ОБ АСИММЕТРИЧНОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ РОССИИ
КАК НОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА

Александр Субботин

Цель статьи – кратко донести до сознания читателя понятия:

  1. Стратегического Субъекта бытия (а значит, адресата безопасности и творца собственного развития).
  2. Познавательного (творческого), имманентного человеку как социальному существу, Метода , соответствующего исследуемому Предмету по его природе .
  3. Фундаментального принципа мирового развития, в уже сложившейся, но ещё не оформленной должным образом , новой физической картине мира.
  4. Контура и пропорций «культурного кода» Русской цивилизации и современной политической интуиции России. Требующей срочного теоретического осмысления как эффективной, ненасильственной альтернативы общепринятой мировой силовой политике «выкручивания рук».

 

  • Источником безопасности и развития человечества является свободная интеллектуальная и хозяйственная деятельность личности в контексте всего общества, являющегося живой интеллектуальной системой.
  • Труд, по своей природе,- творческий акт бытия свободной личности, не является, и не может выступать «вещью», тем более, «товаром, предназначенным к продаже».
  • «Прибыль на капитал» является не более чем оптической иллюзией, грубой «ошибкой измерения», обусловленной искажённой физической картиной мира, заведомо отрицающей свободу, интеллект и развитие.
  • О слабоизученной проблеме ложности ньютоновско-картезианской парадигмы науки в приложении к обществу и к проблеме «сложности»;
  • Об основах «социальной теории» как общенаучного Метода обращения со «сложностью», более адекватного Предмету и Субъекту познания.

И собственно о самой физической картине мира, дополненной в соответствии названным положениям.
«Когда Россия осознает и восприметсобственную цивилизационную идентичность,
её роль в физической науке станет ключевой в мире».

(Линдон Ларуш.)

Эволюция человечества, в самом общем смысле, заключается исключительно в становлении и развитии его высшего свойства - разума, или, творческой, или познавательной способности .

Познание нашей собственной эволюции, как философская проблема, состоит в постижении сущностей и осознании явлений двуединого Предмета , состоящего из явлений - мира сущего, явленного, материальной действительности; и не явленного, - метафизики «внутреннего космоса» творческого субъекта, личности. В недрах которого-то и живёт разум и его творчество , «квантовый генератор изменения», неиссякаемый источник пресловутой уже «инновации» - конструктивной, созидательной эволюции, необратимой во времени.

Познанию этого интеллектуального «космоса» как органической цельности способен служить только познавательный Метод, соответствующий его, этого «космоса» интеллектуальной природе.

На терпеливом познании целостности Природы, возделывании Духовности как созерцании внутреннего «я» сосредоточена древняя и вечно юная философия Востока. Западом же всецело овладела строгая научная мысль, чей отточенный рационализм 4 веков Нового времени свил своё гнездо на ветвях «объективного материализма».

У человечества на рубеже 2 и 3 тысячелетий от Рождества Христова сложился болезненный дефицит адекватности оценок в области междисциплинарного, целостного и достойного Предмету, понимания места своей социальности (общественной самоорганизации) как универсального принципа развития.

Россию, двуконтинентальную цивилизацию, связывающую внутри себя Восток и Запад, «положение обязывает» реализовывать собственное целостное, увязывающее крайности, уравновешивающее дух и тело, Восток и Запад, «срединное» и целостное мироощущение. От того, как поведёт себя Россия в этом, зависит многое в мире.

Мировая цивилизация («крёстным отцом» которой себя назначил достигший пределов своего собственного роста мир Запада) пришла к неразрешимым в старом ключе мышления проблемам системного характера.

***

Цель статьи – кратко донести до сознания читателя понятия:

  • Стратегического Субъекта бытия (а значит, адресата безопасности и творца собственного развития).
  • Познавательного (творческого), имманентного человеку как социальному существу, Метода , соответствующего исследуемому Предмету по его природе .
  • Фундаментального принципа мирового развития, в уже сложившейся, но ещё не оформленной должным образом , новой физической картине мира.
  • Контура и пропорций «культурного кода» Русской цивилизации и современной политической интуиции России. Требующей срочного теоретического осмысления как эффективной, ненасильственной альтернативы общепринятой мировой силовой политике «выкручивания рук».

  Метод реализации «гипотезы будущего»

Задумавшись когда-то впервые о Творце природы, человек впервые уразумел, прозрел духом, осознал, что мир, хоть и уже устроен разумно Высшими Силами, но всё же, «не окончательно совершенен». Что этот мир содержит в себе порядок, некий Богом созданный Задел и относительный хаос - «несовершенное пространство» для его совершенствования и обустройства. «Предзаданной гармонией» назвал это состояние мира Готфрид Лейбниц.

Такой целостный мир с Творцом, готовым «заделом» и «пространством развития», предназначенным для хозяйства , называется мировоззрением или «физической картиной мира». Это есть простейшая и понятная генеральная стратегическая навигация для разумных существ любой космической цивилизации.

«Человек разумный» взял на себя смелость делать, творить , воплощать, наравне с тружеником Творцом, более безопасную и комфортную для себя реальность, засучив рукава, занялся деятельностью, трудом .

Основой трудовой деятельности является идея, замысел, смысл. Сначала приходится всякий раз продумывать , осмыслять любое действие или Дело, моделировать, (по сути, ставя его гипотезу); проговаривать, чертить мысленный или образный план, а затем действовать , строя свой завтрашний день.

Мышление образами, «по моделям», пришедшее на помощь врождённым безусловным инстинктам и Павловским «условным рефлексам» выживания, не просто банально сэкономило мускульную энергию, а привело к эффекту её многократного умножения при помощи «приручения» могущественных сил Природы (по С.А. Подолинскому). Это сегодня известно как явление «положительной обратной связи» или процесс «автокатализа».

Метод реализации мировоззрения, гипотезы будущего – это разумная трудовая деятельность в пространственных рамках и логике хозяйства . Трудом мы называем всякую, любую конструктивную хозяйственную деятельность человека – от машинального труда укладчицы конфет или асфальта, - до сложной деятельности простого крестьянина, изобретателя, врача, писателя, драматурга, философа, композитора или Генерального конструктора космических кораблей.

. «Дочеловек» стал человечеством, сделав шаг от стада к обществу

На это первоначальное осмысление и освоение мира ушли многие тысячи лет.

Но так, в планетарном времени моментально, «одновременно» и целостно, сложилось то интеллектуальное социальное нечто , «облако смыслов», что мы характеризуем обычно раздельными терминами. - Речь, воспитание, общество, вера и Знание, образование, труд, инструмент, хозяйство, технологии и коммуникации.

