СИНЕРГЕТИКА
И КУЛЬТУРА

SYNERGETICS
AND ART
Содержание страницы:
 
Content:

КОГНИТИВНЫЕ СЕТИ
И. А. Евин, А.А. Кобляков, Д.В. Савриков, Н.Д. Шувалов
Традиционная классификация сложных сетей на биологические, технологические и социальные является неполной, поскольку существует огромное разнообразие продуктов художественного творчества, структуру которых также можно представить в виде сетей. В статье дан обзор исследований сложных сетей, моделирующих некоторые литературные, музыкальные и живописные произведения. Соответствующие сети предложено называть когнитивными. Обсуждаются основные направления изучения таких сетевых структур.
ТЕКСТ

СКОЛЬКО СТОИТ КУЛЬТУРА?
Г.Г. Малинецкий
Институт прикладной математики Им. М.В. Келдыша РАН.
Выступление на Совете по культуре Совета Федерации Российской Федерации 04.02.2011
Выдающийся испанский философ Х. Ортега–и–Гассет говорил, что жизнь ставит перед нами набор вопросов. Наши ответы на них и есть культура. Иными словами, культура - это совокупность способов и результатов деятельности народа; это синтез его интеллектуальных, материальных и духовных достижений, обеспечивающих его деятельность в настоящем и путь в будущее. При таком взгляде к культуре следует отнести не только искусство и его деятелей, но и технологии, промышленные и социальные, поддерживающие нашу цивилизацию, традиции, живущие в массовом сознании, заводы и институты, инженеров, руководителей, творцов. Ядром культуры являются смыслы, ценности, образ будущего, тип жизнеустройства нашей уникальной, самодостаточной цивилизации – мира России. Если XIX век был веком геополитики, ХХ – веком геоэкономики, то XXI веку, вероятно, суждено стать веком геокультуры. Опыт новейшей истории показывает, что танки, новейшие беспилотные аппараты и огромные финансовые потоки не могут сломить народ, отстаивающий свой цивилизационный выбор.
ТЕКСТ

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов
Если искать предельно краткую характеристику синергетики как научной парадигмы, то такая характеристика включила бы всего три ключевые идеи: самоорганизация, открытые системы, нелинейность . Синергетика изучает механизмы самоорганизации определенного класса систем (открытых и нелинейных) самой различной природы, начиная с физики и кончая социологией и загадками человеческого Я, системой его сознания и подсознания. Быть может, не будет преувеличением сказать об особой интегрирующей миссии синергетики в культуре. Синергетика в ее мировоззренческом содержании предстает той новой продуктивной парадигмой культуры, которая в имплицитном и синкретичном виде несет в себе некие значимые элементы и восточного, и западного образов мышления и миропонимания. Это именно тот «узел», то «сплетение», через которое могут протянуться «нити» кросскультурного взаимодействия Востока и Запада
ТЕКСТ

