непредсказуемой динамики саморазвития сложных социальных систем. На руинах экономического и социального детерминизма (диалектического и исторического материализма - научного коммунизма) появляется феникс надежды - синергетический стиль мышления, который становится научно обоснованной идеологической опорой формирования нового образа жизни. Центральной, требующей углубления поисков ответа на вызов времени остается неизбывная тайна связей человека и природы. Однако сейчас, в условиях поиска новых социальных ценностей, принципиальную остроту получают не решенные капитализмом и социализмом проблемы отношений между личностью и обществом. Капитализм провозгласил всеобъемлющей ценностью личный интерес, отсюда благо общества зависит от индивидуума. Далее формальная логика ведет к оправданию эгоизма личности и восхвалению конкуренции, провоцирующей изворотливость, погоню за спросом и безжалостную эксплуатацию труда и капитала (человека и природы). Социализм сосредоточился на идее служения обществу, уверовав, что человек становится личностью только в социальном общении, от которого он полностью зависит. Однопартийный коллективизм насаждал подчинение, уживался с бесхозяйственностью, мирился с безответственностью, игнорировал талант и наказывал инициативу. Косность идеологии обернулась поражением в экономическом соревновании двух систем. Но социализм дал реальный пример проявления синергии бескорыстного массового энтузиазма. В поисках нравственных идеалов нового образа жизни первостепенное значение имеют обоснования мировоззрения грядущей цивилизации, способного вселить уверенность в возможность преодоления фатального исхода необратимых отставаний, выиграть время и уменьшить издержки проб и ошибок, мобилизовать усилия и ресурсы, оптимизировать приоритеты программ, проектов, бюджетных расходов. Это глобальная для всего мира проблема. Но для России она имеет жизненную важность. Слишком жестоко ломали нашу Родину эксперименты XX в. - от подневольной покорности самодержавию к буйству голытьбы, от жилистого надрыва индустриализации к трудовой халяве, от веры - к безразличию и унынию. Нужно одуматься, опереться на Разум подлинно научных соображений, на мудрость опыта и знаний. Нужно, наконец, осознано оценить возможности выхода из провала между двумя крайностями, подавляющими умонастроения и творческий порыв населения: ультралевым репрессивным сталинским пролетарским социализмом и крайне правым криминальным ельцинским радикальным либерализмом. Нельзя терять время в сетованиях "нового мышления" горбачевского толка, в покаянном "омуте памяти" не сложившихся архитекторов перестройки, в интригах "членов семьи" и борцов за эфирное время. Нужно начинать с признания того, что творчество утверждает в качестве главной социальной ценности не эгоизм индивида и не утопизм коммунистического общественного изобилия, а индивидуальное дарование как неодолимый зов Разума к самоорганизации жизнеустройства. Осознание созидательных достоинств творчества и его оснащение новыми средствами технического и программного обеспечения выводит мир на новые цивилизационные просторы, не совместимые ни с архаикой капитализма, ни с наследием социализма, ни с моралью западного третьего пути, чувствующей поступь XXI в., но не решающейся выйти из объятий золотого тельца. Нарождающаяся цивилизация все более зримо отвергает как примат рыночной стихии в идеальных целях человеческой жизни, так и классовое лицемерие централизованного казарменного коллективизма. Свидетельством этого могут быть, в частности, следующие характерные для западных сторонников постмодерна заявления: "Дефицит физической энергии вынуждает нас усиленно использовать духовную энергию - по закону заменяемости энергии информацией, знанием... Мы живем в момент всемирно-исторической смены эпох - модерна постмодерном, на границе Нового и пост-Нового времени... Капитализм предписывает определенное жизненное устройство, в котором хозяйство, вернее, увеличение стоимости и капитала стало единственным смыслом культуры... Наше общество - это общество смешанной конституции, оно ни капиталистическое, ни этатистское или социалистическое. Оно утверждается через сочетание первостепенных принципов гарантированного самоопределения индивидуума. В нем должны равновесно функционировать принципы государственной справедливости, культурной, экономической и политической свободы" . Последователи диалектического материализма определяли случайность как форму проявления необходимости, как непознанную