Нейрофизиологи называют всё это нечто «второй сигнальной системой» человека. По сути, «вторым «я». Человек, из рядового биологического вида, поднялся на качественно новую ступень – стал новым классом биологических существ, обладающих Верой и культурой, вероятно, первым в истории типом разумной жизни на нашей планете Земля.

Возникла первая «картина мира» – синтез из Искры Духовного Опыта, обустраивающего сразу весь Макрокосм Знания, и, на Её основе, опытного эмпирического, чувственного восприятия и познания, освоения вещного, материального мира.
Таким образом, через это цельное нечто , вторую сигнальную систему, возникла незримая, но неразрывная, органическая связь, союз между нейронами головного мозга всего человечества как цельное «социально – познавательно – деятельностное» Знание.

Без восприятия цельности, предзаданной гармонии мира как обустроенного Макрокосмоса цельного Знания, нет места и для современного нейрофизического понятия «второй сигнальной системы».

На основе соединения Духовного Опыта и чувственного, эмпирического его освоения, осмысления, человечество развивалось десятки тысяч лет как сельскохозяйственная, земледельческо-скотоводческая трудовая цивилизация, как традиционное общество . Общество как совместно-деятельное Знание, хоть и состояло из отдельных родов и племён, но, как единое ментальное поле, ещё не было разделено «по живому».

Становление научного метода «Нового времени».

Приняв гелиоцентрическую картину мира Коперника, взамен веками существовавшей геоцентрической Птолемеевой, человечество перестало «быть» пупом Вселенной, вокруг которого вращаются все светила, но обрело возможность овладеть навигацией по небесным объектам. И неожиданно для себя открыло новое «жизненное пространство развития» - Южную и Северную Америку, Океанию, Австралию. Добавились и инструментальные ориентиры. В навигации добавилось изобретение хронометра и распространение с Востока магнитного компаса.

Вновь открытые закономерности взаимодействий и движения физических тел в Космосе позволили лучше понять своё место в подлунном земном мире, сделать более точные эмпирические обобщения в виде физических принципов механики Исаака Ньютона, Метода Декарта, а затем – «теории идеального газа» Людвига Больцмана.

Джеймс Уатт, Николаус Август Отто, Готлиб Даймлер и ряд их преемников и последователей изобрели и усовершенствовали поршневой тепловой двигатель и двигатель с камерой внутреннего сгорания.

Человечество, с появлением технологии энергетики на основе тепловых машин, смогло оснастить, энергетически вооружить свой собственный труд к ак единственно известный способ преумножения публичного блага. Такая новая физическая картина мира внезапно открыла новое пространство для развития человека. Она открыла смысл хозяйства как «полезной физической машины». Мысль изобретателя, материализовавшись в процессе сложной совместной трудовой деятельности через «вторую сигнальную систему», выступает автохтонным источником умножения могущества человечества.

Идея полезного технического устройства выступает инструментом «положительной обратной связи», когда система отвечает на сверхслабое, милливаттное, воздействие нейронов коры головного мозга, мегаваттным положительным хозяйственным эффектом. Вкладывая свой посильный труд в общественном хозяйстве, человек оказался получателем многократного полезного эффекта. Как ни странно звучит, социотехническая система, включая в себя разум, с точки зрения ньютоновой физики, является «вечным двигателем», поскольку обладает КПД, невероятно превышающим 100%.

Техносфера - не что другое как совместное «публичное хозяйство» человека, основанное на картине мира, имеющей пространство для развития , усилитель и умножитель воли общества к лучшему будущему, к «публичному благу» . Создание теплового двигателя механических машин, использующего, в том или ином виде, энергию расширяющихся газов - позволило человеку провести колоссальную энергетическую революцию своего труда и осуществить массовую индустриализацию производства «публичного блага» как всего комплекса необходимых условий жизни, своего более комфортного, безопасного существования и развития.

Это новое «прочтение мира» позволило человеческой популяции, при постоянном росте индивидуального благосостояния, довольно быстро удесятериться в своей численности, а значит, при условии соответствующей социальной организации , увеличило свою способность возрастать нелинейно - в потенциальной интеллектуальной мощности.

Проникновение в схожий с Солнечной системой Микрокосм атома породило новую реальность – раскрепостило и подчинило энергию деления атомного ядра.

***

Историческая реальность как «конкретное деятельное пространство во времени» скачкообразно предопределяется различными «физическими картинами мира», которые строит и реализует «познающий субъект», человек. Расцвет, упадок, и гибель цивилизаций, империй и смена целых исторических эпох предопределяются эффективностью «фактора будущности», стратегии субъекта общественного интеллекта , - мощностью и вектором познавательно - коммуникационного процесса, необратимого во времени, как всё живое и развивающееся. Вопрос состоит, в сущности, в эффективной, адекватной организации и в защите от взлома самоподдерживающегося (автокаталитического) познавательного («когнитивного») процесса.

В конечном счёте, вся проблема сконцентрирована в области метода теории социальной самоорганизации человека .

***

Материалистическая общественная наука , прочно заняв место своеобразного «проектно-оправдательного института власти», или же особой службы при власти , как раз и стала основной причиной системного кризиса.

  Цивилизация - «общая воля к совместной жизни» (Хосе Ортега-и-Гассет)

Вся эволюция человечества, вышедшего за пределы «живого вещества», узко-биологической жизни, в новое качество, движима не столько эволюцией форм тела, густотой шерсти на холке и крепости когтей. Она стала эволюцией форм своего Знания , - деятельного коллективного разума , основывающегося на постоянно совершенствующихся представлениях о себе и мире.

Бывают исключения. Некоторые до сих пор считают, что сила удара соперника по лицу - это главное достоинство настоящего мужчины. Но такие исключения – лишь подтверждения Правил.

Цивилизация – это самоорганизующаяся и самореализующаяся общественная Стратегия развития, структурно, органически объединяющая людей своей Целью . Она жива и развивается до тех пор, пока способна постоянно поддерживать здоровой структуру собственного Знания, сообразно которому организует свою материальную реальность и развивается. Ориентируется цивилизация, при этом, на некую Сверхзадачу, которая базируется не в рациональном пространстве вещей, а в метафизическом пространстве Духа. – В Вере, в Идеале, Абсолюте, и потому, в сущности, Сверхзадача неизменна, она только уточняется эмпирически, как истинный прочный репер и верный ориентир. Идеал принципиально не достижим, ибо он есть Идея, Сверхзадача.

Череда вносимых в целостную картину мира , по принципу дополнительности, эмпирических обобщений, в форме открытий новых физических принципов, вносит в развитие дискретность революционных «научных прорывов», смены этапов развития или эпох познания.