КАК ЭТО БЫЛО
ПРОФЕССОР О. В. БОГДАНКЕВИЧ (1928–2001) ВОСПОМИНАНИЯ РОДНЫХ, ДРУЗЕЙ И КОЛЛЕГ
Под редакцией Ю. М. Романовского
Доктор физико-математических наук, профессор Олег Владимирович Богданкевич был ученым мирового класса, одним из тех пионеров, трудами которых была создана лазерная техника. Вместе со своими учениками он сформировал такую ее область, как полупроводниковые лазеры с накачкой электронным пучком и определил направления ее развития, инициировал создание эксимерных и электроионизационных лазеров. С его именем ассоциируются сегодня не только научные статьи и книги, но и многочисленные разработки лазерно-оптической аппаратуры для самых разных применений — передача изображений, локация, прецизионные измерения, стандарты, маяки и др. Помимо работы в Академии наук и в НИИ, он около сорока лет преподавал в Московском физико-техническом институте. Многие его ученики стали докторами наук и профессорами. Олег Владимирович был патриотом России, человеком высокого интеллекта. Его оригинальные взгляды о будущем человечества были изложены в курсе лекций, которые уже после его гибели в 2001 году были опубликованы в виде монографии «Лекции по экологии». Настоящая книга знакомит читателя с полной драматизма жизнью Олега Богданкевича. Главной составной частью книги являются его воспоминания «Как это было», в которых читатель на примере лазерной физики знакомится с непростой историей науки в последние десятилетия существования СССР. Воспоминания родственников, друзей и коллег дополняют не только историю жизни самого Олега Владимировича, но и содержат ряд важных и интересных свидетельств из жизни русской и советской интеллигенции.
ФОТОГРАФИИ
ТЕКСТ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ КОМПОЗИЦИОННОГО РАВНОВЕСИЯ В ЖИВОПИСИ
Евин Игорь Алексеевич. Институт машиноведения Российской Академии Наук
В статье рассматриваются вопросы композиционного равновесия в живописи и методе его экспериментального исследования. Обсуждаются причины неправильной трактовки проблемы устойчивости композиционного баланса в живописи Р.Арнхеймом. Понятие неустойчивости практически отсутствует в психологических науках, в том числе в психологии искусства и во всем искусствознании в целом, хотя неустойчивость - принципиальное свойство функционирования мозга и самого феномена искусства. Это можно объяснить тем, что психология и искусствознание сформировались, и долгое время развивались, под влиянием классической научной парадигмы, рассматривающей окружающий нас мир как устойчивую, детерминированную, предсказуемую систему. Это привело к тому, что в тех вопросах теории искусства, где без этого понятия обойтись принципиально невозможно, часто возникают либо путаница, либо ошибки, связанные со стремлением совместить принципы организации искусства и мозга со старой научной парадигмой устойчивого и предсказуемого мира. Весьма поучительно, например, рассмотреть влияние детерминистической картины мира на представление о свойствах композиционного равновесия в живописи на примере работ известного американского теоретика искусства Рудольфа Арнхейма
ТЕКСТ

"ТЕСНЫЙ МИР" ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Евин И.А. - Институт машиноведения им. А.А.Благонравова РАН
В середине 1990 годов С. Cтрогатц ( Steven Strogatz ) и его аспирант Д.Вoттс ( Duncan Watts ) из Корнельского университета в Итаке (штат Нью-Йорк, США) решили изучить свойство коммуникационных систем, которые обладают свойством “тесного мира”. Такие сложные системы можно описать в виде сетей, узлами которых являются элементы этих систем. Например, все население Земного шара можно изобразить в виде гигантской сети, узлами которой являются каждый отдельный человека. Узлы в такой сети будут соединены между собой, если соответствующие им люди знакомы друг с другом. Социологические исследования показывают, что люди сгруппированы в малые кластеры друзей, коллег и знакомых и эти кластеры обычно слабо связаны с другими аналогичными кластерами. Поэтому чем лучше ваши друзья знают друг друга, тем в меньшей степени вы можете рассчитывать на то, что они помогут вам связаться с незнакомым вам человеком. Исследования различных типов коммуникационных сетей показало, что свойствами «тесного мира» обладают сети с высокой степенью кластеризации. Структура Интернета и Всемирной Паутины – сети, размеры которых еще больше, чем сеть жителей земли, также обладает свойством «тесного мира». Ученые из университета Нотр Дам, США, показали, что среднее число «кликов», которые необходимо сделать, чтобы перейти от одной Web -странички (общее число таких страничек в Интернете примерно в тысячу раз превышает число жителей Земли) на любую другую равно 18 и, следовательно, всемирная паутина также представляет собой “тесный мир”
ТЕКСТ

СИНЕРГЕТИКА И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
М.С. Каган
С первых шагов синергетики, явившейся конкретизацией и развитием теории систем и методологии системных исследований (Г. Хакен прямо назвал ее «частью общего системного анализа», ее основоположники - и Г. Хакен, и И. Пригожий, и С. Курдюмов - и их предшественник А. Богданов, еще в начале нашего века разрабатывавший «всеобщую организационную науку», названную им «тектологией», подчеркивали, что основные закономерности самоорганизации, выявляемые при изучении природных, в частности термодинамических, процессов, имеют гораздо более широкую сферу действия, захватывающую развитие социокультурных систем. Речь шла, таким образом, не просто о появлении новой науки, но о становлении новой научной парадигмы; примечательно, что параллельно с формированием синергетики на той же методологической основе, но не из термодинамических, а из биологических предпосылок, и нередко пересекавшееся с разработкой собственно синергетических идей, развивалось аналогичное по сути движение, в котором процесс самоорганизации был назван греческим словом «самосозидание» (autopoiesis, от poiesis - творчество). В последние годы предпринят ряд исследований, в которых основательность синергетических идей проверялась в конкретном анализе процессов самоорганизации в развитии общества, культуры, искусства в это же время получила признание тектология А. Богданова, но еще не повлиявшая на нынешнее состояние науки
ТЕКСТ