необходимость, а свободу - как осознанную необходимость. Детерминисты списывали на недостаток знаний очевидный по здравому смыслу случайностный поток обыденных событий и насаждали несостоятельную с позиций нелинейной синергетической культуры мышления необходимость замены стихийного мира одних общественных систем планово-организуемыми системами других. В угаре постсоветского радикал-либерализма пороки экономического детерминизма проявились в навязанной прозападными советчиками необходимости возврата к рыночным механизмам. Время необратимо. Упорные утверждения, что "переводу экономики в нормальный (!) рыночный режим функционирования просто нет серьезной альтернативы", не делают чести их именитым авторам, ибо тянут назад, мешают поискам обоснованных синергетическим миропониманием путей возрождения Великой России. По логике современных научных обоснований магистральные пути выхода России из демографических, техногенных и социальных тупиков проходят не на рынке, а в развивающейся среде жизнедеятельности. По достоинству оценивая ее важнейшие сферы: экономику (эффективное использование всех видов природных, финансовых и трудовых ресурсов), науку (накопление и освоение знаний) и управление (совершенствование форм власти) - и признавая важность их согласованного взаимодействия, нельзя отрицать, что в конечном итоге вступление в новую цивилизацию зависит от формирования многомерных основ жизнеустройства нового общественного строя - интеллектуализма. Интеллектуализм - реальная альтернатива не только утопическим надеждам коммунистов, порожденным недугами ненависти к миру капитала, но и недалекому упрямству рыночных либералов, в какую бы одежду они ни рядились и как бы ни клялись в верности демократии и свободе, исповедующей примат экономики в жизнеобеспечении человека и рынка в жизнеустройстве общества. Входящий в новую эру социум не может быть конвергенцией мнимых преимуществ капитализма (стихийное развитие "снизу") и социализма (централизованное построение "сверху"), т. е. рынка и плана, тем более что смешанная экономика, будь то на Западе или на Востоке, всегда реализуется в определенной политической и государственной системе. Он делает ставку на совершенствование многомерной ноосферы жизнедеятельности (всестороннее саморазвитие) на основе разумных способов стимулирования творчества на всех уровнях культурного, технического, социального и хозяйственного развития от самодеятельной самоорганизации местного народовластия до государственного стратегического моделирования, управления и регулирования. В этом смысле он органично убежденно смыкается с синергизмом - миропониманием постнеклассического естествознания. Новое мировоззрение в противовес двум исторически сложившимся главным направлениям философской мысли: материализму и идеализму, отстаивающим первичность либо материи - природы, либо сознания - духа, утверждает единство материальных и нематериальных свойств мира. В отличие от тенденциозной пролетарской идеологии, использовавшей архаику марксизма - ленинизма и сталинские догмы диалектического и исторического материализма для оправдания насилия как "повивальной бабки неодолимо рождающегося социализма", идеология нового социума неотрывна от признания первостепенной значимости синергии в приращении разумности как неисчерпаемого источника саморазвития цивилизации творчества. Мировоззрение интеллектуализма - синергизм диаметрально отлично от сталинских догматов диалектического и исторического материализма, сохранявших роль государственной идеологии до последних дней советской власти: практическая деятельность должна основываться на добрых пожеланиях выдающихся лиц (тех, кто чувства добрые лирой пробуждал), на требованиях Разума и всеобщей морали, имеющих неизбывное значение объективных истин, обоснованных великими русскими мыслителями как силы Мудрости, Добра и Свободы. В исторической
специфике синергизма могут быть выделены по меньшей мере три группы содержательных
особенностей: фундаментально-теоретические, научно-практические и нравственно-социологические.
По смысловому содержанию первые отражают современное недетерминированное
миропроявление, вторые - миропонимание, относящееся к совершенствованию
управления, а третьи исходя из мироустройства, затрагивают нравственные
устои личности. Ясно, что такое разделение условно и допустимо только
в меру и в целях согласования представлений о смысловом содержании опорных
понятий новой идеологии, т. е. применительно к мировоззрению интеллектуализма. |