Они носят характер «разрешения» сменяющих друг друга Высших Гипотез, основанных на императивах Идеала.

Старая структура Знания, или парадигма развития, поглощаемая внутрь новой, остаётся в ней как «частный случай» новой. Доминирующей и структурирующей Знание всегда выступает не средняя и не низшая, а именно высшая, более поздняя, новейшая ступень познания законов Природы как наиболее совершенная форма рефлексии действительности. Сориентированная на решение Сверхзадачи,
осознанная гипотеза более высокого порядка занимает место «первичности», - знаменует собой переход стратегического субъекта (общества) в новое качество, измерение, в новое фазовое пространство развития. В восходящий поток развития.

Цивилизация в восходящем тренде – это личная безопасность, это высокоразвитый транспорт, это комфортное жильё, это бесплатное высококачественное образование и общедоступная система здравоохранения, это интересная и содержательная жизнь для всех, это свежая тёплая булка и кружка парного молока к завтраку каждого. Это теплые человеческие отношения. Это активное совместное делание будущего и уверенность в нём и, в конечном счёте, ощущение счастья.

  «Межреволюционное развитие»

носит плавный характер эволюционного освоения. Человечество вот уже почти 400 лет как живёт в ньютоновско-картезианской парадигме науки - Законов Физики Исаака Ньютона и научного Метода доказательства Рене Декарта.

При эволюции научная картина мира постепенно устаревает, пространство развития осваивается и убывает, эффективность нововведений снижается, а освоенная буйная «рациональность», становясь кнутом выросшей из духовной, формальной власти, переставляет знаки и символы в сфере морали , вызывая искажения в сознании человека и в обществе. Это нисходящий тренд, деградация картины мира.

Это то, с чем мы столкнулись сегодня. «Уставшая наука». Проседающая индустрия. Сельское хозяйство…без сельского хозяина. Место труда вытесняется откровенным разбоем, агрессивным присвоением, расхищением публичного блага под фальшивой личиной различных институтов - от института частной собственности до перерождающегося государства, замещаемого бюрократической системой.

Эрозия, растление морали общества и неудержимое прорастание уголовного мира во все поры жизни, сверху донизу. Коррупция – разрушение государства как Отечества - и замещение его властной формальной системой отношений, как минимум, слепой к морали, Отечеству и к развитию.

Конфликтность, агрессивные столкновения. Суициды.

Следствием принижения Духовного компонента стали упадок сил и паралич воли, депрессия всех форм реального хозяйства и ведущего интегрального показателя – социального воспроизводства .

Вымирание населения и декаданс стран «золотого миллиарда», казалось бы, преуспевших, как никто, в «экономическом развитии», оказались явлением знаковым, поистине зловещим. Вернее поставить «постмодерн», культурное вырождение на первое место как причину всего остального.

Ослабление первичности Духа, утрата Веры как ориентира на Сверхзадачу, в конце большого цикла, - аспект, сеющий разруху в головах, тревогу о будущем, ощущение «конца света» и безысходности. Под ударом оказывается безопасность общества, государственности - стержня Цивилизации. Это предел эволюции «системы голой рациональности», вызревший субъект которой – олигархия (власть меньшинства) - скрытен, но её агрессивный конфликт со стратегическими целями развития человечества очевиден. Более того, он фундаментален, будучи оторванным от универсальной Стратагемы. Сегодня мы переживаем наложение в одной точке нескольких краткосрочных нисходящих циклов на завершение очень большого цикла, зародившегося тысячи лет назад.

- Пройден предел имперской олигархической традиции (история которой насчитывает тысячелетия), излёт её власти, устаревание, увядание её аттракторов - символов её «физической картины мира». По сути, сегодня это бесовская игра низших сил на понижение. Это восстание всех мрачных призраков «мира теней», понятного нам под именем уголовного мира.

Новый цикл развития общества начнётся не иначе и не раньше как с освоения пространства Новой физической картины мира.
Новую национальную парадигму уже провозгласил Император Японии в годовщину трагедии цунами 2011 года. Главное слово в ней – не «борьба», а «забота».

  Т.н. «Проблема управляемости обществом»

Аварии и катастрофы, происходящие в насыщенном техникой и высокими мощностями мире, обычно трактуются размерной видимой (явленной) формально техногенной или «природной» первопричиной. Иногда определяют и наказывают непосредственного «стрелочника». Тогда как они всегда несут в себе неявленную, сокрытую от рационального и чувственного восприятия смысловую, содержательную , т.е., социально-политическую природу.

Причина тяжёлой катастрофы сложной технической системы, чаще всего, кроется не в «беспричинном сбое техники», не в «несчастном случае», а в неадекватности системы, неоправданном или неосознаваемом риске внутри всей огромной структуры и качестве отношений людей, принимающих содержательные решения – разработчика, инженера-конструктора, частного выгодополучателя, непосредственного стрелочника, «оператора системы». Причинность (каузальность) опасности и безопасности кроется в недрах всей сложной самоорганизации социальной системы «мышления – Знания – деятельности».

Прекрасно сконструированная, мощная и послушная рулю легковая машина, или тем более «управляемая сверху» сложная социотехническая система, обладающая, по своей природе, невероятной положительной обратной связью, нередко вызывает у управляющего перенос качеств и мощи системы на свой личный счёт . Неоправданное отождествление себя уже не с грешным «я», а с гением , воплощённым в «управляемой» им системе.

В таких условиях сами собой возникают соблазны сделать себя богом или божком «местного значения», позволение себе лёгкого и неоправданного присвоения благ, комплекс управленческой вседозволенности, возникают симптомы «мании величия». Отсюда проистекает и стихийная, а затем, и священная, «законность» извлечения частной выгоды из причастности к публичной деятельности. И примерно так исторически вызревает и постепенно оформляется институт прибыли и «частной собственности».

Катастрофы, в подавляющем числе случаев крупномасштабные, а особенно, социальные, - такие как войны и разрушительные «экономические реформы», имеют первопричиной описанную самость, «неадекватность сознания», агрессию и безответственность «управляющей системы», приобретшей за годы свойства раковой опухоли на теле общества. В одну сторону – прибыль – в другую – убытки.

Речи об «объективной причине» войн и «случайных экономических убийствах хозяйства целых стран» (Перкинс, Вандам-Едрихин) идти не может и быть не должно. Как есть умысел и причинность в бытовом криминогенезе, точно так и в геополитике, есть свои имена, фамилии, кланы, персональные интересы и умыслы, особо тяжкие персональные преступные деяния перед человечеством без срока давности.