ПРОФЕССОР Р.Л. СТРАТОНОВИЧ (1830-1897) ВОСПОМИНАНИЯ РОДНЫХ КОЛЛЕГ И ДРУЗЕЙ
Под редакцией профессора Ю.М. Романовского

Предлагая читателям книгу о замечательном ученом и человеке Руслане Леонтьевиче Стратоновиче, скажем, что он был не только выдающимся физиком-теоретиком, он оказался знаковой фигурой в развитии одного из главных направлений науки второй половины 20-г века. Речь идет о набиравшем в послевоенное время силу новом направлении исследований, базировавшихся на активном взаимодействии математики и техники, а также других прикладных наук. Это новое направление науки получило название кибернетики или прикладной математики, включавшей в себя кибернетику в качестве составной части
ФОТОГРАФИИ
ТЕКСТ

В БЕЗДНЕ ИСТИНА ГНЕЗДИТСЯ
Зоя Журавлева
К «Курдюмовским чтениям», в Твери, апрель 2007
У меня, может, и есть профессия, но, в отличие от вас, нет фиксированной специальности. Как ни смешно, меня профессионально интересует просто жизнь. Ну, кого она не интересует! Подступов к ней, безотвязной и безразмерной, – мульон. У Бергсона, к примеру, в предисловии к «Творческой эволюции» есть, помнится, такой рецепт. Нужно подстеречь безмятежный миг и мгновенно вдруг обернуться: тогда – мгновенно и во всей непостижимой целостности – увидишь бешено несущийся поток жизни как она есть. Но беда в том, что мне нужно этот жизненный порыв не просто схватить озарением, а удержать в себе, пережить в красочных, бытовых и ментальных подробностях, чтобы потом предъявить его миру горяченьким в виде уже художественного явления
ТЕКСТ

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Ольга АСТАФЬЕВА - доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики культуры РАГС при Президенте РФ
К началу нового века вопрос о культурной политике России оказался в центре внимания научных и общественных дискуссий. Но не потому, что тренды экономического развития стали более определенными, а политическая ситуация стабилизировалась. Скорее потому, что “нормы порядка” и “нормы хаоса” в обществе достигли своей критической отметки, а динамика и качество социального и культурного воспроизводства с трудом обеспечивали условия для сохранения национальной безопасности России. Назрела необходимость концептуального обновления принципов и приоритетов культурной политики. Однако прежде чем обсуждать эту проблему, требуется достижение определенного согласия относительно понимания культуры и ее роли в социальных преобразованиях, раскрыть базовые положения тех методологических оснований, на которых возможно новое концептуальное решение
ТЕКСТ

МИР СИНЕРГЕТИКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Ольга АСТАФЬЕВА - доктор философских наук,
профессор кафедры теории и практики культуры РАГС при Президенте РФ
Синергетическое мировидение предполагает установление внутренних связей между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятием, новой наукой о сложности, нелинейности и хаосе и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Оно предполагает познание мудрости мягкого управления через советы и рекомендации, управления, фактически близкого к самоуправлению. Синергетика выступает знанием о том, как подражать природе в разрешении конфликтов, искать пути согласования частей целого, возможности пространственного распределения временных преобразований и подсказывает как можно сделать явным то, что не проявлено в нелинейной среде . Явления самоорганизации, проявляемые в процессах становления и развития систем разного уровня, в том числе и социальных, наиболее интересны синергетике - перспективному научному направлению
ТЕКСТ

ОБЖИТЬ КАТАСТРОФУ
СВОЕВРЕМЕННЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Порус Владимир Натанович, профессор
Когда рушатся и запустевают храмы, духовная культура в упадке. Но из того, что храмы восстанавливаются или строятся заново, что они “многолюдны”, еще нельзя заключать, что уровень духовности растет. Когда великие книги под запретом, это значит, что духовная культура сошла на уровень выживания. Но если они доступны, но не востребованы, - это еще более явный симптом духовного оскудения. Наша “духовная культура” тяжело больна. Она страдает не от дефицита средств на “культурные мероприятия” - размыты или вовсе перестали существовать границы, за которыми культура обращается в “посткультурную действительность” ...Нужно «босыми душами», как пел В. Высоцкий, пройти по режущим осколкам культуры весь путь к новым строительным площадкам, каким бы долгим он ни был, чтобы с каждым шагом он становился короче
ТЕКСТ