События в глобальной человеческой деятельности имеют метафизическую, социальную природу, производны от наличной структуры Знания, допущений научного Метода, от актуализируемой обществом и личностью физической картины мира. Включая и его морально – этическую составляющую, сегодня часто игнорируемую, но имеющую ключевое значение.

Проблема возникновения причинности (каузальности) развития заключена в системной неполноте её научного описания в части - не в чувственной, рациональной, где всё детерминировано, распределено и расписано, но безразлично. Разрешение этой проблемы лежит в более тонкой и внешне неявленной Духовной области целостного Знания , остающейся строго за рамками нейтральной к морали, а значит, к смыслу Творения, развития, «ньютоновской», управленческой и вообще всей, науки как инструмента применения силы. Как инструмента установления довольно бесцеремонной гегемонии над природой.

Поиски и примерное наказание мелкого «стрелочника», как правило, – только ритуал, «сакральная жертва», приносимая для «наведения тени на плетень» с целью отведения внимания общества от истинных причин и сокрытия заинтересованных в безнаказанности виновников. Таким образом, системная причина катастроф не устраняется, а расширенно воспроизводится.

Системный кризис в глобальном масштабе – это как раз такая цепная реакция утраты линейной (ньютоновской) управляемости подвластной, нелинейной, по своей природе, творческой системы, вырывающейся на свободу, - «нелинейно пошедшей вразнос».

Это беспорядок, с точки зрения «управляющего».

А с точки зрения самой системы – это асимметричный уход от несвободы, от насилия.

Нужно тщательно и честно разобраться - соотнести с возросшей нелинейностью (внутренней свободой, волей, субъектностью её поведения) систему с её тайным или явным «верховным жрецом». Нужна социальная теория, воспринимающая общество как интеллектуальную систему, а не как «объект управления», то есть, вещь.

Есть все основания утверждать, что «верховный регулятор всего и вся» сегодня сам активно провоцирует, поощряет растление молодёжи, правительств, разрушение государств, инвестируя в… «как бы саморазрушение» системы. Чтобы затем, на всеобщем хаосе, пожать свой урожай власти - жёстко установив самочинный «новый мировой порядок», захватив стратегически выгодную позицию доминирования на высшем уровне контроля, поставить своих гауляйтеров на княжение.

Как в таких случаях следует говорить, речь может идти о завершении «доказательства Гипотезы» (решаемости задач развития общества) в старой парадигме и о формулировании новой, более совершенной, парадигмы и картины мира. Речь может идти именно о постановке «гипотезы развития» более высокого порядка . Иными словами – о метасистемном, фазовом переходе, основанном на принятии более полной, с точки зрения «обустройства цельности Знания» и соответствующей реальности физической картины мира.

Человечество оказалось в точке бифуркации, где даже малые локальные флуктуации рефлексивной, активной «фазовой среды» (общественной среды) могут иметь судьбоносное значение для общего будущего. «Флуктуации» в этой среде – это прежде всего идеи, смыслы, теории, понятия, а не факельные шествия.

Важное обстоятельство для будущего состоит в том, кто же будет ставить и реализовывать собственную высшую Гипотезу, эксперимент. – Социум как целое или снова его «тайный регулятор», манипулятор его сознанием.

От субъектной принадлежности этого содержательного решения будет зависеть жизнь и судьба миллиардов людей и, вероятно, вообще, во многом, зависит судьба проекта Природы под названием «человек».

  «По Образу и Подобию»

Начав свои взаимные отношения с дикой, полной опасностей природной средой, человек своим интеллектом, «по Образу и Подобию Творца» воздействовал на живую природу, на окружающую среду. И этим творил себе иную, новую реальность.

Мир планеты необратимо изменился, ещё больше необратимо изменилась среда, в которой живёт современный человек. Из дикой и враждебной, состоящей из опасных камней, животных и растений, она стала культурной, разумной, состоящей из людей, положительно «отзывчивой» средой обитания.

Она теперь далека от образа джунглей; - индивид находится в живой культурной среде социума - динамичной, урбанизированной, насыщенной информацией, коммуникацией, энергией . Он живой, свободный Дух, решающий «нервный узел» в рефлексивной и живой сети разнородных общественных отношений , одновременно и включённый наблюдатель , и активный вооружённый техникой деятель этого организма-ансамбля.

Воздействуя на процессы природы, творчески доминируя над ней, человек «несознательно» совершенствовал, революционизировал и собственную природу, когда строил её не на агрессии, а на своём возрастании гармонии в свободе и сотрудничестве. - В Духе . Животная агрессия не оставила после себя, кроме рубцов, могил, горя, никаких следов развития - в коде истории не остаётся её материальных, положительных, закреплённых результатов, потому что их нет. Всё сущее вокруг нас рождено не в непримиримой борьбе противоположностей на взаимное уничтожение, а в труде, заботе, любви и слиянии сущностей, смыслов и примирении «противоположностей».

Направленность и необратимость, «стрела времени» (как называет необратимость эволюции сложных систем «от хаоса к порядку» И.Пригожин) развития разумной человеческой цивилизации, заложена в её генетическом коде – культуре, живой Традиции, в «самовозрастании в Духе», то есть, в стремлении от хаоса к порядку гармонии, от выживания и необходимости к свободе и творчеству, от беды к победе и от разрухи к счастью. От безобразного – к прекрасному.

Если весь Мир Человека как его социальное бытиё, как антропоморфная «физическая картина мира», так радикально изменялся и продолжает направленно конструктивно и смыслово изменяться под воздействием его интеллекта , значит, как раз социальный интеллект человека ( Разум , Знание, Метод познания сами по себе), является доминирующим (высшим) физическим принципом . Наряду с известными, обратимыми во времени, «линейными» размерными и исчислимыми физическими величинами механики классической Ньютоновской физики.-

Не учтённым наукой самовозрастающим фундаментальным физическим Принципом, «нелинейным», с точки зрения «ньютоновской линейности».

Первичным, базовым принципом. Инструментом и смыслом творчества и самой жизни человека.

О Знании, о Ноосфере как о принципиально Новом геологическом факторе говорил ещё академик Владимир Иванович Вернадский. Этот физический принцип разумности развития мы больше не имеем права «научно» обходить, избегать, игнорировать в своей научной и хозяйственной практике, не включая Знание, принцип интеллекта, труд в свою «физическую картину мира». И включить его придётся не «просто так», в качестве мебели, а в качестве краеугольного камня .

Как мы уже говорили, высший, вновь открытый физический принцип становится определяющим, первичным по отношению ко всему Знанию, высшей гипотезой развития, «вытаскивающим» общество из кругового системного кризиса в новое широкое пространство свободы и развития.

Если угодно, то и «за волосы».

  О принципе социальности Знания.

Другая составляющая сторона давно созревшей реальности, которая должна быть тоже не просто учитываема, а положена в основу нового прочтения структуры познания , - это, в отличие от науки как «закрытого элитарного учения», принцип целостного Знания .

Его цельность реализуется через всю самоорганизацию, социальность человека . Стратегическим субъектом развития, в котором органично соединены все аспекты «материального» и «метафизического», ментальные взаимосвязи, технологические системы и формы всех видов коллективной деятельности, является именно всё целое общество как единый разумный организм .

Вся техносфера, экономика, хозяйство – это могучие, но лишь инструменты деятельности «стратегического субъекта». Специализация и кооперация различных компетенций личной, индивидуальной или групповой деятельности в целое – это и есть социализация «знаний» во всеобщее цельное Знание . Как в русской поговорке «Один ум - хорошо, а два - лучше».

Высокие технологии могут быть подвластны только развитому, высокоорганизованному обществу, соответствующему своей культурной матрице общественному строю , т.е., свободному социуму, обладающему знаниями и умеющему соединить свою деятельность через свою эффективную высокую самоорганизацию, через природную соборность - эффективно работающую сеть добровольных и ответственных социальных отношений морально зрелых свободных людей.

Таковым является традиционное общество, освоившее Знание; образцом соединения Традиции с её инструментом - высокими технологиями – можно, с небольшими оговорками, назвать, например, современную Японскую цивилизацию, обеспечивающую прекрасным жизненным пространством свой стомиллионный народ на камнях нескольких островов в открытом океане.

Познание сложности и сверхсложности в картезианском смысле бесполезно, потому что оно бессмысленно. Ведь понятие пользы и понятие смысла в картезианском методе выведены за его рамки.

Смысл бытия человечества как высшая сложность не выводим из постулатов картезианства.

Сложность , в нашем сегодняшнем непростом кризисном положении, - не первоочередной предмет научного познания, тем более, «с целью овладения предметом через его разрушение».

Сложность сегодня, скорее, как плодородная почва нашей жизни, нуждается в нашем понимании и уважении, заботе о её сохранении, преумножении и возделывании.

Прежде всего, сама сложность , в её высшем смысле, и есть спасение , ибо, в высшей своейформе, она и есть обитель разума, сам познающий Субъект бытия. (В форме природной среды, клетки, ДНК, коры головного мозга, сетевой структуры общества, всей биосферы).

Сложность есть материальный носитель высоких совокупных качеств предмета, его интеллекта. Физика сложности заключается в неразрушаемой, целостной интеллектуальной физической картине мира, соединяющей в целое обе крайности - высокой организации материи и её способности к саморефлексии как самопознающего Субъекта Бытия. Возможна и троичность, включающая в себя ещё и Дух.

Социум – субъект эволюции человека как разумного вида, системно устойчивая «внеформационная» (с точки зрения материалистической теории общественных формаций и учений «классовой борьбы») самоорганизация человека. Общество обладает фрактальностью, то есть, со времён своего становления, это целостная самоподобная во времени и в своей самоорганизации распределённая познавательно-деятельностная сетевая структура. Из этого следует, например, что социум в базовых принципах своей деятельности подобен мозгу человека.

(На эту целостность , по сути, её изначальную «глобальность», как смысловую основу и первообразную функции математически правильной закономерности, указал С.П.Капица в своём исследовании роста численности человечества). Закономерный численный рост популяции основан на обгоняющем его нелинейном росте мощности сети совместного разума . Приостановка численного роста предполагает близкий компенсирующий качественный скачок социальной самоорганизации.

Весь физический смысл и обязанность государства как правового инструмента общества состоит в защите сложного порядка от всеразрушающего хаоса - общественного строя от разбоя; духовных условий творческой, производительной деятельности личности и общества, в защите его от любых проявлений внешней и внутренней агрессии .
В обеспечении условий расширенного воспроизводства социума и, соответственно, его знания, как результата возрастания физических объёмов публичного блага и публичного доступа к нему. Возрастание физических объёмов блага, равно как и качества жизни, производно от качества поддержания условий творческого духа (атмосферы) развития самопознающей сложности - социальной самоорганизации (эффективного когнитивного процесса).

В условиях открытого общества как «открытой системы» (в терминологии К.Поппера) станет возможным разрешение довольно надуманного «парадокса» между индивидуальным авторским правом на результат труда («интеллектуальной собственности») и свободой социальной реализации творчества каждой личности как уникального «всеобщего достояния».

«В концепции современной нации-государства, как ее аргументирует Николай Кузанский в   Concordantia Catholica ,   нация-государство недвусмысленно рассматривается как   республика - совокупное и суверенное проявление индивидуальной личности в составе единого человечества», - резюмирует американский исследователь Линдон Ларуш.

  Что же есть первопричина

Глобального системного кризиса? Это важно для понимания его смысла, масштаба и важной исторической миссии.

Кратко это выражается в механистичности и формализме ньютоновско-картезианской парадигмы как очень специфического познавательного метода, касающегося простых движений компактных тел косной материи.
И особенно - в механическом переносе принципов ньютоновой механики, классической термодинамики, декартовой геометрии и «принципов научного доказательства» на все аспекты бытия и сложность общественной жизни .

Единственной действующей законченной научной «социальной теорией» на сей день (по-своему «объясняющей» природу общества) является материализм и его политическая экономия, или «экономическая теория». В современном проявлении - это система грубого силового управления социумом через бюрократию и финансовый рычаг воздействия методами монетаризма и коррупции, инструментов финансовой спекуляции, разрушения культуры, провоцирования вооружённых конфликтов, ослабления и демонтажа институтов международного права и принципа суверенитета «национального государства» даже в том несовершенном виде, как его трактует Вестфальский мирный договор 1648 года.

Во времена Ньютона наука в Англии была уделом закрытого высшего властного сословия богатых ловчил, менял, торговцев, дельцов и крупных феодалов, скорее, плодом поисков способа быстрого и не отягощённого трудом частного обогащения. Скорее, стремлением сакрального метода господства , нежели горячим открытым стяжанием общесоциально-значимой Истины. Инструментарием недалёких, интеллектуально неполноценных субъектов к тайному захвату публичного блага - высокоинтеллектуальной деятельности, присущей только социуму как целому.

Здесь уместно упомянуть глобальный наркотраффик и пиратов Карибского моря, захватнические, экономические, колониальные и опиумные войны, истребление индейцев Америки, вывоз рабов из Африки, концлагеря, газовые камеры, бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, равно как и очень многие другие известные и тайные практики общеуголовной юрисдикции .