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ САМООРГАНИЗАЦИИ
А.С. Малкова
Синергетика рисует картину зарождения и поддержания мифологии как процесс самоорганизации, как формирование социумом изнутри себя и для себя оптимальной духовной среды. Как формирование ее не сознательно и рационально, а через медленный отбор и отсев жизненного материала, методом проб и ошибок, сгущая быт, эмоции, практический опыт в монолит культуры
ТЕКСТ

"ПЕРЕХОДНОСТЬ" КАК ПРИНЦИП СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ: ДВИЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА
К НОВОМУ ТИПУ КУЛЬТУРЫ"
Астафьева О.Н., профессор РАГС при Президенте РФ
Россия находится в переходной стадии своего развития и эта "системная переходность" пронизывает буквально все сферы жизнедеятельности людей, проявляясь на разных уровнях культуры, создавая в обществе ситуацию неопределенности и неустойчивости. Такие состояния соответствуют периодам интенсивных изменений, когда процессы, связанные с реформированием соци-ально-экономической и политической системы, развиваются параллельно обновлению социокультурной парадигмы - становлением гражданского общества, закреплением принципов культурного плюрализма и "мультикультурализма", формированием нового типа культуры - информационной культуры
ТЕКСТ

САМООРГАНИЗАЦИЯ ТИШИНЫ
Капустин В.С. (литературно-синергетическое эссе)
Разнообразны формы и способы проявления активности природы и все они обозначаются как самоорганизации. Отсюда активность и популярность синергетики, науки исследующей явления самоорганизации в ситуациях далеких от условий равновесия. Но синергетика, в отличие от кибернетики, имеет дело с формированием структур высокого порядка в открытых нелинейных и неравновесных средах, а значит непременно столкнется с огромным разнообразием форм, механизмов, сценариев самообразований и единого подхода и языка скоро будет недостаточно
ТЕКСТ

ПРОБЛЕМА ТВОРЧЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИКИ
Д.С. Чернавский и Н.М. Чернавская
Чернавский Дмитрий Сергеевич – доктор физико- математических наук, заведующий сектором теоретического отделения ФИАН
Чернавская Нина Михайловна – доктор биологических наук, профессор МГУ. Член Российского биохимического общества и Российского общества физиологов, член Научного совета по биофизике РАН и Научного совета по этике отношения к животным при МГУ. Заслуженный научный работник МГУ, член Национального комитета по данным для науки и техники
ТЕКСТ

РОМАН. ПОВЕСТИ. ЭССЕ
Зоя Журавлева
Зоя Евгеньевна Журавлева - писатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга, прозаик, автор более 20 книг, взрослых и детских ("У меня есть голова", "Островитяне", "Выход из Случая", "Роман с героем", "Путька", "Кувырок через голову" и др.). Один из организаторов Ассоциации "Женщины в науке и образовании", Главнй редактор "Госпожи Удачи", газеты Ассоциации. Круг интересов - человек во всем его неизбывном разнообразии и вообще - все живое.
TEKCT

ATTRACTOR NETWORK MODEL OF MUSIC TONALITY
Igor Yevin and Alexander Koblyakov
Mechanical Engineering Institute, Russian Academy of Sciences
The attractor network model embodies the properties of an associative content-addressable memory. Every stored pattern (meaning or note) corresponds appropriate minimum on the potential function. Imprinting a pattern lowers its energy and the energy of all pattern in the vicinity. This creates a basin of attraction. Such system would be able to recognize inputting pattern which is pulled into one of the closest keypattern. Almost all familiar melodies are built around a central tone toward which the other tones gravitate and on which the melody usually ends. This central tone is the keynote, or tonic. Three stable steps of tonality: tonic, median, and dominant are keynotes or attractors of neural network model. Others steps of tonality play the role of recognizable patterns, gravitating to some or other keynote. Some recent experiments indicate that music possibly represents control of chaos in the brain and one may suggest that stable steps of tonalities are namely these tiny perturbations by which this control is realized
TEKCT