Все эти разнообразные практики объединяет одно генетическое свойство – выраженную асоциальность. Организация захватов, выстраивание системы частного и узкогруппового внеправового, внетрудового преступного обогащения. Через растление морали, угнетение личности и разрушение веры, государства, цивилизации, системное поражение доброкачественного общественного организма.

Отвлечёмся на небольшой мысленный эксперимент.

Представим себе картину. На стадионе происходит футбольный матч. Футболисты, зрители, сам виновник торжества – футбольный мяч. Его пинают ногами, он летит, вращается, звенит, подпрыгивает.

У мяча есть свой внутренний объём, есть оболочки, его ограничивающие. Мысленно попробуем вывернуть мяч наизнанку. С этим действием, по правилам нашего эксперимента, всё, что окружало мяч, уходит внутрь, всё, что было внутри, становится окружающей средой. Внутри мяча бегают и бьют изнутри по нему ногами, футболисты, свистят находящиеся на трибунах болельщики, далее город,.. и оказывается компактно упакована вся Вселенная. Снаружи – разреженная пустота, растянутое искривлённое пространство, бывшее внутри футбольного мяча.

**

Зачем я привожу этот явный бред?

- От выбора категорий мышления, общего порядка ценностей, действующих субъектов, от их соотнесения, от линий, поверхностей, сфер раздела сред и точности понятий очень зависит вся складывающаяся картина мира. Она может легко оказаться кривой, абсурдной, вывернутой наизнанку, чудовищной, - если в аксиоматической основе, в правилах постановки своего эксперимента, мы сделаем хотя бы даже хоть только одно маленькое неверное допущение.

Например, давайте, преувеличим в гипотезе нечто незначительное, но простое для понимания, элементарное, но материально объективное - например, механику взаимодействия двух шариков в безвоздушном пространстве и в невесомости. И, при этом, намеренно упустим, проигнорируем нечто решающее, просто за его сложность и категорическую несводимость к механическим экспериментам. Хоть и исключительно значимое в жизни, но непостижимо сложное для упрощенного восприятия, для раскладки по полочкам, например, реальный мир бытия человека - живое, сложность, цельность Мироздания и его законов, смысл бытия и миссию разума. Разобьём-ка этот смысл жизни на множество элементарных частей. Выведем-ка смысл сложности как арифметическую сумму, набор низкоорганизованных элементов. А от «гипотезы Бога» откажемся вовсе.

Вместо этого, будем сами назначать правила своей игры, исходя из механики, и не просто играть, а принуждать людей к исполнению таких «научно обоснованных», объективных приказов, в форме массового наёмного труда, например. Высшая деятельность общества, порождающая развитие, - труд, - вся, полностью, будет упрятана, упакована в линейную ньютоновскую экономическую категорию, в её оболочку рыночного «товара».
Товары здесь производят товары. А средства массовой информации – массово производят и тотально распространяют хорошо упакованную дезинформацию. Или исподволь растлевают мораль.

Деньги будут «сами» размножаться, как кролики, будет «сама» присваиваться прибыль, на которую будут изыматься и выводиться из стран-доноров лакомые национальные активы. Для свободы торговли всем, чем угодно, будет придумана внеправовая, с особыми правилами «игры» организация свободной торговли.

Под это будут запряжены институты принуждения к исполнению приказов – властные органы, институты священной частной собственности, святая глобальная финансовая система, кристально честные спецслужбы, суды, тюрьмы и система исполнения наказаний. В гражданской жизни людьми будет двигать отнюдь не свободная совесть и ответственность, а полурабское подчинение - силе, начальнику, шефу, страху тюрьмы или перспективе беспросветной нужды.

Не такой ли оккамовский паноптикум абсурда, мир карательной психиатрии, где ведущие «психиатры»– глубокие параноики, забрызганные кровью, а пациенты – здоровые люди, «загнанные в обстоятельства», мы уже почти наблюдаем вокруг себя. Чтобы углубиться в тему, стоит самостоятельно найти и почитать что-нибудь о Тавистокской клинике , где разрабатываются подобные сценарии.

В ньютоновской парадигме «познающий субъект», источник воли якобы отсутствует как таковой. Если быть точнее, то он как бы и присутствует, но весьма тайно. Там не подразумевается ничего, точнее, никого, организующего эксперимент и наблюдающего его результат. Никто не несёт никакой моральной ответственности за результат своей деятельности. Точнее, все, кроме управляющего субъекта. Просто, «есть мнение».

Простые бесстрастные тела, массы, которыми движут неведомые силы, скорости, ускорения, есть простые линейные эксперименты с шариками, но мыслящего субъекта - экспериментатора «как бы нет». Есть «масса», есть «сила», нет свободы выбора, нет Идеала, воли к развитию и «стрелы времени». Нет никакой причинности эволюции. Система безразлична к развитию, будучи, как качающийся маятник, не знакомый к стремлению ввысь, висящий вниз, обратима во времени, перемежая кризисы и выходы из них. (по И.Пригожину).

Вспомнил о «наблюдателе» Эйнштейн, когда проводил и объяснял обществу свои «мысленные эксперименты со скоростью света». Он обнаружил, что на постановку и на результат физического эксперимента «позиция наблюдателя оказывает решающее влияние». А об отсутствии такового и речи нет – не получится, не состоится даже «мысленный опыт». - Некому будет «мыслить» и делать выводы.

И мы имеем – скрытого наблюдателя с неограниченными возможностями агрессии, манипуляций и общества, целиком заключённого в оболочку «управляемой вещи», в кокон «рабочей силы как товара», исполняющего чью-то особую прихотливую волю.

Волю, как мы наблюдаем, к безраздельному господству над целыми народами.

  Наука зародилась не в средние века.

И на древнем Востоке, и в Египте при пирамидах, и ещё ранее, ей занимались далеко не столько из чистого альтруизма, или праздного любопытства. А с целью, например, малыми усилиями добиться большого результата, наживы, безраздельной власти над себе подобными. Этим знанием овладевали во имя достижения тайного господства ордена посвящённых над «массой».

Что это придумали не одиночки, а является сформатированными «под науку» древними тайными практиками жрецов, известно. Предназначением таких практик в обществе того времени было одно, захватить и удерживать зловещие стратегические «преимущества положения».

Стихийно или нет, это стало со временем общенаучным методом – пожалуй, в этом сыграл большую роль субъективный фактор – тайное, подсознательное стремление к власти, даже ценой утраты совести, отказу от мешающей этому морали и остатков человеческого достоинства.

Поэтому-то, субъект воли в Методе скрыт за кулисой и свободен от угрызений совести. Как источник произвола, не ограниченного никем и ничем, как типичный агрессор. Метод научной редукции – это и разделение управления реальностью на морально асимметричные части, и разделение системы по принципу свой – чужой. Тебе – тумаки, мне – пятаки. А «чужого», управляемого, хоть и трудолюбивого и порядочного, по условиям игры , уже не жалко.

Это разделение Большого общего Смысла, разделение Знания и общества на множество бессмысленных сущностей для частных произвольных манипуляций и спекуляций с ослабленным, разрезанным по живому, обществом.

В основу научного метода также был положен доказательный Метод Декарта – через разделение живой системы и управления частностями. Разъединение цельности Знания на множество «бессмыслиц», раскладку «по полочкам» и решение их по одной, «щёлкая, как орешки», позволило дезорганизовать любого противника в дипломатической войне и устраивать, по-своему, власть над обществом, над его инициативой, его стратегической, интеллектуальной, хозяйственной деятельностью. Иными словами, это испокон веку называется принципом «разделяй и властвуй». Богат и велик великий русский язык. - Разделение на части - это по-русски разбой. Установить контроль над всеми его публичными активами, над техническими достижениями, над текущей деятельностью - значит, захватить, как оккупирующая сторона, стратегическое господство над его свободой воли и будущим .
Тут кроется проблема коррупции и бюрократической системы, делающих из социума «питательный бульон» для разведения и откорма «рептилий крупного бизнеса».

Овцы в старой доброй Англии однажды съели сотни тысяч крестьян. Сегодня британские овцы мирно доедают Западную цивилизацию.

Таким же образом, через разделение процессов деятельности общества, через разрушение общины , развивавшейся, вместе с человечеством до этого многие тысячи лет, что современной экономической наукой трактуется сегодня как «хорошо и очень хорошо », шло освоение Метода и закабаление капиталом труда.

Силовое порабощение общественного интеллекта , единственной производительной способности общества, было произведено путём отъёма путём прямого насилия или обмана, у него его решающего большинства «публичных активов» - земли и полезных ископаемых, открытого доступа к Знанию, возможности использовать изобретения и изобретённой им и построенной им, обществом, техники. В итоге, общество оказалось избавлено от свободы выбора между самостоятельным публичным хозяйством и системой капитала - системой наёмного труда . Это называется либеральной идеей, или идеей освобождения . Освобождения от чего?

От свободы.

Отсутствие понимания фундаментального значения сельского хозяйства с хозяином – крестьянином рождает демографическую проблему – «агробизнес», как и индустрия города, массово потребляет человека как наёмного работника, а крестьянское хозяйство расширенно воспроизводило и воспроизводит не просто «население», а цивилизацию - человека вместе с культурой. И сегодня в России сельское хозяйство продолжает безжалостно уничтожаться.

Пробки в Москве и не только в ней – как раз результат «сброса» общества из режима солидарной деятельности в режим асоциализации и атомизации - конкуренции всех против всех. Возникает несчётное количество ничтожных формальных поводов для поездок за справками, отчётами, сверками и перепроверками. Отсутствие понимания смысла города как своеобразного «концентратора интеллектуального ресурса» в одном месте для форсированного «подъёма» важнейших специфических высокотехнологических характеристик всей цивилизации идёт от непонимания или неприятия общества как интеллектуальной системы.

Атомизированный индивид, элемент общества, обращаемого в уличную толпу, стоит перед небогатым выбором – идти сдавать себя в кабальную бессрочную аренду тоталитарной системе частного найма или, не имея никакого иного приложения своего труда, даже элементарного смысла биологического существования, и вовсе тихо уйти из жизни.

  «Конец истории»: между зыбким миром и большой войной

Смертные грехи современной научной парадигмы как метода насилия над обществом, «управления при помощи введения в заблуждение» и захваченной частной монополии на все публичные активы, мы воспринимаем сегодня как досадные недоразумения, или как «плату за развитие», исходящие исключительно от «несовершенства самОй человеческой природы».

Мистическим, странным образом, в силу заложенных нам воспитания и привитых методов мышления, мы никогда не относим их на счёт качества общенаучного Метода .

Нам этот «дефект мышления» привит всеми доступными методами с детства, с первых классов в школе через разделение знаний на дисциплины, дисциплин на части, через отрыв этики и эстетики от практики и физики, через разделение образовательного и воспитательного процессов. Далее – через все виды СМИ и т.н. «научной системой управления» нами.

Недавно объявили, устами министра Андрея Фурсенко, что в России, вместо способных к самостоятельному умозаключению творцов, теперь требуется (Кем и зачем? Имена, должности, звания!) выращивать заведомого «инвалида детства», «массового потребителя», умеющего в нужном экзаменаторам месте, напротив списка готовых ответов, ставить галочку.

Проблема столкновения двух направлений развития - высоких требований научно-технического прогресса, требований безопасности техники, делающих ставку на развитое, свободное просвещённое общество - и принудительной социальной деградации во имя его «удобоуправляемости», активно решается в пользу последнего, «оскотинивания населения».

Научный метод современной социологии «верен» своему заказчику и отвечает коду силы, используя приёмы подмены, лжи, не подчинён воплощению общественно значимой Идеи, например, социальной эволюции, публичного блага, принципу Права, философии хозяйства, уважению интеллектуальной природы человека.

Метод современной (доступной нам, простым гражданам) социологии привязан не к своему Предмету, а развёрнут лицом в другую сторону, служит власти - научному оправданию её манипуляций с обществом, не выходя за рамки дозволяемого. - Методов «опросов общественного мнения», примитивной наглядной агитации, комиксов, вольной интерпретации процессов, методов статистики и манипуляций с числами, схемами и индикаторами. Закрытые методы – тоже есть, о них не стоит и говорить.

Всё это «томное и сладкое насилие» над реальной действительностью, упакованное, конечно, насколько это возможно, ярко, научно, красиво и привлекательно, привело к современному неустойчивому состоянию «мир-системы», к её зигзагам кризисов - между зыбким миром и большой войной.

Что выглядит странным, но только на первый взгляд, сам «мир теней» живёт внешне весьма «респектабельно», обложив данью в трудовой повинности, в сырье, «в научных открытиях и технических достижениях» - в «присвоении будущего» все другие миры.

Он достиг монополии силового доминирования над остальным, внешним и периферийным для него миром Традиции, добросовестного общества, некритично принявшим схемы вскормленной им олигархической «властной машины», за верный путь к Истине - за научный Метод Познания.

Но скрытую от нас, хоть не познанную, но мудрую справедливость Законов Природы обмануть невозможно физически и, тем более, - обманывать вечно. Западный мир, в лице его принципа власти над обществом при помощи насилия и «наукообразной лжи», отвергнув пространство фундаментальных смыслов, достиг примитивной «ограниченной в самой себе» системы своих частных целей неправедного обогащения и собственными руками привёл себя в ловушку смыслов, как только оказался почти монопольной силой на планете.