LAURA AND PETRARCH:
AN INTRIGUING CASE OF CYCLICAL LOVE DYNAMICS

Sergio Rinaldi

Sergio Rinaldi is Professor of Systems Theory at the Politecnico di Milano, Italy, since 1978. He graduated in Engineering at the same school in 1964, and has been working, since then, on dynamical systems and optimal control with particular attention to applications in natural resources management and population dynamics. He is the author of more than hundred papers published in international journals and of three books among which Modelling and Control of River Quality (McGraw Hill, 1979). Sergio Rinaldi has been Visiting Professor at Stanford University, UC Berkeley, UBC Vancouver and Kyoto University and Research Scholar at IIASA, Laxenburg, Austria. He is Associate Editor of Ecological Modelling, Applied Mathematics and Computation, Advances in Engineering Software, and Stochastic Hydrology and Hydraulics and Director of the Research Center for Environmental Modelling (CIRITA), Politecnico di Milano. In 1988 Sergio Rinaldi was awarded the Italgas Price for Scientific Research and Innovation
PDF

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Григорьева Татьяна Петровна -
заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор филологических наук
Чем объясняется особый интерес к японской культуре в наше время? Чуть ли не каждый увлечен трехстишиями, японскими хайку, в разных городах создаются общества любителей хайку, газеты объявляют конкурс на лучшее трехстишие. Это один из примеров, но, как говорят, знаковый. Что-то заставляет направлять мысли или чувства к самой короткой форме стиха, всего 17 слогов (5-7-5). Может быть маятник Жизни качнулся в другую сторону, или меняется вектор движения: от расширения к сжатию, от внешнего к внутреннему, к микровселенной души? Появилась потребность заглянуть в себя, чего более всего боялся человек, так и не познавший себя за прошедшие тысячелетия. Не потому ли отстал от Эволюции, - не той, в которую сам себя загнал, а той, которая ему предназначена законом Пути-Дао или Божьим Промыслом? Не по этому ли Закону пришло время расплатиться за прошлое, перейти от энергетических действий, утративших смысл, к духовным свершениям, завещанным святыми отцами? Так или иначе, на пороге жизни и смерти появилась потребность узнать себя. Отсюда и интерес к японскому искусству. Вторая точка притяжения /показатель аттрактора/ - столь же большой интерес к синергетике, не только у физиков и лириков, но, можно сказать, на уровне инстинкта, интуитивного ощущения того, что синергетическое мышление заключает в себе возможность спасения от всеобщего распада. Если закон самоорганизации имманентен сущему, значит, это сущее разумно, имеет свое назначение, целевую установку, пусть одни называют это Путем, другие Божьим Промыслом
ТЕКСТ

AMBIGUITY AND ART
Igor Yevin
Mechanical Engineering Research Institute, Moscow, Russia
In perception psychology, multistabile perception of ambiguous figures is often considered as a marginal curiosity. Nevertheless, this phenomenon is one of the most investigated psychological phenomena, because it has attracted perceptual scientists since the first description of ambiguity, given by Necker in 1832. Actually, ambiguous patterns are not freak phenomena. Some authors argued, that every pattern, in a way, is ambiguous multistable pattern, but in everyday life, using additional information, we usually resolve or avoid ambiguity [ 8 ]. Nikos Legothetis recently shown that resolution of ambiguity is an assential part of consciousness job [ 1 ]. The objective of this paper is to show that the mathematical models of the perception of ambiguous patterns can be regarded as the basic models of artistic perception
TEXT

ИСКУССТВО И САМООРГАНИЗАЦИЯ
Игорь Евин - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник института машиноведения им. А.А.Благонравова РАН
Евин Игорь Алексеевич, старший научный сотрудник института машиноведения им. А.А. Благонравова РАН. В 1974 году окончил факультет общей и прикладной физики Московского физико-технического института по специальности "Физика живых систем". Область научных интересов: моделирование сложных систем, приложение методов синергетики в психологии, нейрофизиологии, искусствознании, социологии. Член международного общества по изучению сложных систем, международного обшества по применению нелинейный математических методов в психологии и науках о жизни, международной ассоциации по эмпирической эстетике, международного общества по изучению симметрии. Автор книг: "Синергетика искусства","Что такое искусство с точки зрения физики?","Синергетика мозга и синергетика искусства"
ПРОЧИТАТЬ

О СИНЕРГЕТИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ ИСКУССТВА
Б.Н. Пойзнер -
Доцент кафедры квантовой электроники ТГУ. Кандидат физико-математических наук.
Обсуждается книга И.А. Евина "Что такое искусство с точки зрения физики?" (2000 г.). Рассматр аются идеи, которые можно интерпретировать как истоки синергетического и физического подходов к искусству. Предлагаются линии возможного продолжения книги. В европейской культуре эстетические ценности занимали и занимают весьма высокое место на аксиологической шкале. Так, в схеме Макса Шелера лишь ценности религиозной веры располагаются выше эстетических. Поэтому вторжение физической мысли в сферу искусствознания нередко воспринимается его хранителями (да и многими поклонниками прекрасного) как вульгаризация, разнузданный сциентизм или даже кощунственная бестактность. Якоб Буркхардт метко назвал естествознание великим упростителем, указывая на неизлечимую ограниченность его метода
ТЕКСТ

ЛАЗЕРНАЯ МОДЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА
(от теории доминанты - к синергетике культуры)
Э. А. Соснин, Б. Н. Пойзнер Томский государственный университет
Творчество (дадим первое определение) является процессом оригинального разрешения проблемы. Будучи студентами-естественниками, мы ежедневно сталкиваемся с колоссальным количеством проблем, однако сталкиваемся ли мы с творчеством? Как правилo, нет. Ритм традиционной учебной деятельности как бы подталкивает нас в спину, и, уяснив себе постановку какой-либо проблемы, почерпнутой из лекции или семинара, мы тут же становимся обладателями её решения, придуманного кем угодно, только не нами самими. На то же, чтобы ещё раз вернуться к постановке и уяснению очередной загадки или феномена, на то, чтобы решить её по-своему: с чувством, с толком, с расстановкой, - времени не хватает. Хотя только личное активное участие в разрешении проблемы гарантирует нам воспитание вкуса к творчеству
ТЕКСТ

СИНЕРГЕТИКА, ЯЗЫК, ТВОРЧЕСТВО
Кобляков А. А.
Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

 
Родился в г. Куйбышеве 24 августа 1951г. Окончил музыкальную школу в г. Кисловодске , музыкальное училище при Московской консерватории в 1971 году , консерваторию в 1976 году . В 1979 году окончил аспирантуру (класс проф. Т.Н.Хренникова). С декабря 1980 года работает в Московской консерватории. С 1994 года ведет класс композиции, с 1995 года читает курс лекций по гармонии для композиторов. С 1994 года – доцент Кафедры сочинения. С 2001 - профессор. В настоящее время - декан композиторского факультета. В последние годы совмещает композиторскую и педагогическую деятельность с научной. Главная сфера научных интересов — музыкальная интонация – ключевая проблема современного музыкознания. Проблема интонации и интонационной формы выходит за рамки современной музыкальной теории, являясь типичной междисциплинарной проблемой. По данной теме были публикации в нашей стране и за рубежом, выступления на международных конференциях, в т.ч. в Вашингтоне (США), 1995 г.; Хайфе (Израиль), 1998 г.; Суздале, 1996 г.; Таганроге 1998 г.; Суздале, 1999 г. Член Российского Философского общества (секция философии и методологии синергетики). Член оргбюро Международной ассоциации ISIS-symmetry («Симметрия в науке, культуре и технике»). Член постоянного оргкомитета Международной конференции «Математика и искусство».
СИНЕРГЕТИКА, ЯЗЫК, ТВОРЧЕСТВО

О ЕДИНОЙ МОДЕЛИ, ЗАДАЮЩЕЙ ТВОРЧЕСТВО В САМОМ ШИРОКОМ ЕГО ПОНИМАНИИ

СИНЕРГЕТИКА И ТВОРЧЕСТВО:
УНИВЕРСАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УСТРАНЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ КАК ОСНОВА НОВОЙ СТРАТЕГИИ ИССЛЕДОВАНИЙ

HIGH-DIMENSIONAL CHAOTIC NEURAL NETWORK
UNDER EXTERNAL SINUSOIDAL FORCE

Vladimir E. Bondarenko Institutef Biochemical Physics, Russian Academy of Scinces