У него просто закончилась его лакомство – угасает жизненная энергия, разумная воля человека. Что нужно, как полагают бесноватые идеологи мира сего? - Нужно переформатирование мира с резким сокращением популяции и снижение уровня просвещённости оставшихся под контролем «особей».

Вырвать Россию из трясины модернизации

России чужды ценности и методы имперской традиции, презирающей труд, попирающей творчество, калечащей человеческую личность. Вырвать Россию из трясины современного безвременья, насильственного принуждения к «модерну» упаднического либерализма, и можно, и нужно, и необходимо, чтобы вывести её народ на простор свободного развития на основе переосвоения, нового прочтения эволюционной парадигмы человека - интеллектуальной.

В политике, науке, образовании, в дипломатии России всегда находились образованные, просвещённые люди, коллективы, чуткие и бережные к человечной природе богатой культуры своей страны, к её органической способности побеждать и развиваться несмотря ни на что, вопреки навязанным извне методам, «трендам», наветам, войнам, «пятым колоннам». Это наша истинная, национальная, не поражённая грибком «либерализма» интеллигенция. Сегодня происходит осознание и возрождение её высокой национальной цивилизационной миссии.

Политика «Евразийства» как реализации исконной для России цивилизационной системы, основанной на Высоких идеалах, совместном труде и свободе доброй совести, постепенно приобретает общенациональный характер и масштаб. Она проводится в России политической волей и стратегической интуицией Президента России Путина. Эта линия мышления находит поддержку и возбуждает энергию совместных действий внутри России, среди граждан братских республик пространства СССР и повсюду в мире.

Это происходит именно тогда, когда силы, оседлавшие мир, уже захватившие «стратегическое положение доминирования», казалось бы, почти достигли своей окончательной глобальной цели господства.

Симпатии к нашей стране и силы сотрудничества с ней крепнут во всём мире именно тогда, когда она идейно стоит выше алчных схваток, противостоит мировому злу - хамскому «мейнстриму» самонадеянной империи.

В этом случае Россия выступает уже не как чей-то сырьевой придаток, а как полноценная цивилизация.

Эта политика отнюдь не делает Россию «дамой, приятной во всех отношениях», но именно она органична для России и для мира, отвечая (хотя пока и не по всем критериям), системе совпадающих национальных и глобальных категорических императивов, лишь навскидку обозначенной в этой статье.

Эта политическая интуиция должна прорастать вглубь и вширь, приобретать вид стройной системы институтов национальной Идеи и глубокой мировой стратегии, асимметричной глобальному насилию, инициативой совместного развития.
По высшим «физическим принципам» развития - свободного целеустремлённого развития личности и открытого в будущее, интеллектуально раскрепощённого общества.

Должна она развиваться и далее, вплоть до оформления в открытое всеобщее Знание, основанное отнюдь не на кривой «физической картине мира» . В одной своей статье Андрей Фурсов, известный наш социолог и историк, выдвинул и обосновал идею построения нашей отечественной, идентичной нашему русскому мировосприятию, нашей культуре, русскому цивилизационному коду, «сетки наук об обществе». Это социальный заказ нашего многострадального народа отечественной и добросовестной мировой науке.

Стратегия эта универсальна, ибо не агрессивна, а интеллектуальна, свойственна всем мировым религиозным конфессиям и привлекательна для вовлечения всех стран, народов, граждан в разумное, а значит, честное и справедливое, подлинно человеческое мироустройство.

Некоторые использованные материалы

•  И.А. Ильин. «Почему мы верим в Россию». Сборник. Москва, Эксмо, 2006

•  Б.П. Вышеславцев. «Кризис индустриальной культуры» Сборник. Москва, Астрель, 2006

•  Иммануэль Валлерстайн. пер. с англ. «Конец знакомого мира». Сборник статей. Москва, Логос, 2003

•  Ю.М.Осипов. «Опыт философии хозяйства». Монография. Москва, изд-во МГУ, 1990

•  С.П. Курдюмов, Е. Н. Князева. Статья «Основания синергетики» http://spkurdyumov.narod.ru/Philos.htm#Ph16

•  И.Р.Пригожин, И. Стенгерс. «Хаос и порядок»; «Конец определённости», книги, сайт С.П.Курдюмова «Синергетика», раздел «философия» http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm/

•  Н.П.Бехтерева. «Магия мозга и лабиринты жизни» АСТ, Москва, 2007

•  А.И. Ракитов. «Принципы научного мышления». Москва, изд-во политической литературы, 1975

•  Томас Кун. «Структура научных революций». Пер. с англ. Москва, Астрель, 2007

•  Корнел Попа. «Теория определения». Пер. с румынского. Москва, «Прогресс», 1976

•  Василий Леонтьев. «Экономические эссе» сборник, пер. с англ. Москва, Изд-во политической литературы, 1990

•  Лев Выготский. «Мышление и речь». Москва, АСТ, 2008.

•  Ойген Розеншток-Хюсси. «Речь и действительность». Пер с англ. Москва, «Лабиринт», 2008

•  С.П.Капица. «Очерк теории роста человечества. Демографическая революция и информационное общество». Сайт «Синергетика». http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm/

•  Побиск Кузнецов. Статьи. Очерки. http://www.pobisk-memory.narod.ru/

•  Линдон Ларуш Статьи по «физической экономике», сайт EIR http://www.larouchepub.com/russian/lar/major_writings.html

•  С.А. Подолинский. «Труд человека и его отношение к распределению энергии» http://www.uni-dubna.ru/departments/sustainable_development/Portal/Nauch_trudy_kafedry/Osnov_trudy/Podolinski/

•  А.И.Фурсов. Статья «Знание как антикризисная сила» http://www.apn.ru/publications/article21755.htm

•  Рене Генон. «Восток и Запад». Пер. с фр. Москва, «Беловодье», 2005

•  Д. Пойа «Как решать задачу». Москва, «Учпедгиз», 1961

•  Михаил Туган-Барановский. «Современный социализмъ», С.- Петербург, изд-во «Будущность», 1906

•  Александр С. Панарин. «Стратегическая нестабильность ХХI века». http://www.patriotica.ru/authors/panarin.html

•  А. Субботин «Интеллектуальный принцип как системный фактор социогенеза». Сайт «Синергетика», раздел «синергетика и философия». http://spkurdyumov.narod.ru/Start1N.htm/

ВЕРНУТЬСЯ В РАЗДЕЛ
Hosted by uCoz