Vladimir E. Bondarenko received a PhD degree from the Physics Department at Moscow State University in 1990. His PhD thesis is devoted to investigation of the drift-dissipative plasma instability. Currently, his research interests include neural networks, plasma physics, polymer science, and cardiovascular physiology.
PDF
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДЛЯ PDF ФАЙЛОВ

"ANTICONTROL" OF CHAOS IN AN ANALOG NEURAL NETWORK BY EXTERNAL LOW-DIMENSIONAL CHAOTIC FORCE
Vladimir E. Bondarenko
Institutef Biochemical Physics, Russian Academy of Scinces

In this paper the processes of self-organization in asymmetric analog neural network model with time delay and under external sinusoidal force are examined. The changes in quantitative characteristics of neural network outputs such as the correlation dimension, largest Lyapunov exponent, Shannon entropy and normalized Shannon entropy are studied as functions of amplitude and frequency of the external force at one-neuron and all-neurons action.The asymmetric analog neural network model with time delay under the study is described by the set of ordinary differential equations. It is obtained from the solution of the differential equations that the neural network model produces signal which have no significant differences from the human tex2html_wrap_inline2596 -rhythm. The calculation of the correlation dimension tex2html_wrap_inline2598 shows that its value can be the same for all neurons simultaneously or can be varied from one neuron to another

 
ОЗНАКОМИТЬСЯ
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ДЛЯ PDF ФАЙЛОВ

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ КУЛЬТУРЕ
Елена Князева
Синергетика, имея первоначально естественнонаучную основу (нелинейный анализ, теорию детерминированного хаоса, теорию диссипативных структур, фрактальную геометрию природы, моделирование быстрых процессов blow up), ныне все более гуманитаризируется. Она постепенно становится человекомерной областью знания. Обнаруживается плодотворность ее применения в понимании феномена человека и человеческой культуры, в разгадывании тайн человеческого сознания и психики. Благодаря недавним результатам в области синергетики (или теории самоорганизации) начинают устанавливаться внутренние связи между естественными и гуманитарными науками, восточным и западным мировосприятиями, новой наукой (наукой о сложности, нелинейности и хаосе) и старой культурой, наукой и искусством, наукой и философией. Синергетика имеет интегративную или синтетическую ценность
ТЕКСТ

МОЖЕТ ЛИ СИНЕРГЕТИКА ОХВАТИТЬ ДУХОВНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ КУЛЬТУРЫ?
Браже Р.А.
Ульяновск, Ульяновский государственный технический университет,
Браже Рудольф Александрович - доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой физики Ульяновского государственного технического университета, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук, соруководитель отделения "Нелинейные проблемы естествознания" Ульяновского регионального научного центра "Ноосферные знания и технологии" РАЕН, член Российского философского общества (отделение информациологии). Автор 210 научных и научно-методических работ, в т.ч. 1 монографии и ряда учебных пособий. Научные интересы: нелинейные волновые явления, процессы самоорганизации в живой и неживой природе, экономических и социальных системах, головном мозге и искусстве, проблемы искусственного интеллекта
ТЕКСТ

PERSPECTIVE JAPONAISE OF OSCAR REUTERSVARD:
CRITICAL HARDLY-STABILITY OF STATIONARY STATES ROLE
OF THE CRITICALLY SELF-ORGANIZED STATES OF A BRAIN IN CREATIVITY
Rudolf A. BRAZHE
Department of Physics, Ulyanovsk State Technical University,
32 Severny Venetz, Ulyanovsk, 432027, Russia; brazhe@ulstu.ru
Any product of creativity in the field of art is a seized instant or a bit of life. It only possesses dynamics if some external influences are presumed, evident or veiled, that cause disturbances in the system. If the system is isolated the relaxation processes will eventually drive it to the equilibrium. It is characterized by maximum entropy. In painting it corresponds to composite equilibrium of structural and colour elements of a picture. In music the composite equilibrium of clock pattern of a product and its tonality play the same role. A case of the open system however is much more interesting, which one in essence cannot be in equilibrium state. In return, there are stationary states available, which were wittily called the current equilibrium states by L. von Bertalanfi. In stationary states the entropy of a system is of course varying, but according to Prigogine's theorem at fixed parameters its production is minimal
TEXT

ВЕРНУТЬСЯ НА САЙТ
С.П. КУРДЮМОВА

Hosted by uCoz